В целях повышения эффективности управления и распоряжения имуществом Самарской области в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 29.09.2023 N 782 "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Самарской области" Правительство Самарской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 680 "Повышение эффективности управления имуществом Самарской области на 2014-2025 годы" следующие изменения:
в наименовании, пункте 1 слова "на 2014-2025 годы" исключить;
пункты 2, 3 изложить в следующей редакции:
"2. Установить, что к расходным обязательствам Самарской области относится предоставление из областного бюджета муниципальным образованиям Самарской области субсидии на проведение комплексных кадастровых работ на территории Самарской области, реализуемое в соответствии с порядком предоставления и распределения из бюджета Самарской области субсидии местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Самарской области на проведение комплексных кадастровых работ на территории Самарской области, представленным в приложении к Государственной программе.
3. Финансовое обеспечение возникающего в результате принятия настоящего постановления расходного обязательств Самарской области, указанного в пункте 2 настоящего постановления, осуществляется в форме бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов за счет средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемого в установленном порядке министерству имущественных отношений Самарской области.";
в государственной программе Самарской области "Повышение эффективности управления имуществом Самарской области на 2014-2025 годы" (далее - Государственная программа):
в наименовании слова "на 2014-2025 годы" исключить;
паспорт Государственной программы признать утратившим силу;
текст Государственной программы изложить в следующей редакции:
"Стратегические приоритеты
Государственной программы
1. Оценка текущего состояния в сфере реализации Государственной программы
Деятельность государственной власти и реализация государственной политики на региональном уровне основываются на имеющихся в распоряжении публично-правового образования материально-финансовых ресурсах, к которым в том числе относится государственное имущество.
Управление имуществом Самарской области представляет собой всю совокупность общественных отношений (экономических, правовых, социальных и прочих), возникающих с участием государственного имущества Самарской области, закрепленного на вещных правах за государственными унитарными (казенными) предприятиями Самарской области, государственными учреждениями Самарской области, имущественных правах Самарской области, вытекающих из ее участия в хозяйственных обществах и некоммерческих организациях, а также имущества, составляющего государственную казну Самарской области.
Использование государственного имущества Самарской области и распоряжение им осуществляются путем передачи имущественных объектов в аренду, безвозмездное пользование, хозяйственное ведение (государственным унитарным предприятиям Самарской области), оперативное управление (государственным учреждениям и казенным предприятиям Самарской области), залог, доверительное управление, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование (в отношении земельных участков), в иную публичную форму собственности, а также передачи объектов имущества по концессионному соглашению; приобретения имущества для государственных нужд; приватизации с последующей продажей; предоставления жилых помещений, входящих в состав имущества казны Самарской области и составляющих жилищный фонд Самарской области, по договорам найма; предоставления мест под установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Повышение эффективности управления государственным имуществом основывается на необходимости повышения результативности владения, пользования и распоряжения объектами государственного имущества в рамках институционально устанавливаемых правил и ограничений.
По состоянию на 1 октября 2023 года в реестре имущества Самарской области учтено 7 858 объектов недвижимости, из которых 7 155 объектов общей площадью 6 295 тыс. кв. м переданы в оперативное управление государственным учреждениям и казенным предприятиям Самарской области; 258 объектов общей площадью 89,87 тыс. кв. м переданы в хозяйственное ведение государственным предприятиям Самарской области; 445 объектов составляют имущество казны Самарской области (в том числе в отношении 178 объектов права третьих лиц отсутствуют).
Управление государственным имуществом Самарской области осуществляется с применением государственной информационной системы Самарской области "Управление активами Самарской области", предназначенной для обеспечения надлежащего учета имущества Самарской области, муниципального имущества, доступности и достоверности информации для заинтересованных пользователей, обоснованности и эффективности принятия управленческих решений, прозрачности деятельности органов государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления в Самарской области при распоряжении имуществом Самарской области и муниципальным имуществом, а также централизации разрозненных, дублирующих информационных систем в единую цифровую платформу по управлению имуществом на муниципальном и региональном уровне. Оператором государственной информационной системы является министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство).
Создание единого информационного пространства по управлению имуществом Самарской области путем модернизации государственной информационной системы Самарской области "Управление активами Самарской области" осуществляется министерством с 2018 года.
В настоящее время к государственной информационной системе подключены 37 муниципальных образований Самарской области, министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, организована возможность работы более 2 100 пользователей в 1 600 учреждениях государственного и муниципального уровня Самарской области, количество которых по мере подключения правообладателей возрастает. В государственной информационной системе содержатся данные о 5,35 млн. объектов имущественного учета и более чем 80 тыс. договоров.
Консолидация сведений о государственном и муниципальном имуществе в объеме, достаточном для принятия управленческих решений, станет возможной после завершения всего комплекса работ по развитию государственной информационной системы.
В целях обеспечения надлежащего функционирования системы контроля управления недвижимым имуществом, находящимся в собственности Самарской области и закрепленным на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями Самарской области, на праве оперативного управления за государственными казенными предприятиями и государственными учреждениями Самарской области, органами государственной власти Самарской области, а также имуществом, составляющим казну Самарской области, раз в три года проводится инвентаризация недвижимого имущества, по итогам которой реализуются мероприятия по повышению эффективности использования объектов недвижимого имущества Самарской области, в том числе:
перераспределение объектов имущества Самарской области между иными государственными организациями Самарской области;
списание имущества, не пригодного для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, восстановление, реконструкция и (или) перепрофилирование которого невозможны или экономически нецелесообразны;
включение объектов недвижимости в прогнозный план (программу) приватизации имущества Самарской области для дальнейшей продажи;
передача объектов имущества Самарской области в залог;
передача объектов имущества Самарской области в доверительное управление;
предоставление жилых помещений, входящих в состав имущества казны Самарской области и составляющих жилищный фонд Самарской области, по договорам найма;
передача объектов имущества Самарской области по концессионному соглашению;
передача объектов имущества Самарской области в иную публичную форму собственности;
предоставление государственными организациями Самарской области ликвидного, но не используемого в своей деятельности недвижимого имущества для использования третьими лицами на соответствующем праве.
Вместе с тем на экономический результат от управления государственным имуществом Самарской области негативно влияет высокий износ объектов (среднее значение износа превышает 50%), значительная часть которых находится в ветхом, неудовлетворительном состоянии, многие объекты недвижимого имущества не подвергались капитальному ремонту с момента постройки.
Повышение эффективности использования объектов государственной собственности Самарской области невозможно без следующих направлений:
планомерного и своевременного обновления основных фондов;
замены устаревшего оборудования на новое, соответствующее современным условиям развития техники и модернизации;
реализации мероприятий по организации и обеспечению оценки недвижимого имущества Самарской области, не востребованного органами исполнительной власти Самарской области и подведомственными ими государственными организациями, в целях включения его в прогнозный план (программу) приватизации имущества Самарской области, сдачи в аренду, по списанию имущества, не пригодного для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, восстановление, реконструкция и (или) перепрофилирование которого невозможны или экономически нецелесообразны, а также обеспечению охраны объектов недвижимого имущества казны Самарской области.
По состоянию на 1 октября 2023 года осуществлена государственная регистрация права собственности Самарской области на 89% от общего количества объектов капитального строительства, учтенных в реестре имущества Самарской области.
Отсутствие в необходимом объеме документов технического и кадастрового учета является одной из причин, сдерживающих государственную регистрацию права собственности Самарской области на имущество Самарской области, что негативно сказывается на уровне их вовлечения в экономический оборот, а также приводит к отсутствию возможности своевременно принимать решения о распоряжении государственным имуществом Самарской области, в том числе о приватизации объектов недвижимости, разделе земельных участков, разграничении прав собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями при возникновении необходимости передачи имущества, предназначенного для реализации соответствующих полномочий.
Эффективное использование государственного имущества подразумевает извлечение пользы (социальный, экономический, бюджетный эффект) при оптимизации бюджетных затрат в рамках передачи государственного имущества на праве оперативного управления, хозяйственного ведения и в виде вклада в уставный капитал хозяйственных обществ.
Эффективность управления региональной собственностью проявляется прежде всего через достигнутые социально-экономические результаты.
Сложившаяся в текущий момент ситуация в сфере управления имуществом Самарской области оказывает влияние на экономические эффекты для регионального бюджета, выраженные в нестабильности поступлений доходов от использования государственного имущества Самарской области в бюджет Самарской области, и в большей степени обусловлена следующими факторами:
сокращением количества государственных унитарных предприятий Самарской области ввиду необходимости их ликвидации (реорганизации, приватизации) в соответствии с положениями Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции";
отсутствием в государственной собственности Самарской области достаточного количества высоколиквидного имущества, востребованного гражданами и юридическими лицами в целях аренды или приобретения в собственность;
разграничением имущества в соответствии с полномочиями между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями;
предоставлением государственного имущества Самарской области субъектам малого и среднего предпринимательства на льготных условиях с целью оказания содействия в их развитии в порядке, предусмотренном законодательством.
Вместе с тем, учитывая роль учреждений в воспроизводственном процессе, эффективное управление государственным имуществом в большей степени выражается в социальной эффективности, поскольку именно в социальном эффекте находит свое непосредственное отражение принцип общественного назначения публичной собственности, ее особый характер, направленность на удовлетворение публичного (общественного, коллективного) интереса.
К концу реализации Государственной программы планируется увеличение доли находящихся на территории Самарской области земельных участков и объектов капитального строительства, сведения о местоположении границ и контуров которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, а также объема доходов областного бюджета, полученных от управления и распоряжения имуществом Самарской области.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Государственной программы
Реализация государственной политики в сфере управления государственным имуществом Самарской области осуществляется в соответствии с действующим законодательством, регулирующим земельно-имущественные отношения, Законом Самарской области "О порядке управления и распоряжения собственностью Самарской области", Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017 N 441 (далее - Стратегия).
Стратегией в качестве одного из стратегических направлений развития Самарской области определено повышение эффективности деятельности Правительства Самарской области, в том числе посредством повышения эффективности реализуемой бюджетной политики.
В рамках указанных стратегических приоритетов в сфере реализации Государственной программы Стратегией определена необходимость реализации следующих мероприятий:
актуализация данных о стоимости объектов недвижимости и земельных участков, необходимая для увеличения поступлений земельного налога, арендной платы и налога на имущество физических лиц;
вовлечение невостребованного имущества в хозяйственный оборот.
Кроме того, реализация Государственной программы направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и основанной на развитии конкуренции, стимулировании инвестиционной активности, формировании условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса субъектами малого и среднего предпринимательства, создании благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами.
Национальным планом ("дорожной картой") развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2021 N 2424-р, в качестве одной из ключевых задач в сфере развития конкуренции определено обеспечение эффективного и прозрачного управления государственной и муниципальной собственностью, в том числе вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого и непрофильного государственного и муниципального имущества (в том числе в социальной сфере), унификация процедур распоряжения государственной и муниципальной собственностью на основе аукционов, проводимых в электронной форме.
Приоритетным направлением государственной политики в сфере управления имуществом Самарской области является создание условий эффективного управления имуществом публично-правового образования, выражающихся в удовлетворении потребности региона в имущественных активах, необходимых для решения социальных функций и повышения доходной части консолидированного бюджета, в том числе по результатам максимального вовлечения невостребованного имущества в хозяйственный оборот.
С учетом обозначенных приоритетов целями Государственной программы являются:
увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Самарской области;
удовлетворение потребности Самарской области в имущественных активах.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Приоритеты и цели Государственной программы взаимосвязаны с целью государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 N 2148, "Обеспечение полноты и качества сведений в Едином государственном реестре недвижимости в объеме 95 процентов к концу 2030 года" и направлены на достижение показателя "Доля земельных участков, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, с границами, установленными в соответствии с требованиями Российской Федерации".
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере реализации Государственной программы
Задачами государственного управления в сфере реализации Государственной программы являются:
актуализация налогооблагаемой базы;
вовлечение в хозяйственный оборот объектов имущества казны Самарской области;
формирование имущественных активов Самарской области;
обеспечение сохранности имущества Самарской области;
наполнение Единого государственного реестра недвижимости актуальными и достоверными сведениями;
регулирование в сфере размещения наружной рекламы на территории Самарской области;
обеспечение государственной регистрации прав на имущество Самарской области;
обеспечение осуществления прав Самарской области как учредителя (участника, собственника, акционера) коммерческих и некоммерческих организаций.
Решение намеченных задач планируется осуществлять посредством реализации регионального проекта, не входящего в состав национального проекта "Реализация приоритетных направлений государственной политики в сфере управления и распоряжения имуществом Самарской области", а также комплекса процессных мероприятий "Обеспечение реализации политики Самарской области в сфере управления и распоряжения собственностью Самарской области".
Согласно перечню поручений Президента Российской Федерации по вопросам реализации государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных" от 11.08.2022 N Пр-1424 высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано предусматривать в бюджетах субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период средства на финансирование (софинансирование) мероприятий государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных", в том числе на проведение комплексных кадастровых работ. Проведение комплексных кадастровых работ призвано обеспечить полноту сведений Единого государственного реестра недвижимости, повысить уровень юридической защиты прав и законных интересов правообладателей земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, устранить реестровые ошибки, допущенные при определении местоположения границ земельных участков, а также снизить количество земельных споров.
В целях проведения комплексных кадастровых работ на территории Самарской области из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Самарской области в рамках Государственной программы предоставляются субсидии.
Ожидаемыми результатами реализации Государственной программы к концу срока ее действия являются:
актуализация кадастровой стоимости объектов недвижимости, являющаяся основой увеличения поступлений имущественных налогов в консолидированный бюджет Самарской области;
актуализация данных о рыночной стоимости объектов недвижимости и земельных участков, необходимая для увеличения поступлений арендной платы;
увеличение доходов областного бюджета от распоряжения имуществом казны Самарской области;
увеличение доходов консолидированного бюджета Самарской области от заключения договоров на установку рекламных конструкций;
наполнение Единого реестра объектов недвижимости актуальными данными об объектах недвижимости, расположенных на территории Самарской области;
формирование условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами, а также условий для комфортного ведения бизнеса субъектами малого и среднего предпринимательства;
сохранение потребительских свойств объектов имущества Самарской области в текущем состоянии;
оформление прав собственности Самарской области на имущество Самарской области;
приобретение объектов имущества для государственных нужд;
поступление доходов в бюджет Самарской области в виде дивидендов хозяйственных обществ, участником (учредителем) которых является Самарская область, и части прибыли государственных унитарных предприятий Самарской области.";
приложения 1-6.3, 6.5-7 к Государственной программе признать утратившими силу;
приложение 6.4 к Государственной программе считать приложением к Государственной программе и изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство имущественных отношений Самарской области.
3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
И.о. первого вице-губернатора - |
Н.И. Катина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Самарской области от 28 декабря 2023 г. N 1151 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 680 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Повышение эффективности управления имуществом Самарской области на 2014-2025 годы"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный сайт Правительства Самарской области (pravo.samregion.ru) 28 декабря 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 29 декабря 2023 г. N 6300202312290031
газета "Волжская коммуна" от 10 января 2024 г. N 2