Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Кировской области
от 26.12.2023 N 749-п
Региональная программа
"Развитие системы семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кировской области" на 2024 - 2028 годы
Паспорт
региональной программы "Развитие системы семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кировской области" на 2024 - 2028 годы
Ответственный исполнитель Региональной программы |
министерство образования Кировской области (далее - министерство образования) |
Соисполнители Региональной программы |
министерство социального развития Кировской области; министерство здравоохранения Кировской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Кировской области (далее - органы местного самоуправления) (по согласованию); организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации для детей-сирот); Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Кировской области"; Кировское областное государственное казенное учреждение "Кировский областной центр усыновления, опеки и попечительства" (далее - центр усыновления) |
Цель Региональной программы |
повышение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), переданных на семейное устройство из государственных организаций Кировской области |
Задачи Региональной программы |
обеспечение устройства детей-сирот в семьи граждан на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в приемные семьи (далее - замещающие семьи); активизация работы по восстановлению родителей в родительских правах и обеспечение возвратов детей-сирот в кровные семьи; популяризация семейных форм жизнеустройства детей-сирот; повышение авторитета граждан, принявших в свои семьи детей-сирот, в обществе; совершенствование работы служб сопровождения замещающих семей и центра усыновления |
Срок реализации Региональной программы |
2024 - 2028 годы |
Целевые показатели эффективности реализации Региональной программы |
доля детей-сирот, устроенных в замещающие семьи и возвращенных в кровные семьи, от числа выявленных детей-сирот; число детей-сирот, находящихся на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей |
Ресурсное обеспечение Региональной программы |
выполнение задач и достижения результатов Региональной программы будут осуществляться в рамках реализации государственной программы Кировской области "Развитие образования" (далее - государственная программа Кировской области "Развитие образования"), утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 15.12.2023 N 697-П "Об утверждении государственной программы Кировской области "Развитие образования", и государственной программы Кировской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан" (далее - государственная программа Кировской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан"), утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 15.12.2023 N 691-П "Об утверждении государственной программы Кировской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан" |
1. Общая характеристика сферы реализации Региональной программы, в том числе основных проблем в указанной сфере
В Кировской области осуществляется целенаправленная работа по реализации государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот, в том числе в части профилактики социального сиротства через обеспечение государственных социальных гарантий детям-сиротам и реализации права ребенка жить и воспитываться в семье.
На протяжении последних лет в Кировской области отмечается постепенное снижение численности детей-сирот. За период с 2019 по 2022 годы численность детей-сирот снизилась на 549 человек.
По состоянию на 01.10.2023 в Кировской области насчитывается 2864 ребенка-сироты, что составляет 1,09% от общей численности детского населения.
Динамика численности детей-сирот представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика численности детей-сирот
Приоритетными направлениями деятельности органов исполнительной власти Кировской области являются устройство детей-сирот на воспитание в замещающие семьи и возвраты детей в кровные семьи, развитие семейных форм устройства детей-сирот и работа по сохранению кровной семьи для ребенка.
На 01.10.2023 под опекой (попечительством), в приемных семьях Кировской области находятся 2235 детей, что составляет 78% от общего числа детей-сирот.
Численность детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях и в государственных организациях Кировской области, представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Численность детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях и в государственных организациях Кировской области
Ежегодно в Кировской области выявляется более 400 детей-сирот.
Численность детей-сирот, выявленных и устроенных в замещающие семьи, представлена в таблице 1.
Таблица 1
Год |
Число выявленных детей-сирот |
Число детей-сирот, устроенных в замещающие семьи |
Доля детей-сирот, устроенных в замещающие семьи, от числа выявленных детей-сирот |
2019 |
550 |
448 |
81,5 |
2020 |
474 |
456 |
96,2 |
2021 |
465 |
469 |
100,9 |
2022 |
420 |
404 |
96,2 |
Подготовка граждан, желающих взять в семьи детей-сирот (далее - кандидаты в замещающие родители), осуществляется на базе центра усыновления в соответствии с Программой подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и Порядка проведения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденными распоряжением министерства образования Кировской области от 07.09.2018 N 5-387 "О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей". Учебно-тематический план подготовки кандидатов в замещающие родители рассчитан на 80 часов. Подготовка кандидатов в замещающие родители осуществляется по очной форме обучения в удобное для них время, в том числе в дневное и вечернее время, а также в выходной день (суббота).
Центром усыновления кандидатам в замещающие родители предоставляются справочные, информационные и методические материалы по вопросам, включенным в программу подготовки.
Для обеспечения доступности прохождения подготовки кандидатов в замещающие родители их обучение осуществляется с помощью работы мобильных групп в районах Кировской области (далее - мобильные группы).
По состоянию на 01.10.2023 мобильными группами было подготовлено 16 человек из 3 муниципальных образований Кировской области, удаленных от областного центра. В 2019 - 2022 годах было подготовлено 74 кандидата в замещающие родители из 11 муниципальных образований Кировской области.
В рамках подготовки кандидатов в замещающие родители обеспечивается их стопроцентное психологическое обследование (с их письменного согласия).
Подготовку кандидатов в замещающие родители осуществляют квалифицированные специалисты, в том числе методист, юрисконсульт, 6 педагогов-психологов, врач-психиатр (психотерапевт), социальный педагог. Из указанных специалистов 70% имеют стаж работы в центре усыновления от 6 до 8 лет, 30% - от 2 до 4 лет. 20% специалистов имеют I квалификационную категорию. Кроме того, некоторые специалисты имеют опыт воспитания детей-сирот.
Специалисты, осуществляющие подготовку кандидатов в замещающие родители, используют различные формы и методы проведения групповой и индивидуальной работы, постоянно повышают свою профессиональную компетентность через курсы повышения квалификации, обмен опытом работы на методическом объединении, разрабатывают памятки и брошюры. С целью обмена опытом работы результат работы над методической темой (методическое пособие, презентация) рассматривается на методическом объединении центра усыновления.
Динамика численности кандидатов в замещающие родители, заявленных на прохождение подготовки, представлена в таблице 2.
Таблица 2
|
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Количество кандидатов в замещающие родители, заявленных на прохождение подготовки (человек) |
232 |
279 |
270 |
248 |
Анализ мотивов принятия детей в семью показывает, что основными мотивами являются: желание помочь ребенку-сироте, нереализованный родительский потенциал, нерастраченный родительский потенциал.
Мотивы принятия кандидатами в замещающие родители детей-сирот в свои семьи представлены в таблице 3.
Таблица 3
Мотивы принятия кандидатами в замещающие родители детей-сирот в свои семьи |
Количество семей кандидатов в замещающие родители в 2019 году |
Количество семей кандидатов в замещающие родители в 2020 году |
Количество семей кандидатов в замещающие родители в 2021 году |
Количество семей кандидатов в замещающие родители в 2022 году |
Нереализованный родительский потенциал |
56 |
63 |
61 |
62 |
Нерастраченный родительский потенциал |
33 |
43 |
43 |
29 |
Помощь ребенку-сироте |
72 |
90 |
82 |
85 |
"Опустевшее гнездо" |
- |
1 |
2 |
0 |
Неконструктивный мотив (замена ребенка, разрешение личных проблем, реверсия роли ребенка, решение материальных проблем) |
3 |
4 |
2 |
5 |
Итого |
164 |
201 |
190 |
181 |
Центром усыновления с целью обеспечения качества подготовки кандидатов в замещающие родители проводится ежеквартальный мониторинг. По результатам анализа предпринимаются необходимые меры по повышению качества подготовки кандидатов в замещающие родители.
Вопросы подготовки кандидатов в замещающие родители рассматриваются на областных совещаниях и семинарах, организуемых министерством образования и центром усыновления, на которые приглашаются специалисты органов опеки и попечительства органов местного самоуправления (далее - органы опеки и попечительства) и специалисты служб сопровождения замещающих семей.
В рамках реализации национального проекта "Образование" с 2019 года на базе Кировского областного государственного образовательного бюджетного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Детский дом "Надежда" для детей с ограниченными возможностями здоровья г. Кирова" (далее - детский дом "Надежда") осуществляет свою деятельность региональная служба оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи, родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей (далее - служба).
Цель работы службы - повышение родительских компетенций в вопросах образования, воспитания и развития детей, реализации их прав и законных интересов, пропаганда ответственного отцовства, материнства, укрепление института семьи.
За 4 года работы службы в Кировской области было оказано более 45 тысяч услуг родителям и кандидатам в замещающие родители.
С целью осуществления мер, направленных на оказание психолого-педагогической поддержки лицам, усыновившим (удочерившим) детей-сирот или принявшим детей-сирот под опеку (попечительство), в приемную семью, содействия в успешной адаптации детей, принятых на воспитание, решения кризисных ситуаций и профилактики возвратов детей в организации для детей-сирот в Кировской области работает 10 служб сопровождения замещающих семей.
Сопровождение замещающих семей реализуют специалисты центра усыновления и специалисты организаций для детей-сирот, закрепленные за отдельными органами местного самоуправления. Всего на сопровождение замещающих семей выделено 34 штатных единицы. Сопровождение замещающих семей осуществляют педагоги-психологи и социальные педагоги.
Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей осуществляется в соответствии с распоряжением министерства образования Кировской области от 24.07.2018 N 5-188 "Об утверждении Порядка сопровождения замещающих семей в Кировской области".
Центр усыновления осуществляет психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей, методическую, координирующую деятельность.
Динамика численности семей, находящихся на психолого-педагогическом сопровождении, представлена в таблице 4.
Таблица 4
Анализируемый период |
Количество семей опекунов (попечителей) |
Количество семей, состоящих на сопровождении/количество детей, состоящих на сопровождении |
Процент семей, состоящих на сопровождении |
2019 |
2075 |
794/1126 |
38,3% |
2020 |
1937 |
700/977 |
36% |
2021 |
1824 |
690/925 |
37,8% |
2022 |
1668 |
729/1000 |
43,7% |
Численность семей, заключивших договоры на сопровождение, за последние три года растет, что положительным образом сказывается и на динамике возвратов детей-сирот из замещающих семей в государственные организации Кировской области.
Информация о количестве возвратов детей-сирот из замещающих семей в организации для детей-сирот представлена на рисунке 3.
Рис. 3. Информация о количестве возвратов детей-сирот из замещающих семей в организации для детей-сирот
Центром усыновления осуществляется ежемесячный мониторинг причин возвратов детей-сирот из замещающих семей, по результатам которого принимаются соответствующие дополнительные меры, в том числе по качеству оказания квалифицированной помощи специалистами служб сопровождения замещающих семей. Центром усыновления проводятся семинары для специалистов служб сопровождения замещающих семей с детальным разбором причин возвратов детей-сирот из замещающих семей, состоящих на сопровождении.
Законом Кировской области от 04.12.2012 N 222-ЗО "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию" установлены ежемесячные денежные выплаты на детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье (далее - выплаты на содержание детей-сирот), и ежемесячное вознаграждение, причитающееся приемным родителям (далее - вознаграждение приемным родителям).
С 01.07.2022 выплаты на содержание детей-сирот увеличены на 20%, с 01.01.2023 дополнительно на 5,5%. Вознаграждение приемным родителям с 01.01.2023 увеличено на 17%.
Размеры выплат на содержание детей-сирот и вознаграждение приемным родителям представлены в таблице 5.
Таблица 5
Наименование выплаты |
Размер выплаты с 01.01.2023 (рублей) |
Выплата на содержание детей-сирот: |
|
в возрасте от 0 до 7 лет |
8 760 |
в возрасте от 7 до 18 лет |
9 065 |
На проезд детям в возрасте от 7 до 18 лет |
396 |
На ребенка, воспитывающегося в семье, имеющей трех и более детей |
1 610 |
Вознаграждение приемным родителям: |
|
на одного ребенка |
5 391 |
на двух детей |
7 184 |
на трех детей и более |
8 960 |
За каждого последующего за третьим ребенка, принятого на воспитание в приемную семью |
+30% от размера вознаграждения, установленного на трех детей |
При принятии на воспитание в семью ребенка с ограниченными возможностями здоровья или хроническими заболеваниями |
+20% от размера вознаграждения, установленного на трех детей |
С целью повышения авторитета замещающей семьи в обществе, активизации жизнеустройства детей-сирот в их семьи министерством образования ежегодно среди приемных семей Кировской области проводится областной марафон "Семья - каждому ребенку!".
Ежегодно замещающие семьи Кировской области принимают участие в региональном этапе окружного фестиваля "Успешная семья Приволжья".
Информация обо всех мероприятиях освещается на информационных ресурсах министерства образования, органов местного самоуправления.
В рамках соглашения министерства образования с Благотворительным фондом содействия семейному устройству детей-сирот "Измени одну жизнь" с 2014 года было создано 1035 видеосюжетов о воспитанниках организаций для детей-сирот, 498 (48,1%) детей-сирот из которых переданы в замещающие семьи.
В Кировской области создана Региональная общественная организация "Ассоциация замещающих семей Кировской области" (далее - ассоциация).
Ассоциация активно содействует развитию семейного жизнеустройства детей-сирот и сопровождения замещающих семей.
На базе центра усыновления проводятся заседания ассоциации, где ее члены обсуждают вопросы защиты прав и интересов детей-сирот, обмениваются опытом в воспитании детей-сирот.
Задача организаций для детей-сирот - эффективно организовать работу по содействию семейному устройству детей-сирот.
Министерством образования для руководителей организаций для детей-сирот в критерии при установлении выплаты стимулирующего характера введен показатель "Доля детей, передаваемых в семьи граждан".
Наиболее успешно в этом направлении работают Кировское областное государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Детский дом пгт Тужа" (далее - детский дом пгт Тужа) и детский дом "Надежда".
Из детского дома пгт Тужа в 2022 году в замещающие семьи были переданы 12 детей-сирот (50%), из детского дома "Надежда" - 86 детей-сирот (100%).
Для повышения эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики социального сиротства на ранних этапах неблагополучия семьи принят Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по вопросам выявления, предупреждения и устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, утвержденный постановлением Правительства Кировской области 02.04.2019 N 135-П "Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по вопросам выявления, предупреждения и устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних".
Органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится комплексная работа с родителями, лишенными родительских прав либо ограниченными в родительских правах.
В целях профилактики вторичного социального сиротства с 2016 года в 10 организациях для детей-сирот работают службы постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот (далее - постинтернатное сопровождение).
По состоянию на 01.10.2023 на постинтернатном сопровождении находятся 333 выпускника.
По состоянию на 01.10.2023 специалистами служб постинтернатного сопровождения было проведено 2068 консультаций выпускников, за 2022 год - 2477 консультаций выпускников.
Благодаря совместной работе с Благотворительным фондом "Это Чудо" и Благотворительным Фондом "Арифметика добра" 38 воспитанников организаций для детей-сирот и 54 выпускника имеют наставников.
Анализ статистических данных показывает, что при снижении общей численности детей-сирот доля детей, находящихся в государственных организациях Кировской области, устроенных в замещающие семьи и возвращенных в кровные семьи, за последние годы не меняется.
На усыновление (удочерение) кандидатам в замещающие родители, у которых не реализован родительский потенциал, активно передаются дети дошкольного возраста, не имеющие серьезных проблем со здоровьем. Также под опеку (попечительство) сразу после их выявления устраиваются дети, имеющие близких родственников, но существуют категории детей-сирот, которых сложно устроить в семью.
По состоянию на 01.10.2023 в государственных организациях Кировской области находятся 629 детей-сирот, в том числе:
454 детей-сирот - в организациях для детей-сирот, подведомственных министерству образования;
59 детей-сирот - в Кировском областном государственном бюджетном учреждении социального обслуживания "Мурыгинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей "Родник" (далее - детский дом-интернат "Родник");
105 детей-сирот, законными представителями которых являются специалисты органов опеки и попечительства, - в организациях профессионального образования на полном государственном обеспечении;
11 детей-сирот - в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, больницах.
Из 454 детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот, имеются 356 детей (57%), которыми кандидаты в замещающие родители практически не интересуются. К данной категории относятся дети, у которых один или оба родителя находятся в местах лишения свободы, один или оба родителя ограничены в родительских правах, и дети, в отношении которых оформлен акт об оставлении ребенка в организации для детей-сирот или акт органа опеки и попечительства об отобрании ребенка у родителей (либо единственного родителя).
Кроме того, сложно устраиваются в семьи дети, имеющие умственную отсталость, инвалидность, дети в возрасте старше 10 лет и дети, имеющие трех и более братьев и (или) сестер.
Численность детей, которых сложно передать в замещающие семьи, представлена в таблице 6.
Таблица 6
Категория детей-сирот |
Численность детей-сирот по состоянию на 01.10.2023 (детей-сирот) |
Дети-сироты в государственных организациях Кировской области, в том числе: |
629 |
дети в возрасте от 0 до 7 лет или дети, имеющие инвалидность |
69/10 |
дети в возрасте от 7 до 14 лет или дети, имеющие инвалидность |
250/43 |
дети в возрасте от 14 до 18 лет или дети, имеющие инвалидность |
310/54 |
Дети-сироты дошкольного возраста (от 0 до 8 лет), которых сложно передать на воспитание в замещающие семьи, так как: |
37 |
один или оба родителя находятся в местах лишения свободы |
5 |
один или оба родителя ограничены в родительских правах |
19 |
составлен акт об оставлении ребенка в организации для детей-сирот |
7 |
составлен акт органа опеки и попечительства об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя) |
6 |
Дети школьного возраста (от 8 до 18 лет), которых сложно передать на воспитание в замещающие семьи, так как они являются: |
319 |
обучающимися профессиональных образовательных организаций |
105 |
воспитанниками детского дома-интерната "Родник" |
59 |
воспитанниками школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья |
155 |
Очевидно, что для устройства в замещающие семьи детей-сирот из вышеуказанных категорий требуются дополнительные меры, стимулирующие кандидатов в замещающие родители.
Реализация Региональной программы позволит решить ряд проблем, связанных с передачей в замещающие семьи трудноустраиваемых категорий детей.
2. Цель, задачи и срок реализации Региональной программы
Цель и задачи Региональной программы обусловлены федеральным законодательством и законодательством Кировской области, направлены на реализацию права ребенка жить и воспитываться в семье.
Основной целью Региональной программы является повышение численности детей-сирот, переданных на семейное устройство из государственных организаций Кировской области.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:
обеспечение устройства детей-сирот в замещающие семьи;
активизация работы по восстановлению родителей в родительских правах и обеспечение возвратов детей-сирот в кровные семьи;
популяризация семейных форм жизнеустройства детей-сирот;
повышение авторитета граждан, принявших в свои семьи детей-сирот, в обществе;
совершенствование работы служб сопровождения замещающих семей и центра усыновления.
Решение задач будет осуществляться путем реализации плана мероприятий региональной программы "Развитие системы семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кировской области" на 2024 - 2028 годы (далее - план мероприятий) согласно приложению N 1.
Срок реализации Региональной программы: 2024 - 2028 годы.
3. Мероприятия Региональной программы
Мероприятия Региональной программы направлены на реализацию государственной политики по сохранению права ребенка жить и воспитываться в семье.
Мероприятия Региональной программы представлены в плане мероприятий.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации Региональной программы отражены в приложении N 2.
4. Реализация и ресурсное обеспечение Региональной программы
Финансовое обеспечение реализации Региональной программы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Ежегодно на реализацию Региональной программы потребуется 34 327,3 тыс. рублей. Общий объем финансирования Региональной программы с 2024 по 2028 годы составляет 171 636,5 тыс. рублей.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Программы за счет средств областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Выполнение задач и достижения результатов Региональной программы осуществляется в рамках реализации государственной программы Кировской области "Развитие образования" и государственной программы Кировской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан".
5. Риски реализации Региональной программы
В ходе реализации Региональной программы возможно возникновение некоторых рисков, приводящих к невыполнению основной цели и задач Региональной программы.
При реализации Региональной программы могут возникнуть:
риски, связанные с отсутствием граждан, желающих принять в свои семьи детей-сирот с глубокой умственной отсталостью, детей-инвалидов, детей старшего подросткового возраста, детей, имеющих девиантное поведение, склонных к самовольным уходам, суицидальным наклонностям, имеющих алкогольную, никотиновую и иную зависимость;
риски, связанные с возвратами детей из замещающих семей в случае, когда при принятии решения о приеме в замещающую семью ребенка-сироты были неконструктивные мотивы, в частности материальные и эмоциональные.
Для минимизации указанных рисков планируется продолжить работу по анализу рисков и ресурсов кандидатов в замещающие родители для приема в свои семьи детей-сирот в рамках программы психолого-педагогической подготовки кандидатов в замещающие родители и обеспечивать индивидуальное сопровождение замещающих семей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.