Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Красноярского края
от 27.09.2023 N 693-р
Отраслевая программа
"Развитие строительной отрасли Красноярского края на 2024 - 2026 годы"
1. Паспорт отраслевой программы
Наименование отраслевой программы |
"Развитие строительной отрасли Красноярского края на 2024 - 2026 годы" (далее - Программа) |
Орган исполнительной власти Красноярского края, ответственный за разработку программы |
министерство строительства Красноярского края (далее - министерство) |
Органы исполнительной власти Красноярского края, реализующие программу |
министерство (соисполнителем является служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края) |
Цель и задачи программы |
цель Программы - комплексное развитие и повышение конкурентоспособности строительной отрасли Красноярского края. Задачи Программы: 1. Создание условий, обеспечивающих развитие жилищного строительства, строительство объектов инфраструктурного и промышленного назначения для достижения целевых ориентиров, установленных Стратегией социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.10.2018 N 647-п. 2. Обеспечение потребностей строительной отрасли Красноярского края в высококачественных, конкурентоспособных, ресурсо- и энергосберегающих строительных материалах. 3. Содействие развитию инновационной деятельности в строительном комплексе Красноярского края: внедрение технологий строительства, основанных на использовании композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них, на территории Красноярского края |
Основные предприятия отрасли, вида экономической деятельности |
строительство: ООО "Новый город" (СГ "СМ. СИТИ"), ООО "СЗ ГСК "Арбан", ООО УСК "Сибиряк", АО "Фирма "Культбытстрой", АО "ДСК", ООО "СК "Сиблидер", ООО "Альфа", ООО "Монолитхолдинг", ООО СЗ ПСК "Омега", АО "Сибагропромстрой", ООО "КРСКА", ООО "ЗСК", ООО "ПСМК", ЗАО "ФАРН", ООО "Полюс Строй", АО СК "Горизонт", ОАО "Красноярскпромстрой", ООО "ГМК Ангара", ООО "СК "Таймырстроймонтаж". Производство прочей неметаллической минеральной продукции: ООО "Красноярский цемент", ООО "Ачинский цемент", ООО "Комбинат "Волна", ООО "Сибирский элемент", АО "Фирма "Культбытстрой", ООО УСК "Сибиряк", АО "КЖБМК", ООО "КЗЖБИ N 1", ООО "Торговый дом", группа компаний "Краспан", ООО "THERMIT", филиал "Назаровский завод теплоизоляционных изделии и конструкций" АО "Фирма Энергозащита" |
Целевые показатели и показатели развития отрасли, вида экономической деятельности |
целевые показатели по виду экономической деятельности "Строительство" к 2026 году: объем выполненных строительных работ - 447 855,6 млн рублей; индекс производства - 100,9%; ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования - 1 485,0 тыс. кв. м. Показатели развития отрасли по виду экономической деятельности "Строительство" к 2026 году: прибыль (убыток) до налогообложения - 13 295,3 млн рублей; основные фонды по полной учетной стоимости на конец года - 63 369,7 млн рублей; объем инвестиций в основной капитал - 17 156,1 млн рублей; фонд начисленной заработной платы работников списочного состава - 57 544,3 млн рублей; среднемесячная заработная плата работников - 93 886,3 рубля; среднесписочная численность работников - 51 076 человек. Целевые показатели по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" (производство прочей неметаллической минеральной продукции) к 2026 году: объем отгруженных товаров - 57 192,7 млн рублей; индекс производства - 101,7%. Показатели развития отрасли по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" (производство прочей неметаллической минеральной продукции) к 2026 году: объем выпуска основных видов строительных материалов: портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый и аналогичные гидравлические цементы - 2 253,3,0 тыс. тонн; кирпич керамический неогнеупорный строительный, кирпич строительный (включая камни) из цемента, бетона или искусственного камня - 82,0 млн условных кирпичей; блоки и прочие изделия сборные строительные для зданий и сооружений из цемента, бетона или искусственного камня - 635,1 тыс. куб. м; бетон готовый для заливки (товарный бетон) - 840,0 тыс. куб. м; листы асбестоцементные (шифер) - 39,8 млн штук; материалы и изделия минеральные тепло- и звукоизоляционные - 738,2 тыс. куб. м; прибыль (убыток) до налогообложения - 1 543,8 млн рублей; основные фонды по полной учетной стоимости на конец года - 25 696,0 млн рублей; объем инвестиций в основной капитал - 1 063,0 млн рублей; фонд начисленной заработной платы работников списочного состава - 8 361,1 млн рублей; среднемесячная заработная плата работников - 81 287,8 рублей; среднесписочная численность работников - 8 571 человек |
Сроки реализации программы |
2024 - 2026 годы |
2. Основные разделы Программы
2.1. Постановка общекраевой проблемы
2.1.1. Характеристика текущего состояния строительной отрасли (состав, роль в экономике Красноярского края, крупнейшие организации, расположенные на территории Красноярского края).
Строительство представляет собой отдельную самостоятельную отрасль экономики страны и региона, которая предназначена для ввода в действие новых, а также реконструкции, расширения, ремонта и технического перевооружения действующих объектов производственного и непроизводственного назначения. Определяющая роль строительной отрасли заключается в создании условий для поступательного и динамичного развития экономики страны и региона.
Строительная отрасль - комплекс участников градостроительной деятельности, в том числе органов государственной и муниципальной власти, организаций, предприятий, физических лиц, осуществляющих деятельность по созданию, сохранению, улучшению или утилизации зданий и сооружений (в форме территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, технического перевооружения, реновации, сноса), и система взаимодействия между ними на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства и территорий для формирования комфортной и безопасной среды жизнедеятельности людей.
Строительная отрасль Красноярского края ежегодно развивается, а основными направлениями ее развития являются: стимулирование жилищного строительства, реализация мер по повышению доступности жилья и улучшению жилищных условий граждан, обеспечение строительства социальных и инфраструктурных объектов.
Для строительной отрасли Красноярского края в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности характерны следующие виды экономической деятельности (далее - ВЭД): "Строительство" (строительство зданий, строительство инженерных сооружений, работы строительные специализированные) и "Обрабатывающие производства" (производство прочей неметаллической минеральной продукции).
Состав организаций строительной отрасли и выполняемые ими функции обусловлены осуществляемыми ими видами экономической деятельности. В Красноярском крае задействованы такие структурные составляющие строительной отрасли, как проектные, строительные организации и производители строительных материалов.
По состоянию на 1 июля 2023 года в общее число участников строительной отрасли в Красноярском крае, включая подрядные организации, входит 7248 организаций (подавляющее число имеют частную форму собственности), что составляет 12,2% от общего числа организаций в Красноярском крае. Кроме того, на территории Красноярского края деятельность в области строительства и производства строительных материалов осуществляет 5661 индивидуальный предприниматель.
Среди крупнейших организаций, расположенных на территории Красноярского края и действующих в рамках ВЭД "Строительство", перечень которых представлен в таблице 1, выделяются застройщики, осуществляющие строительство на территории города Красноярска или на территории муниципальных образований Красноярского края, а также организации, осуществляющие строительство зданий нежилого назначения, современной инфраструктуры, в том числе сооружений инженерных коммуникаций и прочих инженерных сооружений, выполняющие специализированные строительные работы (разборка и снос зданий, подготовка строительного участка; производство электромонтажных, санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ).
Таблица 1
Направление деятельности строительных организаций |
На территории г. Красноярска |
На территории иных муниципальных образований Красноярского края |
Организации, осуществляющие строительство зданий жилого и нежилого назначения |
ООО "Новый город" (СГ "СМ. СИТИ"), ООО "СЗ ГСК "Арбан", ООО УСК "Сибиряк", АО "Фирма "Культбытстрой", ООО "Монолитхолдинг", ЗАО "ФАРН", АО "СК "Горизонт", ОАО "Красноярскпромстрой", АО "Сибагропромстрой", ООО "СК "Сиблидер", ООО "Ментал-Плюс", ООО СЗ ПСК "Омега", ООО "Сигма", ООО СЗ "Сибспецмонтаж", ООО "Стройинновация", ГСК "Красстрой", ГК "СТМ", ООО СЗ "Альфа" |
ООО "Красстройкомплекс" (города: Ачинск, Боготол, Ужур, Шарыпово), ООО СК "Панорама" (город Канск, муниципальные районы: Манский и Дзержинский), ООО "Вега" (город Минусинск, муниципальные районы: Абанский, Березовский, Емельяновский, Курагинский), ООО "СтройИнвест" (город Канск); ООО "СК "Титан" (г. Норильск) |
Организации, осуществляющие строительство зданий нежилого назначения, социальной инфраструктуры, в том числе сооружений инженерных коммуникаций и прочих инженерных сооружений, выполняющие специализированные строительные работы |
АО "Фирма "Культбытстрой", ООО "СК "ТИТАН", ООО "ВЕГА", ООО "Стройтекс", ООО "Руссеверстрой", АО "Германий", ООО "ГК "Новекс", ООО СК "ГЕОРГ", ООО "СтройТехМонтаж", ООО "ПромСтройИнвест", ООО УСК "Сибиряк", ООО "ЗСК", ЗАО "КМУ "Гидромонтаж", ООО Ачинское монтажное управление ОАО "Северовостокэлектромонтаж", ООО Норильское монтажное управление ОАО "Северовостокэлектромонтаж", ООО "ПСМК", ООО "Полюс Строй", ООО "ГМК АНГАРА", АО "ТАТНЕФТЕПРОВОДСТРОЙ", ООО "СК "Таймырстроймонтаж", ООО "НБС-Сибирь", ООО "СтройТехМонтаж", АО "Ямалдорстрой", ООО "Эста Констракшен", ООО "Ильстрой", ООО "ГТК-ДВ", дорожно-строительные организации (АО ДПМК "Красноярская", ООО "КДСК", ООО "Росдорстрой", ООО "Сибирская ДСК") |
Значительная часть представленных организаций специализируется, в том числе на выполнении работ для крупных организаций металлургического, нефтеперерабатывающего и энергетического комплексов, ресурсодобывающих компаний, расположенных на территории Красноярского края.
На территории Красноярского края располагаются и осуществляют деятельность, в том числе в рамках ВЭД "Обрабатывающие производства" (производство прочей неметаллической минеральной продукции), организации, производящие в индустриальных объемах основные виды строительных материалов, такие как: кирпич строительный, различные виды цементов, конструкции и детали сборные железобетонные, листы асбестоцементные, шлаковата, вата минеральная, теплоизоляционные материалы и другие виды строительных изделий и материалов.
Производством строительных материалов в Красноярском крае по состоянию на 1 января 2023 года занималось 372 организации, в число которых входят ООО "Ачинский цемент", ООО "Красноярский цемент", ООО "Сибирский элемент", ООО "Канский КСК", ООО "Комбинат "Волна", АО "КЖБМК", ООО "КЗЖБИ N 1", АО "Фирма "Культбытстрой", ООО УСК "Сибиряк", ООО "Техполимер", ООО "Краспанинновации", ООО "Термит", филиал "Назаровский завод теплоизоляционных изделий и конструкций" АО "Фирма энергозащита".
Объемы производства строительных материалов удовлетворяют спрос строительного рынка и его требования к качеству строительных изделий и материалов (импорт по основной номенклатуре продукции, за исключением отделочных материалов, незначителен). При этом производственные мощности организаций позволяют наращивать объемы производимой продукции.
Активным компонентом строительной отрасли являются работники, осуществляющие соответствующую деятельность. Численность работников строительной отрасли Красноярского края составляет около 70,9 тыс. человек, в том числе: 48,6 тыс. человек - в строительных организациях; 14,1 тыс. человек - в проектных организациях; 8,2 тыс. человек - в организациях, производящих строительные материалы. Средний возраст работников строительной отрасли Красноярского края, осуществляющих деятельность в рамках рабочих специальностей, составляет 35-40 лет. Средний уровень заработной платы по итогам 2022 года в строительных организациях, расположенных на территории Красноярского края, по ВЭД "Строительство" составил 79,6 тыс. рублей, в организациях строительной отрасли по ВЭД "Обрабатывающие производства" (производство прочей неметаллической минеральной продукции) - 70,5 тыс. рублей.
2.1.2. Основные производственные показатели.
К основным производственным показателям, характеризующим строительную отрасль, относятся объем выполненных строительных работ, индекс производства, ввод в эксплуатацию жилых домов.
Объем работ, выполненных по ВЭД "Строительство" в Красноярском крае в 2022 году, составил 363 269,5 млн рублей, по данному показателю Красноярский край занимает 1-е место в Сибирском федеральном округе.
Объемы работ, выполненные за 2022 год, по видам деятельности составили: "Строительство жилых и нежилых зданий" - 32,8%; "Строительство инженерных сооружений" - 48,2%; "Работы строительные специальные" - 19,0%.
По итогам 2022 года индекс физического объема работ, выполненных собственными силами по ВЭД "Строительство", составил 137,4% (в 2021 году - 112,4%). При этом отмечался значительный рост (в фактически действовавших ценах) объемов работ, выполненных по договорам строительного подряда по сравнению с 2021 годом:
по строительству жилых и нежилых зданий (в 2,9 раза);
по строительству инженерных коммуникаций (в 5,3 раза);
по строительству прочих инженерных сооружений (на 25,0%);
строительных специализированных прочих (в 3,5 раза);
по разборке и сносу зданий, подготовке строительной площадки (на 41,0%);
по строительству автомобильных и железных дорог (на 41,7%).
Объем работ, выполненных по ВЭД "Строительство" в Красноярском крае, за январь - июнь 2023 года составил 177,6 млрд рублей, индекс физического объема работ, выполненных собственными силами организаций по ВЭД "Строительство", сложился на уровне 103,7% к соответствующему периоду 2022 года. Отмечался значительный рост (в фактически действовавших ценах) объемов работ, выполненных по договорам строительного подряда:
строительных специализированных прочих (в 7,5 раза);
по строительству инженерных коммуникаций для водоснабжения, водоотведения и газоснабжения (в 3,2 раза);
по строительству коммунальных объектов для обеспечения электроэнергией и телекоммуникациями (на 55,3%);
по строительству автомобильных дорог и автомагистралей (на 25,2%).
Вместе с тем отмечалось существенное снижение объема работ по строительству прочих инженерных сооружений (на 36,9%), а также по строительству жилых и нежилых зданий (на 6,9%).
Таблица 2
Статистические показатели по ВЭД "Строительство"
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2021 год |
2022 год |
январь - июнь 2023 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Объем выполненных строительных работ |
млн рублей |
229 642,1 |
363 269,5 |
177 563,9 |
2 |
Среднемесячная заработная плата |
рублей |
59 328,2 |
79 554,9 |
86 475,6 |
3 |
Численность работающих |
человек |
46 400 |
48 602 |
54 805 |
В 2022 году объем жилищного строительства (с учетом жилых домов, построенных на участках для ведения садоводства) увеличился относительно 2021 года на 3,8%.
Застройщики, осуществляющие индивидуальное жилищное строительство, за предыдущий год зарегистрировали в органах кадастрового учета жилые дома, общая площадь которых на 9,3% меньше относительно 2021 года, при этом ввод жилья на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, а также индивидуального жилищного строительства, уменьшился на 10,8%, а жилья, построенного на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства, - на 4,8% (влияние на формирование индекса физического объема с учетом удельного веса составило "-3,6" и "-0,5" процентного пункта соответственно).
В 2022 году организациями всех форм собственности и населением на территории региона введено в эксплуатацию 4861 здание (2500,6 тыс. кв. м), из них 89,8% составляют здания жилого назначения - 4366 зданий, нежилого - 495 зданий, в том числе: промышленные - 65, сельскохозяйственные - 24, коммерческие - 90, административные - 40, учебные - 15, здравоохранения - 16, другие - 245, в том числе завершено строительство и введены в действие (эксплуатацию):
объекты производственного назначения и транспортной инфраструктуры: мощности по добыче и переработке медной руды - 0,2 млн т.; скважины нефтяные эксплуатационного бурения - 198 ед. мощностью 2,0 млн т добычи нефти; скважины газовые эксплуатационного бурения - 5 ед. мощностью 260,4 млн м 3 добычи газа; мощности по производству: пиломатериалов - 385,6 тыс. м 3, изделий столярных - 1,2 тыс. м 2, цельномолочной продукции - 1,5 т в смену, хлебобулочных изделий - 0,1 т в сутки, мяса - 5,0 т в смену; электростанции тепловые, турбинные - 55 тыс. кВт в год; дизельные электростанции в районах Крайнего Севера - 5,9 тыс. кВт в год; линии электропередачи напряжением 35 кВ и выше - 62,2 км; трансформаторные понизительные подстанции напряжением 35 кВ и выше - 16 тыс. кВ*А; компрессорные станции на магистральных газопроводах, газовых промыслах и подземных хранилищах газа - 1 ед. 18,2 тыс. кВт; животноводческие помещения: для крупного рогатого скота - 0,4 тыс. мест, для овец - 0,9 тыс. мест; зерносклады механизированные -33, 0 тыс. т единовременного хранения; зерносеменахранилища - 18 тыс. т единовременного хранения; общетоварные склады - 0,4 тыс. м 2 общей площади; ж/дорожные пути к производственным объектам - 6,7 км; автомобильные дороги с твердым покрытием - 72,3 км, из них общего пользования - 18,8 км; надземный (подземный) пешеходный переход - 132 пог. м; мосты - 3 ед. протяженностью 327,5 пог. м;
объекты образования и здравоохранения: общеобразовательные организации на 3420 ученических мест, дошкольные образовательные организации - 825 мест, амбулаторно-поликлинические организации на 1844 посещений в смену, больничные организации на 444 коек, медицинские центры общей площадью 3126 м 2;
объекты спортивного назначения: плавательные бассейны с зеркалом воды равным 954 м 2, спортивные залы площадью 5,0 тыс. м 2, 1 физкультурно-оздоровительный комплекс, плоскостные спортивные сооружения (футбольные поля, игровые площадки и другое) площадью 1,3 тыс. м 2;
объекты социального и культурного назначения: дома-интернаты для ветеранов труда, престарелых и инвалидов (взрослых и детей) на 100 мест, учреждения культуры клубного типа на 160 мест, концертные и киноконцертные залы на 220 мест, 2 культовых сооружения.
Кроме того, часть объектов введены в действие по результатам реконструкции действующих объектов.
В 2022 году в Красноярском крае введено 1 396,5 тыс. кв. м (103,8% к 2021 году), в том числе: в городской местности - 1043,7 тыс. кв. м (108,8% к 2021 году), в сельской местности - 352,8 тыс. кв. м (91,3% к 2021 году), организациями-застройщиками - 855,1 тыс. кв. м (61,2% общей площади введенного жилья). Индивидуальные застройщики за предыдущий год зарегистрировали в органах кадастрового учета жилые дома, общая площадь которых на 9,3% меньше относительно 2021 года при этом ввод жилья на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, а также индивидуального жилищного строительства, уменьшился на 10,8%, а жилья, построенного на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства, - на 4,8% (влияние на формирование индекса физического объема с учетом удельного веса составило "-3,6" и "-0,5" процентного пункта соответственно).
За I полугодие 2023 года объем жилищного строительства уменьшился относительно I полугодия 2022 года на 4,2%. Отрицательное влияние на динамику жилищного строительства оказали организации-застройщики, которые снизили объем жилищного строительства на 22,6% (влияние на формирование индекса физического объема с учетом удельного веса составило "-12,4" процентного пункта). Индивидуальные застройщики в текущем году зарегистрировали в органах кадастрового учета жилые дома, общая площадь которых превысила уровень I полугодия 2022 года на 18,1%, при этом ввод жилья на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, а также для индивидуального жилищного строительства, увеличился на 12,7%, а жилых домов, построенных на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства, - на 33,3% (влияние на формирование индекса физического объема с учетом удельного веса составило "+4,3" и "+3,9" процентного пункта соответственно).
Таблица 3
Статистические показатели ввода жилья в 2019 - 2023 годах
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
январь - июнь 2023 года |
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
7 |
8 |
1 |
Ввод в действие общей площади жилых домов |
тыс. кв. м |
1695,9* |
1307,1 |
1345,7 |
1396,5 |
681,5 |
2 |
Темп роста объемов ввода общей площади жилых домов |
% |
110,1** |
103,4 |
103,0 |
103,8 |
95,8 |
* Для обеспечения сопоставимости с последующими периодами абсолютный показатель указан с учетом жилых домов, построенных на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства;
** Для обеспечения сопоставимости с предыдущим годом относительный показатель рассчитан без учета жилых домов, построенных на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства.
В 2022 году в г. Красноярске введено 833,9 тыс. кв. м жилых домов (112,6% к 2021 году), в других территориях Красноярского края ввод жилья составил 562,6 тыс. кв. метров.
Организации-застройщики в основном специализировались на высотном домостроении: на 17-этажные и более высокие здания пришлось 65,6% общей площади введенных квартир, 12-16-этажные - 11,7%, 10-этажные - 7,6%. Население предпочитает возводить 2-этажные жилые дома: их удельный вес в общей площади индивидуального жилищного строительства составил 51,9% (1-этажных - 41,2%, 3-этажных - 6,9%).
В структуре жилищного строительства по материалам стен домов, введенных организациями-застройщиками, значительную долю занимало кирпичное домостроение - 46,5%, на панельные дома приходилось 28,6%, монолитные - 22,7%. В индивидуальном жилищном строительстве в основном использовалось дерево (50,3% общей площади домов, возведенных населением), а также блоки (15,5%), кирпич (8,6%), монолит (7,6%).
Наиболее значимое снижение объемов отмечено:
жилищного строительства в городских округах: Енисейск (на 59,1%), Боготол (на 52,0%), Лесосибирск (на 30,7%) и муниципальных районах: Мотыгинский (на 58,2%), Краснотуранский (на 41,0%), Боготольский (на 37,6%), Нижнеингашский (на 37,3%);
индивидуального жилищного строительства в муниципальных районах: Бирилюсском (на 62,5%), Таймырском Долгано-Ненецком (на 49,4%), Краснотуранском (на 41,0%), Боготольском (на 37,6%), Нижнеингашском (на 37,3%), Эвенкийском (на 26,1%), Каратузском (на 25,8%) и городских округах: Красноярске (на 18,5%), Минусинске (на 9,5%), Бородино (на 8,5%), Назарово (на 6,0%).
В 2022 году значительные объемы ввода (сдачи в эксплуатацию) объектов жилищного строительства зафиксированы в городских округах: Минусинске (24,7 тыс. кв. м), Сосновоборске (21,1 тыс. кв. м), Ачинске (18,9 тыс. кв. м), Дивногорске (16,9 тыс. кв. м), Канске (12,6 тыс. кв. м), Лесосибирске (9,1 тыс. кв. м); муниципальных районах Красноярского края: Емельяновском (166,2 тыс. кв. м), Березовском (53,7 тыс. кв. м), Минусинском (20,3 тыс. кв. м), Курагинском (16,7 тыс. кв. м), Ужурском (10,5 тыс. кв. м), Шушенском (9,4 тыс. кв. м), Северо-Енисейском (9,3 тыс. кв. м).
В 2022 году по сравнению с 2021 годом высокие темпы жилищного строительства зафиксированы в Северо-Енисейском (3 838,4%), Таймырском Долгано-Ненецком (238,4%), Уярском (228,0%), Ужурском (184,2%), Балахтинском (174,9%), Назаровском (174,1%), Ачинском (160,0%) муниципальных районах Красноярского края; городском округе Сосновоборске (230,3%), п. Кедровый (905,6%).
На территориях ряда муниципальных образований Красноярского края снижены объемы жилищного строительства относительно 2021 года, в том числе в следующих муниципальных районах: Мотыгинском (41,8%), Краснотуранском (59,0%), Боготольском (62,4%), Нижнеингашском (62,7%), Туруханском (64,6%), Эвенкийском (66,6%), Енисейском (73,7%); городских округах: Енисейске (40,9%), Боготоле (48,0%), Лесосибирске (69,3%), Канске (79,5%) и других.
Значительные объемы ввода малоэтажного жилья в крае приходятся на Емельяновский (140,1 тыс. кв. м), Березовский (50,8 тыс. кв. м) и Минусинский (19,4 тыс. кв. м) муниципальные районы, а также городские округа Красноярск (48,1 тыс. кв. м) и Минусинск (11,6 тыс. кв. м).
Развитию строительства, в том числе в муниципальных образованиях края, способствуют меры по обеспечению муниципальных образований документами территориального планирования, а также в значительной мере программы льготного кредитования на приобретение жилья, в том числе реализация мер государственной поддержки граждан при покупке жилья на первичном рынке.
По данным Центрального банка Российской Федерации в 2022 году в Красноярском крае было выдано 32,9 тыс. ипотечных кредитов, что на 26,6% меньше показателя 2021 года с общей суммой 108,0 млрд рублей, менее показателя 2021 года на 9,4%. По объему выданных ипотечных жилищных кредитов Красноярский край занимает занимает 2-е место в Сибирском федеральном округе (после Новосибирской области) и 10-е место в Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слово "занимает" повторяется дважды
Сохранение стабильного уровня ипотечных ставок за счет проводимой денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации и льготные ипотечные программы стимулируют востребованность ипотечного кредитования. Таким образом, спрос на жилье с использованием кредитного ресурса продолжает поддерживать сферу жилищного строительства.
Объем отгруженной продукции по ВЭД "Обрабатывающие производства" (производство прочей неметаллической минеральной продукции) в 2022 году составил 39 728,0 млн рублей. В 2022 году объемы производства прочей неметаллической минеральной продукции по отдельным позициям увеличились, в том числе: блоки и прочие изделия сборные строительные для зданий и сооружений из цемента, бетона или искусственного камня - на 2,2%; портландцемента, цемента глиноземистого, цемента шлакового и аналогичных гидравлических цементов - на 0,8%.
Объем отгруженной продукции по ВЭД "Обрабатывающие производства" (производство прочей неметаллической минеральной продукции) за январь - июнь 2023 года составил 21 338,3 млн рублей или 127,5% по отношению к аналогичному периоду 2022 года (в действующих ценах).
Таблица 4
Статистические показатели по ВЭД "Обрабатывающие производства" (производство прочей неметаллической минеральной продукции)
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2021 год |
2022 год |
Январь - июнь 2023 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Объем отгруженной продукции |
млн рублей |
35 928,6 |
39 728,0 |
21 338,3 |
2 |
Среднемесячная заработная плата |
рублей |
57 137,5 |
70 847,5 |
74 667,0 |
3 |
Численность работников |
человек |
8 479 |
8 237 |
8 604 |
4 |
Объем выпуска основных видов строительных материалов: |
||||
4.1 |
Портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый и аналогичный цемент гидравлический |
тыс. тонн |
2 111,7 |
2 129,3 |
1 031,4 |
4.2 |
Блоки и прочие изделия сборные строительные для зданий и сооружений из цемента, бетона или искусственного камня |
тыс. куб. м |
485,8 |
578,4 |
238,8 |
4.3 |
Кирпич строительный |
млн условных кирпичей |
65,9 |
81,0 |
25,0 |
4.4 |
Листы асбестоцементные (шифер) |
млн условных плиток |
46,1 |
37,7 |
12,2 |
4.5 |
Бетон, готовый для заливки (товарный бетон) |
тыс. куб. м |
676,9 |
768,8 |
258,9 |
4.6 |
Материалы и изделия минеральные тепло- и звукоизоляционные |
тыс. куб. м |
719,1 |
701,4 |
347,4 |
В течение последних лет для строительной отрасли Красноярского края остается характерной ситуация неполного использования производственных мощностей по производству основных групп строительных материалов. Средний уровень использования производственных мощностей организаций строительной индустрии в пределах 63%, что свидетельствует о наличии значительных резервов в отрасли.
Одним из значимых направлений развития строительной отрасли Красноярского края является повышение качества выполняемых строительно-монтажных работ. В том числе службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - служба) проводятся проверки, направленные на выявление и пресечение нарушений в сфере выполнения строительно-монтажных работ, а также на контроль устранения выявленных нарушений. Кроме того, службой проводятся мероприятия по профилактике нарушений, разъяснению обязательных требований выполнения строительно-монтажных работ, в целях недопущения возникновения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований.
В рамках реализации функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора на территории Красноярского края в 2022 году проведено 1 326 контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемыми лицами и 25 мероприятий без взаимодействия в виде выездного обследования; зафиксировано 3 525 нарушений, 83% из них относятся к нарушениям требований проектной документации, отсутствию документов на виды работ и строительные материалы. Принятое Правительством РФ постановление от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) существенно ограничило с 10.03.2022 возможность государственного органа воздействовать на контролируемых лиц в административном порядке. В соответствии с п. 7(1) Постановления N 336 предписание выдается только в случае выявления нарушений обязательных требований, которые влекут непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. До момента принятия Постановления N 336 по результатам контрольных (надзорных) мероприятий за нарушения проектной документации выдано 132 предписания, составлено 45 административных протоколов. С 10 марта по 31 декабря 2022 года Службой выдано 9 предписаний, а также возбуждено 32 административных дела. Ключевым показателем, отражающим уровень безопасности построенных, реконструированных объектов является соответствие установленным требованиям. Фактическое значение показателя за 2022 год составило 100%, что свидетельствует о высоком уровне эффективности осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Красноярского края.
Однако, в своем развитии строительная отрасль Красноярского края сталкивается с некоторыми проблемами к основным из которых, негативно влияющим на деловую активность в строительной отрасли, необходимо отнести излишние административные барьеры, многочисленные процедуры согласования и получения разрешительных документов, являющиеся обязательными для застройщика при реализации инвестиционно-строительного проекта, несовершенство технического регулирования, высокую стоимость материалов и конструкций, высокий уровень налогов и высокий процент коммерческого кредита, неплатежеспособность заказчиков, недостаток квалифицированных рабочих. При этом необходимо отметить удовлетворительное состояние конкурентной среды строительной отрасли, снижение уровня недобросовестной конкуренции, ненадлежащей рекламы.
Активное развитие цифровых и информационных технологий влечет за собой необходимость трансформации используемых в строительной отрасли подходов в части планирования, проектирования, строительства городской инфраструктуры.
2.1.3. Основные тенденции развития строительной отрасли Красноярского края.
В основу отраслевой политики положены принципы ее территориальной дифференциации с учетом перспектив социально-экономического и демографического развития региона, городов и иных поселений и децентрализации, основанной на усилении роли местного самоуправления в принятии и реализации градостроительных и иных решений, направленных на развитие реального сектора экономики, создание благоприятной среды жизни и деятельности на территории города, иного поселения и возможностей для улучшения жилищных условий различными группами населения. Направления развития строительной отрасли Красноярского края определяются государственными приоритетами в развитии инвестиционной деятельности промышленного производства, отраслей социальной сферы, инфраструктурных объектов.
На плановый период предполагается сохранение значительного объема выполняемых работ по ВЭД "Строительство", что главным образом обусловлено продолжением реализации крупных инвестиционных проектов в различных отраслях экономики Красноярского края: проектов в сфере нефтедобычи (освоение месторождений Ванкорского кластера (Ванкорского, Сузунского, Тагульского, Лодочного) и новых месторождений Пайяхской и Иркинской групп в рамках крупнейшего проекта "Восток Ойл", а также Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского месторождений), освоения Сырадасайского угольного месторождения (создание Западно-Таймырского промышленного кластера по производству угольных концентратов); проектов по развитию добычи золота в Северо-Енисейском муниципальном районе (горно-обогатительный комбинат (ООО "Соврудник"), "Золоторудное месторождение "Ведугинское" (ООО ГРК "Амикан"), строительство золотоизвлекательной фабрики (ЗИФ-5) на месторождении "Благодатное" Северо-Енисейского района (АО "Полюс Красноярск"); металлургического производства (работы в рамках проектов реконструкции ЗФ ПАО "ГМК "Норильский никель" в г. Норильске, в том числе по реализации проекта "Серная программа 2.0"; комплексного проекта "Южный кластер" (ООО "Медвежий ручей", ПАО "ГМК "Норильский Никель"); АО "РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод" (модернизация и обновление мощностей КрАЗ); инвестиционных проектов лесопереработки; комплексных мер социально-экономического развития муниципального образования г. Норильск на период до 2024 года и перспективу до 2035 года, утвержденных распоряжением комплексных мер социально-экономического развития муниципального образования г. Норильск на период до 2024 года и перспективу до 2035 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.12.2021 N 3528-р, а также инфраструктурного проекта строительства линии скоростного подземно-наземного легкорельсового транспорта в г. Красноярске (первый этап); инвестиционных проектов в области сельского хозяйства и пищевой промышленности (животноводческие комплексы в муниципальных образованиях Красноярского края, строительство завода по глубокой переработке зерна (мощностью 275 тысяч тонн в год) в Шарыповском районе Красноярского края").
С учетом реализации национального проекта "Жилье и городская среда" к 2026 году ожидается увеличение площади вводимого жилья до 1 485,0 млн кв м. Еще одним направлением развития строительного комплекса является комплексное развитие территорий (далее - КРТ) Красноярского края, которое осуществляется для повышения эффективности использования территорий, в том числе: создания необходимых условий для развития инфраструктуры, расселения аварийного жилья, обновления застроенных территорий. Мероприятия по комплексному развитию территорий предусмотрены Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 N 3268-р. Таким образом, на территории существующих городских поселений Красноярского края продолжится как застройка новых жилых территорий качественно нового типа с комплексным благоустройством, так и освоение неиспользуемых промышленных площадок.
Отдельным направлением развития строительной отрасли Красноярского края является совершенствование нормативно-правового регулирования отношений в области градостроительной деятельности.
2.2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является комплексное развитие и повышение конкурентоспособности строительной отрасли Красноярского края.
Достижение этой цели планируется обеспечить за счет решения следующих задач:
1) создание условий, обеспечивающих: развитие жилищного строительства, строительство объектов инфраструктурного и промышленного назначения для достижения целевых ориентиров, установленных Стратегией социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.10.2018 N 647-п;
2) обеспечение потребностей строительной отрасли Красноярского края в высококачественных, конкурентоспособных, ресурсо- и энергосберегающих строительных материалах;
3) содействие развитию инновационной деятельности в строительном комплексе Красноярского края: внедрение технологий с использованием композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них на территории Красноярского края.
Целевыми показателями, планируемыми к достижению, являются объем выполненных строительных работ, объем отгруженных товаров, индекс производства, а также ввод в действие общей площади жилых домов.
В целях решения поставленных задач с учетом возможных рисков при реализации мероприятий программы, обеспечения стабильности поступлений доходов в краевой бюджет министерством планируется осуществление комплекса мероприятий.
К основным вызовам, препятствующим развитию строительной отрасли, относятся:
ожидаемое снижение объемов бюджетных (сокращение объемов ассигнований федерального, краевого бюджетов на финансирование строительства объектов различного назначения, расположенных на территории Красноярского края) и частных инвестиций в развитие экономического потенциала Красноярского края, связанное с ухудшением макроэкономической ситуации (в том числе последствиями введенных санкционных ограничений); инфляционные процессы, ухудшение условий привлечения кредитных ресурсов; рост производственных затрат (логистических, увеличение стоимости строительных ресурсов);
ухудшение динамики доходов населения, негативно влияющей на потребительский спрос;
низкий уровень доступности для граждан и бизнеса информации о строящихся объектах, градостроительных ограничениях и действующих нормативно-технических документах;
документы территориального планирования, градостроительного и социально-экономического развития недостаточно синхронизированы между собой. Процессы их подготовки и актуализации не упорядочены, занимают длительное время;
инновационно-технологические риски связаны с высоким уровнем износа основных фондов (строительных машин и механизмов, производственных линий), капиталоемкостью модернизации существующих производственных мощностей, отсутствием заинтересованности в применении инноваций у бизнес-сообщества и, как следствие, применение устаревших технологий строительного производства и производства строительных материалов, а также минимальные темпы осуществления процесса модернизации производств отрасли;
необходимость замещения импортируемых строительных ресурсов, включая строительные материалы, оборудование, используемое для производства строительных ресурсов, строительные машины и механизмы;
низкий уровень инвестиций в научно-технические разработки и исследования в области строительных материалов и технологий;
недостаточное взаимодействие между организациями строительными организациями, научными и образовательными организациями.
План действий министерства по достижению планируемых показателей развития по видам экономической деятельности, а также целей и задач Программы, учитывает необходимость управления рисками, препятствующими развитию строительной отрасли.
Ожидаемые результаты реализации мероприятий отражены в значениях целевых показателей развития отрасли (приложения N 5, 6).
2.3. План действий министерства по достижению планируемых показателей развития по ВЭД "Строительство" и "Обрабатывающие производства" (производство прочей неметаллической минеральной продукции)
В состав плана действий министерства по достижению планируемых показателей развития по видам экономической деятельности включены мероприятия, изложенные по степени приоритетности на 2024 год и период до 2026 года по задачам, в том числе:
2.3.1. Задача 1. Создание условий, обеспечивающих: развитие жилищного строительства, строительство объектов инфраструктурного и промышленного назначения для достижения целевых ориентиров, установленных Стратегией социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.10.2018 N 647-п:
2.3.1.1. Реализация мероприятий федеральных проектов "Жилье", "Формирование комфортной городской среды", "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" национального проекта "Жилье и городская среда" (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 N 16), а также региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 N 709-п.
Ключевыми целями национального проекта являются: обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, увеличение объема жилищного строительства, повышение комфортности городской среды с прямым участием граждан, обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда. В свою очередь вопросы увеличения объемов жилищного строительства и повышения качества городской среды неразрывно связаны друг с другом, а устойчивое развитие и экономический рост региона напрямую связаны с развитием современной городской среды.
Результаты реализации мероприятий федеральных проектов на территории Красноярского края следующие:
"Жилье": прогнозируется увеличение показателя "объем жилищного строительства" с 1,396 млн кв. м в 2022 году до 1 485,0 млн кв. м к 2026 году;
"Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда": установлены целевые показатели, в том числе:
площадь расселенного аварийного жилищного фонда на территории муниципальных образований Красноярского края в 2023 году - 51,4 тыс. кв. м; в 2024 году - 67,53 тыс. кв. м;
количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Красноярского края, в 2023 году - 2,91 тыс. человек, в 2024 году - 3,89 тыс. человек.
По итогам 2026 года на каждого жителя Красноярского края будет вводиться до 0,53 кв. метра (в 2022 году - 0,49 кв. метра) нового жилья, доступного и отвечающего требованиям энергоэффективности, экологичности, обеспечивающего комфортные условия проживания, а более трети вводимого жилья составит малоэтажное жилье.
К ожидаемым результатам реализации мероприятий государственной программы Красноярского края "Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 29.08.2017 N 512-п, по благоустройству дворовых и общественных территорий муниципальных образований Красноярского края, относятся увеличение значения показателей:
количество благоустроенных дворовых территорий - с 505 в 2020 году до 1167 к 2025 году; количество благоустроенных общественных пространств (набережных, центральных площадей, парков и др.) - с 51 в 2019 году до 553 к 2025 году.
Ожидаемые результаты реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 N 709-п, отражены в следующих значениях целевых индикаторов:
количество многоквартирных домов, расположенных на территории Красноярского края, в которых проведен капитальный ремонт общего имущества, - не менее 14058 ед.;
общая площадь многоквартирных домов, расположенных на территории Красноярского края, в которых проведен капитальный ремонт общего имущества, - не менее 50428,05 тыс. кв. м.
Кроме того, ежегодно проводится работа по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края, в том числе обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также гражданам, имеющим указанный статус и достигшим возраста 23 лет и старше. В целях обеспечения указанной категории граждан, а также работников бюджетной сферы государственной программой Красноярского края "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 514-п, предусмотрены средства на социальные выплаты, субвенции бюджетам муниципальных образований, бюджетные инвестиции на строительство 10 жилых домов в 2024 году.
2.3.1.2. Реализация положения градостроительной политики об использовании механизма комплексного развития территорий (далее - КРТ) Красноярского края.
В рамках реализации положения градостроительной политики об использовании механизма комплексного развития территорий Красноярского края в 2023 году заключено 5 договоров по территориям г. Красноярска (в дополнение к 5 договорам, ранее заключенным, о комплексном развитии территорий края), в том числе 3 в г. Красноярске. Планируемые территории общей площадью 452,9 га и общим потенциалом жилищного строительства более 4 млн кв. м до 2028 года включают территорию рынков "Южный" и "Луч" на ул. Шахтеров - 18 га, мкр. "3 Иннокентьевский" - 11,7 га, ул. Никитина - 2,2 га, мкр. Солонцы 2 - 400 га, мкр. "Судоверфь" - 21 га. Применение механизма КРТ позволит увеличить объем вводимого жилья на территории Красноярского края в долгосрочной перспективе.
2.3.1.3. Локальный мониторинг реализуемых мероприятий и оказание содействия в реализации мероприятий жилищного строительства в рамках комплексных мер развития города Норильска, а также инвестиционных проектов, реализуемых на северных территориях Красноярского края, в том числе в Арктической зоне Российской Федерации в границах Красноярского края.
В 2024 - 2026 годах продолжится реализация "Комплексного плана социально-экономического развития муниципального образования г. Норильск", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.12.2021 N 3528-р (далее - Комплексный план). В целях реализации мероприятий Комплексного плана продолжится проведение конкурентных процедур, по итогам которых планируется заключение муниципальных контрактов на разработку проектной документации и строительство объектов, по "переходящим объектам" продолжится производство строительно-монтажных работ.
2.3.1.4. Реализация мероприятий по цифровой трансформации строительной отрасли Красноярского края в рамках достижения национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация".
Цифровая трансформация строительной отрасли направлена на увеличение скорости строительства за счет повышения качества и эффективности деятельности органов местного самоуправления и органов исполнительной власти Красноярского края, ускорения процессов, отмены или сокращения части обязательных процедур и сокращения сроков прохождения отдельных процедур при переводе их в электронный вид.
На 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годов одной из задач строительной отрасли края является снижение административных барьеров и сокращение инвестиционно-строительного цикла, переход на исключительно электронный обмен информацией между участниками строительной деятельности. Для комплексного решения задачи продолжится формирование государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - ГИСОГД), которая является одним из инструментов управления развитием территории, отображающим цифровую модель территории. На 2024 год запланировано:
внедрение 10 модулей ГИСОГД, в том числе интеграционные решения ГИСОГД с ГИСОГД РФ и ГИСОГД с ГИС ЕЭКО (государственной информационной системой "Единая электронная картографическая основа");
внедрение информационной системы управления проектами (далее - ИСУП) для государственного заказчика в сфере строительства на территории Красноярского края. В марте 2023 года заключен лицензионный договор передачи неисключительных прав на программу для ЭВМ ИСУП между Федеральным автономным учреждением "РосКапСтрой" и министерством строительства Красноярского края. Приказом министерства строительства Красноярского края от 18.04.2023 N 220-о для обеспечения эксплуатации системы КГБУ "ЦЦРСО" определен оператором ИСУП. Также назначен администратор ИСУП приказом КГБУ "ЦЦРСО". В соответствии с утвержденным планом мероприятий внедрения ИСУП государственного заказчика в сфере строительства от 19 апреля 2023, планируется переход Красноярского края к постоянной эксплуатации ИСУП, что обеспечит условия для реализации мероприятий по строительству объектов капитального строительства в электронном виде на всех этапах инвестиционно-строительного цикла объекта капитального строительства;
приказом Министерства строительства Красноярского края от 08.06.2023 N 346-о в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Красноярского края в сфере строительства поручено обеспечить ведение исполнительной документации в форме электронных документов без дублирования на бумажном носителе, при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств краевого бюджета, некоммерческими организациями, учредителем которых является Красноярский край, в случае, если контракт на проведение строительно-монтажных работ заключен после 01.01.2024;
в целях обучения государственных и муниципальных служащих, работников подведомственных учреждений на основании проведенного мониторинга сформирован перечень программ подготовки в области технологий информационного моделирования, рекомендуемых для обучения. В июне 2024 года планируется направление рекомендаций в муниципальные образования, учреждения и организации Красноярского края о возможности обучения по программам подготовки в области технологий информационного моделирования в соответствии с перечнем рекомендуемых программ подготовки. В дальнейшем планируется проведение мониторинга, а также подготовка отчета о результатах мониторинга прошедших обучение государственных и муниципальных служащих, работников подведомственных учреждений по вопросам использования технологий информационного моделирования.
В настоящее время ведется активная работа по добавлению пользователей, настройке ролей, и внесению реализуемых и планируемых к реализации объектов строительства в Красноярском крае.
2.3.1.5. Межведомственное взаимодействие с органами исполнительной власти Красноярского края, образовательными организациями, организациями строительной отрасли по формированию кадрового ресурса региона с учетом потребностей организаций строительной отрасли.
В целях обеспечения строительной отрасли квалифицированными кадрами планируется реализация следующих мероприятий:
взаимодействие с органами исполнительной власти Красноярского края, в том числе в рамках реализации мероприятий Стратегии управления рынком труда Красноярского края до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Красноярского края от 20.07.2021 N 460-р (прогнозирование кадровой потребности предприятий отрасли, в том числе реализующих инвестиционные проекты, выработка предложений по оптимизации профессионально-квалификационной структуры подготовки специалистов в организациях профессионального образования Красноярского края, повышение доступности информации о кадровой потребности предприятий отрасли и возможных механизмах ее заполнения);
расширение участия организаций строительной отрасли в процессе трудоустройства выпускников профильных образовательных организаций, а также прохождения практической подготовки обучающимися, в том числе путем заключения соответствующих соглашений с образовательными организациями высшего и среднего профессионального образования;
участие в формировании учебных программ подготовки специалистов строительных специальностей с целью формирования новой культуры в строительстве, учитывающей современные достижения технологического прогресса, и направленного на цифровую трансформацию строительной отрасли;
участие в формировании кадрового ресурса строительной отрасли, прошедшего обучение по целевому приему;
участие в проведение конкурсов профессионального мастерства с целью популяризации строительных профессий, в том числе повышения престижа рабочих профессий, развития профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов.
2.3.1.6. Проведение контрольных и профилактических мероприятий, направленных на соблюдение установленных требований к качеству выполняемых строительных работ.
Предметом регионального государственного строительного надзора является соблюдение:
1) соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации);
2) требования наличия разрешения на строительство;
3) требований, установленных частями 2 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
4) требований, установленных частью 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к обеспечению консервации объекта капитального строительства;
5) требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.
Контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении регионального государственного строительного надзора проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в том числе посредством контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в соответствии с программой проверок. Согласно части 15 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок формирования и изменения программы проверок устанавливается общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.
После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства службой проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктом 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации) либо об отказе в выдаче такого заключения.
Региональный государственный строительный надзор осуществляется службой с даты получения извещения о начале работ до даты выдачи заключения в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
2.3.2. Задача 2. Обеспечение потребностей строительной отрасли Красноярского края в высококачественных, конкурентоспособных, ресурсо- и энергосберегающих строительных материалах:
2.3.2.1. Мониторинг объемов выпускаемой продукции основных строительных материалов на территории Красноярского края.
Министерство регулярно осуществляет мониторинг объемов выпускаемой продукции основных строительных материалов на территории края.
Объем производимых строительных материалов и изделий с учетом удовлетворения потребности рынка Красноярского края позволяет реализовывать продукцию на рынках других субъектов Российской Федерации.
С целью повышения качества и увеличения объемов выпускаемой продукции реализуются инвестиционные проекты по строительству новых производственных мощностей, модернизации действующих производственных мощностей организаций по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" (производство прочей неметаллической минеральной продукции) в составе производственных программ развития за счет средств собственников предприятий.
2.3.3. Задача 3. Содействие развитию инновационной деятельности строительного комплекса Красноярского края: внедрение технологий с использованием композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них на территории Красноярского края:
2.3.3.1. Информирование организаций строительного комплекса Красноярского края о новых перспективных композиционных материалах, выпускаемых на территории Красноярского края.
Одним из факторов развития строительной отрасли, повышения ее конкурентоспособности, кадрового и научного потенциала, рентабельности предприятий, а также повышения качества и комфорта среды жизнедеятельности граждан является масштабное внедрение инноваций.
Инновационная строительная технология или материал должны соответствовать одному или нескольким из следующих критериев:
упрощение и ускорение процесса строительства;
снижение себестоимости строительства и эксплуатационных расходов;
повышение энергоэффективности здания (сооружения);
увеличение длительности жизненного цикла здания (сооружения).
Основными движущими силами внедрения инноваций в строительстве выступают научные исследования и совершенствование нормативных требований.
К наиболее значимым препятствиям для внедрения инноваций в отрасли относятся инертность технического регулирования и отсутствие коммерческого интереса со стороны строительных компаний, обусловленные высокими денежными и временными издержками и рисками.
Постоянно растущие требования к качеству строительства, длительности жизненного цикла объектов капитального строительства, их безопасности диктуют потребность в улучшении прочностных и эксплуатационных характеристик строительных материалов, изделий и конструкций при условии снижения массы конструкции (или ее элемента), а также необходимость увеличения объемов жилищного строительства в Красноярском крае обуславливает потребность в применении современных экономичных и долговечных материалов, обладающих повышенными эксплуатационными и потребительскими свойствами. В связи с этим особое внимание уделяется использованию новых перспективных композиционных материалов с высоким уровнем технических, эстетических, а также специальных характеристик для изделий, конструкций и материалов, что приведет к увеличению объемов капитального строительства и дорожного строительства.
Для масштабирования внедрения инновационных строительных технологий и материалов необходимо решение следующих задач:
создание единой нормативно-технической базы;
точечное инвестирование в перспективные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, поддержка инжиниринговой деятельности;
увеличение объемов производства и потребления инновационной продукции композитных материалов, обеспечивающее снижение стоимости и увеличение сроков безремонтной эксплуатации конструкций, изделий, зданий и сооружений, произведенных, построенных или отремонтированных с применением композитов на территории Красноярского края;
повышение эффективности государственных и муниципальных закупок, осуществляемых исполнительными органами Красноярского края, органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края (в том числе в рамках государственных программ, федеральных, региональных и других программ) за счет применения композитов, конструкций и изделий из них;
повышение эффективности деятельности государственных и частных организаций, расположенных на территории Красноярского края и осуществляющих деятельность в сфере транспортной инфраструктуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, физкультуры и спорта, за счет применения композитов, конструкций и изделий из них.
К приоритетным сферам применения композиционных материалов относятся дорожное строительство, строительство капитальных объектов, капитальный ремонт многоэтажных жилых домов.
Композиционные материалы, используемые при подготовке проектной документации на строительство объектов на территории Красноярского края:
в части строительных конструкций - это гибкие стеклопластиковые связи в трехслойной кладке стен (производитель - Бийский завод стеклопластиков);
в части инженерного обеспечения - композитные опоры для воздушных линий электропередач и электроосвещения: для воздушных линий электропередач напряжением 35-220 кВ, несиловые опоры освещения для прокладки кабеля подземного, силовые опоры освещения для прокладки кабеля по воздуху (один из производителей - ООО "Электромаш", г. Новосибирск).
Крупнейшими организациями в сфере производства и распространения композиционных материалов являются ООО "КраспанИнновации", ООО "ТЕХНОЛОГЪ", ЗАО "ТехПолимер".
Отдельные виды производимой в Красноярском крае композитной продукции: геомембрана; анкерный лист V-LOCK; георешетка дорожная армированная РД; георешетка полимерная СД; бентонитовый мат; гидромат; строительные теплоизоляционные плиты и сэндвич-панели из экструдированного пенополистирола; асфальтобетонные смеси с применением фибры в качестве армирующего заполнителя; слоистые композитные панели в конструкциях вентилируемого фасада зданий; листы полимерпесчаные кровельные "ПолиСэнд" для покрытия кровель зданий; плиты из пеностекла марки ИЗОСТЕК 600-450-50; теплоизоляционная крошка; алюминиевые профили сложных форм с износостойким декоративным покрытием; строительная композитная арматура.
В жилищном строительстве организациями строительной отрасли АО "Фирма "Культбытстрой", ООО "Монолитхолдинг", ООО УСК "Сибиряк", группой строительных компаний "Красстрой-центр" применяются слоистые и волокнистые композиционные материалы: композитные холсты, ламели, стержни на основе углеродных высокопрочных волокон, предназначенные для усиления и восстановления несущей способности строительных конструкций; строительные теплоизоляционные плиты и сэндвич-панели из экструдированного пенополистирола.
В дорожном строительстве, в частности, при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения применяются: объемные георешетки с перфорацией; трещинопрерывающие георешетки; полиэфирные геосетки; геосинтетическое полотно; нетканое иглопробивное полотно различной плотности; геотекстиль и тканый геотекстиль; адгезионные добавки, различные модификаторы, которые меняют структуру битума, улучшая его физико-механические свойства.
2.3.3.2. Проведение ежегодных ярмарочно-выставочных мероприятий с участием российских производителей и поставщиков, в том числе композиционных материалов.
В целях популяризации и распространения композиционных материалов среди организаций строительной отрасли Красноярского края планируется проведение ежегодных ярмарочно-выставочных мероприятий, среди которых:
"Строительство и архитектура" - ежегодная специализированная выставка строительных и архитектурных проектов, проводится во второй половине января ежегодно;
"Строительные и отделочные материалы" - выставка, объединяющая крупнейшие выставки строительных и отделочных материалов, технологий и оборудования для их производства, проводится в первой половине мая ежегодно.
В рамках ярмарочно-выставочных мероприятий крупнейшие строительные организации заключают договоры на закупку и поставку оборудования, устанавливают бизнес-контакты и определяют тенденции развития на предстоящий год.
Объем средств государственной поддержки на реализацию мероприятий Программы представлен в приложении N 1 к Программе.
Информация об инвестиционных проектах, реализуемых в рамках Программы, представлена в приложении N 2 к Программе.
Информация о планируемых объемах бюджетных ассигнований, направленных на реализацию научной, научно-технической и инновационной деятельности, представлена в приложении N 3 к Программе.
План действий министерства, направленных на обеспечение стабильности поступлений доходов в краевой бюджет, представлен в приложении N 4 к Программе.
2.4. Целевые показатели и показатели развития отрасли, вида экономической деятельности
В рамках выполнения поставленных задач в 2026 году планируется достижение показателей развития строительной отрасли (по отношению к 2022 году):
1. По ВЭД "Строительство":
увеличение объема выполненных строительных работ до 447 855,6 млн рублей (123,3%);
увеличение прибыли (убыток) до налогообложения до 13 295,3 млн рублей (119,8%);
увеличение прибыли (убыток) для целей налогообложения до 20 355,3 млн рублей (119,8%);
увеличение основных фондов по полной учетной стоимости на конец года - 63 369,7 млрд рублей (120,6%);
увеличение объема инвестиций в основной капитал - 17 156,1 млн рублей (122,1%);
увеличение фонда начисленной заработной платы работников списочного состава - 57 544,3 млн рублей (119,0%);
увеличение размера среднемесячной заработной платы - 93 886,3 рубля (116,8%);
увеличение среднесписочной численности работников - 51 076 человек (100,6%);
увеличение объема ввода в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования составит 1485,0 тыс. кв. метров (106,3%).
2. По ВЭД "Обрабатывающие производства" (производство прочих неметаллических минеральных продуктов):
увеличение объема отгруженных товаров до 57 192,7 млн рублей (144,0%);
увеличение объемов производства строительных материалов, в том числе:
производство портландцемента, цемента глиноземистого, цемента шлакового и аналогичных гидравлических цементов - 2 253,3 тыс. тонн (105,8%);
производство кирпича керамического неогнеупорного строительного, кирпича строительного (включая камни) из цемента, бетона или искусственного камня - 82,0 млн условных кирпичей (101,2%);
блоки и прочие изделия сборные строительные для зданий и сооружений из цемента, бетона или искусственного камня - 635,1 тыс. куб. метров (109,8%);
производство бетона, готового для заливки (товарного бетона), - 840,0 тыс. куб. метров (109,2%);
производство материалов и изделий минеральных тепло- и звукоизоляционных - 738,2 тыс. куб. метров (105,2%);
увеличение прибыли (убыток) до налогообложения - 1 543,8 млн рублей;
увеличение прибыли (убыток) для целей налогообложения - 3 142,5 млн рублей (124,0%);
увеличение основных фондов по полной учетной стоимости на конец года - 25 696,0 млн рублей (104,1%);
объем инвестиций в основной капитал - 1 063,0 млн рублей (43,5%);
увеличение фонда начисленной заработной платы работников списочного состава - 8 361,1 млн рублей (116,9%);
увеличение размера среднемесячной заработной платы - 81 287,8 рубля (114,4%);
увеличение среднесписочной численности работников - 8 571 человек (101,6%).
3. Показатели, характеризующие динамику качества выполняемых строительных работ:
исполнение контрольных (надзорных) мероприятий в рамках программы проверок при осуществлении регионального государственного строительного надзора постоянно на уровне 100%;
увеличение доли устраненных недостатков от общего числа выявленных при осуществлении государственного строительного надзора до 89%.
Перечень целевых показателей и показателей развития отрасли представлен в приложении N 5 к Программе.
Информация об обязательных налоговых платежах, планируемых к поступлению в консолидированный бюджет Красноярского края, представлена в приложении N 6 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.