Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденную постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 16 декабря 2019 г. N 232-ПП.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г.
Председатель Правительства Кабардино-Балкарской Республики |
А. Мусуков |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 27 декабря 2023 г. N 291-ПП
Изменения,
которые вносятся в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденную постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 16 декабря 2019 г. N 232-ПП
1. Паспорт государственной программы, паспорта подпрограмм "Реализация мероприятий подпрограммы "Социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской Республики на 2016 - 2025 годы" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа", "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства", "Государственная кадастровая оценка", "Совершенствование системы государственного управления", "Обеспечение благоприятных условий для развития экспорта и внешнеэкономической деятельности Кабардино-Балкарской Республики", "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" в Кабардино-Балкарской Республике", "Стимулирование инноваций" признать утратившими силу.
2. Раздел I государственной программы изложить в следующей редакции:
"Стратегические цели и приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Экономическое развитие и инновационная экономика"
1. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики
Социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской Республики в последние годы характеризуется достаточной стабильностью. Даже в условиях кризиса сохраняется положительная динамика его основных показателей.
За последние пять лет объем валового регионального продукта Кабардино-Балкарской Республики увеличился более чем на 40%. Анализ индекса физического объема валового регионального продукта за 5 лет указывает на устойчивый рост экономики региона. Кабардино-Балкарская Республика сохраняет стабильную региональную структуру валового регионального продукта, основной удельный вес в которой занимают сельское хозяйство, промышленность, строительство и торговля.
В Кабардино-Балкарской Республике малый бизнес является одним из важных направлений социально-экономического развития.
По состоянию на 10 января 2023 г. в республике осуществляют деятельность 19378 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 5239 юридических лиц и 14139 индивидуальных предпринимателей.
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, осуществляющих деятельность на территории республики, составила 102305 человек (темп роста - 174,3%)
Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" на 1 января 2023 г. составило 55926 человек (темп роста - 408%), из них 54796 физических лиц и ИЗО индивидуальных предпринимателей.
Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства представляет собой сеть организаций, которые оказывают имущественную, информационно-консультационную и финансовую поддержку бизнеса.
За 2018 - 2022 годы поступления от субъектов малого предпринимательства по специальным налоговым режимам составили более 5515,4 млн рублей.
Развитие отраслей экономики Кабардино-Балкарии в среднесрочной перспективе будет всецело зависеть от действий органов государственной власти и бизнеса в части привлечения инвестиций, улучшения инвестиционного климата.
В республике наблюдается положительная динамика роста инвестиций в основной капитал. За последние 5 лет данный показатель вырос с 35,5 до 57,8 млрд рублей.
Инвестиционные риски - это ключевой фактор, тормозящий привлечение инвестиций в республику. Ситуация, при которой кредитные институты отказываются финансировать реализацию инвестиционных проектов на территории Кабардино-Балкарской Республики или предлагают финансовые средства на условиях, делающих реализацию
проекта
малопривлекательной,
не
может стимулировать активность потенциальных инвесторов.
В республике принимаются меры по решению стратегической задачи повышения инвестиционной привлекательности территории и привлечению инвестиций, особое внимание уделяется совершенствованию инвестиционного законодательства и созданию благоприятных условий для привлечения инвесторов.
В соответствии с Законом Кабардино-Балкарской Республики от 16 апреля 2001 г. N 23-РЗ "Об инвестиционной деятельности в Кабардино-Балкарской Республике" в отношении субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории республики применяются различные меры государственной поддержки.
В целях защиты инвесторов и поощрения инвестиций принят Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации". Соглашение о защите и поощрении капиталовложений - соглашение между Российской Федерацией и (или) её субъектами и организацией, реализующей инвестиционный проект, которое предоставляет ряд льгот для организаций, реализующих инвестиционные проекты.
За последние 5 лет в республике удалось реализовать более 20 крупных инвестиционных проектов, в том числе в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" с привлечением софинансирования из федерального бюджета.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 8 июля 2014 г. N Пр-1603 Кабардино-Балкарская Республика ежегодно участвует в Национальном рейтинге.
По результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации за 2022 год Кабардино-Балкарская Республика занимает 20 место из 37.
Вместе с тем уровень инвестиционной активности в Кабардино-Балкарской Республике не соответствует уровню её потенциальной инвестиционной привлекательности, в связи с чем первоочередной задачей является работа по повышению инвестиционного потенциала и снижению инвестиционного риска, а также повышению ранга инвестиционного климата в рейтинге субъектов Российской Федерации.
Кабардино-Балкарская Республика продолжает работу в рамках развития международного сотрудничества и в области внешнеэкономической деятельности.
Несмотря на введенные ограничения, участниками внешнеэкономической деятельности республики переориентировано и расширено внешнеэкономическое взаимодействие с перспективными партнерами из дружественных государств. В результате за 2022 год осуществлено операций почти на 17,4% выше уровня 2021 года, в том числе экспортных операций - в 1,3 раза выше уровня 2021 года.
Кабардино-Балкария продолжает поддерживать торговые отношения с 71 страной, их количество по отношению к 2021 году увеличилось на 7,6% (на 5 стран). При этом операции по экспорту осуществлялись с 32 странами.
Несырьевой неэнергетический экспорт Кабардино-Балкарской Республики по товарам включает в себя 34 товарных позиции.
Основу экспорта составляют продовольственные товары, занимающие более 60% в структуре экспортируемых товаров.
Крупнейшими торговыми партнерами в экспорте продукции республики являются страны СНГ - это более 80% всего объема экспорта. К ним относятся Беларусь, Казахстан, Узбекистан Кыргызстан.
Около 20% экспорта региона приходится на страны дальнего зарубежья, в основном сотрудничество осуществляется с Ираном, Турцией, Грузией и Монголией.
Из Кабардино-Балкарии экспортируются зерно, семена кукурузы, кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, крахмал кукурузный, сырная продукция, комбикорма, колбасы и аналогичные продукты из мяса и субпродуктов, овощные консервы.
По предварительной оценке, по итогам 2023 г. участниками внешнеэкономической деятельности республики будет осуществлено операций почти на 15% выше соответствующего периода 2022 года. В том числе экспортных операций осуществлено на 4,4% выше уровня аналогичного периода 2022 года, импортных на 18,5% выше уровня 2022 года.
В 2023 году в республике продолжается работа в рамках реализации национального проекта "Международная кооперация и экспорт", в том числе продолжится реализация региональных проектов "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" и "Экспорт продукции АПК".
Реализация мероприятий государственной программы за прошедший период обеспечила достижение следующих результатов:
созданы комфортные условия для ведения предпринимательской деятельности посредством организации оказания комплекса услуг, сервисов и мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и самозанятым гражданам в центрах "Мой бизнес";
функционирует 12 многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и 118 удаленных рабочих мест в сельских поселениях Кабардино-Балкарской Республики, 1 бизнес-офис, 2 центра оказания услуг для бизнеса, предоставляющих более 330 государственных и муниципальных услуг с учетом типизации;
уровень удовлетворенности государственными и муниципальными услугами в 2022 году составил 99,95%;
построены социальные, инженерные, коммунальные объекты инфраструктуры в разных районах республики.
2. Приоритеты и цели государственной политики и сферы реализации государственной программы
В целях достижения стратегических целей и задач социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики определены новые цели, разработаны структура и система показателей государственной программы.
Система целепологания# государственной программы включает в себя:
цель 1 "Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых", которая характеризуется таким показателем, как увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых.
Для достижения указанной цели в структуру государственной программы включено направление (подпрограмма) "Развитие малого и среднего предпринимательства";
цель 2 "Повышение уровня социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики", которая характеризуется такими показателями, как:
увеличение индекса реального среднедушевого денежного дохода населения по отношению к 2020 году;
увеличение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по 4 основным видам экономической деятельности);
увеличение темпа роста физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета по отношению к 2020 году;
увеличение численности постоянного населения Кабардино-Балкарской Республики.
Для достижения указанной цели в структуру государственной программы включено направление (подпрограмма) "Стимулирование реализации инвестиционных проектов";
цель 3 "Увеличение объема несырьевого неэнергетического экспорта", которая характеризуется таким показателем, как увеличение объема несырьевого неэнергетического экспорта Кабардино-Балкарской Республики.
Для достижения указанной цели в структуру государственной программы включено направление (подпрограмма) "Обеспечение благоприятных условий для развития экспорта и внешнеэкономической деятельности";
цель 4 "Повышение эффективности государственного управления", которая характеризуется таким показателем, как повышение уровня удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг.
Для достижения указанной цели в структуру государственной программы включено направление (подпрограмма) "Развитие государственного управления";
цель 5 "Запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата", которая характеризуется таким показателем, как увеличение объема инвестиций в основной капитал.
Для достижения указанной цели в структуру государственной программы включено направление (подпрограмма) "Стимулирование реализации инвестиционных проектов";
цель 6 "Повышение производительности труда", которая характеризуется таким показателем, как увеличение доли предприятий, достигших ежегодный 5% прирост производительности труда на предприятиях - участниках, внедряющих мероприятия национального проекта под федеральным и региональным управлением в течение трех лет участия в проекте.
Для достижения указанной цели в структуру государственной программы включено направление (подпрограмма) "Производительность труда".
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Система целеполагания и задачи государственной программы сформированы с учетом национальных целей развития на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", и Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р.
Реализация государственной программы будет непосредственно направлена на достижение двух национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года - "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" и "Цифровая трансформация". Также государственная программа направлена на достижение целей и показателей государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316, и комплексной государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 309.
Кроме того, при формировании целей и показателей государственной программы учитывались положения документов стратегического планирования.
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере реализации государственного управления
Основными задачами государственного управления определены следующие ключевые задачи:
создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством применения нового режима налогообложения и предоставления мер поддержки;
создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса (предакселерация);
создание комплексной системы акселерации, включающей в себя финансовые и налоговые инструменты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также инфраструктуру для комфортной работы и развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
обеспечение выполнения функций государственного казенного учреждения "Кабардино-Балкарский бизнес-инкубатор";
развитие инженерной, коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры;
развитие человеческого потенциала и социальной сферы;
реализация комплекса мероприятий по поддержке экспортно-ориентированного# предпринимательства;
реализация комплекса институциональных мероприятий по популяризации и содействию развитию экспорта;
оптимизация предоставления государственных (муниципальных) услуг;
повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг;
создание благоприятных условий для реализации новых инвестиционных проектов посредством предоставления субсидий из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики юридическим лицам на возмещение фактически произведённых затрат по созданию объектов инфраструктуры, необходимой для реализации новых инвестиционных проектов;
предоставление предприятиям возможности по внедрению лучших практик (типовых решений) и получению услуг по повышению производительности труда посредством специализированных центров компетенций на федеральном и региональном уровне;
оказание комплексной поддержки предприятиям - участникам национального проекта;
обеспечение деятельности и выполнение функций Министерства экономического развития Кабардино-Балкарской Республики;
организация проведения государственной кадастровой оценки в Кабардино-Балкарской Республике в целях реализации Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".".
3. Раздел II государственной программы признать утратившим силу.
4. Приложения N 1 - 7 к государственной программе признать утратившими силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 27 декабря 2023 г. N 291-ПП "О внесении изменений в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Экономическое развитие и инновационная экономика"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный информационный интернет-портал Правительства Кабардино-Балкарской Республики
(www.pravitelstvo.kbr.ru) 28 декабря 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2023 г. N 0700202312300009
газета "Официальная Кабардино-Балкария" от 13 января 2024 г. N 1