Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Постановлению администрации
Петропавловск-Камчатского
городского округа
от 26.12.2023 N 3205
15. Финансовые ресурсы и налоговая политика
В 2021 году бюджет городского округа по доходам исполнен на 100,9%. При уточненном плане по доходам в объеме 14 972,3 млн. рублей, в бюджет городского округа поступило 15 099,6 млн. рублей. Отклонение фактических от плановых показателей составило 127,3 млн. рублей или 0,9%.
При плане поступлений налоговых и неналоговых доходов в объеме 7 369,6 млн. рублей, исполнение составило 7 594,4 млн. рублей или 103,1%. Фактические поступления налоговых доходов за 2021 год составили 6 964,4 млн. рублей, что на 168,8 млн. рублей больше плановых назначений. Плановые показатели перевыполнены по следующим видам налоговых доходов:
- по группе доходов "Налоги на прибыль, доходы" на 98,4 млн. рублей, или на 2,0%;
- по группе доходов "Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации" (акцизы) на 0,7 млн. рублей, или на 1,9%;
- по группе доходов "Налоги на совокупный доход" на 62,3 млн. рублей, или на 4,8%;
- по группе доходов "Налоги на имущество" на 7,4 млн. рублей, или на 1,6%.
Фактические поступления неналоговых доходов за 2021 год составляют 630,0 млн. рублей, что на 55,9 млн. рублей больше плановых показателей. Плановые показатели перевыполнены по следующим видам неналоговых доходов:
- по группе доходов "Платежи при пользовании природными ресурсами" на 76,2 млн. рублей, или на 259,0%;
- по группе доходов "Доходы от продажи материальных и нематериальных активов" на 2,3 млн. рублей, или на 3,8%;
- по группе доходов "Штрафы, санкции, возмещение ущерба" на 9,9 млн. рублей, или на 25,6%.
Фактический объем безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составил 7 501,2 млн. рублей или 98,7% от плановых бюджетных назначений. Исполнение плановых показателей поступлений составило:
- по дотациям бюджетам муниципальных образований - 100,0%;
- по субсидиям бюджетам муниципальных образований - 99,0%;
- по субвенциям бюджетам городских округов - 98,5%;
- по иным межбюджетных трансфертам - 98,9%.
По итогам отчетного финансового года исполнение по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) составило 4 244,5 млн. рублей, или 103,3%, что больше плановых назначений на 134,2 млн. рублей. НДФЛ является основным бюджетообразующим налогом и составляет 55,9% от налоговых и неналоговых поступлений городского округа.
По сравнению с 2020 годом, объем поступлений по НДФЛ увеличился на 504,4 млн. рублей или на 13,5%. На рост поступлений в сравнении с 2020 годом, а также на перевыполнение бюджетных назначений 2021 года оказали влияние следующие факторы:
1) рост поступлений по НДФЛ, удержанных с доходов физических лиц, полученных в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации (например, НДФЛ с суммы вознаграждений, выигрышей, продажи имущества);
2) введение с 2021 года налоговой ставки 15% в части суммы налога, превышающей 0,65 млн. рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5,0 млн. рублей (в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2020 N 372-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период");
3) основной рост поступлений обеспечен предприятиями, реализующими следующие виды деятельности:
- рыболовство и рыбоводство;
- обрабатывающие производства;
- государственное управление и обеспечение военной деятельности;
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг;
- транспортировка и хранение;
- здравоохранение;
- торговля оптовая и розничная.
В 2021 году поступления по налогу на прибыль организаций составили 794,0 млн. рублей, или 95,7% к плановым назначениям (что меньше плановых показателей на 35,8 млн. рублей). На неисполнение бюджетных назначений основное влияние оказал возврат денежных средств в сумме 39,9 млн. рублей в декабре 2021 года налогоплательщикам, осуществляющим добычу рыбопродукции и добычу полезных ископаемых.
Увеличение поступлений налога на прибыль организаций по сравнению с 2020 годом составляет 121,5 млн. рублей или 18,1%. Основным фактором роста поступления является увеличение прибыли по итогам финансово-хозяйственной деятельности предприятий (в том числе предприятий рыбной отрасли в результате уплаты налога по уточненным декларациям за 2020 год).
Удельный вес поступлений по налогу на прибыль организаций в общем объеме налоговых и неналоговых доходов увеличился в 2021 году по сравнению с 2020 годом с 9,5% до 10,5%.
В 2021 году от уплаты налогов на совокупный доход в бюджет городского округа поступило 1 367,2 млн. рублей, что больше утвержденных плановых показателей на 62,3 млн. рублей. Исполнение к плановым показателям составило 104,8%.
Увеличение объема поступлений по данным налогам по сравнению с 2020 годом составило 18,4 млн. рублей или 1,4%. По сравнению с 2017 годом показатели поступлений выросли в 1,6 раза.
Поступления по неналоговым доходам в бюджет городского округа в 2021 году исполнены на 109,8%, перевыполнение плановых показателей поступлений составило 56,0 млн. рублей.
Перевыполнены плановые показатели поступления неналоговых доходов по следующим группам:
1) по группе доходов "Доходы от продажи материальных и нематериальных активов" плановые показатели перевыполнены на 2,3 млн. рублей, или на 3,8% в связи с превышением плановых показателей по доходам от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов. Перевыполнение плановых показателей по данному виду доходов обусловлено превышением фактического количества заключенных договоров на покупку земельных участков над прогнозируемым (предоставление земельных участков в собственность осуществляется в заявительном порядке), а также переоценкой кадастровой стоимости отдельных участков;
2) по группе доходов "Платежи при пользовании природными ресурсами" плановые показатели перевыполнены на 259,5% в связи с досрочной оплатой КГУП "Камчатский водоканал" платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты за 2021 год (данная плата была запланирована к поступлению в феврале 2022 года), а также погашением вышеуказанным предприятием задолженности прошлых лет;
3) по группе доходов "Штрафы, санкции, возмещение ущерба" плановые показатели перевыполнены на 9,9 млн. рублей, или на 25,6% в связи с погашением задолженности прошлых лет, а также поступлениями от проведения контрольных мероприятий по взысканию штрафов.
Исполнение бюджета городского округа по расходам в 2021 году при уточненных плановых назначениях 15 801,2 млн. рублей составило 15 143,9 млн. рублей или 95,8%.
Исполнение бюджета городского округа за 2021 год характеризуется стабильным исполнением текущих расходных обязательств в целях обеспечения жизнедеятельности города.
В общем объеме расходов бюджета городского округа в 2021 году наибольший удельный вес составляли затраты на:
- социальную сферу - 64,1%;
- национальную экономику и жилищно-коммунальное хозяйство - 29,3%;
- прочие отрасли - 6,6%.
Финансирование расходов по отрасли "Образование" производится за счет средств федерального, краевого и местного бюджетов, в 2021 году было израсходовано 8 099,7 млн. рублей. Доля в общем объеме расходов на образование составляет 53,5%.
Основная часть расходов бюджета городского округа 8 844,5 млн. рублей, или 58,4% направляется на выплату приоритетных (первоочередных) расходов: заработную плату, начисления на выплаты по оплате труда, оплату коммунальных услуг и социальные выплаты. По сравнению с 2020 годом указанные расходы выросли на 667,0 млн. рублей.
Расходы капитального характера в 2021 году по отношению к 2020 году увеличились на 166,2 млн. рублей и составляют 621,4 млн. рублей.
В соответствии с Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа о бюджете городского округа на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов, бюджетный дефицит утвержден в размере 829,9 млн. рублей, фактически дефицит бюджета городского округа сложился в сумме 44,3 млн. рублей.
В процессе исполнения бюджета 2021 года объем привлеченных кредитных ресурсов составил 250,0 млн. рублей, в том числе:
- кредиты кредитных организаций в сумме 0,0 млн. рублей;
- бюджетные кредиты в сумме 250,0 млн. рублей.
Привлеченные в 2021 году кредитные ресурсы в полном объеме погашены в 4 квартале 2021 года.
В городском округе сохраняется мораторий на предоставление муниципальных гарантий городского округа: в 2021 году муниципальные гарантии не предоставлялись.
В 2021 году финансовым органом заключен договор с Управлением Федерального казначейства по Камчатскому краю о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), что позволило привлекать краткосрочные бюджетные кредиты на кассовый разрыв по ставке 0,1% годовых. В 2021 году бюджетные кредиты привлекались в сумме 250,0 млн. рублей. Бюджетный кредит погашен в полном объеме в 4 квартале 2021 года.
Фактические расходы на обслуживание муниципального долга в 2021 году составили 0,1 млн. рублей, что на 7,1 млн. рублей меньше аналогичного показателя 2020 года.
По оценке исполнения доходной части бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа на 01.09.2022, в 2022 году по сравнению с 2021 годом наблюдается рост доходной части на 1 787,9 млн. рублей или на 11,8%, что обусловлено ростом поступлений от:
- НДФЛ на 799,5 млн. рублей или 18,8% (в связи с утверждением дополнительного норматива отчислений от НДФЛ в размере 3,7%, а также положительной динамикой фактических поступлений по состоянию на 01.07.2022);
- налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системой налогообложения на 273,4 млн. рублей или 35,2% (в связи с ростом налоговых ставок для налогоплательщиков, перешедших с системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход на 2,0 - 2,5% по сравнению с 2021 годом, когда были предусмотрены сниженные налоговые ставки для данной группы плательщиков);
- налога на имущество физических лиц на 73,8 млн. рублей или на 75,8% (в связи с проведением переоценки объектов недвижимого имущества в соответствии с Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 12.11.2020 N 179 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, земельных участков категорий земель населенных пунктов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Камчатского края");
- налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения на 56,4 млн. рублей или 70,7% (в связи с признанием утратившим силу с 01.02.2022 Закона Камчатского края от 27.04.2020 N 445 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Камчатского края о налогах и о приостановлении действия некоторых положений законодательных актов Камчатского края о налогах" и оплатой налогоплательщиками полученного патента в полном объеме);
- безвозмездных поступлений из краевого бюджета на 817,5 млн рублей или 10,9%.
В 2022 году в соответствии с Постановлением Правительства Камчатского края от 18.04.2022 N 193-П "Об особенностях определения в 2022 году размера арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Камчатского края, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, заключенным с субъектами малого и среднего предпринимательства, включенными в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства" и Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 28.04.2022 N 810 "О дополнительной имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства" предоставлена мера поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в виде снижения арендной платы, за период с 01.04.2022 по 31.12.2022 на 50%.
С учетом принципа сбалансированности бюджета и утверждения остатков на счетах бюджета городского округа на 01.01.2022, расходная часть в 2022 году по оценке исполнения, проведенной на 01.09.2022, увеличится на 2 753,1 млн. рублей.
Увеличение расходной части бюджета городского округа в 2022 году по сравнению с 2021 годом произошло по следующим разделам функциональной структуры расходов бюджета:
- национальная экономика на 1 139,8 млн. рублей;
- жилищно-коммунальное хозяйство на 708,3 млн. рублей;
- образование на 422,4 млн. рублей;
- социальная политика на 320,8 млн. рублей.
Прогноз сформирован на основе плановых проектировок бюджета городского округа на 2024 - 2026 годы, учитывает особенности прогнозного периода в макроэкономике и региональном хозяйственном комплексе, ожидаемому спаду в объеме финансовых ресурсов городского округа вследствие недополучения доходов от налога на прибыль организаций в 2024 - 2025 годах, а также снижения межбюджетных трансфертов из краевого бюджета и постепенному восстановлению экономики к 2026 году.
По первому варианту (консервативному):
В 2023 году основные бюджетные параметры с учетом снижения уровня безвозмездных поступлений на 702,4 млн. рублей, отсутствия поступлений от налога на прибыль организаций в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2022 N 448-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году" (далее - Федеральный закон от 21.11.2022 N 448-ФЗ), снижения остатков средств на едином счете бюджета на 01.01.2023 общая сумма доходов бюджета в 2023 году по отношению к значению ожидаемого исполнения 2022 года может составить 95,4%, расходов - 91,9%.
С учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики городского округа бюджетный дефицит составит 330,0 млн. рублей (с учетом утвержденного в составе источников финансирования дефицита бюджета городского округа объема остатков средств на едином счете бюджета на 01.01.2023 в размере 150,0 млн. рублей).
В 2024 году основные бюджетные параметры с учетом увеличения уровня безвозмездных поступлений на 1 652,5 млн. рублей, отсутствия поступлений от налога на прибыль организаций в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2022 N 448-ФЗ, общая сумма доходов бюджета в 2024 году по отношению к значению 2023 года может составить 110,7%, расходов - 110,5%.
В основном рост доходов и расходов обеспечен за счет увеличения безвозмездных поступлений в бюджет городского округа.
Налоговые доходы бюджета будут возрастать с пониженным темпом роста, который составит 100,7%.
С учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики городского округа бюджетный дефицит составит 180,0 млн. рублей без учета, утвержденного в составе источников финансирования дефицита бюджета городского округа объема остатков средств на едином счете бюджета на 01.01.2024.
Остаток на едином счете бюджета на 01.01.2024 сохранится на уровне 2023 года и составит 150,0 млн. рублей;
3) в 2025 году основные бюджетные параметры с учетом снижения уровня безвозмездных поступлений на 1 125,2 млн. рублей, отсутствия поступлений от налога на прибыль организаций в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2022 N 448-ФЗ, общая сумма доходов бюджета в 2025 году по отношению к значению 2024 года может составить 94,0%, расходов - 94,1%.
Налоговые доходы бюджета городского округа будут возрастать с пониженным темпом роста, который составит 101,0%.
С учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики городского округа бюджетный дефицит составит 180,0 млн. рублей без учета, утвержденного в составе источников финансирования дефицита бюджета городского округа объема остатков средств на едином счете бюджета на 01.01.2025.
Остаток на едином счете бюджета на 01.01.2025 сохранится на уровне 2023 - 2024 годов и составит 150,0 млн. рублей.
4) период 2026 - 2029 годов спрогнозирован с учетом следующих особенностей:
- наличия отчислений от налога на прибыль организаций в размере 18%;
- снижения доходов от поступлений по дополнительному нормативу отчислений от НДФЛ;
- применения индекса-дефлятора, начиная с 2027 года к налоговым и неналоговым доходам бюджета.
Соблюдая принцип сбалансированности бюджета, расходная часть бюджета городского округа на 2026 - 2029 годы была рассчитана по удельному весу разделов функциональной структуры расходов 2022 - 2024 годов.
Второй (базовый) вариант по доходам и расходам сформирован на основании сведений главных администраторов бюджетных средств с учетом развития городского округа в условиях сложившейся экономической обстановки, при сохранении основных тенденций и динамики умеренных темпов развития экономики городского округа:
1) в 2023 году основные бюджетные параметры с учетом увеличения уровня безвозмездных поступлений на 2 948,0 млн. рублей, снижения остатков средств на едином счете бюджета на 01.01.2023, отсутствия поступлений от налога на прибыль организаций в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2022 N 448-ФЗ, общая сумма доходов бюджета в 2023 году по отношению к значению ожидаемого исполнения 2022 года составит 117,7% (в основном за счет увеличения доходов от безвозмездных поступлений), расходов - 113,02%.
Налоговые и неналоговые доходы бюджета будут возрастать с пониженным темпом роста, который составит 100,5% в основном за счет отсутствия поступлений по налогу на прибыль организаций.
Налоговые и неналоговые доходы бюджета будут возрастать с пониженным темпом роста, который составит 101,6% в основном за счет отсутствия поступлений по налогу на прибыль организаций.
С учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики бюджетный дефицит (без учета остатков на едином счете бюджета на 01.01.2023) сохранен на уровне 2022 года и составляет 180,0 млн. рублей или 2,2%, что ниже ограничения, установленного статьей 92.1 Бюджетного кодекса на 7,8 процентных пункта;
2) в 2024 году с учетом снижения уровня безвозмездных поступлений на 1 904,1 млн. рублей, отсутствия поступлений от налога на прибыль организаций в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2022 N 448-ФЗ, увеличения остатков средств на едином счете бюджета на 01.01.2024 спрогнозированы основные бюджетные параметры со следующими темпами роста: общая сумма доходов бюджета в 2024 году по отношению к значению 2023 года составит 90,3%, расходов - 91,9%.
По налоговым доходам бюджета городского округа спрогнозирован рост доходов, темп роста составит 100,8%. Снижение темпа роста обусловлено снижением дополнительного норматива отчислений от НДФЛ с 3,9% в 2023 году до 3,1% в 2024 году в соответствии с Законом Камчатского края от 29.11.2022 N 155 "О краевом бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
Темп роста по неналоговым доходам бюджета составит 86,1%.
Снижение по данному виду доходов в основном обусловлено снижением доходов от платежей за пользование природными ресурсами в связи со снижением платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в результате реализации планов мероприятий по охране окружающей среды на 2022 - 2023 годы на 10 выпусках КГУП "Камчатский водоканал".
С учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики бюджетный дефицит без учета остатков на едином счете бюджета на 01.01.2024 сохранен на уровне 2023 года и составляет 180,0 млн. рублей или 2,2%, что ниже ограничения, установленного статьей 92.1 Бюджетного кодекса на 7,8 процентных пункта.
3) в 2025 году с учетом снижения уровня безвозмездных поступлений на 1 136,8 млн. рублей, отсутствия поступлений от налога на прибыль организаций в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2022 N 448-ФЗ, спрогнозированы основные бюджетные параметры со следующими темпами роста: общая сумма доходов бюджета в 2025 году по отношению к значению 2024 года составит 94,8%, расходов - 95,0%.
С учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики бюджетный дефицит без учета остатков на едином счете бюджета на 01.01.2025 сохранен на уровне 2024 года и составляет 180,0 млн. рублей или 2,2%, что ниже ограничения, установленного статьей 92.1 Бюджетного кодекса на 7,8 процентных пункта;
4) период 2026 - 2029 годов спрогнозирован с учетом следующих особенностей:
- наличия отчислений от налога на прибыль организаций в размере 18%;
- снижения доходов от поступлений по дополнительному нормативу отчислений от НДФЛ;
- применения индекса-дефлятора, начиная с 2027 года к налоговым и неналоговым доходам бюджета.
Соблюдая принцип сбалансированности бюджета, расходная часть бюджета городского округа на 2026 - 2029 годы была рассчитана по удельному весу разделов функциональной структуры расходов 2022 - 2024 годов.
Основной целью бюджетной и налоговой политики городского округа является определение условий, применяемых для составления проекта бюджета городского округа, основных подходов к его формированию и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета городского округа, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Первоочередными расходами бюджета городского округа являются:
- заработная плата и начисления на выплаты по оплате труда;
- реализация мер социальной поддержки населения городского округа;
- оплата коммунальных услуг учреждениями;
- погашение долговых обязательств городского округа и платежей по обслуживанию муниципального долга городского округа.
Функциональная структура расходов бюджета городского округа на прогнозный период 2023 - 2029 годов существенных изменений не претерпевает (рисунок 3).
Рис. 3. Структура расходов бюджета городского округа на 2023 - 2029 годы
Доля затрат на образование и социальную политику в 2023 - 2029 годах составит 57% от общего объема расходов бюджета городского округа.
В дальнейшем, плановые показатели поступлений в доходную и расходная часть бюджета городского округа будет корректироваться в случаях:
- изменения объемов безвозмездных поступлений в бюджет городского округа из краевого бюджета;
- уточнений и корректировок, представленных главными администраторами бюджетных средств городского округа;
- изменений действующего законодательства.
<< Приложение 1 Приложение 1 |
||
Содержание Постановление Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 26 декабря 2023 г. N 3205 "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.