Мина под нотариат
Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал принять во втором чтении проект федерального закона N 19560-3 "О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ" (Глава 26. "Государственная пошлина"). Законопроектом предусматривается существенное снижение ставок государственной пошлины (тарифа) за совершение нотариальных действий. О той опасности, которую представляет для нотариата существующий законопроект, мы уже писали ("эж-ЮРИСТ" N 22, 2003 г.). Предусмотренное законопроектом резкое снижение размеров ставок государственной пошлины приведет к невозможности надлежащим образом финансировать такую важную государственную функцию, как нотариат.
Законопроект предусматривает за совершение нотариальных действий взимание государственной пошлины либо нотариальных тарифов в зависимости от обязательности нотариальной формы (для нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе) и от правового статуса нотариуса (государственный или частный нотариус).
Таким образом, законопроектом предлагается разделить уплачиваемые нотариусам суммы на два вида - нотариальный тариф и государственную пошлину. Нотариальный тариф, по мнению разработчиков законопроекта, не является налоговым платежом (сбором) и в силу этого его ставки могут быть установлены в Основах законодательства о нотариате (далее - Основы).
Деление платежей на налоговые и иные в зависимости от обязательности нотариальной формы приведет к нарушению положения п.5 ст.3 НК РФ. Тем более что данное действие не соответствует приведенному в п.2 ст.8 НК РФ критерию деления платежей.
Также не представляется возможным поддержать деление платежей в зависимости от правового статуса нотариуса, поскольку в соответствии с п.2 ст.8 НК РФ сбор подлежит уплате за совершение юридически значимых действий как государственными органами, органами местного самоуправления, так и иными уполномоченными органами и должностными лицами.
В этой связи считаем необходимым согласиться с позицией Минэкономразвития России по данному вопросу и установить в качестве критерия для деления платежей на нотариальный тариф и государственную пошлину юридическую значимость действий, совершаемых нотариусом (как частным, так и государственным). При этом за совершение юридически значимых действий должна взиматься государственная пошлина.
Положения ст.3339 главы 26 законопроекта не учитывают, что в силу п.2 ст.163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделок обязательно не только в случаях, указанных в законе, но и в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась. Кроме того, в рассматриваемой статье предлагается существенно снизить размеры госпошлины (нотариального тарифа) за совершение нотариальных действий. При этом не учитывается тот факт, что в силу ст.17 Основ нотариус несет ответственность за ущерб, причиненный своими неправомерными действиями. При этом с ростом суммы сделки возрастает размер возможной ответственности нотариуса. Таким образом, снижение ставок государственной пошлины и нотариального тарифа за совершение нотариальных действий может негативно отразиться на интересах сторон сделки.
В настоящее время в России в государственных нотариальных конторах работает около 700 чел., а нотариусов, занимающихся частной практикой, - 6157 чел., т.е. основное количество нотариальных действий совершается частными нотариусами. Небюджетный нотариат в России является преобладающим, что соответствует международной практике.
Небюджетный нотариат является основным источником поступлений от нотариальной деятельности в бюджеты различных уровней, что можно проиллюстрировать на примере Москвы, где работает 650 нотариусов, занимающихся частной практикой (11 процентов от общего количества нотариусов в Российской Федерации). За совершение нотариальных действий они ежегодно взимают сумму, эквивалентную 30 млн долларов США, в виде нотариального тарифа. И это с учетом того, что более половины всех сделок с недвижимостью совершается в простой письменной форме и число таких сделок постоянно увеличивается.
Более 70 процентов от этой суммы уходит на уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей, оказание бесплатной нотариальной помощи социально незащищенным слоям населения.
Государственные нотариальные конторы в соответствии со статьей 23 Основ должны финансироваться за счет федерального бюджета. Однако Законом РФ "О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год" финансирование содержания государственных нотариальных контор передано в бюджеты субъектов Российской Федерации, т.е. в республиканском бюджете Российской Федерации начиная с 1993-го и последующие годы статьи расходов на содержание государственных нотариальных контор не предусматривались. Действующим Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" предусматривается, что государственная пошлина за совершение нотариальных действий зачисляется в доход местного бюджета. Вместе с тем изменения в Основы в этой части внесены не были и законопроектом не предлагаются. В результате вопрос финансирования государственных нотариальных контор до сих пор остается четко не урегулированным на законодательном уровне, а законопроект этого противоречия не устраняет.
Предложенные законопроектом размеры твердых ставок в условиях недостаточно стабильной экономической ситуации в стране приведет к недофинансированию государственных нотариальных контор. Это неизбежно отрицательно скажется на качестве нотариального обслуживания населения и обеспечении нотариусами и уполномоченными должностными лицами надлежащей правовой защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В результате возникнет необходимость постоянного внесения изменений в НК РФ в части изменения ставок госпошлины, что подрывает принцип стабильности законодательства.
По нашему мнению, снижение размеров государственной пошлины за нотариальные действия, совершаемые как нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, так и частными нотариусами, повлечет снижение доходной части бюджета.
Статьей 13 законопроекта предусматривается внесение в основы законодательства Российской Федерации о нотариате изменения, а также дополнения в виде ст.22.1, предусматривающей установление в качестве платежа за нотариальные действия, совершение которых не является обязательным, нотариального тарифа. Однако представляется не совсем понятным происхождение и место данного тарифа в системе российского налогового законодательства.
При сложившейся ситуации и из назревшей практической необходимости целесообразно рассмотреть возможность правового урегулирования порядка, форм и объемов взимания тарифа частными нотариусами отдельным законодательным актом о нотариальном тарифе.
В этой связи предлагается дополнить законопроект принципиальным положением, в соответствии с которым установить, что до принятия специального федерального закона, устанавливающего порядок оплаты труда частных нотариусов, они взимают плату за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий документов и выполнение технической работы по тарифам, размеры которых утверждаются Минюстом России. Выражаем надежду, что приведенные Торгово-промышленной палатой РФ выше замечания и предложения будут учтены Комитетом по бюджету и налогам при подготовке законопроекта к принятию во втором чтении Госдумой.
Д. Литвинов,
старший эксперт Департамента ТПП РФ
по законодательству
"эж-ЮРИСТ", N 43, октябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru