Правительство Тамбовской области постановляет:
1. Внести в государственную программу Тамбовской области "Развитие культуры", утвержденную постановлением администрации Тамбовской области от 20.06.2013 N 642 (в редакции от 07.02.2023) (далее - Госпрограмма), следующие изменения:
1.1. паспорт Госпрограммы изложить в следующей редакции:
"Паспорт
государственной программы
Куратор государственной программы |
Михалина Е.С. - заместитель Главы Тамбовской области |
Ответственный исполнитель государственной программы |
Министерство культуры Тамбовской области |
Соисполнители государственной программы |
Министерство градостроительства и архитектуры Тамбовской области; департамент по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области |
Период реализации государственной программы |
Этап I: 2014 - 2022 годы; этап II: 2023 - 2030 годы |
Цели государственной программы |
Увеличение числа посещений мероприятий организаций культуры до 37,071 млн. единиц в год к концу 2030 года; повышение вовлеченности граждан в деятельность в сфере культуры, в том числе поддержка к концу 2030 года не менее 82 творческих инициатив и проектов; повышение уровня сохранности объектов культурного наследия и развития инфраструктуры в сфере культуры, в том числе уровня обеспеченности организациями культуры до 46,0 процентов к концу 2030 года |
Направления (подпрограммы) государственной программы |
"Развитие культурной инфраструктуры"; "Вовлечение граждан в деятельность в сфере культуры"; "Развитие деятельности организаций культуры"; "Обеспечение условий реализации Государственной программы" |
Объемы и источники финансового обеспечения государственной программы |
Общие объемы финансирования государственной программы на II этапе ее реализации, в 2023 - 2030 годах, за счет всех источников финансирования составят 11704806,7 тыс. руб.: 2023 год - 2616026,7 тыс. руб.; 2024 год - 2568180,6 тыс. руб.; 2025 год - 1204763,9 тыс. руб.; 2026 год - 1086893,9 тыс. руб.; 2027 год - 995804,1 тыс. руб.; 2028 год - 1035684,3 тыс. руб.; 2029 год - 1077159,4 тыс. руб.; 2030 год - 1120293,8 тыс. руб.; в том числе: федеральный бюджет - 1382277,7 тыс. руб.: 2023 год - 927703,0 тыс. руб.; 2024 год - 355073,5 тыс. руб.; 2025 год - 49319,4 тыс. руб.; 2026 год - 47029,6 тыс. руб.; 2027 год - 742,3 тыс. руб.; 2028 год - 772,0 тыс. руб.; 2029 год - 802,9 тыс. руб.; 2030 год - 835,0 тыс. руб.; бюджет Тамбовской области - 9221023,4 тыс. руб., в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы, - 2617566,4 тыс. руб.; 2023 год - 1560626,1 тыс. руб.; в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы, - 1217658,0 тыс. руб.; 2024 год - 2085440,8 тыс. руб.; в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы, - 1289908,4 тыс. руб.; 2025 год - 1027860,5 тыс. руб.; в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы, - 110000,0 тыс. руб.; 2026 год - 907177,6 тыс. руб.; 2027 год - 857095,0 тыс. руб.; 2028 год - 891426,8 тыс. руб.; 2029 год - 927131,6 тыс. руб.; 2030 год - 964265,0 тыс. руб.; местный бюджет - 388,7 тыс. руб.: 2023 год - 184,0 тыс. руб.; 2024 год - 152,6 тыс. руб.; 2025 год - 25,9 тыс. руб.; 2026 год - 26,2 тыс. руб.; внебюджетные источники - 1101116,9 тыс. руб.: 2023 год - 127513,6 тыс. руб.; 2024 год - 127513,7 тыс. руб.; 2025 год - 127558,1 тыс. руб.; 2026 год - 132660,5 тыс. руб.; 2027 год - 137966,8 тыс. руб.; 2028 год - 143485,5 тыс. руб.; 2029 год - 149224,9 тыс. руб.; 2030 год - 155193,8 тыс. руб. |
Связь с национальными целями развития Российской Федерации/государственной программой Российской Федерации |
Национальная цель развития Российской Федерации "Возможности для самореализации и развития талантов". Целевые показатели, характеризующие достижение национальной цели к 2030 году: увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года; увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов; создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры" |
1.2. раздел 1 "Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы" изложить в следующей редакции:
"1. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы
В условиях новой общественной системы кардинально изменилось отношение к культуре, получившей признание в качестве одного из важнейших факторов социально-экономического становления и гуманизации общества, творческой самореализации личности, организации духовной жизни народа. Осознана роль культуры в формировании образа жизни и определении качества жизни.
Ключевым понятием современного общества стала культурная среда, представляющая собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса.
Тамбовская область обладает развитой культурной средой, значительным культурным потенциалом, который вместе с тем до сих пор используется не в полной мере. Следует отметить, что в последние десятилетия удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке сферы культуры. Однако реализуемый комплекс государственных мер при положительной динамике отдельных показателей, отмеченной за последние 10 лет, пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре, позиции которой были серьезно подорваны в 1990 годы. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400, достижение целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала должно обеспечиваться, в том числе путем решения задачи по развитию сферы культуры, повышения доступности культурных благ для граждан.
На фоне неизбежных противоречий общественной жизни в период ее трансформации необходимо укреплять сеть существующих учреждений культуры и художественного образования региона, поскольку именно они обеспечивают историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие региональной культуры и духовно-нравственных ценностей, в конечном счете определяя лицо того общества, в котором предстоит жить человечеству.
Тамбовская область - одна из наиболее развитых и интересных в культурном отношении областей России. Об этом свидетельствуют как количественные, так и качественные показатели культурной жизни региона, обладающего бесспорными достижениями в различных областях профессионального и самодеятельного творчества, признанными и на Тамбовщине, и за ее пределами.
Отрасль культуры Тамбовщины включает в себя сферы библиотечного, музейного, архивного и клубного дела, театральную и музыкальную, современное изобразительное искусство, кино, творческие союзы, памятники истории и культуры. Реализацию конституционного права жителей области "на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям" обеспечивает развитая сеть общедоступных учреждений культуры, искусства и архивов области.
По состоянию на 01.01.2022 отрасль культуры представлена обширной многопрофильной сетью организаций культуры и искусства различных форм собственности по всем видам культурной деятельности, которая включает 1034 учреждения с учетом филиалов. В их числе - 481 библиотека, 468 культурно-досуговых учреждений, 26 музеев, 3 театра, 5 концертных организаций, 2 парка культуры и отдыха, 2 архива, 44 детских школы искусств (36 юридических лиц и 8 филиалов), 1 образовательное учреждение высшего образования, 1 профессиональное образовательное учреждение. В сфере культуры трудятся более 5,5 тыс. работников, в том числе 4,1 тыс. специалистов, из которых 1,4 тыс. чел. (33,7%) заняты в сельских учреждениях отрасли.
Тамбовская область обладает богатейшим историко-культурным наследием. В регионе представлены практически все пласты культурного наследия, характерные для центрального региона России. Археологические памятники: от мезолита до позднего средневековья, памятники военно-оборонительного характера XVII в., деревянное зодчество, усадебные ансамбли XVIII - начала XX вв., памятники истории, связанные с именами видных деятелей Российского государства, науки и культуры.
На 01.01.2022 доля объектов культурного наследия Тамбовской области, находящихся в удовлетворительном техническом состоянии, составляла всего 37,5% от общего числа памятников федерального и регионального значения, расположенных на территории региона.
Вместе с тем, большинство существующих проблем отрасли культуры связаны с несовершенством инфраструктуры сферы.
Наблюдается значительное сокращение сети культурно-досуговых учреждений, вследствие чего доступность культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений значительно снизилась.
Сокращение численности населения отразилось и на показателях работы культурно-досуговых учреждений.
Крайне неудовлетворительным остается состояние зданий и материально-технической оснащенности большинства учреждений культуры, находящихся в ведении муниципальных образований области.
Для построения новых экспозиций не хватает музейного оборудования в государственных и муниципальных музеях.
В 40% муниципальных образований области отсутствуют краеведческие музеи.
Не в полном объеме обеспечивается финансирование реставрационных работ музейных предметов. Совсем не коснулась реставрация музейных предметов в муниципальных музеях. Поэтому серьезной проблемой является отсутствие в Тамбовской области собственной базы по реставрации музейных предметов.
Острая нехватка сценических площадок, находящихся в муниципальной собственности и имеющих все необходимые условия для показа спектаклей, а также недостаточное финансирование гастрольной деятельности, не позволяет областным театрам эффективно доносить театральное искусство до самых далеких уголков Тамбовской области.
Среди главных причин устаревания материально-технической базы учреждений культуры и утечки высококвалифицированных кадров - недофинансирование отрасли.
Крайне низкое финансирование муниципальных библиотек сказывается на отсутствии современного компьютерного оборудования и качественного комплектования, растет изношенность основных книжных фондов.
На сегодняшний день большинство муниципальных учреждений культуры региона испытывают острый дефицит в квалифицированных кадрах, обусловленный низким общественным престижем профессий клубного, библиотечного и музейного работников, низким уровнем оплаты труда. Уход специалистов из сферы культуры и слабый приток молодежи снижают эффективность работы. В большинстве учреждений культуры наблюдается ярко выраженная тенденция старения кадров, низкий процент работников с высшим образованием.
Модернизация сферы культуры должна коснуться всех направлений, начиная от кадровой политики и заканчивая укреплением материальной базы и реализацией новых творческих инициатив. Модернизация сферы культуры станет ключевым потенциалом развития отрасли.
Безусловной составляющей повышения конкурентоспособности культуры Тамбовской области на внутреннем и внешних рынках является повышение качества культурных благ и услуг, обеспечение их необходимого многообразия. Решение этой задачи на современном этапе экономического развития общества во многом зависит от обеспеченности организаций культуры современным оборудованием и развития информационных технологий в сфере культуры.
Многообразие и тесная взаимосвязь отдельных направлений культурной деятельности требует широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов сферы культуры, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач.
Требуется переход к качественно новому уровню функционирования отрасли культуры, включая библиотечное, музейное, архивное дело, концертную и театральную деятельность, традиционную народную культуру, сохранение и популяризацию объектов культурного наследия, а также значительному укреплению потенциала Тамбовщины в сфере культуры, в т.ч. для формирования положительного образа Тамбовщины, как в ее границах, так и за ее пределами.
Реализация государственной программы сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов.
К числу частично управляемых рисков относится дефицит в отрасли культуры высококвалифицированных кадров для внедрения программно-целевых методов и механизмов управления, ориентированных на результат на региональном и местном уровнях.
Основными неуправляемыми рисками являются растущая нестабильность и неопределенность в мировой экономике.
Цели государственной политики в сфере культуры определены в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Законе Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
Государственная программа реализуется в два этапа:
этап I - 2014 - 2022 гг.;
этап II - 2023 - 2030 гг.
Промежуточные результаты реализации государственной программы на первом этапе (2014 - 2022 годы) - сформированы правовые, организационные и методические условия, необходимые для эффективной реализации государственной программы, в том числе: совершенствование нормативно-правовой базы сферы культуры, организация и проведение исследований и разработок в части развития сферы культуры, осуществление подготовки и переподготовки персонала, внедрение проектного управления, информационная поддержка государственной программы и др.
На данном этапе внедрены инновации в сферу культуры, обеспечивающих выход на современные стандарты качества услуг, осуществлена модернизация и развитие необходимой для реализации государственной программы инфраструктуры, созданы условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ.
Второй этап (2023 - 2030 годы) государственной программы ориентирован на полноценное использование созданных условий для обеспечения нового качества услуг в сфере культуры региона. На данном этапе промежуточными результатами будут являться: продолжение внедрения инноваций и модернизация отрасли культуры, мониторинг, контроль и оценка ее эффективности, выявление и внедрение лучшего российского и зарубежного опыта управления в сфере культуры.
Это обеспечит преемственность выполнения основных мероприятий и позволит последовательно решить поставленные на долгосрочную перспективу задачи.
Реализация государственной программы будет осуществляться в соответствии со следующими основными приоритетами:
укрепление единого культурного пространства Тамбовской области на основе духовно-нравственных ценностей и исторических традиций;
сохранение культурного и духовного наследия, самобытных традиций региона как национального богатства и основы единства общества;
обеспечение максимальной доступности для широких слоев населения лучших образцов культуры и искусства;
создание условий для творческой самореализации граждан, культурно-просветительской деятельности, организации внешкольного художественного образования и культурного досуга;
продвижение в культурном пространстве региона нравственных ценностей и образцов, способствующих культурному и гражданскому воспитанию личности;
обеспечение инновационного развития отраслей культуры, вывод их на лидирующие позиции в области применения современных технологий;
усиление присутствия учреждений культуры в цифровой среде, создание необходимых условий для активизации инвестиционной деятельности в сфере культуры;
укрепление позиций государства в сфере культуры;
совершенствование организационных и правовых механизмов, оптимизация деятельности организаций и учреждений, развитие государственно-частного партнерства, государственное поощрение меценатства, спонсорства и благотворительности;
повышение роли государственно-общественного партнерства в развитии сферы культуры;
предотвращение противоправных посягательств на объекты культурного наследия;
укрепление имиджа региона с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой;
укрепление материально-технической базы учреждений культуры;
повышение социального статуса работников культуры (уровень доходов, общественное признание);
развитие системы подготовки кадров.
Государственной программой предусмотрено достижение следующих целей к 2030 году:
увеличение числа посещений мероприятий организаций культуры до 37,071 млн. единиц в год к концу 2030 года;
повышение вовлеченности граждан в деятельность в сфере культуры, в том числе поддержка к концу 2030 года не менее 84 творческих инициатив и проектов;
повышение уровня сохранности объектов культурного наследия и развития инфраструктуры в сфере культуры, в том числе уровня обеспеченности организациями культуры до 46,0 процентов к концу 2030 года.
Показателями достижения цели государственной программы "увеличение числа посещений мероприятий организаций культуры до 37,071 млн. единиц в год к концу 2030 года" являются:
количество организаций культуры, получивших современное оборудование;
число посещений мероприятий организаций культуры.
Показателями достижения цели государственной программы "повышение вовлеченности граждан в деятельность в сфере культуры, в том числе поддержка к концу 2030 года не менее 82 творческих инициатив и проектов" являются:
количество специалистов сферы культуры, повысивших квалификацию на базе Центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры;
количество поддержанных творческих инициатив и проектов;
количество граждан, принимающих участие в добровольческой деятельности;
условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности.
Показателями достижения цели государственной программы "повышение уровня сохранности объектов культурного наследия и развития инфраструктуры в сфере культуры, в том числе уровня обеспеченности организациями культуры до 46,0 процентов к концу 2030 года" являются:
доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения;
уровень обеспеченности Тамбовской области организациями культуры;
доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве зданий данных учреждений;
количество созданных (реконструированных) и капитально отремонтированных объектов организаций культуры.
Для достижения целей государственной программы предусмотрены следующие задачи:
сохранение, пополнение и использование культурного и исторического наследия Тамбовской области;
обеспечение условий доступности к лучшим образцам культуры путем создания современной инфраструктуры для творческой самореализации и досуга населения области;
создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры Тамбовской области.
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" в качестве одной из национальных целей определена цель "возможности для самореализации и развития талантов".
Цели государственной программы взаимосвязаны с национальной целью развития Российской Федерации "возможности для самореализации и развития талантов", а также со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры".
Для достижения целевого показателя "увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года" реализуются задачи по повышению привлекательности (популярности) культурных мероприятий, использованию современных цифровых технологий и популяризации объектов культурного наследия в рамках следующих направлений:
развитие сети учреждений культуры, включая меры по укреплению материально-технической базы в учреждениях культуры, реставрации и сохранению объектов культурного наследия, созданию культурно-образовательных и музейных комплексов;
использование новых технологий для сохранения и развития культурного наследия, а также его адаптации к современным реалиям - создание виртуальных концертных залов, мультимедиа-гидов, оцифровка фильмов;
кадровое обеспечение организаций культуры, в том числе путем создания условий для повышения квалификации в сфере культуры на базе создаваемых центров непрерывного образования и повышения квалификации, перехода на отраслевую систему оплаты труда в сфере культуры и реализации мер по поддержке сельских учреждений культуры и их работников.
Достижение целевого показателя "Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций" обеспечивается посредством решения задач по сохранению исторических и национально-культурных традиций и организации на их основе процесса воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности по следующим направлениям:
сохранение исторических и национально-культурных традиций, включающее меры по поддержке творческих инициатив граждан, направленных на укрепление российской гражданской идентичности и сохранение духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, творческих проектов в области музыкального, театрального, изобразительного и циркового искусства;
воспитание на основе исторических и национально-культурных традиций путем реализации гражданско-патриотических, военно-исторических и культурно-познавательных мероприятий, поддержки, в том числе финансовой (гранты, субсидии, стипендии), дополнительных возможностей для творческого развития, самореализации и продвижения талантливой молодежи и работников в сфере культуры.
Планируемые мероприятия, направленные на достижение задач государственной программы, и ожидаемые результаты реализации государственной программы с учетом сферы ответственности и полномочий ответственного исполнителя, соисполнителей и участников государственной программы и имеющихся финансовых и иных ресурсов приведены в приложении N 2 к государственной программе.";
1.3. в разделе 2 "Показатели достижения целей государственной программы":
в абзаце третьем цифры "32" заменить цифрами "25";
в абзаце четвертом цифры "47" заменить цифрами "52";
в абзаце седьмом цифры "2130" заменить цифрами "3310";
в абзаце девятом цифры "66,6" заменить цифрами "67,2";
в абзаце десятом цифры "97,3" заменить цифрами "97,5";
1.4. раздел 3 "Структура государственной программы" дополнить абзацем двадцать пятым следующего содержания:
"достижение технической готовности объекта "Реконструкция здания "Концертный зал" (г. Тамбов, ул. Державинская, 5);";
1.5. в разделе 4 "Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы":
в абзаце втором цифры "8434412,8" заменить цифрами "11704806,7";
в абзаце десятом цифры "1128530,0" заменить цифрами "3363456,4";
в абзаце одиннадцатом цифры "2024", "24617,1" заменить цифрами "2030", "29502,4" соответственно;
в абзаце двенадцатом цифры "5828673,9" заменить цифрами "6708653,0";
в абзаце тринадцатом цифры "1452591,8" заменить цифрами "1603194,9";
1.6. приложение N 1 "Показатели государственной программы Тамбовской области "Развитие культуры" к Госпрограмме изложить в редакции согласно приложению N 1;
1.7. приложение N 2 "Структура государственной программы Тамбовской области "Развитие культуры" к Госпрограмме изложить в редакции согласно приложению N 2;
1.8. приложение N 3 "Финансовое обеспечение государственной программы Тамбовской области "Развитие культуры" к Госпрограмме изложить в редакции согласно приложению N 3.
2. Опубликовать настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Тамбовской области |
М. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Тамбовской области от 26 декабря 2023 г. N 1024 "О внесении изменений в государственную программу Тамбовской области "Развитие культуры"
Вступает в силу с 27 декабря 2023 г.
Опубликование:
сайт сетевого издания "Тамбовская жизнь" (tamlife.ru) 26 декабря 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 29 декабря 2023 г. N 6800202312290001