Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 25.12.2023 N 957
Программа
повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры в Ростовской области на 2024 - 2030 годы
Паспорт Программы повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры в Ростовской области на 2024 - 2030 годы
Наименование Программы |
- |
Программа повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры в Ростовской области на 2024 - 2030 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- |
Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.10.2023 N 2958-р |
Ответственный исполнитель Программы |
- |
министерство финансов Ростовской области |
Исполнители Программы |
- |
министерство общего и профессионального образования Ростовской области; министерство культуры Ростовской области; министерство труда и социального развития Ростовской области; министерство экономического развития Ростовской области; министерство региональной политики и массовых коммуникаций Ростовской области; министерство по физической культуре и спорту Ростовской области; министерство цифрового развития, информационных технологий и связи Ростовской области; департамент по делам казачества и казачьих учебных заведений Ростовской области; управление государственной службы занятости населения Ростовской области; Отделение по Ростовской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию); Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области (по согласованию); Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (по согласованию); Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (по согласованию); региональный центр финансовой грамотности "Финикум" на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)" (по согласованию); региональное отделение Общероссийской общественной организации "Союз пенсионеров России" по Ростовской области - "Союз пенсионеров Дона" (по согласованию) |
Цель Программы |
- |
содействие формированию у жителей Ростовской области ключевых элементов финансовой культуры (ценностей, установок и поведенческих практик), способствующих рациональному финансовому поведению, в том числе через формирование компетенций по финансовой грамотности, расширение опыта финансовых решений, укрепление доверия к финансовой системе |
Задачи Программы |
- |
1. Внедрение образовательных программ, учебных и методических материалов, обеспечивающих формирование финансовой культуры. 2. Проведение информационно-просветительской деятельности для всех категорий населения. 3. Развитие кадрового потенциала путем повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников организаций общего и профессионального образования, иных специалистов в области финансового просвещения, а также обеспечения их методического сопровождения. 4. Формирование предпринимательского мышления у жителей Ростовской области и повышение уровня осведомленности действующих предпринимателей в вопросах ведения предпринимательской деятельности посредством проведения обучающих мероприятий и оказания информационно-консультационной поддержки. 5. Формирование доверительного отношения населения к финансовой системе Российской Федерации. 6. Обеспечение финансовой безопасности путем формирования у потребителей правильных навыков, установок и поведенческих практик для защиты от возможных рисков в финансовой сфере. 7. Ведение просветительской деятельности в сфере инициативного бюджетирования. 8. Обеспечение открытости бюджетных данных бюджета Ростовской области. 9. Развитие движения волонтеров финансового просвещения в регионе. 10. Ежегодный мониторинг состояния финансовой грамотности и финансовой культуры в Ростовской области |
Целевые показатели реализации Программы |
- |
1. Доля организаций начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования Ростовской области, обеспечивших включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы. 2. Доля обучающихся в организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования Ростовской области, принявших участие в мероприятиях, направленных на повышение финансовой грамотности. 3. Доля организаций общего и среднего профессионального образования Ростовской области, принявших участие в весенней и осенней сессиях онлайн-уроков по финансовой грамотности, проводимых Банком России. 4. Охват организаций общего образования, отдыха детей и их оздоровления Ростовской области играми по финансовой грамотности в рамках реализации проекта Банка России ДОЛ-игра. 5. Количество проведенных уроков финансовой, налоговой и пенсионной грамотности в образовательных организациях Ростовской области. 6. Количество педагогических работников, прошедших обучение в региональных институтах развития образования по программам повышения квалификации, содержащим элементы финансовой грамотности. 7. Доля учащихся образовательных (с 9 по 11 классы) и профессиональных образовательных организаций, принявших участие в исследовании уровня финансовой грамотности Ростовской области. 8. Доля центров социального обслуживания Ростовской области, организовавших просмотр онлайн-занятий Банка России по финансовой грамотности для получателей социальных услуг и социальных работников. 9. Количество граждан, желающих вести бизнес, субъектов малого и среднего предпринимательства, охваченных информационно-консультационной поддержкой и участвующих в мероприятиях по основам ведения предпринимательской деятельности, в том числе по повышению финансовой грамотности. 10. Количество проведенных региональных мероприятий (вебинаров, семинаров, рабочих встреч), направленных на повышение налоговой грамотности налогоплательщиков. 11. Количество проведенных встреч и собраний с членами трудовых коллективов, профсоюзными организациями, работодателями о порядке формирования пенсионных прав и расчета пенсий. 12. Количество региональных волонтеров финансового просвещения, которые зарегистрировались в личном кабинете на официальном сайте Ассоциации развития финансовой грамотности. 13. Отношение количества публикаций по тематике финансовой грамотности, в различных сферах деятельности, размещенных в средствах массовой информации и на информационных ресурсах исполнителей Программы и заинтересованных партнеров в инициативном порядке, к количеству публикаций предыдущего года |
Целевые группы населения |
- |
обучающиеся дошкольных образовательных организаций; обучающиеся общеобразовательных организаций; обучающиеся профессиональных образовательных организаций; обучающиеся образовательных организаций высшего образования; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; люди с ограниченными возможностями здоровья; взрослое (экономически активное) население; лица предпенсионного и пенсионного возрастов; волонтеры финансового просвещения; субъекты малого и среднего предпринимательства, индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане; безработные граждане, стоящие на учете в службе занятости населения |
Сроки реализации Программы |
- |
2024 - 2030 годы. Этапы реализации не выделяются |
Ресурсное обеспечение Программы |
- |
общий объем финансирования Программы - 41 446,5 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 40 109,2 тыс. рублей, в том числе: 2024 год - 40 109,2 тыс. рублей; средства областного бюджета - 1 337,3 тыс. рублей, в том числе: 2024 год - 991,5 тыс. рублей; 2025 год - 172,9 тыс. рублей; 2026 год - 172,9 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- |
1. Доля жителей Ростовской области со средним и высоким уровнем финансовой грамотности составляет 80 процентов. 2. Обеспечен стопроцентный охват учащихся организаций общего и профессионального образования мероприятиями по финансовой грамотности. 3. Обеспечен стопроцентный охват организаций общего и профессионального образования, обеспечивших включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы. 4. Охват информационной кампанией составляет 2,4 млн жителей. 5. Обеспечено повышение квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников организаций общего и профессионального образования, иных специалистов в области финансового просвещения, а также методическое сопровождение. 6. Повышение количества начинающих предпринимателей и уровня финансовой устойчивости действующих предпринимателей. 7. Сформировано положительное отношение граждан к налоговой политике, организациям, предоставляющим финансовые услуги, пенсионной системе и ведомствам по защите прав потребителей финансовых услуг. 8. Повышение уровня финансовой и правовой грамотности потребителей для защиты своих прав в финансовой сфере. 9. Проведены просветительские мероприятия по вопросам гражданских инициатив. 10. Обеспечена открытость бюджетных данных в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.12.2010 N 552 "О Порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами". |
1. Оценка текущего состояния в сфере реализации Программы
Совместные действия исполнителей Программы повышения финансовой грамотности в Ростовской области на 2021 - 2023 годы, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 05.04.2021 N 281 (далее - Программа 2021 - 2023), членов Межведомственного координационного совета по повышению финансовой грамотности в Ростовской области, положение и состав которого утверждены постановлением Правительства Ростовской области от 28.12.2020 N 430, позволили достичь положительных результатов в области финансового просвещения населения.
Одним из основных результатов стало внедрение в образовательных организациях на территории Ростовской области образовательных программ в области финансовой грамотности на всех уровнях системы образования. Ежегодно в полной мере исполнялись показатели в части финансовой грамотности, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.12.2010 N 552 "О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами", - обеспечено стопроцентное внедрение элементов финансовой грамотности в образовательный процесс общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций (далее - ПОО). С 2021 по 2022 годы доли школьников и студентов ПОО, принявших участие в мероприятиях по финансовой грамотности, существенно выросли с 53 до 75 процентов и с 57 до 73 процентов соответственно.
Повышение квалификации по программам обучения финансовой грамотности на базе федеральных методических центров образовательных организаций высшего образования прошли 3859 преподавателей общеобразовательных организаций и ПОО, а также специалистов, работающих с населением.
В 2021 году запущен и развивается проект "Уголки финансовой грамотности" в 60 библиотеках муниципальных районов и городских округов в Ростовской области, особое внимание уделяется распространению информационных материалов в труднодоступных и малонаселенных пунктах. Мероприятия по финансовой грамотности на базе библиотек проводятся в игровом формате и в форме разъяснительных бесед, в ходе которых подробно рассматриваются вопросы карманных денег и безопасного обращения с ними, осуществления онлайн-покупок с использованием различных способов оплаты.
Ежегодно обучающиеся общеобразовательных организаций и ПОО Ростовской области принимают участие во Всероссийском онлайн-зачете по финансовой грамотности, Всероссийской Олимпиаде по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг, конкурсе "Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев", экономическом диктанте, акции "Дни финансовой грамотности", Всероссийской неделе финансовой грамотности для детей и молодежи, Всероссийской онлайн-олимпиаде по финансовой грамотности для учащихся 5 - 11 классов и студентов среднего профессионального образования и других мероприятиях.
Согласно результатам Всероссийского онлайн-зачета по финансовой грамотности, проведенного в 2022 году, доля успешно его сдавших в Ростовской области по сравнению с 2021 годом увеличилась с 67 до 89 процентов.
К онлайн-урокам по финансовой грамотности, проводимым Центральным банком Российской Федерации, присоединилась в 2022 году 881 общеобразовательная организация, что составляет 81,1 процента от общего количества указанных организаций в Ростовской области.
В 2022 году школьники, студенты ПОО, воспитанники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также пенсионеры региона посмотрели образовательные вебинары 260 тыс. раз.
Ростовская область лидирует в стране по участию в занятиях для людей старшего поколения (32,5 тыс. просмотров) и онлайн-уроков для студентов ПОО (52 тыс. просмотров).
Отделением по Ростовской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Отделение Банка России) совместно с министерством финансов Ростовской области организована работа по размещению просветительских материалов по кибербезопасности, разработанных Банком России. В настоящее время материалы (памятки, видеоролики, карточки) по темам финансовой грамотности размещаются исполнителями Программы во всех доступных источниках информации (официальные сайты и социальные сети исполнительных органов Ростовской области, территориальных отделений федеральных органов исполнительной власти Ростовской области, а также иных заинтересованных организаций).
В 2022 году 995 тыс. жителей Ростовской области были охвачены масштабной информационной кампанией по киберграмотности и кибербезопасности.
Проведено 2 ежегодных марафона финансовой грамотности для населения и бизнеса с участием экспертов различных организаций и ведомств (исполнительных органов, территориальных отделений федеральных органов исполнительной власти Ростовской области).
Представителями муниципальных районов и городских округов в Ростовской области, включая сотрудников финансовых органов, проведено 542 открытых урока по финансовой грамотности для учащихся 3 - 11 классов.
Исполнителями Программы 2021 - 2023 проведены "Уроки цифры", уроки налогового просвещения, в том числе инклюзивные, единые Открытые уроки по предпринимательству, а также обучающая программа "Хочу бизнес 2.0" для учеников 8 - 11 классов.
Заключено соглашение о сотрудничестве между министерством финансов Ростовской области и федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)", на базе которого создан региональный центр финансовой грамотности "Финикум".
Кроме того, министерством финансов Ростовской области совместно с центром финансовой грамотности публичного акционерного общества коммерческого банка "Центр-инвест" и министерством общего и профессионального образования Ростовской области в целях повышения интереса к теме финансовой грамотности школьников и студентов ПОО в 2022 - 2023 годах реализовано комплексное онлайн-исследование уровня финансовой грамотности школьников и студентов ПОО Ростовской области (далее - Исследование).
Исследование проведено путем электронного тестирования учащихся старших классов и студентов колледжей, техникумов. В 2022 году в Исследовании приняло участие 20 821 человек, средний балл тестирования составил 57 процентов (хороший уровень владения знаниями по финансовой грамотности). В 2023 году Исследованием охвачено 61 486 человек (рост охвата - в 3 раза), средний балл тестирования составил 50 процентов (хороший уровень владения знаниями по финансовой грамотности).
По итогам прохождения испытания предусмотрены индивидуальные рекомендации с учетом имеющихся знаний и навыков, основанные на материалах верифицированных платформ-партнеров.
В целом, тематика для всех проведенных мероприятий определена в соответствии с возрастом целевой аудитории.
Для комплексной оценки развития финансовой культуры в Ростовской области Центром управления регионом Ростовской области проведены социологические исследования среди активных пользователей социальных сетей (далее - исследование ЦУР) в условиях сопоставления результатов от начала реализации Программы 2021 - 2023 с финальным годом. Итоги сопоставления представлены в таблице.
Таблица
N п/п |
Показатель |
2021 год (процентов) |
2023 год (процентов) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Востребованность банковских услуг |
55,0 |
73,0 |
2. |
Оформление кредитных карт |
13,0 |
21,0 |
3. |
Оформление полисов страхования |
6,0 |
11,0 |
4. |
Срочный вклад в банке |
8,0 |
10,0 |
5. |
Число лиц, осуществляющих сбережения |
22,0 |
33,0 |
По мнению респондентов, основные каналы информирования населения - образовательные и информационные статьи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также обучающие видеоролики.
Самые популярные источники информации по тематике финансовой грамотности - поисковые запросы, социальная сеть "ВКонтакте", мессенджер "Telegram".
Управлением Федеральной налоговой службы по Ростовской области (далее - УФНС России по Ростовской области) и территориальными налоговыми органами с 2016 года ведется просветительская работа в сфере налоговой грамотности.
В числе мероприятий - проведение семинаров для населения по актуальным вопросам налогообложения, Дней открытых дверей для налогоплательщиков. К этой работе привлекаются студенты, которые участвуют в информировании населения по вопросам налогового законодательства и практике его применения. Студенты-волонтеры также привлекаются к информированию граждан в период проведения территориальными налоговыми органами Ростовской области информационных кампаний и Дней открытых дверей.
УФНС России по Ростовской области ведется взаимодействие с образовательными организациями высшего образования. Так, в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)" организована работа центра "Скорая налоговая помощь" с целью предоставления информационных услуг физическим лицам и предпринимательскому сообществу. Осуществляется развитие цифрового сервиса "Скорая налоговая помощь", направленного на развитие онлайн-информирования по вопросам налогообложения.
Совместно с частным образовательным учреждением высшего образования "ЮЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ИУБиП)" реализуется проект "Цифровое правосознание налогоплательщика", направленный на популяризацию цифровых сервисов Федеральной налоговой службы России, рост собираемости налогов и повышение уровня профессиональных компетенций волонтеров.
Для повышения уровня налоговой грамотности детей до 12 лет УФНС России по Ростовской области разработана интерактивная платформа с элементами геймификации для детей nalogovy-gramotey.h1n.ru, на которой используются сразу несколько видов игровой обучающей активности:
компьютерная игра;
квиз по налоговой тематике;
калькулятор для расчета транспортного налога;
кроссворды по налоговой тематике.
Сама платформа и ее материалы используются сотрудниками территориальных налоговых органов Ростовской области, а также преподавателями образовательных организаций при проведении уроков налоговой грамотности.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Ростовской области) проводятся мероприятия, направленные на повышение уровня финансовой и правовой грамотности потребителей для защиты своих прав в финансовой сфере в различных форматах, среди учащихся и студентов образовательных учреждений, взрослого населения, людей пожилого возраста.
На систематической основе оказывается консультативная и иная правовая помощь потребителям финансовых услуг, права которых были нарушены, разработаны брошюры для потребителей об основных нарушениях в финансовой сфере и способах получения консультации и правовой помощи у специалистов Управления Роспотребнадзора по Ростовской области.
Консультации проводятся в режиме видеосвязи с использованием интернет-ресурса "Правовая помощь онлайн", действующего в Ростовской области при поддержке Правительства Ростовской области и Законодательного Собрания Ростовской области. По результатам консультации потребитель может подать жалобу на финансовые организации или заявление на оказание правовой помощи.
Кроме того, осуществляется информирование потребителей об их правах в финансовой сфере через имеющиеся интернет-ресурсы, такие как Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей, раздел "Финансовая грамотность" на сайте Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", официальную страницу в социальной сети ВКонтакте.
2. Планируемые результаты в сфере реализации Программы
Исследование ЦУР по итогам 2023 года позволило выявить следующие факторы, которые необходимо учитывать при подготовке и проведении мероприятий в рамках реализации Программы:
необходимость повышения узнаваемости Программы - только 40 процентов опрошенных знакомы с Программой 2021 - 2023;
представление информации населению в формате видеороликов - для 60 процентов респондентов это наиболее желаемый формат;
доведение информации до населения о необходимости соблюдения безопасного уровня кредитной нагрузки - 75 процентов респондентов имеют кредитные обязательства, из которых только 39 процентов соблюдают безопасный уровень кредитной нагрузки (до 30 процентов ежемесячного дохода расходуется на обслуживание кредитных обязательств);
продолжение информационных кампаний по информированию о постоянно меняющихся способах финансового мошенничества - 62 процента исследуемых сталкивались с попытками получения мошенниками доступа к сбережениям и личным данным.
Также Программа ставит перед исполнителями задачу более широкого вовлечения в мероприятия взрослого экономически активного населения - категорию людей, обладающую финансовыми ресурсами и принимающую большее количество финансовых решений относительно других категорий населения.
Взрослые граждане менее восприимчивы к новой информации, они готовы изучать новые для себя вопросы в случае осознания необходимости решения личных практических задач или при существенном изменении внешней среды, или в профессиональных целях.
В связи с этим в рамках реализации Программы необходимо помимо подрастающего поколения, граждан предпенсионного и пенсионного возрастов, социально уязвимых групп населения, повысить заинтересованность взрослого экономически активного населения Ростовской области в повышении финансовой грамотности.
Усилия исполнителей Программы должны быть направлены на воспитание гражданской ответственности, укрепление доверия граждан к органам государственной власти, местного самоуправления, финансовой системе Российской Федерации через формирование правильного поведения граждан в сфере общественных финансов. Повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры, прежде всего у взрослых экономически активных граждан, поможет им принимать более осознанные и ответственные решения, будет способствовать структурной трансформации российской экономики и ее более эффективному развитию.
В то же время существует потребность в создании системы взаимодействия по вопросам финансовой грамотности в регионе, позволяющей оперативно справляться с возникающими вызовами в вопросах финансового поведения, доносить информацию до целевой аудитории, что диктует необходимость активного участия на муниципальном уровне.
Взаимодействие на региональном уровне всех органов государственной власти обеспечивает выполнение задач, определенных Программой, таких как информирование населения о защите прав потребителей финансовых услуг, обобщение и анализ практик консультирования, информирования потребителей финансовых услуг и распространения этих практик через информационные ресурсы при проведении мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности.
Для достижения целей, поставленных в рамках Программы, требуется переход от финансовой грамотности - набора знаний, умений и навыков к формированию финансовой культуры человека, которая охватывает ценности, установки и поведенческие практики, являющиеся общепринятыми и изменяющиеся со временем.
Реализовать эту цель позволяет консолидация усилий всех участников информационной инфраструктуры - государства, образовательных организаций, финансовых организаций, волонтеров финансового просвещения.
3. Цель, задачи и показатели Программы, сроки ее реализации
Цель и задачи Программы обусловлены приоритетами, которые определены Стратегией повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.10.2023 N 2958-р.
Целью Программы является содействие формированию у жителей Ростовской области ключевых элементов финансовой культуры (ценностей, установок и поведенческих практик), способствующих рациональному финансовому поведению, в том числе через формирование компетенций по финансовой грамотности, расширение опыта финансовых решений, укрепление доверия к финансовой системе.
Достижение цели Программы осуществляется путем реализации мероприятий Программы, которые сгруппированы по направлениям, в соответствии с задачами Программы. Мероприятия Программы приведены в приложении N 1.
Сведения о показателях Программы и их значениях приведены в приложении N 2 к Программе.
Сроки реализации Программы - 2024 - 2030 годы. Этапы реализации Программы не выделяются.
По итогам реализации мероприятий Программы может быть рассмотрен вопрос о целесообразности и формах продолжения реализации мероприятий в сфере финансовой грамотности на основе созданной институциональной и методической базы.
По решению Межведомственного координационного совета по повышению финансовой грамотности в Ростовской области, созданного постановлением Правительства Ростовской области от 28.12.2020 N 430 (далее - Совет), может инициироваться создание конкурсных комиссий и иных совещательных органов в рамках проведения мероприятий, представленных в приложении N 1.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета и областного бюджета.
Общий объем финансирования Программы составляет 41 446,5 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2024 году - 41 100,7 тыс. рублей;
в 2025 году - 172,9 тыс. рублей;
в 2026 году - 172,9 тыс. рублей;
из них:
средства федерального бюджета - 40 109,2 тыс. рублей,
в том числе:
в 2024 году - 40 109,2 тыс. рублей;
средства областного бюджета - 1 337,3 тыс. рублей,
в том числе:
в 2024 году - 991,5 тыс. рублей;
в 2025 году - 172,9 тыс. рублей;
в 2026 году - 172,9 тыс. рублей.
Финансовое обеспечение мероприятий Программы, исполнителями которых являются организации, не участвующие в бюджетном процессе Ростовской области, осуществляется в рамках их текущей деятельности.
Ресурсное обеспечение реализации Программы подлежит приведению в соответствие с областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период не позднее 1 апреля текущего финансового года.
Распределение расходов на реализацию Программы в разрезе мероприятий, а также источников финансирования приведено в приложении N 1 к Программе.
5. Анализ рисков и описание мер управления рисками реализации Программы
На реализацию Программы могут повлиять как внешние, так и внутренние риски, при наступлении которых могут быть не достигнуты целевые показатели, предусмотренные Программой.
К внешним рискам относятся риски, воздействующие на конечные результаты Программы:
неблагоприятные экономические условия;
рост социальной напряженности;
риски, связанные с развитием российского финансового рынка;
обострение геополитических условий;
появление новых способов финансового мошенничества, в том числе в цифровой среде.
Особое место в системе внешних рисков занимают социальные риски, связанные с бездействием человека, сопротивлением общественности нововведениям и целям, реализуемым в рамках Программы, в том числе:
непонимание и невосприимчивость тематики Программы целевыми группами;
отсутствие инфраструктуры взаимодействия со взрослым, экономически активным населением;
недостаточность ресурсного обеспечения мероприятий Программы.
Минимизация названных рисков возможна за счет:
учета возрастных и психолого-педагогических особенностей целевых групп при проведении мероприятий Программы;
презентации Программы на региональных и муниципальных мероприятиях (конференции, семинары, выставки);
оперативного донесения информации населению о новых способах финансового мошенничества;
широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач и механизмов реализации мероприятий в сфере повышения финансовой грамотности, а также публичного освещения хода и результатов реализации Программы.
К внутренним рискам относятся организационные и управленческие риски, воздействующие на реализацию Программы:
слабая координация между исполнителями Программы, в том числе в части получения методической поддержки;
отставание от сроков реализации мероприятий.
Риски данной группы поддаются управлению и могут быть существенно снижены за счет принятия соответствующих мер.
Минимизация организационных и управленческих рисков возможна за счет:
отбора специалистов, обладающих опытом и соответствующими компетенциями, в том числе межведомственного взаимодействия в целях реализации мероприятий, предусмотренных Программой;
обеспечения постоянного и оперативного мониторинга (в том числе социологического) реализации Программы, а также корректировки Программы на основе анализа данных мониторинга;
масштабирования деятельности региональных волонтеров финансового просвещения, активно осуществляющих просветительскую деятельность со всеми целевыми аудиториями.
6. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы определяется ответственным исполнителем Программы - министерством финансов Ростовской области и предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих реализацию мероприятий Программы.
Ответственный исполнитель Программы осуществляет:
подготовку проектов постановлений Правительства Ростовской области, направленных на внесение изменений в Программу, и внесение их на рассмотрение Правительства Ростовской области;
мониторинг хода реализации Программы на основе отчетности, представляемой исполнителями Программы;
согласование с исполнителями Программы возможных сроков реализации мероприятий Программы, объемов и источников их финансирования.
Координацию деятельности ответственного исполнителя и исполнителей Программы осуществляет Совет.
Исполнители Программы для достижения значений показателей Программы:
обеспечивают разработку правовых актов Ростовской области, ведомственных актов, планов, необходимых для реализации мероприятий Программы;
обеспечивают взаимодействие с федеральными органами государственной власти, заинтересованными исполнительными органами Ростовской области, а также администрациями муниципальных районов и городских округов в Ростовской области по вопросам реализации мероприятий Программы;
организуют работу по реализации мероприятий Программы в подведомственных им организациях;
проводят (при необходимости) рабочие совещания по вопросам организации и реализации мероприятий Программы;
представляют сведения о реализации мероприятий Программы ответственному исполнителю Программы.
По мере необходимости в Программу могут вноситься изменения, поступающие от исполнителей Программы.
Внесение изменений в Программу осуществляется по инициативе ответственного исполнителя Программы на основании поручения Губернатора Ростовской области в порядке, установленном Регламентом Правительства Ростовской области.
Реализация Программы осуществляется в соответствии с планом реализации Программы (далее - план реализации), разрабатываемым на текущий финансовый год и содержащим перечень значимых контрольных событий Программы с указанием их сроков и ожидаемых результатов.
План реализации составляется ответственным исполнителем Программы совместно с исполнителями Программы и утверждается правовым актом министерства финансов Ростовской области не позднее 20 рабочих дней со дня утверждения постановлением Правительства Ростовской области Программы и далее ежегодно, не позднее 30 декабря текущего финансового года.
План реализации не позднее 10 рабочих дней после его утверждения, внесения изменений подлежит размещению ответственным исполнителем Программы на официальном сайте министерства финансов Ростовской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
7. Мониторинг хода реализации и оценка эффективности исполнения Программы
Реализация Программы будет способствовать достижению одной из целей социально-экономического развития Ростовской области - повышение благосостояния и качества жизни населения Ростовской области.
Проведение мониторинга повышения уровня финансовой грамотности и финансовой культуры населения Ростовской области и защиты прав потребителей финансовых услуг позволит определить основной вектор проблем финансового просвещения, направления и содержание просветительских мероприятий для населения Ростовской области, а также определить результаты реализации мероприятий Программы на момент окончания срока реализации Программы.
Оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться в два этапа.
Первый этап включает проведение оценки эффективности реализации Программы по каждому показателю.
Результативность достижения значений показателей Программы предполагается оценивать на основании сопоставления их фактически достигнутых значений с плановыми.
Результативность достижения значения i-го показателя Программы определяется по следующей формуле:
,
где R i - результативность достижения значения i-го показателя Программы;
T fi - фактическое значение i-го показателя Программы, достигнутое в ходе реализации мероприятий Программы;
T pi - плановое значение i-го показателя Программы, предусмотренное Программой.
В отношении показателя, исполнение которого оценивается как наступление или ненаступление события, за единицу принимается наступление события, за ноль - ненаступление события.
Второй этап - оценка эффективности реализации мероприятий Программы в целом по степени достижения плановых значений показателей Программы.
Критерием оценки эффективности реализации Программы по показателям Программы является степень достижения плановых значений показателей Программы.
Эффективность реализации мероприятий Программы по показателям Программы определяется по следующей формуле:
,
где E - эффективность реализации мероприятий Программы по показателям Программы (в процентах);
- знак суммирования;
R i - результативность достижения значения i-го показателя Программы;
N - количество показателей Программы.
Если степень достижения показателя Программы составляет более 1,00, то при расчете суммарной степени достижения степень по данному показателю принимается за единицу.
Эффективность реализации мероприятий Программы по целевым показателям Программы определяется на основе следующих критериев:
при E >= 80 делается вывод о положительных результатах реализации мероприятий Программы;
при 70 <= E <= 80 делается вывод о реализации мероприятий Программы в значительной степени;
при 50 <= E <= 70 делается вывод о реализации мероприятий Программы в незначительной степени;
при E < 50 делается вывод о том, что Программа не реализована;
при E < 70 проводится анализ причин невыполнения Программы, разрабатываются предложения о корректировке Программы для достижения плановых значений показателей Программы.
В целях мониторинга хода реализации и оценки эффективности исполнения Программы ответственный исполнитель Программы подготавливает и согласовывает с исполнителями Программы проект постановления Правительства Ростовской области об утверждении отчета о реализации Программы за год (далее - годовой отчет) до 15 февраля года, следующего за отчетным.
Годовой отчет содержит:
конкретные результаты, достигнутые за отчетный период;
перечень мероприятий, выполненных и не выполненных (с указанием причин) в установленные сроки;
анализ факторов, повлиявших на ход реализации Программы;
данные об использовании бюджетных ассигнований и внебюджетных средств на выполнение мероприятий;
сведения о достижении значений показателей Программы;
информацию о внесенных изменениях в Программу;
предложения по дальнейшей реализации Программы (в том числе по корректировке показателей реализации Программы на текущий финансовый год и плановый период).
Годовой отчет после принятия Правительством Ростовской области постановления о его утверждении подлежит размещению ответственным исполнителем Программы не позднее десяти рабочих дней на официальном сайте Правительства Ростовской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Годовой отчет направляется министерством финансов Ростовской области в Министерство финансов Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.
Начальник управления |
В.В. Лозин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.