Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 12 декабря 2023 г. N 3.2-02/5182@
по Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 445401-8), принятый Государственной Думой 12 декабря 2023 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с созданием и применением добровольческих формирований, включая наделение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардии) правомочием по созданию добровольческих формирований. Устанавливаемое Федеральным законом регулирование указанных отношений, является идентичным действующему регулированию в отношении добровольческих формирований Минобороны России.
Федеральным законом вносятся изменения в 28 федеральных законов, в том числе: от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", от 25 июля 1998 года N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации", от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Основные нововведения Федерального закона:
1) Росгвардия наделяется правомочием создавать добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на войска национальной гвардии Российской Федерации, по решению Президента Российской Федерации. При этом численность таких добровольческих формирований, их организация, районы их действий, стоящие перед ними задачи, порядок управления ими, срок использования добровольческих формирований, а также порядок прекращения и иные вопросы их деятельности определяются Росгвардией исходя из задач, стоящих перед войсками национальной гвардии Российской Федерации;
2) устанавливается право гражданина Российской Федерации поступить в добровольческие формирования Росгвардии путем заключения контракта о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на войска национальной гвардии Российской Федерации). Порядок поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования Росгвардии и пребывания в них, требования, предъявляемые к гражданам, поступающим в такие добровольческие формирования, будут определяться ведомственными актами Росгвардии;
3) устанавливается правовая возможность привлечения добровольческих формирований Росгвардии для выполнения отдельных задач в области обороны в период проведения мобилизации, действия военного положения, в условиях вооруженного конфликта, при проведении контртеррористической операции, а также использования их за пределами территории Российской Федерации;
4) закрепляется положение о том, что порядок обеспечения добровольческих формирований Росгвардии вооружением, военной техникой, материально-техническими средствами, порядок выплаты пребывающим в них гражданам денежного содержания и иных денежных выплат, продовольственного, вещевого и иных видов обеспечения, оказания медицинской помощи будут определяться Росгвардией;
5) Росгвардия уполномочивается устанавливать денежное содержание граждан, пребывающих в добровольческих формированиях Росгвардии, его размеры и порядок обеспечения указанных граждан денежным содержанием и другими денежными выплатами. При этом размеры их денежного содержания устанавливаются не ниже размеров денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и занимающих аналогичные воинские должности;
6) в ряд законодательных актов Российской Федерации вносятся корреспондирующие изменения, обеспечивающие распространение на граждан, пребывающих в добровольческих формированиях Росгвардии, и членов их семей такого же объема социальных гарантий, льгот и компенсаций, который в настоящее время предоставляется гражданам, пребывающим в добровольческих формированиях Министерства обороны Российской Федерации;
7) в Федеральном законе "О ветеранах" устанавливается, что к ветеранам боевых действий относятся также лица, поступившие в добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на войска национальной гвардии Российской Федерации, в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года;
8) закрепляются правовые гарантии сохранения за гражданами, являющимися государственными служащими, замещаемых ими должностей государственной службы, в случае заключения ими контрактов о добровольном содействии в выполнении возложенных на войска национальной гвардии Российской Федерации задач.
Принятие Федерального закона создаст условия для увеличения потенциала добровольческих формирований, принимающих участие в выполнении задач специальной военной операции, и усиления обороноспособности страны.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.