Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Калмыкия
от 22 декабря 2023 г. N 410
"Утверждена
постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 7 декабря 2018 г. N 372
Государственная программа
Республики Калмыкия "Развитие здравоохранения Республики Калмыкия"
Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Республики Калмыкия "Развитие здравоохранения Республики Калмыкия"
1. Оценка текущего состояния сферы охраны здоровья граждан
Число административно-территориальных единиц республики состоит из 1 городских округов, 13 районных муниципальных образований, 2 городских поселений и 111 сельских поселений. Административный центр Республики Калмыкия - город Элиста с численностью населения 106,9 тыс. человек.
Численность постоянного населения Республики Калмыкия на 1 января 2023 года составляет 264,48 тыс. человек. В общей структуре населения доля горожан составила 47,0% (2020 год - 45,9%), сельских жителей - 53,0% (2020 год - 54,1%). За последние 3 года население Республики Калмыкии уменьшилось на 2,0% или на 5,5 тыс. человек.
Сокращение численности населения обусловлено как миграционной, так и естественной убылью населения. За 2022 год миграционная убыль составила 1,60 тыс. человек (в том числе в пределах России - 1,61 тыс. человек).
За 2022 год показатель общей смертности в Республике Калмыкия составил 10,4 на 1000 человек населения, что ниже показателя за 2021 год на 23,0% (2021 год - 13,5 на 1 тыс. нас.). Естественная убыль населения за 2022 год достигла 1,3 на 1 тыс. нас.
Причиной естественной убыли населения за последние два года является снижение рождаемости, как в абсолютных числах, так и в относительных показателях.
В 2022 году родилось 2435 детей, показатель рождаемости составил 9,1 на 1000 человек населения. За последние три года наблюдается снижение рождаемости в республике на 10,8%.
В 2022 году по сравнению с 2021 годом рост рождаемости отмечен в 3 районах: Городовиковском - на 9,7%; Кетченеровском - на 23,5%; Приютненском - на 20,3%. По сравнению с 2020 годом рост рождаемости отмечен только в Яшалтинском районе - на 6,9%.
Высокие показатели рождаемости (10,0 и более на 1000 человек населения) зарегистрированы в г. Элисте, Кетченеровском районе, а низкие (менее 7,0 на 1000 человек населения) - в Октябрьском (6,6), Сарпинском (5,6), Юстинском районах (6,3).
За 2022 год в республике умерло 2778 человека (в 2021 году - 3633 человека). Показатель общей смертности в 2022 году сложился ниже уровня смертности за аналогичный период 2021 года на 23,0% и остается ниже аналогичных показателей в среднем по Российской Федерации на 20,6% и Южному федеральному округу - на 20,6%.
В разрезе районов республики в 2022 году зарегистрирован рост показателя смертности населения к уровню 2021 года в Лаганском районе (на 8,9%).
Доминирующее положение в структуре причин обиден смертности населения по-прежнему занимают болезни системы кровообращения (42,7%), новообразования (15,1%), внешние причины (11,3%).
В Республике Калмыкия показатель смертности, от болезней системы кровообращения за 2022 год составил 443,3 на 100 тыс. населения (1187 человек), что на 2,6% ниже уровня 2021 года и на 4,0% - выше уровня 2020 года, и выше планового значения на 2022 год на 18,3% (план - 374,7). 50,0% от общего числа умерших приходится на ишемическую болезнь сердца и 34,9% - на цереброваскулярные болезни.
Показатель смертности от новообразований, в том числе от злокачественных, за 2022 год составляет 156,9 на 100 тыс. населения (целевой индикатор на 2022 год - 163,9). В сравнении с аналогичным периодом прошлого года смертность по данной причине снизилась на 1,4% (2021 год - 159,1 на 100 тыс. населения). В абсолютных цифрах в 2022 году от новообразований умерло 420 человек, что на 9 человек меньше, чем за 2021 год - 429 человек.
По предварительным данным смертность от туберкулеза составила 8,6 случаев на 100 тыс. населения, отмечается снижение по сравнению с 2021 годом на 7,5% (9,3 случая на 100 тыс. населения).
В динамике последних трех лет наблюдается повышение смертности населения республики от болезней органов дыхания. В 2022 году показатель составил 33,6 на 100 тыс. населения, что на 16,2% выше, чем показатель 2021 года (28,9) и на 40,0% выше показателя 2020 года (24,0).
Показатель смертности от болезней органов пищеварения также снизился за 2022 год до 47,1 на 100 тыс. населения, для сравнения в 2020 году - 50,6. Уменьшение на 7,0% (11 человек).
Смертность населения Республики Калмыкия от внешних причин имеет отрицательную динамику, за последние три года данный показатель увеличился на 29,4%.
Травматизм от дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) продолжает оставаться одной из острых социально-экономических и демографических проблем. По предварительным данным в 2022 году в ДТП погибло 60 человек или 22,4 на 100 тыс. населения, что выше уровня 2020 года на 2,8%, 2021 года - на 25,9%.
Показатель младенческой смертности за последние три года имеет неустойчивую тенденцию. В 2022 году по сравнению с 2021 годом показатель младенческой смертности повысился на 57,7% (с 2,6 на 1000 родившихся живыми в 2021 году до 4,1 - в 2022 году). Показатель младенческой смертности, установленный в "Дорожной карте" на 2022 год - 3,5 на 1000 детей, родившихся живыми (2021 год - 3,5; 2020 год - 4,0).
Заболеваемость является одним из критериев, используемых для оценки здоровья населения на популяционном и индивидуальном уровнях, а также для оценки уровня организации и качества медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями.
Ежегодно в Республике Калмыкия регистрируется более 400 тыс. случаев заболеваний острыми и хроническими болезнями. Показатель общей заболеваемости населения Республики Калмыкия в 2022 году на 49,5% сформирован из впервые выявленных заболеваний, в том числе у детей (0-14 лет) - на 69,4%, у подростков (15 - 17 лет) - на 65,3%, взрослых - на 40,9%. Прирост общей заболеваемости в 2022 году по сравнению с 2020 годом составил 24,6%.
За анализируемый период (2020 - 2021 годы) произошел рост общей заболеваемости по всем классам болезней, наибольший рост отмечен по классу болезней глаза - на 63,1%; инфекционных заболеваний - на 59,5%; болезней органов пищеварения - на 47,8%.
Сеть медицинских организаций Республики Калмыкия, представленная 30 государственными учреждениями, включает в себя:
16 медицинских организаций первого уровня, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, а также специализированную и скорую медицинскую помощь (БУ РК "Городская поликлиника", АУ РК "Республиканская стоматологическая поликлиника", БУ РК "Республиканский центр специализированных видов медицинской помощи "Сулда", БУ РК "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф", 12 районных больниц);
6 медицинских организаций второго уровня, включая республиканские диспансеры, оказывающие первичную специализированную медико-санитарную и специализированную медицинскую помощь, в том числе для жителей районов республики (БУ РК "Республиканский центр специализированных видов медицинской помощи", БУ РК "Республиканский госпиталь ветеранов войн", БУ РК "Республиканский противотуберкулезный диспансер", БУ РК "Республиканский психоневрологический диспансер", БУ РК "Республиканский онкологический диспансер им. Тимошкаевой Э.С.", БУ РК "Республиканский наркологический диспансер");
3 медицинские организации третьего уровня - для оказания преимущественно специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи (БУ РК "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева", БУ PR "Перинатальный центр им. О.А. Шунгаевой", БУ РК "Республиканский детский медицинский центр им. Манджиевой В.Д.);
5 учреждений особого типа (КУ РК "Дом ребенка (специализированный)", БУ РК "Центр крови Республики Калмыкия", БУ РК "Медицинский информационно-аналитический центр", КУ РК "Центр организации лекарственного обеспечения", БУ РК "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы").
Первичную медико-санитарную помощь населению республики оказывают структурные подразделения 12 районных больниц, 2 поликлиники (БУ РК "Городская поликлиника", АУ РК "Республиканская стоматологическая поликлиника"), а также консультативно-диагностические отделения двух многопрофильных больниц и поликлинические подразделения специализированных учреждений. Участковая служба представлена 104 терапевтическими участками, 31 офисом врача общей практики, 80 педиатрическими участками. Мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений на начало 2023 года составляет 7303 посещения в смену или 276,1 на 10 тыс. населения.
К медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь на селе, относятся 12 районных больниц, в состав которых входят поликлиники, 8 врачебных амбулаторий, 31 офис врача общей практики, 30 фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) (в т.ч. 8 передвижных), 76 фельдшерских пунктов (ФП). Организованы 59 домовых хозяйств по оказанию первой помощи населению в 13 районах республики.
Основными проблемами в организации медицинской помощи сельскому населению в республике являются низкая транспортная доступность внутри районов и недостаточное кадровое обеспечение в районных больницах, как врачами, так и средним медицинским персоналом.
С целью обеспечения доступности первичной медико-санитарной помощи для граждан, проживающих в населенных пунктах с численностью населения от 100 до 2000 человек, в Республике Калмыкия в 2019 - 2022 годах введены в эксплуатацию 50 быстровозводимых модульных фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий.
По состоянию на 1 января 2023 года доля населенных пунктов с числом жителей 101 - 2000 человек, населению которых доступна первичная медико-санитарная помощь по месту их проживания, в целом по республике составила 100%.
На труднодоступных и удаленных территориях актуальным является использование передвижных медицинских комплексов.
Для повышения доступности первичной медико-санитарной помощи для жителей отдаленных, труднодоступных и малонаселенных пунктов в районные больницы в 2019 - 2022 годах поставлено 13 передвижных медицинских комплексов, в том числе 3 передвижных маммографа, 3 передвижных флюорографа, 7 передвижных ФАПов.
На обеспечение доступности экстренной медицинской помощи направлены мероприятия по развитию санитарной авиации, В 2023 году запланировано совершить 156 вылетов санитарной авиации, эвакуировать 156 человек. В 2023 году выполнено 134 вылетов санитарной авиации (85,9%), эвакуировано 138 человек (88,5%).
Для проведения диспансеризации населения с учетом особенностей территории на базе всех районных больниц, городской поликлиники и детского медицинского центра на функциональной основе организованы выездные врачебные бригады.
Работают 3 мобильных медицинских комплекса на базе БУ РК "Республиканский центр специализированных видов медицинской помощи "Сулда", БУ РК "Городская поликлиника", БУ РК "Республиканский детский медицинский центр им. Манджиевой В.Д.". Ежегодно с их помощью осматриваются более 20 тысяч человек.
Специализированную медицинскую помощь в условиях круглосуточного стационара жителям республики оказывают 21 больничное учреждение, имеющие в своем составе амбулаторно-поликлинические подразделения.
Общее число круглосуточных коек, функционирующих в лечебной сети, на 1 января 2023 года составляет 2049 единиц. Обеспеченность круглосуточными койками в 2022 году составила 76,5 на 10 тыс. населения, что превышает среднероссийский показатель на 9,8% (РФ - 69,7).
Высокотехнологичная медицинская помощь в республике оказывается в БУ РК. "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева", БУ РК "Республиканский онкологический диспансер им. Тимошкаевой З.С.", БУ РК "Перинатальный центр им. О.А. Шунгаевой", БУ РК "Лаганская районная больница".
Скорая медицинская помощь жителям республики оказывается БУ РК "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф" в г. Элисте и 13 отделениями скорой медицинской помощи при районных больницах. Показатели работы скорой медицинской помощи остаются высокими и превышают общероссийские нормативы. В 2022 году выполнено 0,4 вызовов на 1 жителя при нормативе по республике - 0,29.
Дальнейшее совершенствование работы службы скорой медицинской помощи предусматривает создание Единой диспетчерской службы в г. Элисте на базе БУ РК "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф".
Имеются проблемы с кадровым обеспечением отрасли. По итогам 2022 года укомплектованность врачами составляет 75,3%, без учета совместительства - 56%; укомплектованность средними медицинскими работниками - 82,7%, без учета совместительства - 69,3%.
На 1 января 2023 года в медицинских организациях республики имеются 254 вакансии врачей, в том числе в сельской местности - 93, среднего медицинского персонала - 142, в том числе в сельской местности - 70. Одной из основных причин снижения укомплектованности медицинских организаций необходимым количеством медицинских работников является отток кадров из-за низкой заработной платы в другие регионы (в г. Москву и районы Крайнего Севера).
Сохраняются проблемы с обеспечением населения лекарственными препаратами, в том числе льготных категорий граждан. Для их решения требуется совершенствование организационных процессов, в том числе развитие системы мониторинга движения лекарственных препаратов во всех медицинских и фармацевтических организациях, а также достаточное финансовое обеспечение расходов на закупку лекарственных препаратов. Продолжаются мероприятия по развитию информатизации отрасли. Дальнейшее развитие здравоохранения в республике в период до 2030 года, помимо необходимости решения существующих проблем, связано с рядом мероприятий, приводящих к структурным перестройкам системы здравоохранения.
Реализация Государственной программы обеспечит достижение положительного эффекта по следующим направлениям:
повышение эффективности работы первичного звена здравоохранения;
развитие сети структурных подразделений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
внедрение порядков оказания медицинской помощи;
укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения;
формирование эффективной системы подготовки и переподготовки медицинских кадров;
внедрение и развитие информационных систем.
2. Описание приоритетов, целей и задач государственной политики в сфере реализации Программы
Здоровье граждан является высшей ценностью, поэтому формирование современной, гибкой, эффективно функционирующей системы охраны здоровья населения составляет важнейший элемент государственной политики и национальной безопасности.
Ключевые приоритеты и векторы развития отрасли определены Указами Президента Российской Федерации и данными в их развитие поручениями Правительства Российской Федерации.
Целевые ориентиры государственной политики в области охраны здоровья закреплены в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 6 июня 2019 г. N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации целями государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала являются устойчивый естественный рост численности и повышение качества жизни населения, укрепление здоровья граждан.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определена национальная цель развития Российской Федерации на период до 2030 года - "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей".
Исходя из ключевых приоритетов, целями реализации Государственной программы являются:
снижение смертности населения от всех причин до 9,4 случая на 1000 населения к 2030 году;
повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78,52 лет к 2030 году;
повышение удовлетворенности населения медицинской помощью, процентов.
В рамках реализации мероприятий Государственной программы достижение указанных целей к 2030 году планируется обеспечить путем решения следующих задач:
повышение качества и доступности медицинской помощи, включая вакцинацию и лекарственное обеспечение;
обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;
повышение эффективности оказания специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную, а также скорой медицинской помощи;
обеспечение устойчивости системы здравоохранения, ее адаптации к новым вызовам и угрозам, в том числе связанным с распространением инфекционных заболеваний;
совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях;
ликвидация дефицита медицинских работников;
повышение мотивации граждан к ведению здорового образа жизни, занятию физической культурой и спортом;
повышение эффективности организации оказания медицинской помощи гражданам за счет внедрения информационных технологий.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
Реализация государственной программы Республики Калмыкия "Развитие здравоохранения Республики Калмыкия" направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указами Президента Российской Федерации, а также целей и показателей Государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
В соответствии с Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р, одним из показателей, характеризующих достижение национальной цели "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", является показатель повышения ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет. Государственной программой Республики Калмыкия "Развитие здравоохранения Республики Калмыкия" предусмотрен показатель повышения ожидаемой продолжительности жизни до 78,52 лет к 2030 году.
4. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере охраны здоровья граждан и в сфере государственного управления
В рамках Государственной программы для достижения целевых показателей и в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" планируются:
строительство и капитальный ремонт объектов здравоохранения;
оснащение медицинских организаций современным оборудованием;
обеспечение оптимальной доступности для граждан (включая граждан, проживающих в труднодоступных местностях) первичной медико-санитарной помощи, совершенствование санитарно-авиационной эвакуации;
совершенствование системы оказания медицинской помощи лицам с болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, а также детям;
развитие медицинской реабилитации, паллиативной медицинской помощи;
дальнейшее развитие высокотехнологичной медицинской помощи;
организация диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого и детского населения, активизация диспансерного наблюдения за лицами с хроническими заболеваниями;
повышение качества и доступности медицинской помощи для лиц старше трудоспособного возраста;
реализация мероприятий, направленных на увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни;
совершенствование лекарственного обеспечения населения;
увеличение численности медицинских работников;
дальнейшее развитие информационных технологий в здравоохранении.
Реализация указанных задач будет осуществляться путем выполнения мероприятий региональных проектов в рамках федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов "Здравоохранение" и "Демография", федеральных проектов, не включенных в национальные проекты, а также комплексов процессных мероприятий Программы.
Ожидаемыми результатами реализации указанных мероприятий Государственной программы к 2030 году будут снижение младенческой смертности - до 3,1 случая на 1000 человек родившихся живыми, снижение смертности от новообразований - до 152,8 случаев на 100 тыс. человек населения, от болезней системы кровообращения - до 345 случаев на 100 тыс. человек населения, что в совокупности позволит достичь снижения к 2030 году смертности населения от всех причин до 9,4 случая на 1000 человек населения.
Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78,52 лет к 2030 году планируется достичь, в частности, путем увеличения доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, до 5%, снижения заболеваемости туберкулезом - до 36 случаев на 100 тыс. человек населения, гепатитом С - до 20,4 случая на 100 тыс. человек населения, вирусом иммунодефицита человека - до 6,6 случаев на 100 тыс. человек населения.
Повышение удовлетворенности населения медицинской помощью будет достигнуто путем реализации мероприятий, направленных, в частности, на увеличение доли лиц с болезнями системы кровообращения, состоящих под диспансерным наблюдением и получивших в текущем году медицинские услуги в рамках диспансерного наблюдения, в общем числе пациентов с болезнями системы кровообращения, состоящих под диспансерным наблюдением, до 80%; на увеличение доли лиц с онкологическими заболеваниями, прошедших обследование и (или) лечение в текущем году, в общем числе состоящих под диспансерным наблюдением, до 90%, и других.
Перечень объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимости, реализуемых в рамках Программы, представлен согласно приложению.
Приложение
к Государственной программе
Республики Калмыкия "Развитие
здравоохранения Республики
Калмыкия", утвержденной
постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 7 декабря 2018 г. N 372
Перечень
объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимости, реализуемых в рамках государственной программы Республики Калмыкия "Развитие здравоохранения Республики Калмыкия"
N |
Наименование объектов капитального строительств, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов) и т.д. |
Мощность объекта |
Стоимость объекта (в ценах соответствующих лет) |
Срок ввода в эксплуатацию/приобретение объекта |
Объемы финансового обеспечения по годам, тыс. руб. |
||||||||||||
единица измерения (по ОКЕИ) |
значение |
Всего |
в том числе: |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
Всего |
||||||
Федеральный бюджет |
Республиканский бюджет |
Местный бюджет |
Внебюджетные источники |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
1 7 |
18 |
1. |
Строительство поликлинического подразделения бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Приютненская районная больница" |
240 |
посещений в смену |
214221,33 |
207 280,63 |
6 940,70 |
0,00 |
0,00 |
2025 г. |
110 985,33 |
103 236,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
214 221,33 |
2. |
Строительство республиканского госпиталя ветеранов войн с центром гериатрии и реабилитации (в том числе оснащение технологическим и медицинским оборудованием) 1 этап |
120 |
посещений в смену |
516 390,00 |
499 000,00 |
17 390,00 |
0,00 |
0,00 |
|
516 390,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
516 390,00 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Калмыкия от 22 декабря 2023 г. N 410 "О внесении изменения в Государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.