г. Краснодар |
|
31 мая 2022 г. |
Дело N А32-2209/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Герусова Геннадия Николаевича (ИНН 231400601676, ОГРНИП 311231422100010) - Кацук В.А. (доверенность от 13.09.2019), от органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Шапаренко К.А. (доверенность от 30.12.2021), в отсутствие третьих лиц: администрации Лучевого сельского поселения Лабинского района, Министерства природных ресурсов Краснодарского края, управления имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.11.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 по делу N А32-2209/2020, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Герусов Геннадий Николаевич (далее - глава хозяйства, предприниматель) обратился в арбитражный суд к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент, уполномоченный орган) с заявлением, в котором просил:
- признать незаконным отказ департамента, выраженный в письме от 18.10.2019 N 52-42105/19-32-12, в предоставлении главе хозяйства в аренду на новый срок без проведения торгов части земельного участка площадью 81 709 кв. м с кадастровым номером 23:18:0501000:24, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, Агросоюз "Мирный", участок N 28, для сельскохозяйственного производства;
- обязать уполномоченный орган направить предпринимателю для государственной регистрации проект договора аренды части земельного участка площадью 81 709 кв. м с кадастровым номером 23:18:0501000:24/3 сельскохозяйственного назначения.
Заявление основано на нормах статей 39.6, 39.16, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и мотивировано следующим. Отказ департамента в предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 81 709 кв. м с кадастровым номером 23:18:0501000:24 (учетная часть 3) на новый срок без проведения торгов незаконен и нарушает права (интересы) главы хозяйства как надлежащего арендатора данного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Лучевого сельского поселения Лабинского района (далее - администрация), Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) и управление имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2020, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные инстанции, установив обстоятельства заключения и исполнения договора от 27.01.2016 N 8846000526, пришли к выводу о законности отказа департамента от 18.10.2019 в предоставлении в аренду на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса части земельного участка с кадастровым номером 23:18:0501000:24, находящегося в государственной собственности Краснодарского края. Суды исходили из отсутствия в материалах дела доказательств проведения кадастрового учета в отношении испрашиваемой предпринимателем в аренду части земельного участка площадью 81 709 кв. м с кадастровым номером 23:18:0501000:24/3. Судебные инстанции признали также обоснованными доводы уполномоченного органа о расположении в границах земельного участка с кадастровым номером 23:18:0501000:24 водного объекта (река Чамлык), категорированной автомобильной дороги местного значения, признаков пересечения данного участка с землями лесного фонда Лабинского лесничества.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.04.2021 решение от 20.07.2020 и апелляционное постановление от 11.11.2020 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Кассационный суд указал следующее. Вопрос о фактических и правовых признаках, отличающих объекты, учтенные в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) как земельный участок площадью 599 980 кв. м с кадастровым номером 23:18:0501000:24 и как его часть площадью 81 709 кв. м с учетным номером части 23:18:0501000:24/3, обремененная на основании договора от 27.01.2016 арендой в пользу главы хозяйства, судами не исследован. С учетом сведений, содержащихся в разделе 4.1 выписки из ЕГРН от 11.09.2019, об истечении 20.06.2019 срока действия временного характера, относимость данного ограничения к спорной части земельного участка, его актуальность применительно к возможности распоряжения департаментом данной частью участка из земель сельскохозяйственного назначения, судами не проверены. Необходимость привлечения к участию в деле, в целях полного и достоверного установления обстоятельств, имеющих значение для его правильного разрешения, регистрирующего органа (управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю; далее - управление Росреестра), и выполняющего отдельные государственные функции (федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"; далее - кадастровая палата), судами не обсуждалась, информация (документы) у названных лиц не истребовались. Возможность передачи в аренду части земельного участка, находящегося в публичной собственности, в отношении которой предварительно проведен кадастровый учет, суды не исключили; обстоятельства, препятствующие передаче в аренду главе хозяйства на новый срок без проведения торгов именно части участка площадью 81 709 кв. м с учетным номером части 23:18:0501000:24/3, используемой им на основании договора от 27.01.2016, не установили. Необходимость назначения судебной экспертизы для проверки спорных доводов, с учетом разъяснений, сформулированных в пунктах 3, 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", в судебном заседании не обсуждалась. Отклоняя доводы главы хозяйства об аренде им на основании зарегистрированного в ЕГРН договора от 27.01.2016 учтенной в установленном законом порядке части земельного участка, судебные инстанции не проанализировали документацию и процедуры, предшествующие заключению договора от 27.01.2016, приложения, являющиеся неотъемлемой частью договора аренды.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, при новом рассмотрении дела привлечены управление Росреестра и кадастровая палата.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.11.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022, заявление удовлетворено. Признан незаконным отказ департамента в предоставлении главе хозяйства в аренду на новый срок без проведения торгов части земельного участка площадью 81 709 кв. м с кадастровым номером 23:18:0501000:24, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, Агросоюз "Мирный", участок N 28, выраженный в письме от 18.10.2019 N 52-42105/19-32-12. На уполномоченный орган возложена обязанность в тридцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу направить главе хозяйства проект договора аренды части земельного участка площадью 81 709 кв. м с кадастровым номером 23:18:0501000:24/3 сельскохозяйственного назначения.
Суды установили, что управление (арендодатель) и глава хозяйства (арендатор) заключили договор от 27.01.2016 N 8846000526 аренды земельного участка площадью 81 709 кв. м с кадастровым номером 23:18:0501000:24 из земельного участка общей площадью 599 980 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, Агросоюз "Мирный", участок N 28, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства. Договор заключен сроком до 27.01.2020. Глава хозяйства 17.09.2019 обратился в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет части земельного участка с кадастровым номером 23:18:0501000:24/3 площадью 81 709 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, Агросоюз "Мирный", участок N 28, на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. В письме от 18.10.2019 N 52-42105/19-32-12 уполномоченный орган отказал главе хозяйства в предоставлении в аренду части земельного участка с кадастровым номером 23:18:0501000:24/3 на основании пунктов 1, 14 статьи 39.16 Земельного кодекса. Департамент указал на невозможность заключения договора аренды земельного участка, предусматривающего предоставление арендатору в пользование только части земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета такой части участка. Кроме того, администрация в письме от 09.09.2019 N 4271/01.1-16 сообщила, что в соответствии со сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - сведения ИСОГД) на земельном участке с кадастровым номером 23:18:0501000:24 расположен водный объект - река Чалмык. В соответствии со сведениями ИСОГД в северной части земельного участка расположена категорированная автодорога местного значения. Согласно информации министерства (письмо от 28.08.2019 N 202-03.2-14-26236/19) земельный участок имеет признаки пересечения с землями лесного фонда Лабинского лесничества. Из письма администрации от 09.09.2019 N 4271/01.1-16 следует, что в соответствии с Правилам землепользования и застройки Лучевого сельского поселения Лабинского района от 16.04.2014 N 209/73 (в редакции от 29.03.2017 N 157/24) земельный участок с кадастровым номером 23:18:0501000:24 находится в границах территориальной зоны сельскохозяйственного использования (СХ-1) и частично - в границах территории, занятой водными объектами. Не согласившись с выраженным в письме департамента от 18.10.2019 N 52-42105/19-32-12 отказом в предоставлении в аренду земельного участка, глава хозяйства обратился в арбитражный суд с заявлением. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались статьями 6, 39.6, 102 Земельного кодекса, статьями 5, 6, 8, 11 Водного кодекса Российской Федерации, статьей 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), статьей 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Одним из оснований отказа в предоставлении главе хозяйства на новый срок части земельного участка с кадастровым номером 23:18:0501000:24 послужило отсутствие доказательств проведения кадастрового учета в отношении указанной части данного участка. При этом произведена государственная регистрация права аренды части участка площадью 81 709 кв. м с кадастровым номером 23:18:0501000:24/3, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, Агросоюз "Мирный", участок N 28 (запись в ЕГРН от 17.02.2016 N 23/011-23/011/001/2016-206/2). Срок ограничения прав и обременения объекта недвижимости установлен с 17.02.2016 по 27.01.2020 в пользу предпринимателя. Основанием для государственной регистрации права аренды на часть земельного участка является договор от 27.01.2016 N 8846000526 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности. Лист 4, 4.1, 4.2 раздела 4.2 выписки из ЕГРН содержит сведения о части земельного участка площадью 81 709 кв. м с учетным номером 23:18:0501000:24/3. Государственный кадастр недвижимости содержит информацию о характерных точках координат границ испрашиваемой в аренду части участка с кадастровым номером 23:18:0501000:24/3. Следовательно, на момент обращения главы хозяйства в департамент с заявлением о предоставлении в аренду части земельного участка, испрашиваемая им часть участка площадью 81 709 кв. м с кадастровым номером 23:18:0501000:24/3 была индивидуализирована, имела свою площадь с установленными границами и поворотными точками координат, обременение в виде аренды зарегистрировано в ЕГРН, запись не погашена. В качестве иных оснований к отказу в предоставлении в аренду земельного участка уполномоченный орган указал на расположение в его границах водного объекта (река Чамлык), категорированной автомобильной дороги местного значения, а также пересечение данного участка с землями лесного фонда Лабинского лесничества. В целях проверки данных доводов определением от 14.06.2021 по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту АНО "Бюро судебной экспертизы в Краснодарском крае" Михайлову А.Ю. Эксперт в заключении от 07.09.2021 N 09/02, исходя из сведений, содержащихся в материалах дела N А32-2209/2020, представленных ему для производства судебной экспертизы, сведений представленных управлением Росреестра, а также путем исследования методом спутниковых геодезических измерений пришел к следующим выводам. В границах части земельного участка с кадастровым номером 23:18:0501000:24/3 водные объекты отсутствуют, автомобильная дорога местного значения также отсутствует, пересечения с землями лесного фонда не имеется. Суды признали заключение эксперта надлежащим доказательством по делу, поскольку оно является ясным и полным, основано на материалах дела, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, предусмотренной статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации. Исходя из установленных при разрешении спора обстоятельств, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии у департамента законных оснований для отказа в предоставлении в аренду главе хозяйства части земельного участка площадью 81 709 кв. м с кадастровым номером 23:18:0501000:24, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, Агросоюз "Мирный", участок N 28, для сельскохозяйственного производства.
Департамент обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие судебных выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Заключение эксперта от 07.09.2021 N 09/02 не является надлежащим доказательством по делу. Экспертом использовалась только выписка из ЕГРН от 29.07.2021 об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 23:18:0501000:24, являющийся неотъемлемой частью договора аренды от 27.01.2016 N 884000526, экспертом не исследован. Приходя к выводам об отсутствии пересечения с землями лесного фонда, экспертом не исследованы материалы лесоустройства. Из документов, представленных в материалы дела, нельзя прийти к однозначному выводу об отсутствии пересечения границ испрашиваемой части участка с землями лесного фонда. Суды при разрешении спора также не учли, что предметом договора аренды может выступать индивидуально-определенная вещь, имеющая признаки, позволяющие ее идентифицировать (кадастровый номер, площадь, адресные ориентиры).
Глава хозяйства в отзыве указал на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность обжалуемых судебных актов. По мнению предпринимателя, выводы судов основаны на нормах действующего законодательства и соответствуют материалам дела, подтверждающим отсутствие действительных препятствий для предоставления главе хозяйства испрашиваемого земельного участка в аренду на новый срок (без проведения торгов).
От иных лиц, участвующих в деле, отзывы на жалобу в суд округа не поступили.
В судебном заседании представитель департамента поддерживал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.
Представитель главы хозяйства возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на официальной сайте администрации (25.12.2015) и в газете "Провинциальная газета" от 26.12.2015 N 166 (14944) управлением размещено извещение о том, что граждане или крестьянские (фермерские) хозяйства, заинтересованные в предоставлении земельного участка, вправе в течение тридцати дней со дня публикации и размещения извещения подать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, Агросоюз "Мирный", участок N 28, кадастровый номер: 23:18:0501000:24, часть земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 81 709 кв. м из земельного участка общей площадью 599 980 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного назначения.
Управление (арендодатель) и глава хозяйства (арендатор) заключили договор от 27.01.2016 N 8846000526 аренды земельного участка площадью 81 709 кв. м с кадастровым номером 23:18:0501000:24 из земельного участка общей площадью 599 980 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, Агросоюз "Мирный", участок N 28, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства. Договор заключен сроком до 27.01.2020.
Глава хозяйства 17.09.2019 обратился в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет части земельного участка с кадастровым номером 23:18:0501000:24/3 площадью 81 709 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, Агросоюз "Мирный", участок N 28, на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
В письме от 18.10.2019 N 52-42105/19-32-12 уполномоченный орган отказал предпринимателю в предоставлении в аренду испрашиваемой части земельного участка с кадастровым номером 23:18:0501000:24/3 на основании пунктов 1, 14 статьи 39.16 Земельного кодекса. Департамент указал на невозможность заключения договора аренды земельного участка, предусматривающего предоставление арендатору в пользование только части земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета такой части участка. Кроме того, администрация в письме от 09.09.2019 N 4271/01.1-16 сообщила, что в соответствии со сведениями ИСОГД на земельном участке с кадастровым номером 23:18:0501000:24 расположен водный объект - река Чамлык. По сведениям ИСОГД в северной части земельного участка расположена категорированная автодорога местного значения. Согласно информации министерства (письмо от 28.08.2019 N 202-03.2-14-26236/19) участок имеет признаки пересечения с землями лесного фонда Лабинского лесничества. Из письма администрации от 09.09.2019 N 4271/01.1-16 следует, что в соответствии с Правилам землепользования и застройки Лучевого сельского поселения Лабинского района от 16.04.2014 N 209/73 (в редакции от 29.03.2017 N 157/24) земельный участок с кадастровым номером 23:18:0501000:24 находится в границах территориальной зоны сельскохозяйственного использования (СХ-1) и частично - в границах территории, занятой водными объектами.
Глава хозяйства, ссылаясь на незаконность отказа департамента, выраженного в письме от 18.10.2019 N 52-42105/19-32-12, нарушающего его права (интересы) в сфере предпринимательской деятельности, оспорил его в судебном порядке по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
Объектами земельных отношений являются не только земельные участки, но и части земельных участков (подпункт 3 пункта 1 статьи 6 Земельного кодекса).
Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, одной из которых являются земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса).
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (статья 77 Земельного кодекса).
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка (подпункт 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Положениями статьи 44 Закона N 218-ФЗ предусмотрены следующие правила кадастрового учета и государственной регистрации договора аренды части земельного участка. Государственная регистрация договора аренды части земельного участка осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в ЕГРН, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части (часть 3). Если в аренду передается часть земельного участка, право на которые зарегистрировано в ЕГРН, государственный кадастровый учет такой части земельного участка, осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть земельного участка. Если в аренду передается часть земельного участка и вместе с заявлением о государственной регистрации прав и прилагаемыми к нему документами не представлен межевой план в отношении части такого объекта недвижимости, государственный кадастровый учет данной части земельного участка, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, не осуществляется. Договор аренды на такие объекты регистрируется как обременение соответствующего объекта недвижимости (часть 5).
Для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения соответствующих прав (пункты 1, 2 статьей 39.17 Земельного кодекса).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса. Уполномоченный орган, в частности, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1).
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (часть 1 статьи 82 Кодекса).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, в том числе, экспертное заключение от 07.09.2021 N 09/02, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о незаконности оспариваемого главой хозяйства решения департамента об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду на новый срок без проведения торгов. Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора исходили из того, что на момент обращения с заявлением глава хозяйства обладал статусом арендатора. Мотивы, приведенные уполномоченным органом в обоснование принятого им решения, не могут служить законным основанием для непредоставления в аренду заявителю (без торгов) указанного земельного участка. Не установив действительных оснований, препятствующих предоставлению главе хозяйства испрашиваемого земельного участка в аренду на новый срок без проведения торгов, судебные инстанции обязали департамент направить заявителю проект договора аренды.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Довод кассационной жалобы о том, что заключение эксперта от 07.09.2021 N 09/02 является ненадлежащим доказательством по делу, судом округа отклоняется. Данное заключение исследовано судами первой и апелляционной инстанций, которыми признано соответствующим требованиям статей 82, 83 и 86 Кодекса. Компетенция эксперта подтверждена, выводы заключения непротиворечивы и основаны на материалах дела. Заключение является ясным и полным, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Податель жалобы ссылается на предполагаемое пересечение границ испрашиваемого главой хозяйства земельного участка (учетной части) с землями лесного фонда в отсутствие в материалах дела каких-либо доказательств, достоверно подтверждающих данное обстоятельство. Напротив, из имеющегося в материалах дела отзыва министерства (т. 1, л. д. 119, 120) следует, что визуальное сопоставление материалов лесоустройства Лабинского лесничества и местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:18:0501000:24 не выявило пересечения границ указанного участка с землями лесного фонда.
Необоснованно департамент полагает невозможным и предоставление в аренду испрашиваемой предпринимателем части земельного участка с кадастровым номером 23:18:0501000:24, указывая на отсутствие необходимых признаков, позволяющих отнести его к индивидуально-определенным вещам. Судами при разрешении спора установлено и материалами дела подтверждено, что испрашиваемая главой хозяйства часть земельного участка индивидуализирована (поставлена на кадастровый учет в 2014 году), имеет свою площадь с установленными границами и поворотными точками координат, обременение в виде аренды зарегистрировано в ЕГРН (запись не погашена).
Нормы материального права применены судебными инстанциями правильно, которыми исполнена обязанность по определению обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, а также выполнены указания, содержащиеся в постановлении суда кассационной инстанции от 13.04.2021. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке (часть 3 статьи 288 Кодекса), не выявлено. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), также не установлено. С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления применительно к доводам, заявленным в кассационной жалобе.
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.11.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 по делу N А32-2209/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положениями статьи 44 Закона N 218-ФЗ предусмотрены следующие правила кадастрового учета и государственной регистрации договора аренды части земельного участка. Государственная регистрация договора аренды части земельного участка осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в ЕГРН, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части (часть 3). Если в аренду передается часть земельного участка, право на которые зарегистрировано в ЕГРН, государственный кадастровый учет такой части земельного участка, осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть земельного участка. Если в аренду передается часть земельного участка и вместе с заявлением о государственной регистрации прав и прилагаемыми к нему документами не представлен межевой план в отношении части такого объекта недвижимости, государственный кадастровый учет данной части земельного участка, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, не осуществляется. Договор аренды на такие объекты регистрируется как обременение соответствующего объекта недвижимости (часть 5).
Для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения соответствующих прав (пункты 1, 2 статьей 39.17 Земельного кодекса).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса. Уполномоченный орган, в частности, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 мая 2022 г. N Ф08-4125/22 по делу N А32-2209/2020
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4125/2022
02.02.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-23407/2021
08.11.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-2209/20
13.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-938/2021
11.11.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13664/20
20.07.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-2209/20