Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства
Самарской области
от 28.12.2023 N 1155
Приоритеты
и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Самарской области "Развитие социальной защиты населения в Самарской области"
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Самарской области "Развитие социальной защиты населения в Самарской области"
Система социальной защиты населения является существенным инструментом политики социального государства, призванным защищать людей от неблагоприятных воздействий со стороны социальной среды и смягчать их последствия. Формирование и реализация социальной политики, направленной на повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной защите, гарантирование равного доступа к качественным социальным услугам являются важнейшим приоритетом государственной политики Правительства Самарской области в сфере социальной защиты населения.
Одним из видов помощи и поддержки семей с детьми является постановка их на социальное сопровождение в организации социального обслуживания, которое направлено на повышение качества жизни семей, уровня социального обслуживания, в интересах предупреждения и преодоления семейного неблагополучия, сохранения семьи для ребенка.
Количество семей (многодетных, малоимущих, неполных, замещающих семей, семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья), которые получают услуги в отделениях социальной помощи семье и детям, ежегодно увеличивается. Так, если в 2014 году услуги предоставлялись 10 126 семьям, то по итогам 2022 года количество получателей составило 13 079 семей.
Женщинам и женщинам с детьми, оказавшимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, оказываются услуги по обеспечению временного проживания в религиозной организации и некоммерческой организации, не являющейся религиозной организацией. В 2018 году получателями таких услуг являлись 96 женщин и женщин с детьми, а в 2022 году услуги предоставлены 211 женщинам и женщинам с детьми.
Система социального обслуживания Самарской области представляет разветвленную, многофункциональную структуру учреждений социального обслуживания, которая оказывает социальные услуги для различных категорий населения.
В рамках реализации поручения Президента Российской Федерации от 03.12.2015 об обеспечении поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, в регионе с 2017 года полномочия по предоставлению пожилым людям и инвалидам социального обслуживания на дому в полном объеме осуществляются негосударственными поставщиками социальных услуг.
Количество негосударственных поставщиков социальных услуг - получателей финансовой поддержки за счёт средств областного бюджета ежегодно растет. Если в 2017 году объем субсидии составлял 1,146 млрд. рублей 10 негосударственным организациям, предоставляющим социальные услуги в сфере социального обслуживания, то в 2022 году объем субсидии составил 2,5 млрд. рублей, что позволило 19 таким организациям предоставить более 23 млн. услуг 82,6 тыс. гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании.
В целях снижения потребности пожилых и инвалидов в стационарном социальном обслуживании в Самарской области проводится большая работа по применению стационарозамещающих технологий (институт приемной семьи, дневные пансионы при центрах социального обслуживания, мобильные бригады, школы реабилитации и ухода), увеличению объемов реабилитационных услуг. Институт приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов успешно функционирует на территории Самарской области с 2009 года. С момента начала реализации данной стационарозамещающей технологии уход в рамках приемной семьи получили 853 пожилых граждан и инвалидов.
Ежегодно более 250 гражданам с онкологической патологией, тяжелыми формами сахарного диабета, психическими расстройствами (в стадии ремиссии), больным бронхиальной астмой, туберкулезом (за исключением активной формы) негосударственными некоммерческими организациями предоставляется свыше 200 тыс. услуг по социально-медицинскому обслуживанию на дому.
С 2019 года в регионе действует сеть центров дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов, занятия в которых ежегодно посещают более 500 человек.
В рамках деятельности мобильных бригад ежегодно оказываются социальные услуги на дому более 7 тыс. граждан старше трудоспособного возраста.
В каждом муниципальном образовании региона на базе учреждений социального обслуживания организовано 52 школы реабилитации и ухода, где граждане пожилого возраста, инвалиды и их родственники обучаются навыкам общего ухода, методам самообслуживания и самоконтроля, реабилитации в домашних условиях, правилам использования технических средств реабилитации и т.д. Количество получателей услуг в школах реабилитации и ухода ежегодно увеличивается, и по итогам 2022 года составило 24 424 человека.
Федеральный пилотный проект по созданию системы долговременного ухода (далее - СДУ) является неотъемлемой частью национального проекта "Демография". Самарский регион стал одной из первых пилотных площадок в стране, где в 2021 году на двух территориях начал реализацию проект по внедрению СДУ.
Концепция СДУ заключается в предоставлении профессионального ухода в привычных домашних условиях гражданам, имеющим стойкие дефициты самообслуживания. По сравнению с 2021 годом количество участников СДУ увеличилось в 1,6 раз (с 804 до 1 322 человек), в том числе количество получателей на дому выросло в 1,4 раз (с 611 до 846 человек).
С целью контроля за состоянием здоровья пожилых граждан и своевременного оказания медицинской помощи в рамках реализации регионального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения" с 2019 осуществляется доставка в медицинские организации лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности и удаленных городских населенных пунктах, на диспансеризацию и профилактические медицинские осмотры на автотранспорте, закупленном в рамках национального проекта "Демография". С 2019 года в медицинские организации доставлено 40 209 человек.
С 2022 года в целях создания условий по обеспечению социальной защиты лиц без определенного места жительства реализуется комплекс мероприятий по оказанию срочной помощи лицам без определенного места жительства и занятий в условиях ночного пребывания. В пункте ночного пребывания в некоммерческой организации обеспечивается 7300 человеко-посещений бездомными гражданами.
В настоящее время система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Самарской области характеризуется, с одной стороны, повышением объема и качества предоставляемых надомных и реабилитационных услуг, внедрением новых стратегий домашнего ухода, с другой стороны, ростом потребности в стационарном обслуживании и изменением структуры стационарных учреждений. В связи с чем все более актуальными и востребованными становятся услуги по уходу за гражданами пожилого возраста и инвалидами.
Семьи с детьми на сегодняшний день также остаются одной из наиболее уязвимых категорий граждан, поэтому их поддержка является приоритетным направлением социальной политики.
Решению текущих проблем будут способствовать мероприятия и сервисы, реализуемые в настоящее время и запланированные в 2024-2026 годах:
развитие стационарозамещающих технологий, организация доступного и качественного надомного социального обслуживания, в том числе расширение географии проекта СДУ;
мероприятия по оказанию срочной помощи лицам без определенного места жительства и занятий и помощи женщинам и женщинам с детьми, оказавшимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации;
организация социально-культурных новогодних мероприятий для детей, проживающих на территории Самарской области, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации.
Численность населения Самарской области по состоянию на начало 2023 года составила 3 142,7 тыс. человек - на 0,7% меньше, чем на начало 2022 года. Из них 547,2 тыс. человек (17,4%) - моложе трудоспособного возраста, 1 773,8 тыс. человек (56,4%) - трудоспособного возраста. Более четверти населения региона - 821,7 тыс. человек (26,2%) - люди старше трудоспособного возраста.
В январе - июне 2023 года в регионе, как и в целом в Российской Федерации, сохраняется тенденция сокращения рождаемости. Количество родившихся в регионе в январе - июне текущего года снизилось на 2,7% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года (в Российской Федерации - на 3,0%, в Приволжском федеральном округе - на 2,8%) и составило 11,8 тыс. детей. Коэффициент рождаемости - 7,6 промилле (в январе - июне 2022 года - 7,7 промилле).
В 2023 году в Самарской области продолжилась положительная тенденция сокращения общей смертности граждан. Количество умерших в январе - июне 2023 года снизилось на 9,9% до 21,4 тыс. человек (в целом по Российской Федерации смертность снизилась на 12,8%, в Приволжском федеральном округе - на 9,8%). Общий коэффициент смертности составил 13,7 промилле (в январе - июне прошлого года - 15,1 промилле).
В результате естественная убыль населения региона снизилась с 11,6 тыс. человек в январе - июне 2022 года до 9,6 тыс. человек в январе - июне 2023 года.
Численность граждан старше трудоспособного возраста в регионе по состоянию на 01.01.2023 составила 821,7 тыс. человек или 26% от общей численности населения региона, то есть практически каждый четвертый житель региона относится к категории граждан пожилого возраста.
В связи с этим сложившаяся демографическая ситуация диктует запрос на формирование актуальных технологий заботы о старшем поколении и оптимизации системы социального обслуживания граждан пожилого возраста в целом.
Так, в соответствии с Указом Президента России от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определены основные приоритеты социально-демографической политики, в число которых входит повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет.
Для стабилизации сложившейся ситуации и предотвращения негативных тенденций реализуется региональная демографическая политика, основанная на комплексном межведомственном подходе, исходя из интересов всех категорий граждан. Работа по улучшению качества жизни граждан старшего возраста ведется в рамках регионального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения" в рамках национального проекта "Демография".
На стабилизацию уровня рождаемости направлен региональный проект "Финансовая поддержка семей при рождении детей". Руководителем данных проектов является министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - министерство). По состоянию на 01.09.2023 в рамках реализации регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" материальная поддержка оказана 14,1 тыс. семей.
Реализация государственной программы направлена также на снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года (до 6,7%) - целевой показатель, характеризующий достижение одной из национальных целей Российской Федерации к 2030 году.
В 2014 году доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составляла 12,3% от общей численности населения региона, по итогам 2022 года уровень бедности снизился до 10,9%;
В настоящее время меры социальной поддержки получает почти третья часть жителей региона (1 млн. человек). Приоритетным направлением является поддержка нуждающихся граждан, которым предоставление мер социальной поддержки осуществляется на основе принципов адресности, то есть в зависимости от дохода семьи или одиноко проживающего человека, в том числе семей с детьми.
С 2021 года в целях снижения уровня бедности предоставляется такая мера социальной поддержки, как государственная социальная помощь на основании социального контракта. По истечении срока действия социального контракта оценивается эффективность его предоставления, в том числе по количеству граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) превысил величину прожиточного минимума, установленную в субъекте Российской Федерации, по окончании срока действия социального контракта. В регионе количество таких граждан с начала 2021 года составило 6,5 тыс. человек.
С целью сохранения уровня жизни жителей старшего поколения и отдельных категорий граждан ежегодно с 2018 года индексируются отдельные социальные выплаты.
Семьи с детьми остаются одной из наиболее уязвимых категорий - граждан, поэтому их поддержка является приоритетным направлением социальной политики. Ежегодно растет объем средств областного бюджета, в том числе сформированный за счет поступивших в областной бюджет средств федерального бюджета, направляемый на предоставление мер социальной поддержки семьям, имеющим детей. Так, если в 2014 году по данному направлению было выделено 4,1 млрд. рублей, то уже по итогам 2022 года объем поддержки составил 19,8 млрд. рублей (рост в 4,8 раз).
С 2023 года в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2022 N 455-ФЗ - "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" ряд выплат семьям с детьми, введенных за последние годы, в том числе ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, ежемесячная денежная выплата на третьего и каждого последующего ребенка, не достигшего возраста трех лет (далее - ЕДВ на третьего ребенка), ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ЕДВ на ребенка от трех до семи лет), ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет, а также пособие беременным женщинам, предоставляются в рамках ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка (далее - единое пособие).
Единое пособие предоставляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) по единым правилам с учетом комплексной оценки нуждаемости семьи. Так, на территории Самарской области единое пособие предоставляется малообеспеченным семьям, у которых среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в Самарской области.
Кроме того, в 2023 году продолжается работа по предоставлению ЕДВ на третьего ребенка на детей, рожденных до конца 2022 года, ЕДВ на ребенка от трех до семи лет, назначенной в 2022 году.
Дополнительно на территории области с 2020 года продолжает действовать акция "Подарок новорожденному". С момента реализации данной акции было выдано 35 595 подарков, в том числе в 2022 году - 9 036 подарков женщинам, родившим первого ребенка в 2022 году. В 2023 году по состоянию на 01.10.2023 было предоставлено 6 836 подарков.
Социальная поддержка семьи и детей представляет собой самостоятельное направление региональной семейной политики, реализуемой посредством комплекса специальных правовых, экономических, организационных и иных мер.
Благодаря мерам по профилактике социального сиротства в Самарской области снижается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты). В 2014 году их число составляло 10 632 человека, в 2022 году - 8 382 человека, по итогам I полугодия 2023 года - 8 224 человека.
В целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей, в том числе права жить и воспитываться в семье, главным направлением деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является работа по возврату ребенка в кровную семью или передача на воспитание в замещающую семью.
В частности, по итогам I полугодия 2023 года 7 384 ребенка-сироты (89,8%) воспитываются в замещающих семьях граждан. За I полугодие 2023 года возвращены в родные семьи 298 детей, а также передано в замещающие семьи 112 детей (за 2022 год - 592 и 378 соответственно).
На сегодняшний день в регионе действует разветвленная сеть учреждений социального обслуживания, в которых согласно действующему законодательству предоставляются услуги в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме.
Действующая сеть стационарных учреждений представляет собой в основном приспособленные здания бывших больниц, школ, детских садов.
В связи с длительным сроком эксплуатации имеются здания, которые характеризуются существенной степенью физического износа. Согласно данным паспортов специализированных государственных и муниципальных организаций технической инвентаризации физический износ зданий достигает 50 и более процентов. Большинство зданий не отвечают современным требованиям комплексной безопасности, санитарно-эпидемиологическим нормам.
В отдельных учреждениях, осуществляющих свою деятельность в зданиях с низкой степенью огнестойкости и располагающихся за нормативным временем прибытия первых пожарных подразделений, устранить нарушения требований пожарной безопасности из-за конструктивных особенностей зданий возможно только путем реконструкции или за счет строительства новых спальных корпусов.
Необходимость в строительстве новых социальных объектов обусловлена следующими факторами:
приведение норматива жилой площади на 1 проживающего в соответствие с требованиями свода правил СП 145.13330.2012 "Дома-интернаты. Правила проектирования", утвержденного приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 12.12.2016 N 132/ГС;
переселение граждан из зданий, не соответствующих требованиям пожарной безопасности, установленным Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
По данным на 01.01.2023 количество получателей социальных услуг, проживающих в стационарных учреждениях, в которых выявлено нарушение установленных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" нормативов, составляет 381 человек.
Важным фактором бесперебойного функционирования государственных учреждений социального обслуживания населения Самарской области, подведомственных министерству, является обеспечение необходимого уровня комплексной (пожарной и антитеррористической) безопасности объектов и минимизация потерь вследствие пожаров и других чрезвычайных ситуаций.
Сеть подведомственных министерству учреждений социального обслуживания населения Самарской области представляет собой в основном приспособленные здания в большей части с высокой степенью физического и морального износа основных фондов. Нарушение работоспособности жизнеобеспечивающих систем может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
В этой связи вопросам укрепления материально-технической базы учреждений в рамках настоящей государственной программы уделяется особое внимание.
В настоящее время одной из приоритетных задач министерства является приведение в соответствие нормативов обеспечения площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг в стационарных учреждениях социального обслуживания в регионе.
Для решения этой проблемы в 2020 году введен в эксплуатацию новый жилой корпус с пищеблоком ГБУ СО "Потаповский пансионат для инвалидов (психоневрологический интернат)" на 270 койко-мест, соответствующий современным требованиям, предъявляемым к учреждениям данного типа. Строительство объекта осуществлялось с 2017 года при софинансировании Пенсионным Фондом Российской Федерации. Реализация мероприятия позволила ликвидировать очередность в стационарные учреждения социального обслуживания психоневрологического профиля и привести в соответствие нормативы обеспечения площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг в данной организации социального обслуживания.
В селе Высокое Пестравского района Самарской области в рамках федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения" национального проекта "Демография" продолжается строительство жилого корпуса ГБУ СО "Южный пансионат для ветеранов труда (дом-интернат для престарелых и инвалидов)" на 200 койко-мест. Строительство ведется с 2019 года. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован в 2023 году.
Также в рамках реализации национального проекта "Демография" в 2023-2024 году запланировано строительство жилого корпуса "Дом-интернат для престарелых и инвалидов городского округа Самара" на 100 койко-мест.
Важным достижением региона в 2022 году стало заключение концессионного соглашения в сфере социального обслуживания по проектированию, реконструкции и оснащению объектов, расположенных по адресу: город Самара, ул. 8-я просека, 54 и 54А, на 75 койко-мест.
Реализация данного проекта с использованием механизмов государственно-частного взаимодействия стала возможна благодаря активному участию и поддержке государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" и Минтруда России, которыми была рассмотрена и одобрена соответствующая заявка региона, а также концепция данного проекта.
Уникальный многопрофильный пансионат будет сочетать в себе услуги, предоставляемые в рамках полустационарной реабилитации, услуги в формате "отпуск от ухода", а также услуги "классического" пансионата в стационарной форме. Срок реализации: 2023-2025 годы.
Одним из важных вопросов социальной политики является организация системы отдыха и оздоровления детей. В настоящее время особенно актуальным становится вопрос повышения качества отдыха и оздоровления детей и, соответственно, удовлетворенности населения услугами по организации отдыха и оздоровления детей.
Уровень услуг, оказываемых в лагерях в настоящее время, остается недостаточно высоким, поскольку отсутствует газовое отопление, не всегда соблюдаются нормы теплового режима в спальных корпусах. Необходимость создания комфортных условий для оздоровления детей и подростков требует проведения капитальных ремонтов, реконструкции и перепланировки отдельных зданий, приобретения дополнительного оборудования.
Важным является решение вопросов обеспечения противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического состояния, антитеррористической защищенности.
В рамках реализации государственной программы планируется урегулировать вопросы, связанные с:
организацией отдыха и оздоровления детей Самарской области, в том числе детей лиц, принимающих (принимавших) участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включая детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
улучшением материально-технической базы муниципальных лагерей;
проведением мероприятий по развитию материально-технической базы частных организаций отдыха и оздоровления детей (за исключением государственных (муниципальных) учреждений);.
созданием некапитальных объектов (быстровозводимых конструкций) отдыха детей и их оздоровления на территории действующих организаций отдыха и оздоровления - детей Самарской области.
Ежегодно за счет средств областного бюджета Самарской области в организациях отдыха детей и их оздоровления оздоравливаются более 32 тыс. детей Самарской области, в том числе порядка 12 тыс. детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В период с 2018 по 2022 года в 31 муниципальном учреждении отдыха и оздоровления детей проведены мероприятия по капитальному ремонту, ремонту спортивных площадок, ремонту асфальтового покрытия и приобретены основные средства и инвентарь.
В 2018-2023 годах предоставлена субсидия 6 частным организациям отдыха детей и их оздоровления на развитие материально-технической базы.
На 2024-2026 годы в целях сохранения сети организаций отдыха и оздоровления детей, а также повышения качества и доступности предоставления услуг детям региона по отдыху и оздоровлению предусмотрено финансирование за счет средств областного бюджета по следующим основным мероприятиям подпрограммы:
организация отдыха и оздоровления детей Самарской области, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (более 34 000 оздоровленных детей ежегодно);
проведение мероприятий по капитальному ремонту и приобретению основных средств и инвентаря в муниципальных учреждениях отдыха детей и их оздоровления;
проведение мероприятий по развитию материально-технической базы частных организаций отдыха и оздоровления детей (за исключением государственных (муниципальных) учреждений).
Кроме того, в рамках государственной программы будет продолжена реализация мероприятий, направленных на:
проведение торжественных мероприятий, областных новогодних мероприятий для детей Самарской области, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации;
проведение независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания Самарской области;
оказание населению бесплатной юридической помощи;
содержание подведомственных сети учреждений;
сопровождение системы защиты информации министерства.
С 2006 года в Самарской области успешно функционирует специализированная государственная организация по оказанию населению бесплатной юридической помощи - ГКУ СО "Государственное юридическое бюро по Самарской области" (далее - Госюрбюро).
В 2012 году данное учреждение состояло из центрального офиса в г.о. Самара и трех структурных подразделений в г.о. Отрадный, г.о. Жигулевск, с. Богатое. Сегодня структура Госюрбюро насчитывает уже 14 структурных подразделений, включая головной офис в г.о. Самара (г.о. Сызрань, г.о. Новокуйбышевск., г.о. Тольятти (Комсомольский и Центральный район), г.о. Отрадный, г.о. Жигулевск, с. Сергиевск, с. Красноармейское, п. г.т. Безенчук, г.о. Похвистнево, с. Большая Глушица, п. Хворостянка, с. Богатое). Жители других муниципальных образований охвачены услугами по предоставлению бесплатной юридической помощи в рамках выездных консультаций, проводимых по соответствующему графику.
Ежегодно специалистами подразделений Госюрбюро оказывается более 10 тыс. юридических услуг (в 2022 году - 13,2 тыс. юридических услуг).
Исходя из анализа состояния государственной системы бесплатной юридической помощи в Самарской области, а также принимая во внимание широкую востребованность такой помощи у населения, планируется продолжить работу по расширению структуры и развитию материально-технической базы Госюрбюро, а также повышению качества оказываемой им помощи. Кроме того, необходимо продолжить работу по распространению информации о бесплатной юридической помощи с целью её популяризации через средства массовой информации и иными способами среди граждан, проживающих на территории Самарской области.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы Самарской области "Развитие социальной защиты населения в Самарской области"
Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы определены указами Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", от.02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", распоряжениями Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 N 1618-р "Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года", от 05.02.2016 N 164-р "Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года", от 29.12.2022 N 4356-р "Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2023-2030 годы" и иными нормативными правовыми актами.
К приоритетным направлениям и целям социальной политики региона, определенным указанными правовыми актами, отнесены в том числе:
снижение бедности;
модернизация и развитие сектора социальных услуг в сфере социального обслуживания;
повышение ожидаемой продолжительности жизни;
увеличение численности населения в Самарской области;
обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
совершенствование системы предоставления государственных услуг гражданам.
Вместе с тем, основной целью государственной программы является повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной защите, обеспечение доступности и качества социальных услуг.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Структурные элементы государственной программы и мероприятия взаимосвязаны и соотнесены:
1) с отдельными целями, определенными Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
цифровая трансформация;
2) с отдельными показателями государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 296:
доля граждан, получающих меры социальной поддержки федерального уровня, на основании заявления или проактивно (без предоставления документов);
доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) превысил величину прожиточного минимума, установленную в субъекте Российской Федерации, по окончании срока действия социального контракта в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта;
поддержание на уровне 100 процентов доли граждан, получивших социальную поддержку и государственные социальные гарантии, в общей численности граждан, имеющих право на их получение и обратившихся за их получением;
доля мер социальной поддержки, установленных нормативными правовыми актами федерального уровня, которые предоставляются гражданам на основании заявления или проактивно (без предоставления документов);
доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения;
доля граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, получающих услуги в рамках системы долговременного ухода, от общего числа граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, нуждающихся в долговременном уходе;
доля граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания, от общего числа граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов;
численность получателей мер социальной поддержки в виде пособий и выплат беременным женщинам и семьям с детьми в возрасте до 17 лет;
3) с отдельными целями "Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года", утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017 N 441:
улучшение качества жизни населения Самарской области;
повышение эффективности деятельности Правительства Самарской области.
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере реализации государственной программы Самарской области "Развитие социальной защиты населения в Самарской области"
Основной целью государственной программы является повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной защите, обеспечение доступности и качества социальных услуг.
Государственная программа позволит продолжить реализацию на территории Самарской области государственной политики в области обеспечения доступности и качества оказания социальных услуг как одного из ключевых элементов повышения уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной защите.
Реализация программных мероприятий направлена на решение следующих задач:
снижение семейного неблагополучия, беспризорности, безнадзорности и уровня социального сиротства несовершеннолетних, обеспечение развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создание условий для социализации детей, находящихся в том числе в трудной жизненной ситуации, развитие позитивного образа семьи, отцовства и материнства;
обеспечение детей, проживающих в Самарской области, отдыхом, оздоровлением и досугом;
развитие инфраструктуры учреждений отдыха и оздоровления детей;
предоставление гражданам старше трудоспособного возраста и инвалидам услуг в рамках системы долговременного ухода;
развитие социальных технологий, способствующих созданию благоприятных условий для обеспечения здоровья пожилых людей, инвалидов и увеличению продолжительности их жизни;
развитие и совершенствование системы проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания Самарской области в целях повышения качества деятельности данными организациями;
создание условий для социализации лиц без определенного места жительства и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию;
проектирование, строительство и реконструкция объектов социального обслуживания населения, в том числе в рамках концессионных соглашений;
проектирование, строительство и реконструкция объектов социального обслуживания населения;
создание условий, по улучшению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения Самарской области;
реализация регионального проекта "Разработка и реализация программ системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения" национального проекта "Демография";
реализация регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография";
повышение качества предоставляемых государственных услуг и работ бюджетными учреждениями и финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений, подведомственных министерству, содержание министерства, предоставление субсидий (выплаты 23 компенсаций) поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Самарской области, не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), оказывающим получателю социальные услуги, включенные в его индивидуальную программу предоставления социальных услуг;
реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан;
обеспечение функционирования корпоративной информационной системы министерства, системы адресного взаимодействия населения и министерства.
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Самарской области от 28 декабря 2023 г. N 1155 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.