Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Саратовской области
от 25 декабря 2023 года N 1221-П
Положение
о порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта
1. Настоящее Положение устанавливает размер, условия, порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и проживающим на территории Саратовской области, форму социального контракта, срок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, а также порядок проведения мониторинга оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2023 года N 1931 "Об оказании субъектами Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", и Законом Саратовской области "О государственной социальной помощи в Саратовской области".
2. Государственная социальная помощь на основании социального контракта в соответствии с настоящим Положением предоставляется на условиях софинансирования расходных обязательств Саратовской области из средств федерального бюджета, осуществляемого в рамках федерального проекта "Содействие субъектам Российской Федерации в реализации адресной социальной поддержки граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", гражданам, указанным в статье 7 Федерального закона "О государственной социальной помощи", в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
Выплата государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов областного бюджета и в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке министерству труда и социальной защиты Саратовской области на соответствующий финансовый год.
3. Распределение численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятиям, предусмотренным пунктом 8 настоящего Положения, осуществляется в соответствии с пунктом 59 Правил оказания субъектами Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2023 года N 1931 "Об оказании субъектами Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной Федеральным законом "О государственной социальной помощи" (далее - Правила).
4. Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается нуждающимся в социальной поддержке гражданам Российской Федерации, которые постоянно проживают на территории Российской Федерации.
Право на государственную социальную помощь на основании социального контракта возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, дохода одиноко проживающего гражданина, рассчитанный в соответствии с Федеральным законом "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", по независящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в области в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - величина прожиточного минимума на душу населения) на дату обращения за оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта.
5. В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" в состав семьи, определяемый на дату подачи заявления о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта и учитываемый при определении права на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта и при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются заявитель, его супруг (супруга), его несовершеннолетние дети, дети, находящиеся под его опекой (попечительством), и его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам).
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" в состав семьи, учитываемый при определении права на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта и при расчете среднедушевого дохода семьи, не включаются:
а) лица, находящиеся на полном государственном обеспечении (за исключением заявителя, а также детей, находящихся под его опекой или попечительством);
б) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, а также военнослужащие, обучающиеся в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования и не заключившие контракт о прохождении военной службы;
в) лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы;
г) лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда;
д) лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу;
е) лица, признанные безвестно отсутствующими или объявленные умершими;
ж) лица, находящиеся в розыске;
з) несовершеннолетние дети заявителя, дети, находящиеся под опекой (попечительством) заявителя, дети заявителя в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения, состоящие в браке.
6. Среднедушевой доход и доход граждан в целях реализации настоящего Положения рассчитывается в соответствии с Федеральным законом "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
7. В соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" и Законом Саратовской области "О государственной социальной помощи в Саратовской области" социальный контракт - это соглашение, которое заключено между гражданином и государственным учреждением социальной поддержки населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым государственное учреждение социальной поддержки населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь в виде денежной выплаты (в форме социального пособия), гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
8. К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая следующие обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта мероприятия, направленные на преодоление ими трудной жизненной ситуации:
а) мероприятие по поиску работы. В рамках указанного мероприятия в приоритетном порядке социальный контракт заключается с гражданами, проживающими в семьях с детьми. Социальный контракт, направленный на реализацию указанного мероприятия, с одним и тем же гражданином заключается не чаще одного раза в год со дня окончания срока действия предыдущего социального контракта;
б) мероприятие по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности. Под индивидуальной предпринимательской деятельностью понимается коммерческая деятельность, в том числе деятельность в рамках ведения крестьянско-фермерского хозяйства гражданина, с которым заключен социальный контракт, в статусе индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого);
в) мероприятие по ведению личного подсобного хозяйства. В соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство ведется на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства;
г) иные мероприятия, направленные на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи в форме социального пособия в целях удовлетворения текущих потребностей семьи, одиноко проживающего гражданина в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности в товарах и услугах дошкольного и школьного образования. В рамках указанного мероприятия социальный контракт заключается с гражданами, проживающими в семьях с несовершеннолетним(ми) ребенком (детьми) в возрасте до 7 лет включительно. Социальный контракт, направленный на реализацию указанных мероприятий, заключается с одним и тем же гражданином (с одной и той же семьей) не чаще одного раза в год со дня окончания срока действия предыдущего социального контракта.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта по мероприятию, указанному в подпункте "б" части первой настоящего пункта, оказывается, если заявитель зарегистрирован в Саратовской области в качестве индивидуального предпринимателя (в Саратовской области осуществляет свою деятельность в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход) или планирует зарегистрироваться в Саратовской области в качестве индивидуального предпринимателя (в Саратовской области планирует осуществлять свою деятельность в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход) - в случае, если заявитель не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (не состоит на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход) на дату заключения социального контракта.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта по мероприятию, указанному в подпункте "в" части первой настоящего пункта, оказывается, если заявитель в Саратовской области осуществляет свою деятельность в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход или в Саратовской области планирует осуществлять свою деятельность в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход - в случае, если заявитель не состоит на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход на дату заключения социального контракта.
Один социальный контракт заключается на реализацию одного мероприятия из числа указанных в настоящем пункте.
9. В программу социальной адаптации могут включаться дополнительные мероприятия, направленные на реализацию одного из мероприятий, указанных в части первой пункта 8 настоящего Положения.
С целью реализации мероприятий, указанных в части первой пункта 8 настоящего Положения, государственное учреждение социальной поддержки населения исходя из условий жизни семьи (одиноко проживающего гражданина) оказывает содействие в получении ею (им) иных видов поддержки, в том числе:
а) в получении мер социальной поддержки, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законодательством области, актами органов местного самоуправления;
б) в направлении на ежегодное прохождение профилактического медицинского осмотра или диспансеризации, а также на проведение вакцинации в соответствии с национальным календарем профилактических прививок при отсутствии медицинских противопоказаний;
в) в направлении несовершеннолетних членов семьи получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта в дошкольную образовательную организацию;
г) в организации ухода за нетрудоспособными членами семьи получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта;
д) в получении иных видов поддержки в соответствии с нормативными правовым актом области.
10. Программой социальной адаптации определяются виды, объем и порядок реализации мероприятий, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящего Положения.
11. Государственным учреждением социальной поддержки населения в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта получателю такой помощи осуществляются следующие денежные выплаты в форме социального пособия (далее - социальное пособие):
а) по мероприятию, указанному в подпункте "а" пункта 8 настоящего Положения, - в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в области в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", (далее - величина прожиточного минимума для трудоспособного населения) в течение одного месяца с даты заключения социального контракта и 3 месяцев с даты подтверждения факта дальнейшего трудоустройства получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта. Под трудоустройством в целях реализации настоящего Положения следует понимать заключение трудового договора (служебного контракта) независимо от установленного режима рабочего времени, в том числе срочного трудового договора, за исключением стажировки.
Денежная выплата, предоставляемая в течение 3 месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта, осуществляется ежемесячно (в том числе со дня окончания срока действия социального контракта без его продления) при условии продолжения осуществления указанным получателем трудовой деятельности в рамках трудового договора (служебного контракта), заключенного в период действия социального контракта.
В случае прерывания получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта трудовой деятельности в период действия социального контракта (расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию) - не более чем на один месяц) денежная выплата, предоставляемая с даты подтверждения факта трудоустройства, продолжает осуществляться. При этом общий период выплаты, производимой по факту трудоустройства, не может превышать 3 месяца;
б) по мероприятию, указанному в подпункте "б" пункта 8 настоящего Положения, - в размере не более 350 тыс. рублей единовременно или по частям в зависимости от этапа исполнения мероприятий программы социальной адаптации и бизнес-плана, одобренных межведомственной комиссией.
До 10 процентов денежной выплаты, указанной в абзаце первом настоящего подпункта, может быть направлено на компенсацию расходов, связанных с подготовкой и оформлением разрешительной документации, необходимой для осуществления предпринимательской деятельности, на приобретение программного обеспечения и (или) неисключительных прав на программное обеспечение, а также на приобретение носителей электронной подписи, до 15 процентов - на принятие имущественных обязательств, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, до 5 процентов - на размещение и (или) продвижение продукции (товаров, работ, услуг) на торговых площадках (сайтах), функционирующих в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также в сервисах размещения объявлений и социальных сетях. Оставшаяся часть денежной выплаты (или вся ее сумма в случае отсутствия указанных расходов) может быть направлена на приобретение основных средств и материально-производственных запасов, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности;
в) по мероприятию, указанному в подпункте "в" пункта 8 настоящего Положения, - в размере не более 200 тыс. рублей единовременно или по частям в зависимости от этапа исполнения мероприятий программы социальной адаптации и сметы расходов, одобренных межведомственной комиссией.
Денежная выплата, указанная в абзаце первом настоящего подпункта, может быть направлена на расходы, связанные с приобретением товаров, необходимых для ведения личного подсобного хозяйства, основных средств, а также продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 458 "Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства";
г) по мероприятию, указанному в подпункте "г" пункта 8 настоящего Положения, - в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения на период действия социального контракта. При этом общий период выплат в рамках данного мероприятия не может превышать 6 месяцев. Выплата может осуществляться как ежемесячно, так и единовременно за весь период действия социального контракта.
Размер единовременной выплаты определяется путем умножения величины прожиточного минимума для трудоспособного населения на количество месяцев, на которые заключается социальный контракт.
Выплата, указанная в абзаце первом настоящего подпункта, может быть направлена для удовлетворения текущих потребностей семьи получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности в товарах и услугах дошкольного и школьного образования.
Размер государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в форме социального пособия, продолжительность и периодичность его выплаты определяются в зависимости от нуждаемости в помощи и обязательных для реализации мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
В рамках одного социального контракта социальное пособие назначается заявителю на реализацию одного мероприятия из числа указанных пункте 8 настоящего Положения.
12. С целью реализации мероприятий, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 8 настоящего Положения, в программу социальной адаптации может быть включено мероприятие по прохождению профессионального обучения или получению дополнительного профессионального образования.
Срок прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования не может превышать 3 месяцев.
13. В целях организации прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования государственное учреждение социальной поддержки населения направляет гражданина, указанного в статье 7 Федерального закона "О государственной социальной помощи", в орган занятости населения, в случае наличия у указанного органа возможности обеспечить прохождение необходимого профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования без взимания платы с гражданина.
В случае отсутствия в органах занятости населения возможности обеспечить прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования без взимания платы с гражданина, а также в случае отсутствия оснований предоставления гражданину образовательных программ государственное учреждение социальной поддержки населения оказывает содействие гражданину в прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования за счет средств социального контракта, выделяемых дополнительно к денежным выплатам в форме социального пособия, предусмотренным подпунктами "а" - "в" пункта 11 настоящего Положения, в размере до 30 тыс. рублей, в том числе в центрах "Мой бизнес" и центрах компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров.
Организация, в которой планируется прохождение гражданином профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования, указывается в программе социальной адаптации.
14. В период прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования за счет средств социального контракта при реализации мероприятия, указанного в подпункте "а" части первой пункта 8 настоящего Положения, получателю государственной социальной помощи на основании социального контракта может быть назначена денежная выплата в форме социального пособия, равная половине величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, на период прохождения такого обучения или получения такого образования, но не более 3 месяцев.
15. Денежные выплаты по мероприятиям, указанным в подпунктах "а" и "г" части первой пункта 8 настоящего Положения, а также денежная выплата, указанная в пункте 14 настоящего Положения, производятся за полный месяц независимо от даты заключения социального контракта, даты окончания срока действия социального контракта, даты наступления обстоятельств, в соответствии с которыми производятся такие выплаты, в соответствии с положениями настоящего Положения.
Денежные выплаты по мероприятиям, указанным в подпунктах "б" и "в" части первой пункта 8 настоящего Положения, производятся после подтверждения государственным учреждением социальной поддержки населения наличия государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или постановки на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
16. Размер денежных выплат по мероприятиям, указанным в подпунктах "а" и "г" части первой пункта 8 настоящего Положения, подлежит перерасчету в беззаявительном порядке с месяца изменения величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в области (за исключением случая, когда выплата, предусмотренная подпунктом "г" части первой пункта 11 настоящего Положения, осуществлена единовременно). Перерасчет производится государственным учреждением социальной поддержки населения в одностороннем порядке (без заключения дополнительного соглашения с получателем).
В таком случае государственным учреждением социальной поддержки населения не позднее 3-го рабочего дня со дня осуществления указанного в части первой настоящего пункта перерасчета направляется соответствующее уведомление получателю государственной социальной помощи на основании социального контракта на бумажном носителе по почте либо в форме электронного сообщения на адрес электронной почты (при наличии), либо в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг" (далее - единый портал).
17. С целью реализации мероприятия, указанного в подпункте "а" части первой пункта 8 настоящего Положения, в программу социальной адаптации может быть включено мероприятие по прохождению стажировки. Под стажировкой в целях реализации настоящего Положения понимается работа получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта по срочному трудовому договору, заключенному с работодателем, признанным получателем субсидии из областного бюджета на возмещение затрат работодателя, связанных с прохождением получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта стажировки в ходе реализации мероприятий по поиску работы, после прохождения получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта профессионального обучения (получения дополнительного профессионального образования) в период действия социального контракта, в соответствии с полученной квалификацией. Срок прохождения стажировки не может превышать 3 месяцев.
В период прохождения получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта стажировки работодателю может быть осуществлено возмещение расходов на проведение стажировки в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда с учетом размера страховых взносов, подлежащих уплате в государственные внебюджетные фонды.
Расчет величины возмещения расходов работодателю осуществляется исходя из фактического количества пройденных получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта дней стажировки.
Государственное учреждение социальной поддержки населения возмещает расходы работодателю на проведение получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта стажировки, по результатам которой с ним заключен трудовой договор, в соответствии с бюджетным законодательством.
18. Социальный контракт заключается на следующий срок, исходя из обязательных для реализации мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, но не менее, чем на 3 месяца:
а) не более чем на 9 месяцев - по мероприятию, предусмотренному подпунктом "а" части первой пункта 8 настоящего Положения;
б) не более чем на 12 месяцев - по мероприятиям, предусмотренным подпунктами "б" и "в" части первой пункта 8 настоящего Положения;
в) не более чем на 6 месяцев - по мероприятию, предусмотренному подпунктом "г" части первой пункта 8 настоящего Положения.
Программа социальной адаптации разрабатывается на срок действия социального контракта.
Срок выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта в форме социального пособия определяется исходя из обязательных для реализации мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
19. Срок действия социального контракта, срок выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта в форме социального пособия могут быть продлены по инициативе государственного учреждения социальной поддержки населения в пределах сроков, установленных частью первой пункта 18 настоящего Положения:
при внесении изменений в социальный контракт и (или) программу социальной адаптации в порядке, предусмотренном пунктом 52 настоящего Положения;
при составлении заключения о целесообразности продления срока действия социального контракта в порядке, предусмотренном пунктом 53 настоящего Положения.
В случае, предусмотренном абзацем третьим настоящего пункта, срок действия социального контракта продлевается однократно и не более чем на половину срока заключенного социального контракта.
20. Заявление о назначении, а также заявление об изменении способа доставки государственной социальной помощи на основании социального контракта по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2023 года N 1931 "Об оказании субъектами Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", (далее - заявление о назначении и заявление об изменении способа доставки) подаются гражданином в государственное учреждение социальной поддержки населения по месту жительства или месту пребывания на территории области от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи (далее - заявитель):
в электронном виде с использованием единого портала;
на бумажном носителе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) (в соответствии с заключенным соглашением);
на бумажном носителе лично.
При наличии зарегистрированного в государственном учреждении социальной поддержки населения заявления о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - заявление о назначении) повторно поданное тем же заявителем заявление о назначении не рассматривается, если на дату его обращения с повторным заявлением о назначении решение о назначении (отказе в назначении) по предыдущему заявлению о назначении еще не принято. В таком случае государственным учреждением социальной поддержки населения не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении заявителю направляется соответствующее уведомление на бумажном носителе по почте либо в форме электронного сообщения на адрес электронной почты (при наличии), либо в электронном виде с использованием единого портала.
21. Подача заявления о назначении, а также заявления об изменении способа доставки посредством единого портала осуществляется с использованием простой электронной подписи, ключ которой получен при личной явке в соответствии с Правилами использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 года N 33 "Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг", или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
22. Для назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта необходимы документы (копии документов, сведения), предусмотренные примерным перечнем документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2023 года N 1931 "Об оказании субъектами Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной Федеральным законом "О государственной социальной помощи" (далее соответственно - документы (сведения), перечень).
Документы (сведения) запрашиваются государственным учреждением социальной поддержки населения в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются заявителем в соответствии с перечнем (в зависимости от сложившейся конкретной жизненной ситуации). Срок подготовки и направления ответа на межведомственный электронный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного электронного запроса в орган и (или) организацию.
Срок подготовки и направления межведомственного запроса не может превышать 5 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
23. Документы (сведения) компетентного органа иностранного государства, подтверждающие размер доходов, полученных заявителем или членами его семьи за пределами Российской Федерации, а также документы (сведения) компетентного органа иностранного государства о регистрации записи акта гражданского состояния и об установлении опеки (попечительства) представляются заявителем с заверенным переводом на русский язык в соответствии с законодательством Российской Федерации.
24. Государственное учреждение социальной поддержки населения вправе проверять достоверность представленных заявителем документов, а также указанных в заявлении о назначении сведений. В этих целях государственное учреждение социальной поддержки населения вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые документы (сведения) от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
25. Днем обращения за назначением, за изменением способа доставки государственной социальной помощи на основании социального контракта считается:
день регистрации заявления о назначении, об изменении способа доставки государственным учреждением социальной поддержки населения - для заявлений, поданных заявителем на бумажном носителе лично. Заявление, поданное заявителем в государственное учреждение социальной поддержки населения лично, регистрируется в день его поступления;
день регистрации заявления о назначении, об изменении способа доставки многофункциональным центром - для заявлений, поданных заявителем на бумажном носителе в государственное учреждение социальной поддержки населения через многофункциональный центр. Заявление регистрируется многофункциональным центром в день его поступления;
день подачи заявления о назначении, об изменении способа доставки на едином портале - для заявлений, поданных заявителем в электронном виде с использованием единого портала.
Заявление о назначении, об изменении способа доставки, поданное заявителем в виде электронного документа с использованием единого портала, регистрируется государственным учреждением социальной поддержки населения не позднее рабочего дня, следующего за днем его получения государственным учреждением социальной поддержки населения.
26. В случае, если заявление о назначении подано с использованием единого портала, заявитель в течение 10 рабочих дней со дня регистрации государственным учреждением социальной поддержки населения заявления о назначении представляет в государственное учреждение социальной поддержки населения недостающие документы (сведения) в соответствии с перечнем (в зависимости от сложившейся конкретной жизненной ситуации).
В таком случае государственным учреждением социальной поддержки населения не позднее одного рабочего дня с момента регистрации заявления о назначении направляется через единый портал заявителю уведомление, содержащее перечень необходимых документов (сведений), которые заявитель обязан представить в срок, предусмотренный частью первой настоящего пункта.
27. В случае, если при личном обращении за назначением государственной социальной помощи на основании социального контракта заявителем представлен неполный комплект документов (сведений), заявитель в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении представляет в государственное учреждение социальной поддержки населения недостающие документы (сведения) в соответствии с перечнем (в зависимости от сложившейся конкретной жизненной ситуации), список которых представляется заявителю государственным учреждением социальной поддержки населения в день его обращения.
В случае, если при обращении через многофункциональный центр за назначением государственной социальной помощи на основании социального контракта заявителем представлен неполный комплект документов (сведений), многофункциональный центр информирует заявителя о необходимости представления в государственное учреждение социальной поддержки населения недостающих документов в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении в многофункциональном центре.
28. Заявитель несет ответственность за неполноту и недостоверность документов (сведений), указанных в заявлении о назначении, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Должностное лицо и (или) работник органа или организации, не представившие (несвоевременно представившие) документы (сведения), запрошенные государственным учреждением социальной поддержки населения и находящиеся в распоряжении органа или организации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
29. Заявитель вправе отозвать заявление о назначении до принятия решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Заявление, предусмотренное частью первой настоящего пункта, подается заявителем в государственное учреждение социальной поддержки населения по месту подачи заявления о назначении лично на бумажном носителе в произвольной форме с предъявлением документа, удостоверяющего личность.
30. Социальный контракт, направленный на реализацию мероприятий, указанных в подпунктах "б" и "в" части первой пункта 8 настоящего Положения, заключается, если заявитель до заключения социального контракта прошел в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, тестирование для определения уровня предпринимательских компетенций и обучение для развития предпринимательских компетенций (в случае получения неудовлетворительного результата по итогам прохождения указанного тестирования).
В целях принятия решения о необходимости проведения обучения для развития предпринимательских компетенций государственное учреждение социальной поддержки населения обеспечивает прохождение заявителями, подавшими заявление о назначении, отметив в нем мероприятия, предусмотренные подпунктами "б" и "в" части первой пункта 8 настоящего Положения, тестирования для определения уровня предпринимательских компетенций, которое проводится с использованием цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами малого и среднего предпринимательства и самозанятыми гражданами в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://www.мсп.рф).
Заявитель, прошедший тестирование для определения уровня предпринимательских компетенций с неудовлетворительным результатом, до заключения социального контракта проходит обучение для развития предпринимательских компетенций, по результатам которого организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе центрами "Мой бизнес", предоставляется сертификат или иной документ, подтверждающий успешное прохождение такого обучения.
Обучение для развития предпринимательских компетенций осуществляется без взимания платы с заявителя в организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе центрах "Мой бизнес", по программам обучения продолжительностью 16 и более академических часов, отобранных Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
В случае неполучения заявителем сертификата или иного документа, подтверждающего успешное прохождение обучения для развития предпринимательских компетенций, принимается решение об отказе в назначении государственной социальной помощи по мероприятиям, указанным в подпунктах "б" и "в" части первой пункта 8 настоящего Положения, либо предлагается изменить заявителю основное мероприятие, по которому он желал заключить социальный контракт, с мероприятия, указанного в подпункте "б" или "в" части первой пункта 8 настоящего Положения, на мероприятие, указанное в подпункте "а" или "г" части первой пункта 8 настоящего Положения, путем представления в государственное учреждение социальной поддержки населения до принятия решения об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта соответствующего заявления на бумажном носителе в произвольной форме.
Прохождение тестирования для определения уровня предпринимательских компетенций и оценка результатов такого тестирования по формам тестирования, включая вопросы, содержащиеся в таких формах, осуществляются в порядке, установленном Министерством экономического развития Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
31. На основании заявления гражданина о назначении, документов, необходимых для назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта, предусмотренных пунктом 22 настоящего Положения, и, при наличии, результатов дополнительной проверки (комиссионного обследования) государственным учреждением социальной поддержки населения представленных заявителем документов (сведений), предусмотренной подпунктом "а" части второй пункта 38 настоящего Положения, государственным учреждением социальной поддержки населения разрабатывается социальный контракт по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению, в том числе программы социальной адаптации - при отсутствии оснований для отказа заявителю в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта. Программа социальной адаптации разрабатывается совместно с заявителем и при необходимости со следующими органами и организациями:
а) исполнительные органы области, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения (далее - органы занятости населения);
б) исполнительные органы области, осуществляющие полномочия в области развития малого и среднего предпринимательства;
в) исполнительные органы области, осуществляющие полномочия в области регулирования сельского хозяйства;
г) Торгово-промышленная палата области;
д) органы местного самоуправления;
е) организации в сфере труда и занятости;
ж) организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе центры "Мой бизнес";
з) организации в сфере сельского хозяйства, в том числе центры компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров;
и) иные органы и организации.
32. Взаимодействие государственного учреждения социальной поддержки населения с органами службы занятости населения, исполнительными органами области и органами местного самоуправления при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется в соответствии с частью 4 статьи 8.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" и Правилами.
33. Подготовленные государственным учреждением социальной поддержки населения социальный контракт, программа социальной адаптации и прилагаемые к ней материалы, в том числе подготовленные заявителем бизнес-план и (или) смета расходов, в обязательном порядке рассматриваются на заседании межведомственной комиссии, рассматривающей вопросы оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, (далее - межведомственная комиссия) до заключения социального контракта.
Межведомственная комиссия создается государственным учреждением социальной поддержки населения с участием представителей органов службы занятости населения, здравоохранения, образования, органов местного самоуправления (по согласованию), иных организаций (по согласованию).
Межведомственная комиссия состоит из председателя, его заместителя, секретаря и членов комиссии. Персональный состав межведомственной комиссии и Положение о межведомственной комиссии утверждаются руководителем государственного учреждения социальной поддержки населения.
Руководитель государственного учреждения социальной поддержки населения не может являться председателем межведомственной комиссии.
Межведомственная комиссия работает на общественных началах.
Заседания межведомственной комиссии проводятся по мере необходимости.
Заседание межведомственной комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от общего состава межведомственной комиссии.
Решения межведомственной комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании лиц из состава межведомственной комиссии. Протокол заседания межведомственной комиссии подписывается председателем межведомственной комиссии и секретарем. В случае равенства голосов решающим является голос председателя межведомственной комиссии, а в его отсутствие - его заместителя.
По результатам рассмотрения документов, указанных в части первой настоящего пункта, межведомственная комиссия принимает решение в виде следующих заключений:
одобрить социальный контракт и программу социальной адаптации, рекомендовать заключить социальный контракт - для социальных контрактов, направленных на реализацию мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" и "г" части первой пункта 8 настоящего Положения;
одобрить бизнес-план, социальный контракт и программу социальной адаптации, рекомендовать заключить социальный контракт - для социальных контрактов, направленных на реализацию мероприятий, предусмотренного подпунктом "б" части первой пункта 8 настоящего Положения;
одобрить смету расходов, социальный контракт и программу социальной адаптации, рекомендовать заключить социальный контракт - для социальных контрактов, направленных на реализацию мероприятий, предусмотренного подпунктом "в" части первой пункта 8 настоящего Положения;
внести изменения в отдельные положения социального контракта, программы социальной адаптации (с указанием конкретных предложений), рекомендовать заключить социальный контракт при условии внесения предложенных комиссией изменений;
провести дополнительную проверку (комиссионное обследование) государственным учреждением социальной поддержки населения представленных заявителем документов (сведений), предусмотренную подпунктом "а" части второй пункта 38 настоящего Положения, и повторно направить социальный контракт, программу социальной адаптации и прилагаемые к ней материалы, результаты дополнительной проверки на рассмотрение межведомственной комиссии;
доработать бизнес-план, социальный контракт, программу социальной адаптации (с указанием конкретных предложений) и повторно представить их на рассмотрение межведомственной комиссии - для социальных контрактов, направленных на реализацию мероприятий, предусмотренного подпунктом "б" части первой пункта 8 настоящего Положения;
не одобрить бизнес-план, социальный контракт и программу социальной адаптации - для социальных контрактов, направленных на реализацию мероприятий, предусмотренного подпунктом "б" части первой пункта 8 настоящего Положения;
доработать смету расходов, социальный контракт, программу социальной адаптации (с указанием конкретных предложений) и повторно представить их на рассмотрение межведомственной комиссии - для социальных контрактов, направленных на реализацию мероприятий, предусмотренного подпунктом "в" части первой пункта 8 настоящего Положения;
не одобрить смету расходов, социальный контракт и программу социальной адаптации - для социальных контрактов, направленных на реализацию мероприятий, предусмотренного подпунктом "б" части первой пункта 8 настоящего Положения;
отказать в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Решение межведомственной комиссии учитывается при доработке социального контракта, программы социальной адаптации, при заключении социального контракта, при принятии решения о назначении и отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
34. Социальный контракт составляется и подписывается заявителем и руководителем государственного учреждения социальной поддержки населения в двух экземплярах (по одному экземпляру для каждой из сторон).
В случае, если заявитель отказался от подписания социального контракта или не явился на подписание социального контракта, государственным учреждением социальной поддержки населения составляется акт об отказе заявителя от подписания социального контракта или о неявке заявителя на подписание социального контракта, при наличии которого государственное учреждение социальной поддержки населения принимает решение об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по основанию, предусмотренному подпунктом "и" пункта 35 настоящего Положения.
35. Основаниями для отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта являются:
а) превышение размера среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина над величиной прожиточного минимума на душу населения в области;
б) наличие в заявлении о назначении и (или) документах (сведениях) недостоверной и (или) неполной информации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 40 настоящего Положения;
в) непредставление заявителем в государственное учреждение социальной поддержки населения документов (сведений), необходимых для назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта, в сроки, установленные пунктами 26 и 27 настоящего Положения;
г) отсутствие бюджетных ассигнований на заключение новых социальных контрактов у области в текущем финансовом году;
д) достижение численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта, установленной пунктом 3 настоящего Положения;
е) трудоустройство заявителя в период рассмотрения заявления о назначении по мероприятию, указанному в подпункте "а" части первой пункта 8 настоящего Положения;
ж) наличие у заявителя (члена его семьи) действующего социального контракта;
з) отзыв заявителем заявления о назначении до принятия решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с пунктом 29 настоящего Положения;
и) отказ заявителя от подписания социального контракта или его неявка на подписание социального контракта;
к) наличие у заявителя непогашенной задолженности перед государственным учреждением социальной поддержки населения, в том числе взыскиваемой в судебном порядке, по денежным средствам, выплаченным в соответствии с условиями ранее заключенного социального контракта;
л) несоответствие заявителя и членов его семьи условиям принятия решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, предусмотренным настоящим Положением, в том числе на основании решения межведомственной комиссии;
м) неполучение гражданином сертификата или иного документа, подтверждающего успешное прохождение обучения для развития предпринимательских компетенций, который представляется в случае, предусмотренном частью третьей пункта 30 настоящего Положения (при оказании государственной социальной помощи по мероприятиям, указанным в подпунктах "б" и "в" части первой пункта 8 настоящего Положения).
36. Дополнительными основаниями для отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, в случае когда заявитель ранее являлся получателем такой помощи, являются:
а) наличие завершенного социального контракта по мероприятиям, указанным в подпунктах "а" и "г" части первой пункта 8 настоящего Положения;
б) непредставление заявителем в государственное учреждение социальной поддержки населения документов (сведений), необходимых для контроля реализации и мониторинга ранее заключенного социального контракта;
в) прекращение трудовой деятельности в период действия ранее заключенного социального контракта по мероприятию, указанному в подпункте "а" части первой пункта 8 настоящего Положения государственным учреждением социальной поддержки населения (за исключением случаев сокращения, увольнения в связи с переездом на новое место жительства и иных уважительных причин);
г) прекращение трудовой деятельности в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия ранее заключенного социального контракта по мероприятию, указанному в подпункте "а" части первой пункта 8 настоящего Положения государственным учреждением социальной поддержки населения (за исключением случаев сокращения, увольнения в связи с переездом на новое место жительства и иных уважительных причин);
д) прекращение государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или снятие заявителя, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход в период действия ранее заключенного социального контракта по мероприятиям, указанным в подпунктах "б" и "в" части первой пункта 8 настоящего Положения;
е) прекращение государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или снятие заявителя, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия ранее заключенного социального контракта по мероприятиям, указанным в подпунктах "б" и "в" части первой пункта 8 настоящего Положения;
ж) нецелевое использование получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями ранее заключенного социального контракта по мероприятиям, указанным в подпунктах "б", "в" и "г" части первой пункта 8 настоящего Положения;
з) неисполнение (несвоевременное исполнение) получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными, перечень которых установлен пунктом 47 настоящего Положения, в рамках ранее заключенного социального контракта;
и) полное отсутствие налоговых отчислений в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия ранее заключенного социального контракта по мероприятиям, указанным в подпунктах "б" и "в" части первой пункта 8 настоящего Положения;
к) получение заявителем от органов занятости населения единовременной финансовой помощи на содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан, оказываемой в соответствии с абзацем одиннадцатым подпункта 8 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (при оказании государственной социальной помощи по мероприятиям, предусмотренным подпунктами "б" и "в" части первой пункта 8 настоящего Положения).
37. Государственным учреждением социальной поддержки населения проверяется наличие оснований для отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, указанных в пункте 35 настоящего Положения, в том числе по социальным контрактам, ранее заключенным в другом субъекте Российской Федерации, через государственную информационную систему "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" и (или) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Обстоятельства, указанные в подпунктах "а", "в", "д", "ж" и "з" пункта 36 настоящего Положения, являются дополнительными основаниями для отказа в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия ранее заключенного социального контракта.
Обстоятельства, указанные в подпунктах "б", "г", "е", "и", "к" пункта 36 настоящего Положения, являются дополнительными основаниями для отказа в течение 12 месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором государственному учреждению социальной поддержки населения стало известно о возникновении соответствующих обстоятельств.
38. Решение о назначении либо об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта принимается государственным учреждением социальной поддержки населения в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении и представления при необходимости заявителем недостающих документов (сведений) в соответствии с пунктами 26, 27 настоящего Положения.
Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта продлевается на 20 рабочих дней в следующих случаях:
а) необходимость проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) государственным учреждением социальной поддержки населения представленных заявителем документов (сведений);
б) непоступление документов (сведений), запрашиваемых в рамках межведомственного электронного взаимодействия, в срок, указанный в пункте 22 настоящего Положения;
в) необходимость прохождения тестирования для определения уровня предпринимательских компетенций в соответствии с пунктом 30 настоящего Положения;
г) необходимость прохождения обучения для развития предпринимательских компетенций в соответствии с частью третьей пункта 30 настоящего Положения;
д) необходимость подготовки или доработки бизнес-плана при подаче заявления о назначении по мероприятию, указанному в подпункте "б" части первой пункта 8 настоящего Положения.
39. В случае продления срока принятия решения о назначении либо об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта государственным учреждением социальной поддержки населения не позднее одного рабочего дня со дня такого продления направляется заявителю соответствующее уведомление на бумажном носителе по почте либо в форме электронного сообщения на адрес электронной почты (при наличии), либо в электронном виде с использованием единого портала.
Государственное учреждение социальной поддержки населения не позднее 1 рабочего дня со дня принятия решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта либо об отказе в ее назначении направляет заявителю соответствующее уведомление о принятом решении на бумажном носителе по почте либо в форме электронного сообщения на адрес электронной почты (при наличии), либо в электронном виде с использованием единого портала. В случае принятия решения об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта указанное уведомление направляется с указанием аргументированного обоснования.
В случае отсутствия бюджетных ассигнований на заключение новых социальных контрактов у области в текущем финансовом году при рассмотрении заявления о назначении государственным учреждением социальной поддержки населения принимается решение об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по основанию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 35 настоящего Положения. В направляемом заявителю в порядке, предусмотренном частью второй настоящего пункта, уведомлении о принятом решении дополнительно разъясняется его право обратиться за назначением государственной социальной помощи на основании социального контракта в следующем финансовом году.
40. В случае установления факта наличия в заявлении о назначении и (или) документах (сведениях), представленных заявителем, недостоверной и (или) неполной информации, государственное учреждение социальной поддержки населения вправе вернуть такие заявления и (или) документы (сведения) заявителю на доработку с указанием информации, подлежащей корректировке.
В этом случае срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта приостанавливается до момента представления заявителем доработанного заявления о назначении и (или) доработанных документов (сведений), но не более чем на 5 рабочих дней.
Заявитель представляет в государственное учреждение социальной поддержки населения доработанное заявление о назначении и (или) доработанные документы (сведения) в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о назначении и (или) документов (сведений) от государственного учреждения социальной поддержки населения.
Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта возобновляется со дня поступления в государственное учреждение социальной поддержки населения доработанного заявления о назначении и (или) доработанных документов (сведений).
41. Назначенная ежемесячная государственная социальная помощь на основании социального контракта в форме социального пособия выплачивается ежемесячно, единовременная - однократно или по частям в сроки, установленные социальным контрактом.
Перечисление денежных средств гражданину при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в форме социального пособия осуществляется на открытые гражданину в кредитной организации банковские счета.
42. Получатель государственной социальной помощи на основании социального контракта вправе обратиться в государственное учреждение социальной поддержки населения по месту заключения социального контракта в целях изменения способа доставки денежных средств, включая изменение реквизитов счета в кредитной организации, по которым производится начисление денежных средств, с заявлением об изменении способа доставки. Внесение информации в выплатное дело получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с заявлением об изменении способа доставки осуществляется не позднее чем через 5 рабочих дней после регистрации государственным учреждением социальной поддержки населения указанного заявления.
В случае невозможности зачисления денежных средств на счет по реквизитам, указанным в заявлении о назначении или заявлении об изменении способа доставки, в том числе с учетом возвратов заявок на перечисление средств кредитной организацией, государственным учреждением социальной поддержки населения не позднее 3-го рабочего дня с момента установления факта невозможности указанного зачисления направляется соответствующее уведомление получателю государственной социальной помощи на основании социального контракта на бумажном носителе по почте либо в форме электронного сообщения на адрес электронной почты (при наличии), либо в электронном виде с использованием единого портала.
43. Государственным учреждением социальной поддержки населения осуществляется ежемесячный контроль за выполнением получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта обязательств, предусмотренных социальным контрактом, и мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта и программы социальной адаптации.
Под целевым использованием гражданином полученной государственной социальной помощи на основании социального контракта понимается соответствие товаров и услуг, приобретенных им с использованием полученной государственной социальной помощи на основании социального контракта в форме социального пособия, тем товарам, работам и услугам, которые он должен был приобрести в соответствии с программой социальной адаптации малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина), а также использование таких товаров, услуг в соответствии с программой социальной адаптации малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина).
44. Государственное учреждение социальной поддержки населения ежемесячно (до 10 числа месяца, следующего за отчетным) в рамках межведомственного информационного взаимодействия запрашивает сведения, необходимые для контроля, предусмотренного частью первой пункта 43 настоящего Положения, в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся.
При невозможности получения необходимых сведений в порядке, предусмотренном частью первой настоящего пункта, государственное учреждение социальной поддержки населения необходимые сведения ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, запрашивает у получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта. Получатель запрашиваемую информацию представляет в государственное учреждение социальной поддержки на бумажном носителе (лично или по почте) либо в форме электронного сообщения на адрес электронной почты в виде отчета по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению с приложением подтверждающих документов (при наличии документов).
Последняя информация запрашивается до 10 числа месяца, следующего за месяцем окончания действия социального контракта.
Сведения (документы), подтверждающие целевое использование гражданином полученной государственной социальной помощи на основании социального контракта, представляются в учреждение социальной поддержки получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта в качестве приложения к отчету по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению в срок, предусмотренный программой социальной адаптации, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, - для социальных контрактов, заключенных на реализацию мероприятий, предусмотренных подпунктами "б", "в", "г" части первой пункта 8 настоящего Положения. Нарушение установленного срока без уважительных причин, указанных в пункте 47 настоящего Положения, является основанием для прекращения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с пунктами "з", "и" пункта 46 настоящего Положения. Документы (сведения), подтверждающие наличие уважительных причин, указанных в пункте 47 настоящего Положения, представляет в учреждение социальной поддержки получатель государственной социальной помощи на основании социального контракта.
В случае, когда выплата социального пособия на реализацию мероприятия, предусмотренного подпунктом "а" части первой пункта 8 настоящего Положения, осуществляется после окончания срока действия социального контракта без его продления в порядке, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 11 настоящего Положения, контроль в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, осуществляется государственным учреждением социальной поддержки населения до истечения 3 месяцев с даты начала выплаты такого социального пособия в порядке и сроки, установленные настоящим пунктом.
45. Получатель государственной социальной помощи на основании социального контракта, заключенного на реализацию мероприятия, предусмотренного подпунктом "г" части первой пункта 8 настоящего Положения, ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в государственное учреждение социальной поддержки населения подписанный им список приобретенных товаров первой необходимости и лекарственных препаратов (без представления подтверждающих документов) - в случае, если денежная выплата по мероприятию, указанному в подпункте "г" части первой пункта 8 настоящего Положения, предоставляется ежемесячно на приобретенных товаров первой необходимости и лекарственных препаратов.
46. Решение о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта принимается государственным учреждением социальной поддержки населения в следующих случаях:
а) государственная регистрация смерти (объявление умершим, признание безвестно отсутствующим) получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта;
б) признание судом получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта недееспособным или ограниченно дееспособным;
в) объявление в розыск получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта;
г) выявление факта представления получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта документов (сведений), содержащих неполную и (или) недостоверную информацию, если это влечет утрату права на государственную социальную помощь на основании социального контракта;
д) направление получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта в места лишения свободы для отбытия наказания или применение в его отношении меры пресечения в виде заключения под стражу;
е) направление получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта на принудительное лечение по решению суда;
ж) переезд получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта на постоянное место жительства (место пребывания) в другой субъект Российской Федерации;
з) нецелевое использование получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта средств государственной социальной помощи на основании социального контракта;
и) неисполнение мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта по причинам, не являющимся уважительными, перечень которых установлен пунктом 47 настоящего Положения;
к) прекращение осуществления гражданином трудовой деятельности в рамках трудового договора (служебного контракта), заключенного в период действия социального контракта (за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим подпункта "а" части первой пункта 11 настоящего Положения);
л) в случае прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (снятия с учета) индивидуальным предпринимателем, снятия с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в период действия социального контракта - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в подпункте "б" части первой пункта 8 настоящего Положения. В случае снятия с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в период действия социального контракта - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в подпункте "в" части первой пункта 8 настоящего Положения;
м) в случае, если получатель государственной социальной помощи на основании социального контракта не оплатил стоимость курса обучения в срок, установленный программой социальной адаптации, - для граждан, заключивших социальный контракт, которым предусмотрена выплата социального пособия на оплату услуг по профессиональному обучению (дополнительному профессиональному образованию) в рамках реализации мероприятия, указанного в подпунктах "а" или "б", или "в" части первой пункта 8 настоящего Положения;
н) по заявлению получателя.
Заявление, предусмотренное подпунктом "н" части первой настоящего пункта, подается заявителем на бумажном носителе в произвольной форме в государственное учреждение социальной поддержки населения по месту получения государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Принятие решения о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта является основанием для расторжения социального контракта государственным учреждением социальной поддержки населения в одностороннем порядке.
47. Уважительными причинами неисполнения получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации являются:
а) чрезвычайные, непредотвратимые, непреодолимые обстоятельства (паводок, наводнение, пожар, землетрясение, ураган, техногенная катастрофа, авария и другие);
б) утрата трудоспособности (стойкая или временная) получателем (членами семьи получателя) государственной социальной помощи на основании социального контракта, наступившая вследствие заболевания, травмы или их последствий;
в) смерть одного или нескольких членов семьи получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта;
г) смерть ребенка, матери, отца, брата, сестры, пасынка, падчерицы получателя (членов семьи получателя) государственной социальной помощи на основании социального контракта;
д) осуществление получателем (членами семьи получателя) государственной социальной помощи на основании социального контракта ухода за ребенком, матерью, отцом, братом, сестрой, пасынком, падчерицей, нуждающимися в постоянном постороннем уходе в связи с заболеванием (травмой);
е) неполучение денежных средств в сумме, необходимой на исполнение мероприятий программы социальной адаптации, в срок, установленный социальным контрактом, не по вине получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта - для граждан, заключивших социальный контракт, программой социальной адаптации к которому предусмотрена выплата социального пособия на реализацию мероприятий, указанных в подпунктах "б", "в" или "г" части первой пункта 8 настоящего Положения.
48. Получатель государственной социальной помощи на основании социального контракта обязан уведомить государственное учреждение социальной поддержки населения в письменной форме либо в форме электронного сообщения на адрес электронной почты в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации, о досрочном прекращении трудовой деятельности в период действия социального контракта - для социального контракта, заключенного на реализацию мероприятия, предусмотренного подпунктом "а" части первой пункта 8 настоящего Положения, о досрочном прекращении предпринимательской деятельности в период действия социального контракта - для социального контракта, заключенного на реализацию мероприятия, предусмотренного подпунктом "б" и "в" части первой пункта 8 настоящего Положения.
При наступлении обстоятельств, предусмотренных подпунктом "и" части первой пункта 46 настоящего Положения, получатель государственной социальной помощи на основании социального контракта по своей инициативе вправе представить в государственное учреждение социальной поддержки населения, с которым заключен социальный контракт, сведения о наступлении этих обстоятельств по уважительным причинам, предусмотренным пунктом 47 настоящего Положения, с приложением подтверждающих документов (при наличии).
Представленные получателем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки, проводимой государственным учреждением социальной поддержки, в процессе которой государственное учреждение социальной поддержки в соответствии с законодательством запрашивает и получает необходимую информацию у владеющих такой информацией органов и организаций независимо от форм собственности, а также граждан.
49. Государственное учреждение социальной поддержки населения вправе осуществлять проверку наступления обстоятельств, указанных в пункте 46 настоящего Положения, в порядке, предусмотренном пунктами 44 и частью второй настоящего пункта.
Государственное учреждение социальной поддержки населения в целях проверки, предусмотренной частью первой настоящего пункта, дополнительно к ежемесячному контролю, предусмотренному пунктом 44 настоящего Положения, вправе в иные сроки запрашивать и получать необходимую информацию у владеющих такой информацией органов и организаций независимо от форм собственности, а также граждан, при необходимости осуществлять обследование материально-бытовых условий малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, в котором отражается исполнение семьей или одиноко проживающим гражданином мероприятий программы социальной адаптации (по результатам обследования составляется акт по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению).
50. При наступлении у получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта обстоятельств, указанных в пункте 46 настоящего Положения, государственным учреждением социальной поддержки населения оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, в том числе выплата государственной социальной помощи в форме социального пособия, прекращается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором государственному учреждению социальной поддержки населения стало известно о возникновении соответствующих обстоятельств.
При расторжении трудового договора (служебного контракта) после окончания срока действия социального контракта, заключенного на реализацию мероприятия, предусмотренного подпунктом "а" части первой пункта 8 настоящего Положения, выплата государственной социальной помощи на основании социального контракта в форме социального пособия прекращается с месяца, следующего за месяцем расторжения трудового договора (служебного контракта), - если ее выплата осуществлялась после окончания срока действия социального контракта без его продления в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 11 настоящего Положения. Получатель государственной социальной помощи на основании социального контракта обязан извещать в письменной форме либо в форме электронного сообщения на адрес электронной почты государственное учреждение социальной поддержки населения, с которым был заключен социальный контракт, о расторжении трудового договора (служебного контракта), влекущего прекращение выплаты, в течение 3 рабочих дней со дня наступления указанного обстоятельства.
Решение о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта принимается, социальный контракт расторгается в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем, когда государственному учреждению социальной поддержки населения стало известно о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта.
В случае, предусмотренном частью первой настоящего пункта, государственным учреждением социальной поддержки населения не позднее 3-го рабочего дня со дня принятия решения о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта направляется соответствующее уведомление получателю государственной социальной помощи на основании социального контракта на бумажном носителе по почте либо в форме электронного сообщения на адрес электронной почты (при наличии), либо в электронном виде с использованием единого портала.
51. Получатель государственной социальной помощи на основании социального контракта, заключенного на реализацию мероприятия, предусмотренного подпунктом "б" части первой пункта 8 настоящего Положения, обязан возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи в форме социального пособия, в полном объеме и в течение 30 дней со дня прекращения государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе) либо со дня снятия гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, а также в случае выявления государственным учреждением социальной поддержки населения факта нецелевого использования получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта, или в случае неисполнения (несвоевременного исполнения) получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными, перечень которых предусмотрен пунктом 47 настоящего Положения.
Получатель государственной социальной помощи на основании социального контракта, заключенного на реализацию мероприятия, предусмотренного подпунктом "в" пункта 8 настоящего Положения, обязан возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30-го дня со дня снятия гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (в случае снятия с такого учета в период действия социального контракта по собственной инициативе), а также в случае выявления государственным учреждением социальной поддержки населения факта нецелевого использования получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта, или в случае неисполнения (несвоевременного исполнения) получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта мероприятий программы социальной адаптации по не являющимся уважительными причинам, перечень которых предусмотрен пунктом 47 настоящего Положения.
Денежные средства, указанные в частях первой и второй настоящего пункта, возмещаются получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта добровольно, что подтверждается представляемым получателем в государственное учреждение социальной поддержки населения документом о внесении сумм, подлежащих взысканию, на соответствующий счет в кредитной организации. При невнесении получателем суммы выплаченной государственной социальной помощи на основании социального контракта в форме социального пособия в установленный срок государственное учреждение социальной поддержки населения обращается в судебные органы с иском о взыскании с получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта указанных сумм.
52. В случае неисполнения мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта по уважительным причинам, перечень которых установлен пунктом 47 настоящего Положения, государственным учреждением социальной поддержки населения могут быть внесены изменения в социальный контракт и (или) программу социальной адаптации по согласованию с получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта (оформляется соответствующим актом на бумажном носителе в произвольной форме) путем принятия соответствующего решения без составления дополнительного соглашения к социальному контракту.
В случае внесения изменений в социальный контракт и (или) программу социальной адаптации государственным учреждением социальной поддержки населения в течение 3 рабочих дней со дня внесения изменений в программу социальной адаптации направляется соответствующее уведомление получателю государственной социальной помощи на основании социального контракта на бумажном носителе по почте либо в форме электронного сообщения на адрес электронной почты (при наличии), либо с использованием единого портала.
53. В течение последнего месяца действия социального контракта государственное учреждение социальной поддержки населения подготавливает заключение об оценке выполнения мероприятий программы социальной адаптации или о целесообразности продления срока действия социального контракта, но не более чем на половину срока ранее заключенного социального контракта. Внесение изменений в социальный контракт и (или) программу социальной адаптации в части продления срока действия социального контракта осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 52 настоящего Положения.
54. В течение 5-го месяца после месяца окончания срока действия социального контракта государственное учреждение социальной поддержки населения подготавливает отчет об оценке эффективности реализации социального контракта, включающий в себя:
сведения о среднедушевом доходе семьи или доходе одиноко проживающего гражданина за 3 месяца, следующие за месяцем истечения срока действия социального контракта, в сравнении со среднедушевым доходом, рассчитанным при подаче заявления о назначении;
оценку условий жизни семьи (одиноко проживающего гражданина) по окончании срока действия социального контракта.
Оценка условий жизни семьи (одиноко проживающего гражданина) по окончании срока действия социального контракта производится на основании сведений о количественном составе семьи, месте проживания, состоянии здоровья членов семьи (хорошее, удовлетворительное, плохое), психологическом климате в семье, среднедушевом доходе семьи за 3 месяца, следующих за месяцем истечения срока действия социального контракта, и фактов ухудшения материально-бытового состояния семьи (одиноко проживающего гражданина) - для социальных контрактов, заключенных на реализацию мероприятия, предусмотренного подпунктом "г" части первой пункта 8 настоящего Положения, а также об имеющихся проблемах.
Сводный отчет представляется государственным учреждением социальной поддержки населения в исполнительный орган области в сфере социальной защиты населения ежемесячно.
55. Государственным учреждением социальной поддержки населения проводится мониторинг условий жизни семьи (одиноко проживающего гражданина) со дня окончания срока действия социального контракта. По результатам, полученным в ходе мониторинга, государственное учреждение социальной поддержки населения принимает решение о целесообразности заключения с гражданином нового социального контракта или оказания ему (его семье) иных мер социальной поддержки или услуг. Мониторинг проводится в том числе:
а) по мероприятию, указанному в подпункте "а" части первой пункта 8 настоящего Положения:
в течение 12 месяцев ежемесячно проверяется факт наличия действующего трудового договора (служебного контракта);
в течение 12 месяцев ежеквартально рассчитывается средний доход гражданина от трудовой деятельности за 4, 5, 6-й месяцы, 7, 8, 9-й месяцы и 10, 11, 12-й месяцы со дня окончания срока действия социального контракта;
б) по мероприятию, указанному в подпункте "б" части первой пункта 8 настоящего Положения:
в течение 12 месяцев ежемесячно проверяется факт государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
в течение 12 месяцев ежеквартально рассчитывается средний доход гражданина от предпринимательской деятельности за 4, 5, 6-й месяцы, 7, 8, 9-й месяцы и 10, 11, 12-й месяцы со дня окончания срока действия социального контракта;
в) по мероприятию, указанному в подпункте "в" части первой пункта 8 настоящего Положения:
в течение 12 месяцев ежемесячно проверяется факт постановки гражданина на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
в течение 12 месяцев ежеквартально рассчитывается средний доход гражданина от ведения личного подсобного хозяйства за 4, 5, 6-й месяцы, 7, 8, 9-й месяцы и 10, 11, 12-й месяцы со дня окончания срока действия социального контракта;
г) по мероприятию, указанному в подпункте "г" части первой пункта 8 настоящего Положения, - в течение 12 месяцев ежеквартально проверяется факт ухудшения материально-бытового состояния семьи (одиноко проживающего гражданина).
56. Для проведения мониторинга условий жизни семьи получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта, предусмотренного пунктом 55 настоящего Положения, и оценки эффективности реализации социального контракта, предусмотренного пунктом 54 настоящего Положения, государственное учреждение социальной поддержки населения запрашивает необходимые сведения (документы) в рамках межведомственного информационного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся.
При невозможности получения необходимых сведений в порядке, предусмотренном частью первой настоящего пункта, государственное учреждение социальной поддержки населения необходимые документы (сведения) запрашивает у получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта.
57. Мониторинг оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта исполнительным органом области в сфере социальной защиты населения проводится на основании информации государственных учреждений социальной поддержки населения, содержащей сведения в том числе о заключении, расторжении, завершении социальных контрактов, а также сводных отчетов об оценке эффективности реализации социальных контрактов, предусмотренных пунктом 54 настоящего Положения.
58. Исполнительный орган области в сфере социальной защиты населения представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации сведения о ходе реализации мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, по форме и в срок, которые установлены Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
59. Информация об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта размещается в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере".
<< Назад |
Приложение >> N 1. Социальный контракт |
|
Содержание Постановление Правительства Саратовской области от 25 декабря 2023 г. N 1221-П "Об условиях, порядке назначения и выплаты... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.