Решение Приморского краевого суда от 28 ноября 2023 г. по делу N 3а-181/2023
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.В.
при секретаре Никифоровой Е.В.
с участием прокурора Романовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Приморская Бакалея" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - Правительство Приморского края, министерство промышленности и торговли Приморского края, администрация города Владивостока об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень).
Данное распоряжение размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 27 декабря 2021 года.
Акционерное общество "Приморская Бакалея" (далее - АО "Приморская Бакалея") обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, указав, что является собственником объекта недвижимости - нежилого помещения площадью 14437,3 кв. м, кадастровый N, расположенного по адресу: <адрес>.
Данный объект недвижимости включён в вышеназванный Перечень под пунктом ....
Административный истец с включением принадлежащего ему на праве собственности нежилого помещения в указанный Перечень объектов недвижимого имущества не согласен, поскольку оно не является административно-деловым центром и торговым центром. Нежилое помещение используется под склады.
В нарушение положений постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" при включении объекта недвижимости в оспариваемый Перечень процедура определения его фактического использования не проводилась. Административный ответчик включил объект недвижимости в график мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого назначения на 3-й квартал 2023 года. Акт обследования с описанием фактического использования нежилого помещения на момент подачи административного иска истцом не получен.
Включение объекта в Перечень неправомерно возлагает на общество обязанность по уплате налога в большем размере.
Просит признать недействующим пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри со дня его принятия, взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
В судебное заседание представитель администрации города Владивостока не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв и ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В судебном заседании представитель административного истца - Куян Т.Г. поддержала заявленные требования по доводам и основаниям административного иска, суду пояснила, что по результатам осмотра объекта КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" составлен акт, согласно которому объект используется для размещения иных видов фактического использования. Расчет доли вида фактического использования не производился в связи с отсутствием видов фактического использования, подлежащих расчету.
Представитель министерства имущественных и земельных отношений Приморского края и Правительства Приморского края Ветрова Е.Д. возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам письменного отзыва.
Представитель министерства промышленности и торговли Абакумов Д.Ю. возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам письменных возражений, суду пояснил, что нежилые помещения включены в Перечень как торговые объекты на основании сведений, представленных администрацией города Владивостока. В настоящее время имеются доказательства, что арендаторы помещений осуществляют оптовую и розничную торговлю, что подтверждается зарегистрированной по адресу помещения - <адрес> контрольно-кассовой техники организаций.
Выслушав участников судебного заседания, заключение прокурора Романовой О.Н., полагавшей, что имеются основания для признания оспариваемого административным истцом пункта Перечня недействующим со дня принятия соответствующего распоряжения, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет в числе иных обстоятельств (соответственно), нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, возлагается обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 3 части 8 настоящей статьи, а обстоятельства, установленные пунктом 1 части 8 статьи 213 КАС РФ, обязан доказать административный истец.
Из материалов административного дела следует, что АО "Приморская Бакалея" является собственником объекта недвижимости - нежилого помещения площадью 14437,3 кв. м, кадастровый N, расположенного по адресу: <адрес>.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год. Нежилое помещение с кадастровым N включено в Перечень под пунктом ....
Данное распоряжение размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
При исследовании документов, представленных в материалы дела, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий министерства имущественных и земельных отношений Приморского края с соблюдением требований к его форме, порядку принятия и введению в действие, и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.
Обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из содержания подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" (в редакции от 12 ноября 2021 года) налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке Правительством Приморского края, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов; жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
По смыслу приведенных положений законов в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из установленных критериев.
Из материалов административного дела следует, что принадлежащий АО "Приморская Бакалея" объект недвижимости c кадастровым N имеет назначение - "нежилое", наименование - "нежилые помещения". Данные о виде разрешенного использования в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой нежилое помещение занимает цокольный этаж с пристройками 1, 2, цокольный лит. 1А.
Объект недвижимости с кадастровым N расположен в пределах объекта недвижимости с кадастровым N ___, который располагается на земельном участке с кадастровым N, предназначенном для дальнейшей эксплуатации нежилых помещений.
Согласно материалам инвентарного дела N объект недвижимости кадастровый N состоит из множества помещений, которые используются под склады, кабинеты, душевые, коридоры, холодильники, бытовки, расфасовки, шкафы, радиоузел, парные, зарядные, санузлы, котельную, электрощитовую, насосную, подсобные помещения, раздевалки, кладовые, моечные, мясной и рыбный цеха, столовую, сан. пункты общей площадью 12773,6 кв. м. В 2022 году склады предоставлялись в аренду индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, что следует из представленного в материалы дела списка арендаторов АО "Приморская Бакалея" по состоянию на 1 января 2022 года и договоров аренды.
Учитывая данные обстоятельства, нельзя сделать вывод, что содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах инвентаризационного учета сведения на момент утверждения оспариваемого Перечня предусматривали размещение в нежилом помещении административного истца офисов, объектов торговли или бытового обслуживания и сопутствующей инфраструктуры.
Судом установлено и не оспаривалось административным ответчиком, что в нарушение положений постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" до утверждения Перечня на 2022 год мероприятий по определению вида фактического использования объекта недвижимости не проводилось, объект включен в Перечень на основании информации, предоставленной министерством промышленности и торговли Приморского края как объект торговли.
При указанных обстоятельствах, а также предписаний федерального законодательства о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), спорное нежилое помещение не подлежало включению в оспариваемый Перечень.
Ссылка административного ответчика на отсутствие обязанности уполномоченного органа определять вид фактического использования здания и помещений для целей налогообложения путем осмотра объекта недвижимости ошибочна, основана на неверном толковании норм права, в том числе положений постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
Подобный подход к определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения прямо противоречит положениям, предусмотренным пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ и Порядку, утверждённому постановлением Администрации Приморского края от 08 апреля 2015 года N 105-па.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка (в редакции от 3 февраля 2021 года) мероприятия по определению вида фактического использования объектов нежилого назначения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - мероприятия по определению вида фактического использования), осуществляются работниками краевой организации, уполномоченной на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, подведомственной министерству имущественных и земельных отношений Приморского края (далее - организация).
Результаты мероприятий по определению вида фактического использования рассматриваются Комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее - Комиссия).
Согласно пункту 1.4 Порядка, решения об определении вида фактического использования объектов нежилого назначения принимаются министерством имущественных и земельных отношений Приморского края (далее - уполномоченный орган) с учетом рекомендаций Комиссии, внесенных по итогам рассмотрения результатов проведения мероприятий по определению вида фактического использования.
Судом установлено, что по заявлению собственника уполномоченной организацией - КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" в 2023 году проведен осмотр нежилых помещений с кадастровым N, в результате которого выявлено, что объект используется для размещения иных видов фактического использования, что послужило основанием для исключения нежилого помещения из Перечня на 2023 год.
Ссылки заинтересованного лица на регистрацию по адресу <адрес> контрольно-кассовых машин и размещение арендаторов, осуществляющих розничную и оптовую торговлю, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в отсутствие мероприятий по определению вида фактического использования спорного объекта недвижимости уполномоченной краевой организацией данные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о том, что помещение на момент принятия оспариваемого Перечня отвечало условиям, позволяющим отнести его к объекту торговли.
С учетом изложенного, пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри, подлежит признанию недействующим со дня принятия распоряжения (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50).
Согласно пункту 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в связи с тем, что нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов или актов, обладающих нормативными свойствами, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ.
На основании части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107, частью 3 статьи 109 названного Кодекса.
В связи с удовлетворением заявленных требований в соответствии с положениями части 1 статьи 103 КАС РФ в пользу АО "Приморская Бакалея" с министерства имущественных и земельных отношений Приморского края подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей, оплата которой подтверждается имеющимся в материалах дела платежным документом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление акционерного общества "Приморская Бакалея" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края - удовлетворить.
Пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри, признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
Взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в пользу акционерного общества "Приморская Бакалея" расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению в газете "Приморская газета: официальное издание органов государственной власти Приморского края" и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Е.В. Пилипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 28 ноября 2023 г. по делу N 3а-181/2023
Опубликование:
-