В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 5 июня 2023 г. N 257 "О системе управления государственными программами Республики Мордовия и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Мордовия" Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Мордовия "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия" (далее - государственная программа).
2. Определить ответственным исполнителем государственной программы Министерство культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Мордовия от 18 ноября 2013 г. N 507 "Об утверждении государственной программы "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия" ("Известия Мордовии" от 29 ноября 2013 г. N 178-65);
постановление Правительства Республики Мордовия от 31 марта 2014 г. N 114 "О внесении изменений в государственную программу "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия" на 2014 - 2020 годы" ("Известия Мордовии" от 4 апреля 2014 г. N 48-18);
постановление Правительства Республики Мордовия от 30 апреля 2014 г. N 196 "О внесении изменений в государственную программу "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия" на 2014 - 2020 годы" ("Известия Мордовии" от 22 мая 2014 г. N 72-26);
постановление Правительства Республики Мордовия от 19 января 2015 г. N 10 "О внесении изменений в государственную программу "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия" на 2014 - 2020 годы" (официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 21 января 2015 г., N 1300201501210004);
постановление Правительства Республики Мордовия от 18 января 2016 г. N 24 "О внесении изменений в государственную программу "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия" на 2014 - 2020 годы" ("Известия Мордовии" от 22 января 2016 г. N 6-2);
постановление Правительства Республики Мордовия от 24 марта 2017 г. N 208 "О внесении изменений в государственную программу "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия" на 2014 - 2020 годы" (официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 27 марта 2017 г., N 1300201703270001);
постановление Правительства Республики Мордовия от 27 марта 2018 г. N 174 "О внесении изменений в государственную программу "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия" на 2014 - 2020 годы" ("Известия Мордовии" от 28 марта 2018 г. N 32-13);
постановление Правительства Республики Мордовия от 25 февраля 2019 г. N 91 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Мордовия от 18 ноября 2013 г. N 507" ("Известия Мордовии" от 27 февраля 2019 г. N 22-9);
постановление Правительства Республики Мордовия от 3 апреля 2020 г. N 200 "О внесении изменений в государственную программу "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия" ("Известия Мордовии" от 3 апреля 2020 г. N 35-19);
постановление Правительства Республики Мордовия от 25 февраля 2021 г. N 83 "О внесении изменений в государственную программу "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия" (официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 1 марта 2021 г., N 1300202103010002);
постановление Правительства Республики Мордовия от 20 декабря 2021 г. N 584 "О внесении изменений в государственную программу "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия" (официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 23 декабря 2021 г., N 1300202112230008);
Постановление Правительства Республики Мордовия от 9 марта 2022 г. N 205 "О внесении изменений в государственную программу "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия" (официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 9 марта 2022 г., N 1300202203090001);
постановление Правительства Республики Мордовия от 17 марта 2023 г. N 131 "О внесении изменений в государственную программу "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия" (официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 17 марта 2023 г., N 1300202303170001).
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Председатель Правительства |
Д. Поздняков |
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 27 декабря 2023 г. N 756
Государственная программа
Республики Мордовия "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия"
Глава 1. Оценка текущего состояния сферы межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия
Республика Мордовия - полиэтничный и поликонфессиональный субъект Российской Федерации. По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, на территории региона проживают представители 90 различных национальностей, общая численность которых составляет 783 552 чел., из них: русские (406 061 чел., или 51,8% от общего количества населения), мордва (290 750 чел., или 37,1%), татары (39 855 чел., или 5%), таджики (1 544 чел., или 0,19%), украинцы (1 414 чел., или 0,18%), армяне (1 359 чел., или 0,17%), узбеки (1038 чел., или 0,13%), азербайджанцы (627 чел., или 0,08%), белорусы (309 чел., или 0,03%), чуваши (446 чел., или 0,057%).
Мордовский народ занимает шестнадцатое место по численности среди народов Российской Федерации, этнически неоднороден и состоит из двух субэтнических групп: мордва-мокша и мордва-эрзя. На территории Республики Мордовия проживает 290 750 чел., или 60,0% от численности мордвы.
Демографическая ситуация в Республике Мордовия в целом отражает общероссийские тенденции: сокращение численности и старение населения, снижение рождаемости и активизировавшиеся в последние десятилетия миграционные процессы, в результате которых в Мордовии сформировались относительно немногочисленные группы выходцев из республик Северного Кавказа и бывших союзных республик (узбеки, таджики, казахи, грузины, туркмены).
Государственные языки - русский и мордовский (мокшанский, эрзянский). Мордовский язык принадлежит к финской группе урало-алтайской семьи и является разговорным для 1/3 населения республики.
В настоящее время в Республике Мордовия сохраняется благоприятный климат в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, благодаря эффективной региональной политике, которая основывается на сбалансированном сочетании решения двух задач: с одной стороны - формирования общегражданской идентичности, а с другой - сохранения самобытности, традиций, языка, культуры и других характеристик этнической идентичности. В регионе выстроена устойчивая система взаимодействия в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, в которой значительная роль отводится органам государственной власти, органам местного самоуправления и институтам гражданского общества.
В последние десятилетия в республике созданы все необходимые условия для удовлетворения национальных и религиозных потребностей народов, ведется регулярная работа по изучению и пропаганде исторического наследия мордовского, русского, татарского и других народов, населяющих республику, их приобщение к собственным национально-культурным традициям, создание атмосферы диалога культур, толерантности, расширению диапазона межнационального и межрегионального сотрудничества, направленных на формирование общероссийской гражданской идентичности. Высокий уровень межнационального и межрелигиозного мира и согласия в регионе подтверждается данными социологических исследований. Так, доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений по результатам мониторинга, проведенного специалистами ГКУ Республики Мордовия "Научный центр социально экономического мониторинга" в 2022 году, составила 91,4%; доля граждан, не испытывающих негативного отношения к представителям другой национальности, - 86,0%; доля граждан, подтверждающих отсутствие в свой адрес дискриминации по признакам национальности, языка, религии в общем количестве опрошенных граждан, составляет 88%.
Средством реализации этнокультурной политики в республике является развернутая инфраструктура, создающая условия для воспроизводства культуры различных этнических групп в форме изучения мордовских языков в школах и вузах, книгоиздания, использования мордовских языков в средствах массовой информации, национально-культурных центров, фольклорных коллективов и фестивалей, а также некоммерческих и неправительственных организаций, тесно сотрудничающих с органами государственной власти. В процессах консолидации многонационального общества и повышения национального самосознания важную роль играют народные праздники и традиции, которые нацелены на сохранение, возрождение и дальнейшее развитие национальных традиций и фольклора народов, населяющих Мордовию. К их числу относятся: "Акша келу", "Раськень озкс", "Велень озкс", "День славянской письменности и культуры", "Сабантуй", "Шумбрат". Организация и проведение подобных мероприятий формирует имидж республики как региона, в котором сохраняется прочный гражданский мир, взаимопонимание и согласие между народами, создаются благоприятные условия для сохранения культурного многообразия.
Значительное влияние на сложившуюся в последние годы ситуацию в сфере межнациональных отношений оказывает деятельность различных этноориентированных общественных объединений. По состоянию на 1 января 2023 г. в Республике Мордовия насчитывается 1 428 некоммерческих организаций, из которых наиболее активно действующих и влияющих на формирование общественного мнения - около 200, в том числе: Межрегиональное общественное движение мордовского (мокшанского и эрзянского) народа, Региональная национально-культурная автономия татар Республики Мордовия "Якташлар", Местная национально-культурная автономия украинцев г. Саранска Республики Мордовия, Региональное отделение Общероссийской общественной организации "Союз армян России" в Республике Мордовия, Мордовская региональная общественная национально-культурная организация "Азербайджан", Ассоциация мокшанских женщин "Юрхтава", Союз эрзянских женщин "Литова", Мордовская региональная общественная организация татарских женщин "Чулпан", Мордовская региональная общественная организация развития сельских территорий "Новое село", Автономная некоммерческая организация информационно-аналитический центр "Национальная безопасность и наука", Автономная некоммерческая организация Центр социокультурных инициатив "Вместе".
В реестр Министерства культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия включены 32 социально ориентированных некоммерческих организации, осуществляющие деятельность в области культуры и искусства, сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры, укрепления и развития межнационального, межэтнического и межконфессионального сотрудничества, содействия духовному развитию личности.
С организациями налажено тесное взаимодействие, проводятся совместные мероприятия, оказывается информационно-методическая поддержка осуществления проектной деятельности.
Исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия ведется активная работа совместно с национально-культурными объединениями республики и другими институтами гражданского общества по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в регионе, а также этнокультурному развитию народов, проживающих на его территории.
Кроме того, консолидация многонационального сообщества Республики Мордовия входит в число приоритетных направлений деятельности Общественной палаты Республики Мордовия, Совета при Главе Республики Мордовия по межнациональным и межконфессиональным отношениям, Координационного совета Республики Мордовия по демографической и миграционной политике, Общественного Совета по развитию православной культуры при Главе Республики Мордовия, Общественного Совета по развитию мусульманской культуры при Главе Республики Мордовия, Рабочей группы по делам казачества при Главе Республики Мордовия.
Республика Мордовия не является мигрантоемким регионом. Результаты мониторингов показывают, что жители Мордовии в целом положительно относятся к иностранным гражданам, считая отношения между принимающим сообществом и иностранными гражданами доброжелательными и бесконфликтными. Приезд иностранных граждан на территорию Мордовии не воспринимается как источник напряженности, в связи с чем большинство респондентов не испытывают к ним негативных отношений.
Органами государственной власти Республики Мордовия на регулярной основе ведется работа по профилактике идеологии экстремизма, воспитанию традиционных российских духовно-нравственных ценностей, информационному противодействию и недопущению пропаганды насилия, расовой, религиозной и межнациональной нетерпимости. На постоянной основе осуществляется взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов, институтов гражданского общества и средств массовой информации, в том числе и в сфере противодействия национализму, экстремизму и терроризму. В частности, одна из мер предупреждения вовлечения детей и подростков в деструктивные движения и криминальные субкультуры - это информационно-пропагандистская работа в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", направленная на масштабирование и продвижение контента о реализации основных направлений государственной национальной политики, включая духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание, популяризацию традиционных ценностей. На страницах республиканских средств массовой информации открыты рубрики, где регулярно размещаются материалы, пропагандирующие идеи дружбы, гражданского и духовного единения народов, проживающих на территории Республики Мордовия.
В целях создания благоприятных условий для равноправного развития языков всех народов, проживающих в Мордовии, сохранения достижений культуры, а также удовлетворения языковых и культурных запросов в республике осуществляются меры по изучению государственных языков в образовательных организациях республики. В регионе созданы условия для расширения их функционирования в средствах массовой информации, в сфере науки и культуры. Успешно работают национальные редакции радио и телевидения, выпускаются книги, газеты и журналы на национальных языках, во многих средствах массовой информации регулярно издаются материалы, посвященные традиционной культуре, обычаям и истории народов, проживающих в Мордовии.
Религиозная ситуация в Республике Мордовия характеризуется стабильностью и веротерпимостью, этнические конфликты и проявления этнического насилия в Мордовии отсутствуют. В настоящее время на территории республики зарегистрировано 495 религиозных организаций, представляющих 10 конфессий. Доминирующей религией среди населения является православное христианство: в республике действует 361 религиозная организация, относящаяся к Мордовской митрополии Русской Православной Церкви. Второе место по численности верующих среди населения занимает ислам. Несмотря на преобладание православия и, в меньшей степени, ислама, конфессиональный ландшафт достаточно разнообразен: в республике представлены практически все основные протестантские общины (баптисты, лютеране, адвентисты, пятидесятники), а также небольшое число сторонников других религиозных конфессий.
В республике налажено взаимодействие органов государственной власти с представителями религиозных организаций, что благоприятно отражается на поддержании социального согласия и стабильности межконфессиональной ситуации в республике.
Вместе с тем существующее в Республике Мордовия этническое, культурное и религиозное многообразие требует осуществления очень взвешенной и эффективной национальной политики, так как решение задач по обеспечению национальной безопасности сталкивается с определенными угрозами и рисками, в число которых входят:
социально-экономическая и геополитическая нестабильность;
демографический и миграционный кризис;
процессы глобализации и урбанизации, сопровождающиеся широким внедрением образцов массовой культуры;
распространение идей национализма и религиозного фундаментализма.
Кроме внутриреспубликанской динамичности межнациональных и межконфессиональных отношений следует учитывать и вызовы общероссийского контекста общественных отношений, которые в условиях низкого уровня этнокультурной компетентности населения могут привести к росту напряженности в социуме.
Решение указанных проблем обеспечит развитие сферы межнациональных (межэтнических) отношений в соответствии с приоритетами и целями государственной политики и окажет существенное влияние на достижение национальных целей развития в Республике Мордовия.
Глава 2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений
Приоритеты и цели государственной политики в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений определены в соответствии с Конституцией Российской Федерации и положениями следующих стратегических документов Российской Федерации:
Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 9 августа 2020 г. N 505 "Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы";
Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей";
постановление Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 1532 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "29 декабря 2016 года"
Требования к государственной политике на территории Республики Мордовия в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений определяются Конституцией Республики Мордовия и законами Республики Мордовия, в том числе:
Законом Республики Мордовия от 6 мая 1998 г. N 19-З "О государственных языках Республики Мордовия";
Законом Республики Мордовия от 1 декабря 2004 г. N 93-З "О государственной поддержке национально-культурных автономий";
Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. N 94-З "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года";
Законом Республики Мордовия от 8 августа 2013 г. N 53-З "Об образовании в Республике Мордовия";
Законом Республики Мордовия от 2 февраля 2016 г. N 2-З "О культуре в Республике Мордовия";
Законом Республики Мордовия от 26 декабря 2016 г. N 97-З "О регулировании отдельных вопросов организации и деятельности Общественной палаты Республики Мордовия";
Законом Республики Мордовия от 26 апреля 2022 г. N 16-З "О регулировании отдельных вопросов в области народных художественных промыслов в Республике Мордовия".
С учетом вышеуказанных стратегических документов на современном этапе развития региона государственная политика в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений будет осуществляться в соответствии со следующими основными приоритетами:
укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества;
гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;
социальная и культурная адаптация иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграция в российское общество.
Настоящая государственная программа оказывает влияние на достижение целевого показателя "Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций" национальной цели развития Российской Федерации "Возможности для самореализации и развития талантов", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Глава 3. Взаимосвязь со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Реализация государственной программы будет осуществляться путем проведения единой комплексной политики, обеспечения сбалансированности стратегического планирования по приоритетам, целям и задачам, мероприятиям и срокам их реализации, по целевым показателям, финансовым и иным результатам, а также согласованности управленческих решений по развитию сферы межнациональных и межконфессиональных отношений с государственной программой Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1532 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики".
Система показателей, используемых в процессе стратегического планирования, формируется в соответствии с архитектурой стратегического планирования и обеспечивает согласованность документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках прогнозирования, целеполагания и программирования. Актуализация показателей проводится с учетом определения новых целей, достижения целевых показателей, а также оценки необходимости и достаточности результатов.
В целях формирования единых исходных данных, обеспечения преемственности, сопоставимости и непротиворечивости показателей, содержащихся в документах стратегического планирования, их расчет, расчет предельно допустимых (критических) значений показателей осуществляется по унифицированной методологии, используются общие подходы и методики проведения оценки, прогнозирования, моделирования состояния социально-экономического развития и национальной безопасности.
Глава 4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного управления
Государственная программа является ключевым инструментом государственного управления в сфере реализации государственной национальной политики в Республике Мордовия и основывается на принципах проектного управления.
Повышение эффективности системы координации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления при реализации государственной национальной политики в Республике Мордовия обеспечивается посредством развития институтов гражданского общества, поддержки общественно значимых инициатив, развития взаимодействия институтов гражданского общества и населения с органами публичной власти в решении вопросов, которые могут вызвать рост социальной напряженности.
Совершенствование взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления в Республике Мордовия с институтами гражданского общества в целях укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), сохранения межнационального мира и согласия, сохранения и поддержки этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества осуществляется в рамках государственной программы путем реализации мероприятий, направленных на решение следующих задач:
1) совершенствование системы управления и координации органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества при реализации государственной национальной политики в Республике Мордовия, что предусматривает:
подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных гражданских служащих Республики Мордовия и муниципальных служащих органов местного самоуправления, осуществляющих взаимодействие с национальными объединениями и религиозными организациями;
развитие системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;
оперативность реагирования на информационные поводы, повышение уровня межведомственного взаимодействия и координации деятельности органов государственной власти республики, а также органов местного самоуправления с институтами гражданского общества по выявлению и локализации конфликтных ситуаций, при осуществлении мониторинга публикаций печатных и электронных средств массовой информации в целях недопущения пропаганды межнациональной (межэтнической) или межконфессиональной ненависти либо вражды;
внедрение системного подхода в принятие решений финансового обеспечения региональной государственной национальной политики;
институционализацию программно-целевого метода при реализации конкретных социальных проектов и мероприятий;
последовательную реализацию принципа светского характера государственного и муниципального управления с целью укрепления межконфессионального мира и согласия наряду с учетом важности социальной миссии религии и поддержкой социально значимой деятельности некоммерческих организаций, созданных на базе религиозных объединений;
2) сохранение и развитие духовного и культурного потенциала народов, проживающих на территории Республики Мордовия, на основе идей межэтнического и межконфессионального мира и согласия, что предусматривает:
формирование культуры межэтнического диалога и атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов России;
преодоление негативных этностереотипов и создание в обществе обстановки нетерпимости к пропаганде и распространению идеологии экстремизма и ксенофобии;
обеспечение проектно-программной деятельности в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения;
вовлечение этнокультурных, религиозных и общественных объединений в деятельность по совершенствованию межнационального и межконфессионального диалога и противодействию проявлений розни на этой почве в молодежной среде;
3) совершенствование мер правового регулирования в отношении институтов гражданского общества, укрепление системы государственной поддержки гражданских, общественных и национально-культурных инициатив, что предусматривает:
поддержку некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере реализации государственной национальной политики в Республике Мордовия;
поддержку участия этнокультурных организаций, межнациональных общественных объединений, национально-культурных автономий, некоммерческих организаций в социально значимых проектах, направленных на укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России;
обеспечение пропаганды гражданского единства, этнокультурного многообразия, межэтнического и межрелигиозного мира и согласия в средствах массовой информации;
поддержку общественных инициатив, предусматривающих культурное и патриотическое воспитание жителей республики;
разработку мер государственной поддержки научных исследований, научно-популярных публикаций, создания произведений литературы, искусства, кино и телевидения;
продвижение интернет-ресурсов, освещающих духовно-просветительскую деятельность, значимые исторические события и общие достижения народов, населяющих Республику Мордовия;
4) совершенствование мер правового регулирования и механизмов интеграции иностранных граждан в социальное и культурное пространство Республики Мордовия, что предусматривает:
повышение роли национальных общественных объединений, национально-культурных автономий в социокультурной адаптации иностранных граждан;
организацию специальных курсов (семинаров, тренингов) для государственных и муниципальных служащих по проблемам этнических отношений, методам профилактики и противодействия ксенофобии и экстремизму.
Паспорт государственной программы приводится в приложении к настоящей государственной программе.
Приложение
к государственной программе
Республики Мордовия
"Гармонизация межнациональных
и межконфессиональных отношений
в Республике Мордовия"
Паспорт
государственной программы Республики Мордовия "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия"
1. Основные положения
Куратор государственной программы |
Лотванова Галина Алексеевна - Первый Заместитель Председателя Правительства Республики Мордовия |
Ответственный исполнитель государственной программы |
Баулина Светлана Никитовна - Министр культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия |
Период реализации государственной программы |
2024 - 2030 годы |
Цели государственной программы |
Цель 1. Укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и доведение уровня общероссийской гражданской идентичности до 90 процентов к 2030 году Цель 2. Гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений, сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества и доведение уровня доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, до 91 процента к 2030 году Цель 3. Обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств и доведение доли граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации, до 94,2 процентов к 2030 году Цель 4. Обеспечение успешной социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество и увеличение доли граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам, до 88 процентов к 2030 году Цель 5. Содействие консолидации российского казачества, привлечения казачества к несению государственной или иной службы и увеличения доли членов казачьих обществ Республики Мордовия, принявших на себя обязательство по несению государственной и иной службы, до 80 процентов к 2030 году Цель 6. Укрепление национального согласия, обеспечение политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов путем оказания государственной поддержки не менее 15 некоммерческим организациям в сфере реализации государственной национальной политики ежегодно, до 2030 года |
Объемы финансового обеспечения за весь период реализации |
Общий объем финансового обеспечения реализации государственной программы - 438141,0 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 1208,4 тыс. рублей, средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 436932,6 тыс. рублей |
Связь с национальными целями развития Российской Федерации / государственной программой Российской Федерации |
Национальная цель развития Российской Федерации на период до 2030 года "Возможности для самореализации и развития талантов", целевой показатель "Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций" |
2. Показатели государственной программы
N п/п |
Наименование показателя |
Уровень показателя |
Признак возрастания /убывания |
Единица измерения (по Общероссийскому классификатору единиц измерения) |
Базовое значение 2023 года |
Значение показателя по годам |
Документ |
Ответственный за достижение показателя |
Связь с показателями национальных целей |
||||||
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
Укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и доведение уровня общероссийской гражданской идентичности до 90 процентов к 2030 году | |||||||||||||||
1. |
Уровень общероссийской гражданской идентичности |
Государственная программа Российской Федерации |
возрастание |
процент |
88,0 |
88,0 |
89,0 |
89,2 |
89,4 |
89,6 |
89,8 |
90,0 |
Указ Президента Российской Федерации от 20.12.2012 N 1666 |
Минкультнац Республики Мордовия |
|
Гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений, сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества и доведение уровня доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, до 91 процента к 2030 году | |||||||||||||||
2. |
Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве жителей Республики Мордовия |
Государственная программа Российской Федерации |
возрастание |
процент |
88,0 |
89,0 |
89,2 |
89,4 |
89,8 |
90,2 |
90,6 |
91,0 |
Указ Президента Российской Федерации от 20.12.2012 N 1666 |
Минкультнац Республики Мордовия |
|
Обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств и доведение доли граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации, до 94,2 процентов к 2030 году | |||||||||||||||
3. |
Доля граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности, в общем количестве опрошенных граждан |
Государственная программа Российской Федерации |
возрастание |
процент |
92,0 |
93,0 |
93,2 |
93,4 |
93,6 |
93,8 |
94,0 |
94,2 |
Указ Президента Российской Федерации от 20.12.2012 N 1666 |
Минкультнац Республики Мордовия |
|
Обеспечение успешной социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество и увеличение доли граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам, до 88 процентов к 2030 году | |||||||||||||||
4. |
Доля граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам, в общей численности граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Мордовия |
Государственная программа Российской Федерации |
возрастание |
процент |
87,0 |
87,3 |
87,5 |
87,6 |
87,7 |
87,8 |
87,9 |
88,0 |
Указ Президента Российской Федерации от 20.12.2012 N 1666 |
Минкультнац Республики Мордовия |
|
Содействие консолидации российского казачества, привлечения казачества к несению государственной или иной службы и увеличения доли членов казачьих обществ Республики Мордовия, принявших на себя обязательство по несению государственной и иной службы, до 80 процентов к 2030 году | |||||||||||||||
5. |
Доля членов казачьих обществ Республики Мордовия, принявших на себя обязательства по несению государственной и иной службы российского казачества, в общей численности членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации |
Государственная программа Российской Федерации |
возрастание |
процент |
75,0 |
76,0 |
77,0 |
78,0 |
79,0 |
80,0 |
80,0 |
80,0 |
Указ Президента Российской Федерации от 09.08.2020 N 505 |
Минкультнац Республики Мордовия |
|
Укрепление национального согласия, обеспечение политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов путем оказания государственной поддержки не менее 15 некоммерческим организациям в сфере реализации государственной национальной политики ежегодно, до 2030 года | |||||||||||||||
6. |
Количество некоммерческих организаций в сфере реализации государственной национальной политики, получающих государственную поддержку за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия |
Государственная программа Российской Федерации |
возрастание |
единица |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
|
Минкультнац Республики Мордовия |
создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций |
3. Структура государственной программы
N п/п |
Задачи структурного элемента |
Краткое описание ожидаемых эффектов от реализации задачи структурного элемента |
Связь с показателями |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1. |
Региональный проект "Совершенствование государственно-общественного партнерства в сфере государственной национальной политики, а также реализация государственной национальной политики в Республике Мордовия" (Лотванова Галина Алексеевна - куратор) |
|||
|
Министерство культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия |
Срок реализации: 2024 - 2030 годы |
||
1.1. |
Обеспечение взаимодействия с институтами гражданского общества, в том числе посредством оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области укрепления и развития межнационального, межэтнического и межконфессионального сотрудничества, содействия духовному развитию личности |
реализованы мероприятия по обеспечению совершенствования взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики в Республике Мордовия, а также государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, профилактике распространения экстремистской идеологии. Созданы условия для успешной социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество, упрочения межнационального мира и согласия |
доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общем количестве жителей Республики Мордовия; Доля граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам, в общей численности граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Мордовия; Доля членов казачьих обществ Республики Мордовия, принявших на себя обязательства по несению государственной и иной службы российского казачества, в общей численности членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; Количество некоммерческих организаций в сфере реализации государственной национальной политики, получающих государственную поддержку за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия |
|
1.2. |
Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России |
реализованы мероприятия, направленные на укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах социально-культурного развития страны, обеспечение межнационального и межрелигиозного мира и согласия, гармонизацию межнациональных (межэтнических) отношений |
уровень общероссийской гражданской идентичности; Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общем количестве жителей Республики Мордовия; Доля граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности, в общем количестве опрошенных граждан |
|
2. |
Комплекс процессных мероприятий "Создание условий для укрепления гражданского единства и гармонизация этноконфессиональных отношений в Республике Мордовия" |
|||
|
Министерство культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия |
Срок реализации: 2024 - 2030 годы |
||
2.1. |
Поддержка граждан, внесших значительный вклад в реализацию государственной национальной политики в Республике Мордовия |
созданы условия для укрепления единства нации, российской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений в Республике Мордовия, сохранения этнокультурного и языкового многообразия Республики Мордовия, воспитания у молодого поколения патриотизма, гражданской ответственности за судьбу России |
уровень общероссийской гражданской идентичности; Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общем количестве жителей Республики Мордовия; Доля граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности, в общем количестве опрошенных граждан |
|
3. |
Комплекс процессных мероприятий "Реализация комплексной информационной кампании и создание информационных ресурсов, направленных на укрепление гражданского патриотизма и общероссийской гражданской идентичности" |
|||
|
Администрация Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия |
Срок реализации: 2024 - 2030 годы |
||
3.1. |
Издание социально значимой литературы на мордовском (мокшанском, эрзянском) языке и произведений мордовских авторов на русском языке |
обеспечено пополнение библиотек общего пользования региональной литературой, созданы условия для удовлетворения духовных потребностей жителей Республики Мордовия в национальной литературе, для сохранения языка и культурных традиций мордовского народа и других народов, проживающих в Республике Мордовия, развития межкультурного взаимодействия и укрепление межнационального сотрудничества в регионе |
доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общем количестве жителей Республики Мордовия; Доля граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности, в общем количестве опрошенных граждан |
|
3.2. |
Подготовка и выпуск периодических печатных изданий, радиопрограмм, направленных на укрепление гражданского патриотизма и общероссийской гражданской идентичности |
созданы условия для повышения эффективности деятельности средств массовой информации, учрежденных органами государственной власти Республики Мордовия, по укреплению гражданского патриотизма и общероссийской гражданской идентичности, выполнения ими государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) |
уровень общероссийской гражданской идентичности; Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общем количестве жителей Республики Мордовия; Доля граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности, в общем количестве опрошенных граждан; Доля граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам, в общей численности граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Мордовия |
4. Финансовое обеспечение государственной программы
Наименование государственной программы, структурного элемента / источник финансирования |
Объем финансового обеспечения по годам реализации, тыс. рублей |
|||||||
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
Всего |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Государственная программа "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия" (всего), в том числе: |
63798,1 |
62152,4 |
62438,1 |
62438,1 |
62438,1 |
62438,1 |
62438,1 |
438141,0 |
республиканский бюджет Республики Мордовия (всего), из них: |
63798,1 |
62152,4 |
62438,1 |
62438,1 |
62438,1 |
62438,1 |
62438,1 |
438141,0 |
в том числе из федерального бюджета |
1208,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1208,4 |
в том числе из республиканского бюджета Республики Мордовия |
62589,7 |
62152,4 |
62438,1 |
62438,1 |
62438,1 |
62438,1 |
62438,1 |
436932,6 |
Региональный проект "Совершенствование государственно-общественного партнерства в сфере государственной национальной политики, а также реализация государственной национальной политики в Республике Мордовия" (всего), в том числе: |
11675,1 |
10270,0 |
10270,0 |
10270,0 |
10270,0 |
10270,0 |
10270,0 |
73295,1 |
республиканский бюджет Республики Мордовия (всего), из них: |
11675,1 |
10270,0 |
10270,0 |
10270,0 |
10270,0 |
10270,0 |
10270,0 |
73295,1 |
в том числе из федерального бюджета |
1208,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1208,4 |
в том числе из республиканского бюджета Республики Мордовия |
10466,7 |
10270,0 |
10270,0 |
10270,0 |
10270,0 |
10270,0 |
10270,0 |
72086,7 |
Комплекс процессных мероприятий "Создание условий для укрепления гражданского единства и гармонизация этноконфессиональных отношений в Республике Мордовия" (всего), в том числе: |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
2100,0 |
республиканский бюджет Республики Мордовия (всего), из них: |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
2100,0 |
в том числе из федерального бюджета |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
в том числе из республиканского бюджета Республики Мордовия |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
2100,0 |
Комплекс процессных мероприятий "Реализация комплексной информационной кампании и создание информационных ресурсов, направленных на укрепление гражданского патриотизма и общероссийской гражданской идентичности" (всего), в том числе: |
51823,0 |
51582,4 |
51868,1 |
51868,1 |
51868,1 |
51868,1 |
51868,1 |
362745,9 |
республиканский бюджет Республики Мордовия (всего), из них: |
51823,0 |
51582,4 |
51868,1 |
51868,1 |
51868,1 |
51868,1 |
51868,1 |
362745,9 |
в том числе из федерального бюджета |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
в том числе из республиканского бюджета Республики Мордовия |
51823,0 |
51582,4 |
51868,1 |
51868,1 |
51868,1 |
51868,1 |
51868,1 |
362745,9 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Реализация государственной программы рассчитана на 2024 - 2030 годы, общий объем финансирования государственной программы составит 438 млн рублей.
Основными целями государственной программы определены:
- укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и доведение уровня общероссийской гражданской идентичности до 90%;
- гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений, сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества и доведение доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, до 91%;
- обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств и доведение доли граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации, до 94,2%.
Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 27 декабря 2023 г. N 756 "Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия" и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Мордовия"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 28 декабря 2023 г. N 1300202312280011
газета "Известия Мордовии", 29 декабря 2023 г. N 147-53
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Мордовия от 31 октября 2024 г. N 774
Изменения вступают в силу с 31 октября 2024 г.