Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства
Самарской области
от 28.12.2023 N 1165
Стратегические приоритеты
Государственной программы
1. Оценка текущего состояния сферы реализации Государственной программы
Все более важным фактором социально-экономического развития Самарской области становится трудовой потенциал как важнейшее конкурентное преимущество региона.
Трудовые ресурсы региона характеризуются высокой экономической активностью, уровень которой в период с 2017 года по август - октябрь 2023 года находился в пределах 63-65% от численности населения в возрасте 15 лет и старше. Уровень экономической активности населения Самарской области ежегодно превышает средние показатели по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу (далее - ПФО): в 2022 году - 63,3%, за август - октябрь 2023 года - 64,9% против 63,0 и 62,1% соответственно.
Сохраняется стабильно высоким уровень занятости населения области, также превышающий среднероссийские и среднеокружные значения (в 2022 году - 61,6%, за август - октябрь 2023 года - 63,7% против 61,2 и 60,7% соответственно). При этом для Самарской области характерна самая высокая среди регионов округа доля высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников (536,4 тыс. человек и 1,5 млн человек соответственно), а среди всех субъектов Российской Федерации область входит в топ-10 регионов с наивысшим значением данного показателя - 35,3% по итогам 2022 года против 28,5% в среднем по ПФО и 32,0% - по России.
Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) в 2022 году составил 2,7% (в 2017 году - 4,2%), за август - октябрь 2023 года - 1,9%, и по этому показателю область занимает 2-е место среди регионов ПФО с наименьшим его значением (в среднем по округу - 2,2%) и 12-е место - среди субъектов Российской Федерации (в среднем по России - 3,0%).
Однако в 2020-2021 годах рынок труда Самарской области как промышленно развитого региона в наибольшей степени подвергся негативному влиянию факторов, обусловленных распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и введением связанных с этим ограничений, что спровоцировало существенное увеличение размеров безработицы (с начала пандемии до ее пикового периода на конец сентября 2020 года численность безработных граждан увеличилась в 4,8 раза до 70,1 тыс. человек). Благодаря принятым мерам поддержки населения и предприятий удалось в достаточно короткий срок преодолеть эти негативные тенденции и с учетом накопленного опыта управленческих решений не допустить ухудшения ситуации на региональном рынке труда в период введения и ужесточения в 2022 году санкций со стороны недружественных государств.
Текущая ситуация на регистрируемом рынке труда Самарской области соответствует общероссийской тенденции сокращения размеров безработицы. По состоянию на 01.12.2023 уровень регистрируемой безработицы в регионе составил 0,46%, в целом по Российской Федерации - 0,6% (в 2017 году - 1,0% по области и России), что является одним из самых минимальных значений за всю историю статистического наблюдения за регистрируемым рынком труда с 1993 года.
В то же время состояние рынка труда как в Самарской области, так и в целом по стране находится под воздействием объективных факторов, которые провоцируют определенные дестабилизирующие риски и формируют адаптационные механизмы его функционирования под новую складывающуюся реальность. Существующие ограничения и вероятность нарастания проблем на региональном рынке труда связаны с возможными неблагоприятными демографическими тенденциями, геополитической и эпидемиологической обстановкой, структурной перестройкой экономики в условиях санкционного давления, профессионально-квалификационным дисбалансом спроса и предложения на рабочую силу, структурным дефицитом кадров необходимой образованности и квалификации в базовых отраслях, обеспечивающих основу для эффективного функционирования и обороноспособности экономики.
Структурное изменение экономики под влиянием экономических и технологических санкций безусловно отражается на структуре спроса на рабочую силу в отраслевом, региональном и профессионально-квалификационном аспектах, что может, в свою очередь, усугубить дисбаланс со складывающимся предложением труда.
С февраля 2021 года отмечается увеличение разрыва между количеством заявляемых работодателями в службу занятости вакансий и численностью безработных граждан (по состоянию на 01.12.2023 количество вакансий в 6,3 раза превышает численность безработных), что свидетельствует о недостатке необходимых квалифицированных трудовых ресурсов.
В 2017-2022 годах среднегодовая численность занятых в экономике области ежегодно сокращалась, за исключением 2021 года, когда произошло увеличение данного показателя на 1,5% против предыдущего года. В целом за указанный период количество занятых уменьшилось на 40,5 тыс. человек (с 1656,8 тыс. человек в 2017 году до 1616,3 тыс. человек в 2022 году).
Большое внимание уделяется решению проблемы занятости молодежи и граждан, имеющих инвалидность.
С целью создания условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодых людей осуществляется реализация мероприятий, направленных на максимальное вовлечение их в экономику области, привлечение молодежи из других регионов Российской Федерации, повышение уровня конкурентоспособности и уровня молодежной занятости на региональном рынке труда.
Меры по содействию занятости лиц с инвалидностью направлены на обеспечение им свободного доступа на рынок труда, развитие новых возможностей трудоустройства.
По данным Федеральной службы по труду и занятости, в регионе численность инвалидов в трудоспособном возрасте на 01.11.2023 составила 84,3 тыс. человек (или 43,6% от общей численности инвалидов). Доля работающих среди инвалидов в трудоспособном возрасте составила 29,8% (в среднем по России - 27,8%, по ПФО - 26,7%).
Уровень безработицы лиц в трудоспособном возрасте, имеющих инвалидность, существенно ниже среднероссийского значения (за 2022 год - 7% против 16,1% соответственно). Уровень трудоустройства обратившихся за содействием в поиске работы инвалидов достиг максимального значения за все время работы службы занятости (61,3% за 2022 год).
В решении проблем занятости инвалидов, как правило, акцент делается на формах постоянной занятости (на предприятиях или в государственных учреждениях, где предусмотрены места для инвалидов). В то же время все чаще в качестве позитивной альтернативы рассматривается самозанятость, которая потенциально может предоставить лучшие возможности особенно для тех людей с инвалидностью, кому трудно получить доступ к стабильной работе на инклюзивном рынке труда.
В связи с необходимостью обеспечения потребности регионального рынка труда в дополнительной рабочей силе актуально формирование новых подходов к реализации политики по привлечению и использованию иностранной рабочей силы.
Самарская область как регион, обладающий значительным экономическим потенциалом и комфортными условиями для проживания населения, является привлекательной территорией для иностранных трудовых мигрантов. Численность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории области, за исключением периода введения ограничений в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, ежегодно возрастает (в 2017 году - 40,1 тыс. человек, в 2022 году - 72,3 тыс. человек).
При этом в общей численности иностранных работников отмечается тенденция роста числа граждан стран Евразийского экономического союза, что обусловлено возможностью осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации без оформления разрешительных документов.
Структура отраслевой занятости трудовых мигрантов не подвержена значительным колебаниям, сохраняя в своей основе высокий удельный вес иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность в строительной отрасли, торговле и обрабатывающих производствах - их доля в 2022 году в указанных сферах составила 27,9, 12,8 и 11,6% соответственно.
Механизмом регулирования потоков трудовой миграции из визовых стран является формирование потребности (квоты) региона в привлечении иностранных работников (утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации). При этом соблюдается принцип приоритетного трудоустройства местного населения.
С учетом сохраняющегося интереса иностранных трудовых мигрантов к региону, одним из важных моментов является реализация мер, направленных на их социальную адаптацию, в том числе путем организации информационной работы.
Существующий спрос на квалифицированные рабочие кадры на предприятиях области обусловливает необходимость привлечения в регион проживающих за рубежом соотечественников, имеющих профессиональное образование и опыт работы по востребованным на рынке труда Самарской области профессиям (специальностям). С начала 2017 года по август 2023 года численность соотечественников, прибывших в Самарскую область, составила 22,7 тыс. человек, из которых более 70% являются гражданами трудоспособного возраста (16,1 тыс. человек). По результатам проводимого мониторинга обеспечивается занятость около 3/4 прибывших соотечественников трудоспособного возраста в течение года.
На состояние рынка труда оказывают значительное влияние факторы производственной среды и трудового процесса. Неблагоприятные условия труда, производственный травматизм и профессиональные заболевания отрицательно сказываются на состоянии здоровья работников, что является фактором ухудшения качества трудовых ресурсов, снижения уровня квалификации рабочей силы, падения престижа ряда профессий и специальностей.
Такая ситуация ставит решение проблем охраны труда, повышения качества и безопасности рабочих мест в число приоритетных направлений деятельности Правительства Самарской области.
Принимаемые Правительством Самарской области меры по сохранению жизни и здоровья работников при осуществлении ими трудовой деятельности, улучшению условий их труда позволили обеспечить позитивную динамику основных показателей, характеризующих безопасность и гигиену труда в регионе.
Снижаются показатели производственного травматизма: количество пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более сократилось с 1059 человек в 2017 году до 677 человек в 2022 году, или в 1,6 раза, а погибших - с 44 человек до 30 человек соответственно.
Улучшается ситуация с профессиональной заболеваемостью, количество случаев которой снизилось с 238 случаев за 2017 год до 106 случаев за 2022 год, или в 2,2 раза.
В 2022 году благодаря реализации мероприятий Государственной программы численность зарегистрированных безработных по сравнению с началом года снизилась на 3,2 тыс. человек до 10,8 тыс. человек и до 7,6 тыс. человек по состоянию на 01.12.2023. Вырос уровень трудоустройства граждан с 68,5% за 2021 год до 72,3% за 2022 год (трудоустроено при содействии службы занятости 46 тыс. граждан). Это самый высокий процент трудоустройства за последние 16 лет. В мероприятиях активной политики занятости приняли участие более 90 тыс. человек. Организовано профессиональное, в том числе дополнительное, обучение для 12,9 тыс. безработных и отдельных категорий граждан, из них для 676 безработных граждан - посредством предоставления социального сертификата.
В 2022 году в Самарской области в числе 17 пилотных российских регионов проведена масштабная модернизация службы занятости, в результате чего создано ГКУ Самарской области "Управляющий центр занятости населения" с присоединением к нему в начале 2023 года 32 подразделений - территориальных центров занятости населения.
В рамках комплексной модернизации в 2023 году на территории региона модернизируются 34 объекта службы занятости населения. Создаваемые кадровые центры - это новая модель содействия занятости граждан, их трудоустройству, а также поддержки предприятий и организаций в поиске кадров. Это приобретает особую важность для региона в условиях развития отечественного производства и возрастающей потребности в квалифицированных кадрах.
В результате реализации Государственной программы ожидается, что в период до 2030 года уровень регистрируемой безработицы не превысит 1%, численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на один день и более ежегодно не будет превышать 0,8 тыс. человек.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Государственной программы
Приоритетом государственной политики в сфере содействия занятости населения в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих развитию гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, повышению качества рабочей силы и мотивации к труду.
С учетом приоритета государственной политики в сфере содействия занятости населения целями Государственной программы являются:
непревышение к 2030 году среднероссийского значения уровня регистрируемой безработицы;
создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
В Государственной программе отражена взаимосвязь со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 298), Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 N 637), Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.12.2021 N 3581-р).
В качестве показателей, отражающих конечный общественно значимый социально-экономический эффект от реализации Государственной программы, предусмотрены следующие:
уровень регистрируемой безработицы (в среднем за год);
численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более.
На достижение данных показателей направлено решение задач по обеспечению экономики Самарской области необходимыми трудовыми ресурсами и рациональному их использованию, содействию адаптации и интеграции иностранных трудовых мигрантов с учетом приоритетов социально-экономического развития Самарской области, снижению уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, повышению уровня трудоустройства инвалидов, в том числе молодого возраста, созданию условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи Самарской области, оказанию содействия добровольному переселению в Самарскую область соотечественников, проживающих за рубежом, снижению напряженности на рынке труда.
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере реализации Государственной программы
Для достижения цели Государственной программы предусмотрено решение следующих задач:
недопущение снижения уровня занятости населения Самарской области ниже среднероссийского уровня;
реализация комплекса мер, направленных на развитие сферы труда и занятости;
обеспечение исполнения полномочий по реализации государственной политики в области содействия занятости населения, миграционной политики и охраны труда;
совершенствование организационно-правового механизма регулирования процессов привлечения и обустройства иностранных трудовых мигрантов на территории Самарской области;
реализация мер по социальной адаптации и интеграции иностранных трудовых мигрантов в принимающее сообщество;
реализация мер, направленных на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, информационное обеспечение и пропаганду охраны труда, повышение эффективности соблюдения трудового законодательства;
повышение профессиональной конкурентоспособности инвалидов на рынке труда;
реализация комплекса мер по расширению возможностей трудоустройства и рационального использования трудового потенциала инвалидов;
создание условий для профессионального развития молодых людей;
реализация мероприятий по оказанию содействия добровольному переселению в Самарскую область соотечественников, проживающих за рубежом;
снижение напряженности на рынке труда.
Указанные задачи решаются в ходе реализации мероприятий и достижения показателей их выполнения, запланированных в рамках комплексов процессных мероприятий "Эффективная занятость", "Социальная адаптация иностранных трудовых мигрантов", "Безопасный труд", "Повышение уровня трудоустройства инвалидов и организация сопровождения инвалидов, в том числе молодого возраста", "Содействие занятости молодежи", "Обеспечение реализации мероприятий по оказанию содействия добровольному переселению в Самарскую область соотечественников, проживающих за рубежом", а также региональной составляющей федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография".
В рамках комплексов процессных мероприятий запланировано достижение следующих показателей:
доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости населения;
уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг в сфере занятости населения и охраны труда;
доля привлекаемых иностранных работников в общей численности занятого населения;
количество печатных материалов, подготовленных для информирования иностранных граждан;
численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;
численность работников с установленным в текущем году профессиональным заболеванием;
доля инвалидов, охваченных мероприятиями по сопровождению при трудоустройстве, в общей численности инвалидов, в отношении которых принято решение об оказании им государственной услуги по сопровождению при содействии занятости;
доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости населения;
уровень безработицы молодежи в возрасте от 15 до 29 лет по методологии Международной организации труда (в среднем за год);
уровень безработицы молодежи в возрасте от 15 до 24 лет по методологии Международной организации труда (в среднем за год);
степень выполнения мероприятий по оказанию содействия добровольному переселению в Самарскую область соотечественников, проживающих за рубежом.
С целью развития в Самарской области сферы труда, занятости и миграционной политики, а также социальной сферы некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, за счет средств областного бюджета предоставляются субсидии для финансового обеспечения их затрат на подготовку и проведение социально значимых, научно-практических, социально-культурных мероприятий (далее - субсидии). Порядок определения объема и предоставления субсидий предусмотрен приложением 1 к Государственной программе.
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Самарской области от 28 декабря 2023 г. N 1165 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.