Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ текущего состояния подконтрольной среды
Состояние в сфере осуществления федерального государственного ветеринарного контроля (надзора)
В 1 полугодии 2023 года в сфере федерального государственного ветеринарного контроля (надзора):
- проведено 38152 контрольно-надзорных мероприятия, в том числе 1140 проверок (665 плановых проверок, 475 внеплановых проверок) и 36741 контрольно-надзорное мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом.
По выявленным нарушениям в 1 полугодии 2023 года приняты следующие меры:
- выдано 828 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере федерального государственного ветеринарного контроля (надзора), а также вынесено 1862 постановлений.
- составлено протоколов об административных правонарушениях - 1597, из которых направлено по подведомственности - 160.
Наиболее характерные нарушения обязательных требований при осуществлении контрольно-надзорной деятельности в сфере федерального государственного ветеринарного надзора контроля (надзора) в разбивке соответствующих статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) приведены ниже.
1. Часть 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов - 1158 нарушений;
2. Часть 1 статьи 10.6 КоАП РФ. Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил - 1133 нарушения;
3. Часть 1 статьи 10.8 КоАП РФ. Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства - 371 нарушение.
Наибольшее количество нарушений приходится на часть 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Как правило, это нарушения в части:
- использование мяса непромышленного изготовления для переработки и производства мясных полуфабрикатов;
- отсутствие приборов учета температурного режима производства, а также документов, подтверждающих соблюдение температурного режима;
- пересечение технологических потоков готовой продукции и сырья на производстве;
- отсутствие приборов учета, а также соблюдение норм относительной влажности воздуха в камере хранения продукции животного происхождения (яйцо пищевое);
- программа производственного контроля выполняется не в полном объеме;
- фальсификация молочной продукции;
- наличие или превышение норм остатков запрещенных веществ в молочной продукции;
- отсутствие на производстве и/или несоблюдение принципов ХАССП;
- совместное хранение в холодильной камере мяса для пищевых и непищевых целей;
- хранение и реализация продукции животного происхождения с истекшим сроком годности;
- отсутствие маркировки на продукции животного происхождения, несоответствие информации, заявленной на маркировке с составом продукции животного происхождения;
- нарушения требований хранения продукции животного происхождения во вскрытой вакуумной защитной упаковке;
- отсутствие документов, подтверждающих безопасность сырья животного происхождения (мяса и мясной продукции);
- несоблюдение условий хранения парного и охлажденного мяса;
- перевозка молока сырого в неопломбированных емкостях;
- в товаросопроводительных документах не указывается время отгрузки и температура отгрузки молока сырого, номер партии;
- отсутствие журналов регистрации, а также несоблюдение показателей контрольно-измерительных приборов коптильных камер на рыбоперерабатывающих предприятиях;
- хранение и реализация кормов для непродуктивных животных без маркировки;
- нарушения технологических процессов на мясоперерабатывающих предприятиях, нарушение технологических потоков на мясоперерабатывающих предприятиях;
- хранение и реализация кормов для непродуктивных животных с истекшим сроком годности.
В отношении части 1 статьи 10.6 КоАП РФ наиболее типичными нарушениями являются:
- отсутствие ограждения территории животноводческой фермы;
- отсутствие при въезде на территорию животноводческих ферм дезинфекционных барьеров;
- отсутствие при входе на территорию молочных ферм санитарного пропускного пункта для смены одежды, обуви, а также прохождения гигиенического душа;
- отсутствие дезковриков при входе в помещения объектов, подконтрольных федеральному государственному ветеринарному контролю (надзору);
- неудовлетворительное состояние помещений объектов, подконтрольных федеральному государственному ветеринарному контролю (надзору);
- отсутствие микробиологического контроля санитарного состояния воздуха холодильных камер, а также отсутствие документов, подтверждающих проведение мойки и дезинфекции холодильных камер, протоколы лабораторных исследований на эффективность качества дезинфекции;
- отсутствие документов, подтверждающих организацию и проведение мойки и санитарной обработки производственных помещений, технологического оборудования;
- несоблюдение кратности контроля санитарного состояния производства и эффективности проведения санитарной обработки производственного оборудования, инвентаря, рук работающего персонала;
- несоблюдение кратности проведения плановой дезинсекции складских и подсобных помещений;
- отсутствие стерилизатора для дезинфекции ножей и мусатов;
- отсутствие отдельной закрывающейся маркированной емкости цвета, отличающего от цвета остальных контейнеров для сбора непищевых боенских отходов;
- несоблюдение плана профилактических противоэпизоотических мероприятий;
- несоблюдение правил карантина животных;
- убой скота на необорудованных убойных площадках;
- отсутствие оборудованных вскрывочных для вскрытия трупов животных на свиноводческих предприятиях.
В части нарушения части 1 статьи 10.8 КоАП РФ наиболее характерны следующие нарушения:
- утилизации биологических отходов;
- отсутствия ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольную федеральному государственному ветеринарному контролю (надзору) продукцию;
- хранения, реализации продукции животного происхождения, в том числе, хранения и реализации продукции животного происхождения с истекшим сроком годности;
- наличия продукции животного происхождения без признаков проведения ветеринарно-санитарной экспертизы в полном объеме, отсутствие оттиска клейма "Госветслужба";
- хранения, реализации продукции животного происхождения без маркировки;
- отсутствия документов, подтверждающих проведение химико-бактериологического анализа воды, используемой для переработки продукции животного происхождения;
- в сопроводительных документах отсутствует информация об охлаждении молока сырого, указания времени начала транспортировки молока сырого;
- отсутствия проведения лабораторных исследований сырья, а также достоверности и полноты контроля за пищевым сырьем, подконтрольным федеральному государственному ветеринарному контролю (надзору).
Состояние в сфере профилактической работы
Территориальными управлениями в 1 полугодии 2023 года регулярно публиковалась информация в сфере федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) в средствах массовой информации (газеты, журналы, электронные/интернет-издания), размещались видеосюжеты на телевидении, осуществлялось участие представителей Службы и ее территориальных органов в форумах, совещаниях, в т.ч. освещаемых средствами массовой информации, проводилась работа с населением по вопросам соблюдения требований ветеринарного законодательства.
В частности, в рамках профилактической работы по предотвращению нарушений требований законодательства в области ветеринарии осуществлено 155096 профилактических мероприятий, в том числе:
- 49399 информирований;
- 56061 консультирование;
- 13126 профилактических визитов;
- 36510 предостережений о недопустимости нарушения требований законодательства.
Также территориальными управлениями Россельхознадзора проводится работа по размещению на официальных сайтах ответов/разъяснений по часто задаваемым вопросам в сфере федерального государственного ветеринарного контроля (надзора).
Общий объем выявленных в 1 полугодии 2023 года нарушений составил 3418 против 7129 1 полугодия 2022 года.
Проблемы, на решение которых направлена Программа
Основными проблемами, которые по своей сути являются причинами основной части нарушений требований ветеринарного законодательства Российской Федерации, выявляемых Россельхознадзором, являются:
1. Низкие знания подконтрольных субъектов требований, предъявляемых к ним ветеринарным законодательством Российской Федерации.
Решением данной проблемы является активное проведение Россельхознадзором и его территориальными управлениями работы по разъяснению обязательных требований подконтрольным субъектам. Предполагается также дальнейшее ежеквартальное проведение территориальными управлениями Россельхознадзора публичных мероприятий.
2. Сознательное бездействие подконтрольных субъектов.
В качестве решения данной проблемы может быть организация первостепенной профилактической работы (мероприятий) подконтрольными субъектами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.