Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. N 288 "Об утверждении государственной программы "Развитие лесного хозяйства Нижегородской области" следующие изменения:
1.1. Наименование постановления изложить в следующей редакции:
"Об утверждении государственной программы Нижегородской области "Развитие лесного хозяйства Нижегородской области".
1.2. В пункте 1 слова "государственную программу" дополнить словами "Нижегородской области".
2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу "Развитие лесного хозяйства Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. N 288.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г. и подлежит официальному опубликованию.
И.о. Губернатора |
А.Н. Гнеушев |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 26 декабря 2023 г. N 1135
Изменения,
которые вносятся в государственную программу "Развитие лесного хозяйства Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. N 288
Государственную программу изложить в следующей редакции:
"Государственная программа
Нижегородской области "Развитие лесного хозяйства Нижегородской области"
Стратегические приоритеты государственной программы Нижегородской области "Развитие лесного хозяйства Нижегородской области"
I. Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Нижегородской области
Важность отрасли лесного хозяйства для развития Нижегородской области (далее также - регион) определяется тем влиянием, которое оно оказывает на социально-экономическое развитие Нижегородской области, обеспечение сырьем, используемым в большинстве отраслей промышленности и народного хозяйства, занятости сельского населения, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
Леса, в зависимости от их расположения, выполняют множество полезных функций, обеспечивают защиту объектов транспортной и промышленной инфраструктуры, природных объектов, служат местами отдыха и пребывания граждан, вследствие чего их охрана, защита, воспроизводство является безусловным приоритетом деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области.
Охраняемая от лесных пожаров площадь лесного фонда Нижегородской области составляет более 3,7 млн гектаров.
В связи с возрастающей динамикой глобальных климатических изменений, происходит увеличение частоты и интенсивности лесных пожаров.
В целом пики горимости имеют пяти- и десятилетние циклы, а в некоторые периоды 3-4 года.
За период с 1936 по 2021 год самой высокой частотой пожаров и степенью горимости в Нижегородской области характеризовались пожароопасные сезоны 1936 года, 1938 года, 1951 года, 1960 года, 1961 года, 1964 года, 1966 года, 1967 года, 1972 года, 1981 года, 1984 года, 1986 года, 1996 года, 1997 года, 2002 года, 2010 года. В эти годы количество возникших лесных пожаров превышало 1000 штук в пожароопасный сезон.
За последнее столетие наиболее горимыми охарактеризовались 1972 год, количество возникших пожаров в котором составило 2526 штук, а площадь, пройденная огнем, составила 404,4 тыс. гектаров и 2010 год, количество возникших пожаров в котором составило 1278, площадь, пройденная огнем, составила 171,0 тыс. гектаров.
С момента введения нового лесного законодательства и передачи отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, динамика лесных пожаров с 2007 г. изменилась существенно.
Благодаря целенаправленным управленческим действиям, организационной и профилактической работе количество лесных пожаров ежегодно сокращается.
Динамика лесных пожаров
Годы |
Количество лесных пожаров, шт |
Площадь, тыс. га |
2007 |
700 |
0,7 |
2008 |
197 |
0,3 |
2009 |
619 |
0,6 |
2010 |
1278 |
171,0 |
2011 |
128 |
0,08 |
2012 |
55 |
0,02 |
2013 |
77 |
0,07 |
2014 |
184 |
0,2 |
2015 |
78 |
0,3 |
2016 |
55 |
0,03 |
2017 |
39 |
0,03 |
2018 |
75 |
0,03 |
2019 |
65 |
0,07 |
2020 |
46 |
0,02 |
2021 |
98 |
0,8 |
2022 |
65 |
12,4 |
2023 |
31 |
0,007 |
Итого: |
3790 |
186,7 |
Увеличение количества лесных пожаров происходит исключительно в периоды установления неблагоприятных метеорологических природных явлений и высоких и чрезвычайно высоких классов пожарной опасности в лесах.
В последние годы в связи с изменением климата рост показателя числа лесных пожаров обусловлен действием природных факторов - гроз.
Как правило, цикличность возникновения лесных пожаров от грозовых разрядов наблюдалась в разреженных насаждениях - болотах, площадях с молодым возобновившимся лесов.
Так в пожароопасном сезоне 2022 года на землях лесного фонда Нижегородской области было зарегистрировано 65 лесных пожаров на общей площади 12,4 тыс. гектаров, причиной возникновения которых в 50% случаев были грозовые разряды. Из 65 лесных пожаров 4 лесных пожара на территории Михайловского районного лесничества г.о. Воротынский перешли в категорию крупных.
Причиной быстрого распространения огня стало неблагоприятное сочетание метеофакторов - высокая температура (в регионе в 51 муниципальном образовании из 52 установились 4 и 5 классы пожарной опасности) и высокая ветровая нагрузка. Кроме того, повлияла структура насаждений Михайловского лесничества - более 65% площади пожаров, это непроходимые болота Камско-Бакалдинской группы.
Начиная с 2013 года наблюдается плавное снижение площади насаждений с неудовлетворительным санитарным состоянием, по состоянию на 1 января 2023 г. общая площадь насаждений с наличием усыхания в Нижегородской области составляет 3539,3 га. Причем отмечается преобладание участков со средней степенью усыхания.
Основными причинами, вызвавшими ослабление, усыхание и гибель лесов в Нижегородской области, являются неблагоприятные погодные условия и почвенно-климатические факторы и болезни леса. В 2022 году площадь погибших за год насаждений резко увеличилась, что обусловлено массовыми ветровалами, прошедшими по западным районам Нижегородской области и гибелью насаждений от лесных пожаров. Площадь погибших насаждений, выявленных в течение 2022 года, составила 889,72 га, а оставшихся на корню на конец года - 797,76 га.
Ураганные и шквалистые ветра, в результате воздействия которых происходит обрыв корней, сломы стволов, наклон и дугообразный изгиб стволов деревьев возникают на территории области ежегодно, и являются основной причиной гибели лесов среди неблагоприятных погодных условий и почвенно-климатических факторов.
Разработка насаждений, поврежденных ураганными ветрами осложнена рядом факторов, таких как сложность проведения работ (значительные площади ветровальных участков находятся в труднодоступных для освоения местах, со слабо развитой дорожной сетью), высокий снежный покров в зимний период, низкая экономическая выгода работ, отсутствие рынка сбыта заготовленной древесины.
На конец 2022 года болезни леса являются второй по площади причиной ослабления лесов, хотя и не оказывающей такого сильного влияния на состояние насаждений как другие группы причин. Насаждения, пораженные болезнями леса, занимают площадь 713,9 га, за год произошло уменьшение площадей поврежденных и погибших насаждений, гибели лесов от болезней леса в 2022 году отмечено не было.
На конец 2022 года от повреждения насекомыми-вредителями ослаблено 733,72 га лесных насаждений.
Гибель насаждений от насекомых-вредителей в 2022 году была вызвана стволовыми вредителями - короедом-типографом и большим сосновым лубоедом. Погибшие, оставшиеся на корню на конец отчетного года насаждения, повреждены преимущественно короедом-типографом, поэтому наиболее пострадавшими являются еловые страты.
Площадь погибших от повреждения насекомыми-вредителями насаждений за 2022 год уменьшилась в 2,6 раза. Вместе с тем, гибель за год, по сравнению с 2021 годом, значительно увеличилась, это обусловлено формированием новых очагов короеда-типографа.
Действующие на территории Нижегородской области за последние 10 лет очаги хвое - и листогрызущих вредителей были своевременно ликвидированы, гибель насаждений в них не отмечена.
Лесные пожары ввиду специфики фактора ослабления также оказывают негативное влияние на состояние насаждений. За последние десять лет от воздействия огня в области погибло 1545,63 га насаждений.
Проведение мероприятий по ликвидации очагов вредителей леса в период с 2019 года в Нижегородской области не требовалось.
За последние годы в законодательство внесены существенные изменения, связанные с организацией защиты лесов. Они предусматривают прямые законодательные нормы по осуществлению профилактики развития очагов вредных организмов, мониторинга санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений, а также нормы, касающиеся назначения и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.
Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889 (далее - Стратегия), также выделяет в число основных приоритетов Правительства Нижегородской области вопросы обеспечения рационального и эффективного использования лесных ресурсов и развития глубокой переработки древесины на территории области, а также обеспечения своевременного воспроизводства, охраны и защиты лесов.
Основным видом использования лесов в Нижегородской области является заготовка древесины, которая осуществляется в рамках договоров аренды лесных участков, исполнения государственных заданий подведомственными государственными учреждениями, по договорам купли-продажи, заключенным по результатам аукционов для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также заключенным с гражданами для собственных нужд.
Средний объем заготовки древесины за последние 5 лет составил 3,9 млн м. За 2022 год объем заготовки древесины составил 3,7 млн м, что на 0,4 млн м ниже уровня 2021 года (4,1 млн м).
Введенные со стороны ряда недружественных стран санкции и ограничения напрямую отразились на финансовом состоянии организаций лесного комплекса, нарушили сложившийся баланс спроса и предложения продукции из древесины и создали логистические проблемы, связанные с переориентированием на новые рынки сбыта, поставок необходимой техники и комплектующих, закупки сервисных услуг, привели к сокращению внутреннего спроса и закупочных цен на продукцию из древесины.
Основной объем заготовки древесины заготавливается по договорам аренды лесных участков. В настоящее время в аренду с целью заготовки древесины передано более 2,7 млн га или 72% всех лесов Нижегородской области. Свободная от аренды территория составляет около 1,1 млн га. Возможный объем заготовки древесины на данной территории составляет более 1,5 млн м.
В среднем ежегодно арендаторами заготавливается около 3,6 млн м, что составляет 80-90% от общего объема фактически заготовленной древесины. Оставшийся объем заготовки древесины от 0,1 до 0,3 млн м заготавливается по договорам купли-продажи лесных насаждений, заключаемых с исполнителями государственных заданий на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, победителями аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений среди субъектов малого и среднего предпринимательства, и физическими лицами (для собственных нужд).
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации вырубленные, погибшие леса подлежат воспроизводству. В последние годы происходит рост лесовосстановления до 13,8 тыс. га и увеличение отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений до 106 процентов. Достигнут положительный баланс между лесовосстановлением и выбытием лесов от вырубок и гибели, что позволило поддержать лесистость Нижегородской области на оптимальном уровне и сохранить экологический потенциал лесов Нижегородской области. Воспроизводство лесов Нижегородской области осуществляется способом искусственного, комбинированного и естественного лесовосстановления.
Ежегодно в Нижегородской области выращивается лесной посадочный материал в объеме 18-19 млн шт. лесных сеянцев, в том числе 2,0 млн шт. с закрытой корневой системой. Основным предприятием, выращивающим лесной посадочный материал, является ГАУ НО "Семеновский спецсемлесхоз", подведомственный министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области.
В течении 2021 - 2022 годов на развитие и модернизацию тепличного комплекса ГАУ НО "Семеновский спецсемлесхоз" из областного бюджета выделено 28,3 млн рублей. Это позволит с 2024 года увеличить выращивание посадочного материала с закрытой корневой системой до 3,0 млн шт., предусмотренных настоящей государственной программой Нижегородской области (далее - Программа).
Дальнейшее развитие лесного хозяйства Нижегородской области не может быть осуществлено без укрепления кадрового потенциала. Сохраняется дефицит квалифицированных кадров, остается низким уровень производительности труда.
Дополнительные эффекты от реализации программы будут достигнуты за счет укрепления и развития кадрового потенциала лесного хозяйства Нижегородской области путем проведения повышения квалификации, профессиональной подготовки своих работников на базе подведомственного министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области ГБПОУ НО "Краснобаковский лесной колледж". Программа обеспечит повышение роли профессиональной и квалификационной подготовке специалистов, установление более тесной связи профессионального образования с учетом требований лесного законодательства и спроса на рынке труда.
Не менее важным направлением является цифровая трансформация в процессе развития отрасли лесного хозяйства обусловлено это необходимостью перехода от обмена бумажными документами к обмену данными, введение реестровых моделей, оптимизации процессов управления, повышение цифровой зрелости органов государственной власти в области лесных отношений.
Достижение уровня цифровой трансформации возможно с внедрением и эксплуатацией информационных систем, цифровых сервисов, а также с применением современных технологий.
II. Описание приоритетов и целей социально-экономического развития Нижегородской области в сфере реализации государственной программы Нижегородской области "Развитие лесного хозяйства Нижегородской области"
Приоритеты Программы: совершенствование системы мероприятий по сохранению лесов, обеспечение лесным посадочным материалом для лесовосстановления, профилактике и тушению лесных пожаров, дальнейшее развитие охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредителей, болезней и других неблагоприятных факторов, которые до настоящего времени являются одними из главных факторов повреждения и гибели лесов в Нижегородской области. Развитие системы и технических средств лесопатологического обследования, разработка и использование инновационных средств защиты лесов от вредных организмов, и совершенствование системы назначения и осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий.
А также формирование на территории Нижегородской области единого цифрового пространства в отрасли лесного хозяйства и электронного взаимодействия среди участников в области лесных отношений.
С учетом положений стратегических документов определены следующие цели Программы:
- обеспечение воспроизводства лесов на уровне не менее 100% к объему вырубленных и погибших лесов;
- повышение эффективности ведения лесного хозяйства, охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов, а также обеспечение комфортной и безопасной среды для жителей.
III. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Приоритеты Программы разработаны на основании Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2022 г. N 382 "О мерах по сокращению площади лесных пожаров в Российской Федерации", Стратегии развития беспилотной авиации Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2023 г. N 1630-р, Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. N 312-р, Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889, государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 318, региональным планом адаптации к изменениям климата, утвержденным распоряжением Правительства Нижегородской области от 4 июля 2022 г. N 715-р.
IV. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного управления Нижегородской области
Для повышения эффективности ведения лесного хозяйства, охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов, а также обеспечение комфортной и безопасной среды для жителей определены следующие задачи Программы:
- устойчивое управление лесами, расположенными на территории Нижегородской области, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;
- сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
- использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;
- обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
- сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения;
- улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности;
- осуществление на землях лесного фонда в границах Нижегородской области, а также на лесных участках, находящихся в собственности Нижегородской области, федерального государственного лесного контроля (надзора), а также лесной охраны;
- развитие лесной инфраструктуры.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 26 декабря 2023 г. N 1135 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. N 288"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 28 декабря 2023 г. N 5200202312280003