Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Калмыкия
от 22 декабря 2023 г. N 407
"Утверждена
постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 12 ноября 2018 г. N 344
Государственная программа
Республики Калмыкия "Доступная среда"
Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Республики Калмыкия "Доступная среда"
1. Оценка текущего состояния сферы социальной защиты инвалидов в Республике Калмыкия
Государственная программа Республики Калмыкия "Доступная среда" (далее - государственная программа) разработана в соответствии с Положением о системе управления государственными программами Республики Калмыкия" утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 25 сентября 2023 г. N 317 "О системе управления государственными программами Республики Калмыкия".
Основные направления сферы реализации государственной программы определены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и государственной программой Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда".
В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года (далее - Конвенция), что явилось показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.
Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.
Согласно Конвенции, государства-участники должны принимать надлежащие меры по обеспечению инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению.
По состоянию на 1 января 2023 года численность граждан, имеющих инвалидность, в Республике Калмыкия составила 21,4 тыс. человек или 7,9% от общей численности населения республики (270,0 тыс. человек), из них граждан трудоспособного возраста - 10,6 тыс. человек, граждане старше 60 лет - 9,1 тыс. человек и дети-инвалиды - 1,6 тыс. человек.
Наряду с этим в республике проживают пенсионеры, граждане, страдающие хроническими заболеваниями, проходящие реабилитацию после травм, беременные женщины и родители с колясками, которые относятся к категории "маломобильные группы населения".
Представители всех этих групп испытывают потребность в социальном и медицинском обслуживании, нуждаются в специально оборудованных объектах, транспорте и маршрутах движения, что ставит решение проблемы доступности объектов и услуг в ряд актуальных задач для региональных органов власти.
В соответствии с Указом Главы Республики Калмыкия от 11 сентября 2009 г. N 179 "О Совете по делам инвалидов при Главе Республики Калмыкия" создан Совет по делам инвалидов при Главе Республики Калмыкия, координирующий деятельность органов власти Республики Калмыкия, учреждений и организаций, в том числе общественных организаций инвалидов, по вопросам реализации законодательства в сфере реабилитации и интеграции инвалидов, создания для них доступной среды жизнедеятельности.
С целью обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг в наиболее значимых для них сферах жизнедеятельности в Республике Калмыкия ведется планомерная комплексная работа по улучшению положения инвалидов с привлечением различных ведомств и организаций, при этом возникает ряд проблемных вопросов, основными из которых являются:
несоответствие требованиям доступности большей части объектов культуры, физической культуры и спорта, жилых зданий (индивидуально-определенных зданий), относящихся к муниципальной собственности, сферы услуг и потребительского рынка, пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры;
отсутствие внутриведомственных нормативных актов, регулирующих сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения на объектах социальной и транспортной инфраструктур;
отсутствие количественного и качественного текущего учета степени доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Кроме того, одним из факторов, затрудняющих доступность оказания услуг гражданам с инвалидностью, является отсутствие действенных правовых и организационных механизмов сопровождения инвалидов, в том детей-инвалидов, и их семей при получении этих услуг, что влечет за собой ограничение среды их жизнедеятельности и социальную изолированность.
При этом особенно уязвимыми категориями по ряду причин являются семьи, воспитывающие детей с инвалидностью, в том числе:
низкая социальная активность (закрытость) родителей, воспитывающих детей с инвалидностью;
дефицит эффективных профилактических услуг, технологий и методов помощи семьям, воспитывающим детей с инвалидностью, ресурсов для качественной реабилитационной работы с семьей по месту жительства;
разрозненность и межведомственная несогласованность действий региональных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений, участвующих в обеспечении развития и поддержки детей с инвалидностью.
Одним из важнейших направлений Конвенции является достижение максимально возможной независимости граждан с инвалидностью, для чего необходимо формирование комплексных реабилитационных и абилитационных услуг с участием в этом процессе многих специализированных учреждений и структур.
Комплексная реабилитация и абилитация инвалидов, в том числе детей-инвалидов, должна решать вопросы медицинского, социального характера, образования и трудоустройства, а также учитывать, что инвалиды представляют собой неоднородную группу лиц и потребности их различны.
В республике сформирована сеть организаций, реализующих реабилитационные и абилитационные мероприятия и услуги по различным направлениям реабилитации и абилитации инвалидов.
В целях определения степени сформированности региональной комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, органами исполнительной власти Республики Калмыкия в соответствии с постановлением Правительства Республики Калмыкия от 6 декабря 2018 г. N 370 "О Порядке организации проведения оценки региональной системы реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Республике Калмыкия" проведена ее оценка по состоянию на 1 января 2023 года.
Итоговый результат проведенной оценки, равный 7,7 из 13 баллов, а также задачи по формированию системы ранней помощи и по сопровождаемому проживанию, повышению эффективности исполнения индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида) показали необходимость развития и совершенствования региональной системы реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
При проведении оценки региональной системы реабилитации выявлены факторы, препятствующие формированию комплексной региональной системы реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а именно:
недостаточная укомплектованность учреждений, реализующих реабилитационные (абилитационные) мероприятия, квалифицированными специалистами;
недооснащение учреждений, реализующих реабилитационные (абилитационные) мероприятия, необходимым оборудованием;
отсутствие скоординированности органов исполнительной власти Республики Калмыкия при организации предоставления услуг по реабилитации и абилитации инвалидам, в том числе детям-инвалидам, ранней помощи;
отсутствие межведомственной информационной системы, учитывающей информацию о потребностях инвалидов в реабилитационных и (или) абилитационных мероприятиях (услугах).
Решение проблемных вопросов, выявленных в результате проведенной оценки региональной системы реабилитации, возможно при формировании комплексного подхода в решении вопросов реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, ранней помощи в Республике Калмыкия.
Государственная программа разработана с учетом реализованных мер и предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и абилитации граждан с инвалидностью, ранней помощи, сопровождаемого проживания инвалидов с целью реализации их прав и основных свобод (комплексность реабилитационных мероприятий, непрерывность реабилитационного процесса, преемственность в работе специалистов и учреждений, цикличность проведения курсов реабилитации, профессионализм кадров и доступность реабилитационных мероприятий).
Таким образом, вопросы интеграции в общество людей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Калмыкия необходимо решать путем создания системного подхода, эффективного межведомственного взаимодействия органов и учреждений различной ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления и общественных объединений инвалидов, координации работ различных органов власти Республики Калмыкия и привлечения нескольких источников финансирования с использованием программно-целевого метода.
2. Описание приоритетов, целей и задач государственной политики в сфере реализации государственной программы
С учетом требований Конвенции, а также с учетом положений Международной классификации функционирования ограничений жизнедеятельности и здоровья, решение вопросов формирования доступной среды и системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, определяется как приоритетное направление государственной политики.
Одной из целей государственной политики в области социальной защиты инвалидов является создание условий развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации), а также системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, путем разработки и внедрения в практику с учетом российского и зарубежного опыта нормативных, технических и организационных решений.
Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", "Об образовании в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации определены требования к органам государственной власти и организациям независимо от их организационно-правовой формы по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации.
В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утвердили и реализуют в установленной сфере деятельности планы мероприятий ("дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.
Таким образом, основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является обеспечение на территории субъектов Российской Федерации реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, обеспечение доступности для инвалидов объектов и услуг, комплексной реабилитации и абилитации для инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственной программы Российской Федерации
В рамках государственной программы реализуются мероприятия, направленные на достижение национальной цели развития Российской Федерации "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" и ее целевого показателя "Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет", определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Государственная программа направлена на достижение показателей Государственной программы Российской Федерации "Доступная среда".
4. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации
Для достижения цели "Повышение качества жизни инвалидов посредством обеспечения 97,5% нуждающихся качественными реабилитационными услугами к 2030 году" решаются следующие задачи государственного управления:
определение потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных и абилитационных услугах, услугах ранней помощи, получении услуг в рамках сопровождаемого проживания в Республике Калмыкия;
формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости, включая сопровождаемое содействие занятости инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Республике Калмыкия;
формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи, сопровождаемого проживания инвалидов в Республике Калмыкия;
формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи, сопровождаемого проживания инвалидов в Республике Калмыкия;
повышение доступности и качества реабилитационных и абилитационных услуг, предоставляемых инвалидам, содействие их социальной интеграции.
Для реализации программ комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, необходимо как обучение специалистов и персонала, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги, так и получение информации самими инвалидами и членами их семей об использовании ассистивных устройств и технологий, относящихся к комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов.
Реализация мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, правильно организованный реабилитационный процесс будут способствовать достижению национальных целей развития в части повышения ожидаемой продолжительности жизни, которые лежат в основе национальных проектов в сфере демографического развития, входящих в их состав федеральных проектов, а также решению поставленных задач, в частности, по разработке и реализации программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения, созданию условий для раннего развития детей в возрасте до 3 лет, созданию для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом.
Для достижения цели "Формирование безбарьерной среды в Республике Калмыкия посредством повышения доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов до 93,8% к 2030 году" определена задача "Обеспечение доступности для инвалидов не менее 93,8% приоритетных объектов и услуг в различных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Республике Калмыкия к 2030 году", предусматривающая реализацию следующих мероприятий:
создание условий безбарьерной среды в учреждениях социальной защиты, социального обслуживания и занятости населения, в учреждениях здравоохранения, культуры, спортивной направленности, многофункциональных центрах, на объектах транспортной инфраструктуры;
создание условий для занятий физической культурой и спортом в государственных учреждениях спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту, которые предусматривают оснащение учреждений оборудованием, компьютерной и организационной техникой, транспортным средством и экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием.
Для достижения цели "Преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и других маломобильных групп населения" определена задача "Формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров в Республике Калмыкия", включающая реализацию следующих мероприятий:
обеспечение информационного освещения проблем инвалидов с целью формирования толерантного отношения к инвалидам (публикации, телепередачи и др.);
проведение совместных (интегративных) мероприятий с участием инвалидов, детей-инвалидов и их сверстников, не имеющих инвалидности, учреждениями социального обслуживания населения (конкурсы, фестивали, выставки, молодежные лагеря, форумы, культурные, досуговые и кружковые мероприятия и др.).".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Калмыкия от 22 декабря 2023 г. N 407 "О внесении изменения в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.