Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Президиума Правительства
Республики Хакасия
от 27.12.2023 N 269-п
Региональная программа
"О защите прав потребителей в Республике Хакасия (2024 - 2026 годы)"
Паспорт
региональной программы "О защите прав потребителей в Республике Хакасия (2024 - 2026 годы)"
Ответственный исполнитель региональной программы "О защите прав потребителей в Республике Хакасия (2024 - 2026 годы)" (далее - Программа) |
Министерство экономического развития Республики Хакасия |
Соисполнители Программы |
Министерство здравоохранения Республики Хакасия; Министерство культуры Республики Хакасия; Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия; Министерство образования и науки Республики Хакасия; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия; Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия; Министерство труда и социальной защиты Республики Хакасия; Государственный комитет цифрового развития и связи Республики Хакасия; Министерство внутренних дел по Республике Хакасия (по согласованию); Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области - Кузбассу (по согласованию); Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия (по согласованию); Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (по согласованию); Отделение - Национальный банк по Республике Хакасия Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию); Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва" (по согласованию); Союз "Торгово-промышленная палата Республики Хакасия" (по согласованию); Фонд развития Республики Хакасия (по согласованию); Государственное автономное учреждение Республики Хакасия "Многофункциональный центр организации централизованного предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Хакасия" (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия (по согласованию); общественные объединения потребителей и иные представители институтов гражданского общества (по согласованию) |
Цель Программы |
совершенствование региональной системы защиты прав потребителей в Республике Хакасия, направленное на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты потребителями |
Задачи Программы |
координация деятельности всех соисполнителей по достижению цели Программы; повышение уровня финансовой и правовой грамотности населения и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения; повышение доступности правовой и экспертной помощи для потребителей, в первую очередь для их наиболее уязвимых категорий граждан; развитие системы оперативного обмена информацией в сфере защиты прав потребителей, включая информирование потребителей о качестве предлагаемых товаров, работ и услуг; мониторинг и систематическая оценка состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей; повышение уровня социальной ответственности, правовой и финансовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке; содействие органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, общественным организациям в решении задач по защите прав потребителей; развитие системы повышения квалификации кадров, работающих в сфере защиты прав потребителей; создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров, работ и услуг; обеспечение защиты прав наиболее уязвимых категорий потребителей; развитие волонтерского движения для вовлечения населения в активное участие в различных мероприятиях Программы; развитие институтов досудебного урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей |
Сроки реализации Программы |
2024 - 2026 годы |
Объем и источники финансирования Программы |
финансирование за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Хакасия и внебюджетных источников не предусмотрено |
Целевые показатели Программы |
количество органов и организаций, входящих в систему защиты прав потребителей, в расчете на 500 тыс. населения Республики Хакасия (единиц): 2024 год - 30; 2025 год - 32; 2026 год - 35; количество консультаций в сфере защиты прав потребителей Республики Хакасия (единиц): 2024 год - 2900; 2025 год - 3300; 2026 год - 3700; количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", направленных на повышение потребительской грамотности (единиц): 2024 год - 2000; 2025 год - 2200; 2026 год - 2500; количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов), принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей в Республике Хакасия (человек), на 1 тыс. человек: 2024 год - 4000; 2025 год - 4200; 2026 год - 4500; количество обучающих семинаров, проведенных для специалистов органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия (единиц): 2024 год - 4; 2025 год - 4; 2026 год - 4; количество муниципальных образований Республики Хакасия, в которых оказываются бесплатные консультационные услуги в сфере защиты прав потребителей (единиц): 2024 год - 13; 2025 год - 13; 2026 год - 13; количество мероприятий, проведенных в целях информирования и просвещения потребителей через сеть библиотек Республики Хакасия (единиц): 2024 год - 25; 2025 год - 30; 2026 год - 35; количество организованных и проведенных мероприятий в рамках Всероссийской акции "День защиты прав потребителей" (единиц): 2024 год - 40; 2025 год - 50; 2026 год - 60; количество организованных и проведенных мероприятий в рамках Всероссийской акции "Неделя качества" (единиц): 2024 год - 40; 2025 год - 50; 2026 год - 60; количество разработанных, принятых и реализуемых муниципальных программ (подпрограмм, отдельных мероприятий) по защите прав потребителей: 2024 год - 13; 2025 год - 13; 2026 год - 13 |
Ожидаемые конечные результаты Программы |
обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и общественных организаций и обеспечения комплексного подхода к защите прав потребителей; повышение уровня доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты, установленных законодательством Российской Федерации; повышение правовой грамотности потребителей за счет увеличения мероприятий информационно-просветительского характера, направленных на просвещение и информирование потребителей; обеспечение оперативного взаимодействия в системе органов в сфере защиты прав потребителей; развитие сети общественных приемных по вопросам защиты прав потребителей в Республике Хакасия для оказания потребителям бесплатной консультационной помощи (в том числе за счет организации консультирования на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг); оказание потребителям бесплатной консультационной помощи; уменьшение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка, повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, производителей товаров, исполнителей услуг (работ) посредством комплекса мер, направленных на предупреждение нарушений прав потребителей; повышение активности и эффективности деятельности общественных организаций и органов местного самоуправления по защите прав потребителей; поддержание баланса интересов потребителей и хозяйствующих субъектов за счет создания устойчивой системы развития саморегулируемого (добросовестного) бизнеса, производящего (реализующего) конкурентоспособные, качественные товары (работы, услуги) |
Система управления Программы |
управление реализацией Программы осуществляется ответственным исполнителем и включает текущую работу по обеспечению координации деятельности ответственного исполнителя и соисполнителей, внесению корректировок в мероприятия в соответствии с изменениями ситуации на потребительском рынке, в экономике Республики Хакасия |
1. Характеристика текущего состояния обеспечения защиты прав потребителей в Республике Хакасия и формулировки основных проблем, на решение которых направлена Программа
1.1. Основные понятия, используемые в настоящей Программе:
потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
национальная система защиты прав потребителей - совокупность правоустанавливающих норм международных договоров и законодательства государства-члена, субъектов правоприменения, определенных указанными нормами, и правоприменительных действий указанных субъектов, обеспечивающая условия для реализации и защиты прав потребителей в данном государстве-члене;
ответственный исполнитель Программы - исполнительный орган Республики Хакасия, определенный в установленном законодательством порядке ответственным за разработку, реализацию и оценку эффективности Программы, обеспечивающий координацию и контроль деятельности всех соисполнителей Программы в процессе ее реализации - Министерство экономического развития Республики Хакасия (далее - Минэкономразвития Хакасии);
соисполнители Программы - иные исполнительные органы, органы местного самоуправления муниципальных образований, государственные и муниципальные организации (при наличии), общественные объединения потребителей, иные юридические и физические лица, непосредственно включенные в состав исполнителей мероприятий Программы или привлеченные в установленном порядке к участию в разработке и (или) реализации мероприятий Программы:
Министерство здравоохранения Республики Хакасия (далее - Минздрав Хакасии);
Министерство культуры Республики Хакасия (далее - Минкультуры Хакасии);
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (далее - Минприроды Хакасии);
Министерство образования и науки Республики Хакасия (далее - Минобрнауки РХ);
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия (далее - Минсельхозпрод РХ);
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее - Минстрой Хакасии);
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (далее - Минтранс Хакасии);
Министерство труда и социальной защиты Республики Хакасия (далее - Минтруд Хакасии);
Государственный комитет цифрового развития и связи Республики Хакасия (далее - Госкомцифровизации Хакасии);
Министерство внутренних дел по Республике Хакасия (далее - МВД по Республике Хакасия);
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области - Кузбассу;
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия (далее - Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия);
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России);
Отделение - Национальный банк по Республике Хакасия Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Отделение - НБ Республика Хакасия);
Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва" (далее - ФБУ "Красноярский ЦСМ");
Союз "Торгово-промышленная палата Республики Хакасия" (далее - Союз "ТПП Хакасии");
Фонд развития Республики Хакасия (далее - Фонд развития Хакасии);
Государственное автономное учреждение Республики Хакасия "Многофункциональный центр организации централизованного предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Хакасия" (далее - МФЦ Хакасии);
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия (далее - МО);
общественные объединения потребителей и иные представители институтов гражданского общества.
Иные понятия, используемые в Программе, применяются в значениях, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и законодательством государств-членов, Стратегией государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 N 1837-р (далее - Стратегия в области защиты прав потребителей).
1.2. Вопросам защиты прав потребителей уделяется повышенное внимание как на уровне Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, так и на уровне Правительства Республики Хакасия.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют возможность обеспечить оперативную защиту интересов потребителей непосредственно по месту жительства граждан, поскольку они максимально приближены к населению. Данное обстоятельство определяет безусловный приоритет для граждан при выборе структуры, куда они могут обратиться за помощью в случае нарушения их прав.
Особую роль в национальной системе защиты прав потребителей призваны играть общественные объединения потребителей (ассоциации, союзы), являющиеся ее важнейшим составным и одновременно связующим элементом.
Программа разработана в соответствии с пунктом 2 статьи 42.1 Закона о защите прав потребителей, Стратегией в области защиты прав потребителей, подпунктом "б" пункта 7 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 25.05.2017 N Пр-1004 ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 18 апреля 2017 г.
Программа направлена на создание условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей, снижение социальной напряженности на потребительском рынке, а также на выполнение задач, определенных Законом о защите прав потребителей, Стратегией в области защиты прав потребителей и методическими рекомендациями по разработке и реализации региональных программ по обеспечению прав потребителей, разработанными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Программой определены задачи по организации защиты прав потребителей, обозначена роль всех составляющих системы защиты прав потребителей в их решении, спрогнозированы результаты и влияние реализации запланированных мероприятий на положение потребителей.
1.3. В Республике Хакасия в целях создания благоприятных условий для обеспечения прав потребителей, просвещения населения в области прав потребителей, реализации региональной торговой и промышленной политики с учетом прав потребителей, а также обеспечения согласованных действий, взаимодействия исполнительных органов Республики Хакасия, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, МО, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) по вопросам защиты прав потребителей и обеспечения добросовестной конкуренции на территории Республики Хакасия образован Координационный совет по защите прав потребителей при Главе Республики Хакасия - Председателе Правительства Республики Хакасия (далее - Координационный совет).
Координационный совет способствует обеспечению сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия исполнительных органов власти всех уровней, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей.
Весомая роль в национальной системе защиты прав потребителей возложена на МО как на властные структуры, наиболее приближенные к населению и наделенные правом обеспечивать оперативную защиту интересов потребителей. Однако в МО количество специалистов, занимающихся вопросами защиты прав потребителей, постепенно сокращается. Недостаточное внимание к данному вопросу со стороны МО негативно сказывается на уровне защищенности потребителей от действий недобросовестных производителей, исполнителей, продавцов, а также на эффективности работы в сфере защиты прав потребителей в целом. Учитывая данную проблему, важное место в вопросах обеспечения и защиты прав потребителей занимает развитие дополнительных образовательных программ для специалистов муниципальных образований, занимающихся вопросами в области защиты прав потребителей.
Для текущей работы с населением по вопросам защиты прав потребителей в МО функции рассмотрения обращений и консультирования потребителей возложены на структурные подразделения по защите прав потребителей в 2 МО, на специалистов - в 1 МО, на специалистов, занимающихся иными вопросами - в 10 МО.
Специалисты МО осуществляют следующие виды деятельности:
проводят правовые консультации граждан по вопросам защиты прав потребителей в 9 МО;
оказывают помощь гражданам в составлении письменных претензий в 6 МО;
оказывают помощь гражданам в подготовке проектов исковых заявлений с целью защиты нарушенных потребительских прав в 6 МО;
проводят тематические занятия (уроки) в образовательных учреждениях с целью информирования учащихся о правах потребителей в 5 МО;
проводят обучающие мероприятия (семинары, лекции) по вопросам защиты прав потребителей для жителей в 4 МО.
На официальных сайтах МО размещаются материалы по вопросам информирования граждан по вопросам защиты прав потребителей.
На территории Республики Хакасия действуют 13 территориальных отделений и 27 территориально-обособленных подразделений МФЦ Хакасии, в отделениях которых осуществляется прием обращений потребителей.
1.4. Результатом проводимой работы в рамках реализации действующей региональной программы по защите прав потребителей является сбалансированность региональной системы защиты прав потребителей в Республике Хакасия.
Учитывая социальную значимость в решении вопросов защиты потребителей, проводится рейтинговая оценка деятельности системы защиты прав потребителей, в соответствии с которой работа системы защиты прав потребителей в этом направлении оценивается как "эффективная", "удовлетворительная" или "неэффективная".
В пределах компетенций исполнительных органов Республики Хакасия работа по защите прав потребителей акцентируется на рассмотрении обращений граждан, что позволяет своевременно реагировать на недобросовестные практики и информировать население о возможных механизмах урегулирования проблемных ситуаций.
Одной из причин, порождающей многочисленные нарушения прав потребителей, является низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав. В связи с этим средства массовой информации несут одну из ключевых функций по просвещению потребителей.
Право потребителя на выбор товаров и услуг признается главным из всех известных прав потребителей, и такой выбор невозможен без рынка, который порождается множественностью поставщиков и конкуренцией между ними.
Данная работа приобретает особую актуальность в связи с тем, что маркетинговые стратегии направлены на управление поведением потребителя.
В настоящее время изготовители и продавцы товаров (работ, услуг) пытаются достигнуть рыночного преимущества не через освоение новой продукции и повышение ее качества, а через снижение себестоимости товаров (работ, услуг) и применение психологических механизмов мотивации потребителя к приобретению конкретной продукции.
Таким образом, с учетом снижения административных барьеров риск реализации на потребительском рынке товаров (работ, услуг), не соответствующих обязательным требованиям, по-прежнему остается высоким.
Для обеспечения дополнительных гарантий реализации права потребителей на приобретение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов, выявления опасных, некачественных, контрафактных товаров, реализуемых на потребительском рынке, выявления продукции с наилучшими потребительскими свойствами необходимо организовать работу по проведению независимых потребительских экспертиз и сравнительных исследований товаров (работ, услуг).
Поскольку предупреждение нарушения прав потребителей не может быть достигнуто только через реализацию контрольно-надзорных функций, важнейшим направлением деятельности является применение превентивных мер, направленных на повышение правовой грамотности и социальной ответственности хозяйствующих субъектов и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав.
В связи с этим важное место в вопросах обеспечения и защиты прав потребителей занимает внедрение и развитие дополнительных образовательных программ в области защиты прав потребителей. Для повышения мотивации к углубленному изучению данных вопросов организуется проведение олимпиад и конкурсов среди обучающихся общеобразовательных учреждений, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования.
С учетом комплексного характера проблематики наиболее эффективным подходом к реализации мероприятий по обеспечению защиты прав потребителей является внедрение программно-целевых методов, направленных на консолидацию усилий всех институциональных элементов системы защиты прав потребителей.
Новые условия рынка, модернизация традиционных производственных отраслей и отраслей услуг, организация торгово-закупочных процедур, смежных финансовых и логистических операций, изменение структуры потребления на фоне сквозного проникновения информационных технологий и цифровизации экономических процессов создают основу для формирования новых рынков и новых условий функционирования рынка, а также новых подходов к аналитике, прогнозированию и принятию управленческих решений.
Развитие электронной торговли создает благоприятные условия как для развития внутреннего производственного рынка России, так и для улучшения конкурентной среды и общего делового климата в сфере торговли. Важность гармоничного развития электронной торговли подчеркивается и в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203.
В Республике Хакасия рынок интернет-торговли можно охарактеризовать как активно развивающийся. Покупки через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" становятся довольно популярным способом приобретения необходимых товаров и услуг. Активными сегментами рынка интернет-торговли Республики Хакасия являются точки общественного питания и магазины электроники. Если в первом случае - это местные компании, то в сегменте электроники и бытовой техники местные компании теряют позиции под давлением федеральных сетей.
Интернет-торговля приобретает популярность у жителей Республики Хакасия, однако, не несет такой масштабный характер, как в крупных городах. Предприниматели, осуществляя торговлю через интернет, часто нарушают сроки поставки по оплаченному товару либо не доставляют товар потребителю, реализуют некачественный товар или намеренно вводят потребителя в заблуждение относительно основных потребительских свойств товара.
Таким образом, еще одной стратегической задачей государства в новых условиях рынка становится разработка комплекса мер по реализации специальных технических и организационных мер поддержки и формирования отдельного регулирования в отношении деятельности электронных торговых площадок, прав и обязанностей и способов защиты законных интересов участников электронной торговли, электронных расчетов и защиты прав потребителей.
Кроме того, необходимо учесть наличие изменений в действующем законодательстве, в том числе в части обеспечения прав потребителей, профилактики и предотвращения правонарушений на потребительском рынке.
Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" установлено следующее: закрепление применения риск-ориентированного подхода; возможность применения альтернативных инструментов регулирования; перечень и порядок контрольно-надзорных мероприятий; процедуры профилактики и иные меры по предупреждению рисков; порядок привлечения подконтрольных лиц к ответственности и оспаривание действий инспектора.
Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях" определены правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативно-правовых актах требований, связанных с осуществлением экономической деятельности. Система обязательных требований является основой всей надзорной деятельности, так как именно базовые обязательные требования составляют предмет контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых компетентными органами.
В распоряжении потребителей, а также контрольных (надзорных) органов в целях определения качества и безопасности товаров появился такой инструмент, как государственная информационная система мониторинга оборота товаров "Честный знак", позволяющий получать в режиме онлайн данные о происхождении и соответствии обязательным требованиям каждой единицы товара: предметов одежды из натурального меха, продукции легкой промышленности, обувной продукции, шинной продукции, парфюмерии, фототоваров, бутилированной воды, табачных изделий. Перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, в дальнейшем будет расширяться.
В 2020 - 2022 годах был введен мораторий на проведение контрольных (надзорных) мероприятий в сфере защиты прав потребителей, маркировки товаров средствами идентификации и технического регулирования, а также возможности действий контрольных (надзорных) органов в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В настоящее время государственный контроль (надзор), муниципальный контроль во многом основаны на обеспечении стимулирования предпринимателей к добросовестному соблюдению обязательных требований. Акцент с проведения проверок сместился на профилактику и предупреждение нарушений.
При этом в 2020 - 2022 годах в Республике Хакасия существенного изменения количества конфликтных ситуаций между потребителями и профессиональными участниками потребительского рынка не наблюдалось.
1.5. По итогам реализации программ защиты прав потребителей на 2018 - 2020, 2021 - 2023 годы в Республике Хакасия проводилась работа по реализации мероприятий. За последние три года достигнуты следующие показатели в единицах:
количество консультаций в сфере защиты прав потребителей Республики Хакасия в 2020 году - 100886, в 2021 году - 21222, в 2022 году - 15759 (количество обращений снижается по мере снижения заболеваемости коронавирусом);
количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", направленных на повышение потребительской грамотности в 2020 году - 2958, в 2021 году - 2828, в 2022 году - 2932;
количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов), принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей в Республике Хакасия в 2020 году - 8459, в 2021 году - 4960, в 2022 году - 6589;
количество обучающих семинаров, проведенных для специалистов МО в 2020 году - 78, в 2021 году - 57, в 2022 году - 95;
количество муниципальных образований Республики Хакасия, в которых оказываются бесплатные консультационные услуги в сфере защиты прав потребителей по всем годам, - 13;
количество мероприятий, проведенных в целях информирования и просвещения потребителей через сеть библиотек Республики Хакасия в 2020 году, - 23, в 2021 году - 36, в 2022 году - 58;
удельный вес претензий потребителей, удовлетворенных хозяйствующими субъектами в добровольном порядке, от общего числа обращений, поступивших в органы и организации, входящие в систему защиты прав потребителей, в среднем за последние три года составляет 98,3%.
Следует отметить, что в годы, предшествующие пандемии коронавируса, итоговые показатели программ динамично повышались и к 2022 году стабилизировались.
По итогам мониторинга обращений по республике, включая обращения на горячую линию, по вопросам прав потребителей большую часть консультаций составляют обращения по вопросам медицинских услуг, услуг жилищно-коммунальных, торговли и ценообразования, бытового обслуживания населения.
Одной из актуальных проблем является защита потребительских прав социально уязвимых групп населения, которая связана с неготовностью хозяйствующих субъектов участвовать в создании для этой социальной группы недискриминационных условий (прежде всего, по созданию безбарьерной среды) для приобретения различного рода товаров и услуг. Таким образом, одним из приоритетов должно стать устранение пробелов в обеспечении всеобщего доступа к товарам и услугам на потребительском рынке и формирование среды равных возможностей по защите своих прав.
Решение всех обозначенных аспектов требует системной проработки, комплексного и целенаправленного подхода.
Таким образом, комплекс мер правового, организационного и информационного характера, предусмотренных Программой, позволит поступательно повышать уровень защиты прав потребителей и правосознания граждан, продвигать принципы рациональной модели потребительского поведения, предотвращать появление недобросовестных практик со стороны хозяйствующих субъектов за счет формирования условий, благоприятствующих соблюдению всех требований законодательства на потребительском рынке.
2. Цель, задачи и целевые показатели, основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации Программы
Цель Программы - совершенствование региональной системы защиты прав потребителей в Республике Хакасия, направленное на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты потребителями.
Задачи Программы:
координация деятельности всех участников по достижению цели Программы;
повышение уровня финансовой и правовой грамотности населения и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения;
повышение доступности правовой и экспертной помощи для потребителей, в первую очередь для их наиболее уязвимых категорий граждан;
развитие системы оперативного обмена информацией в сфере защиты прав потребителей, включая информирование потребителей о качестве предлагаемых товаров, работ и услуг;
мониторинг и систематическая оценка состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей;
повышение уровня социальной ответственности, правовой и финансовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке;
содействие МО, общественным организациям в решении задач по защите прав потребителей;
развитие системы повышения квалификации кадров, работающих в сфере защиты прав потребителей;
создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров, работ и услуг;
обеспечение защиты прав наиболее уязвимых категорий потребителей;
развитие волонтерского движения для вовлечения населения в активное участие в различных мероприятиях Программы;
развитие институтов досудебного урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей.
Целевыми показателями достижения цели и решения задач Программы являются:
количество органов и организаций, входящих в систему защиты прав потребителей;
количество консультаций в сфере защиты прав потребителей Республики Хакасия;
количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", направленных на повышение потребительской грамотности;
количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов), принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей в Республике Хакасия;
количество обучающих семинаров, проведенных для специалистов МО;
количество муниципальных образований Республики Хакасия, в которых оказываются бесплатные консультационные услуги в сфере защиты прав потребителей;
количество мероприятий, проведенных в целях информирования и просвещения потребителей через сеть библиотек Республики Хакасия;
количество организованных и проведенных мероприятий в рамках Всероссийской акции "День защиты прав потребителей";
количество организованных и проведенных мероприятий в рамках Всероссийской акции "Неделя качества";
количество разработанных, принятых и реализуемых муниципальных программ (подпрограмм, отдельных мероприятий) по защите прав потребителей.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и общественных организаций и обеспечения комплексного подхода к защите прав потребителей;
повышение уровня доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты, установленных законодательством Российской Федерации;
повышение правовой грамотности потребителей за счет увеличения мероприятий информационно-просветительского характера, направленных на просвещение и информирование потребителей;
обеспечение оперативного взаимодействия в системе органов в сфере защиты прав потребителей;
развитие сети общественных приемных по вопросам защиты прав потребителей в регионе для оказания населению бесплатной консультационной помощи (в том числе за счет организации консультирования на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг);
оказание потребителям бесплатной консультационной помощи;
уменьшение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка, повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, производителей товаров, исполнителей услуг (работ) посредством комплекса мер, направленных на предупреждение нарушений прав потребителей;
повышение активности и эффективности деятельности общественных организаций и органов местного самоуправления по защите прав потребителей;
поддержание баланса интересов потребителей и хозяйствующих субъектов за счет создания устойчивой системы развития саморегулируемого (добросовестного) бизнеса, производящего (реализующего) конкурентоспособные, качественные товары (работы, услуги).
Основные целевые показатели Программы отражены в приложениях 1 и 2 к Программе.
Сроки и этапы реализации Программы - 3 года (2024 - 2026 годы).
Программа реализуется в один этап.
3. Характеристика основных мероприятий Программы
Мероприятия, направленные на комплексное решение задач, реализуются в соответствии с перечнем программных мероприятий, представленным в приложении 2 к Программе.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "приложение 3 к Программе"
Достижение заявленной цели и решение поставленных задач Программы будет осуществляться в рамках реализации следующих основных мероприятий.
Основное мероприятие 1 "Укрепление региональной системы защиты прав потребителей".
Срок реализации - 2024 - 2026 годы.
Основное мероприятие направлено на формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей в Республике Хакасия.
В рамках основного мероприятия предусматривается оказание содействия МО и общественным объединениям потребителей в решении задач по защите прав потребителей, создание системы оперативного обмена информацией в системе органов в сфере защиты прав потребителей, а также обеспечение доступности правовой помощи в сфере защиты прав потребителей для всех категорий граждан.
Мероприятие 1.1 "Обеспечение деятельности координационно-совещательного органа в сфере защиты прав потребителей в Республике Хакасия".
В целях создания благоприятных условий для обеспечения прав потребителей, просвещения населения в области прав потребителей, реализации региональной торговой и промышленной политики с учетом прав потребителей, а также обеспечения согласованных действий, взаимодействия исполнительных органов Республики Хакасия, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, МО, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) по вопросам защиты прав потребителей на территории Республики Хакасия принято распоряжение Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 15.02.2018 N 13-рп "Об образовании Координационного совета по защите прав потребителей".
Результат: обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, МО и общественных организаций.
Мероприятие 1.2 "Оказание содействия МО и общественным объединениям потребителей в решении задач по защите прав потребителей".
Результат: повышение активности и эффективности деятельности общественных организаций и МО по защите прав потребителей.
Мероприятие 1.3 "Организация оперативного обмена информацией в системе органов в сфере защиты прав потребителей".
Результат: обеспечение оперативного взаимодействия в системе органов в сфере защиты прав потребителей.
Мероприятие 1.4 "Организация правовой помощи в области защиты прав потребителей в МО, общественных объединениях потребителей".
Результат: развитие сети общественных приемных по вопросам защиты прав потребителей в регионе для оказания населению бесплатной консультационной помощи.
Мероприятие 1.5 "Содействие в разработке муниципальных программ (мероприятий) по защите прав потребителей".
Результат: обеспечение МО оперативной защиты интересов потребителей непосредственно по месту жительства граждан.
Мероприятие 1.6 "Расширение сети консультационных учреждений (отделов), входящих в систему защиты прав потребителей".
Результат: обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей.
Мероприятие 1.7 "Методическое обеспечение деятельности специалистов, входящих в систему защиты прав потребителей".
Результат: повышение уровня грамотности специалистов, входящих в систему защиты прав потребителей.
Мероприятие 1.8 "Проведение совещаний, круглых столов, конференций, заседаний рабочих групп и иных мероприятий, направленных на выработку согласованных комплексных подходов к решению задач, связанных с защитой прав потребителей Республики Хакасия, в том числе с участием органов и организаций, входящих в систему защиты прав потребителей, представителей хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке, саморегулируемых организаций, ассоциаций, союзов предпринимателей".
Результат: выработка согласованных комплексных подходов к решению задач, связанных с защитой прав потребителей Республики Хакасия.
Мероприятие 1.9 "Подготовка ежегодного доклада о защите прав потребителей в Республике Хакасия".
Результат: подведение итогов проведения мероприятий и принятие соответствующих решений по результатам их проведения.
Основное мероприятие 2 "Информационное обеспечение потребителей. Просвещение и популяризация вопросов защиты прав потребителей".
Срок реализации - 2024 - 2026 годы.
Причинами, порождающими многочисленные нарушения прав потребителей, являются низкая правовая грамотность населения, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав.
В рамках основного мероприятия предусматривается проведение работ по обеспечению формирования у населения республики навыков рационального потребительского поведения, а также создание равных возможностей свободного и бесплатного доступа граждан к информационным ресурсам в сфере защиты прав потребителей.
Результат: повышение уровня правовой и финансовой грамотности, а также информированности граждан о механизмах реализации своих прав.
Мероприятие 2.1 "Информирование граждан по актуальным вопро
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.