Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Департамента строительства
и архитектуры Ивановской области
от 20.12.2023 N 187
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям па 2024 год при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости
Настоящая Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям предусматривает комплекс мероприятий на 2024 год по профилактике нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Ивановской области (далее - программа профилактики, региональный государственный контроль).
Региональный государственный контроль осуществляется Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области (далее - Департамент, контролирующий орган).
1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
На территории Ивановской области по состоянию на 01 сентября 2023 года деятельность, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства, осуществляет 31 застройщик. Указанными застройщиками осуществляется долевое строительство многоквартирных жилых домов, общая площадь которых составляет 361 599,55 кв. м.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23.5 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
В 2023 году Департаментом не использовалось право на обращение в арбитражный суд с заявлением о приостановлении деятельности застройщика в связи с отсутствием оснований, предусмотренных частью 15 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ.
В целях принятия мер, направленных на предотвращение появления "обманутых" дольщиков, при осуществлении регионального государственного контроля с января 2023 года по 01 сентября 2023 года Департаментом:
- проанализирована отчетность застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства;
- проведен анализ информации, размещаемой застройщиками в Единой информационной системе жилищного строительства;
- осуществляется взаимодействие со Службой государственного строительного надзора Ивановской области в целях контроля за ходом строительства объектов;
- направляются запросы в ФНС России в целях получения информации о наличии (отсутствии) у застройщиков задолженностей и недоимок по налогам и сборам.
По результатам проведенных мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами (застройщиками) выявлены следующие наиболее часто встречающиеся нарушения:
- неразмещение информации в единой информационной системе жилищного строительства (далее - ЕИСЖС), предусмотренной законодательством о долевом строительстве;
- размещение информации в ЕИСЖС, предусмотренной законодательством о долевом строительстве, не в полном объеме;
- нарушение сроков предоставления отчетности в контролирующий орган, а также ее предоставление в неполном объеме.
Основными причинами нарушений обязательных требований являются:
- отсутствие заинтересованности контролируемых лиц (застройщиков) исполнять вносимые в законодательство о долевом строительстве требования и отсутствие правовой грамотности лиц, участвующих в долевом строительстве;
- проблемы технического характера (в части размещения информации);
Основные рекомендации контролируемым лицам (застройщикам) по проведению мероприятий, направленных на устранение условий и причин совершения массовых нарушений обязательных требований:
- изучение требований основных нормативных правовых актов в области долевого строительства;
- усиление внутреннего контроля за деятельностью уполномоченных должностных лиц застройщиков и правильностью вносимой ими информации.
2. Цели и задачи реализации программы профилактики
Программа профилактики направлена на достижение следующих основных целей:
1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
При осуществлении регионального государственного контроля Департаментом проводятся следующие профилактические мероприятия:
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- объявление предостережения;
- консультирование;
- профилактический визит.
Периодичность (сроки) проведения профилактических мероприятий устанавливаются в соответствии с приложением 1 к настоящей программе профилактики.
Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
Департаментом обеспечивается размещение и поддерживание в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет" информации, предусмотренной частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ. Информирование осуществляется постоянно.
Управление территориального планирования, контроля и правового сопровождения Департамента является ответственным за осуществление информирования.
Обобщение правоприменительной практики осуществляется Департаментом один раз в год.
По итогам обобщения правоприменительной практики Департамент обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Департамента (далее - доклад о правоприменительной практике). Начальник Управления территориального планирования, контроля и правового сопровождения Департамента является ответственным за подготовку доклада о правоприменительной практике.
Департамент обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом члена Правительства Ивановской области - директора Департамента (далее - директор Департамента) и размещается на официальном сайте Департамента в сети "Интернет" не позднее 20 февраля года, следующего за отчетным.
Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад Департамента о состоянии регионального государственного контроля.
В случае наличия у Департамента сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Департамент в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает ему принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Ответственным за подготовку предостережения является Управление территориального планирования, контроля и правового сопровождения Департамента. Должностным лицом Департамента, который объявляет контролируемому лицу предостережение, является директор Департамента либо лицо, исполняющее его обязанности.
Консультирование контролируемых лиц осуществляют следующие должностные лица Департамента:
первый заместитель директора Департамента - статс-секретарь;
начальник Управления территориального планирования, контроля и правового сопровождения Департамента;
главный советник - юрист Управления территориального планирования, контроля и правового сопровождения Департамента;
советник Управления территориального планирования, контроля и правового сопровождения Департамента.
Консультирование осуществляется по телефону, посредством видеоконференц-связи, а также на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Должностные лица Департамента предоставляют консультирование по следующим вопросам:
- организация и осуществление регионального государственного контроля;
- наличие и (или) содержание обязательных требований в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
- основания и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
- порядок выполнения обязательных требований в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Департамент осуществляет также консультирование в письменной форме по вопросам, указанным в Положении о региональном государственном контроле, утвержденном постановлением Правительства Ивановской области, в случае получения соответствующего запроса контролируемого лица о предоставлении письменного ответа в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Консультирование осуществляется постоянно, по мере поступления телефонных звонков субъектов контроля, запросов на организацию видеоконференцсвязи, их участия в личном приеме, поступления письменного запроса или при возникновении вопросов в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Профилактический визит и обязательный профилактический визит проводятся Департаментом в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференцсвязи.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска.
Контролируемое лицо вправе обратиться в Департамент с заявлением о проведении в отношении его профилактического визита в порядке, установленном частями 10 - 13 статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
Периоды проведения профилактических визитов (обязательных профилактических визитов) в 2024 году устанавливаются в соответствии с приложением 2 к настоящей программе.
Профилактический визит и обязательный профилактический визит проводятся должностными лицами Департамента, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Департамент не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
Продолжительность проведения профилактического визита, обязательного профилактического визита составляет один рабочий день.
По результатам проведенного профилактического визита, обязательного профилактического визита уполномоченное на его проведение должностное лицо Департамента составляет отчет и направляет его на утверждение первому заместителю директора Департамента - статс-секретарю.
Ответственным за реализацию профилактических мероприятий профилактический визит и обязательный профилактический визит - является Управление территориального планирования, контроля и правового сопровождения Департамента.
4. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Основным механизмом оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий является увеличение количества профилактических мероприятий и, как следствие, снижение количества нарушений обязательных требований.
Основными показателями эффективности и результативности программы профилактики являются:
- количество проведенных профилактических мероприятий;
- количество контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия;
- доля контролируемых лиц, в отношении которых были проведены профилактические мероприятия, к общему количеству контролируемых лиц (в процентах);
- доля объектов контроля, на которых проведены профилактические мероприятия, от общего количества поднадзорных объектов (в процентах).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.