Заслушав информацию Министра иностранных дел Российской Федерации о реализации Концепции внешней политики Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Министерство иностранных дел Российской Федерации осуществляет реализацию внешнеполитического курса государства в соответствии с базовыми принципами и стратегическими целями, сформулированными в основополагающих документах по вопросам внешнеполитической деятельности Российской Федерации.
В настоящее время в мире сложилась крайне сложная обстановка. Система глобальной безопасности деградирует, увеличивается число региональных конфликтов, происходит ослабление международных институтов. Попытки недружественных государств во главе с Соединенными Штатами Америки навязать международному сообществу неоколониальный "порядок, основанный на правилах" разрушают базирующуюся на центральной координирующей роли Организации Объединенных Наций (ООН) и верховенстве международного права архитектуру современного мироустройства, наносят ущерб мировой экономике и развитию большинства государств. Остро ощущается дефицит доверия и предсказуемости в межгосударственных отношениях.
Принятые нашей страной меры по защите своих жизненно важных интересов расценены Вашингтоном и его сателлитами как предлог для обострения антироссийской политики, развязывания гибридной войны нового типа, которая направлена на противодействие становлению Российской Федерации в качестве одного из ведущих центров развития современного мира.
Приоритетными направлениями внешней политики Российской Федерации являются содействие формированию многополярной международной системы, активное продвижение объединительной повестки дня, выстраивание отношений с государствами мирового большинства - глобального Юга и Востока.
В сложившейся геополитической обстановке, в условиях создания новых угроз безопасности Российской Федерации по периметру ее границ как никогда актуальна задача формирования архитектуры равной и неделимой безопасности в Евразии. При этом наиболее важны углубление интеграционных процессов на постсоветском пространстве, обеспечение устойчивых долгосрочных добрососедских отношений с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (СНГ). Особое значение имеет стратегическое взаимодействие Российской Федерации с Республикой Беларусь.
Следует отметить значимость участия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в рамках председательства Российской Федерации в СНГ в 2024 году в работе Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ).
Одним из ключевых элементов внешней политики Российской Федерации остается развитие многопланового межгосударственного взаимодействия и интеграции в Евразии в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в целях реализации выдвинутой Президентом Российской Федерации инициативы формирования Большого Евразийского партнерства, ее сопряжения с китайской инициативой "Один пояс - один путь". Эта работа призвана гармонизировать интеграционные процессы в рамках создания единого экономического и гуманитарного пространства на Евразийском континенте.
Важным фактором обеспечения сбалансированного характера международных отношений является углубление взаимодействия Российской Федерации с дружественными странами (Китайской Народной Республикой, Республикой Индией, Исламской Республикой Иран и другими), международными и региональными объединениями.
Россия выступает в качестве беспристрастного посредника в урегулировании конфликтов и кризисов на Ближнем Востоке, всемерно способствуя стабилизации обстановки. Принципиальное значение для оздоровления ситуации в этом регионе имеет содействие разрешению палестино-израильского конфликта на справедливой основе.
Российская Федерация нацелена на всестороннее укрепление потенциала БРИКС в международных делах. В рамках председательства нашей страны в объединении в 2024 году состоится ряд парламентских мероприятий, центральным из которых станет Парламентский форум БРИКС.
Продолжает расширяться сотрудничество в рамках "Группы двадцати", в том числе в парламентском формате. Ведется практическая работа по поиску консенсусных решений, прежде всего в целях реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Приоритетными являются вопросы обеспечения продовольственной и энергетической безопасности, реформы международных финансовых институтов и цифровой трансформации.
Повышенное внимание планируется и дальше уделять продвижению национальных интересов Российской Федерации по вопросам экологической повестки, расширению сотрудничества с иностранными государствами, направленного на противодействие политизации международной природоохранной и климатической деятельности. Решению этой задачи служит в том числе работа Невского международного экологического конгресса.
Значимым международным событием станет проведение в сентябре 2024 года в городе Санкт-Петербурге четвертого Евразийского женского форума, который зарекомендовал себя как эффективная площадка для международного диалога и выработки подходов к решению вопросов расширения участия женщин в развитии общества.
Внешнеполитическая деятельность Российской Федерации направлена на поддержание глобального баланса сил и обеспечение условий для мирного, поступательного развития человечества на основе объединительной и конструктивной повестки дня.
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра иностранных дел Российской Федерации о реализации Концепции внешней политики Российской Федерации и выразить поддержку деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации по реализации внешнеполитического курса страны.
2. Рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1) продолжить работу по законодательному обеспечению реализации внешнеполитического курса Российской Федерации, выполнения ее международных обязательств и решения задач парламентской дипломатии;
2) осуществлять на постоянной основе мониторинг ратификационного процесса международных договоров;
3) проводить системную работу в рамках двусторонних межпарламентских комиссий с парламентами (палатами парламентов) иностранных государств и международными парламентскими организациями (МПА СНГ, Парламентской Ассамблеей Организации Договора о коллективной безопасности, Межпарламентским союзом, Азиатско-Тихоокеанским парламентским форумом, Азиатской парламентской ассамблеей, Межпарламентской ассамблеей Ассоциации государств Юго-Восточной Азии);
4) продолжить расширение взаимодействия с парламентами и региональными межпарламентскими объединениями стран Африки, Азии и Латинской Америки, в том числе с Центральноамериканским парламентом, Парламентом стран Латинской Америки и Карибского бассейна, Парламентом Южноамериканского общего рынка, Панафриканским парламентом, а также с Парламентским союзом государств - членов Организации исламского сотрудничества;
5) содействовать наращиванию межрегионального и приграничного сотрудничества Российской Федерации с дружественными странами.
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) проводить работу по укреплению российского присутствия на мировых рынках, географической диверсификации экономических связей с их переориентацией на государства, проводящие конструктивную и нейтральную политику в отношении Российской Федерации, при сохранении открытости к прагматичному сотрудничеству с деловыми кругами недружественных государств;
2) продолжить работу:
по подготовке проекта Стратегии развития внешнеэкономической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года;
по развитию международного транспортного коридора "Север - Юг", в том числе с учетом интересов Российской Федерации в Каспийском регионе;
по формированию единого миграционного пространства с Республикой Беларусь, в том числе по реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимном признании виз и по иным вопросам, связанным с въездом иностранных граждан и лиц без гражданства на территории государств - участников Договора о создании Союзного государства, от 19 июня 2020 года после его вступления в силу;
3) обеспечить доработку проекта федерального закона "О содействии международному развитию";
4) оказывать содействие дальнейшему развитию процессов межрегиональной экономической интеграции, прежде всего в рамках Союзного государства, ЕАЭС, СНГ, ШОС, в целях формирования Большого Евразийского партнерства;
5) ускорить решение вопроса об увеличении объема финансирования Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом;
6) рассмотреть вопрос об увеличении объемов бюджетных ассигнований на осуществление федеральными органами исполнительной власти и неправительственными организациями мероприятий по реализации гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом, в том числе с использованием инструментов "мягкой силы";
7) проработать вопрос о выделении в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642, Министерству иностранных дел Российской Федерации дополнительных бюджетных ассигнований на закупку и поставку в 2024-2025 годах учебников, учебно-методической литературы для специализированных структурных образовательных подразделений загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации;
8) рассмотреть возможность расширения перечня иностранных государств, гражданам которых оформляется единая электронная виза;
9) проанализировать возможность применения дополнительных мер по модернизации инфраструктуры и повышению инвестиционной привлекательности приграничных субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в целях стимулирования внешнеэкономических связей этих субъектов и решения общенациональных задач по развитию Дальнего Востока.
4. Рекомендовать Министерству иностранных дел Российской Федерации:
1) продолжить реализацию внешнеполитического курса Российской Федерации, направленного на укрепление центральной координирующей роли ООН в мировых делах, а также содействовать реформе Совета Безопасности ООН в целях расширения представительства государств мирового большинства;
2) уделять приоритетное внимание противодействию агрессивной политике стран Запада во главе с Соединенными Штатами Америки, нацеленной на создание угроз безопасности, суверенитету и межнациональному миру в нашей стране, а также выстраиванию коллективных действий мирового сообщества в интересах поиска ответов на глобальные вызовы;
3) продолжить наращивание разнопланового сотрудничества на постсоветском пространстве, в том числе в рамках СНГ, ЕАЭС и Организации Договора о коллективной безопасности;
4) содействовать расширению диалога с латиноамериканскими государствами, а также продолжить работу по укреплению российско-африканского взаимодействия в целях установления справедливого многополярного мира и устранения социально-экономического неравенства, являющегося следствием эксплуатации странами Запада потенциала и ресурсов других стран;
5) способствовать привлечению внимания международного сообщества к вопросу преодоления колониального наследия и противодействия западному неоколониализму в разных форматах;
6) усилить работу по защите и отстаиванию прав граждан Российской Федерации за рубежом, осуществлять мониторинг недружественных действий, совершаемых иностранными государствами в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, таких как применение ограничительных мер (санкций), необоснованное юридическое преследование, совершение преступлений, дискриминация, разжигание ненависти;
7) продолжить работу по противодействию фальсификации фактов истории, попыткам ревизии итогов Второй мировой войны, принижению роли и места СССР в Победе над нацизмом, в том числе путем ежегодного внесения на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН проекта резолюции "Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости";
8) усилить работу по укреплению позиций Российской Федерации в мировом информационном пространстве, донесению правдивой информации о ситуации на Украине, причинах конфликта и проведения специальной военной операции;
9) продолжить продвижение вопросов климатической повестки, отвечающих интересам Российской Федерации, с учетом итогов 28-й сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, а также в рамках подготовки к 29-й сессии указанной конференции (2024 год, Республика Азербайджан);
10) продолжить работу по реализации потенциала Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств - участников МПА СНГ, а также призвать дружественные государства, не участвующие в Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 года, присоединиться к этому международному документу;
11) инициировать рассмотрение в рамках Совместной Российско-китайской комиссии по границе вопроса о совершенствовании трансграничной инфраструктуры и установлении упрощенного порядка пересечения российско-китайской границы в целях создания благоприятных условий для проведения культурных и спортивных мероприятий на трансграничных водных объектах между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой;
12) продолжить взаимодействие с иностранными государствами по вопросам заключения соглашений о взаимных безвизовых поездках граждан, а также об упрощении визового режима при условии соблюдения принципа взаимности;
13) оказать содействие:
в организации и проведении X Парламентского форума БРИКС (первое полугодие 2024 года, город Санкт-Петербург), четвертого Евразийского женского форума (сентябрь 2024 года, город Санкт-Петербург);
в работе по привлечению представителей государств - участников Содружества Независимых Государств к реализации культурно-образовательного проекта "Поезд памяти".
5. Рекомендовать Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству:
1) проработать вопрос о принятии дополнительных мер по поддержке русского языка за рубежом с учетом потребностей иностранных государств и приоритетов реализации государственной программы Российской Федерации "Поддержка и продвижение русского языка за рубежом";
2) интенсифицировать сотрудничество в сфере общего образования с уполномоченными органами иностранных государств, прежде всего государств - участников СНГ, в рамках реализации Концепции "Русская школа за рубежом", международного гуманитарного проекта "Российский учитель за рубежом", программы "Послы российского образования и науки", а также с Всемирной ассоциацией выпускников высших учебных заведений и в иных сферах.
6. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству иностранных дел Российской Федерации:
1) рассмотреть вопрос о разработке программы межрегионального и приграничного сотрудничества Российской Федерации с Республикой Беларусь;
2) продолжить работу по наращиванию межрегионального сотрудничества Российской Федерации с государствами Центральной Азии, в том числе в целях стимулирования процессов евразийской интеграции;
3) активизировать работу по налаживанию международных и внешнеэкономических связей Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
7. Рекомендовать Министерству иностранных дел Российской Федерации и Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству проработать вопрос о совершенствовании нормативно-правовой базы в области развития международных связей между городами-побратимами.
8. Рекомендовать Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству культуры Российской Федерации и Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству продолжить проведение системной работы по наращиванию гуманитарного присутствия России в мире, по противодействию попыткам "отмены" российской культуры, а также по сохранению за рубежом исторической правды и памяти о роли России в мировой истории.
9. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, Федеральному агентству по делам молодежи осуществить реализацию плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 225-летия со дня рождения А.С. Пушкина, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2022 года N 3218-р.
10. Комитету Совета Федерации по международным делам проинформировать палату в декабре 2024 года о реализации настоящего постановления.
11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по международным делам.
12. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
В.И. Матвиенко |
Москва
22 декабря 2023 г.
N 809-СФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 22 декабря 2023 г. N 809-СФ "О реализации Концепции внешней политики Российской Федерации"
Вступает в силу с 22 декабря 2023 г.
Опубликование:
Собрание законодательства Российской Федерации, 1 января 2024 г. N 1 (часть I) ст. 134