Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2023 г. N 2268
"О ведении государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде"
В соответствии со статьей 80 2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2017 г. N 445 "Об утверждении Правил ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 17, ст. 2568);
пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 1834 "О случаях, при которых выявление объектов накопленного вреда окружающей среде и организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде осуществляются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти или подведомственными им федеральными государственными бюджетными учреждениями, федеральными государственными казенными учреждениями, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 1, ст. 36).
3. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня поступления информации от Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 4 августа 2023 г. N 449-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принять решение об обновлении информации об объекте накопленного вреда окружающей среде, осуществить приоритизацию такого объекта с учетом уровня и объема его негативного воздействия на жизнь и здоровье граждан и внести соответствующие изменения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 декабря 2023 г. N 2268
Правила
ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде
1. Настоящие Правила определяют порядок ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде (далее соответственно - объект, государственный реестр), в том числе критерии определения объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке (далее - критерии определения объектов).
2. Ведение государственного реестра включает в себя рассмотрение результатов инвентаризации объектов, проведенной в соответствии со статьей 80 2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", принятие решения о включении объектов в государственный реестр или об отказе во включении объектов в государственный реестр, определение объектов, обновление информации об объекте (далее - актуализация) и исключение объектов из государственного реестра.
3. Государственный реестр ведется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании результатов инвентаризации объектов. Государственный реестр содержит:
а) порядковый номер объекта;
б) наименование объекта;
в) описание местоположения объекта;
г) площадь территории (акватории), на которой выявлен накопленный вред окружающей среде;
д) количество населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой может быть подвержена негативному воздействию объекта;
е) дату включения объекта в государственный реестр;
ж) дату исключения объекта из государственного реестра;
з) значение общего влияния объекта, определенного по результатам приоритизации объекта с учетом уровня и объема негативного воздействия объекта на окружающую среду, а также на жизнь и здоровье граждан (далее - приоритизация объекта).
4. Сведения, содержащиеся в государственном реестре, размещаются на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в открытом доступе.
5. Под заявителями в настоящих Правилах понимаются органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, указанные в пункте 5 статьи 80.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
6. Заявление о включении объекта в государственный реестр подается заявителем в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письменной форме или в электронной форме, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, в соответствии с типовой формой заявления, устанавливаемой Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
К заявлению о включении объекта в государственный реестр прилагаются результаты инвентаризации объекта, указанные в пункте 2 настоящих Правил.
7. По результатам рассмотрения заявления о включении объекта в государственный реестр и результатов инвентаризации объектов, представленных заявителем, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня поступления заявления, принимает решение о включении объекта в государственный реестр или об отказе во включении объекта в государственный реестр с указанием причин отказа.
8. Основаниями для отказа во включении объекта в государственный реестр является представление недостоверной, неполной информации и (или) материалов, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.
9. После включения объекта в государственный реестр Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в течение 30 рабочих дней осуществляется приоритизация объекта на основании критериев определения объектов согласно приложению.
Общее влияние объекта на окружающую среду, а также на жизнь и здоровье граждан определяется путем суммирования полученных значений критериев определения объектов (1 - 12), предусмотренных приложением к настоящим Правилам.
Информация о результатах приоритизации объекта включается в государственный реестр.
10. При изменении информации об объекте, содержащейся в государственном реестре, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, по заявлению которых объект включен в государственный реестр, в течение 30 рабочих дней с момента получения такой информации направляют в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации актуализированную информацию об объекте в соответствии с типовой формой, предусмотренной пунктом 6 настоящих Правил.
В случае если проектом ликвидации накопленного вреда окружающей среде предусмотрено поэтапное проведение ликвидации накопленного вреда окружающей среде, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, по заявлению которых объект включен в государственный реестр, в течение 30 рабочих дней с момента завершения каждого этапа ликвидации накопленного вреда окружающей среде могут направлять в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации актуализированную информацию об объекте в соответствии с типовой формой, предусмотренной пунктом 6 настоящих Правил, с приложением акта о приемке этапа ликвидации накопленного вреда на объекте и положительного заключения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о ликвидации накопленного вреда на объекте.
11. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня поступления от заявителя актуализированной информации, принимает решение об актуализации информации об объекте и вносит соответствующие изменения в государственный реестр или принимает решение об отказе в актуализации информации об объекте с указанием причин отказа.
12. Основанием для отказа в актуализации информации, содержащейся в государственном реестре, является представление недостоверной, неполной информации и (или) материалов, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.
13. После актуализации информации, содержащейся в государственном реестре, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в течение 30 календарных дней осуществляется (в случае необходимости) приоритизация объекта на основании критериев определения объекта.
Информация о результатах приоритизации объекта по итогам актуализации включается в государственный реестр.
Приоритизация объекта при поэтапном проведении ликвидации накопленного вреда окружающей среде не осуществляется.
14. Основаниями для исключения объекта из государственного реестра являются:
а) ликвидация накопленного вреда окружающей среде на объекте;
б) передача третьим лицам права владения и (или) пользования объектом, находящимся в государственной или муниципальной собственности.
15. В случае, указанном в подпункте "а" пункта 14 настоящих Правил, заявление об исключении объекта из государственного реестра подается органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, указанными в пункте 2 статьи 80 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды", с указанием порядкового номера объекта и его наименования в государственном реестре.
К заявлению об исключении объекта из государственного реестра прилагаются акт о приемке ликвидации накопленного вреда на объекте и положительное заключение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о ликвидации накопленного вреда на объекте.
16. В случае, указанном в подпункте "б" пункта 14 настоящих Правил, заявление об исключении объекта из государственного реестра подается органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, указанными в пункте 5 статьи 80 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды", с указанием порядкового номера объекта и его наименования в государственном реестре.
К заявлению об исключении объекта из государственного реестра прилагаются материалы, подтверждающие передачу третьим лицам прав владения и (или) пользования объектом, находящимся в государственной или муниципальной собственности.
17. Заявление об исключении объекта из государственного реестра с приложением материалов, указанных в пунктах 15 и 16 настоящих Правил, направляется заявителем в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письменной форме или в электронной форме, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью.
18. По результатам рассмотрения заявления об исключении объекта из государственного реестра, информации и материалов, представленных заявителем в соответствии с пунктами 15 и 16 настоящих Правил, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня поступления заявления, принимает решение об исключении объекта из государственного реестра или об отказе в исключении объекта из государственного реестра с указанием причин отказа.
19. Основанием для отказа в исключении объекта из государственного реестра является представление недостоверной, неполной информации и (или) материалов в соответствии с пунктами 15 и 16 настоящих Правил.
20. В случае если организацию ликвидации накопленного вреда осуществляют Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации или подведомственные ему федеральные государственные бюджетные учреждения, федеральные государственные казенные учреждения, исключение объекта из государственного реестра осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня подписания акта о приемке ликвидации накопленного вреда на объекте.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Правилам ведения
государственного реестра объектов
накопленного вреда окружающей среде
Критерии
определения объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке
Для целей определения объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке, применяются следующие критерии:
а) критерий 1 - масса или объем размещенных отходов производства и потребления конкретного класса опасности. Указанный критерий оценивается в соответствии со следующей таблицей:
Масса или объем отходов производства и потребления (млн. тонн/м 3) |
Класс опасности отходов |
Значение критерия 1 |
|
|
|
До 1 включительно |
V |
0 |
От 1 до 5 включительно |
V |
0,15 |
Свыше 5 |
V |
0,3 |
До 1 включительно |
IV |
0,3 |
От 1 до 5 включительно |
IV |
0,45 |
От 5 до 10 включительно |
IV |
0,6 |
Свыше 10 |
IV |
0,75 |
До 50 включительно |
III |
0,45 |
От 50 до 100 включительно |
III |
0,6 |
Свыше 100 |
III |
0,75 |
До 5 включительно |
II |
0,6 |
Свыше 5 |
II |
0,75 |
Вне зависимости от количества |
I |
0,75. |
В случае размещения на объекте накопленного вреда окружающей среде отходов производства и потребления различных классов опасности выбирается наибольшее значение критерия 1 для отходов, размещенных на этом объекте;
б) критерий 2 - площадь территории (акватории), подверженной негативному воздействию (на которой расположен объект накопленного вреда окружающей среде). Указанный критерий оценивается в соответствии со следующей таблицей:
Площадь территории (акватории), подверженной негативному воздействию (гектаров) |
Значение критерия 2 |
|
|
До 1 включительно |
0 |
От 1 до 10 включительно |
0,15 |
От 10 до 20 включительно |
0,3 |
От 20 до 50 включительно |
0,45 |
От 50 до 100 включительно |
0,6 |
Свыше 100 |
0,75; |
в) критерий 3 - уровень и объем негативного воздействия на окружающую среду. Указанный критерий оценивается в зависимости от превышения установленных значений нормативов качества окружающей среды, в том числе предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ в водах водных объектов, атмосферном воздухе и почве (далее - нормативы качества), в соответствии со следующей таблицей:
Кратность превышения нормативов качества окружающей среды |
Значение критерия 3 |
|
|
До 5 включительно |
0,15 |
От 5 до 10 включительно |
0,3 |
От 10 до 20 включительно |
0,45 |
От 20 до 50 включительно |
0,6 |
Свыше 50 |
0,75. |
В случае выявления одновременного превышения нескольких установленных нормативов качества значение критерия 3 определяется по максимальной величине нормативов качества;
г) критерий 4 - наличие на объектах накопленного вреда окружающей среде опасных веществ, в том числе радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), концентрация которых превышает установленные нормативы качества и (или) санитарно-гигиенические нормативы, включая предельно допустимые концентрации химических веществ в водах водных объектов, атмосферном воздухе и почве. Указанный критерий принимает нулевое значение в случае отсутствия указанных веществ или принимает значение, равное 0,1, при наличии указанных веществ;
д) критерий 5 - расположение объекта накопленного вреда окружающей среде в границах населенного пункта, имеющего статус города в соответствии с нормативным правовым актом, принятым субъектом Российской Федерации. Указанный критерий принимает нулевое значение в случае расположения объекта накопленного вреда окружающей среде вне границ города или принимает значение, равное 1, при его расположении в границах города;
е) критерий 6 - количество населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой может быть подвержена негативному воздействию объекта накопленного вреда окружающей среде. Указанный критерий оценивается в соответствии со следующей таблицей:
Количество населения, тыс. человек |
Значение критерия 6 |
|
|
Не оказывает воздействие на население |
0 |
До 0,1 включительно |
0,2 |
От 0,1 до 5 включительно |
0,4 |
От 5 до 20 включительно |
0,6 |
От 20 до 100 включительно |
0,8 |
Свыше 100 |
1; |
ж) критерий 7 - расположение объекта накопленного вреда окружающей среде в Арктической зоне Российской Федерации. Указанный критерий принимает значение, равное 0,5, в случае расположения такого объекта в границах Арктической зоны Российской Федерации или принимает нулевое значение в случае отсутствия в границах указанной зоны такого объекта;
з) критерий 8 - категория риска вредного воздействия объекта накопленного вреда окружающей среде на жизнь и здоровье граждан. Указанный критерий оценивается в соответствии со следующей таблицей:
Категория риска вредного воздействия объекта накопленного вреда окружающей среде на жизнь и здоровье граждан |
Значение критерия 8 |
|
|
1-я категория (низкий риск) |
0 |
2-я категория (умеренный риск) |
1 |
3-я категория (средний риск) |
2 |
4-я категория (высокий риск) |
2,5 |
5-я категория (чрезвычайно высокий риск) |
3; |
и) критерий 9 - расположение объекта накопленного вреда окружающей среде на землях особо охраняемых природных территорий, в охранной зоне особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы), в округе санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов. Указанный критерий принимает значение, равное 0,5, в случае расположения такого объекта на землях особо охраняемых природных территорий, в охранной зоне особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы), в округе санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов или принимает нулевое значение в случае отсутствия в границах указанных земель такого объекта;
к) критерий 10 - расположение объекта накопленного вреда окружающей среде на Байкальской природной территории. Указанный критерий принимает значение, равное 0,5, в случае расположения такого объекта в границах Байкальской природной территории или принимает нулевое значение в случае отсутствия в границах указанной зоны такого объекта;
л) критерий 11 - расположение объекта накопленного вреда окружающей среде в водоохранной зоне водного объекта, прибрежной защитной полосе, зоне санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, рыбохозяйственной заповедной зоне. Указанный критерий принимает значение, равное 0,5, в случае расположения такого объекта в водоохранной зоне водного объекта, прибрежной защитной полосе, зоне санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, рыбохозяйственной заповедной зоне или принимает нулевое значение в случае отсутствия в указанной зоне такого объекта;
м) критерий 12 - расположение объекта накопленного вреда окружающей среде, на котором размещены твердые коммунальные отходы, в границах первой - шестой подзон приаэродромной территории. Указанный критерий принимает значение, равное 0,5, в случае расположения такого объекта в границах первой - шестой подзон приаэродромной территории или принимает нулевое значение в случае отсутствия в указанных границах такого объекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно новым правилам госреестр объектов накопленного вреда окружающей среде ведет Минприроды на основании результатов инвентаризации объектов, а не на основе материалов выявления и оценки объектов.
Сведения из реестра по-прежнему можно найти на сайте Министерства в открытом доступе.
Заявление о включении объекта в реестр можно подавать в электронном виде.
Урегулированы вопросы актуализации сведений из реестра.
Прежний порядок признан утратившим силу.
Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2023 г. N 2268 "О ведении государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде"
Вступает в силу с 2 января 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 25 декабря 2023 г. N 0001202312250106
Собрание законодательства Российской Федерации, 1 января 2024 г. N 1 (часть I) ст. 164
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 марта 2024 г. N 300
Изменения вступают в силу с 15 марта 2024 г.