Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
к государственной программе
Алтайского края "Комплексное
развитие сельских территорий
Алтайского края"
Правила
предоставления бюджетам муниципальных образований Алтайского края и распределения между ними субсидий на обеспечение комплексного развития сельских территорий
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления бюджетам расположенных на территории Алтайского края городских поселений, муниципальных районов, городских округов и муниципальных округов (далее - "муниципальные образования") и распределения между ними субсидий на обеспечение комплексного развития сельских территорий, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального и краевого бюджетов (далее - "субсидии").
1.2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:
сельские территории - объединенные общей территорией в границах муниципального района сельские поселения, а также сельские населенные пункты, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов, городских округов, и поселки городского типа (рабочие поселки), определенные постановлением Правительства Алтайского края от 05.05.2023 N 147 "Об утверждении перечня сельских территорий Алтайского края, перечня опорных населенных пунктов, населенных пунктов, расположенных на прилегающей к ним территории, и сельских агломераций Алтайского края", за исключением сельских населенных пунктов и рабочих поселков, входящих в состав муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края;
сельские агломерации - примыкающие друг к другу сельские территории и граничащие с сельскими территориями поселки городского типа и (или) малые города. Численность населения, постоянно проживающего на территории каждого населенного пункта, входящего в состав сельской агломерации, не может превышать 30 тыс. человек. Под примыкающими друг к другу сельскими территориями понимаются сельские территории, имеющие смежные границы муниципальных образований. Перечень сельских агломераций на территории Алтайского края определен постановлением Правительства Алтайского края от 05.05.2023 N 147 "Об утверждении перечня сельских территорий Алтайского края, перечня опорных населенных пунктов, населенных пунктов, расположенных на прилегающей к ним территории, и сельских агломераций Алтайского края";
проект комплексного развития сельской территории (далее - "проект") - документ, содержащий комплекс мероприятий, реализуемых на сельских территориях или на территории сельских агломераций, обеспечивающих достижение целей и показателей (индикаторов) государственной программы Алтайского края "Комплексное развитие сельских территорий Алтайского края" (далее - "государственная программа"), направленных на достижение целей мероприятия государственной программы по приданию сельским территориям современного облика и способствующих достижению целей государственной программы;
стоимость проекта - сумма денежных средств, определенная на основании сметной стоимости, а также иных документально подтвержденных и обоснованных затрат, необходимых для реализации проекта.
1.3. Мероприятия, предусмотренные проектом, должны быть направлены на реализацию следующих направлений:
а) строительство и реконструкция (модернизация) объектов (в том числе модульных), капитальный ремонт объектов (включая многофункциональные), предназначенных для предоставления соответствующих услуг населению (в том числе маломобильному):
государственных или муниципальных дошкольных образовательных организаций;
государственных или муниципальных общеобразовательных организаций;
государственных или муниципальных организаций дополнительного образования;
медицинских организаций государственной системы здравоохранения и их структурных подразделений, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь (поликлиники, их структурные подразделения, врачебные амбулатории, центры (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины), фельдшерско-акушерские пункты и фельдшерские здравпункты), а также зданий (отдельных зданий, комплексов зданий) центральных районных больниц, в том числе предусматривающих оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий;
государственных или муниципальных организаций культурно-досугового типа;
государственных или муниципальных физкультурно-спортивных организаций;
государственных организаций социального обслуживания;
государственных учреждений, подведомственных уполномоченным в области ветеринарии органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и их структурных подразделений, осуществляющих проведение профилактических, диагностических и лечебных мероприятий;
б) строительство, реконструкция (модернизация) объектов, предназначенных для размещения в них организаций народных художественных промыслов, входящих в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 06.01.1999 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах";
в) реконструкция (модернизация), капитальный ремонт находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов ремесленной деятельности, объектов туризма, объектов, имеющих туристический потенциал;
г) приобретение транспортных средств (не бывших в употреблении или эксплуатации) для обеспечения функционирования существующих или создаваемых в рамках проекта объектов, указанных в подпункте "а" настоящего пункта:
пассажирских автобусов (микроавтобусов), в том числе использующих природный газ в качестве моторного топлива;
санитарных автомобилей (автомобилей скорой помощи класса "А", оснащенных необходимым оборудованием);
передвижных медицинских комплексов на колесных транспортных средствах со стандартным оснащением для оказания первичной медико-санитарной помощи и проведения профилактического медицинского осмотра;
мобильных ветеринарных пунктов на колесных транспортных средствах с оснащением для оказания ветеринарной помощи и проведения профилактических мероприятий;
мобильных утилизационных установок для обеспечения деятельности государственных учреждений, указанных в абзаце девятом подпункта "а" настоящего пункта;
д) приобретение и установка модульных конструкций (за исключением объектов с массовым пребыванием граждан, указанных в части 2.2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации), приобретение оборудования (не бывшего в употреблении или эксплуатации) для обеспечения функционирования существующих или создаваемых в рамках проекта объектов, перечисленных в подпункте "а" настоящего пункта;
е) строительство, реконструкция и капитальный ремонт централизованных и нецентрализованных систем водоснабжения, водоотведения, канализации, очистных сооружений, станций водоподготовки и водозаборных сооружений для функционирования объектов жилого и нежилого фонда (объектов социального назначения);
ж) строительство блочно-модульных котельных и перевод многоквартирных домов на индивидуальное отопление (включая техническое присоединение к газовым сетям), строительство, реконструкция и капитальный ремонт тепловых сетей (за исключением котельных);
з) строительство газораспределительных сетей с распределительными газопроводами низкого давления (для газоснабжения жилых домов, общественных зданий и коммунально-бытовых предприятий) и среднего давления (для подачи газа в газопровод низкого давления);
и) строительство, приобретение и монтаж газопоршневых установок, газгольдеров;
к) строительство, реконструкция и капитальный ремонт электрических сетей уличного освещения, установка электрооборудования для уличного освещения (при условии обязательного использования энергосберегающих технологий);
л) строительство и оборудование автономных и возобновляемых источников энергии для энергообеспечения объектов жилого и нежилого фонда (объектов социального назначения);
м) развитие телекоммуникаций (строительство (прокладка) линий передачи данных, приобретение и монтаж оборудования, обеспечивающего в том числе возможность беспроводного подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") объектов жилого и нежилого фонда (объектов социального назначения);
н) строительство объектов (зданий) для размещения в них многофункциональных государственных и муниципальных организаций, включая организации, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, а также иные государственные и муниципальные организации и учреждения.
1.4. Проектами может предусматриваться (при необходимости) осуществление включенных в проектную документацию на объект, но не предусмотренных пунктом 1.3 настоящих Правил мероприятий, без которых реализация проекта, в том числе ввод объекта в эксплуатацию, не представляется возможной, при условии реализации таких дополнительных мероприятий без софинансирования из федерального бюджета. При этом в балльной системе оценки соответствующие объемы средств из внебюджетных источников не учитываются.
Проект, реализация которого осуществляется на территории сельской агломерации, должен состоять из мероприятий, реализация которых осуществляется не менее чем в 30 процентах населенных пунктов, относящихся к сельским территориям в составе соответствующей сельской агломерации.
1.5. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при реализации мероприятий муниципальных программ комплексного развития сельских территорий, предусматривающих осуществление проектов, прошедших отбор в соответствии с порядком, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - "отбор проектов").
1.6. В целях определения проектов, подлежащих включению в заявочную документацию Алтайского края, представляемую на отбор проектов, проводится их предварительный отбор по направлениям реализации мероприятий, указанным в пункте 1.3 настоящих Правил, в соответствии с Положением о проведении предварительного отбора проектов комплексного развития сельских территорий для представления в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации на отбор проектов, являющимся приложением к настоящим Правилам.
1.7. Главными распорядителями средств краевого бюджета по предоставлению муниципальным образованиям субсидий в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставление субсидий, выступает Министерство сельского хозяйства Алтайского края (далее - "Министерство") или иные исполнительные органы Алтайского края, являющиеся участниками государственной программы.
2. Условия и порядок предоставления субсидий
2.1. Дублирование предоставления субсидий с иными мероприятиями государственной поддержки в рамках реализации мероприятий государственной программы не допускается.
2.2. Субсидии предоставляются муниципальным образованиям при наличии муниципальных программ комплексного развития сельских территорий, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих реализацию проектов, содержащих мероприятия, указанные в пункте 1.3 настоящих Правил.
В целях софинансирования реализации проектов могут привлекаться внебюджетные источники.
2.3. Возникающие при реализации проектов расходные обязательства муниципального образования по разработке проектно-сметной и исходно-разрешительной документации, включая заключение об отсутствии аналогов, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, а также по осуществлению экспертизы проектной документации в соответствии с настоящими Правилами не софинансируются за счет средств федерального бюджета.
2.4. Размер субсидий, предоставляемых на реализацию проектов, рассчитывается ежегодно в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными законом о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, и предусмотренными на предоставление субсидии лимитами бюджетных обязательств, доведенными в установленном порядке до Министерства.
2.5. Объем субсидий, предоставляемых местному бюджету i-го муниципального образования за счет средств краевого бюджета (с учетом средств, источником финансового обеспечения которых являются в том числе субсидии из федерального бюджета) на текущий финансовый год, определяется по формуле:
V субс=С о-V мб-V вн,
где:
V субс - объем субсидий, предоставляемых местному бюджету i-го муниципального образования за счет средств краевого бюджета (с учетом средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета);
С о - остаточная стоимость проекта, определяемая как разница стоимости проекта и стоимости фактически выполненных за год, предшествующий году предоставления субсидий, работ по договорам строительного подряда (договорам подряда), направленных на реализацию проекта;
V мб - объем средств местного бюджета (объем бюджетных ассигнований), предусмотренных муниципальным образованием на реализацию проекта, предусматривающего мероприятия, указанные в пункте 1.3 настоящих Правил, за исключением средств местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального и краевого бюджетов;
V вн - объем средств из внебюджетных источников (при наличии).
2.6. Объем субсидий, предоставляемых местному бюджету i-го муниципального образования за счет средств краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, на текущий финансовый год, определяется по формуле:
V фб=V субсУ соф,
где:
V фб - объем субсидий, предоставляемых местному бюджету i-го муниципального образования за счет средств краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета;
У соф - уровень софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств Алтайского края по предоставлению субсидии.
2.7. Объем субсидий, предоставляемых местному бюджету i-го муниципального образования за счет средств краевого бюджета без учета средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета на текущий финансовый год, определяется по формуле:
V кб=V суб-V фб,
где:
V кб - объем субсидий, предоставляемых местному бюджету i-го муниципального образования за счет средств краевого бюджета, без учета средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета.
2.8. Распределение субсидий между муниципальными образованиями утверждается законом Алтайского края о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период.
2.9. При появлении у муниципального образования потребности в уменьшении размера субсидий в текущем финансовом году, в том числе в результате сложившейся экономии расходов на реализацию проекта, указанный размер подлежит соответствующему уменьшению.
2.10. Предоставляемые местному бюджету за счет средств краевого бюджета (без учета средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета) высвободившиеся субсидии, образовавшиеся в соответствии с пунктом 2.9 настоящих Правил, по согласованию с исполнительными органами Алтайского края, которые выступают государственными заказчиками (участниками государственной программы), могут перераспределяться между муниципальными образованиями, имеющими в соответствии с настоящими Правилами право на их получение. Впоследствии соответствующие объемы субсидий утверждаются правовыми актами Правительства Алтайского края, а также путем внесения необходимых изменений в закон Алтайского края о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период.
2.11. Субсидии предоставляются на основании соглашения между Министерством или иным исполнительным органом Алтайского края, который является главным распорядителем (участником государственной программы), и администрацией муниципального образования о предоставлении бюджету муниципального образования из краевого бюджета субсидии (далее - "соглашение"), заключенного в соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края, утвержденными постановлением Правительства Алтайского края от 23.12.2019 N 532, и Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 (далее - "Правила формирования, предоставления и распределения субсидий").
2.12. Внесение в соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений результатов использования субсидий, не допускается в течение всего периода действия соглашения, за исключением случаев, когда выполнение условий предоставления субсидий оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, а также в случае сокращения размера субсидий более чем на 20 процентов.
2.13. Перечисление субсидий в бюджеты муниципальных образований в установленном порядке производится на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам муниципальных образований в территориальных органах Федерального казначейства.
2.14. Не использованные по состоянию на 1 января текущего года остатки субсидий в установленном порядке подлежат возврату в краевой бюджет.
3. Контроль за целевым и эффективным использованием средств
3.1. Сроки и порядок представления отчетности об исполнении условий предоставления субсидии определяются соглашением.
3.2. Эффективность использования субсидий, предоставленных на реализацию проектов, ежеквартально и ежегодно оценивается Министерством или иным исполнительным органом Алтайского края, который является главным распорядителем (участником государственной программы) на основании отчетных сведений, представляемых муниципальными образованиями по формам и в сроки, установленные соглашениями.
Оценка эффективности использования субсидий осуществляется в соответствии с методикой оценки эффективности реализации проектов комплексного развития сельских территорий (агломераций), утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
3.3. В целях повышения эффективности реализации проектов предусматривается выполнение муниципалитетами следующих обязательных условий:
а) финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 1.3 настоящих Правил, за счет средств из внебюджетных источников в объеме не менее 50 процентов общей стоимости указанных мероприятий;
б) обеспечение организации постоянного (на период реализации мероприятия) онлайн-видеонаблюдения, с трансляцией в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по каждому объекту капитального строительства (за исключением линейных объектов капитального строительства), строительство (реконструкция) которого осуществляется в рамках проекта, и направление ссылки для подключения к трансляции в Министерство или иной исполнительный орган Алтайского края, который является главным распорядителем (участником государственной программы), не позднее 30 календарных дней со дня заключения с подрядной организацией муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;
в) обеспечение выполнения муниципальными заказчиками при реализации мероприятий проекта следующих требований в отношении объектов (зданий) по установленным в подпунктах "а" - "в" пункта 1.3 настоящих Правил направлениям:
подключение объектов социальной инфраструктуры, строительство (реконструкция) которых осуществляется в рамках проектов, к широкополосному доступу к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (с наличием необходимого для его функционирования оборудования);
наличие начиная с первого года функционирования объекта социальной инфраструктуры, строительство и укомплектование оборудованием которого осуществляется в рамках проекта, необходимого количества работников, обладающих соответствующей профессиональной квалификацией, для обеспечения заполнения штатного расписания;
организация уличного освещения территории объекта социальной инфраструктуры с применением энергосберегающих технологий;
наличие автомобильной дороги общего пользования, ведущей от сети автомобильных дорог общего пользования к объекту социальной инфраструктуры;
г) обеспечение внесения и актуализации сведений о состоянии сельских территорий (сельских агломераций) и показателей социально-экономического состояния сельских территорий (сельских агломераций) в информационные сервисы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, а также обеспечение контроля за полнотой и достоверностью представляемых сведений;
д) обеспечение привлечения из внебюджетных источников средств на реализацию мероприятий проекта в объеме, предусмотренном паспортом проекта при направлении его в Министерство или иной исполнительный орган Алтайского края, который является главным распорядителем (участником государственной программы), на предварительный отбор проектов;
е) по мероприятиям, связанным с осуществлением капитальных вложений, - обеспечение заключения муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по каждому мероприятию проекта в срок, не превышающий 3 месяцев со дня заключения соглашения. В случае невозможности заключения муниципального контракта на выполнение работ, поставку товаров, оказание услуг по мероприятию проекта в указанный срок администрация муниципального образования может обратиться в Министерство или иной исполнительный орган Алтайского края, являющийся главным распорядителем (участником государственной программы), и инициировать внесение изменений в соглашение в части увеличения срока, до которого должен быть заключен муниципальный контракт на выполнение работ, поставку товаров, оказание услуг по мероприятию проекта, до 6 месяцев со дня заключения соглашения;
ж) по мероприятиям, не связанным с осуществлением капитальных вложений, - обеспечение заключения муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемых от имени муниципального образования, в случае заключения соглашения до 1 января года предоставления субсидии - не позднее 1 июля года предоставления субсидии, а в случае заключения соглашения до 1 августа года предоставления субсидии - не позднее 1 октября года предоставления субсидии.
3.4. Результатами использования субсидий являются:
реализация проектов комплексного развития сельских территорий (сельских агломераций) (единиц);
создание в период реализации проектов рабочих мест (заполнение штатных единиц), отобранных для субсидирования (единиц).
3.5. После определения Министерством сельского хозяйства Российской Федерации перечня проектов, отобранных для субсидирования, муниципальное образование в течение 5 рабочих дней разрабатывает и направляет на согласование в Министерство или иной исполнительный орган Алтайского края, который является главным распорядителем (участником государственной программы), планы реализации, включающие контрольные точки, необходимые для мониторинга хода реализации мероприятия по реализации проектов (далее - "планы реализации"), по форме, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. В последующем указанные планы реализации Министерством или иным исполнительным органом Алтайского края, который является главным распорядителем (участником государственной программы), направляются в адрес Министерства сельского хозяйства Российской Федерации для согласования.
После согласования с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации планов реализации и их утверждения Министерством или иным исполнительным органом Алтайского края, который является главным распорядителем (участником государственной программы), муниципальное образование в своих дальнейших действиях по реализации проектов руководствуется ими и представляет отчеты (мониторинг) о выполнении содержащихся в планах реализации контрольных точек в информационных системах Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
3.6. В случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущено нарушение обязательств по достижению значения результата использования субсидии, установленного соглашением, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значения результата использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащих возврату из бюджета муниципального образования в краевой бюджет, и срок возврата определяются в соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий.
3.7. Министерством, иными исполнительными органами Алтайского края, которые являются главными распорядителями (участниками государственной программы), органами государственного финансового контроля в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и соглашениями, ежегодно заключаемыми с муниципальными образованиями, осуществляются проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.
3.8. В случае нецелевого использования субсидий и (или) нарушения муниципальными образованиями условий их предоставления к ним применяются бюджетные меры принуждения.
Решение о приостановлении перечисления (сокращении размера) субсидий указанным получателям не принимается в случае, если условия предоставления субсидий не были выполнены в силу обстоятельств непреодолимой силы.
3.9. Ответственность за достоверность представляемых Министерству или иным исполнительными органам Алтайского края, которые являются главными распорядителями (участниками государственной программы), сведений и соблюдение условий предоставления субсидий возлагается на муниципальные образования.
3.10. Министерством, иными исполнительными органами Алтайского края, которые являются главными распорядителями (участниками государственной программы), принимаются меры по своевременному и полному возврату муниципальными образованиями субсидий, в том числе путем обращений в суды с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Алтайскому краю нарушением муниципальным образованием бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.