Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства
природных ресурсов, экологии
и имущественных отношений
Оренбургской области
от 19 декабря 2023 г. N 600
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на 2024 год
1. Общие положения
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на 2024 год (далее - Программа) разработана в соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990.
Программа разработана в целях реализации положений:
- Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);
- постановления Правительства Оренбургской области от 16 сентября 2021 года N 803-пп "Об утверждении положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий", которым утверждены:
- положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - Положение);
- критерии отнесения объектов регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий к категориям риска (далее - критерии);
- перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий и порядок их выявления (далее - перечень индикаторов риска);
- ключевые показатели и их целевые значения, индикативные показатели регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - ключевые показатели РГГН).
2. Аналитическая часть программы
2.1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля
Вид осуществляемого государственного контроля (надзора):
Региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - государственный контроль).
Предметом государственного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях областного значения и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", положениями об особо охраняемых природных территориях, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Оренбургской области в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - обязательные требования), касающихся:
режима особо охраняемых природных территорий;
особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.
Государственный контроль направлен на предотвращение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований и осуществляется в отношении следующих объектов:
а) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
б) особо охраняемые природные территории и (или) расположенные на территориях особо охраняемых природных территориях здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, находящиеся и (или) не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования.
Учет объектов надзора осуществляется при ведении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий областного значения.
Министерство при осуществлении государственного контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
а) значительный риск;
б) средний риск;
в) умеренный риск;
г) низкий риск.
Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется решением (приказом) министерства на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска.
В зависимости от присвоенной категории риска периодичность проведения плановых контрольных надзорных мероприятий составляет:
категория значительного риска - 1 раз в 3 года;
категория среднего риска - 1 раз в 4 года;
категория умеренного риска - 1 раз в 5 лет.
В отношении объектов надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
При этом предусмотрены основания как для повышения категории риска объекта контроля, так и снижения категории риска объекта контроля для тех природопользователей, кто добросовестно соблюдает требования действующего законодательства.
В 2023 году в связи с вступлением в силу с Постановления Правительства РФ N 336 от 10.03.2022 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводились.
По состоянию на 30.09.2023:
- подведомственным министерству учреждением - ГКУ "Дирекция особо охраняемых природных территорий Оренбургской области" проведено 435 обследований территории заказников в целях выявления и пресечения нарушений установленного режима, в том числе: биологический заказник "Светлинский" - 190; государственный природный заказник "Губерлинские горы" - 150; государственный природный заказник "Карагай-Губерлинское ущелье" - 95;
- в сети Интернет на официальном информационном портале министерства размещен Доклад о правоприменительной практике осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Оренбургской области в 2022 году;
- 10 апреля 2023 года в межведомственном формате проведены публичные мероприятия по обсуждению результатов правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
2.2. Описание текущего уровня развития профилактической деятельности при осуществлении государственного контроля
Информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, а также настоящая Программа размещаются на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://mpr.orb.ru/).
Перечень уполномоченных лиц, ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий в министерстве:
- первый заместитель министра, осуществляющий координацию и контроль за деятельностью управления государственного надзора и экологической экспертизы, - руководитель (координатор) программы;
- начальник управления государственного надзора и экологической экспертизы;
- начальник отдела государственного надзора за использованием и охраной недр.
Руководитель программы осуществляет координирование деятельности министерства по реализации Программы.
Начальник управления государственного надзора и экологической экспертизы организуют реализацию Программы.
Начальник отдела государственного надзора за использованием и охраной недр:
- осуществляет подготовку доклада о ходе реализации Программы;
- подготавливает предложения по формированию (уточнению) перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, разработке перечня показателей для мониторинга реализации программных мероприятий, проведению мониторинга реализации Программы.
Ответственность за организацию и проведение профилактических мероприятий при осуществлении государственного контроля возлагается на отдел государственного надзора за использованием и охраной недр управления государственного экологического надзора и экологической экспертизы.
Информация о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях размещается на официальном сайте министерства.
2.3. Характеристики проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков причинения вреда
Основными проблемами, на решение которых направлены мероприятия Программы, являются следующие нарушения, которые допускают юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане:
- уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений;
- нахождение на особо охраняемой природной территории без специального разрешения;
- нарушение установленного режима или иных правил охраны особо охраняемых.
Проведение профилактических мероприятий, направленных на информирование и доведение до контролируемых лиц обязательных требований природоохранного законодательства, на побуждение контролируемых лиц к добросовестности, будет способствовать повышению их ответственности, а также снижению количества совершаемых правонарушений.
3. Цели и задачи реализации программы профилактики
3.1. Целями настоящей Программы и профилактической работы в рамках осуществляемого государственного контроля являются:
- устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
3.2. Проведение профилактических мероприятий в рамках государственного контроля позволит решить следующие задачи:
- выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда окружающей среде и нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных контролируемых лиц (объектов) и присвоенного им уровня риска (класса опасности), проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов;
- повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях в области охраны окружающей среды;
- повышение квалификации кадрового состава министерства;
- формирование единого понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольной (надзорной) деятельности;
- создание системы консультирования контролируемых лиц, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
- устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований и причинению вреда контролируемыми лицами;
- формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения контролируемых лиц;
- повышение прозрачности системы контрольной (надзорной) деятельности.
4. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
Министерство в соответствии с пунктом 16 Положения может проводить следующие виды профилактических мероприятий:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) профилактический визит;
5) консультирование.
Ответственным за реализацию указанных профилактических мероприятий является отдел государственного надзора за использованием и охраной недр управления государственного экологического надзора и экологической экспертизы.
4.1. Информирование
Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного контроля, осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт министерства), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
4.2. Обобщение правоприменительной практики
Отдел государственного надзора за использованием и охраной недр управления государственного экологического надзора и экологической экспертизы обеспечивает ежегодное обобщение правоприменительной практики осуществления государственного контроля и подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики (далее - доклад).
Доклад готовится ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным годом.
Доклад утверждается приказом министерства и размещается на официальных сайтах до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
4.2. Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований
При наличии у должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного контроля, сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ.
Учет предостережений осуществляется путем ведения журнала учета профилактических мероприятий.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения направить в министерство возражение в отношении указанного предостережения не позднее 30 дней со дня получения им предостережения. Возражение в отношении предостережения рассматривается должностными лицами министерства в течение 30 дней со дня его получения, контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования. В случае согласия с возражением должностным лицом министерства отменяется направленное предостережение с соответствующей отметкой в журнале учета профилактических мероприятий.
4.3. Профилактический визит
Профилактический визит проводится должностным лицом министерства, уполномоченным на осуществление государственного контроля, в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
В ходе профилактического визита должностным лицом министерства может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:
1) объектов контроля, отнесенных к категории высокого и значительного риска;
2) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в отношении объектов контроля.
Отдел государственного надзора за использованием и охраной недр от имени министерства обязан предложить проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности в определенной сфере, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
В ходе профилактического визита должностным лицом министерства, уполномоченным на осуществление государственного контроля, может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.
Профилактический визит проводится в течение одного рабочего дня. По ходатайству должностного лица, проводящего профилактический визит, первый заместитель министра может продлить срок проведения профилактического визита на срок не более трех рабочих дней.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом министерство, направившее уведомление о проведении обязательного профилактического визита, не позднее чем за три рабочих дня до дня его проведения.
При профилактическом визите (обязательном профилактическом визите) контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
Учет профилактических визитов осуществляется путем ведения журнала учета профилактических мероприятий.
4.4. Консультирование
Консультирование осуществляется должностным лицом министерства, уполномоченным на осуществление государственного контроля, по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий. Консультирование осуществляется без взимания платы.
Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды и порядка обжалования решений министерства, действий (бездействия) должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного контроля.
Информация о консультировании размещается на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев направления письменного ответа на обращение, поданное в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Учет консультирований осуществляется путем ведения журнала учета профилактических мероприятий.
При осуществлении консультирования должностные лица министерства, уполномоченные на осуществление государственного контроля, обязаны соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иные требования, предусмотренные Федеральным законом N 248-ФЗ.
В случае поступления 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного должностным лицом министерства.
Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
N |
Формы и виды профилактических мероприятий |
Периодичность проведения, сроки выполнения |
Ожидаемые результаты проведения мероприятий |
Информирование | |||
1 |
Информирование осуществляется посредством размещения и поддержания в актуальном состоянии на официальном сайте министерства в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) сведений: |
|
Повышение информированности контролируемых лиц о действующих обязательных требованиях |
- тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий |
По мере принятия или внесения изменений |
||
- сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, о сроках и порядке их вступления в силу |
По мере принятия или внесения изменений |
||
- перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции |
По мере принятия или внесения изменений |
||
- утвержденные проверочные листы |
По мере принятия или внесения изменений |
||
- руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" |
По мере принятия или внесения изменений |
||
- перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска |
По мере принятия или внесения изменений |
||
- перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного |
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 19 декабря 2023 г. N 600... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.