Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Республики Дагестан "Управление государственным имуществом Республики Дагестан", утвержденную постановлением Правительства Республики Дагестан от 5 ноября 2019 г. N 281 "О государственной программе Республики Дагестан "Управление государственным имуществом Республики Дагестан" (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2019, 11 ноября, N 05002004861; 2020, 27 мая, N 05002005611; 2020, 20 ноября, N 05002006275; 2021, 24 декабря, N 05002008219; 2022, 17 марта, N 05002008563; 2022, 8 июля, N 05002009308; 2022, 5 сентября, N 05002009580; 2023, 23 марта, N 05002010846; 2023, 8 июля, N 05002011589).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Председатель Правительства |
А. Абдулмуслимов |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 25 декабря 2023 г. N 527
Изменения,
которые вносятся в государственную программу Республики Дагестан "Управление государственным имуществом Республики Дагестан"
Изложить государственную программу Республики Дагестан "Управление государственным имуществом Республики Дагестан" в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 5 ноября 2019 г. N 281
Государственная программа
Республики Дагестан "Управление государственным имуществом Республики Дагестан"
Стратегические приоритеты развития государственной программы "Управление государственным имуществом Республики Дагестан"
1. Оценка текущего состояния сферы управления имуществом, находящимся в собственности Республики Дагестан
Настоящая Программа направлена на реализацию основных мероприятий, необходимых для эффективного управления имуществом, находящимся в республиканской собственности, в том числе земельными ресурсами.
В Программе:
под государственным имуществом Республики Дагестан понимается имущество, находящееся в собственности Республики Дагестан и закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями Республики Дагестан, на праве оперативного управления - за казенными предприятиями Республики Дагестан, государственными учреждениями Республики Дагестан, органами государственной власти Республики Дагестан, имущество государственной казны Республики Дагестан, в том числе находящиеся в государственной собственности акции хозяйственных обществ, доли в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, а также находящиеся в государственной собственности земельные участки;
под компаниями с государственным участием понимаются хозяйственные общества, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в государственной собственности Республики Дагестан (вне зависимости от величины);
под государственными организациями понимаются государственные унитарные предприятия Республики Дагестан, казенные предприятия Республики Дагестан, государственные учреждения Республики Дагестан;
под объектами управления понимаются отдельные объекты государственного имущества Республики Дагестан, компании с государственным участием и государственные организации;
под субъектами управления понимаются ответственные лица в компании с государственным участием, государственной организации, органе государственной власти Республики Дагестан, которым предоставлены полномочия по управлению государственным имуществом Республики Дагестан;
под хозяйственным оборотом понимается передача объектов государственного имущества Республики Дагестан в собственность либо во владение и пользование третьих лиц в целях извлечения прибыли;
под профессиональными директорами понимаются лица, не замещающие государственные должности Республики Дагестан или не являющиеся государственными служащими Республики Дагестан, которые избраны в органы управления акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности Республики Дагестан, в качестве независимых директоров и профессиональных поверенных;
под независимыми экспертами понимаются лица, не замещающие государственные должности Республики Дагестан или не являющиеся государственными служащими Республики Дагестан, которые избраны в органы контроля акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности Республики Дагестан.
Управление государственным имуществом Республики Дагестан представляет собой совокупность экономических отношений с участием государственного имущества Республики Дагестан, закрепленного на вещных правах за государственными унитарными предприятиями Республики Дагестан, казенными предприятиями Республики Дагестан, государственными учреждениями Республики Дагестан, а также имущественных прав Республики Дагестан, вытекающих из ее участия в хозяйственных обществах с долей участия Республики Дагестан, и имущества, составляющего государственную казну Республики Дагестан.
Деятельность по управлению и распоряжению республиканским имуществом включает следующие основные направления:
управление республиканским имуществом (учет имущества, его закрепление за соответствующими организациями, согласование списания основных средств, государственная регистрация права собственности Республики Дагестан на объекты недвижимого имущества, предоставление имущества в аренду и безвозмездное пользование, разграничение и перераспределение имущества, администрирование неналоговых доходов от использования и распоряжения имуществом);
приватизация и распоряжение республиканским имуществом, управление акциями, долями в уставных капиталах хозяйственных обществ с участием государства;
управление и распоряжение земельными участками, находящимися в республиканской собственности (государственная регистрация права собственности Республики Дагестан на земельные участки, передача земельных участков, находящихся в собственности Республики Дагестан, в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, администрирование неналоговых доходов от использования земельных участков, находящихся в собственности Республики Дагестан);
судебная защита имущественных прав и интересов Республики Дагестан;
законотворческая деятельность.
Структура государственного имущества Республики Дагестан характеризируется следующими основными показателями.
Республика Дагестан является учредителем 838 государственных учреждений, из которых 443 являются бюджетными учреждениями,
19 - автономными учреждениями, 290 - казенными учреждениями, 40 - органами исполнительной власти, 8 - иными правообладателями, а также 38 государственных предприятий.
Кроме того, Республика Дагестан по состоянию на 1 октября 2023 года является единственным учредителем 18 акционерных обществ, 12 обществ с ограниченной ответственностью.
Также Республика Дагестан имеет доли в уставных (складочных) капиталах 5 акционерных обществ, где имеются и иные акционеры.
Общее количество объектов республиканского имущества, учтенного в реестре государственного имущества Республики Дагестан, по состоянию на 1 октября 2023 года составляет 486 563 объекта, из которых:
6784 - объекты капитального строительства (здания, сооружения и единый недвижимый комплекс);
273 - помещения;
4788 - земельные участки общей площадью 18748127586,1524 кв. м;
28 - воздушное, морское судно, судно внутреннего плавания;
543 - объекты незавершенного строительства;
90290672 - акции;
доли в уставных (складочных) капиталах 12 обществ с ограниченной ответственностью;
474 079 - движимое имущество стоимостью 29489924,24 тыс. рублей.
Указанное имущество распределено следующим образом.
Закреплено на праве оперативного управления за государственными учреждениями Республики Дагестан 6274 объекта капитального строительства (здания, строения, помещения в них, сооружения) общей площадью 2443390,23 кв. метра. Предоставлен государственным учреждениям на соответствующем праве 1576 земельный участок общей площадью 104569998,02 кв. метра.
Закреплено на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за государственными предприятиями Республики Дагестан 728 объектов капитального строительства (здания, строения, помещения в них, сооружения) общей площадью 311427,35 кв. метра. Предоставлено государственным предприятиям на соответствующем праве 51 земельный участок общей площадью 426770221,23 кв. метра.
Казну Республики Дагестан составляют следующие объекты:
591 объект капитального строительства (здания, строения, помещения в них, сооружения) общей площадью 228595,81 кв. метра;
3164 земельных участка общей площадью 18220314578,9 кв. метра;
35 объектов незавершенного строительства;
23 судна внутреннего плавания;
4 воздушного судна;
1 морское судно.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы "Управление государственным имуществом Республики Дагестан"
Настоящая Программа является инструментом реализации государственной политики в сфере имущественных отношений, ее приоритеты соответствуют стратегическим приоритетам государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. N 2148, приоритетам Национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474, Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 12 октября 2022 г. N 70.
Актуальными в сфере развития имущественных отношений в Республике Дагестан продолжают оставаться задачи, решение которых необходимо осуществлять с применением программно-целевого метода, в том числе:
1) завершение государственной регистрации права собственности Республики Дагестан на объекты государственной собственности;
2) завершение разграничения права собственности на земельные участки;
3) вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов государственной собственности Республики Дагестан;
4) обеспечение имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан;
5) применение информационных технологий в управлении государственным имуществом Республики Дагестан;
6) создание электронной картографической основы Республики Дагестан для проведения качественных кадастровых работ и комплексных кадастровых работ;
7) повышение уровня квалификации специалистов, ответственных за выполнение функций по управлению государственным имуществом;
8) обеспечение экономической эффективности от управления активами, находящимися в государственной собственности Республики Дагестан, включая активы, закрепленные за государственными предприятиями, а также доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ;
9) качественная юридическая защита имущественных интересов Республики Дагестан в рамках претензионно-исковой работы;
10) сокращение объектов незавершенного строительства, состоящих на учете в реестре государственного имущества Республики Дагестан;
11) эффективные методы вовлечения в хозяйственный оборот государственного недвижимого имущества, находящегося в ветхом и аварийном состоянии, требующего капитального ремонта, в том числе в рамках использования механизмов государственного-частного# партнерства.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении проблем развития и функционирования системы образования Республики Дагестан могут стать:
невозможность формирования единой политики в сфере управления государственным имуществом Республики Дагестан;
невозможность обеспечения максимальной эффективности и доходности от использования государственного имущества Республики Дагестан.
Основными рисками, связанными с решением проблем программно-целевым методом, являются:
неэффективное взаимодействие органов исполнительной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан и территориальных управлений федеральных органов исполнительной власти;
недостаточное ресурсное обеспечение;
неэффективное использование средств республиканского бюджета Республики Дагестан, выделенных на реализацию Программы.
Программа направлена на достижение целей обеспечения эффективного управления государственным имуществом Республики Дагестан, имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", стимулирование развития малого и среднего бизнеса в Республике Дагестан за счет использования имущественного потенциала Республики Дагестан, наполнение Единого государственного реестра недвижимости необходимыми сведениями, в том числе для повышения инвестиционной привлекательности ведения предпринимательской деятельности на территории Республики Дагестан.
Для достижения указанных целей в Программе сформулированы следующие базовые задачи:
а) оптимизация структуры государственной собственности Республики Дагестан;
б) создание автоматизированной системы учета и управления объектами недвижимости и земельными участками государственной собственности Республики Дагестан;
в) совершенствование системы управления государственным имуществом Республики Дагестан;
г) обеспечение контроля за использованием объектов имущества, находящихся в собственности Республики Дагестан;
д) обеспечение вовлечения в хозяйственный оборот объектов имущества Республики Дагестан (земельных участков, зданий, строений, сооружений, движимого имущества);
е) завершение мероприятий по оформлению права собственности Республики Дагестан на объекты недвижимости и земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Дагестан;
ж) повышение экономической эффективности управления юридическими лицами, созданными Республикой Дагестан;
з) обеспечение увеличения поступлений в республиканский бюджет Республики Дагестан средств от использования имущества и распоряжения имуществом Республики Дагестан;
и) проведение государственной кадастровой оценки в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Дагестан.
В основе Программы лежат следующие принципы управления государственным имуществом Республики Дагестан:
принцип определенности - формирование и определение применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством цели, для достижения которой служит объект, способов ее достижения, ответственности за результаты управления, порядка принятия управленческих решений, представления отчетности и иных механизмов контроля;
принцип прозрачности - обеспечение открытости и доступности информации о субъектах и объектах управления, непрерывности процессов управления и контроля, выявление и учет данных об объектах управления;
принцип обеспечения баланса интересов - принятие обоснованных решений с точки зрения экономической эффективности и социальной ответственности, учета краткосрочных и долгосрочных целей и задач;
принцип непрерывности осуществления контроля - непрерывный контроль за достижением субъектами управления целей и задач, показателей их достижения, а также за соблюдением принципов и механизмов управления;
принцип проектного подхода - определение планов достижения целей и задач управления исходя из планируемого результата, набора инструментов, сопоставления ресурсов, мотивации и ответственности.
Указанные принципы являются приоритетными для всех субъектов управления.
Программой предусматриваются следующие цели управления государственным имуществом Республики Дагестан:
оптимизация состава и структуры государственного имущества Республики Дагестан;
повышение результативности управления государственным имуществом Республики Дагестан;
обеспечение эффективного контроля, учета и мониторинга использования государственного имущества Республики Дагестан.
Для достижения целей и задач Программы планируется реализация комплекса следующих основных мероприятий:
определение целевой функции управления объектами государственного имущества Республики Дагестан, то есть определение целей управления хозяйственными обществами, акции (доли) в уставных капиталах которых находятся в государственной собственности Республики Дагестан, государственными унитарными предприятиями Республики Дагестан, казенными предприятиями Республики Дагестан, государственными учреждениями Республики Дагестан, находящимися в государственной собственности Республики Дагестан объектами недвижимого имущества и иными объектами;
управление вовлечением в хозяйственный оборот объектов государственного имущества Республики Дагестан в целях достижения оптимального состава и структуры государственного имущества Республики Дагестан, привлечение инвестиций в объекты структуры государственного имущества Республики Дагестан, востребованные в коммерческом обороте;
управление рисками в сфере реализации процессов управления государственным имуществом Республики Дагестан в целях повышения качества контроля за управлением государственным имуществом Республики Дагестан, обеспечение снижения вероятности недостижения поставленных целей и задач, а также минимизации возможных потерь, вызванных неблагоприятными событиями и обстоятельствами;
совершенствование учета и мониторинга использования государственного имущества Республики Дагестан в целях формирования единой системы учета и управления государственным имуществом Республики Дагестан, обеспечивающей механизмы сбора, консолидации и предоставления информации для принятия управленческих решений и анализа эффективности результатов управления объектами государственного имущества Республики Дагестан;
обеспечение реализации мероприятий Программы.
Основными прогнозируемыми результатами в области управления государственным имуществом Республики Дагестан являются:
приведение к 2025 году состава организаций, акции (доли) и имущество которых находятся в государственной собственности Республики Дагестан, в соответствие с задачами и стратегическими интересами Республики Дагестан;
обеспечение конкурентоспособности и повышения качества корпоративного управления компаний с государственным участием Республики Дагестан;
существенное увеличение доли объектов имущества, находящихся в государственной собственности Республики Дагестан, вовлеченных в хозяйственный оборот;
обеспечение расширения системы публичного контроля за управлением государственным имуществом Республики Дагестан и его отчуждением;
обеспечение полноты учета всех объектов государственного имущества Республики Дагестан в единой системе учета и управления государственным имуществом Республики Дагестан;
обеспечение ежегодного достижения бюджетных показателей по поступлениям средств от использования и продажи государственного имущества Республики Дагестан.
3. Сведения и взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Одним из стратегических направлений Программы является наполнение Единого государственного реестра недвижимости необходимыми сведениями, в том числе для повышения инвестиционной привлекательности ведения предпринимательской деятельности на территории Республики Дагестан. В этих целях Программой определены следующие задачи:
реализация мероприятий государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. N 2148 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных";
достижение показателей целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. N 147-р;
выполнение плана мероприятий "Трансформация делового климата", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2019 г. N 20-р.
Для решения данных задач планируется осуществить следующие мероприятия:
обеспечение приведения документов градостроительного зонирования в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации;
учет в Едином государственном реестре недвижимости объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Дагестан, в том числе земельных участков с границами, в соответствии с установленными требованиями законодательства Российской Федерации;
внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведении о местоположении границ зон затопления и подтопления;
внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об округах санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов регионального значения;
выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости;
организация работ по установлению в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации границ земельных участков, находящихся в собственности Республики Дагестан, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
организация работ по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и населенных пунктов;
организация работ по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах территориальных зон;
предоставление субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджетам муниципальных районов, городских округов Республики Дагестан на проведение работ по описанию границ населенных пунктов и территориальных зон, а также внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них;
сокращение срока утверждения Минимуществом Дагестана схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
организация и проведение комплексных кадастровых работ на территории Республики Дагестан;
увеличение доли количества земельных участков, находящихся в собственности Республики Дагестан и учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, с границами, установленными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
формирование электронного картографического материала в отношении территории Республики Дагестан с последующей его передачей в Федеральный фонд пространственных данных.
Ожидаемыми результатами являются:
увеличение доли объектов недвижимости, включая земельные участки, находящиеся в собственности Республики Дагестан, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, поставленных на учет с координатным описанием границ;
сокращение срока рассмотрения и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
проведение комплексных кадастровых работ в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. N 2148 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных";
электронный картографический материал в отношении территории Республики Дагестан;
наполнение Единого государственного реестра недвижимости необходимыми сведениями, включая сведения о границах муниципальных образований, населенных пунктов и территориальных зон;
интеграция информационных систем Республики Дагестан, использующих пространственные данные, с федеральной государственной информационной системой "Единая цифровая платформа "Национальная система пространственных данных" в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 2022 г. N 1040.
Еще одной приоритетной задачей Программы является обеспечение имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - субъекты МСП и самозанятые граждане), мероприятия Программы ориентированы на следующее.
Имущественная поддержка субъектов МСП и самозанятых граждан является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Республики Дагестан по развитию малого и среднего бизнеса. Статья 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" предусматривает утверждение указанными органами перечней государственного имущества Республики Дагестан для предоставления субъектам МСП и самозанятым гражданам в долгосрочную аренду, в том числе на льготных условиях.
Имущественная поддержка востребована среди субъектов МСП и самозанятых граждан в отношении таких видов имущества, как производственные и административные здания, помещения, земельные участки, в том числе из земель сельскохозяйственного назначения, транспортные средства, оборудование.
Субъекты МСП и самозанятые граждане отмечают следующие причины, затрудняющие получение имущественной поддержки:
необходимость представления большого количества документов при обращении за получением государственного имущества Республики Дагестан, длительные сроки предоставления имущества, неясность порядка получения поддержки и отсутствие информации об имуществе и процедурах его предоставления.
Оказание имущественной поддержки субъектам МСП и самозанятым гражданам будет способствовать вовлечению государственного имущества Республики Дагестан в хозяйственный оборот, укреплению имущественной базы малого и среднего бизнеса и в то же время повысит доходность бюджета за счет поступления арендных платежей, а также последующего выкупа имущества арендаторами.
Паспорт национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" предусматривает к 1 декабря 2024 года обеспечение доступа субъектов МСП и самозанятых граждан к предоставляемому на льготных условиях имуществу за счет дополнения общего количества объектов, в том числе неиспользуемых, неэффективно используемых или используемых не по назначению. Необходимо обеспечить ежегодный рост на 10 процентов количества объектов, включенных в перечни государственного имущества Республики Дагестан, свободного от прав третьих лиц, в целях предоставления его субъектам МСП и самозанятым гражданам и увеличение доли таких объектов, сданных в аренду субъектам МСП и самозанятым гражданам.
Для достижения цели обеспечения имущественной поддержки субъектов МСП и самозанятых граждан Программой определены следующие задачи:
наличие перечня государственного имущества Республики Дагестан, свободного от прав третьих лиц, в целях предоставления его субъектам МСП и самозанятым гражданам, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень);
увеличение количества государственного имущества Республики Дагестан, включенного в Перечень;
расширение состава имущества, включаемого в Перечень, улучшение его качества;
увеличение количества имущества, включенного в Перечень, предоставляемого субъектам МСП и самозанятым гражданам в долгосрочное владение (пользование) на основании договоров;
совершенствование льготного порядка предоставления имущества в аренду;
упрощение и повышение прозрачности процедур предоставления имущества во владение (пользование).
Оказание имущественной поддержки субъектам МСП и самозанятым гражданам в Республике Дагестан строится на следующих принципах:
информационная открытость - размещение на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации об имуществе, включенном в реестр государственного имущества Республики Дагестан, об имуществе, включенном в Перечень, о правовых актах, регулирующих оказание имущественной поддержки, и проектах таких актов, о проведении рекламных и информационных кампаний по продвижению имущества для предоставления субъектам МСП и самозанятым гражданам;
равный доступ субъектов МСП и самозанятых граждан к получению имущественной поддержки - соблюдение требований законодательства Российской Федерации о защите конкуренции в процессе подготовки, принятия и исполнения решений о предоставлении имущества во владение и (или) в пользование субъектам МСП и самозанятым гражданам;
приоритетность включения в Перечень имущества, поступившего в государственную собственность, вновь выявленного, а также неиспользуемого, неэффективно используемого или используемого не по назначению, за исключением случаев, если использование такого имущества необходимо для размещения органов государственной власти или государственных организаций Республики Дагестан;
ежегодное дополнение Перечня новыми объектами с целью замещения имущества, в отношении которого реализовано преимущественное право субъектов МСП и самозанятых граждан на выкуп арендуемого государственного имущества Республики Дагестан;
востребованность имущества, включенного в Перечень, недопустимость включения в Перечень имущества, которое не может быть предоставлено субъектам МСП и самозанятым гражданам в долгосрочную аренду либо не может быть использовано ими для ведения предпринимательской деятельности;
использование частной инициативы для улучшения технического и санитарного состояния государственного имущества за счет средств арендатора с возмещением ему понесенных расходов в одной из форм, разрешенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной в нормативных правовых актах Республики Дагестан;
вовлечение в арендные отношения максимально возможного количества включенного в Перечень имущества путем предложения его субъектам МСП и самозанятым гражданам на торгах на право заключения договора аренды, применения заявительного принципа при инициировании проведения таких торгов, а также предоставления без проведения торгов в рамках государственных преференций, предусмотренных государственными программами Республики Дагестан, содержащими мероприятия по развитию малого и среднего предпринимательства, или в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Дагестан.
Для решения данных задач планируется осуществить следующие мероприятия:
ежеквартальный анализ наличия свободных, неиспользуемых объектов имущества, находящихся в собственности Республики Дагестан;
ежеквартальное размещение сведений о свободных, неиспользуемых объектах имущества, находящихся в собственности Республики Дагестан, на информационном портале Минимущества Дагестана "Недвижимость для бизнеса" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
размещение сведений о земельных участках, находящихся в собственности Республики Дагестан, об их использовании на информационном портале Минимущества Дагестана "Земельный фонд Республики Дагестан" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
обеспечение функционирования информационных порталов Минимущества Дагестана "Недвижимость для бизнеса" и "Земельный фонд Республики Дагестан" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и их последующая интеграция в государственную информационную систему Республики Дагестан "Управление государственным имуществом Республики Дагестан";
ежегодное утверждение Минимуществом Дагестана Перечня;
установление льгот при предоставлении государственного имущества Республики Дагестан в аренду субъектам МСП и самозанятым гражданам, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
предоставление государственного имущества Республики Дагестан в аренду субъектам МСП и самозанятым гражданам, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
предоставление в аренду субъектам МСП и самозанятым гражданам государственного имущества на основании государственной преференции. Порядок предоставления государственной преференции в части передачи имущества, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан, на праве аренды субъектам малого и среднего предпринимательства и самозанятым гражданам без торгов утверждается Правительством Республики Дагестан;
преимущественная продажа субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, государственного имущества Республики Дагестан при его приватизации в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Ожидаемыми результатами являются:
обеспечение открытого доступа субъектам МСП и самозанятым гражданам к сведениям о свободном имуществе;
предоставление на льготных условиях субъектам МСП и самозанятым гражданам государственного имущества Республики Дагестан;
упрощение процедуры предоставления имущества во владение (пользование).
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере земельно-имущественных отношений и в сфере государственного управления Республики Дагестан
Для достижения целей в сфере реализации Программы предлагается решение следующих задач:
обеспечение эффективного управления государственным имуществом Республики Дагестан. Вовлечение в хозяйственный оборот максимального количества объектов недвижимого имущества, отнесенного к казне Республики Дагестан;
увеличение доходов бюджета на основе эффективного управления имущества, находящегося в собственности Республики Дагестан;
оптимизация состава имущества, находящегося в собственности Республики Дагестан, необходимого для выполнения государственных функций, обеспечения решения задач социально-экономического развития Республики Дагестан;
утверждение результатов государственной кадастровой оценки на территории Республики Дагестан и перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
совершенствование системы управления и распоряжения государственным имуществом, в том числе земельными участками. Создание автоматизированной системы учета и управления объектами недвижимости и земельными участками государственной собственности Республики Дагестан;
имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход";
повышение инвестиционной привлекательности ведения предпринимательской деятельности на территории Республики Дагестан;
завершение мероприятий по оформлению права собственности республики Дагестан на объекты недвижимости и земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Дагестан;
повышение экономической эффективности управления юридическим лицами, созданными Республикой Дагестан.
Для решения задачи по совершенствованию системы управления и распоряжения государственным имуществом, в том числе земельными участками и созданию автоматизированной системы учета и управления объектами недвижимости и земельными участками, находящимися государственной собственности Республики Дагестан предусматривается предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджетам муниципальных районов, городских округов Республики Дагестан на проведение работ по описанию границ населенных пунктов и территориальных зон, а также внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них.
Порядок предоставления вышеуказанных субсидий приведен в приложении к Программе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к государственной программе
Республики Дагестан "Управление
государственным имуществом
Республики Дагестан"
Порядок
предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджетам муниципальных районов, городских округов Республики Дагестан на проведение работ по описанию границ населенных пунктов и территориальных зон, а также внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяет порядок, цели, условия и механизм предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджетам муниципальных районов и городских округов (далее - муниципальные образования) на софинансирование мероприятий по проведению работ по описанию границ населенных пунктов и территориальных зон, а также внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них.
2. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств бюджетов муниципальных образований, возникающих при внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон.
3. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (далее - Министерство) как получателя средств республиканского бюджета Республики Дагестан на предоставление субсидии на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка.
Предельный уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования из республиканского бюджета Республики Дагестан за счет средств субсидии на соответствующий финансовый год и плановый период по мероприятию, указанному в пункте 1 настоящего Порядка, составляет до 70 процентов от общего объема потребности на эти цели исходя из лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке Министерству на эти цели.
В случае недостаточности лимитов бюджетных ассигнований финансирование осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования.
4. Главным распорядителем бюджетных средств является Министерство.
5. Получателями субсидии являются муниципальные образования (далее - получатель).
6. Субсидия предоставляется получателю в соответствии с объемами софинансирования, предусмотренными на реализацию мероприятий, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, на соответствующий финансовый год и плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований, доведенных в установленном порядке Министерству на эти цели.
7. Субсидия носит целевой характер и не может быть использована на другие цели.
8. Условиями предоставления субсидии являются:
а) наличие правового акта получателя, утверждающего перечень мероприятий, в целях финансирования которых предоставляется субсидия, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Дагестан (далее - перечень мероприятий);
б) наличие в бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, в целях финансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения;
в) заключение соглашения о предоставлении субсидии между Министерством и получателем, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях финансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств (далее - соглашение);
г) наличие порядка расчета объема средств, подлежащих возврату из бюджета муниципального образования в республиканский бюджет Республики Дагестан при нарушении муниципальным образованием обязательств, указанных в соглашении, в соответствии с пунктом 34 настоящего Порядка;
д) централизация закупок товаров, работ, услуг, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидии (за исключением закупок у единственного поставщика, осуществляемых в соответствии со статьей 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") через Комитет по государственным закупкам Республики Дагестан;
е) наличие гарантийного письма муниципального образования о выполнении установленных законодательством Российской Федерации требований при проведении работ по описанию границ населенных пунктов и территориальных зон, а также внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них;
ж) наличие документов территориального планирования (генерального плана, правил землепользования и застройки, схемы территориального планирования) муниципального образования, включенного в перечень мероприятий, либо гарантийные обязательства о подготовке документов территориального планирования до 1 сентября года предоставления субсидии с приложением подтверждающих документов (контракт, договор и др.).
9. В перечне мероприятий определяются мероприятия (действия) по описанию границ территориальных зон и населенных пунктов для дальнейшего внесения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости, график (сроки) организации и проведения конкурсных процедур для заключения муниципальных контрактов на выполнение соответствующих мероприятий (действий), а также уполномоченные должностные лица муниципального образования, осуществляющие контроль за исполнением мероприятий.
10. Общая сумма средств муниципальному образованию в виде субсидии, предоставляется из расчета 80000,0 рубля на описание границы населенного пункта и 15000,0 рубля - на описание границы территориальной зоны (или контура территориальной зоны), но не более лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных законом Республики Дагестан о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий год.
11. Субсидия предоставляется бюджету муниципального образования в соответствии с соглашением, подготавливаемым (формируемым) и заключаемым с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", в котором должны быть указаны:
а) размер предоставляемой субсидии, порядок, условия и сроки ее перечисления в местный бюджет, а также объем бюджетных ассигнований из местного бюджета на исполнение соответствующих расходных обязательств;
б) уровень софинансирования, выраженный в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, предусмотренных в местном бюджете, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, установленный с учетом предельного уровня софинансирования, определенного в соответствии с пунктом 17 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан местным бюджетам, утвержденных постановлением Правительства Республики Дагестан от 26 марта 2020 г. N 56 "О Правилах формирования, предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан местным бюджетам";
в) значения показателей результативности (результаты) использования субсидии, которые должны соответствовать целевым показателям (индикаторам) государственных программ Республики Дагестан или результатам региональных проектов, а также обязательства муниципальных образований по их достижению;
г) обязательства муниципального образования по согласованию с главными распорядителями муниципальных программ (подпрограмм), софинансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, и внесения в них изменений, которые влекут изменения объемов финансирования и (или) показателей результативности (результатов) муниципальных программ (подпрограмм) и (или) изменения состава мероприятий указанных программ (подпрограмм), на реализацию которых предоставляются субсидии;
д) реквизиты муниципального правового акта, устанавливающего расходное обязательство муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия;
е) сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов местного бюджета, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также о достижении значений показателей результативности (результатов) использования субсидии;
ж) порядок осуществления контроля за выполнением муниципальным образованием обязательств, предусмотренных соглашением;
з) порядок возврата не использованных муниципальным образованием остатков субсидии;
и) обязательства муниципального образования по возврату субсидий в республиканский бюджет Республики Дагестан в соответствии с пунктом 22 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан местным бюджетам, утвержденных постановлением Правительства Республики Дагестан от 26 марта 2020 г. N 56 "О Правилах формирования, предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан местным бюджетам";
к) ответственность сторон за нарушение условий соглашения;
л) условие о вступлении в силу соглашения.
Соглашение также может быть составлено на бумажном носителе по типовой форме, утвержденной Министерством финансов Республики Дагестан. Такое соглашение подписывается собственноручной подписью руководителей Министерства и муниципального образования.
12. Внесение в соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений результативности (результатов) использования субсидии, а также увеличение сроков реализации предусмотренных соглашением расходных обязательств муниципального образования, не допускается в течение всего периода действия соглашения, за исключением следующих случаев:
а) выполнение условий предоставления субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
б) изменение значений целевых показателей и индикаторов государственной программы Республики Дагестан "Управление государственным имуществом Республики Дагестан";
в) существенное (более чем на 20 процентов) сокращение размера субсидии.
13. Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования на исполнение расходных обязательств муниципального образования, софинансирование которых будет осуществляться за счет субсидии, может быть увеличен в одностороннем порядке, что не влечет за собой обязательств по увеличению размера предоставляемой субсидии.
14. Распределение субсидии между получателями по мероприятиям, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, осуществляется по результатам отбора муниципальных образований для предоставления субсидии, проводимого комиссией по вопросам предоставления субсидии, созданной приказом Министерства (далее соответственно - отбор, комиссия).
15. Состав комиссии, положение о комиссии, порядок проведения отбора утверждаются приказом Министерства.
16. Для участия в отборе муниципальные образования в установленные сроки представляют в Министерство заявки на участие в отборе, подписанные высшим Должностным лицом муниципального образования либо уполномоченным им должностным лицом, с приложением необходимых документов.
17. Заявка для участия в отборе на получение субсидии (далее - заявка) составляется по форме, утвержденной приказом Министерства.
18. Перечень документов, прилагаемых к заявке:
а) обращение органа местного самоуправления муниципального образования о необходимости предоставления субсидии с соответствующими обоснованиями;
б) выписка из муниципального правового акта муниципального образования об утверждении местного бюджета, подтверждающая наличие в бюджете муниципального образования на соответствующий финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия по проведению работ по описанию границ населенных пунктов и территориальных зон, а также внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них;
в) правовой акт муниципального образования, утверждающий перечень мероприятий по проведению работ по описанию границ населенных пунктов и территориальных зон, а также внесению в единый государственный реестр недвижимости сведений о них, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;
г) гарантийное письмо главы муниципального образования о выполнении установленных законодательством Российской Федерации требований при проведении работ по описанию границ населенных пунктов и территориальных зон, а также внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них;
д) гарантийное письмо об обеспечении проведения работ по описанию границ населенных пунктов и территориальных зон, а также внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них;
е) сведения, подтверждающие наличие генерального плана муниципального образования, на территории которого планируется выполнение мероприятий, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, либо о заключенном муниципальном контракте на подготовку генерального плана муниципального образования, предусматривающем завершение работ до 1 октября текущего финансового года.
19. Министерство уведомляет письмом муниципальные образования о начале и об окончании приема документов для участия в отборе.
20. Министерство регистрирует документы в день их подачи в порядке поступления.
21. В целях проверки соответствия представленных документов требованиям, указанным в пунктах 16 - 18 настоящего Порядка, Министерством создается комиссия.
Комиссия в течение 2 рабочих дней со дня регистрации документов Министерством рассматривает заявки и прилагаемые к ним документы на предмет соответствия требованиям, установленным пунктами 16 - 18 настоящего Порядка, и по результатам их рассмотрения:
а) в случае соответствия документов указанным требованиям в течение 2 рабочих дней со дня рассмотрения направляет получателям письменные уведомления о передаче документов в комиссию на рассмотрение;
б) в случае несоответствия документов указанным требованиям в течение 2 рабочих дней со дня рассмотрения направляет получателям письменный отказ в рассмотрении документов с указанием его причины.
Получатель после устранения несоответствий в течение установленного Министерством срока приема документов для участия в отборе имеет право повторно представить заявку на участие в отборе.
22. Комиссия в течение 5 рабочих дней с даты окончания приема документов рассматривает и осуществляет их проверку.
23. Заседание комиссии по вопросу определения возможности предоставления субсидии проходит не позднее 10 рабочих дней с даты окончания приема документов.
Решение комиссии оформляется протоколом заседания комиссии об адресном распределении субсидии в соответствии с объемом бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, утвержденных в законе о республиканском бюджете Республики Дагестан на очередной финансовый год и плановый период (далее - протокол заседания комиссии).
24. Повторное заседание комиссии проводится в случаях:
а) изменения в законе о республиканском бюджете Республики Дагестан на очередной финансовый год и плановый период объемов бюджетных ассигнований на цели, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, до принятия Министерством решения о предоставлении субсидии в течение 10 рабочих дней с даты доведения Министерству лимитов бюджетных обязательств на эти цели;
б) необходимости перераспределения субсидии как в рамках одного мероприятия, так и между мероприятиями, указанными в пункте 1 настоящего Порядка.
Повторное заседание комиссии оформляется протоколом заседания комиссии об адресном перераспределении субсидии.
25. Министерство с учетом решения комиссии, указанного в протоколе заседания комиссии об адресном распределении (перераспределении) субсидии, в течение 30 рабочих дней с даты доведения Министерству лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, на соответствующий финансовый год издает приказ о предоставлении субсидии с указанием ее объема по каждому получателю.
26. Приказ Министерства размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направляется Министерством в течение 10 рабочих дней с даты принятия данного решения муниципальным образованиям с целью уведомления о результатах отбора.
27. В случае отказа в предоставлении субсидии Министерство в течение 20 рабочих дней с даты издания приказа направляет получателю уведомление об отказе в предоставлении субсидии с указанием мотивированного основания отказа.
Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:
а) выявление в документах неполных или недостоверных сведений;
несоответствие участника критериям отбора;
б) участник по результатам отбора не вошел в число победителей.
28. В случае отказа получателя после заключения соглашения в текущем финансовом году от реализации мероприятия, на реализацию которого предоставлена субсидия, Министерство может принять решение в отношении соответствующего получателя о лишении его права участия в отборе в следующем финансовом году.
29. Министерство перечисляет субсидию на счета муниципальных образований, открытые в Управлении Федерального казначейства по Республике Дагестан, не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления финансовых средств на лицевой счет Министерства, открытый в Управлении Федерального казначейства по Республике Дагестан.
30. Получатели представляют, в Министерство ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет об исполнении условий предоставления и расходования субсидии, о расходах бюджета муниципального образования, источником финансового обеспечения которых является субсидия, отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидии по формам, определенным соглашением.
Получатели представляют по запросу Министерства и в установленные им сроки информацию и документы, необходимые для проведения проверок исполнения условий соглашения, оценки эффективности использования субсидии.
31. Значения целевых показателей результативности использования субсидии устанавливаются соглашением.
32. Оценка эффективности использования субсидии, предоставляемой муниципальным образованиям в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон, осуществляется Министерством на основе такого результата использования субсидии, как количество населенных пунктов и территориальных зон, сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, а также путем сравнения фактически достигнутых значений результатов использования со значениями результатов использования субсидии, указанных в соглашении.
33. Ответственность за достоверность представляемых в Министерство сведений возлагается на уполномоченный орган местного самоуправления, осуществляющий взаимодействие с Министерством, на который со стороны муниципального образования возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) и представлению отчетности о субсидии.
34. Остаток субсидии, не использованный муниципальными образованиями по состоянию на 1 января очередного финансового года, подлежит возврату в доход республиканского бюджета Республики Дагестан в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия возврата средств из местного бюджета в республиканский бюджет Республики Дагестан в случае нарушения обязательств получателем по достижению значений результатов использования субсидии, предусмотренных соглашением, а также основания для освобождения получателя от применения мер финансовой ответственности предусмотрены пунктами 22 - 33 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан местным бюджетам, утвержденных постановлением Правительства Республики Дагестан от 26 марта 2020 г. N 56 "О Правилах формирования, предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан местным бюджетам".
35. В случае нарушения получателем требований настоящего Порядка (в том числе в случае нецелевого использования средств республиканского бюджета Республики Дагестан) перечисленная субсидия подлежит возврату в полном объеме в республиканский бюджет Республики Дагестан.
Требование о возврате субсидии в республиканский бюджет Республики Дагестан (далее - требование) направляется Министерством получателю в двадцатидневный срок с даты установления нарушения.
Возврат субсидии производится получателем в течение 20 рабочих дней с даты получения требования по реквизитам и коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в требовании.
В случае непоступления в республиканский бюджет Республики Дагестан средств субсидии в течение установленного срока Министерство в трехмесячный срок с даты истечения срока для возврата средств субсидии принимает меры по взысканию указанных средств в судебном порядке.
36. Контроль за соблюдением получателями условий, целей и порядка предоставления субсидии осуществляется Министерством.
37. Уполномоченные органы государственного финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств субсидии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
38. Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств осуществляется в соответствии с действующим законодательством.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 25 декабря 2023 г. N 527 "О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан "Управление государственным имуществом Республики Дагестан"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru) 28 декабря 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 28 декабря 2023 г. N 0500202312280003