Решение Приморского краевого суда от 30 ноября 2023 г. по делу N 3а-190/2023
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.В.
при ведении протокола помощником судьи Прудниковой Я.В.
с участием прокурора Романовой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ким А.Г. к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - министерство экономического развития Приморского края, администрация Уссурийского городского округа об оспаривании распоряжений в части,
установил:
распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 год).
Данное распоряжение размещено на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 30 декабря 2019 года.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 года (далее - Перечень на 2021 год).
Данное распоряжение размещено на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 24 декабря 2020 года.
Объект недвижимости - нежилое здание площадью 540,9 кв. м с кадастровым N, расположенное по адресу: <адрес>, включен в Перечень на 2020 года под пунктом ..., в Перечень на 2021 год под пунктом ....
Собственник указанного объекта недвижимости - Ким А.Г. обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанных нормативных актов в части, указав, что объект имеет наименование "общественное здание многоцелевого назначения", назначение "нежилое здание". Данные о виде разрешенного использования указанного объекта недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
До 2018 года здание использовалось как гостиница и банный комплекс, в настоящее время с октября 2018 года вследствие пожара пустует.
Соответствующих мероприятий по определению вида фактического использования объекта недвижимости уполномоченной организацией не проводилось. Решение об определении вида фактического использования административным ответчиком до принятия оспариваемых нормативных правовых актов не принималось.
Включение объекта недвижимости в Перечни на 2020 и 2021 годы нарушает его право налогоплательщика, поскольку влечет уплату налога в большем размере.
Просит суд признать пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри, и пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри, недействующими со дня принятия указанных распоряжений.
В судебное заседание административный истец и его представитель, представители заинтересованных лиц - министерства экономического развития Приморского края, администрации Уссурийского городского округа не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.
Заявленное представителем административного истца ходатайство о рассмотрении административного дела с использованием системы видеоконференц-связи оставлено без удовлетворения.
В соответствии со статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель административного ответчика Овчинникова Е.А. возражала против удовлетворения административного иска, пояснила, что спорный объект включен в перечни на основании информации, представленной департаментом экономического развития Приморского края. Оснований для проведения проверки на предмет фактического использования здания не имелось.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, выслушав заключение прокурора Романовой О.Н., полагавшей, что имеются основания для признания оспариваемых административным истцом пунктов Перечней недействующими с момента их издания, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет в числе иных обстоятельств (соответственно), нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).
В судебном заседании установлено, что Ким А.Г. с 27 августа 2010 года по 25 мая 2023 года являлся собственником объекта недвижимости - нежилое здание площадью 540,9 кв. м, кадастровый N, расположенное по адресу <адрес>, назначение нежилое, наименование: общественное здание многоцелевого назначения. Здание расположено на земельном участке площадью 753 кв. м, кадастровый N, категория земель - земли населенных пунктов.
Из административного искового заявления следует, что включение здания в Перечни на 2020 и 2021 год нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, поскольку влечет увеличение размера налога.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса (жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение).
В силу пункта 2 статьи 15, абзаца первого пункта 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 2 статьи 399 НК РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
На территории Уссурийского городского округа Приморского края налог на имущество физических лиц, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Решением Думы Уссурийского городского округа от 29 октября 2019 года N 70-НПА "Об установлении налога на имущество физических лиц".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень).
На территории Приморского края органом исполнительной власти уполномоченным определять перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является министерство имущественных и земельных отношений Приморского края (ранее департамент земельных и имущественных отношений Приморского края).
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год. Объект с кадастровым N включен в Перечень под пунктом ....
Данное распоряжение размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 30 декабря 2019 года, в настоящее время является действующим.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год. Объект с N включен в Перечень под пунктом ....
Данное распоряжение размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 24 декабря 2020 года, в настоящее время является действующим.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий министерства земельных и имущественных отношений Приморского края с соблюдением требований к их форме, порядку принятия и к введению в действие. В данной части распоряжения административным истцом не оспариваются.
Проверяя доводы административного истца об отсутствии предусмотренных законом оснований для включения объекта недвижимости с кадастровым N в оспариваемые нормативные правовые акты, суд учитывает следующее.
Из содержания подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).
По смыслу приведенных положений законов в Перечень подлежит включению такое помещение, которое отвечает одному из установленных критериев.
В соответствии с техническим паспортом здания по состоянию на 18 ноября 2021 года, здание 1988 года постройки, число этажей 1, включает в себя коридоры, цех, бытовые помещения, щитовую, вестибюль, тамбур, склад, кладовую, туалет, умывальник.
23 октября 2018 года Отделом надзорной деятельности Уссурийского городского округа ГУ МЧС России по Приморскому краю административному истцу выдана справка о произошедшем ДД.ММ.ГГГГ в гостинице "ЛАДА" по адресу: <адрес> пожаре, в результате которого уничтожены строительные конструкции второго этажа здания гостиницы.
Учитывая данные обстоятельства, нельзя сделать вывод, что содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах инвентаризационного учета сведения на момент утверждения оспариваемых Перечней позволяли прийти к выводу о размещении в здании административного истца офисов, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания и сопутствующей инфраструктуры.
При таких обстоятельствах до принятия оспариваемых Перечней объектов на 2020 и 2021 годы министерство имущественных и земельных отношений Приморского края должно было выяснить фактическое использование объекта недвижимости.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па (далее - Порядок).
Между тем в ходе судебного разбирательства установлено, что в нарушение указанных требований соответствующих мероприятий по установлению вида фактического использования спорного объекта недвижимости, его площади уполномоченной краевой организацией не проводилось, решения об определении вида и площади фактического использования административным ответчиком до принятия оспариваемых пунктов нормативных правовых актов не принималось.
Каких-либо допустимых доказательств того, что спорное нежилое помещение на момент вынесения оспариваемых распоряжений имело коммерческие офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания, использовалось в указанных целях, суду не представлено.
При указанных обстоятельствах, а также предписаний федерального законодательства о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), спорное нежилое помещение не подлежало включению в оспариваемые Перечни.
Из содержания письма министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 21 декабря 2022 года N 20/16836 следует, что мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости не проводились, в связи с отсутствием возражений Ким А.Г. относительно включения объекта в Перечни на 2020 и 2021 годы.
Подобный подход к определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения противоречит положениям, предусмотренным пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ и Порядку, утверждённому постановлением Администрации Приморского края от 08 апреля 2015 года N 105-па.
Кроме того судом установлено, что по заявлению собственника уполномоченной организацией - КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" в 2023 году проведен осмотр принадлежащего ему здания, в результате чего принято решение об исключении объекта недвижимости из Перечней на 2022 и 2023 годы.
В связи с этим, суд приходит к выводу, что пункт ... Перечня объектов на 2020 год и пункт ... Перечня объектов на 2021 года подлежат признанию недействующими со дня принятия распоряжений от 25 декабря 2019 N 1022-ри и от 23 декабря 2020 года N 611-ри (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50).
Согласно пункту 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в связи с тем, что нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов или актов, обладающих нормативными свойствами, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ.
На основании части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107, частью 3 статьи 109 названного Кодекса.
В связи с удовлетворением заявленных требований в соответствии с положениями части 1 статьи 103 КАС РФ в пользу Ким А.Г. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 рублей, оплата которой подтверждается имеющимися в материалах дела платежными документами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 103, 111, 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Ким А.Г. к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края об оспаривании нормативного правового акта в части - удовлетворить.
Пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри, признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
Пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри, признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
Взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в пользу Ким А.Г. расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению в газете "Приморская газета: официальное издание органов государственной власти Приморского края" и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Е.В. Пилипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 30 ноября 2023 г. по делу N 3а-190/2023
Опубликование:
-