Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблемы
1. Муниципальная Программа "Развитие физической культуры и спорта в городе Кургане" разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами: от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года N 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)", Законом Курганской области от 10 ноября 2008 г. N 405 "О физической культуре и спорте в Курганской области", решением Курганской городской Думы от 31 марта 2021 года N 19 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования города Кургана до 2035 года".
2. Программа является механизмом проведения на территории города Кургана единой политики в сфере физической культуры и спорта, включает комплекс мероприятий, направленных на исполнение полномочий по обеспечению условий для развития в городе массовой физической культуры и спорта.
3. Разработчики Программы руководствуются тем, что регулярные занятия физической культурой и спортом являются важнейшим компонентом здорового образа жизни. Программа базируется на идее позитивного влияния физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности человека в отношении здоровья, физического развития, общей работоспособности. Не менее значимым является использование положительных эффектов физкультурно-спортивной деятельности в отношении динамики и направленности развития различных сфер личности.
4. Роль физической культуры и спорта в развитии общества, его духовного и физического здоровья определена государством как значительная. Стратегическая цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта - создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта. Содержательно и инструментально цель раскрывается в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года.
5. В среднесрочной перспективе движение к заданным ориентирам в городе Кургане планируется осуществить в рамках муниципальной Программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Кургане". Программа направлена на обеспечение поступательного, динамичного развития системы физической культуры и спорта в городе Кургане как условия укрепления здоровья населения, развития личности и социализации населения города Кургана, а также фактора, определяющего уровень социально-экономического благополучия населения города Кургана.
6. В период с 2018 по 2023 годы в городе Кургане действовали программы, непосредственно определяющие направления развития системы физической культуры и спорта - муниципальная Программа "Развитие физической культуры и спорта в городе Кургане на 2018 - 2020 годы", муниципальная Программа "Развитие физической культуры и спорта в городе Кургане на 2019 - 2021 годы", муниципальная Программа "Развитие физической культуры и спорта в городе Кургане на 2020 - 2022 годы", муниципальная Программа "Развитие физической культуры и спорта в городе Кургане на 2021 - 2023 годы", муниципальная Программа "Развитие физической культуры и спорта в городе Кургане на 2022 - 2024 годы", муниципальная Программа "Развитие физической культуры и спорта в городе Кургане на 2023 - 2025 годы".
На протяжении всего периода действия указанных программ целенаправленно осуществлялось совершенствование механизмов управления физической культурой и спортом. Это, прежде всего, связано с формированием нормативного правового обеспечения сферы физической культуры и спорта в городе Кургане. Проведена работа по приведению законодательства в сфере физической культуры и спорта в соответствие с Федеральным законом от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Создана необходимая нормативная правовая база для реализации в городе Кургане полномочий по управлению в сфере физической культуры и спорта.
7. Наряду с положительными результатами совершенствования механизмов управления системой физической культуры и спорта, достигнутыми в рамках реализации целевых программ города Кургана, сохраняется ряд проблем:
1) имеющаяся в городе Кургане структура управления сферой физической культуры и спорта не в полной мере отвечает потребностям города Кургана;
2) не использованы в полной мере резервы в установлении эффективного взаимодействия структур Администрации города, учреждений, предприятий и организаций при решении задач функционирования сферы физической культуры и спорта.
8. В последние годы в городе Кургане сделан значительный шаг в строительстве спортивных объектов. По состоянию на 31 декабря 2022 года на территории города Кургана насчитывалось 734 действующих спортивных сооружений всех форм собственности.
В городе Кургане функционируют 6 стадионов, 190 спортивных залов, 296 плоскостных спортивных сооружений, 16 лыжных баз, 20 сооружений для стрелковых видов спорта и 6 бассейнов.
Несмотря на позитивную динамику в вопросах строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию спортивных сооружений, острота проблем в данном направлении сохраняется. Уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта составляет - 48,7%.
От этого показателя напрямую зависит доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом. Для решения данной проблемы необходимо строительство спортивных объектов в различных микрорайонах города Кургана, соответствующих современным требованиям.
По результатам мониторинга эксплуатации спортивных объектов города Кургана, проведенного отделом спорта Департамента социальной политики Администрации города Кургана и на основании статистических отчетов, основная часть спортивных объектов эксплуатируется с превышением регламентированной мощности.
Единовременная пропускная способность объектов спорта города Кургана всех форм собственности в 2022 году - 16 823 человека.
9. Является актуальной задача поиска и внедрения механизмов повышения роли общеобразовательных школ как центров физкультурно-спортивной жизни. В настоящее время эффективный механизм реализации данной функции школ, связанный с открытием школьных спортивных клубов, используется все шире.
10. По данным статистических наблюдений количество лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, занимающихся адаптивной физической культурой и спортом, в городе Кургане составило в 2017 году - 4707 человек, в 2018 году - 4793 человека, в 2019 году - 4816 человек, в 2020 году - 4914 человек, в 2021 году - 5280 человек, в 2022 году - 5875 человек.
11. Доля населения города Кургана, систематически занимающегося физической культурой и спортом в общей численности населения города Кургана составляла в 2017 году - 37,7%, в 2018 году - 40,9%, в 2019 году - 46,3%, в 2020 году - 47,8%, в 2021 году - 49,5%, в 2022 году - 51,7%.
В городе Кургане поддерживается большое разнообразие форм занятий физической культурой и спортом, способное удовлетворить естественную биологическую потребность различных категорий населения в двигательной активности и социально-психологическую потребность в занятиях спортом. Интерес населения города Кургана к занятиям физической культурой и спортом поддерживается посредством организации пропаганды физической культуры и спорта. Информационная политика в сфере физической культуры и спорта строилась на основе взаимодействия со средствами массовой информации в форме проведения информационно-пропагандистских акций, информационного сопровождения спортивных и физкультурных мероприятий, социальной рекламы, проведения пресс-конференций. Весомое место в информировании населения города Кургана о состоянии и развитии физической культуры и спорта занял официальный сайт Администрации города Курган.
12. Количество работников в сфере физической культуры физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности в 2017 году - 1121 человек, в 2018 году - 1141 человек, в 2019 году - 1167 человек, в 2020 году - 1179 человек, в 2021 году - 1345 человек, в 2022 году - 1422 человека.
13. С 2015 года функционирует муниципальный Центр тестирования по выполнению видов испытаний (тестов) ВФСК "Готов к труду и обороне" на базе МБУДО "ДЮСШ N 3" по адресу: г. Курган, ул. Т. Невежина, 7 (в сентябре 2021 года центр переведен в новое учреждение МБУ "Дирекция социальных объектов").
За 9 месяцев 2023 года проведено 236 мероприятий.
14. Положительная динамика основных индикаторов развития сферы физической культуры и спорта в городе Кургане подтверждает эффективность мер, реализованных в рамках муниципальной Программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Кургане на 2017 - 2019 годы", муниципальной Программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Кургане на 2018 - 2020 годы", муниципальной Программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Кургане на 2019 - 2021 годы", муниципальной Программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Кургане на 2020 - 2022 годы", муниципальной Программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Кургане на 2021 - 2023 годы", муниципальной Программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Кургане на 2022 - 2024 годы".
За 9 месяцев 2023 года проведено 117 мероприятий, среди них 108 мероприятий с участием детей и подростков. Общее количество участников более 17619 человек.
Однако закрепление достигнутых результатов и обеспечение дальнейшего динамичного развития системы физической культуры и спорта в городе Кургане требует максимальной мобилизации и рационального распределения ресурсов.
15. В ходе анализа были определены проблемы, которые обобщенно можно представить следующим образом:
1) отсутствие мониторинга за эффективностью используемых технологий пропаганды физической культуры и спорта, социальной рекламы и, как следствие, низкий уровень критичности в оценке данной деятельности, ее роли в формировании здорового образа жизни;
2) низкий уровень организации студенческого спорта в городе Кургане;
3) недостаточное использование потенциала общеобразовательных учреждений в качестве центров физкультурно-спортивной жизни населения города Кургана;
4) ограниченное использование экстремальных видов спорта в качестве средств профилактики поведенческих антисоциальных проявлений в подростковой и молодежной среде;
5) недостаточное количество современных спортивных объектов для удовлетворения потребностей населения города Кургана в занятиях физической культурой и спортом.
16. Для решения указанных проблем приоритетными направлениями в сфере физической культуры и спорта города Кургана на среднесрочную перспективу определены:
1) непрерывная модернизация нормативно-правового и организационного обеспечения развития физической культуры и спорта;
2) дальнейшее совершенствование информационной политики в сфере физической культуры и спорта, внедрение новых технологий пропаганды здорового образа жизни и социальной рекламы;
3) развитие кадрового потенциала системы физической культуры и спорта города Кургана;
4) развитие системы учебно-методического обеспечения физической культуры и спорта в городе Кургане, в том числе посредством участия в региональных методических конкурсах и проектах;
5) совершенствование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в учреждениях общего и профессионального образования, создание и эффективное функционирование школьных спортивных клубов, создание подсистемы студенческого спорта в городе Кургане;
6) поддержка экстремальных видов спорта как средств профилактики правонарушений среди молодежи, наркомании и токсикомании, в том числе содействие проведению в городе Кургане мероприятий и соревнований по таким видам спорта;
7) совершенствование материально-технической базы и повышение качества тренировочного процесса в специализированных учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, развитие муниципальных детско-юношеских спортивных школ, как самостоятельных организаций, осуществляющих спортивную подготовку (включая внедрение программ спортивной подготовки на основе федеральных стандартов);
8) развитие сети учреждений города Кургана, предоставляющих физкультурно-спортивные услуги, и системы физкультурных и спортивных мероприятий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Расширение и повышение качества данных услуг;
9) повышение уровня организации, развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений в городе Кургане, в том числе посредством участия команд муниципальных ДЮСШ в Спартакиаде спортивных школ Курганской области;
10) развитие материально-технической базы физической культуры и спорта, в том числе строительство, ремонт и реконструкция объектов физкультурно-спортивного назначения;
11) реализация на территории города Кургана мероприятий Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.