Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора), описание текущего развития профилактической деятельности контрольного органа, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа профилактики
Вид осуществляемого государственного контроля (надзора):
Региональный государственный экологический контроль (надзор) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору) (далее государственный экологический контроль).
Предметом регионального государственного экологического контроля является:
1. Соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 26.07.2019 N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
2. Соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании":
технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта" (пункт 3, подпункты "л", "м" пункта 4, пункты 6, 9, 11 - 18, 23, 25, 27, 93, 108, 119, 126, 197, 201, 215, 234, подпункт "в" пункта 236, пункты 257, 274, 340, 351, 352, 375, 378 - 382, 385, 386, 401, 406 - 413, 415, 435, 438, 439, 470, 481, 497, 498, 501, 502, подпункт "в" пункта 503, пункт 8 раздела II приложения N 1 к техническому регламенту о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, приложение N 4 к техническому регламенту о безопасности объектов внутреннего водного транспорта);
технического регламента Таможенного союза ТР ТС 026/2012 "О безопасности маломерных судов", принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 N 33;
технического регламента Таможенного союза ТР ТС 030/2012 "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям", принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 59".
Объектами государственного экологического контроля являются:
1) деятельность (действия (бездействие) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования в области охраны окружающей среды, предусмотренные пунктом 2 настоящего Положения, в том числе при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, указанных в подпунктах "б" - "г" настоящего пункта, а также соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований в рамках соблюдения обязательных требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 настоящего Положения;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Подпункты "б" - "г" в настоящем пункте отсутствуют
2) поверхностные водные объекты, целиком расположенные на территории Ивановской области, а также территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, за исключением:
водных объектов, расположенных полностью или частично в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения;
водных объектов или их частей, объявленных рыбохозяйственными заповедными зонами;
водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;
водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения 100 тыс. человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн. куб. метров в год;
3) объекты, указанные в пункте 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее производственный объект, Закон N 248-ФЗ), за исключением объектов, расположенных:
в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения;
в границах водно-болотных угодий международного значения, особо ценных водно-болотных угодий;
в границах зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия и (или) объектов всемирного природного наследия, включенных в Список всемирного наследия;
4) производственные объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, расположенные на территории Ивановской области и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", относящиеся:
- к объектам II категории, за исключением объектов, на которые выдано комплексное экологическое разрешение;
- к объектам III категории;
- к объектам IV категории,
за исключением объектов, соответствующих критериям, установленным в подпункте "з" пункта 7 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1096 "О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Подпункт "з" в пункте 7 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1096 отсутствует
Региональный государственный экологический контроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
Под риском причинения вреда (ущерба) понимается вероятность наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести охраняемым законом ценностям.
Департамент при осуществлении государственного экологического контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
1) высокий риск;
2) значительный риск;
3) средний риск;
4) умеренный риск;
5) низкий риск.
Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется решением Контрольного органа, подписываемого начальником (либо лицом, его замещающим) Контрольного органа на основании сопоставления характеристик объектов регионального государственного экологического контроля с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска.
В зависимости от присвоенной категории риска периодичность проведения одного из плановых контрольных (надзорных) мероприятий составляет:
- для объектов категории высокого риска - 1 раз в 2 года;
- для объектов категории значительного риска - 1 раз в 3 года;
- для объектов категории среднего риска - 1 раз в 4 года;
- для объектов категории умеренного риска - 1 раз в 5 лет;
- для категории низкого риска - не проводятся.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся в отношении контролируемых лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах контроля, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам IV категории риска.
При этом предусмотрены основания как для повышения категории риска объекта контроля, так и снижения категории риска объекта контроля для тех природопользователей, кто добросовестно соблюдает требования действующего законодательства.
Ключевым риском является вероятность причинения вреда окружающей среде контролируемыми лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность.
С целью учета риска для окружающей среды объекты контроля распределены на 4 категории по уровню негативного воздействия на окружающую среду:
- объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;
- объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
- объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
- объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
Разделение объектов на категории осуществляется в зависимости от видов экономической деятельности и уровней негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2398.
Приказом Департамента от 02 февраля 2022 года N 35-од "Об отнесении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю к определенной категории риска причинения вреда (ущерба)" 1982 объектам контроля, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору), присвоена категория риска: значительного риска 4 объектам, категория среднего риска - 83, категория умеренного риска - 804 и категория низкого риска - 1091.
Государственный экологический контроль (надзор) осуществляется:
В соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в 2023 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Данные о достигнутых показателях в рамках организации и осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора):
Мероприятия |
2022 |
2023 |
Количество проведенных контрольно-надзорных мероприятий всего, в т.ч.: |
1 |
1 |
- плановые проверки; |
0 |
0 |
- внеплановые проверки; |
1 |
1 |
- количество выявленных нарушений |
3 |
1 |
Рассмотрено обращений граждан |
314 |
381 |
Контрольные мероприятия без взаимодействия |
0 |
0 |
Вынесено постановлений, в том числе по материалам, поступившим из иных органов |
58 |
96 |
Сумма штрафов |
192 000 |
1 356 000 |
Вынесено предупреждений |
8 |
0 |
При осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) в предыдущие периоды Департаментом реализовывались следующие виды и формы профилактических мероприятий:
1) Подготовка и размещение руководства по соблюдению обязательных требований на официальном сайте в сети Интернет;
2) Информирование неопределенного круга подконтрольных субъектов посредством размещения сведений, предусмотренных статьей 21, частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" на официальном сайте Департамента в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах;
3) Прохождение практики студентами высших учебных заведений, обучающихся на специальностях экологического направления;
4) Обобщение правоприменительной практики.
Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, и размещение Доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.
5) Консультирование по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного экологического контроля (надзора.
Также консультирование по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере охраны окружающей среды.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.