Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Совета министров Республики Крым
от 15 декабря 2020 года N 790
(в редакции постановления
Совета министров Республики Крым
от 29 декабря 2023 года N 985)
Государственная программа Республики Крым "Доступная среда"
1. Оценка текущего состояния сферы реализации Государственной программы Республики Крым "Доступная среда" (далее - Государственная программа)
Решение вопросов социальной защиты инвалидов является приоритетным направлением деятельности Правительства Республики Крым, направленным на создание для них комфортной среды и благоприятных условий, способствующих полноценной и достойной жизни в обществе.
Генеральная Ассамблея ООН Резолюцией 61/106 13 декабря 2006 года приняла Конвенцию о правах инвалидов (далее - Конвенция), которая подписана Российской Федерацией в 2008 году и ратифицирована в 2012 году.
Конвенция устанавливает, что государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими гражданами к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения как в городских, так и в сельских поселениях. Эти меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:
- на здания, дороги, транспорт, а также школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;
- на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что органы государственной власти обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугороднем сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Таким образом, основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является обеспечение на территории субъектов Российской Федерации реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, доступность реабилитации и абилитации для инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Вместе с тем Конвенция устанавливает, что государства-участники принимают эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полностью вовлечь их во все аспекты жизни. С этой целью государства-участники организуют, укрепляют и расширяют комплексные абилитационные и реабилитационные услуги и программы, особенно в сфере здравоохранения, занятости, образования и социального обслуживания.
Следовательно, еще одним из основных требований к государственной политике субъектов Российской Федерации является обеспечение на территории субъектов Российской Федерации реализации мероприятий, направленных на осуществление системы реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также устранение существующих препятствий и барьеров для интеграции инвалидов в общество.
Формирование доступной для инвалидов и маломобильных групп населения среды жизнедеятельности и системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Крым.
Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного числа лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности.
В Республике Крым в рамках реализации мероприятий Государственной программы в период с 2014 по 2022 год с учетом потребностей инвалидов обеспечена адаптация 185 объектов в следующих сферах:
- социальная защита - 34 объекта;
- занятость - 11 объектов;
- здравоохранение - 66 объектов;
- образование - 41 объект;
- культура - 13 объектов;
- физическая культура и спорт - 12 объектов;
- транспорт - 8 объектов.
В 2023 году завершается адаптация 20 объектов в следующих сферах:
- здравоохранение - 7 объектов;
- социальная защита - 3 объекта;
- занятость - 1;
- транспорт - 6 объектов;
- культура - 1 объект;
- образование - 2 объекта.
В рамках формирования в Республике Крым системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с 2019 года реализуются мероприятия, направленные на укрепление материально-технической базы организаций, предоставляющих услуги по комплексной реабилитации (социально-реабилитационных центров и отделений для инвалидов и детей-инвалидов, входящих в структуру центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, образовательных учреждений), а также повышение квалификации специалистов, непосредственно предоставляющих гражданам реабилитационные услуги.
В период с 2019 по 2023 годы приобретено реабилитационное оборудование для нужд 29 учреждений, отнесенных к ведению Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым и Министерства спорта Республики Крым, осуществлено повышение квалификации 682 специалистов, непосредственно предоставляющих реабилитационные услуги инвалидам и детям-инвалидам, на общую сумму 82,39 млн. руб., что позволило обеспечить внедрение вышеуказанными учреждениями более эффективных практик и методик работы с инвалидами и детьми-инвалидами, в том числе с особенностями психического развития (в 2023 году за счет средств бюджета Республики Крым в сумме 1,73 млн. руб. приобретено реабилитационное оборудование и осуществлено повышение квалификации 76 специалистов).
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы определены исходя из Конвенции, Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года), стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, утвержденной Законом Республики Крым от 09 января 2017 года N 352-ЗРК/2017 (далее - Стратегия).
В соответствии со Стратегией основными приоритетами в сфере реализации Государственной программы являются:
- формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи, сопровождаемого проживания, профессионального развития и занятости инвалидов в Республике Крым;
- создание условий для предоставления лицам с ограниченными возможностями здоровья равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях и их интеграции в общество;
- создание доступной среды для маломобильных групп населения. Комплексная адаптация объектов социальной защиты населения, здравоохранения, образования, транспорта, культуры, физкультуры и спорта, пляжей и жилых помещений для приема маломобильных групп населения;
- создание условий для лиц с ограниченными физическими возможностями для регулярных занятий адаптивной физической культурой.
Целью Государственной программы является формирование безбарьерной среды в Республике Крым посредством повышения доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов до 79,95 процента к 2026 году.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Мероприятия Государственной программы направлены на решение отдельных целей, определенных Указом о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года.
Структурные элементы Государственной программы с учетом задач, характеризующих структурные элементы, соотнесены с государственной программой Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 363.
4. Задачи государственного управления в сфере социальной защиты инвалидов, способы их эффективного решения
Для достижения поставленной цели Государственной программы предусматривается решение следующих задач:
- обеспечение доступности для инвалидов приоритетных объектов и услуг в различных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения Республики Крым;
- повышение уровня доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения;
- повышение качества предоставляемых инвалидам и детям-инвалидам социально-реабилитационных услуг.
Порядок предоставления и распределения субсидии из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на реализацию мероприятий в сфере обеспечения условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Республике Крым в рамках реализации Государственной программы приведен в приложении к Государственной программе.
Приложение
к Государственной программе
Республики Крым "Доступная среда"
Порядок предоставления и распределения субсидии из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на реализацию мероприятий в сфере обеспечения условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Республике Крым в рамках реализации Государственной программы Республики Крым "Доступная среда"
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяет порядок, цели, механизм и условия предоставления и распределения субсидии из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на реализацию мероприятий в сфере обеспечения условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Республике Крым в рамках Государственной программы Республики Крым "Доступная среда", утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 15 декабря 2020 года N 790 (далее - Субсидия, Государственная программа соответственно).
2. Целью предоставления Субсидии является софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Республики Крым, связанных с финансовым обеспечением расходов, связанных с приобретением оборудования и предметов долгосрочного использования для обеспечения условий доступности приоритетных объектов и услуг в сфере образования для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения Республики Крым, в рамках Государственной программы.
3. Главным распорядителем бюджетных средств Республики Крым является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым (далее - Главный распорядитель).
4. Получателями Субсидии являются муниципальные образования Республики Крым (далее - Получатели).
5. Распределение Субсидии местным бюджетам из бюджета Республики Крым между Получателями (за исключением Субсидий, распределяемых на конкурсной основе) утверждается законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и на плановый период.
В случаях, предусмотренных частью 2-1 статьи 8 Закона Республики Крым от 28 ноября 2014 года N 16-ЗРК/2014 "О межбюджетных отношениях в Республике Крым", правовыми актами Совета министров Республики Крым, без внесения изменений в закон Республики Крым о бюджете Республики Крым на текущий финансовый год и на плановый период могут быть внесены изменения в распределение объемов Субсидии между Получателями.
Распределение Субсидии из бюджета Республики Крым между Получателями на конкурсной основе утверждается законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и на плановый период и (или) принятыми в соответствии с ним правовыми актами Совета министров Республики Крым.
Уровень софинансирования расходного обязательства Получателя из бюджета Республики Крым за счет средств Субсидии устанавливается в размере 90% для Получателей, не являющихся получателями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета Республики Крым, и 95% для Получателей, являющихся получателями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета Республики Крым.
6. Субсидии предоставляются Получателям в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке Главному распорядителю на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка.
7. Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели.
8. Условиями предоставления Субсидии являются:
1) наличие письменного обязательства Получателя по соблюдению целевых назначений расходования Субсидии, установленных соглашением о предоставлении Субсидии из бюджета Республики Крым бюджету Получателя, заключенным между Главным распорядителем и Получателем (далее - Соглашение);
2) заключение Соглашения в соответствии с пунктами 8 и 9 Правил формирования, предоставления обязательств и распределения субсидий из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым, утвержденных постановлением Совета министров Республики Крым от 25 июля 2017 года N 372 "Об общих требованиях при формировании, предоставлении и распределении субсидий из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым", предусматривающего обязательства Получателя по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных Соглашением обязательств;
3) наличие письменного обязательства Получателя по достижению результатов использования Субсидии, установленных Соглашением;
4) наличие порядка расчета объема средств, подлежащих возврату из бюджета Получателя в бюджет Республики Крым при нарушении Получателем обязательств, указанных в Соглашении, в соответствии с пунктом 19 настоящего Порядка.
9. Критериями отбора Получателей для предоставления Субсидии являются:
- наличие заявки Получателя на получение Субсидии в адрес Главного распорядителя с обоснованием необходимости создания специальных условий в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам), отнесенных к ведению Получателя, для получения детьми-инвалидами качественного образования;
- наличие подтвержденной потребности в создании специальных условий в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам), отнесенных к ведению Получателя, для получения детьми-инвалидами качественного образования.
10. Методика распределения Субсидии:
10.1. Распределение средств Субсидии между Получателями осуществляется Главным распорядителем по результатам рассмотрения заявок на получение Субсидии рабочей группой по рассмотрению заявок на получение Субсидии и принятию решений о предоставлении Субсидии (далее - рабочая группа), состав и порядок работы которой утверждается Главным распорядителем;
10.2. Главный распорядитель регистрирует заявки на получение Субсидии в порядке их поступления в день их предоставления Получателем Главному распорядителю;
10.3. Заседание рабочей группы проводится в течение 10 рабочих дней с даты регистрации заявки на получение Субсидии.
Решение рабочей группы оформляется протоколом заседания рабочей группы, который подписывают все члены рабочей группы, присутствующие на заседании рабочей группы;
10.4. Главный распорядитель в течение 2 рабочих дней с даты заседания рабочей группы с учетом решения рабочей группы, указанного в протоколе заседания рабочей группы, принимает решение о предоставлении Субсидии, которое утверждается приказом Главного распорядителя, либо об отказе в предоставлении Субсидии и уведомляет Получателя о принятом решении сопроводительным письмом;
10.5. Решение об отказе в предоставлении Субсидии принимается Главным распорядителем в случае:
- отсутствия лимитов бюджетных обязательств на предоставление Субсидии;
- предоставления Получателем недостоверной информации;
- несоответствия Получателя критериям отбора Получателей, указанным в пункте 9 настоящего Порядка.
11. Соглашение заключается в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Республики Крым.
12. В случае принятия в соответствии с законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и на плановый период Главным распорядителем решения о передаче Управлению Федерального казначейства по Республике Крым полномочий получателя бюджетных средств по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Республики Крым местному бюджету в форме Субсидии в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, в целях финансового обеспечения (софинансирования) которых предоставляются Субсидии, Соглашение должно содержать следующие положения:
- условие о перечислении Субсидии из бюджета Республики Крым местному бюджету в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя средств местного бюджета, соответствующих целям предоставления Субсидии;
- условие об осуществлении Управлением Федерального казначейства по Республике Крым от имени Главного распорядителя операций по перечислению Субсидии из бюджета Республики Крым местным бюджетам в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя средств местного бюджета, соответствующих целям предоставления Субсидии.
13. Внесение в Соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений результатов использования Субсидии, а также продление сроков реализации предусмотренных Соглашением мероприятий не допускается в течение всего периода действия Соглашения, за исключением случаев:
1) сокращения размера Субсидии;
2) изменения значений целевых показателей (индикаторов) Государственной программы.
14. Заключение Соглашения или внесение в заключенное Соглашение изменений, предусматривающих превышение уровня софинансирования расходного обязательства Получателя из бюджета Республики Крым над предельным уровнем софинансирования расходного обязательства муниципального образования Республики Крым из бюджета Республики Крым, утвержденным Советом министров Республики Крым, не допускаются.
В случае внесения в закон Республики Крым о бюджете Республики Крым на текущий финансовый год и на плановый период и (или) правовой акт Совета министров Республики Крым изменений, предусматривающих уточнение в соответствующем финансовом году объемов бюджетных ассигнований на предоставление Субсидии, в Соглашение вносятся соответствующие изменения.
15. Результатом использования Субсидии является количество учреждений образования, которыми приобретено оборудование и предметы долгосрочного использования в рамках адаптации объектов и повышения доступности услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения.
16. Оценка эффективности использования Субсидии осуществляется Главным распорядителем по итогам финансового года путем сравнения значений результатов использования Субсидии, установленных Соглашением, и фактически достигнутых значений результатов использования Субсидии Получателем.
17. Получатели несут ответственность за целевое, эффективное и своевременное использование Субсидии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
18. В случае нарушения Получателем целей, установленных при предоставлении Субсидии, к ним применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
19. В случае если Получателем по состоянию на 31 декабря года, в котором предоставляются Субсидии, допущены нарушения обязательств, в части значений результатов использования Субсидии, предусмотренных Соглашением, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования Субсидии в соответствии с Соглашением в году, следующем за годом предоставления Субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащих возврату из бюджета Получателя в бюджет Республики Крым в срок до 1 июня года, следующего за годом, в котором предоставляются Субсидии (V возврата ), рассчитывается по формуле:
Vвозврата = (Vсубсидии x k x m / n) x 0,1,
где:
V субсидии - размер Субсидии, предоставленной бюджету Получателя в отчетном финансовом году.
При расчете объема средств, подлежащих возврату из бюджета Получателя в бюджет Республики Крым, в размере Субсидии, предоставленной бюджету Получателя (V субсидии ), не учитывается размер остатка Субсидии, не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года, потребность в котором не подтверждена главным администратором доходов бюджета Республики Крым, осуществляющим администрирование доходов бюджета Республики Крым от возврата остатков Субсидий (далее - главный администратор доходов бюджета Республики Крым);
m - количество результатов использования Субсидии, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования Субсидии, имеет положительное значение;
п - общее количество результатов использования Субсидии;
k - коэффициент возврата Субсидии;
0,1- понижающий коэффициент суммы возврата Субсидии.
20. Коэффициент возврата Субсидии рассчитывается по формуле:
k = SUM Di / m,
где:
Di - индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования Субсидии.
При расчете коэффициента возврата Субсидии используются только положительные значения индекса, отражающего уровень недостижения i-го результата использования Субсидии.
21. Индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования Субсидии, определяется:
1) для результатов использования Субсидии, по которым большее значение фактически достигнутого значения отражает большую эффективность использования Субсидии, по следующей формуле:
Di = 1 - Ti / Si,
где:
Ti - фактически достигнутое значение i-го результата использования Субсидии на отчетную дату;
Si - плановое значение i-го результата использования Субсидии, установленное Соглашением;
2) для результатов использования Субсидии, по которым большее значение фактически достигнутого значения отражает меньшую эффективность использования Субсидии, по следующей формуле:
Di = 1 - Si / Ti.
22. Основанием для освобождения Получателей от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 19 настоящего Порядка, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств.
Возврат и последующее использование средств, перечисленных из бюджетов Получателей в бюджет Республики Крым в соответствии с пунктом 19 настоящего Порядка, осуществляются по предложению соответствующего главного администратора доходов бюджета Республики Крым в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
23. В случае нарушения Получателем требований настоящего Порядка (в том числе в случае нецелевого использования средств бюджета Республики Крым) перечисленная Субсидия (часть Субсидии) подлежит возврату в бюджет Республики Крым.
Требование о возврате Субсидии в бюджет Республики Крым (далее - требование) направляется Главным распорядителем Получателю в двадцатидневный срок с даты установления нарушения.
Возврат Субсидии производится Получателем в течение двадцати рабочих дней с даты получения требования по реквизитам и коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в требовании.
В случае непоступления в бюджет Республики Крым средств Субсидии в течение установленного срока Главный распорядитель в трехмесячный срок с даты истечения срока для возврата средств Субсидии принимает меры по взысканию указанных средств в судебном порядке.
24. Бюджетный (бухгалтерский) учет поступления и расходования бюджетных средств ведется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
25. Проверки соблюдения Получателями условий, целей и порядка предоставления Субсидий осуществляются органами внешнего и внутреннего контроля.
26. Главный распорядитель обеспечивает соблюдение Получателями условий, целей и порядка предоставления Субсидии.
27. Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Совета министров Республики Крым от 29 декабря 2023 г. N 985 "О внесении изменений в постановление Совета министров... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.