Постановление Правительства Самарской области от 27 декабря 2023 г. N 1143
"О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 674 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014-2032 годы"
В целях реализации постановления Правительства Самарской области от 29.09.2023 N 782 "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Самарской области" Правительство Самарской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 674 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014-2032 годы" следующие изменения:
в наименовании и пункте 1 слова "на 2014-2032 годы" исключить;
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Установить, что к расходным обязательствам Самарской области относится:
1) предоставление субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным министерству здравоохранения Самарской области, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий согласно приложению 1 к настоящему постановлению;
2) предоставление субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на финансовое обеспечение информационно-разъяснительного сопровождения региональных составляющих национальных проектов в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
3) предоставление субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на финансовое обеспечение оказания паллиативной медицинской помощи в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
4) предоставление субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением, на реализацию мероприятия по предоставлению специальных социальных выплат в целях оказания государственной социальной поддержки на компенсацию расходов в размере 50 процентов банковской процентной ставки ипотечного жилищного кредита молодым врачам в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
5) предоставление субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением, на реализацию мероприятия по предоставлению социальных выплат в целях оказания государственной социальной поддержки на компенсацию первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту на приобретение, в том числе на вторичном рынке, жилья, строительство жилого помещения, расположенного на территории Самарской области в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, городском поселении Нефтегорск, городских округах Кинель и Похвистнево, медицинским работникам из числа врачебного и среднего медицинского персонала государственных учреждений здравоохранения Самарской области, подведомственных министерству здравоохранения Самарской области, расположенных на территории Самарской области в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, городском поселении Нефтегорск, городских округах Кинель и Похвистнево либо имеющих обособленные подразделения в указанных муниципальных образованиях, в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
6) предоставление субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Самарской области, в целях возмещения затрат в связи с оказанием медицинской помощи не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию лицам в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
7) предоставление субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Самарской области, в целях возмещения затрат в связи с оказанием скорой медицинской помощи не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию лицам в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
8) предоставление субсидий государственным бюджетным учреждениям, подведомственным министерству здравоохранения Самарской области, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на обеспечение доступности оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи для населения Самарской области и на обеспечение деятельности учреждений, оказывающих медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования.";
пункт 3.1 изложить в следующей редакции:
"3.1. Установить, что финансовое обеспечение расходных обязательств, возникающих на основании подпунктов 1-8 пункта 3 настоящего постановления, осуществляется в соответствии с порядками, установленными приложениями 1-8 к государственной программе Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области".";
пункт 4 признать утратившим силу;
дополнить приложением 1 согласно приложению 1 к настоящему постановлению;
в государственной программе Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014-2032 годы (далее - Государственная программа):
в наименовании слова "на 2014-2032 годы" исключить;
паспорт Государственной программы признать утратившим силу;
текст Государственной программы изложить в следующей редакции:
"Стратегические приоритеты
государственной программы Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области"
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области"
В Самарской области в 2014-2019 годы отмечено увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении (далее - ОПЖ) более чем на 3 года (+3,14 года): с 69,63 лет в 2014 году до 72,77 лет в 2019 году. По итогам 2020 года в связи с особой эпидемиологической ситуацией вследствие пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 показатель ОПЖ составил в Самарской области 70,45 лет. Величина показателя ОПЖ в Самарской области в 2021 году составила 69,33 года, что на 1,12 года меньше, чем в 2020 году, а в 2022 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении увеличилась по сравнению с 2021 годом и составила 72,17 года. Таким образом, в 2022 году наблюдается рост ОПЖ после снижения показателя в период пандемии COVID-19 (2020, 2021 годы). К 2032 году планируется достичь значение показателя 77,95 лет.
В Самарской области с 2014 по 2019 год отмечалось стабильное снижение общей смертности: с 14,3 случая на 1000 населения в 2014 году до 13,2 случая на 1000 населения в 2019 году (на 8,3%). В 2020, 2021 годах имел место рост общей смертности, что связано с ухудшением эпидемиологической ситуации - пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19. Общий коэффициент смертности составил в 2021 году 18,4 случая на 1000 населения (прирост составил 39,4% к 2019 году и 28,7% к 2014 году). Затем в 2022 году вновь отмечается снижение коэффициента общей смертности, который достиг уровня 2014 года и составил 14,2 случая на 1000 населения. К 2032 году планируется достичь значения показателя 13,5 случая на 1000 населения.
Основными причинами смерти в Самарской области по-прежнему остаются болезни системы кровообращения (36,1%) и новообразования (13,7%).
В период с 2014 по 2017 год наблюдалось снижение смертности от болезней системы кровообращения (далее - БСК). Наибольшее значение смертности от БСК было в 2020 году и составило 692,0 случая на 100 тысяч населения, это связано с особой эпидемиологической ситуацией вследствие пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. Наименьшее значение смертности от БСК было зафиксировано в 2019 году и составило 522,6 случая на 100 тысяч населения. В 2022 году смертность от БСК составила 519,1 случая на 100 тысяч населения, что на 18,5% меньше, чем в 2014 году (636,6).
Смертность от новообразований в динамике лет снизилась с 208,9 случая на 100 тысяч населения в 2014 году до 198,2 случая на 100 тысяч населения в 2022 году.
В Самарской области начиная с 2013 года отмечается устойчивая положительная динамика основных эпидемиологических показателей по туберкулезу.
В 2022 году заболеваемость туберкулезом составила 39,7 случая на 100 тысяч населения, что ниже пикового показателя 2013 года (95,6 случая на 100 тысяч населения) в 2,4 раза. При этом в 2022 году число впервые выявленных форм бациллярного туберкулеза по сравнению с пиковой численностью таких случаев в 2013 году сократилось в 1,7 раза с 1147 случаев до 676 случаев.
Показатель распространенности туберкулеза среди населения снизился за 10 лет на 53,8% с 175,7 случая на 100 тысяч населения в 2013-2014 годах до 81,1 случая на 100 тыс. населения в 2022 году. За десять лет показатель смертности населения от туберкулеза снизился на 81,6% с 14,1 случая на 100 тыс. населения в 2013 году до 2,4 случая на 100 тыс. населения в 2022 году.
В результате реализации комплекса мер удалось переломить отрицательный тренд роста заболеваемости, распространенности и смертности от туберкулеза населения Самарской области, положительная динамика сохраняется и в настоящее время.
Отмечается недостаточный уровень качества первичной медико-санитарной помощи и ее доступности для населения. Часто выявляется формальный подход медицинских работников к проведению диспансеризации. У граждан не сформирована потребность в ежегодном ее прохождении. Фактическое значение показателя "Доля граждан, ежегодно проходящих профилактический медицинский осмотр и (или) диспансеризацию, от общего числа населения" в 2022 году составило 53%, к концу 2024 года планируется достичь значение показателя 70%.
На труднодоступных и удаленных территориях актуальным является использование передвижных медицинских комплексов. В 2020-2021 годах дополнительно были приобретены 32 передвижных медицинских комплекса. В 2023 году функционируют 54 передвижных медицинских комплекса. Количество посещений при выездах мобильных медицинских бригад, оснащенных мобильными медицинскими комплексами, увеличилось с 173801 человека в 2020 году до 243201 человека в 2022 году.
В целях обеспечения доступности экстренной медицинской помощи с 2020 года в Самарской области осуществляются вылеты санитарной авиации. За три года с использованием санитарной авиации было эвакуировано 334 человека.
В 2019-2022 годах в создании и тиражировании проекта "Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь" принимали участие 67 медицинских организаций, включая 130 структурных поликлинических отделений, из них 88 детских и 42 взрослых отделений, что составляет 52,4% от общего количества медицинских учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Самарской области (далее - министерство). В рамках мероприятия проводилось формирование открытой регистратуры, колл-центра, организация рабочих мест персонала в зоне ресепшена, установка электронного табло/информационного стенда с расписанием приема врачей, организация эффективной навигации, размещение информации для пациентов, оснащение рабочих мест АРМ, организация рабочих мест по системе 5С, стандартизация работы.
В целях обеспечения профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений пациенты, состоящие на диспансерном наблюдении, перенесшие острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, аортокоронарное шунтирование, стентирование и катетерную абляцию по поводу сердечно-сосудистых заболеваний, обеспечиваются лекарственными препаратами. С 2019 года осуществляется переоснащение региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений. В 2022 году в рамках реализации регионального проекта "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" переоснащены 4 региональных сосудистых центра и 8 первичных сосудистых отделений.
Ежегодно с целью совершенствования оказания медицинской помощи населению Самарской области начиная с 2019 года государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Самарский областной клинический онкологический диспансер" и государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Тольяттинская городская клиническая больница N 5" дооснащены 237 единицами медицинского оборудования. Открыто и оснащено 8 центров амбулаторной онкологической помощи. К концу 2024 года планируется открыть и оснастить еще 4 центра амбулаторной онкологической помощи.
Специализированная паллиативная медицинская помощь взрослому населению в 2022 году оказывалась в стационарных условиях в отделениях (палатах) паллиативной медицинской помощи в 19 государственных бюджетных учреждениях здравоохранения на 341 койке, в отделениях сестринского ухода в 26 учреждениях на 519 койках, в амбулаторных условиях в 20 кабинетах паллиативной помощи, а также на дому 15 выездными бригадами. Кроме того, были открыты 2 респираторных центра для оказания паллиативной медицинской помощи пациентам, нуждающимся в респираторной поддержке, в том числе на дому. Также паллиативную помощь оказывает автономная некоммерческая организация "Самарский хоспис" (4 койки и 4 выездные бригады).
Медицинские организации, оказывающие паллиативную медицинскую помощь, обеспечиваются медицинскими изделиями, в том числе для использования на дому. Пациенты обеспечиваются необходимыми лекарственными препаратами, включая инвазивные и неинвазивные наркотические лекарственные препараты.
В Самарской области за счет средств областного бюджета с 2012 года организовано санаторно-курортное лечение граждан, достигших 18 лет, поставленных на диспансерный учет в связи со следующими группами заболеваний: болезни сердца и сосудов, болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения, болезни опорно-двигательного аппарата. Ежегодно отдельная категория граждан в рамках профилактических мероприятий проходит санаторно-курортное лечение в государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Санаторий "Самара".
В рамках Территориальной программы ОМС за счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджету территориального фонда ОМС Самарской области с 2018 по 2022 год осуществлялось долечивание (реабилитация) жителей Самарской области в условиях санатория непосредственно после стационарного лечения острого инфаркта миокарда, острого нарушения мозгового кровообращения, операций на сердце и магистральных сосудах.
В 2023 году данный вид помощи осуществляется в рамках мероприятий по медицинской реабилитации в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи. В настоящее время медицинскую реабилитацию граждане Самарской области могут пройти как на базе подведомственных министерству организаций, так и на базе санаторно-курортных организаций негосударственной формы собственности.
В 2022 году стартовала региональная программа "Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация в Самарской области", в рамках которой к концу 2026 года запланировано оснастить (дооснастить и (или) переоснастить) медицинскими изделиями 15 медицинских организаций, имеющих в своей структуре подразделения, оказывающие медицинскую помощь по медицинской реабилитации в соответствии с порядками организации медицинской реабилитации взрослых и детей.
С 2014 года по конец 2022 года укомплектованность занятыми ставками учреждений здравоохранения, включенных в форму N 30 федерального статистического наблюдения, по средним медицинским работникам увеличилась с 87,7% до 99,5%, по врачам с 82,6% до 91,4%.
В настоящее время для отрасли характерна высокая доля медицинских работников пенсионного и предпенсионного возраста. Так, в возрасте старше 60 лет врачей - 22%, средних медицинских работников - 14%. Высокий процент увольнений в данной категории связан как с получением перерасчета пенсии с возможным повторным трудоустройством, так и уходом из отрасли.
Наибольшую потребность отрасль испытывает в следующих врачах: терапевты и педиатры, онкологи, кардиологи, анестезиологи-реаниматологи.
Основные направления кадровой политики Самарской области:
подготовка и привлечение медицинских работников в амбулаторное звено, в том числе в детские учреждения здравоохранения, в сельские населенные пункты;
обеспечение квалифицированными медицинскими кадрами для незамедлительного оказания скорой медицинской помощи;
подготовка и привлечение кадров в целях борьбы с заболеваниями системы кровообращения и онкологическими заболеваниями;
подготовка и привлечение медицинских работников для борьбы с инфекционными заболеваниями;
развитие механизмов, позволяющих уменьшить избыточное участие в лечебном и диагностическом процессе высококвалифицированного специалиста (например, телемедицина, комплексные врачебные участки), что позволит увеличить доступность медицинской помощи для большего числа пациентов, минимизировать риски недостатка кадров.
Для решения указанных задач важную роль имеют меры поддержки медицинских кадров. В настоящее время действует следующий комплекс мероприятий, направленный на привлечение медицинских работников в отрасль: организовано целевое обучение по программам высшего и среднего профессионального образования, предоставляются меры поддержки обучающимся в рамках договоров о целевом обучении, предоставляются выплаты по программам "Земский доктор" и "Земский фельдшер", выплаты врачам наиболее востребованных специальностей, различные меры поддержки, связанные с обеспечением медицинских работников жильем, проводятся конкурсы профессионального мастерства.
Одним из приоритетов государственной политики в области лекарственного обеспечения является доступность для населения современных и эффективных лекарственных препаратов.
За период с 2014 по 2022 год существенно увеличены государственные расходы на лекарственное обеспечение населения. С целью реализации требований законодательства льготные категории населения Самарской области обеспечиваются лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания бесплатно или с 50-процеитной скидкой. В 2014 году отпуск лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания льготным категориям населения Самарской области осуществлялся в 120 пунктах отпуска, в 2022 году - в 203 пунктах отпуска, выпиской рецептов льготным категориям населения заняты 3703 врача.
В ходе реализации региональной составляющей федерального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)" в период с 2019 по 2022 год осуществлена глубокая модернизация информационной инфраструктуры здравоохранения региона. Количество автоматизированных рабочих мест медицинских работников с 10 674 доведено до 21 753. Вместе с тем парк компьютерной техники в значительной степени остается устаревшим и имеет тенденцию к быстрому физическому и моральному устареванию, что приводит к невозможности эксплуатации медицинских информационных систем, использования аттестованных операционных систем и сертифицированных средств защиты информации. Это создает потребность в постоянных мероприятиях по обновлению информационно-телекоммуникационного оборудования и поддержанию достигнутого уровня обеспечения им медицинских работников.
С 2022 года стартовал процесс перехода на электронный медицинский документооборот с постепенным отказом от оформления медицинской документации на бумажных носителях.
Переоснащен центр обработки данных на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной медицинский информационно-аналитический центр", в технопарке "Жигулевская долина" развернут дополнительный центр обработки данных.
Создана ведомственная защищенная сеть передачи данных в сфере здравоохранения Самарской области, посредством которой обеспечено подключение всех автоматизированных рабочих мест медицинских работников.
Созданы централизованные медицинские информационные системы, объединенные вместе с унаследованными государственными информационными системами "Единая медицинская информационно-аналитическая система" (далее - ГИС СО ЕМИАС). Все государственные учреждения здравоохранения региона перешли на работу в ГИС СО ЕМИАС.
Полностью оцифрована работа скорой медицинской помощи. Все бригады скорой медицинской помощи оснащены мобильными рабочими местами.
К подсистеме "Центральный архив медицинских изображений" подключено более 400 единиц медицинского оборудования, включая компьютерные томографы, аппараты МРТ, цифровые рентгеновские аппараты, маммографы и флюорографы.
К централизованной подсистеме "Лабораторные исследования" ГИС СО ЕМИАС подключено более 700 единиц лабораторных анализаторов.
Подсистема "Управление льготным лекарственным обеспечением" ГИС СО ЕМИАС позволила реализовать процесс перехода системы льготного лекарственного обеспечения от использования услуг подрядчика к непосредственной организации процесса силами аптечных подразделений государственных учреждений.
К сети Интернет и посредством нее к ведомственной защищенной сети передачи данных в сфере здравоохранения Самарской области подключены 100% фельдшерско-акушерских пунктов. В связи с высокой стоимостью обеспечения доступа к сети Интернет в удаленных населенных пунктах необходима постоянная финансовая помощь районным больницам для покрытия соответствующих расходов. Кроме того, требует решения вопрос замены подключения ряда фельдшерско-акушерских пунктов с беспроводных каналов связи на оптоволоконную сеть, а также переподключения фельдшерско-акушерских пунктов в рамках одного населенного пункта при возведении новых объектов для их размещения.
Сеть подведомственных министерству учреждений здравоохранения составляют более 2 тысяч объектов, в том числе 1 275 подразделений, в которых непосредственно оказывается медицинская помощь, а также 136 прочих объектов медицинского назначения.
Несмотря на то что в рамках реализации государственной программы Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" (далее - Госпрограмма) с 2014 года отремонтировано более 200 тысяч квадратных метров в 409 объектах здравоохранения, анализ технического состояния объектов здравоохранения Самарской области показал, что 44% площадей находятся в аварийном состоянии или требуется снос, реконструкция и капитальный ремонт. Проведение капитального ремонта требуется более чем в 500 объектах.
Следует отметить, что процесс проведения капитального ремонта имеет циклический характер. Фактическая эксплуатация многих объектов превышает максимальную продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий по ведомственным строительным нормам ВСН 58-88 (р), в связи с чем многие объекты находятся в аварийном или предаварийном состоянии.
Часть объектов расположены в приспособленных помещениях в большей части с высокой степенью физического и морального износа основных фондов. Нарушение работоспособности жизнеобеспечивающих систем может привести в критическом случае к возникновению чрезвычайной ситуации.
Госпрограммой также предусмотрено проведение мероприятий, осуществляемых в рамках реализации регионального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Самарской области на 2021-2025 годы" (далее - региональный проект) и направленных на выполнение комплексных и выборочных капитальных ремонтов объектов первичного звена здравоохранения Самарской области, в первую очередь зданий поликлиник при центральных районных больницах, строительство и реконструкцию объектов здравоохранения, а также возведение быстровозводимых модульных конструкций для размещения подразделений (фельдшерско-акушерский пункт (далее - ФАП), офис врача общей практики (далее - ОВОП), врачебная амбулатория и другие).
В рамках реализации регионального проекта с 2021 года выполнен капитальный ремонт 88 объектов, в течение 2024-2025 годов планируется выполнить капитальный ремонт 118 объектов.
С 2014 года в регионе возведены 164 объекта подразделений учреждений посредством быстровозводимых модульных конструкций, в том числе в рамках реализации регионального проекта с 2021 года возведено 48 ФАП, 9 ОВОП, 10 врачебных амбулаторий, а также 8 подразделений учреждений, включая 2 модульных здания для пациентов с COVID-19 для государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина" и государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская клиническая больница N 5", 4 приемно-диагностических отделения государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Кинель-Черкасская центральная районная больница"; государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Красноярская центральная районная больница"; государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Похвистневская центральная больница города и района"; государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Сергиевская центральная районная больница", поликлиника в мкр. Крутые Ключи для государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская поликлиника N 1 Промышленного района", инфекционное отделение государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская областная клиническая психиатрическая больница".
Вместе с тем планируемая стоимость работ по капитальному ремонту и возведению объектов, заложенная в региональном проекте с момента его формирования в 2019 году, значительно увеличилась с учетом инфляции и неоднократного увеличения нормативных расценок на материалы и работы. В связи с этим выполнение всего комплекса запланированных работ (в том числе ремонт фасадов зданий, кровель, входных групп, отмосток, автоматической пожарной сигнализации) не представляется возможным. По этой причине существует дополнительная потребность в денежных средствах для завершения основных видов работ и возведения объектов.
Предусматриваемый в течение последних лет объем средств областного и федерального бюджетов направляется преимущественно на устранение аварийных ситуаций, достижение целевых показателей, установленных национальными проектами, подготовку помещений под размещение высокотехнологичного медицинского оборудования.
При этом общий объем необходимых средств на капитальный ремонт объектов здравоохранения Самарской области превышает сумму в 6,0 млрд. рублей. При имеющемся уровне финансирования ежегодно возможно отремонтировать не более 3-4% площадей, требующих ремонта.
Важным фактором бесперебойного функционирования государственных учреждений здравоохранения Самарской области, подведомственных министерству, является обеспечение необходимого уровня комплексной (пожарной и антитеррористической) безопасности объектов и минимизация потерь вследствие пожаров и других чрезвычайных ситуаций.
В этой связи вопросам укрепления материально-технической базы учреждений и обеспечения их пожарной безопасности в рамках настоящей Госпрограммы уделяется особое внимание.
Ежегодно министерством совместно с министерством строительства Самарской области ведется работа по улучшению материально-технической базы подведомственных учреждений здравоохранения Самарской области путем строительства новых или реконструкции существующих зданий медицинских организаций. За последние 5 лет в эксплуатацию введено 8 объектов капитального строительства в г. Самаре, г. Тольятти, г. Сызрани и муниципальном районе Волжский. Всего с 2014 года построено и реконструировано 12 объектов. Работа по созданию новых структурных подразделений будет продолжаться и дальше, что позволит создавать современные комфортные условия для пребывания пациентов и работы врачей.
Кроме того, в целях улучшения условий работы медицинского персонала и перевозки граждан начиная с 2014 года министерством ведется планомерная работа по улучшению состояния парка автомобилей подведомственных учреждений.
Парк автомобилей неотложной помощи подведомственных учреждений обновлен суммарно на 576 единиц, парк автомобилей скорой медицинской помощи - на 308 единиц, парк автомобилей для оказания паллиативной помощи - на 11 единиц.
Дополнительно успешно реализован государственный контракт, заключенный в 2020 году между государственным бюджетным учреждением здравоохранения Самарской области "Самарская городская СМП" и ООО "РТ-Скорая помощь". По итогам его исполнения в собственность Самарской области и на баланс государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская станция скорой медицинской помощи" передаются 67 автомобилей скорой медицинской помощи класса "В".
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Госпрограммы
Приоритеты региональной политики в сфере реализации Госпрограммы определены указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 06.06.2019 N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" (далее - Стратегия национальной безопасности Российской Федерации), постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017 N 441 "О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года".
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации целями государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала являются устойчивый естественный рост численности и повышение качества жизни населения, укрепление здоровья граждан.
Достижение целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала обеспечивается путем решения следующих задач:
увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снижение смертности и уровня инвалидизации населения, профилактика профессиональных заболеваний;
повышение качества и доступности медицинской помощи, включая вакцинацию и лекарственное обеспечение;
обеспечение устойчивости системы здравоохранения, ее адаптации к новым вызовам и угрозам, в том числе связанным с распространением инфекционных заболеваний, создание резервов лекарственных препаратов и медицинских изделий;
повышение мотивации граждан к ведению здорового образа жизни, занятию физической культурой и спортом;
обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
развитие системы социально-гигиенического мониторинга.
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определена национальная цель развития Российской Федерации на период до 2030 года - сохранение населения, здоровье и благополучие людей.
Указанная цель декомпозирована на мероприятия и показатели, характеризующие ее достижение, в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р (далее - Единый план).
Исходя из указанных приоритетов сформулированы следующие основные цели Госпрограммы:
цель 1 - снижение смертности населения от всех причин;
цель 2 - повышение ожидаемой продолжительности жизни;
цель 3 - повышение удовлетворенности населения медицинской помощью.
Достижение целей Госпрограммы обеспечивается единством принципов и методологии организации и функционирования системы территориального планирования отрасли здравоохранения.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017 N 441 (далее - Стратегия), одной из основных стратегических целей является улучшение качества жизни населения Самарской области. Показателем достижения стратегической цели является ожидаемая продолжительность жизни при рождении.
Ключевой задачей демографической политики для сферы здравоохранения является сокращение уровня смертности и улучшение здоровья населения: основное внимание будет уделено сокращению смертности граждан в трудоспособном возрасте, в том числе по социально значимым причинам, укреплению здоровья граждан и формированию здорового образа жизни, дальнейшему снижению младенческой смертности.
Основные усилия отрасли здравоохранения будут направлены на обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям науки.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Структурные элементы Госпрограммы и мероприятия взаимосвязаны и соотнесены с отдельными целями, определенными Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Госпрограммы взаимосвязаны с государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного управления
Для достижения позитивных демографических трендов планируется реализация комплекса мер по снижению смертности населения, росту ожидаемой продолжительности жизни.
В рамках указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21.07.2020 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" планируется выполнение следующих мероприятий:
создание и развитие медицинской инфраструктуры, в том числе в малонаселенных пунктах, приобретение мобильных медицинских комплексов, организация санитарно-авиационной эвакуации в труднодоступных населенных пунктах;
совершенствование системы оказания медицинской помощи лицам с болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, а также детям;
ликвидация дефицита медицинских работников;
развитие информационных технологий в здравоохранении;
реализация мероприятий, направленных на увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни;
повышение качества и доступности медицинской помощи для лиц старше трудоспособного возраста.
Во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021 реализуются проекты (инициативы) социально-экономического развития Российской Федерации по совершенствованию первичной медико-санитарной помощи, медицинской реабилитации, лекарственного обеспечения населения и развития инновационных направлений медицинской науки.
Продолжится реализация Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 06.06.2019 N 254, в которой определены приоритетные направления по решению основных задач развития системы здравоохранения, предусматривающие в том числе:
строительство и реконструкцию объектов здравоохранения;
оснащение медицинских организаций современным лабораторным оборудованием;
обеспечение оптимальной доступности для граждан (включая граждан, проживающих в труднодоступных местностях) первичной медико-санитарной помощи, совершенствование санитарно-авиационной эвакуации;
дальнейшее развитие высокотехнологичной медицинской помощи.
Реализация указанных задач будет осуществляться путем выполнения мероприятий федеральных проектов национальных проектов "Здравоохранение" и "Демография", федеральных проектов, не включенных в национальные проекты, и комплексов процессных мероприятий Госпрограммы.
Ожидаемые результаты реализации указанных мероприятий Госпрограммы к 2032 году: снижение младенческой смертности, снижение смертности от новообразований, что в совокупности позволит достичь снижения к 2032 году смертности населения от всех причин.
Повышение ожидаемой продолжительности жизни к 2032 году планируется достичь, в частности, путем увеличения доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, и снижения заболеваемости.
Повышение удовлетворенности населения медицинской помощью будет достигнуто путем реализации мероприятий, направленных, в частности, на увеличение доли лиц с болезнями системы кровообращения, состоящих на диспансерном наблюдении и получивших в текущем году медицинские услуги в рамках диспансерного наблюдения, в общем числе пациентов с болезнями системы кровообращения, состоящих на диспансерном наблюдении, доли лиц с онкологическими заболеваниями, прошедших обследование и (или) лечение в текущем году, в общем числе лиц, состоящих на диспансерном наблюдении, и других.
Порядок определения объема и условие предоставления субсидий государственным бюджетным (автономным) учреждениям, подведомственным министерству здравоохранения Самарской области, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в рамках реализации мероприятий государственной программы Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" представлены в приложении 1 к Госпрограмме;
Порядок определения объема и предоставления субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на финансовое обеспечение информационно-разъяснительного сопровождения региональных составляющих национальных проектов в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, представлен в приложении 2 к Госпрограмме;
Порядок определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на финансовое обеспечение оказания паллиативной медицинской помощи в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации представлены в приложении 3 к Госпрограмме;
Порядок определения объема и предоставления субсидии из областного бюджета некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением, на реализацию мероприятия по предоставлению специальных социальных выплат в целях оказания государственной социальной поддержки на компенсацию расходов в размере 50 процентов банковской процентной ставки ипотечного жилищного кредита молодым врачам в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации представлен в приложении 4 к Госпрограмме;
Порядок определения объема и предоставления субсидии из областного бюджета некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением, на реализацию мероприятия по предоставлению социальных выплат в целях оказания государственной социальной поддержки на компенсацию первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту на приобретение, в том числе на вторичном рынке, жилья, строительство жилого помещения, расположенного на территории Самарской области в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, городском поселении Нефтегорск, городских округах Кинель и Похвистнево, медицинским работникам из числа врачебного и среднего медицинского персонала государственных учреждений здравоохранения Самарской области, подведомственных министерству здравоохранения Самарской области, расположенных на территории Самарской области в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, городском поселении Нефтегорск, городских округах Кинель и Похвистнево либо имеющих обособленные подразделения в указанных муниципальных образованиях, в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации представлен в приложении 5 к Госпрограмме;
Порядок определения объема и предоставления субсидии из областного бюджета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Самарской области, в целях возмещения затрат в связи с оказанием медицинской помощи не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию лицам в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, представлен в приложении 6 к Госпрограмме;
Порядок определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Самарской области, в целях возмещения затрат в связи с оказанием скорой медицинской помощи не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию лицам в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации представлен в приложении 7 к Госпрограмме;
порядок определения объема и условие предоставления субсидий государственным бюджетным учреждениям, подведомственным министерству здравоохранения Самарской области, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на обеспечение доступности оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи для населения Самарской области и на обеспечение деятельности учреждений, оказывающих медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования представлены в приложении 8 к Госпрограмме.";
приложения 1-9, 9.1-9.3, 10-14, 14.1, 15-46 к Государственной программе признать утратившими силу;
дополнить Государственную программу приложениями 1-8 в редакции согласно приложениям 2-9 к настоящему постановлению соответственно.
2. Установить, что финансирование возникающих в результате принятия настоящего постановления расходных обязательств Самарской области осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет планируемых к поступлению в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета, в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемого в установленном порядке соответствующему главному распорядителю средств областного бюджета.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство здравоохранения Самарской области.
4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
И.о. первого вице-губернатора - |
Н.И. Катина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Самарской области от 27 декабря 2023 г. N 1143 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 674 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014-2032 годы"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный сайт Правительства Самарской области (pravo.samregion.ru) 28 декабря 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 29 декабря 2023 г. N 6300202312290013