г. Краснодар |
|
24 июня 2022 г. |
Дело N А53-26996/2021 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Воловик Л.Н., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова участвующих в деле лиц, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город" (ИНН 3435085647, ОГРН 1073435002761) на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.10.2021 (мотивированное от 21.12.2021) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2022 по делу N А53-26996/2021, установил следующее.
ООО "Группа компаний "Чистый город" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Административной комиссии при администрации Советского района города Ростова-на-Дону (далее - административная комиссия) о признании незаконным и отмене постановления от 28.07.2021 N 1334/1494/1524-2021 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 273-ЗС) в виде штрафа в размере 70 тыс. рублей.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства (глава 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 11.10.2021 (мотивированное от 21.12.2021), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.02.2022, суд отказал в удовлетворении заявления со ссылкой на наличие в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 5.1 Закона N 273-ЗС, соблюдением административной комиссией процедуры и срока привлечения общества к административной ответственности.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты, производство по делу об административном правонарушении прекратить. Заявитель кассационной жалобы полагает, что суды не учли, что в обязанность организаций по уборке территории, привлеченных на договорной основе, не входит уборка территорий от твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов на проезжей части, а также контейнерной площадке. Представитель юридического лица на обслуживаемую им контейнерную площадку не вызывался, о проведении ее осмотра не извещен. Фотоснимки, представленные административной комиссией, получены с нарушением требований статей 28.2 и 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс). Протокол об административном правонарушении не содержит доказательства нарушения графика по вывозу твердых коммунальных отходов. В действиях общества отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 16.07.2021 комитет по охране окружающей среды Администрации города Ростова-на-Дону выявил факты необеспечения своевременного качественного выполнения работ по удалению отходов производства и потребления, твердых бытовых отходов с места сбора твердых коммунальных отходов и прилегающей к ней территории от твердых коммунальных отходов, скопившихся в результате необеспечения надлежащего и своевременного графика вывоза отходов, что привело к загрязнению территории общего пользования и образованию свалочного очага по адресам: г. Ростов-на-Дону, Советский район, ул. Еляна, д. 70, г. Ростов-на-Дону, Советский район, ул. Еременко д. 100, что отражено в акте обследования территории от 16.07.20221 с применением фотофиксации (том 1, л. д. 12, 14).
Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода административной комиссии о нарушении обществом пункта 4 главы 3, пункта 15 главы 4, пункта 26 главы 11 Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону, принятых решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017 N 398 (далее - Правила N 398), и вынесения постановления от 28.07.2021 N 1334/1494/1524-2021 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 5.1 Закона N 273-ЗС в виде административного штрафа в размере 70 тыс. рублей, учитывая, что ранее постановлением административной комиссии при Администрации Советского района города Ростова-на-Дону общество привлекалось к административной ответственности.
Полагая, что постановление административной комиссии является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" законность обжалуемых судебных актов проверена судьей кассационной инстанции единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
На основании исследования и совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильного применения норм права к установленным по данному делу обстоятельствам, суды сделали правильный вывод об обоснованном привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 5.1 Закона N 273-ЗС, которой установлена ответственность за повторное или последующее в течение года совершение действий (бездействие), предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 5.1 Закона N 273-ЗС установлена ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5, 5.4, 5.5 Закона N 273-ЗС.
В соответствии с пунктом 4 раздела 3 Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону, утвержденных решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017 N 398 (далее Правила N 398) не допускается нарушение установленных Правилами N 398, нормативными актами администрации города, отраслевыми регламентами и иными документами требований к выполнению работ по благоустройству, содержанию и уборке, в том числе повлекшее загрязнение территории города. Ответственность за своевременность и качество выполнения работ по благоустройству и уборке, а также за поддержание чистоты на объектах благоустройства несут собственники (владельцы). В случае если объект благоустройства передан собственником владельцу в установленном законом порядке, ответственность за нарушение или неисполнение требований по содержанию объектов благоустройства, предусмотренных Правилами N 398, возлагается на владельца. В иных случаях ответственность возлагается на собственника. В случае привлечения на договорной основе подрядной организации собственники (владельцы) обязаны обеспечить контроль своевременности и качества выполнения работ, а при ненадлежащем выполнении работ со стороны подрядной организации - предпринять меры, предусмотренные условиями договора, для устранения нарушений и ликвидации их последствий (при возникновении).
В силу пунктов 14, 15 раздела 4 Правил N 398 на территории города запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные, крупногабаритные, строительные отходы, грунт и иные отходы, в несанкционированных местах. Лица, разместившие отходы производства и потребления в несанкционированных местах, обязаны за свой счет ликвидировать свалочный очаг (свалку) и произвести очистку территории, а при необходимости - рекультивировать поврежденный земельный участок и компенсировать ущерб, причиненный окружающей среде, в соответствии с действующим законодательством. В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления в несанкционированных местах, удаление отходов и рекультивацию территорий свалок производят собственники и владельцы земельных участков в соответствии с действующим законодательством. В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные, крупногабаритные, строительные отходы, грунт и иные отходы, в несанкционированных местах, удаление отходов и рекультивацию территорий свалок производят собственники и владельцы земельных участков в соответствии с действующим законодательством. На территории города запрещается загрязнять улицы при перевозке отходов производства и потребления, мусора и иных сыпучих и жидких материалов на подвижном составе; осуществлять перевозку (в том числе специализированным транспортом) отходов производства и потребления, мусора, сыпучих и жидких материалов без принятия мер и использования средств (приспособлений), предотвращающих загрязнение улиц в процессе транспортирования; загрязнять территории общего пользования бытовыми и промышленными отходами, в том числе отходами жизнедеятельности домашних животных.
Согласно пунктам 4, 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.
В соответствии с пунктом 26 раздела 11 Правил N 398, удаление с контейнерной площадки и прилегающей к ней территории отходов производства и потребления, высыпавшихся при выгрузке из контейнеров в специализированный транспорт, а также скопившихся в результате нарушения графика вывоза, производится исполнителем услуг по вывозу отходов.
С учетом Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), на региональных операторов возложена обязанность по осуществлению вывоза твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в том числе крупногабаритных отходов (далее - КГО), из специально отведенных мест: контейнерных площадок и специальных площадок для складирования КГО, определенных соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами.
Суды установили, что общество допустило нарушение Правил N 398, выразившееся в переполнении контейнеров на контейнерной площадке, расположенной по адресу: г. Ростов-на-Дону, Советский район, ул. Еляна, 70/ ул. Еременко, 100, что привело к загрязнению территории общего пользования и образованию свалочного очага.
Факт совершения правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 5.1 Закона N 273-ЗС, подтвержден представленными в материалы дела доказательствами и документально обществом не опровергнут. Доказательства вывоза ТКО 16.07.2021 по указанному адресу общество не представило. Правонарушение допущено обществом повторно в течение года.
Судебные инстанции обоснованно исходили из того, что вина общества заключается в непринятии исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения. Доказательства невозможности соблюдения установленных законом правил и норм в силу чрезвычайных и иных непредвиденных обстоятельств, которые общество не могло предусмотреть, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлены.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды сделали правильный вывод о законности постановления административной комиссии от 28.07.2021 N 1334/1494/1524-2021, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 5.1 Закона N 273-ЗС в виде 70 тыс. рублей штрафа.
Отклонив довод общества об отсутствии в его действиях состава вмененного ему административного правонарушения, суды исходили из того, что зафиксированное в акте об обнаружении признаков правонарушения свидетельствует о том, что общество как оператор по обращению с ТКО не приняло достаточные и необходимые меры по недопущению переполнения контейнеров, захламления территории и соблюдению пункта 4 раздела 3 Правил N 398. Выявленное проверкой переполнение контейнерных площадок и захламление территорий контейнерных площадок свидетельствует о необходимости корректировки графика вывоза ТКО применительно к увеличению частоты их вывоза или увеличению количества контейнеров, а также непринятии обществом мер к инициированию внесения соответствующих изменений в графики вывоза ТКО. Общество не представило доказательства принятия мер к инициированию соответствующих изменений, к взаимодействию с управляющими организациями, собственниками участков, на которых расположены контейнерные площадки. Обязанность принятия соответствующих мер следует из возложенной на общество обязанности по недопущению переполнения контейнеров (мусоросборников) отходами, обязанности по уборке мусора, просыпавшегося из контейнеров (мусоросборников) или бункеров-накопителей при выгрузке в транспортные средства.
Таким образом, суды обоснованно поддержали позицию административной комиссии о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 5.1 Закона N 273-ЗС.
Судебные инстанции сделали правильный вывод о соблюдении административным органом порядка производства по делу об административном правонарушении. Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок для привлечения общества к административной ответственности соблюден.
Доводы общества, в том числе о том, что общество не является субъектом правонарушения, исследованы судами и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой обстоятельств дела, установленных судами, направлены на иную оценку исследованных судами доказательств, что в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Установленные частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для пересмотра в порядке кассационного производства обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.10.2021 (мотивированное от 21.12.2021) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2022 по делу N А53-26996/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 4, 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.
...
С учетом Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), на региональных операторов возложена обязанность по осуществлению вывоза твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в том числе крупногабаритных отходов (далее - КГО), из специально отведенных мест: контейнерных площадок и специальных площадок для складирования КГО, определенных соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами.
...
Судебные инстанции сделали правильный вывод о соблюдении административным органом порядка производства по делу об административном правонарушении. Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок для привлечения общества к административной ответственности соблюден."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 июня 2022 г. N Ф08-4331/22 по делу N А53-26996/2021