г. Краснодар |
|
21 июня 2022 г. |
Дело N А32-25408/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от Новороссийской таможни - Балагова А.С. (доверенность от 22.02.2022), в отсутствие общества с ограниченной ответственностью "Поволжская шинная компания", извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022 по делу N А32-25408/2020, установил следующее.
ООО "Поволжская шинная компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможенный орган, таможня) с требованием о признании незаконными и отмене решения от 27.03.2020 о классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, заявленных по ДТ N 10317120/270918/0001445 (товар N 1, 2), 10317120/181018/0005486 (товар N 2, 3), 10317120/161118/0011839 (товар N 3, 4, 5), 10317120/141218/0020567 (товар N 1, 2, 3, 4), 10317120/131118/0011185 (товар N 1, 3, 4, 5, 6, 7), 10317120/101218/0018885 (товар N 1, 2), 10317120/081118/0010087 (товар N 1, 3, 4), 10317120/101218/0018881 (товар N 2), 10317120/041018/0002918 (товар N 1, 2), 10317120/041018/0002914 (товар N 1, 2), 10317120/031018/0002609 (товар N 2), 10317120/021018/0002408 (товар N 1, 2, 3, 4), 10317100/170918/0018380 (товар N 3, 4), 10317100/290818/0017197 (товар N 2), 10317100/290818/0017193 (товар N 1, 3), 10317100/170918/0018322 (товар N 2, 3), 10317100/090818/0015927 (товар N 1, 2, 3), 10317100/120718/0013874 (товар N 1), 10317100/180718/0014271 (товар N 1), 10317100/200718/0014426 (товар N 1), 10317100/230718/0014568 (товар N 1), 10317100/090818/0015928 (товар N 1), 10317100/200818/0016499 (товар N 1), 10317120/041218/0016903 (товар N 1, 2), 10317120/081118/0010079 (товар N 1, 2, 3, 4, 5, 6), регистрационные номера РКТ 10317000-20/000100Д, РКТ 10317000-20/000101Д, РКТ 10317000-20/000102Д, РКТ 10317000-20/000103Д, РКТ 10317000-20/000104Д, РКТ 10317000-20/000105Д; решения от 27.03.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ 10317120/270918/0001445, 10317120/181018/0005486, 10317120/161118/0011839, 10317120/141218/0020567, 10317120/131118/0011185, 10317120/101218/0018885, 10317120/081118/0010087, 10317120/101218/0018881, 10317120/041018/0002918, 10317120/041018/0002914, 10317120/031018/0002609, 10317120/021018/0002408, 10317100/170918/0018380, 10317100/290818/0017197, 10317100/290818/0017193, 10317100/170918/0018322, 10317100/090818/0015927, 10317100/120718/0013874, 10317100/180718/0014271, 10317100/200718/0014426, 10317100/230718/0014568, 10317100/090818/0015928, 10317100/200818/0016499, 10317120/041218/0016903, 10317120/081118/0010079, возложении на таможенный орган обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением суда от 04.02.2022 ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, компании "Баи Раббер Ко. Лтд" в лице адвоката Степановой Л.М. отклонено. Ходатайство заинтересованного лица об отложении судебного разбирательства отклонено. Признаны незаконными и отменены решения от 27.03.2020. На таможню возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.03.2022 решение суда от 04.02.2022 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможенный орган просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований общества. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Шины, используемые на автобетононасосах, автобетономешалках, автобетоносмесителях, автокранах, прицепах, транспортных средствах, в соответствии с ГОСТ Р 52899-2007 и ГОСТ 5513-97 не могут классифицироваться в товарной подсубпозиции 4011 80 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, а должны классифицироваться в товарной подсубпозиции 4011 20 9000 ТН ВЭД ЕАЭС. На официальном сайте фирмы BONTYRE содержится информация об использовании и назначении шин моделей R-230, D-730, D-735, Т-830, Т835. Рассматриваемые шины предназначены для автобусов и грузового транспорта. Суды сослались на судебные экспертизы, проведенные по делам N А32-11726/2020 и А32-23424/2020. При этом без достаточных на то оснований суды не приняли во внимание доводы относительно неполноты и необъективности выводов судебного эксперта, указанные в заключениях ООО "Бюро технических экспертиз "ЭКСПЕРТ"" N 249-08/20С и 354-10/20С. Суды необоснованно критически отнеслись к рецензии ООО "ИЦ "Технология"" Григорьева Д.В. Таможня ссылается на необходимость наличия на спорных шинах маркировки "Off the road". Суд первой инстанции неправомерно отказал в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица компании "Баи Раббер Ко. Лтд" в лице адвоката Степановой Л.М.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица, является участником внешнеэкономической деятельности.
На Новороссийский центральный таможенный пост декларантом (обществом) поданы ДТ N 10317120/270918/0001445, 10317120/181018/0005486, 10317120/161118/0011839, 10317120/141218/0020567, 10317120/131118/0011185, 10317120/101218/0018885, 10317120/081118/0010087, 10317120/101218/0018881, 10317120/041018/0002918, 10317120/041018/0002914, 10317120/031018/0002609, 10317120/021018/0002408, 10317100/170918/0018380, 10317100/290818/0017197, 10317100/290818/0017193, 10317100/170918/0018322, 10317100/090818/0015927, 10317100/120718/0013874, 10317100/180718/0014271, 10317100/200718/0014426, 10317100/230718/0014568, 10317100/090818/0015928, 10317100/200818/0016499, 10317120/041218/0016903, 10317120/081118/0010079, в которых товары "шины пневматические, резиновые, новые, для транспортных средств, используемых в строительстве, горном деле" классифицированы в товарной субпозиции 4011 80 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
В рамках проведения камеральной таможенной проверки в отношении общества по вопросу достоверности сведений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в части достоверности сведений о классификации товаров "шины пневматические, резиновые, новые, для транспортных средств, используемых в строительстве, горном деле" моделей R-230, D-730, D-735, Т-830, Т-835, производитель SHANDONG HAWK INTERNATIONAL RUBBER INDUSTRY CO., LTD., код 4011800000 TH ВЭД ЕАЭС, Китай, товарный знак - BONTYRE, марка - BONTYRE по ДТ N 10317120/270918/0001445 (товар N 1, 2), 10317120/181018/0005486 (товар N 2, 3), 10317120/161118/0011839 (товар N 3, 4, 5), 10317120/141218/0020567 (товар N 1, 2, 3, 4), 10317120/131118/0011185 (товар N 1, 3, 4, 5,6, 7), 10317120/101218/0018885 (товар N 1, 2), 10317120/081118/0010087 (товар N 1, 3, 4), 10317120/101218/0018881 (товар N 2), 10317120/041018/0002918 (товар N 1, 2), 10317120/041018/0002914 (товар N 1, 2), 10317120/031018/0002609 (товар N 2), 10317120/021018/0002408 (товар N 1, 2, 3, 4), 10317100/170918/0018380 (товар N 3, 4), 10317100/290818/0017197 (товар N 2), 10317100/290818/0017193 (товар N 1, 3), 10317100/170918/0018322 (товар N 2, 3), 10317100/090818/0015927 (товар N 1, 2, 3), 10317100/120718/0013874 (товар N 1), 10317100/180718/0014271 (товар N 1), 10317100/200718/0014426 (товар N 1), 10317100/230718/0014568 (товар N 1), 10317100/090818/0015928 (товар N 1), 10317100/200818/0016499 (товар N 1), 10317120/041218/0016903 (товар N 1, 2), 10317120/081118/0010079 (товар N 1, 2, 3, 4, 5, 6), 27.03.2020 таможенным органом приняты решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, решения о классификации товара в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС, регистрационный номер РКТ 10317000-20/000100Д, РКТ 10317000-20/000101Д, РКТ 10317000-20/000102Д, РКТ 10317000-20/000103Д, РКТ 10317000-20/000104Д, РКТ 10317000-20/000105Д, в которых графе 6 указан десятичный классификационный код товара - 4011 20 9000 0.
Несогласие с принятыми таможенным органом решениями послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 2, 22, 358, Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014), утвержденного решением Совета ЕЭК от 16.07.2012 N 54, единой ТН ВЭД ЕАЭС и Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, пунктами 5 - 7 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522, разъяснениями, изложенными в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза".
Суды исходили из следующих обстоятельств.
Спорные решения приняты в отношении товаров "шины пневматические, резиновые, новые, для транспортных средств, используемых в строительстве, горном деле" моделей R-230, D-730, D-735, Т-830, Т835. Общество заявило код товаров по ТН ВЭД ЕАЭС - 4011 80 000 0 "шины и покрышки пневматические, резиновые, новые, для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности". Таможней спорный товар классифицирован по коду ТН ВЭД ЕАЭС - 4011 20 900 0 "шины и покрышки пневматические, резиновые, новые, для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов с индексом нагрузки более 121".
В разделе "Общие положения" к группе 40 "Каучук, резина и изделия из них" Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС (том II, разделы VI - VIII, группы 29 - 43) предусмотрено, что в группе 4011 классификация шин и покрышек пневматических, резиновых, новых проводится по видам транспортных средств, для использования на которых указанные товары предназначены. В товарную позицию 4011 согласно пояснениям включены шины и покрышки пневматические, резиновые, субпозиция 4011 20 - для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов, субпозиция 4011 80 - для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности. Таким образом, при проверке правильности заявленного классификационного кода необходимо принимать во внимание предназначение и функциональные данные ввозимого товара. При этом основным классификационным признаком шин резиновых в рамках товарной позиции 4011 ТН ВЭД является вид и предназначение транспорта, для которого данные шины предназначены, а также область применения данных шин.
Суды пришли к выводу о том, что в данном случае у таможни отсутствовали правовые основания для классификации товара, задекларированного обществом по спорной ДТ в подсубпозиции 4011 20 900 0 ТН ВЭД, и начисления в связи с этим обществу дополнительных таможенных платежей.
Суды приняли во внимание, что по ходатайству общества для установления конструктивных особенностей и области применения шин марка BONTYRE определением Арбитражного суда Краснодарского края по аналогичным делам N А32-11726/20 и А32-23424/20 назначены судебные экспертизы, обе экспертизы поручены эксперту ООО "Бюро технических экспертиз "ЭКСПЕРТ"" Молодых Е.М.
Из заключения N 354-10/20С эксперта Молодых Е.М. следует, что исследуемые товары являются шинами пневматическими, бескамерными, радиальными, предназначенными для транспортных средств, используемых в строительстве, карьерах, стройплощадках, промышленности. Исследуемые товары не являются шинами для автобусов, а также не являются шинами для моторных транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов.
Каких-либо сомнений в обоснованности выводов заключения экспертизы, а также противоречий судебные инстанции не усмотрели. Как указали суды, представленное в материалы дела экспертное заключение соответствует требованиям статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не имеет недостатков, которые бы позволили суду признать его ненадлежащим доказательством по делу. Само по себе несогласие таможенного органа с выводами эксперта не является достаточным основанием для признания экспертного заключения ненадлежащим доказательством по делу.
Суды отметили, что заключения судебного эксперта также были предметом исследования и в рамках дел N А55-23817/2017, А32-34404/2017, А32-11726/20, имеющих преюдициальное значение для рассматриваемого дела, по результату исследования были даны аналогичные правовые выводы.
Доводы таможни о том, что выводы, изложенные в рецензии экспертом ООО "ИЦ "Технология"", имеют непосредственное отношение к фактическим обстоятельствам дела; при проведении исследования размеров шины эксперт использовал измерительный инструмент, который не позволяет произвести замеры, ввиду чего не представляется возможным установить, каким образом производился замер диаметра и посадочного диамата шины, были предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая оценка. Из содержания заключения следует, что экспертом выделены отельным пунктом используемые приборы и оборудование при проведении исследований, а именно: масштабная экспертная линейка, штангенциркуль со встроенным глубиномером, цифровой аппарат, что расценено судом как достаточный набор для получения экспертом ответов на поставленные судом первой инстанции вопросы. Рецензия ООО "ИЦ "Технология"", которую представила таможня в качестве подтверждения позиции, расценена судом критически, поскольку эксперт Григорьев Д.В. к участию в данном деле, а также на стадии таможенного контроля не привлекался. Рецензия направлена на переоценку экспертного заключения ООО "Бюро технических экспертиз "ЭКСПЕРТ"". Как указал суд апелляционной инстанции, в товарную позицию 4011 согласно пояснениям ТН ВЭД ЕАЭС включены шины и покрышки пневматические, резиновые, субпозиция 4011 20 - для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов, субпозиция 4011 80 - для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности. В основу систематизации в товарных позициях положены три основных принципа: материал, из которого изготовлен товар, химический состав и назначение товара. Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Основным классификационным признаком резиновых шин в рамках товарной позиции 4011 ТН ВЭД является вид и предназначение транспорта, для которого данные шины предназначены, а также область применения данных шин. В материалы дела представлены письма производителя спорных шин "Баи Раббер Ко. Лтд", поступившие обществу 05.01.2020, согласно которым рассматриваемые в данном деле шины торговой марки BONTYRE специально разработаны по заказу общества и предназначены исключительно для строительства, горного дела и промышленности, с установкой на спецтехнику. В субпозиции 4011 80 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются шины и покрышки для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности, в субпозиции 4011 20 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются шины и покрышки для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов. Сведения о видах транспортных средств, с которыми могут использоваться шины, являются классификационными признаками, а именно: классификация шин в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС зависит от того, предназначены шины для легковых автомобилей (включая грузопассажирские автомобили-фургоны и спортивные автомобили), либо для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов. Спорный товар не может относиться к субпозиции 4011 20, поскольку его описание, назначение, характеристики и свойства, заложенные производителем, более точно соответствуют субпозиции 4011 80, поскольку спорный товар в числе прочих характеристик не предназначен для применения на автобусах или моторных транспортных средствах для перевозки грузов. Основным классификационным признаком шин резиновых в рамках товарной позиции 4011 является вид транспорта, для которого данные шины предназначены. Спорный товар предназначен исключительно в качестве шины для использования в строительстве, горном деле или промышленности.
Довод таможенного органа о том, что критерием отнесения спорного товара в товарную подсубпозицию 4011 20 900 0 ТН ВЭД является индекс скорости, также был предметом оценки судебных инстанций. Как указали суды, в соответствии с пояснениями к ТН ВЭД ЕАЭС индекс скорости не является определяющим при классификации товара в данную подсубпозицию.
Довод кассационной жалобы о необходимости наличия на спорных шинах маркировки "Off the road" был предметом рассмотрения судебных инстанций и признан необоснованным, поскольку маркировка, нанесенная на шины, не является критерием определения при классификации товара в соответствии с Основными правилами интерпретации, как и ГОСТы не связаны с ТН ВЭД, пояснениями к ТН ВЭД, имеющими основное значение для определения классификации товара в целях его таможенного декларирования, а индекс скорости не является критерием для классификации товара.
Доводы таможенного органа о том, что согласно информации на официальном сайте производителя шины BONTYRE являются радиальными для грузовиков и автобусов, предназначены для установки на ведущую ось и применяются для длительных и региональных перевозок, являются всесезонными грузовыми шинами для установки на рулевую ось, предназначены для международных и региональных перевозок, что относит их к товару по коду 4011 20 900 0 ТН ВЭД, обоснованно отклонены судами, поскольку указанные характеристики не исключают возможность использования шин в строительстве, горном деле или промышленности и не предопределяют их исключительно для автобусов, моторных транспортных средств для перевозки грузов.
Вопреки доводам таможенного органа, суд первой инстанции со ссылкой на правовую позицию, изложенную в определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.12.2011 N ВАС15761/11, от 02.11.2011 N ВАС13802/11, от 23.05.2011 N ВАС-6444/11, обоснованно отказал в привлечении к участию в деле компании "Баи Раббер Ко. Лтд.", так как заявитель не обосновал необходимость привлечения указанного лица. Обычная заинтересованность какого-либо лица в исходе спора обязательным и безусловным основанием для вступления (привлечения) в дело не является.
С учетом изложенного суд суды пришли к законному и обоснованному выводу о том, что таможней не доказана законность и обоснованность принятых решений о классификации товаров в товарную подсубпозицию 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС "шины и покрышки пневматические, резиновые, новые, для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов".
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022 по делу N А32-25408/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе таможенный орган просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований общества. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Шины, используемые на автобетононасосах, автобетономешалках, автобетоносмесителях, автокранах, прицепах, транспортных средствах, в соответствии с ГОСТ Р 52899-2007 и ГОСТ 5513-97 не могут классифицироваться в товарной подсубпозиции 4011 80 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, а должны классифицироваться в товарной подсубпозиции 4011 20 9000 ТН ВЭД ЕАЭС. На официальном сайте фирмы BONTYRE содержится информация об использовании и назначении шин моделей R-230, D-730, D-735, Т-830, Т835. Рассматриваемые шины предназначены для автобусов и грузового транспорта. Суды сослались на судебные экспертизы, проведенные по делам N А32-11726/2020 и А32-23424/2020. При этом без достаточных на то оснований суды не приняли во внимание доводы относительно неполноты и необъективности выводов судебного эксперта, указанные в заключениях ООО "Бюро технических экспертиз "ЭКСПЕРТ"" N 249-08/20С и 354-10/20С. Суды необоснованно критически отнеслись к рецензии ООО "ИЦ "Технология"" Григорьева Д.В. Таможня ссылается на необходимость наличия на спорных шинах маркировки "Off the road". Суд первой инстанции неправомерно отказал в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица компании "Баи Раббер Ко. Лтд" в лице адвоката Степановой Л.М.
...
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 2, 22, 358, Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014), утвержденного решением Совета ЕЭК от 16.07.2012 N 54, единой ТН ВЭД ЕАЭС и Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, пунктами 5 - 7 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522, разъяснениями, изложенными в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 июня 2022 г. N Ф08-5331/22 по делу N А32-25408/2020