Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Урупского муниципального района
от 20.12.2023 N 561
Муниципальная программа
"Развитие культуры Урупского муниципального района на 2024-2026 годы"
Паспорт муниципальной программы "Развитие культуры Урупского муниципального района на 2024-2026 годы"
(далее - муниципальная программа)
Заказчик Муниципальной программы |
Администрация Урупского муниципального района |
|
Основание для разработки муниципальной программы |
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Национальный проект "Культура" (2019-2024 годы); Государственная программа "Развитие культуры Карачаево-Черкесской Республики" |
|
Разработчик муниципальной программы |
Управление культуры администрации Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики |
|
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Управление культуры администрации Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики |
|
Соисполнители, участники муниципальной программы |
Подведомственные учреждения Управления культуры администрации Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики |
|
Цель муниципальной программы |
Удовлетворение потребностей населения в сфере культуры и искусства, повышение привлекательности и эффективности деятельности муниципальных учреждений культуры |
|
Задачи Программы |
Повышение доступности и качества предоставляемых услуг населению муниципальными учреждениями культуры; создание надлежащих условий, оснащение и совершенствование материально-технической базы муниципальных учреждений; обеспечение эффективного функционирования сферы культуры |
|
Подпрограммы |
Подпрограмма 1. "Сохранение и развитие библиотечного дела". Подпрограмма 2. "Сохранение традиционной народной культуры, развитие досуговой деятельности". Подпрограмма 3. "Ремонт и укрепление материально-технической базы учреждений культуры". Подпрограмма 4. "Финансовое обеспечение условий реализации муниципальной программы". |
|
Мероприятия муниципальной программы |
1. Мероприятия в сфере культуры по библиотечному, библиографическому и информационному обслуживанию населения, в том числе комплектование фондов библиотек, проведение мероприятий, конкурсов, организация работы клубов. 2. Организация и проведение культурно-массовых мероприятий, сохранение нематериального культурного наследия, поддержка и развитие самодеятельного народного творчества. 3. Укрепление и развитие материально-технической базы учреждений культуры для культурно-досугового отдыха населения; Оказание государственной поддержки лучшим сельским учреждениям культуры в рамках федерального проекта "Творческие люди. 4. Создание эффективной системы управления и финансовое обеспечение условий реализации Программы |
|
Сроки реализации муниципальной программы |
2024-2026 годы |
|
Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы с разбивкой по годам и источникам финансирования |
Финансирование муниципальной программы будет осуществляться за счет средств районного бюджета. Общий объем финансирования муниципальной программы составляет 44550,0 тыс. руб. В том числе по годам: 2024 - 14850,0 тыс. руб.; 2025 - 14850,0 тыс. руб.; 2026 - 14850,0 тыс. руб. Объёмы финансирования муниципальной программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей районного бюджета. Бюджетные ассигнования, предусмотренные в плановом периоде 2024-2026 годов, могут быть уточнены при формировании проектов республиканских законов о республиканском бюджете на 2024-2026 годы |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы |
Реализация муниципальной программы позволит достичь следующих результатов: повышения эффективности расходования финансовых средств; повышения развития и совершенствования материально-технической базы учреждений культуры; повышения культурно-досугового уровня жизни населения; создания благоприятные условия для творческой деятельности; увеличения населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, путем увеличения количества и улучшения качества культурно-досуговых мероприятий; увеличения количества новых поступлений в фонды библиотек; увеличению учреждений культуры, находящихся в муниципальной собственности, состояние которых является удовлетворительным; повышение заработной платы работникам учреждений культуры Урупского муниципального района |
1. Общая характеристика, основные проблемы и прогноз развития сферы реализации муниципальной программы
В современном мире культура является важнейшим фактором, обеспечивающим духовное развитие общества и активно влияет на экономический рост, социальную стабильность, национальную безопасность и развитие институтов гражданского общества.
Основные приоритеты государственной политики в сфере реализации муниципальной программы "Развитие культуры Урупского муниципального района на 2024-2026 годы" согласованы с Основами государственной культурной политики, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики", Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р.
Муниципальная программа направлена на реализацию стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и государства, единства российского общества, создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, удовлетворения потребностей в развитии и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности.
Важным фактором социально-экономического развития Урупского муниципального района является стабильное развитие сферы культуры, сохранение культурных и нравственных ценностей, межнациональных культурных связей, укрепление духовного единства общества.
К настоящему времени в Урупском муниципальном районе сложились необходимые социальные и экономические предпосылки для перехода к прорывному развитию сферы культуры, создания комфортных условий для организации досуга жителей Урупского муниципального района, а также саморазвития и раскрытия таланта каждого человека. Реализацию конституционного права жителей "на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям" обеспечивает развитая сеть общедоступных муниципальных учреждений культуры.
На территории Урупского муниципального района расположены учреждения культурно-досугового типа:
районный дом культуры ст. Преградной;
сельский дом культуры с. Курджиново;
сельский дом культуры с. Бескес;
сельский дом культуры п. Пхия;
сельский дом культуры с. Уруп;
сельский дом культуры с. Предгорное;
сельский дом культуры а. Кызыл-Уруп;
библиотеки:
центральная районная библиотека с детским отделом (ст. Преградная);
муниципальная библиотека Медногорского городского поселения с детским отделом;
сельская библиотека N 1 с. Курджиново;
сельская библиотека N 2 с. Бескес;
сельская библиотека N 3 п. Дубки;
сельская библиотека N 4 п. Теплый;
сельская библиотека N 5 п. Псемен;
сельская библиотека N 6 п. Рожкао;
сельская библиотека с. Предгорное;
сельская библиотека п. Пхия;
сельская библиотека с. Уруп;
сельская библиотека а. Кызыл-Уруп.
Среднесписочная численность работников сферы культуры Урупского муниципального района составляет более 30 человек. Специалистов сферы культуры - 23 человека, из них с высшим образованием - 10, со средне-специальным - 12.
Учреждения культуры Урупского муниципального района успешно адаптируются к меняющимся социально-экономическим условиям, внедряют новые формы обслуживания, в том числе в онлайн-формате, постоянно расширяют диапазон предоставляемых населению услуг.
Задача сохранения и развития культурных традиций решается культурно-досуговыми учреждениями путем организации и проведения культурно-массовых мероприятий, сохранения и развития традиционных форм народного искусства, самодеятельного художественного творчества.
Ежегодно на территории Урупского муниципального района учреждениями культуры проводится более 300 культурно-досуговых мероприятий, число их посетителей ежегодно превышает 40 тыс. человек.
В последние годы сформировались основные направления (приоритеты) развития муниципальных библиотек. После продолжительного доминирования информационной составляющей в деятельности общедоступных библиотек в настоящее время больший акцент делается на позиционирование библиотек как культурно-просветительских центров. По разнообразию возможностей для интеллектуального, духовного, культурного развития библиотеки играют лидирующую роль среди учреждений культуры.
Несмотря на доступность информации в сети "Интернет", роль того же библиотекаря как человека, способного сориентировать читателя в огромном мире различных научных, художественных и публицистических произведений, неоценима и может быть еще долго востребована. В то же время уровень востребованности библиотечной системы населением недостаточен. Необходимо расширять объемы библиотечных услуг в электронном виде, в том числе в режиме удаленного доступа.
Общей задачей для всех направлений отрасли "Культура" является укрепление кадрового потенциала. Уровень профессиональных компетенций работников культуры не в полной мере отвечает современным требованиям. В целях укрепления кадрового потенциала отрасли необходима разработка и внедрение усовершенствованной системы социальной поддержки работников культуры, одаренной творческой молодежи.
Необходимо продолжать плановое обновление и модернизацию материально-технической базы учреждений культуры и дополнительного образования, постоянно проводить комплекс противопожарных и антитеррористических мероприятий.
Муниципальная программа разработана в целях комплексного решения проблем сохранения и развития культурного потенциала Урупского муниципального района, предоставления каждому жителю возможности для самореализации и развития таланта.
Муниципальная программа предусматривает систему мероприятий, гарантирующих финансовую поддержку и стабильность работы районных учреждений культуры.
Муниципальная программа ориентирована на последовательное решение проблем отрасли, создание условий для развития и всестороннего участия граждан в культурной жизни, а также на повышение роли культуры в укреплении институтов гражданского общества, формировании социально активной личности; концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях развития отрасли культуры.
Анализ результатов реализации муниципальной политики в сфере культуры в предыдущие годы наряду с позитивными базовыми достижениями позволяет выявить ключевые проблемы в сфере культуры Урупского муниципального района:
неудовлетворительное состояние материально-технической базы сельских учреждений культуры (высокий процент износа музыкальных инструментов, устаревшее звуковое, световое и прочее оборудование);
низкий уровень внедрения и совершенствования современных технологий в отрасли "Культура", в связи, с чем возникает низкая конкурентоспособность учреждений культуры в удовлетворении культурных запросов населения;
низкий уровень социальной защищенности работников отрасли "Культура", сохраняется динамика в процессе старения кадров, дефицит высококвалифицированных кадров в сфере культуры;
проблемы доступности объектов культуры и услуг, предоставляемых учреждениями культуры, для людей с ограниченными возможностями;
отсутствие эффективных механизмов привлечения внебюджетных средств в сферу культуры и недостаточное материально-техническое оснащение учреждений культуры для развития предпринимательской деятельности учреждений культуры;
недостаточный объем финансовой поддержки творческих коллективов.
Многообразие направлений в сфере культуры делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности, а также обусловливает необходимость применения программно-целевых методов для решения стоящих перед отраслью "Культура" задач.
2. Цель, задачи и ожидаемые результаты муниципальной программы
2.1. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы
Приоритетами муниципальной политики в сфере культуры являются:
обеспечение деятельности учреждений культуры Урупского муниципального района;
обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни;
сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности;
реализация творческого и инновационного потенциала личности.
2.2. Цели, задачи, целевые показатели
Целью муниципальной программы является удовлетворение потребностей населения в сфере культуры и искусства, повышение привлекательности и эффективности деятельности муниципальных учреждений культуры.
Достижение поставленной цели муниципальной программы обеспечивается посредством решения взаимосвязанных и взаимодополняющих задач:
2.2.1. сохранение культурного и исторического наследия, расширение доступа населения к культурным ценностям и информации путем организации библиотечного обслуживания населения: пополнение и комплектование фондов; обеспечение жителей района организованным досугом (решение данной задачи будет обеспечено посредством реализации подпрограммы "Сохранение и развитие библиотечного дела");
2.2.2. стимулирование интереса к изучению, сохранению и развитию национальных традиций у населения района путем формирования и удовлетворения культурных запросов и духовных потребностей, развитие инициативы и реализация творческого потенциала населения Урупского муниципального района (решение данной задачи будет обеспечено посредством реализации подпрограммы "Сохранение традиционной народной культуры, развитие досуговой деятельности");
2.2.3. создание оптимальных условий для удовлетворения культурно-досуговых потребностей населения через укрепление материально-технической базы сети учреждений культуры, повышение эффективности их деятельности (решение данной задачи будет обеспечено посредством реализации подпрограммы "Ремонт и укрепление материально-технической базы учреждений культуры");
2.2.4. создание условий для эффективного, ответственного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий, а также повышение эффективности расходов местного бюджета (решение данной задачи будет обеспечено посредством реализации подпрограммы "Финансовое обеспечение условий реализации Программы").
Для достижения цели и решения задач Программы сформированы показатели (индикаторы) по каждой подпрограмме. Система целевых показателей (индикаторов) Программы приведена в приложении 1. Данная система сформирована с учетом требований постановления администрации Урупского муниципального района от 11.11.2013 N 400 "Об утверждении Порядка разработки, реализации оценки эффективности муниципальных программ Урупского муниципального района и методических указаний по разработке и реализации муниципальных программ Урупского муниципального района" и обеспечивает возможность проверки и подтверждения достижения установленных плановых значений рассматриваемых показателей (индикаторов).
Реализация муниципальной программы к 2026 году позволит повысить эффективность деятельности муниципальных учреждений культуры, создать условия, обеспечивающие доступность культурных благ, расширение культурного предложения и реализацию творческого потенциала населения. Основными ожидаемыми результатами реализации муниципальной программы являются:
увеличения количества новых поступлений в фонды библиотек;
создания благоприятные условия для творческой деятельности;
повышения культурно-досугового уровня жизни населения;
увеличения населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, путем увеличения количества и улучшения качества культурно-досуговых мероприятий;
повышения развития и совершенствования материально-технической базы учреждений культуры;
увеличению учреждений культуры, состояние которых является удовлетворительным;
повышения эффективности расходования финансовых средств;
повышение заработной платы работникам учреждений культуры Урупского муниципального района.
В ходе реализации мероприятий муниципальной программы, предусматривается осуществлять закупки товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04. 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Сроки реализации муниципальной программы
Программа реализуется в период с 2024 по 2026 годы, этапы реализации Программы не выделяются.
4. Сведения о Подпрограммах муниципальной программы
4.1. Подпрограмма 1 "Сохранение и развитие библиотечного дела" (далее - Подпрограмма 1)
4.1.1. Паспорт Подпрограммы 1
Наименование Подпрограммы 1 |
"Сохранение и развитие библиотечного дела" |
Ответственный исполнитель Подпрограммы 1 |
Управление культуры администрации Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики |
Участники Подпрограммы 1 |
Центральная районная библиотека |
Цель Подпрограммы 1 |
Повышение обеспеченности населения Урупского муниципального района услугами библиотек и приобщение населения района к чтению |
Задачи Подпрограммы 1 |
Увеличение объема и состава фондов общедоступных библиотек Урупского муниципального района; повышение привлекательности библиотек для жителей Урупского муниципального района; повышение доступности библиотечных услуг |
Мероприятия Подпрограммы 1 |
Мероприятия в сфере культуры по библиотечному, библиографическому и информационному обслуживанию населения, в том числе комплектование фондов библиотек, проведение мероприятий, конкурсов, организация работы клубов |
Сроки реализации Подпрограммы 1 |
2024-2026 годы |
Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы 1 с разбивкой по годам и источникам финансирования |
Объем ассигнований из бюджета района на реализацию Подпрограммы 1 составляет 150,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2024 - 50,0 тыс. руб. 2025 - 50,0 тыс. руб. 2026 - 50,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы 1 |
Развитие библиотечного дела и популяризация чтения; улучшение качества библиотечно-информационного обслуживания населения района; прирост объема фондов библиотек; увеличение книговыдачи и посещений |
4.1.2. Цель, задачи и ожидаемые результаты Подпрограммы 1
Сфера библиотечного обслуживания Урупского муниципального района характеризуется следующими показателями:
обновление библиотечных фондов за последние пять лет (количество книг на тысячу жителей) составило 154 документа и совокупный библиотечный фонд - 8,2 документа в расчете на одного жителя (при рекомендованном нормативе 4,6 документа);
число посещений библиотек увеличилось с 2019 по 2023 год на 21%, а книговыдача - на 2%;
количество пользователей услугами библиотек увеличилось на 1%.
Состояние зданий и помещений многих сельских библиотек оставляет желать лучшего. Современные комфортные условия отсутствуют в 60% библиотек Урупского муниципального района. В ряде муниципальных библиотек не соблюдается температурный режим, отсутствуют элементарные удобства (посадочные места, туалет). Библиотеки не могут предоставить читателям доступ к сети "Интернет". Отсутствует развитая инфраструктура предоставления библиотеками сопутствующих услуг (общественное питание, игровые зоны и пр.).
В годы хронического недофинансирования сферы культуры району в целом удалось сохранить кадровый потенциал библиотек во многом за счет преданности работников своему делу. В результате произошло сильное старение кадров, возникли сложности с внедрением в деятельность библиотек новых, технологий работы, ориентированных на читателей.
Анализ сложившейся в сфере библиотечного обслуживания ситуации в Урупском муниципальном районе позволил выявить следующие проблемы:
уровень фактической обеспеченности библиотеками составил в 2023 году 100%;
охват библиотечным обслуживанием населения увеличился с 26% в 2019 году на 29,4% в 2023 году, не смотря на то, что в режиме неполного рабочего дня с 2016 года функционируют 10 сельских библиотек (83,3%).
Книговыдача в 2023 году увеличилась на 2% благодаря предоставлению субсидий на комплектование книжных фондов муниципальных библиотек из федерального, регионального и районного бюджетов. Так, в 2022 году размер субсидии составил 100,4 тыс. руб. на детские отделы библиотек (приобретено 299 экземпляров книг), в 2023 году было выделено 110,4 тыс. руб. (приобретено 291 экземпляров книг).
Библиотеки продолжают выступать основным проводником государственной культурной политики в рассматриваемой сфере, задача популяризации чтения имеет самостоятельное значение, выходящее за рамки отраслевых вопросов библиотечного обслуживания.
Популяризации чтения в Урупском муниципальном районе уделяется значительное внимание. Регулярно библиотеками проводятся библиотечные мероприятия (проекты), направленные на поддержание и углубление интереса к чтению - с привлечением писателей и волонтеров, использованием интерактивных методов работы, книжных выставок. Мероприятия проводятся на высоком профессиональном уровне, востребованы жителями района и получают их позитивную оценку. Вместе с тем подобной работе недостает системности и масштабности.
В целом реализация эффективной государственной культурной политики в области библиотечного обслуживания и популяризации чтения осложняется низкой заинтересованностью органов местного самоуправления, в ведении которых находятся 100% библиотек.
Деятельность органов местного самоуправления в указанной области ограничивается лишь обеспеченностью населения библиотеками. В результате сельские библиотеки не закрываются, но библиотекари работают на 0,5 ставки, качество и доступность библиотечных услуг, оставаясь вне поля зрения оценки, снижаются.
Основными приоритетами муниципальной политики в сфере реализации Подпрограммы являются:
сохранение сложившейся сети библиотек, создание условий для их развития, освоения ими новых технологий культурной деятельности;
усиление роли библиотек в деле культурного просвещения и воспитания;
модернизация материально-технической базы муниципальных библиотек и пополнение фондов современной литературой в достаточном количестве;
популяризация и совершенствование инфраструктуры чтения.
На основе анализа ситуации в сфере культуры с учетом указанных приоритетов, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", основной целью Подпрограммы является повышение обеспеченности населения Урупского муниципального района услугами библиотек и приобщение населения района к чтению.
Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих задач:
увеличения объема и состава фондов общедоступных библиотек Урупского муниципального района;
повышения привлекательности библиотек для жителей Урупского муниципального района;
повышения доступности библиотечных услуг.
Реализация Подпрограммы 1 позволит обеспечить к 2026 году достижение следующих основных показателей:
количество посещений общедоступных библиотек возрастет на 33%;
количество выданных документов вырастет на 2%;
количество читателей увеличится на 1%;
сохранится тенденция обновления библиотечных фондов, будет обеспечен прирост обновленного библиотечного фонда до 155 единиц на тысячу жителей;
улучшение качества библиотечно-информационного обслуживания населения района путем доступности Интернет-ресурсов.
Информация о показателях (индикаторах), характеризующих реализацию подпрограммы, и их плановых значениях представлены в приложении 1.
4.1.3. Основные мероприятия Подпрограммы 1
К основным мероприятиям Подпрограммы 1 относятся:
библиотечное и информационное обслуживание населения и методическое обеспечение муниципальных библиотек;
комплектование книжных фондов;
проведение мероприятий, конкурсов, организация работы клубов.
В рамках основного мероприятия "библиотечное и информационное обслуживание населения и методическое обеспечение муниципальных библиотек" предусмотрено оказание услуг, модернизация библиотечного обслуживания, разработка методических материалов для муниципальных библиотек, организация семинаров для работников муниципальных библиотек.
В рамках основного мероприятия "комплектование книжных фондов" предусмотрено пополнение книжных фондов, предоставление субсидий на комплектование книжных фондов муниципальных библиотек из федерального и регионального бюджетов. Выполнение основного мероприятия позволит улучшить ситуацию с обеспеченностью библиотек книжными фондами.
В рамках основного мероприятия "проведение мероприятий, конкурсов, организация работы клубов" предусматривается:
реализация библиотечных проектов, направленных на сохранение и расширение круга читателей;
организация работы клубов "Экология.Книга.Мы", "Любо", "Почемучка" и др.;
реализация мероприятий, поощряющих безвозмездную передачу книг населения в муниципальные библиотеки. Мероприятие имеет многоцелевое значение - вовлечение жителей района в развитие библиотек, пополнение библиотечных фондов.
4.2. Подпрограмма 2 "Сохранение традиционной народной культуры, развитие досуговой деятельности" (далее - Подпрограмма 2)
4.2.1. Паспорт Подпрограммы 2
Наименование Подпрограммы 2 |
"Сохранение традиционной народной культуры, развитие досуговой деятельности" |
Ответственный исполнитель Подпрограммы 2 |
Управление культуры администрации Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики |
Участники Подпрограммы 2 |
Районный дом культуры |
Цель Подпрограммы 2 |
Стимулирование народного творчества и повышение доступности культурно-досуговых услуг для жителей Урупского муниципального района |
Задачи Подпрограммы 2 |
Создание условий для развития народного художественного творчества и услуг культурно-досуговых учреждений; повышение уровня исполнительского мастерства коллективов любительского творчества через участие в фестивалях, конкурсах |
Мероприятия Подпрограммы 2 |
Организация и проведение культурно-массовых мероприятий, сохранение нематериального культурного наследия, поддержка и развитие самодеятельного народного творчества |
Сроки реализации Подпрограммы 2 |
2024-2026 годы |
Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы 2 с разбивкой по годам и источникам финансирования |
Объем ассигнований из бюджета района на реализацию Подпрограммы 2 составляет 300,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2024 - 100,0 тыс. руб. 2025 - 100,0 тыс. руб. 2026 - 100,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы 2 |
Увеличение количества культурно-массовых мероприятий и рост их посещаемости, сохранение клубных формирований и увеличение их численности |
4.2.2. Цели, задачи, целевые показатели Подпрограммы 2
Основным организатором досуговой деятельности населения выступает районный дом культуры.
Сфера реализации Подпрограммы 2 охватывает следующие области культурной жизни:
деятельность культурно-досуговых учреждений (клубы по интересам, коллективы самодеятельного народного творчества);
участие самодеятельных коллективов в различных фестивалях, культурно-массовых мероприятиях и иных событийных мероприятий в регионе и за его пределами.
За последние годы в сфере реализации Подпрограммы 2 произошли следующие позитивные изменения:
число мероприятий, проведенных на территории Урупского муниципального района, возросло на 15,9% с 2021 по 2023 годы;
удалось сохранить звание "народный" трем творческим коллективам;
ежегодно около 44 000 тысяч человек посещают культурно-массовые мероприятия, которые проводятся на территории района и в течение последних трех лет эта цифра остается стабильной;
к концу 2023 года в Урупском муниципальном районе действовало 39 клубных формирований самодеятельного народного творчества и клубов по интересам, которые охватывали своей деятельностью около 600 человек.
Потенциал культурно-досуговых учреждений сдерживается неудовлетворительным состоянием зданий и помещений (4 СДК), изношенностью инвентаря, неполной занятостью и недостаточным профессионализмом работников, дефицитом материально-технических возможностей для участия в региональных смотрах, конкурсах, фестивалях. В перспективе это может привести к снижению привлекательности культурно-досуговых учреждений для жителей Урупского муниципального района и как следствие к их замещению стихийными формами досуга. Перечисленные проблемы проявляются на фоне невысокой заинтересованности органов местного самоуправления в развитии сферы культуры.
Позитивные сдвиги, произошедшие за последние годы, стали результатом, прежде всего существенных финансовых вливаний из федерального бюджета, за счет которого проводится реконструкция культурно-досуговых учреждений, модернизация оборудования. Органами местного самоуправления ежегодно выделялись средства на проведение культурно-массовых мероприятий, но приобретение сценических костюмов, музыкальных инструментов для творческих коллективов, звукового и светового оборудования учреждениям культуры, остается нерешаемой проблемой.
Основными приоритетами муниципальной политики в сфере реализации Подпрограммы 2 являются:
сохранение сложившейся сети культурно-досуговых учреждений, создание условий для их развития, освоения ими новых технологий культурной деятельности;
создание условий для развития творческой самодеятельности граждан, поддержка общественных инициатив в этой сфере;
модернизация материально-технической базы сферы культуры.
На основе анализа ситуации в сфере культуры с учетом указанных приоритетов, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", основной целью Подпрограммы 2 является стимулирование народного творчества и повышение доступности культурно-досуговых услуг для жителей Урупского муниципального района.
Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих задач:
создание условий для развития народного художественного творчества и услуг культурно-досуговых учреждений;
повышения привлекательности культурно-досуговых учреждений для жителей Урупского муниципального района, развития их творческого потенциала;
повышение уровня исполнительского мастерства коллективов любительского творчества через участие в фестивалях, конкурсах.
Реализация Подпрограммы 2 позволит обеспечить к 2026 году достижение следующих основных результатов:
увеличение количества культурно-массовых мероприятий на 0,05%;
рост посещаемости культурно-досуговых мероприятий на 33,1%;
сохранение клубных формирований;
увеличение численности участников клубных формирований на 0,04% за период 2024-2026 годы.
Информация о показателях (индикаторах), характеризующих реализацию Подпрограммы 2, и их плановых значениях представлена в приложении 1.
4.2.3. Характеристика основных мероприятий Подпрограммы 2
К основным мероприятиям Подпрограммы 2 относятся:
организация и проведение культурно-массовых мероприятий;
сохранение нематериального культурного наследия, поддержка и развитие самодеятельного народного творчества.
Основное мероприятие "организация и проведение культурно-массовых мероприятий" включает:
организацию проведения культурно-массовых мероприятий на территории Урупского муниципального района, посвященных государственным, республиканским, районным праздникам, памятным юбилейным датам, социальной проблематике.
Основное мероприятие "сохранение нематериального культурного наследия, поддержка и развитие самодеятельного народного творчества" включает:
оказание услуг культурно-досуговыми учреждениями в плане сохранения и развитие деятельности самодеятельных коллективов народного творчества;
участие самодеятельных коллективов в фестивалях, конкурсах.
4.3. Подпрограмма 3 "Ремонт и укрепление материально-технической базы учреждений культуры" (далее - Подпрограмма 3)
4.3.1. Паспорт Подпрограммы 3
Наименование Подпрограммы 3 |
"Ремонт и укрепление материально-технической базы учреждений культуры" |
Ответственный исполнитель Подпрограммы 3 |
Управление культуры администрации Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики |
Участники Подпрограммы 3 |
Культурно-досуговые учреждения района |
Цель Подпрограммы 3 |
Создание оптимальных условий для удовлетворения культурно-досуговых потребностей населения |
Задачи Подпрограммы 3 |
Ремонт учреждений культуры; обновление специального оборудования учреждений культуры; создание безопасных и благоприятных условий нахождения граждан в учреждениях культуры Урупского муниципального района |
Мероприятия Подпрограммы 3 |
Укрепление и развитие материально-технической базы учреждений культуры для культурно-досугового отдыха населения. Оказание государственной поддержки лучшим сельским учреждениям культуры в рамках федерального проекта "Творческие люди". |
Сроки реализации Подпрограммы 3 |
2024-2026 годы |
Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы 3 с разбивкой по годам и источникам финансирования |
Объем ассигнований из бюджета района на реализацию Подпрограммы 3 составляет 0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2024 - 0 тыс. руб. 2025 - 0 тыс. руб. 2026 - 0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы 3 |
Доведение доли учреждений культуры, находящихся в муниципальной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве учреждений культуры, находящихся в муниципальной собственности до 100% |
4.3.2. Цели, задачи, целевые показатели Подпрограммы 3
Целью Подпрограммы 3 является создание условий для сохранения и развития культурного потенциала сельских территорий, творческой самореализации и удовлетворения культурных потребностей сельского населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
повышение уровня комфортности и безопасности пребывания посетителей в сельских учреждениях культуры;
обеспечение равных возможностей доступа к культурным ценностям и участие сельского населения в культурно-досуговой деятельности.
Ожидаемые результаты Подпрограммы 3:
доля учреждений культурно-досугового типа, находящаяся в удовлетворительном состоянии, достигнет 100% к 2026 году;
в ряде учреждений культурно-досугового типа за период с 2024 по 2026 годы будет произведен капитальный ремонт.
Информация о показателях (индикаторах), характеризующих реализацию Подпрограммы 3, и их плановых значениях представлена в приложении 1.
4.3.3. Характеристика основных мероприятий Подпрограммы 3
К основному мероприятию Подпрограммы 3 относится укрепление и развитие материально-технической базы учреждений культуры для культурно-досугового
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.