Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Правительства Санкт-Петербурга
от 21.12.2023 N 25-рп
Региональный план
адаптации Санкт-Петербурга к изменениям климата
1 |
Наименование субъекта адаптации |
Правительство Санкт-Петербурга |
||||||
2 |
Общее описание характерных климатических рисков (ретроспективных и прогнозных) |
Климатический (климатообусловленный) риск - совместная характеристика вероятности опасных проявлений климатического фактора и его воздействия (в виде вреда или ущерба) на объект этого воздействия, которая выражается в величине ущерба (в натуральном и (или) стоимостном выражении), характерного для повторяемости заданных значений опасного климатического фактора. В соответствии с информацией Паспорта климатической безопасности Санкт-Петербурга климат Санкт-Петербурга согласно приложению "Б" СП 131.13330.2020 СНиП 23-01-99 "Строительная климатология*", утвержденному приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24.12.2020 N 859/пр (далее - СП 131.13330.2020) соответствует условиям "относительно умеренного" климатического подрайона IIБ. По классификации климатов Кёппена, Санкт-Петербург расположен в зоне Dfb (влажный континентальный климат с теплым летом, также именуемый бореальным с равномерным увлажнением). Основные его характеристики: умеренно холодный климат, без сухого сезона; с устойчивым снежным покровом в зимний период; имеются условия для произрастания лиственных лесов. По данным Паспорта климатической безопасности в продолжительных рядах метеорологических данных наблюдаются значимые тренды. Основные климатические параметры (актуализированные климатические нормы, рассчитанные за период с 1991 по 2020 годы, в соответствии с приказом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 18.02.2022 N 64): средняя годовая температура приземного воздуха - 6,3 °C; средняя температура наиболее жаркого месяца (июля) - 19,1 °С; средняя температура наиболее холодного месяца (февраля) - -4,8 °С; абсолютный максимум - 37,1 °С; абсолютный минимум - -35,9 °C; среднее годовое количество атмосферных осадков - 667,7 мм; количество дней с осадками не менее 10 мм - 15; число последовательных дней в году с осадками менее 1 мм - 120; уровень моря осредненный по четырем постам (Кронштадт, Лисий Нос, Ломоносов, Невская Устьевая) - 10,9 см в Балтийской системе высот, скорость роста уровня моря - около 4 мм/год. Также в зимний период изменение климата Санкт-Петербурга приводит к частому переходу температуры через 0 °C, при котором происходит более частое таяние снега и как следствие увеличение интенсивности образования гололеда. В последний климатический период значительно увеличилась повторяемость морских нагонных наводнений. Сместился максимум их повторяемости с осени на зиму. Увеличение повторяемости и продолжительности нагонных наводнений негативно сказывается на состоянии приморской зоны города и на реализации стратегических целей по развитию Санкт-Петербурга как морской столицы России, повышению значения Санкт-Петербурга как крупного международного транспортно-логистического центра, увеличению объема пассажирооборота морским транспортом до 3 млн. пассажиров в год. По данным расчетов климатической модели Главной геофизической обсерватории Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Росгидромет), средняя годовая температура приземного воздуха в Санкт-Петербурге для середины XXI века (2041 - 2060 гг.) по отношению к базовому климатическому периоду 1981 - 2000 гг. может возрасти от 2,5 до 3,5 °С. Наибольшего потепления следует ожидать в зимний период (от 3,2 до 4,4 °C). Количество атмосферных осадков возрастет от 0,1 до 0,2 мм/сут. (см. таблицу 2.1). Согласно прогнозным оценкам климатических моделей к середине текущего столетия строительно-климатический район местоположения Санкт-Петербурга может смениться с IIБ (относительно умеренный) на IIIБ (умеренный) (см. СП 131.13330.2020). По классификации климатов Кёппена, в середине XXI века климатические условия Санкт-Петербурга будут соответствовать "морскому" типу климата Cfb (умеренно теплый с равномерным увлажнением) (в настоящее время - Dfb (влажный континентальный с теплым летом). По данным Интерактивного атласа РГ-1 Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), средний уровень моря в восточной части Финского залива для периода 2041 - 2060 гг. по сравнению с базовым периодом 1995 - 2014 гг. может возрасти на 10-40 см в соответствии с климатическими сценариями SSP2-4.5 и SSP5-8.5. Прогнозируемое повышение среднего уровня моря в восточной части Финского залива на 40 см способно привести к затоплению примерно 650 га приморских территорий Санкт-Петербурга. В этом случае зона затопления территории города при максимальном уровне воды может увеличиться в 1,5 раза. В настоящее время наблюдается положительная динамика индексов экстремальных осадков. Увеличилась доля сильных осадков и наблюдается увеличение количества дней с сильными осадками (более 15 мм/сут.). Расчетное суточное максимальное количество осадков (мм) 1% обеспеченности за период 1936 - 2019 гг. составляет 88 мм. Прогноз максимального однодневного количества осадков (мм) к середине XXI века (2050 - 2059 гг.), полученный с помощью региональной климатической модели ГГО (РКМ ГГО), составит 100 мм. Прогнозируемое количество осадков, выпадающих за 20 минут и 1 час, с вероятностью ежегодного превышения 63% увеличится примерно на 20% и составят 8,64 и 11,88 мм соответственно. При этом прогнозируемые средние интенсивности дождей возрастут соответственно до 72,01 и 33,01 л/с (с 1 га). Увеличение частоты и интенсивности выпадения осадков (повышение нагрузки биогенными и вредивши веществами) угрожает системам водоотведения и качеству пресной воды в Санкт-Петербурге. В последние годы изменение климата рассматривается как один из ведущих факторов, оказывающих влияние на здоровье населения. Происходит как прямое влияние за счет увеличения числа дней с аномально высокими и (или) низкими температурами, наводнений, штормов, так и косвенное, опосредованное влиянием экологических или социально-экономических факторов (например, уменьшение объемов качественной питьевой воды и др.). Волны жары, в особенности в сочетании с ухудшением качества воздуха, являются причиной дополнительных заболеваемости и смертности населения, особенно в группах риска (дети, пожилые люди, люди с хроническими заболеваниями органов кровообращения и дыхания). Например, в Санкт-Петербурге продолжительные и интенсивные волны жары наблюдались в 2010 и 2021 году. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, в Европе ежегодно климатические изменения являются причиной от 1 до 10% смертей среди старших возрастных групп, а в мире - более 150 тыс. дополнительных смертей и 5,5 млн. лет нетрудоспособности в год. Это составляет 0,3% общего числа смертельных исходов и 0,4% общего количества лет нетрудоспособности, соответственно. К середине XXI века ожидается дальнейшее увеличение числа смертельных исходов, связанных с потеплением климата, еще примерно на 1 - 1,5%. Экономический ущерб от дополнительной смертности в результате климатических изменений в мире колеблется в большом интервале - от 6 до 88 млрд. долларов в год. При развитии глобального потепления наблюдается существенное увеличение разнообразия и биомассы водных инвазионных видов. Виды-вселенцы в меньшей степени в зоопланктоне и в весьма существенной степени в донных поселениях беспозвоночных в течение всего теплого сезона в последние годы вносили вклад в формирование численности и биомассы сообществ. Они создают реальную угрозу биоразнообразию водных экосистем и могут наносить существенный вред в результате обрастания инвазионными видами гидротехнических сооружений. Известна связь расширения ареалов и увеличения численности насекомых-дендрофагов с климатом. Некоторые насекомые, например, короеды-заболонники, переносят споры паразитических грибов. Расширение ареалов этих вредителей к северу из-за потепления климата и занос возбудителей голландской болезни деревьев привели почти к полной гибели вязов всех видов на обширной территории Северо-Запада Российской Федерации. Распространение некоторых чужеродных вредителей древесных растений стало возможным во много благодаря потеплению климата. Так, распространение стволового вредителя ясеня - ясеневой узкотелой изумрудной златки привело к тотальной гибели ясеней в европейской части России. Сейчас этот вредитель уже появился в Санкт-Петербурге, т.е. на северной границе распространения ясеня. Повышение температуры привело к резкому увеличению численности некоторых вредителей, которые стали давать несколько поколений в год. Ослабление хвойных деревьев из-за засух способствует снижению устойчивости хвойных лесов и размножению вредителей. Именно этими причинами обусловлено массовое отмиранию хвойных лесов в Ленинградской и Московской областях в 2010 - 2016 гг. В 2021 г. по этой же причине зафиксирована вспышка массового размножения вида жуков короед-типограф в ельниках Ленинградской области и Карелии. Повышение температуры и вероятности возникновения засух, а также лесных пожаров приводит к увеличению продолжительности лесопожарного периода и созданию угрозы жизни и здоровью граждан. Увеличение площади, пройденной лесными пожарами, приведет к снижению биологического разнообразия лесов, за счет уменьшения площади хвойных лесов и увеличении площади не покрытых лесом гарей и погибших насаждений. В настоящее время на территории Санкт-Петербурга наблюдается 18 метеорологических и 5 гидрологических и морских опасных природных явлений (ФГБУ "Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды") |
||||||
3 |
Информация о наличии и распространенности климатических рисков опасного уровня |
В границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга распространены следующие климатические риски (в соответствии с градацией Методических рекомендаций по оценке климатических рисков), утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.05.2021 N 267 "Об утверждении методических рекомендаций и показателей по вопросам адаптации к изменениям климата": 1) весьма опасный уровень: жара: продолжительная жара (май-август) (положительные аномалии от нормы среднесуточных температур воздуха по Санкт-Петербургу) интенсивность - на 7 градусов и более, продолжительность - в течение 5 суток и более); сильная жара (май-август) (максимальная температура воздуха), интенсивность - +35 °С и выше, продолжительность - любая); ураганы (скорость ветра, интенсивность 33 м/с и более, продолжительность любая), смерчи (сильный вихрь с вертикальной осью в виде столба или воронки, направленной от облака к подстилающей поверхности, интенсивность - наличие, продолжительность - любая); сильный ветер (скорость ветра - порывы 25 м/с и более или средняя не менее 20 м/с, продолжительность - любая); 2) опасный уровень: сильные атмосферные осадки (очень сильный дождь (дождь со снегом, мокрый снег): 50 мм и более за 12 часов и менее; сильный ливень (очень сильный ливневой дождь): 30 мм и более за 1 час и менее; очень сильный снег: 20 мм и более за 12 часов и менее; продолжительные сильные дожди: 100 мм и более за период более 12, но менее 48 часов); 3) умеренно опасный уровень: абразия - разрушение морским волноприбоем берегов и прибрежных участков морского дна; переработка берегов водохранилищ, озер - размыв и разрушение пород берегов под действием прибоя и русловых процессов; карст - геологическое явление (процесс), связанное с повышенной растворимостью горных пород (преимущественно карбонатных, сульфатных, галогенных) в условиях активной циркуляции подземных вод, выраженное процессами химического и механического преобразований пород с образованием подземных полостей, поверхностных воронок, провалов, оседаний (карстовых деформаций); суффозия - эрозионный процесс вымывания (выщелачивания) фильтрующейся водой микрочастиц из растворимых горных пород, сопровождающийся образованием просадочных деформаций в вышезалегающих породах); затопление территории - покрытие территории водой в период половодья или паводков; наводнение - затопление территории водой, являющееся стихийным бедствием. Наводнение может происходить в результате подъема уровня воды во время половодья или паводка, при заторе, зажоре, вследствие нагона в устье реки, а также при прорыве гидротехнических сооружений); эрозия плоскостная и овражная: эрозия - процесс разрушения горных пород водными потоками; эрозия плоскостная - разрушение пород рассредоточенными водными потоками, не приводящее к образованию характерных эрозионных форм (оврагов, промоин); эрозия овражная - разрушение пород сосредоточенными водными потоками, приводящее к образованию характерных эрозионных форм (оврагов, промоин); русловые деформации - изменение размеров и положения в пространстве речного русла и отдельных русловых образований, связанное с переотложением наносов; пучение - процесс, вызванный промерзанием грунта, миграцией влаги, образованием ледяных прослоев, деформацией скелета грунта, приводящих к увеличению объема грунта и поднятию его поверхности; град - атмосферные осадки, выпадающие в теплое время года, в виде частичек плотного льда, обычно вместе с ливневым дождем при грозе (интенсивность - диаметром 20 мм и более); природный пожар - неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде охватывающий различные компоненты природного ландшафта. Чрезвычайная степень пожарной опасности соответствует 5 классу пожарной опасности при величине комплексного показателя более 10 000; распространение вредителей и болезней в лесах и городских насаждениях - процесс при котором происходит повреждение и поражение лесов и городских насаждений вредными насекомыми и болезнями. При этом происходит большой ущерб в виде потерь текущего прироста древесины, усыхания и деградации древостоев, снижения их природоохранных, водозащитных и агролесомелиоративных функций; обледенение - процесс образования льда на поверхностях различных предметов, зданий, сооружений, машин, элементов системы энергетики, объектов растительного мира; 4) опасные сельскохозяйственные метеорологические явления: засуха - комплекс метеорологических факторов в виде продолжительного отсутствия осадков в сочетании с высокой температурой и понижением влажности воздуха, приводящий к нарушению водного баланса растений и вызывающий их угнетение или гибель; заморозки - понижение температуры воздуха или поверхности почвы до значений ниже 0 °C на фоне положительных средних суточных температур в период активной вегетации сельскохозяйственных культур, приводящее к их повреждению. *Город федерального значения Санкт-Петербург не является развитым аграрным регионом. На долю сельскохозяйственного производства города в общем объеме валового регионального продукта приходится менее 0,01%. На территории города отсутствуют земли сельскохозяйственного назначения. Исходя из пункта 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации, земли, находящиеся в пределах границ города федерального значения Санкт-Петербурга, относятся к категории земель населенных пунктов. При этом с учетом положений статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к зонам сельскохозяйственного использования. Однако в соответствии с Положением о территориальном планировании Санкт-Петербурга, утвержденным Законом Санкт-Петербурга от 21.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга", зоны сельскохозяйственного использования занимают 8% от площади Санкт-Петербурга, к 2025 году прогнозируется их сокращение до 3% ( ~ 43 кв. км) в связи с увеличением площади жилых зон в связи с чем уязвимость территории Санкт-Петербурга к таким опасным сельскохозяйственным метеорологическим явлениям, как засуха и заморозки невелика |
||||||
4 |
Информация о пороговых значениях для деятельности и показателе уязвимости |
Уязвимость зависит от географических и климатических особенностей территории, формирующих определенные характеристики опасных явлений. Значение показателей приемлемого риска зависит от комплекса природных, социально-экономических и политических факторов. Допустимые значения риска могут различаться в зависимости от природного объекта |
||||||
5 |
Общая информация об экономическом ущербе в результате воздействия климатических рисков и затратах на адаптационные мероприятия |
Суммарный расчетный ущерб от воздействия климатических рисков оценивается в 788 млрд. руб.: оползни - 13, абразия - 10, переработка берегов водохранилищ, озер - 0.002, карст - 49, суффозия - 25, подтопление территории - 379, эрозия плоскостная и овражная - 19, русловые деформации - 1, пучение - 168, наводнение - 3, ураганы, смерчи, сильный ветер - 10, жара - 49, град - 21, сильные атмосферные осадки - 7, пожарная опасность в лесах - 34, ущерб от распространение вредителей и болезней в лесах и городских насаждениях - 0,05 |
||||||
6 |
Описание новых возможностей для развития в связи с изменением климата (при наличии) |
1) перспективы для внедрения энергосберегающих технологий и развития возобновляемых источников энергии; 2) экономия топливно-энергетических ресурсов в связи с сокращением продолжительности и потеплением отопительного периода, повышением температуры наиболее холодной пятидневки; 3) перспектива развития речного и морского судоходства, включая систему портовых терминалов, при улучшении ледовых условий; 4) в связи с изменением агроклиматических условий создаются условия для обогащения видового состава зеленых насаждений за счет использования при благоустройстве и озеленение города ассортимента трав, древесных пород и кустарников, типичных для более влажных и теплых зон; 5) повышение температуры и увеличение продолжительности вегетационного сезона способно привести к увеличению продуктивности городских зеленых насаждений и городских лесов. Это открывает перспективы создания на свободных землях плантационных лесных культур, быстро растущих долговечных древесных растений с целью депонирования углерода; 6) использование новых строительных материалов и технологий |
||||||
7. Перечень приоритетных адаптационных мероприятий | ||||||||
N |
Наименование мероприятия |
Срок |
Вид документа и ожидаемый результат |
Потребность в ресурсах * |
Тип мероприятия |
Исполнитель |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||
Адаптация к весьма опасным уровням климатического риска | ||||||||
7.1 |
Адаптация к изменениям климата в сфере здоровья населения: обеспечение безопасности здоровья населения в части инфекционных и паразитарных заболеваний, обусловленных распространением природно-очаговых инфекций; обеспечение безопасности здоровья населения в части заболеваний, обусловленных аномально высокими и (или) низкими температурами (заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем, кровообращения, кожи, респираторных заболеваний); обеспечение безопасности здоровья населения в части инфекционных болезней, обусловленных доступностью и качеством питьевой воды |
2023 - 2050 гг. |
Государственная программа Санкт-Петербурга "Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге", утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 553; региональная программа Санкт-Петербурга "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" на 2019 - 2024 годы, утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.06.2019 N 20-рп. Ожидаемые результаты: 1) обеспечение устойчивости системы здравоохранения в условиях климатических рисков: организация и ресурсное обеспечение системы оказания скорой, первичной медико-санитарной, специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи населению в условиях аномальной жары (на регулярной основе); повышение информирования населения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о климатических рисках, в том числе организация телефонной горячей линии в период аномальной жары (на регулярной основе); обеспечение координации работы телефонной службы помощи с деятельностью медицинских и социальных организаций в условиях климатических рисков (на регулярной основе); 2) улучшение профилактики инфекционных заболеваний, включая иммунопрофилактику (в рамках национального календаря прививок); 3) обеспечение бесплатными медикаментами, изделиями медицинского назначения, продуктами лечебного питания для льготных категорий граждан (на регулярной основе); 4) осуществление мероприятий, направленных на совершенствование системы оказания медицинской помощи больным сосудистыми заболеваниями (на регулярной основе); 5) развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей (на регулярной основе) |
|
Оперативное, планировочное |
Комитет по здравоохранению |
||
7.2 |
Развитие водно-зеленого каркаса Санкт-Петербурга: озеленение территории центральных районов Санкт-Петербурга; создание зеленых насаждений в водоохранных зонах водных объектов; обеспечение населения Санкт-Петербурга зелеными насаждениями в соответствии с утвержденными нормативами |
2023 - 2050 гг. |
Закон Санкт-Петербурга от 21.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга"; государственная программа Санкт-Петербурга "Благоустройство и охрана окружающей среды в Санкт-Петербурге", утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 487; Закон Санкт-Петербурга от 23.06.2010 N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге"; постановление Правительства Санкт-Петербурга от 07.02.2017 N 79 "О создании рабочей группы по инвентаризации территорий зеленых насаждений общего пользования". Ожидаемые результаты: 1) актуализация нормативов градостроительного проектирования; 2) улучшение условий отведения поверхностного стока, в том числе с помощью замены части водонепроницаемых покрытий (асфальт) на несплошные покрытия (брусчатка и др.) и увеличение площадей зеленых насаждений показатель: увеличение процента площадей несплошных покрытий и зеленых насаждений; 3) охлаждение перегретых городских территорий, противодействие развитию "городского острова тепла"; 4) улучшение условий для миграции биологических видов через территорию города; 5) повышение обеспеченности населения Санкт-Петербурга территориями зеленых насаждений: для Адмиралтейского, Василеостровского, Петроградского, Центрального, Колпинского районов Санкт-Петербурга до 6 кв. м на человека; для Выборгского, Калининского, Кировского, Красногвардейского, Красносельского, Московского, Невского, Приморского, Фрунзенского районов Санкт-Петербурга - до 12 кв. м на человека; - для Кронштадтского, Курортного, Петродворцового, Пушкинского районов Санкт-Петербурга - до 18 кв. м на человека |
|
Экосистемное, планировочное |
Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга Комитет по градостроительству и архитектуре Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга |
||
7.3 |
Адаптация к изменениям климата в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; развитие систем раннего обнаружения быстроразвивающихся опасных природных явлений и процессов; развитие технологий мониторинга и прогнозирования рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; развитие систем информирования и оповещения населения; обеспечение устойчивого функционирования критически важных объектов и потенциально опасных объектов в чрезвычайных ситуациях с учетом климатических и социально-экономических особенностей территории |
2023 - 2050 гг. |
Государственная программа Санкт-Петербурга "Благоустройство и охрана окружающей среды в Санкт-Петербурге", утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 487; государственная программа Санкт-Петербурга "Обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге", утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 489. Ожидаемые результаты: 1) разработка и выполнение мероприятий, направленных на обеспечение снижения экологических рисков на окружающую среду, включая обеспечение радиационной безопасности; 2) обеспечение резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Санкт-Петербурга; 3) осуществление мероприятий по созданию и содержанию защитных сооружений гражданской обороны; 4) снижение уязвимости объектов воздействия на территории города (компонентов антропогенной или природной системы, функционирование которых зависит от факторов климата) к климатическим рискам |
|
Инженерно-техническое, технологическое, оперативное, планировочное |
Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности |
||
7.4 |
Создание лесопаркового зеленого пояса Санкт-Петербурга |
2023 - 2050 гг. |
Федеральный закон "Об охране окружающей среды", статья 62.1. Ожидаемые результаты: 1) на основе мотивированного ходатайства правительством Российской Федерации будет принято решение о создании лесопаркового зеленого пояса на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области площадью 108,9 тыс. га; 2) сохранение биоразнообразия в границах агломерации Санкт-Петербурга и прилегающих территорий Ленинградской области; 3) улучшение качества окружающей среды на урбанизированных территориях в границах агломерации; 4) противодействие развитию "городского острова тепла" |
|
Экосистемное, планировочное |
Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга Комитет по градостроительству и архитектуре Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности |
||
7.5 |
Адаптация функционально-планировочной структуры Санкт-Петербурга к развитию на его территории "городского острова тепла" (повышению температуры приземного воздуха и городских территорий по сравнению с естественным ландшафтом) |
2023 - 2050 гг. |
Государственная программа "Благоустройство и охрана окружающей среды в Санкт-Петербурге", утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 487, в части: развитие зеленой инфраструктуры городских территорий, включая "вертикальное озеленение"; принятие нормативного правового акта, предусматривающего требования к мероприятиям по смягчению "городского острова тепла"; государственная программа "Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга", утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 552. Ожидаемые результаты: 1) разработка нормативно-правового акта по противодействию развития "городского острова тепла"; 2) разработка рекомендаций по использованию светлых и (или) отражающих материалов, увеличивающих альбедо урбанизированных территорий, в строительстве, в том числе покраска крыш в белый цвет; переход на озеленение крыш, парковок и автостоянок; 3) развитие зеленой инфраструктуры городских территорий, включая "вертикальное озеленение"; 4) разработка мероприятий по снижению концентрации мелкодисперсных взвешенных веществ в атмосферном воздухе; 5) снижение смертности населения при жаре ("волнах жары"); 6) замедление темпов роста приземной температуры атмосферного воздуха при развитии глобального потепления и "городского острова тепла" |
|
Экосистемное, планировочное, инженерно-техническое |
Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности |
||
7.6 |
Адаптация к изменениям климата в сфере строительства: обеспечение надежности и безопасности объектов строительства при проектировании зданий и сооружений (с учетом основных "неустойчивых" гидрометеорологических норм); обеспечение надежности и долговечности конструкций при минимальном расходе энергии на отопление и вентиляцию зданий; энергоэффективность зданий, строений и сооружений; сокращение энергопотерь в жилых домах (внедрение систем автоматического регулирования освещения мест общего пользования, автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов с погодным регулированием, модернизация лифтового оборудования, различные меры усиления теплозащиты); снижение энергопотребления государственными учреждениями; капитальный ремонт объектов недвижимого имущества |
2023 - 2050 гг. |
Государственная программа Санкт-Петербурга "Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга", утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 491; государственная программа Санкт-Петербурга "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры, энергетики и энергосбережения в Санкт-Петербурге", утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 486. Ожидаемые результаты: 1) снижение энергопотребления (повышение энергоэффективности) и сокращение энерго потерь; показатели: доля многоквартирных домов, имеющих класс энергетической эффективности "В" и выше; уровень оснащения многоквартирных домов индивидуальными тепловыми пунктами, предусматривающими автоматическое регулирование подачи тепловой энергии в зависимости от температуры атмосферного воздуха; 2) увеличение доли отремонтированных по необходимым видам работ многоквартирных домов с учетом мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от общего количества многоквартирных домов до 80,1% к 2028 г.; 3) увеличение доли осветительных устройств, в том числе с использованием светодиодов, установленных в местах общего пользования в многоквартирных домах, от общего количества используемых осветительных устройств, установленных в местах общего пользования в многоквартирных домах до 92% к 2028 г. |
|
Планировочное, инженерно-техническое, технологическое |
Жилищный комитет Комитет по строительству Комитет по энергетике и инженерному обеспечению |
||
7.7 |
Адаптация к изменениям климата в сфере комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, энергетики и энергосбережения в Санкт-Петербурге: снижение потерь в электро- и теплосетях; обеспечение устойчивости линейных объектов инженерной инфраструктуры к воздействию климатических факторов, повышение надежности их эксплуатации; обеспечение устойчивости систем водоснабжения и водоотведения к воздействию климатических факторов; разработка программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности |
2023 - 2050 гг. |
Государственная программа Санкт-Петербурга "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры, энергетики и энергосбережения в Санкт-Петербурге", утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 486; Схема теплоснабжения Санкт-Петербурга на период до 2033 года, утвержденная приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 02.10.2023 N 261тд (актуализация на 2024 год). Ожидаемые результаты: 1) осуществление мероприятий по направлениям: "Строительство тепловых сетей", "Реконструкция тепловых сетей", "Проектирование строительства и (или) реконструкции объектов теплоснабжения", направленных на повышение надежности системы теплоснабжения Санкт-Петербурга, безопасности ее эксплуатации, увеличение мощности и производительности, а также снижения негативного воздействия на окружающую среду, за счет применения современных материалов и технологий показатели: уровень потерь в тепловых сетях (к 2028 году 9,4%); удельное количество повреждений на сетях теплоснабжения (к 2028 году 10,2 ед./10 км); 2) проектирование, строительство, реконструкция водопроводных станций с забором воды из поверхностного источника водоснабжения С внедрением эффективных и технически совершенных технологий водоподготовки показатель: обеспечение населения питьевой водой соответствующей нормативным требованиям в условиях климатических рисков |
|
Планировочное, инженерно-техническое, технологическое |
Комитет по энергетике и инженерному обеспечению |
||
7.8 |
Сокращение выбросов парниковых газов |
2023 - 2050 гг. |
Федеральный закон "Об охране окружающей среды"; Федеральный закон "Об ограничении выбросов парниковых газов"; Указ Президента Российской Федерации от 04.11.2020 N 666 "О сокращении выбросов парниковых газов"; государственная программа Санкт-Петербурга "Благоустройство и охрана окружающей среды в Санкт-Петербурге", утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 487; государственная программа Санкт-Петербурга "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры, энергетики и энергосбережения в Санкт-Петербурге", утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 486; государственная программа Российской Федерации "Развитие энергетики", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 321; Федеральный проект "Развитие рынка природного газа как моторного топлива"; Экологический кодекс Санкт-Петербурга, утвержденный Законом Санкт-Петербурга от 29.06.2016 N 455-88. Ожидаемые результаты: 1) создание, переустройство и восстановление объектов зеленых насаждений, расположенных на территориях зеленых насаждений общего пользования городского значения; 2) внедрение низкоуглеродных инициатив, в том числе по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива, а также увеличения доли электротранспорта; показатель: количество введенных в эксплуатацию объектов заправки транспортных средств природным газом (АГНКС, криоАЗС, МАЗС, ПАГЗ, модули по заправке компримированным природным газом) (суммарно до 2028 года 10 шт.); 3) реализация проекта по созданию инновационного парка электробусов в производственной зоне "Ржевка"; 4) достижение целевых показателей Федерального закона "Об ограничении выбросов парниковых газов" и Указа Президента Российской Федерации от 04.11.2020 N 666 "О сокращении выбросов парниковых газов": обеспечение к 2030 году сокращения выбросов парниковых газов Российской Федерации до 70 процентов относительно уровня 1990 года с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем |
|
Планировочное, инженерно-техническое, технологическое |
Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Комитет по транспорту Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга |
||
Адаптация к опасным уровням климатического риска | ||||||||
7.9 |
Адаптация систем водоотведения Санкт-Петербурга к условиям повышения интенсивностей и частоты выпадения атмосферных осадков, связанных с изменениями климата |
2023 - 2050 гг. |
Схема водоотведения Санкт-Петербурга на период до 2025 года с учетом перспективы до 2030 года и прогноза до 2040 года", утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 989 "Об утверждении схемы водоснабжения и схемы водоотведения Санкт-Петербурга"; государственная программа Санкт-Петербурга "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры, энергетики и энергоснабжения в Санкт-Петербурге, утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 488. Ожидаемые результаты: 1) создание системы управления водоотведением Санкт-Петербурга по бассейновому принципу; показатели: предотвращение выхода на поверхность водовоздушной смеси, подтопления городских территорий при выпадении осадков нерасчетной интенсивности; сокращение сброса неочищенных дождевых стоков в периоды выпадения сверхрасчетных дождей; 2) увеличение пропускной способности канализационных сетей в местах подтопления улиц дождевыми стоками; показатель: сокращение территорий подтопления городских территорий ливневыми осадками |
|
Планировочное, инженерно-техническое, технологическое |
Комитет по энергетике и инженерному обеспечению |
||
7.10 |
Корректировка границ зон затопления, подтопления Санкт-Петербурга |
2023 - 2050 гг. |
Водный кодекс Российской Федерации; постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 N 360 "О зонах затопления, подтопления". Ожидаемые результаты: 1) актуализация четырех границ зон затопления, подтопления в связи с установлением границ водных объектов; изменением рельефа местности; завершенным намывом искусственных земельных участков; 2) внесение актуальных сведений о границах зон затопления, подтопления и режиме использования территории в них в Генеральный план Санкт-Петербурга и Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга |
|
Оперативное, планировочное |
Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Комитет по градостроительству и архитектуре |
||
7.11 |
Мероприятия по сохранению экологического потенциала лесов, адаптации к изменениям климата и повышению устойчивости лесов |
2023 - 2050 гг. |
Генеральный план Санкт-Петербурга, утвержденный Законом Санкт-Петербурга от 21.12.2005 N 728-99; Экологический кодекс Санкт-Петербурга, утвержденный Законом Санкт-Петербурга от 29.06.2016 N 455-88; Закон Санкт-Петербурга от 25.06.2014 N 421-83 "О перечне участков территорий, в отношении которых предполагается провести комплексные экологические обследования"; Лесной план Санкт-Петербурга, утвержденный Губернатором Санкт-Петербурга. Ожидаемые результаты: 1) создание условий для сохранения ценных природных комплексов; 2) развитие сети особо охраняемых природных территорий регионального значения и обеспечение их устойчивого функционирования; 3) проведение комплексных экологических обследований, обосновывающих придание территориям правового стат |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.