г. Краснодар |
|
26 мая 2022 г. |
Дело N А01-2754/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Калуцких Р.Г. при участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции от заявителя - публичного акционерного общества "Газпром" (ИНН 7736050003, ОГРН 1027700070518) - Ковальчука Д.А. (доверенность от 25.05.2022), в отсутствие представителей органа, осуществляющего публичные полномочия, - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Республике Адыгея, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Газпром инвест" в лице филиала "Газпром реконструкция", общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 07.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022 по делу N А01-2754/2021, установил следующее.
Публичное акционерное общество "Газпром" (далее - акционерное общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Адыгея (далее - учреждение) о признании незаконными изложенных в письмах от 23.04.2021 N 1-2.10/583, от 27.05.2021 N 2-2.10/739 решений об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах минимальных расстояний до принадлежащих заявителю газопроводов отвода (D 159; 0,1 км) к АГРС п. Подгорный (ОПХ), от Ладожского до Некрасовского месторождений, от города Майкопа до станицы Гиагинской (20 км), магистрального "Голубой поток" - "Россия-Турция" (морской вариант) на участке км56,5 - км363,8, отвода (D 219; 6,6 км) к АГРС с. Новоалексеевское, 1-й нитки между станицами Некрасовской и Березанской, отвода к ГРС аула Хатукай и ГРС аула Хатукай, магистрального "Майкоп-Гиагинская" (19,159 км), высокого давления "Майкоп-Некрасовская" (59,4 км), между станицами Некрасовская и Афипская, от города Майкопа до станицы Самурской, между станицами Гиагинской и Динской, отвода (D273; 8,6 км) к ПГСП г. Майкоп и ГРС N 1 (ТП-4-02-475/66) ПГСП ГКС х. Калинин, между станицами Гиагинской и Динской (38 км), отвода к ГРС пос. Яблоновского и ГРС пос. Яблоновского, отвода к ГРС Октябрьской ТО Октябрьской ГРС, магистрального "Гиагинская - Новокубанская", 2-й нитки между станицами Некрасовской и Березанской, от станицы Новодмитриевской до города Краснодар, лупинга Гиагинская-Киевский (37,449 км), отвода к Краснодарскому химкомбинату г. Белореченска, отвода к ГРС аула Хаштук и ГРС аула Хаштук, магистрального "Майкоп-Невинномысск", отвода к ГРС а. Теучежхабль и ГРС а. Теучежхабль, между городами Крымск и Краснодар, отвода (D102; 0,97 км) к АГРС аула Джамбичи и АГРС Ташкент-2 аула Джамбичи, отвода к ГРС пос. Афипского, отвода (D426; 3,271 км) к АГРС N 2 г. Майкоп и АГРС N 2 (БК-ГРС-Н-160) г. Майкоп, между городами Краснодаром и Крымском, отвода (D159; 0,16 км) к АГРС с-з Труд, отвода к ГРС ст. Гиагинская, ГРС пос. Новый сад, от ГУ-1 до ГУ3 Майкопского месторождения (5490 м), отвода к ГРС п. Прикубанского, обвода г. Краснодара, отвода к ГРС а. Понежукай и ГРС а. Понежукай, обвода г. Краснодара, ГРС пос. Прикубанского, отвода к АГРС пос. Чехрак и АГРС пос. Чехрак, отвода к АГРС Псекупс и АГРС Псекупс, отвода к ГРС х. Калинина и ГРС х. Калинина, магистрального "Майкоп-Самурская-Сочи) на участке км 0 - км15,47, магистрального "Майкоп-Самурская-Сочи" на участке км15,82 - км58,31, от КС Майкопская до 0 км магистрального "Майкоп-Самурская-Сочи", от КС Майкопская до км1,51 магистрального "Майкоп-Невинномысск", от КС Майкопская до км1,28 магистрального "Майкоп-Гиагинская" (20 км), до КС Майкопская, от КС Майкопская до км1,85 "Майкоп-Некрасовская" высокого давления (59,4 км), от КС Майкопская до км1,25 магистрального "Майкоп-Гиагинская" (далее - газопроводы), о понуждении к устранению допущенных нарушений путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах минимальных расстояний до газопроводов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Газпром инвест" в лице филиала "Газпром реконструкция" и общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" (далее соответственно - общества-1,-2).
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 07.12.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022, заявление удовлетворено со следующей мотивировкой. За акционерным обществом как собственником газопроводов закреплена обязанность по представлению в орган регистрации прав сведений о границах минимальных расстояний до указанных объектов. Акционерное общество представило учреждению сведения о границах минимальных расстояний до газопроводов для их внесения Единый государственный реестр недвижимости. У учреждения отсутствовали основания для отказа в таком внесении.
Учреждение, обжаловав решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 07.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), привело следующие основания проверки законности судебных актов. Правовая природа спорных отношений, предмет доказывания и подлежавшие применению правовые нормы определены неверно. Границы минимальных расстояний не могут считаться установленными в силу закона. Акционерное общество не представило документы, необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах минимальных расстояний до газопроводов.
В отзыве на кассационную жалобу акционерное общество выразило мотивированное мнение об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что акционерное общество в лице обществ-1,-2 как эксплуатирующих организаций подало в учреждение заявления от 08.04.2021, 09.04.2021, 16.04.2021 о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах минимальных расстояний до газопроводов, принадлежащих акционерному обществу и расположенных на территории Республики Адыгея. Сведения о границах минимальных расстояний до газопроводов представлены в виде электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Ответными письмами от 23.04.2021 N 1-2.10/583, от 27.05.2021 N 2-2.10/739 учреждение известило акционерное общество о принятых решениях об отказе в удовлетворении заявлений. Невозможность внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах минимальных расстояний до газопроводов учреждение обосновало отсутствием нормативного правового акта или решения уполномоченного органа об установлении соответствующей зоны с особыми условиями использования территории, а также согласования границ такой зоны уполномоченным органом.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения акционерного общества в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса допускается удовлетворение требования о признании решения органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконным при установлении несоответствия этого решения нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Бремя доказывания законности решения, соответствующих полномочий у принявшего его органа и послуживших основанием для его принятия обстоятельств возлагается на орган (статья 65, часть 5 статьи 200).
Нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) допускается ограничение прав на землю по установленным федеральными законами основаниям (пункт 1 статьи 56). Использование земельных участков ограничивается в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 56). К таким зонам отнесены зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных газопроводов (далее - зоны минимальных расстояний;
пункт 25 статьи 105). Правительству Российской Федерации вменено в обязанность утверждение положения о названных зонах (пункт 1 статьи 106, часть 2 статьи 8 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации").
До настоящего времени положение не утверждено. До его утверждения статьей 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ) определены переходные нормы.
Согласно применимой к спорным отношениям редакции Закона N 342-ФЗ зоны минимальных расстояний, установленные до 01.01.2022 нормативным правовым актом без принятия уполномоченным органом соответствующего решения либо согласования границ, до 01.01.2025 признаются установленными в отсутствие сведений о них в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 3 части 8) при условии, что в нормативно определенном на тот момент порядке установлено описание местоположения их границ в текстовой форме (часть 9). Собственник газопровода, в связи с размещением которого до 01.01.2022 установлена зона минимальных расстояний, должен был обеспечить направление в орган регистрации прав документов, необходимых для внесения сведений о зоне в Единый государственный реестр недвижимости (часть 12).
Собственники газопроводов, в целях предупреждения негативного воздействия которых до опубликования Закона N 342-ФЗ были установлены минимальные расстояния, должны были обеспечить подготовку графического описания местоположения границ минимальных расстояний, перечня координат характерных точек этих границ в допустимой системе координат и направить их в уполномоченный орган исполнительной власти для проверки на предмет соответствия нормативным требованиям, утверждения и направления в орган государственной регистрации прав для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (часть 19 статьи 26 Закона N 342-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 N 543 такими полномочиями наделено Министерство энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго).
В Едином государственном реестре недвижимости в числе сведений о местоположении границ минимальных расстояний указываются положения нормативного правового акта, на основании которого эти границы установлены (пункт 4 части 1 статьи 10, статья 71.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Правовой режим и порядок установления минимальных расстояний до промышленных и магистральных трубопроводов ранее определялись Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными заместителем Министра топлива и энергетики России 29.04.1992 и постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9 (далее - Правила охраны трубопроводов), Сводом правил "СП 36.13330.2012.
Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", утвержденным приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.12.2012 N 108/ГС (далее - Свод правил).
Расстояния от оси трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны были приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее приведенных в табличной форме значений (пункта 7.15 Свода правил).
Аналогичное толкование названных норм приведено в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.06.2021.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно заключили о следующем.
Зоны минимальных расстояний принадлежащих акционерному обществу газопроводов были установлен до 01.01.2022 нормативными правовыми актами, каковыми послужили Правила охраны трубопроводов и Свод правил. Данными актами было установлено описание местоположения границ минимальных расстояний в текстовой форме. Необходимость в принятии уполномоченным органом решения об установлении зон минимальных расстояний либо в согласовании их границ отсутствовала. Такие зоны следует считать установленными в отсутствие сведений о них в Едином государственном реестре недвижимости.
Акционерное общество как собственник газопроводов, в связи с размещением которых до 01.01.2022 были установлены зоны минимальных расстояний, во исполнение своих обязанностей обеспечил подготовку графического описания местоположения границ минимальных расстояний, перечней координат характерных точек этих границ в допустимой системе координат и направил их в учреждение для внесения в Единый государственный реестр недвижимости. Сведения о границах минимальных расстояний до газопроводов представлены в виде электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью.
В письме Минэнерго от 22.05.2017 N КМ-5452/05 указано на необходимость отражения в Едином государственном реестре недвижимости минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения в целях защиты прав и законных интересов граждан. С учетом позиции Минэнерго по вопросу об исполнении обязанностей по осуществлению проверки названных материалов на предмет соответствия нормативным требованиям, утверждению и направлению в орган государственной регистрации прав акционерное общество представило сведения о ранее установленных зонах минимальных расстояний непосредственно в учреждение.
Учреждение в обоснование оспариваемых решений не привело доводы о несоответствии представленных акционерным обществом сведений о границах минимальных расстояний до газопроводов в виде заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью электронных документов Правилам охраны газопроводов и Своду правил. Наличие непреодолимых препятствий для внесения этих сведений в Единый государственный реестр недвижимости учреждение не доказало. Оспариваемыми решениями учреждения нарушены права и законные интересы как акционерного общества, так и неопределенного круга лиц, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества в границах зон минимальных расстояний.
Действия акционерного общества направлены на обеспечение условий эксплуатации принадлежащих ему газопроводов. Внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах минимальных расстояний газопроводов достигаются цели информирования граждан, защиты их жизни и здоровья, обеспечения их безопасности, согласования государственных, общественных и частных интересов. Наличие сведений о зонах минимальных расстояний в Едином государственном реестре недвижимости способствует предотвращению незаконного строительства, минимизирует последствия аварийных ситуаций.
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 07.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022 по делу N А01-2754/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В письме Минэнерго от 22.05.2017 N КМ-5452/05 указано на необходимость отражения в Едином государственном реестре недвижимости минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения в целях защиты прав и законных интересов граждан. С учетом позиции Минэнерго по вопросу об исполнении обязанностей по осуществлению проверки названных материалов на предмет соответствия нормативным требованиям, утверждению и направлению в орган государственной регистрации прав акционерное общество представило сведения о ранее установленных зонах минимальных расстояний непосредственно в учреждение.
...
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 мая 2022 г. N Ф08-3885/22 по делу N А01-2754/2021