Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика предмета программы
Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя. Его положение в политической системе российского общества определяется тем, что местное самоуправление наиболее приближено к населению, им формируется и ему подконтрольно, решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Рационально организованное местное самоуправление позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти.
Основной задачей органов местного самоуправления является обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования. Взаимодействие органов местного самоуправления и местного сообщества подразумевает, что они - партнеры в достижении общей цели: повышение уровня и качества жизни населения. Кроме того, комплексное социально-экономическое развитие городского хозяйства и его управления основывается на привлечении ресурсов населения к управлению городом в самых различных формах. Конечная цель этого процесса - создание эффективной административной структуры (модели), позволяющей оперативно реагировать на проблемы жизнедеятельности населения и муниципального образования в целом. Система самоуправления должна обеспечивать возможность построения эффективных систем информационного, правового, хозяйственного сотрудничества органов управления городом и экономических субъектов. Весомым звеном в становлении системы местного самоуправления должно стать местное сообщество.
Согласно действующему законодательству под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту жительства на части территории муниципального образования: территория поселка, улиц, домов, подъездов и других территорий для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения. Как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления ТОС реализуется посредством проведения собраний и конференций, а также посредством создания органов ТОС, что свидетельствует о наиболее полной самоорганизации граждан.
ТОС не заменяют органы местного самоуправления или организации жилищно-коммунального хозяйства и социальной помощи, целью ТОС является помощь населению города Кургана в осуществлении собственных инициатив по вопросам местного значения.
Развитие муниципального образования, управление им может быть эффективным только в том случае, если имеется заинтересованность населения в общественно-значимых вопросах, их решении. Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет широкий спектр форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Уставом муниципального образования города Кургана, решениями Курганской городской Думы от 21.12.2005 г. N 326 "Об утверждении Положения о порядке организации и осуществления территориального общественного самоуправления на территории города Кургана", от 25.01.2006 г. N 5 "Об утверждении Положения о порядке регистрации устава территориального общественного самоуправления, изменений и (или) дополнений в устав территориального общественного самоуправления" установлены принципы и определен порядок организации территориального общественного самоуправления.
В городе Кургане осуществляется целенаправленная деятельность по созданию и развитию территориального общественного самоуправления как формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления, наиболее приближенной к населению, в которой рождается гражданская инициатива и непосредственно реализуются общественные начинания.
На территории города Кургана создано 39 ТОС, из них 39 без образования юридического лица.
В ходе реализации муниципальной программы "Развитие территориального общественного самоуправления на территории города Кургана" (срок реализации программы 2023 год) выявились основные проблемы:
- отсутствие у ТОС статуса юридического лица, что ограничивает их возможности привлечения дополнительных средств на развитие своих территорий;
- отсутствие у большинства ТОС города Кургана помещений для работы их органов;
- часть председателей территориальных общественных самоуправлений не обладают необходимым уровнем знаний для полноценного ведения работы ТОС;
- слабая информированность жителей города о возможностях, предоставляемых им при объединении в ТОС;
- недостаточное использование органами местного самоуправления потенциала ТОС для решения проблем территории муниципального образования;
- низкий уровень активности общества в решении проблем развития территорий.
Создание необходимых условий для успешного функционирования систем территориального общественного самоуправления в городе Кургане стало приоритетной задачей.
Основными направлениями деятельности ТОС являются:
- организация мероприятий по благоустройству, озеленению и санитарной очистке территорий, на которых действуют ТОС;
- привлечение населения к мероприятиям по сохранению жилищного фонда и охране общественного порядка;
- деятельность по организации досуга населения (проведение праздников во дворах, спортивных мероприятий);
- оказание помощи ветеранам войны и инвалидам, малообеспеченным и многодетным семьям;
- взаимодействие с управляющими компаниями, ЖСК и ТСЖ.
Самоорганизация граждан, направленная на решение актуальных проблем города Кургана, нуждается в организационной и финансовой поддержке.
Развитие системы ТОС позволит:
- создать обратную связь между населением и органами местного самоуправления;
- повысить социальную активность граждан и привлечь широкие слои населения в управленческий процесс;
- сократить бюджетные затраты и повысить эффективность управления.
Активная деятельность ТОС в муниципальных образованиях способна вовлечь в общественно полезную деятельность большое число жителей, расширив возможности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, привлечь к их решению население и сделать ТОС действенными партнерами органов местного самоуправления.
С помощью привлечения органов ТОС к участию в решении вопросов местного значения предполагается эффективное использование ресурсов и потенциала жителей в решении проблем ТОС. Можно сказать, что территориальное общественное самоуправление является одной из наиболее перспективных форм участия населения в управлении муниципальным образованием.
Реализация грамотной муниципальной политики обеспечит осуществление целевого воздействия на имеющиеся проблемы в развитии территориального общественного самоуправления, комплексно подходя к их решению с использованием программно-целевого метода.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.