Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 20 декабря 2023 г. N 3.4-02/2658
по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации с Европейским сообществом, Королевством Дания, Исландией, Княжеством Лихтенштейн, Королевством Норвегия, Швейцарской Конфедерацией об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза, Королевства Дания, Исландии, Княжества Лихтенштейн, Королевства Норвегия, Швейцарской Конфедерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации с Европейским сообществом, Королевством Дания, Исландией, Княжеством Лихтенштейн, Королевством Норвегия, Швейцарской Конфедерацией об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза, Королевства Дания, Исландии, Княжества Лихтенштейн, Королевства Норвегия, Швейцарской Конфедерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 13 декабря 2023 года.
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 1 мая 2022 года N 119-ФЗ "О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации с Европейским сообществом, Королевством Дания, Исландией, Княжеством Лихтенштейн, Королевством Норвегия, Швейцарской Конфедерацией об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза, Королевства Дания, Исландии, Княжества Лихтенштейн, Королевства Норвегия, Швейцарской Конфедерации", которым были приостановлены отдельные положения международных договоров об упрощении выдачи виз для граждан перечисленных государств и введен визовый режим для обладателей дипломатических паспортов, а также упразднены визовые преференции для членов официальных делегаций, национальных и региональных правительств и парламентов, конституционных и верховных судов, журналистов. При этом ответные меры не затронули следующие категории лиц: предпринимателей; иностранных граждан, являющихся близкими родственниками граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации; школьников, студентов, аспирантов, направляющихся на учебу или стажировку; участников официальных программ обмена между породненными городами; лиц, участвующих в научной, культурной или творческой деятельности; участников молодежных международных спортивных мероприятий; водителей дальнобойщиков. Данные ограничения были приняты в ответ на недружественные действия государств, которые в одностороннем порядке приостановили действие указанных международных договоров с Российской Федерацией.
Федеральным законом в дополнение к ранее принятым мерам приостанавливается полностью действие соответствующих статей указанных международных договоров, которыми определяются размеры сборов за оформление виз и устанавливаются категории лиц, освобождающиеся от этих сборов. Таким образом, со всех категорий граждан, вышеперечисленных государств, будут взиматься визовые сборы в общем порядке, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года N 889 "Об утверждении ставок консульских сборов, взимаемых должностными лицами за совершение консульских действий".
Комитет отмечает, что вводимый Федеральным законом режим взимания визовых сборов за оформление российских виз основан на принципе взаимности, в ответ на правила, установленные в настоящее время Европейским сообществом, Исландией, Княжеством Лихтенштейн, Королевством Норвегия, Швейцарской Конфедерацией, которые установили повышенные ставки визовых сборов для российских граждан.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон согласно пунктам "в" и "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Согласно финансово-экономическому обоснованию принятие Федерального закона не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рекомендуют одобрить Федеральный закон.
На основании изложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации с Европейским сообществом, Королевством Дания, Исландией, Княжеством Лихтенштейн, Королевством Норвегия, Швейцарской Конфедерацией об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза, Королевства Дания, Исландии, Княжества Лихтенштейн, Королевства Норвегия, Швейцарской Конфедерации".
Председатель Комитета |
Г.Б. Карасин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.