Налог на имущество физических лиц
В 2003 г. налог на имущество физических лиц исчисляется и взыскивается в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 9.12.91 г. N 2003-1 (с изм. по состоянию на 24.07.02 г.) "О налогах на имущество физических лиц" и инструкцией МНС России от 2.11.99 г. N 54 (с изм. от 27.02.03 г.) "По применении Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (зарегистрированной Минюстом России 20 января 2000 г. регистрационный N 2057).
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 24.07.02 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", ст.9 Федерального закона от 10.01.02 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", абзацем третьим ст.1 Федерального закона от 28.06.02 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", ст.4 Федерального закона от 25.07.02 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" приказом МНС России от 27.02.03 г. N БГ-3-04/88 (зарегистрирован в Минюсте России 19 марта 2003 г. регистрационный N 4286) в инструкцию N 54 внесены соответствующие изменения и дополнения.
Этими изменениями из инструкции N 54 исключены пункты, касающиеся налога на водно-воздушные транспортные средства, которые теперь попадают под налогообложение транспортным налогом. Кроме того, уточнена редакция пунктов, касающихся льгот для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также исключены пункты, касающиеся льгот судьям и членам их семей по уплате налога на имущество физических лиц.
В связи с введением с 1 января 2003 г. налога на транспортные средства и исключением из объектов имущественных налогов водно-воздушных транспортных средств приказом МНС России от 14.10.02 г. N БГ-3-04/566 утверждена новая форма налогового уведомления на уплату транспортного налога физическими лицами и о внесении изменений и дополнений в приказ МНС России от 14.10.99 г. N АП-3-08/326. Налог на имущество является регулярным налогом и взыскивается ежегодно независимо от того, эксплуатируется это имущество или нет. Налог на имущество физических лиц охватывает значительную часть населения страны. Так, налоговыми органами в 2003 г. было учтено более 50 млн граждан, собственников строений, помещений и сооружений, которые являются объектами налогообложения.
Налогоплательщиками являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории России в собственности:
приватизированные квартиры, домовладения, дачи, гаражи, нежилые производственные, торговые и бытовые помещения - с момента регистрации прав собственности в учреждениях юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
квартиры в домах жилищных, жилищно-строительных кооперативов, дачи в дачно-строительных кооперативах, садовые домики в садоводческих товариществах, гаражи и гаражные боксы в гаражно-строительных кооперативах - с момента выплаты паевого взноса.
В случаях, когда строения, помещения и сооружения находятся в общей долевой собственности нескольких лиц (совладельцев), налоговые платежи предъявляются каждому из собственников в зависимости от их доли в праве собственности на данное имущество. Если имущество находится в общей совместной собственности (т.е. право каждого из собственников распространяется на имущество в целом и у собственников нет определенной доли в этом праве), то налоговые платежи должны исчисляться исходя из соглашения всех собственников или в равных долях. Если собственниками имущества являются несовершеннолетние дети, то в соответствии с НК РФ и ГК РФ налог уплачивается их законными представителями - родителями или опекунами и попечителями.
Обязанности налога возникают у плательщика с момента вручения ему налогового уведомления. Прекращаются эти обязанности при уплате налога или в связи со смертью налогоплательщика либо в связи с признанием его умершим в порядке, установленном ГК РФ. В соответствии со ст.44 НК РФ задолженность (т.е. сумма налога, не внесенная плательщиком в установленный налоговым законодательством срок) по поимущественным налогам умершего лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества наследниками. За строения, помещения и сооружения, не имеющие собственника или собственник которых неизвестен, налог не взимается.
Федеральным законом от 17.07.99 г. N 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" представительным органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать ставки налога в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества до 300 тыс. руб. - в пределах до 0,1%; от 300 до 500 тыс. руб. - от 0,1 до 0,3%; свыше 500 тыс. руб. - от 0,3 до 2,0%.
Суммарной инвентаризационной стоимостью имущества является сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектом налогообложения, принадлежащих одному физическому лицу и расположенных на территории одного представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.
Существенной является норма, предусматривающая предоставление представительным органам местного самоуправления права определять в пределах, установленных федеральным законом, дифференциацию ставок в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Таким образом, представительным органам местного самоуправления предоставляется право регулировать налогообложение имущества в зависимости от проводимой экономической, социальной, инвестиционной, жилищной и бюджетной политики в регионе.
Физические лица, имеющие на территории Российской Федерации в собственности строения, помещения, сооружения, обязаны уплатить налог равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты (не позднее 15 сентября).
В случае исчисления дополнительной суммы налога на имущество он уплачивается в следующие сроки:
суммы, дополнительно причитающиеся за текущий год, - равными долями в остающиеся до конца года сроки, но с тем, чтобы на уплату соответствующей суммы у налогоплательщика было не менее 30 дней;
суммы, начисленные на текущий год по истечении всех сроков уплаты или за предшествующие годы, - равными долями в два срока: через месяц после начисления сумм (после вручения налогового уведомления) и через месяц после первого срока уплаты. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты, т.е. через месяц после начисления сумм (после вручения налогового уведомления).
Такие же сроки устанавливаются и при перерасчете платежей за текущий год в связи с возникновением права на льготы, неправильным определением стоимости строений, помещений или сооружений или неправильным применением ставок и по другим причинам.
В соответствии с действующим законодательством налоговые органы обязаны исчислить налог на строения, помещения и сооружения и не позднее 1 августа вручить гражданам налоговые уведомления на уплату налога. В случае, когда граждане своевременно не были привлечены к уплате налога, исчисление им налога может быть произведено не более чем за три предшествующих года.
Налоговое уведомление направляется налогоплательщику с целью проинформировать его о приближающемся сроке уплаты и сумме исчисленного налоговым органом налога. После получения налогового уведомления у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога.
В соответствии со ст.52 НК РФ налоговый орган, исчисливший сумму налога, не позднее 30 дней до наступления срока платежа должен направить физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения, налоговое уведомление, в котором указываются размер налога, расчет налоговой базы и срок уплаты. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, налоговый орган вправе направить его по почте заказным письмом. По истечении шести дней с даты направления заказное письмо считается полученным.
За просрочку гражданами платежей по налогу начисляется пеня (которая рассматривается как компенсация потерь государства в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налогов) в процентах от неуплаченной суммы налога в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном НК РФ.
Принудительное взыскание налога и пеней с физических лиц производится в судебном порядке. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
При неуплате налога в срок налогоплательщику направляется требование об уплате налога. Согласно ст.69 НК РФ требованием об уплате налога является письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах, сроке исполнения требования и мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. В случае, когда лица уклоняются от получения требования, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты? направления заказного письма. Требование об уплате налога рассматривается как информирование налогоплательщика о начале официальных процедур по взысканию налога и пеней, при неисполнении которого налоговые органы получают основания для принятия более жестких мер по взысканию с физических лиц недоимки в судебном порядке.
Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. В случае, когда лица уклоняются от получения требования, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога рассматривается как информирование налогоплательщика о начале официальных процедур по взысканию налога и пеней, при неисполнении которого налоговые органы получают основания для принятия более жестких мер по взысканию с физических лиц недоимки в судебном порядке.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Так, при неуплате налогов на имущество физических лиц по сроку 15 сентября требование об уплате налога должно быть направлено не позднее 15 декабря, а по сроку 15 ноября - не позднее 15 февраля следующего года. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения. Если обязанность налогоплательщика по уплате налога изменилась после направления требования об уплате налога, налоговый орган обязан направить налогоплательщику уточненное требование.
Возврат или зачет излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налога регулируется главой 12 НК РФ. Возврат либо зачет суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму.
На налоговые органы возложена обязанность сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным факте излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет, в который направлена излишне уплаченная сумма.
По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о возврате либо зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств того бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету, возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).
Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога. Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику не позднее одного месяца со дня установления этого факта. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налоговым органом не позднее одного месяца со дня принятия решения налоговым органом, а в случае вынесения судом решения о возврате излишне взысканных сумм - в течение одного месяца после вынесения такого решения.
От уплаты налога на строения, помещения и сооружения освобождаются следующие категории граждан:
1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, лица, награжденные орденом Славы всех трех степеней;
2) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
3) участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
4) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
5) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и получающие льготы в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в том числе пострадавшие от катастрофы и участники ликвидации ее последствий, переселившиеся в Российскую Федерацию с территории других государств;
6) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, имеющие право на эту льготу в соответствии с соответствующим Федеральным законом;
7) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
8) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
9) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
10) лица, пострадавшие от радиационных воздействий;
11) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;
12) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане или других странах, где велись боевые действия;
13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
14) деятели культуры, искусства и народные мастера со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования;
15) собственники жилого строения жилой площадью до 50 м2 и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 м2, расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Кроме того, местные органы власти могут устанавливать дополнительные льготы по налогам для отдельных категорий плательщиков.
Л. Крыканова,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
"Финансовая газета", N 46, 47 ноябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71