Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства
Самарской области
от 25.12.2023 N 1106
Стратегические приоритеты
в сфере реализации Государственной программы
1. Оценка текущего состояния сферы охраны окружающей среды в Самарской области
Самарская область является промышленно развитым регионом, испытывающим высокую техногенную нагрузку на все компоненты окружающей среды. Область отличается высокой урбанизацией и значительной долей городского населения, на ее территории находится одна из крупнейших в России Самарско-Тольяттинская городская агломерация.
При этом многолетние результаты комплексного мониторинга состояния окружающей среды свидетельствуют о стабильности экологической ситуации в Самарской области. Объективные показатели сводной статистической отчетности также подтверждают устойчивость уровня антропогенного воздействия на окружающую среду региона.
В частности, отмечается положительная динамика объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Так, в 2022 году при увеличении количества стационарных источников выбросов на 21% по сравнению с 2021 годом объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников снизился на 1,4 тыс. тонн, от передвижных источников - на 5,4%. Снижение объема выбросов от стационарных источников в 2022 году по сравнению с уровнем 2014 года составило 12%.
Ежегодно проводится добровольная инвентаризация объема выбросов и поглощений парниковых газов, по итогам которой отмечена положительная динамика снижения объемов таких выбросов (на 32% с 2017 по 2022 год).
Радиационная обстановка в 2022 году на территории Самарской области по сравнению с предыдущими годами существенно не изменилась, радиационный фон остается в пределах нормы (0,1 мкЗв/час при допустимом (безопасном) уровне естественного фона излучения до 0,3 мкЗв/час).
Ситуация с качеством природных вод на территории Самарской области также сохраняется стабильной. Качество воды большинства малых рек региона классифицируется как "очень загрязненная". Улучшение качества воды в 2022 году зафиксировано на Ветлянском водохранилище, а также на реках Большой Кинель (с. Тимашево) и Крымза (с "грязной" до "очень загрязненной").
Реализуются мероприятия по развитию территориальной сети мониторинга качества окружающей среды. В 2019 году приобретен автоматический стационарный пост наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (ПНЗ-91), в 2023 году также приобретен автоматический пост ПНЗ-92. Данное современное оборудование установлено на территории Куйбышевского района г.о. Самара.
Доля площади особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) в общей площади региона, включая ООПТ федерального значения, составляет 5,4%. В рамках государственной программы проводится работа по созданию охранных зон ООПТ регионального значения. За период с 2014 по 2022 год разработаны проекты охранных зон 143 ООПТ регионального значения, утверждены распоряжениями Губернатора Самарской области охранные зоны 72 ООПТ регионального значения, создано 3 новых ООПТ регионального значения. Кроме того, в 2022 году разработаны обосновывающие материалы по 6 перспективным ООПТ регионального значения общей площадью 9,2 тыс. га. Проведение регулярного мониторинга ООПТ, а также контрольно-надзорных мероприятий позволило обеспечить соблюдение природоохранных режимов ООПТ, не допустить деградации природных сообществ на их территориях.
Осуществляется ведение Красной книги Самарской области. По состоянию на 01.01.2023 в Красную книгу Самарской области включены 562 вида растений и животных, из них 286 видов растений, лишайников и грибов и 276 видов животных. Ежегодно проводится мониторинг численности и распространения экологически значимых видов птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Самарской области, восстановление популяций редких видов растений, занесенных в Красную книгу Самарской области, обследование ООПТ регионального значения.
Кроме того, выпущено актуализированное издание Красной книги Самарской области: в 2017 году - том "Растения", в 2019 году - том "Животные".
На территории Самарской области эффективно реализуется государственное управление и регулирование в сфере охраны окружающей среды. Осуществляются различные виды государственного контроля (надзора) федерального и регионального уровней в сфере охраны окружающей среды. При этом основной акцент начиная с 2022 года сделан на проведение профилактических мероприятий.
В соответствии с Законом Самарской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды" в 2014 году органами местного самоуправления муниципальных образований Самарской области проведено 1211 плановых проверок, в 2015 году - 936 плановых проверок, в 2016 году - 495 плановых проверок, в 2017 году - 535 плановых проверок, в 2018 году - 322 плановые проверки, в 2019 году - 447 плановых проверок, в 2020 году - 83 плановые проверки, в 2021 году - 166 плановых проверок, в 2022 году - 14 плановых проверок и 233 профилактических визита.
В рамках государственной программы реализуются мероприятия двух федеральных проектов национального проекта "Экология":
в рамках федерального проекта "Чистая страна" в 2022 году завершена ликвидация 2 несанкционированных свалок, расположенных в границах г.о. Октябрьск и г.о. Чапаевск общей площадью 5,1 га, начато выполнение работ по ликвидации 2 несанкционированных свалок, расположенных в границах г.о. Тольятти общей площадью 47,6 га. Планируемый срок завершения работ - 2024 год;
в рамках федерального проекта "Оздоровление Волги" в 2023 году начато выполнение работ по рекультивации участка несанкционированного размещения спиртовой барды - крупнотоннажного отхода производственной деятельности нескольких юридических лиц, находящегося в границах сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области, площадью 42,44 га. Планируемый срок завершения работ - 2024 год.
В целях информационного обеспечения мероприятий национального проекта "Экология", реализуемых министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - министерство) начиная с 2019 года, ежегодно подготавливаются и публикуются информационно-разъяснительные материалы об экологической ситуации и природоохранной деятельности в Самарской области.
Также в период реализации государственной программы выполняются мероприятия, направленные на экологическое просвещение и воспитание населения: проводятся ежегодный региональный экологический конкурс "ЭкоЛидер", конкурс детских творческих работ на экологическую тематику, конкурс среди муниципальных образований Самарской области по итогам Дней защиты от экологической опасности на территории Самарской области, а также весенний и осенний месячники по очистке водоохранных зон водных объектов муниципальных образований Самарской области (в рамках государственного задания государственного бюджетного учреждения Самарской области "Природоохранный центр"). В 2022 году в природоохранных акциях на территории Самарской области приняли участие 892 тыс. человек.
С целью обеспечения конституционного права граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды и в соответствии с поручением Президента Российской Федерации министерством ежегодно готовится доклад об экологической ситуации в Самарской области, который представляет собой документированный систематизированный свод фактических данных и аналитических материалов, характеризующих состояние окружающей среды и её компонентов, естественных экологических систем на территории региона. Доклад об экологической ситуации в Самарской области ежегодно размещается в открытом доступе на официальном сайте министерства (https://priroda.samregion.ru/).
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы
Стратегической целью государственной политики в природоохранной сфере является комплексное решение социально-экономических задач:
обеспечение экологически ориентированного роста экономики и экологической безопасности;
сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для обеспечения комфортных условий проживания;
реализация права каждого человека на благоприятную окружающую среду;
укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды.
Право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации.
Достижение целей обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования осуществляется в рамках Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400.
Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176 определяет экологическую безопасность как составную часть национальной безопасности. При этом в качестве основных инструментов обеспечения экологической безопасности обозначены государственные программы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальные программы.
Согласно Основам государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденным Президентом Российской Федерации 30.04.2012, главной задачей органов власти всех уровней является обеспечение экологически ориентированного роста экономики.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" одним из целевых показателей, характеризующих достижение национальных целей к 2030 году, является ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов.
Необходимо отметить, что Конституцией Российской Федерации возложена особая ответственность на органы власти субъектов Российской Федерации при реализации предоставленного им конституционного права регулирования вопросов в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности. Реализация государственной экологической политики должна осуществляться с учетом ряда особенностей, свойственных субъекту Российской Федерации, с участием всех органов исполнительной власти субъекта.
Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017 N 441 (далее - Стратегия), определен широкий круг задач, направленных в первую очередь на улучшение качества жизни населения. При этом важнейшей характеристикой качества жизни является состояние окружающей среды.
Высокий уровень промышленного развития Самарской области обеспечивает значительную техногенную нагрузку на природную среду. Именно поэтому в качестве одного из основных направлений развития Самарской области Стратегией определено улучшение экологической ситуации в регионе, включающее в себя сохранение биологического разнообразия и природных ресурсов, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Реализация государственной программы связана с реализацией государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" и влияет на достижение показателей:
"Ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое" национальной цели развития Российской Федерации "Комфортная и безопасная среда для жизни", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
"Количество ликвидированных и изолированных объектов накопленного вреда окружающей среде, представляющих угрозу реке Волге" государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды";
"Количество ликвидированных несанкционированных свалок в границах городов" государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды".
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере охраны окружающей среды в Самарской области
Исходя из стратегических приоритетов развития Самарской области, целью Государственной программы является создание условий для улучшения экологической ситуации на территории Самарской области.
Достижение данной цели определяется необходимостью комплексного решения задач, направленных на повышение уровня экологической безопасности граждан и сохранение природных систем.
В рамках реализации Государственной программы предусмотрено решение следующих задач.
Задача 1. Ликвидация несанкционированных свалок в границах городов.
В рамках данной задачи запланирована реализация мероприятий федерального проекта "Чистая страна" национального проекта "Экология" по ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов, расположенных на территории городского округа Тольятти Самарской области.
Задача 2. Сохранение и восстановление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое.
В рамках данной задачи запланирована реализация мероприятия федерального проекта "Оздоровление Волги" национального проекта "Экология" по рекультивации участка несанкционированного размещения спиртовой барды - крупнотоннажного отхода производственной деятельности нескольких юридических лиц, находящегося на территории национального парка "Самарская Лука" в границах сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области.
Задача 3. Участие в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
С целью оценки состояния окружающей среды, своевременного выявления и прогноза развития негативных процессов, влияющих на состояние окружающей среды, а также оперативного принятия мер запланировано:
выполнение работ по инвентаризации объема выбросов и поглощений парниковых газов на территории Самарской области, начатых в 2017 году, и формированию регионального кадастра выбросов парниковых газов;
обеспечение мониторинга транзитного загрязнения поверхностных вод в Самарской области с целью оценки привнесения загрязнений от соседних субъектов Российской Федерации через входные фоновые створы на водотоках и выноса загрязняющих веществ через замыкающие створы. Итоги мониторинга составят основу комплекса мер по экологическому оздоровлению водных объектов.
Выполнение данных мероприятий позволит своевременно получать информацию об окружающей среде, ее изменении под воздействием природных и антропогенных факторов для принятия необходимых мер по предотвращению вредных воздействий, формированию долгосрочных планов.
Задача 4. Сохранение и восстановление биоразнообразия растительности и животного мира на территории Самарской области, обеспечение развития ООПТ регионального значения.
В целях реализации основных приоритетов по сохранению и восстановлению биоразнообразия растительности и животного мира, обеспечению развития ООПТ, обозначенных в стратегических документах Российской Федерации, Стратегии, а также исполнения полномочий субъектов Российской Федерации, определенных действующим законодательством Российской Федерации, планируется реализовать следующие мероприятия:
ведение государственного кадастра ООПТ регионального и местного значения, в том числе формирование и издание материалов кадастра;
проведение мониторинга ООПТ регионального значения;
обеспечение ведения Красной книги Самарской области;
создание условий для сохранения и восстановления популяций редких видов растений, занесенных в Красную книгу Самарской области;
создание охранных зон ООПТ регионального значения, установление их границ, определение режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон.
Реализация указанных мероприятий позволит обеспечить эффективное функционирование ООПТ регионального значения для сохранения в естественном состоянии ключевых экосистем, соблюдение природоохранных режимов ООПТ, а также создать условия для сохранения и восстановления редких видов растений на территории Самарской области.
Задача 5. Экологическое просвещение и воспитание населения, формирование экологической культуры.
В рамках решения данной задачи с учетом приоритетных направлений деятельности, установленных в документах стратегического планирования, предусмотрены мероприятия, направленные на обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды в Самарской области:
ведение радиационно-гигиенического паспорта Самарской области;
обеспечение органов государственной власти и органов местного самоуправления информацией о состоянии и загрязнении окружающей среды Самарской области.
Задача 6. Государственное регулирование и обеспечение деятельности по охране окружающей среды на территории Самарской области.
В рамках решения данной задачи предусмотрено продолжить реализацию мероприятий, направленных на обеспечение деятельности по охране окружающей среды на территории Самарской области:
обеспечение реализации органами местного самоуправления Самарской области переданных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды;
выполнение работ в рамках государственного задания государственным бюджетным учреждением Самарской области "Природоохранный центр", а также осуществление деятельности регионального информационно-аналитического центра (РИАЦ Самарской области) по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на территории Самарской области.
Реализация данных мероприятий позволит создать эффективную систему экологического контроля за соблюдением природоохранного законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую среду, повысить качество выполнения работ в сфере охраны окружающей среды, уровень управления бюджетными ресурсами, выделяемыми на выполнение работ.
С 2024 года планируемые мероприятия (результаты) с указанием характеризующих их значений показателей приводятся в паспорте Государственной программы, утвержденной протоколом Правительства Самарской области от 31.10.2023 N 1.
На динамику достижения показателей Государственной программы оказывают влияние объемы ее финансового обеспечения.
С целью обеспечения деятельности по охране окружающей среды на территории Самарской области государственному бюджетному учреждению Самарской области "Природоохранный центр" предоставляются субсидии из областного бюджета на приобретение мебели, оргтехники и программного обеспечения (далее - субсидия). Порядок определения объема и условие предоставления субсидий приведены в приложении 4 к Государственной программе.
С целью улучшения санитарного и экологического состояния территории муниципальных образований Самарской области бюджетам муниципальных образований Самарской области предоставляются субсидии из областного бюджета, в том числе формируемые за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, на реализацию мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде федерального проекта "Чистая страна" национального проекта "Экология" (далее - субсидии на ликвидацию несанкционированных свалок). Порядок предоставления и распределения субсидий на ликвидацию несанкционированных свалок приведен в приложении 7 к Государственной программе.
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Самарской области от 25 декабря 2023 г. N 1106 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.