Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
приказом департамента
ветеринарии Краснодарского края
от 18.12.2023 N 539
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными на территории Краснодарского края на 2024 год
1. Общие положения
1.1. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными на территории Краснодарского края (далее - Программа), устанавливает порядок проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, соблюдение которых оценивается в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными на территории Краснодарского края (далее - государственный надзор).
1.2. Уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим государственный надзор, является департамент ветеринарии Краснодарского края (далее - Депветеринарии края).
1.3. Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований в области обращения с животными, установленных Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 498-ФЗ) и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края, при содержании и использовании животных, ином обращении с животными, осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, при осуществлении деятельности приютов для животных, в том числе соблюдение норм содержания животных в них. за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 19 Закона N 498-ФЗ (далее - обязательные требования в области обращения с животными).
1.4. Порядок организации и осуществления государственного надзора регламентирован Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), Законом N 498-ФЗ, Законом Краснодарского края от 2 декабря 2004 г. N 800-КЗ "О содержании и защите домашних животных в Краснодарском крае", постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 сентября 2021 г. N 636 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными на территории Краснодарского края", постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 июня 2020 г. N 324 "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Краснодарского края", постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 июня 2020 г. N 325 "Об утверждении Порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Краснодарского края", постановлением Губернатора Краснодарского края от 29 марта 2023 г. N 149 "Об утверждении Порядка предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан на территории Краснодарского края".
1.5. Объектами государственного надзора являются:
деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования в области обращения с животными, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования в области обращения с животными;
здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования в области обращения с животными (далее - производственные объекты).
1.6. Контролируемыми лицами при осуществлении государственного надзора являются:
деятельность, действия (бездействие), результаты деятельности, производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по содержанию в приюте животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались;
деятельность, действия (бездействие) или результаты деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекаемых органами местного самоуправления, органом публичной власти в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, осуществляющих деятельность по обращению с животными без владельцев на территории Краснодарского края, в части отлова животных без владельцев, возврата потерявшихся животных их владельцам, возврата содержавшихся в приютах животных без владельцев на прежние места обитания; граждане, осуществляющие деятельность по содержанию и использованию животных.
2. Анализ текущего состояния осуществления государственного надзора, описание текущего развития профилактической деятельности департамента ветеринарии Краснодарского края, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
2.1. В 2023 году государственный надзор осуществлялся в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 сентября 2021 г. N 636 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными на территории Краснодарского края".
2.2. За 9 месяцев 2023 г. в Депветеринарии края из государственных бюджетных учреждений ветеринарии Краснодарского края, органов полиции (КУСПы), органов местного самоуправления поступило 1499 материалов о нарушениях обязательных требований в области обращения с животными.
Кроме того, в Депветеринарии края регулярно поступает информация от граждан о фактах причинения животными вреда их жизни и здоровью (покусы).
В связи с этим, в Депветеринарии края отработан механизм взаимодействия с органами МВД в муниципальных образованиях при установлении фактов покусов граждан домашними и безнадзорными животными. С органами местного самоуправления и государственными бюджетными учреждениями ветеринарии проведены совещания о необходимости информирования Депветеринарии края обо всех фактах причинения животными гражданам вреда их жизни и здоровью или об угрозе его причинения. За 9 месяцев 2023 г. в Депветеринарии края поступило 1272 материалов по фактам покусов граждан животными, в том числе животными без владельца.
2.3. По итогам рассмотрения материалов организовывалось проведение контрольных (надзорных) мероприятий, осуществлялась выдача предостережений, а также проведение профилактических визитов.
В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан объявлено 481 предостережение, проведено 1201 профилактических визитов и 36 контрольных (надзорных) мероприятий (инспекционных визитов).
По выявленным нарушениям возбуждено 36 административных дел, по результатам рассмотрения которых наложен 31 административный штраф на сумм} 31 тыс. руб., вынесено 2 предупреждения.
По фактам нахождения на улицах населенных пунктов животных без владельцев в адрес глав муниципальных образований направляются письма о проведении мероприятий, направленных на организацию деятельности по обращению - животными без владельцев в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 июня 2020 г. N 324 "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Краснодарского края".
Количество проводимых профилактических визитов увеличилось на 45% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года в связи с тем, что в настоящее время правоприменительная практика показывает их высокую эффективность. При проведении профилактических визитов происходит непосредственное взаимодействие с контролируемым лицом, ему разъясняются существующие требования законодательства и отвечают на возникающие вопросы.
Проведение профилактических мероприятий консультационного, разъясняющего характера, предполагающих отсутствие мер административного воздействия, также служит снижению административных и финансовых издержек контролируемых лиц по сравнению с ведением контрольной (надзорной) деятельности исключительно путем проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
2.4. Наиболее часто встречающимися нарушениями, установленными при осуществлении государственного надзора, являются:
нахождение на улицах населенных пунктов большого количества животных без владельцев;
не проведение в муниципальном образовании мероприятий по отлову животных без владельцев;
отсутствие приютов для их содержания;
жестокое обращение с домашними животными;
ненадлежащее содержание владельцами домашних животных;
нарушение порядка выгула собак, их свободное, неконтролируемое передвижения при пересечении проезжей части автомобильных дорог, во дворах домов, а также на детских или спортивных площадках.
2.5. В целях предупреждения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих указанным нарушениям, Депветеринарии края осуществлялись мероприятия по профилактике таких нарушений в соответствии с программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными на территории Краснодарского края на 2023 год, утвержденной приказом от 8 декабря 2022 г. N 655 "Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными на территории Краснодарского края на 2023 год".
2.6. В 2023 году в целях профилактики нарушений обязательных требований на официальном сайте Депветеринарии края подготовлен и размещен доклад по итогам обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными в 2022 году.
Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований обеспечено посредством размещения на официальном сайте Депветеринарии края руководства по соблюдению обязательных требований, информации о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований в области обращения с животными, сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований в области обращения с животными.
2.7. Основными проблемами, на решение которых направлена Программа, является низкий уровень знания контролируемыми лицами обязательных требований, предъявляемых к ним законодательством в области обращения с животными.
3. Цели и задачи реализации Программы
3.1. Цели Программы:
1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований в области обращения с животными всеми контролируемыми лицами;
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований в области обращения с животными и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) создание условий для доведения обязательных требований в области обращения с животными до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
3.2. Задачи Программы:
1) выявление причин, факторов и условий, способствующих возникновению нарушений обязательных требований в области обращения с животными;
2) снижение количества нарушений обязательных требований в области обращения с животными, выявляемых в ходе осуществления государственного надзора;
3) формирование единого понимания обязательных требований в области обращения с животными у всех контролируемых лиц;
4) повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях в области обращения с животными и необходимых мерах по их исполнению;
5) снижение административной нагрузки на контролируемых лиц.
4. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
4.1. В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 сентября 2021 г. N 636 "Об утверждении Положения с региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными на территории Краснодарского края", проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
4.2. Перечень профилактических мероприятий с указанием сроков (периодичности) их проведения, ответственных должностных лиц за их реализацию указаны в приложении к Программе.
4.3. Депветеринарии края осуществляет информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, в порядке, предусмотренном статьей 46 Закона N 248-ФЗ.
4.4. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом Депветеринарии края и размещается на официальном сайте Депветеринарии края в сети "Интернет" ежегодно, до 1 апреля года, следующего за годом обобщения правоприменительной практики, не позднее трех рабочих дней со дня его утверждения.
4.5. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном статьей 49 Закона N 248-ФЗ.
4.6. Уполномоченные должностные лица осуществляют консультирование в порядке, установленном статьей 50 Закона N 248-ФЗ:
по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме;
в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия;
посредством размещения на официальном сайте Депветеринарии края письменного разъяснения по однотипным обращениям, подписанным уполномоченным должностным лицом, в случае поступления более пяти однотипных обращений.
Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного надзора, в том числе:
о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования в области обращения с животными, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного надзора;
о нормативных правовых актах, регламентирующих порядок осуществления государственного надзора;
о порядке обжалования действий или бездействия должностных лиц Депветеринарии края;
о месте нахождения и графике работы Депветеринарии края;
о местах нахождения, графике работы, справочных телефонах структурных подразделений Депветеринарии края в муниципальных образованиях Краснодарского края;
об адресах официальных сайтов, а также электронной почты Депветеринарии края в сети "Интернет".
4.7. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи не более одного рабочего дня.
Профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц в случаях:
наличия сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательны: требований, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований, если указанные сведения не соответствуют утвержденным Постановлением N 636 индикаторам рискам нарушения обязательных требований;
наличия сведений о несоблюдении индикаторов риска нарушения обязательных требований;
обращения контролируемого лица с просьбой о проведении профилактического визита (если такое обращение поступило не позднее чем за 2 месяца до даты начала проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия).
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в области обращения с животными (не позднее чем в течение одного года с даты начала осуществления такой деятельности), а также в отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска с периодичностью один раз в квартал.
Профилактический визит по обращению контролируемого лица проводится не позднее чем за один месяц до даты проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, при этом дата его проведения предварительно согласовывается с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования.
5. Показатели результативности и эффективности Программы
5.1. Для оценки результативности и эффективности Программы устанавливаются следующие показатели результативности и эффективности:
а) Доля профилактических мероприятий в объеме контрольных мероприятий - в %.
Показатель рассчитывается как отношение количества проведенных профилактических мероприятий к количеству проведенных контрольных мероприятий.
б) Доля контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия - в %.
Показатель рассчитывается как процентное соотношение количества контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, к общему количеству контролируемых лиц.
в) Доля нарушений, выявленных в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий, от общего числа проведенных контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц - в %.
Показатель рассчитывается как процентное соотношение количества нарушений, выявленных в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий, к общему количеству проведенных контрольных (надзорных) мероприятий.
Также учитываются такие показатели как снижение количества нарушений выявленных в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий, сокращение количества контрольных (надзорных) мероприятий при увеличении профилактических мероприятий при одновременном сохранении текущего (улучшении) состояния подконтрольной сферы.
5.2. Оценка результативности и эффективности Программы осуществляется по итогам соответствующего года ее реализации на основании анализа правоприменительной практики по осуществлению профилактических мероприятий.
Начальник отдела |
В.А. Бобров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.