Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением Правительства
Алтайского края
от 22.12.2023 N 510
Государственная программа
Алтайского края "Противодействие экстремизму и идеологии терроризма в Алтайском крае"
Стратегические приоритеты государственной программы Алтайского края "Противодействие экстремизму и идеологии терроризма в Алтайском крае"
1. Оценка текущего состояния деятельности по профилактике экстремизма и идеологии терроризма в Алтайском крае и противодействию им
Алтайский край является одним из приграничных субъектов Российской Федерации. В связи с этим важное значение для социально-экономического развития региона имеет его включенность в систему международных отношений. Алтайский край находится на пересечении трансконтинентальных транзитных грузовых и пассажирских потоков. В настоящее время развитие международных связей Алтайского края осуществляется в рамках сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза. Наиболее активное международное взаимодействие осуществляется со странами, расположенными в географической близости от региона, - Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан, а также с Республикой Беларусь. В динамично меняющихся геополитических условиях важное значение имеет развитие широкого взаимодействия с Монголией и Китайской Народной Республикой.
В последние годы увеличивается миграционный приток из стран Центральной Азии на территорию Алтайского края. Этому способствует приграничное положение региона и его расположение на пути трансграничных миграционных потоков в Евразии. Ежегодно в Алтайский край с различными целями приезжает до 100 тысяч иностранных граждан. За последние 3 года на постоянное место жительства в Алтайский край переехали 18,6 тысячи иностранных граждан. Вместе с тем в регионе продолжает наблюдаться миграционная (13,7 тысячи человек за 3 года) и естественная (58,5 тысячи человек за 3 года) убыль населения.
Динамика демографической и миграционной ситуации в Алтайском крае влияет на трансформацию национального и религиозного состава населения региона. Данная трансформация имеет как положительные, так и отрицательные последствия в форме роста потенциала межнациональных и межрелигиозных конфликтов, что необходимо учитывать в связи с тем, что в Алтайском крае проживает более 100 национальностей.
В условиях проведения специальной военной операции усилилась активность иностранных государственных органов и организаций по распространению экстремистских идей, в том числе идей межнациональной и межконфессиональной нетерпимости. В сети "Интернет" распространяется информация, направленная на дискредитацию органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, а также Вооруженных Сил Российской Федерации. Возрастает степень угрозы со стороны международных экстремистских и террористических организаций, приверженных идеологии экстремизма, в том числе идеологии неонацизма.
Вследствие своего географического положения Алтайский край потенциально является объектом внимания как отечественных, так и зарубежных экстремистских террористических организаций, действующих на Украине, в регионах Центральной и Малой Азии, Закавказья. Наиболее уязвимой к действиям эмиссаров и вербовщиков радикальных группировок является молодежь. Вовлечение в свою деятельность молодых людей - это одна из их основных задач. В настоящее время в Российской Федерации запрещены 103 экстремистских и 48 террористических организаций, большинство из которых подчиняются зарубежным центрам управления, активно использующих в своих идеологических системах различные религиозные или националистические составляющие.
На территории Алтайского края в рамках общефедеральной ситуации сохраняются угрозообразующие факторы, влияющие на потенциал развития экстремистских настроений и формирования экстремистских сообществ, особенно в молодежной среде. Ввиду ошибок в реализации миграционной политики муниципалитетами на местах имели место незначительные этноконфессиональные конфликты. На фоне динамики миграционных потоков в регион растет число иностранных учащихся, которые являются гражданами государств с иной политико-правовой системой противодействия экстремизму. Миссионерскую деятельность осуществляют зарубежные эмиссары нетрадиционных для региона религиозных организаций, а также постоянно фиксируются факты попыток провоза членами радикальных сообществ через Государственную границу Российской Федерации литературы, признанной в России экстремистской, содержащей экстремистские тексты, деструктивные культовые практики, опасные для здоровья, особенно несовершеннолетних.
В настоящее время в Алтайском крае наблюдаются отдельные проявления агрессивных настроений в обществе на фоне обострения внешнеполитической ситуации и усиления миграционных процессов, а также низкий уровень социально-правовой и этнокультурной адаптации мигрантов на территории региона. Отмечается изменение интерактивных методов распространения экстремистской и иных радикальных идеологий, в том числе идеологии терроризма, как через сеть "Интернет", так и систему мессенджеров, основным пользователем которых является молодежь.
В период 2020-2023 годов в Алтайском крае зафиксированы факты задержания и привлечения к ответственности правоохранительными органами лиц, причастных к преступлениям экстремистского характера, распространению экстремистской литературы, деятельности ряда отечественных и международных экстремистских организаций, факты вовлечения граждан Российской Федерации в участие в незаконных вооруженных формированиях за рубежом; судами различного уровня были вынесены обвинительные приговоры.
С учетом важности и сложности задач по профилактике проявлений экстремизма, ксенофобии, межэтнической, межнациональной и межрелигиозной конфликтности их эффективное решение не может быть достигнуто только путем межведомственного взаимодействия и координации усилий. Осуществляется взаимодействие территориальных органов федеральных органов государственной власти, исполнительных органов Алтайского края, органов местного самоуправления по противодействию экстремизму и организации профилактической работы с целью предупреждения экстремистских проявлений, а также мониторинг реализации мер, направленных на противодействие экстремистским проявлениям.
Для реализации указанных целей действует комиссия Алтайского края по противодействию экстремизму (далее - "Комиссия"), которая обеспечивает взаимодействие с территориальными органами федеральных органов государственной власти в области противодействия экстремизму и его профилактики, исполнительными органами Алтайского края, органами местного самоуправления, общественными объединениями и религиозными организациями. Во всех муниципальных образованиях Алтайского края созданы профильные комиссии по противодействию экстремизму.
Антитеррористическая комиссия Алтайского края координирует на территории региона работу территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов Алтайского края и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере противодействия экстремизму и идеологии терроризма
Приоритеты государственной политики в сфере противодействия экстремизму и идеологии терроризма определены в следующих документах:
в Конституции Российской Федерации;
в федеральных законах:
от 25.07.2002 N 14-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ
от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму";
от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности";
в указах Президента Российской Федерации:
от 13.09.2004 N 1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом";
от 15.02.2006 N 116 "О мерах по противодействию терроризму";
от 14.06.2012 N 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства";
от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
от 26.12.2015 N 664 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму";
от 17.02.2016 N 64 "О некоторых вопросах Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации";
от 05.12.2016 N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации";
от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы";
от 31.10.2018 N 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы";
от 29.05.2020 N 344 "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года";
от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
в Комплексном плане противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы, утвержденном Президентом Российской Федерации 28.12.2018 (N Пр-2665);
в концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009;
в постановлениях Правительства Российской Федерации:
от 06.06.2007 N 352 "О мерах по реализации Федерального закона "О противодействии терроризму";
от 25.12.2013 N 1244 "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)";
в законе Алтайского края от 06.09.2021 N 86-ЗС "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года";
в постановлении Правительства Алтайского края от 25.02.2019 N 56 "О комиссии Алтайского края по противодействию экстремизму".
Приоритетами государственной политики в сфере реализации настоящей государственной программы являются:
защита личности, общества и государства от проявлений экстремизма и идеологии терроризма;
принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности, возникновению и распространению терроризма;
выявление, предупреждение и пресечение экстремистской и террористической деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
Целью настоящей государственной программы является организация эффективной системы мер антиэкстремистской направленности для профилактики угроз распространения радикальных идеологий, в том числе идеологии терроризма и мотивированной конфликтности, на территории Алтайского края.
Целевые показатели и их значения установлены в таблице 2 паспорта государственной программы.
3. Задачи государственного управления в сфере противодействия экстремизму и идеологии терроризма, способы их эффективного решения
С учетом приоритетов и целей государственного управления в сфере противодействия экстремизму и идеологии терроризма определены следующие задачи:
1. Повышение уровня межведомственного взаимодействия исполнительных органов Алтайского края, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, институтов гражданского общества в сфере противодействия экстремизму и идеологии терроризма, профилактики конфликтности этнической, национальной и религиозной направленности.
В рамках реализации задачи будут проведены совместные ведомственные совещания, научно-практические конференции по вопросам выявления перспективных методов противодействия экстремизму и радикальным идеологиям, курсы повышения квалификации в целях совершенствования работы в сфере профилактики экстремизма и радикальных идеологий, в том числе идеологии терроризма и неонацизма.
2. Организация профилактики распространения экстремизма и радикализации идеологий, в том числе идеологии терроризма, в этноконфессиональной и миграционной среде региона.
Для решения задачи будут проведены мониторинги динамики специфики этноконфессиональной и миграционной ситуации, динамики развития этнических анклавов, проявлений ксенофобии, конфликтности и экстремизма, в том числе в молодежной, этноконфессиональной и миграционной среде региона, обучающие мероприятия в сфере противодействия экстремизму и идеологии терроризма, профилактики конфликтности этнической, национальной и религиозной направленности, а также изданы и распространены среди субъектов противодействия экстремизму и идеологии терроризма памятки (брошюры) по вопросу профилактики экстремизма и распространения радикальных идеологий в миграционной среде.
3. Реализация информационной политики антиэкстремистской направленности.
Во взаимодействии с краевыми и муниципальными средствами массовой информации будут проведены мероприятия по созданию информационного контента, направленного на неприятие у населения экстремистских настроений и радикальных идеологий, в том числе терроризма и неонацизма.
4. Формирование в молодежной среде неприятия экстремизма и радикальных идеологий, в том числе идеологии терроризма.
В рамках реализации задачи исполнительными органами Алтайского края ежегодно будут проводиться мероприятия по формированию неприятия экстремизма и радикальных идеологий, в том числе идеологии терроризма, среди молодежи Алтайского края, а также социологические исследования по измерению уровня и видов мотивированной конфликтности в молодежной среде.
5. Методическое обеспечение субъектов, реализующих мероприятия в области противодействия экстремизму и идеологии терроризма.
В целях решения задачи ежегодно будут распространяться актуализированные методические пособия по вопросам профилактики терроризма и идеологии экстремизма среди субъектов противодействия экстремизму и идеологии терроризма на региональном и муниципальном уровне.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Алтайского края от 22 декабря 2023 г. N 510 "Об утверждении государственной программы Алтайского... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.