Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 28 декабря 2023 г. N 386
Государственная программа
Карачаево-Черкесской Республики "Комплексное развитие сельских территорий Карачаево-Черкесской Республики"
1. Стратегические приоритеты государственной программы Карачаево-Черкесской Республики
1.1. Оценка текущего состояния сельских территорий Карачаево-Черкесской Республики.
По состоянию на 1 января 2023 года численность сельского населения Карачаево-Черкесской Республики составила 274,642 тыс. человек, в общей численности населения Карачаево-Черкесской Республики сельское население составляет 57,09 процентов.
На протяжении ряда лет усиливается сокращение сельских поселений по численности населения. Происходит старение сельского населения, снижение рождаемости в сельской местности, сокращение населения трудоспособного возраста, сохраняется миграция из сельских населенных пунктов в города.
В состав Карачаево-Черкесской Республики входят 2 городских округа, 10 муниципальных районов, 83 сельских поселений, 5 городских поселений. Средняя плотность населения республики - 32,8 человека на 1 кв. км.
Причины миграционных процессов кроются в основном в неудовлетворительных условиях труда, социально-бытовых условиях сельского населения и сокращении производства на этих территориях.
Вместе с тем при грамотном и эффективном использовании потенциала сельских территорий может быть обеспечено устойчивое развитие экономики, высокий уровень и качество жизни сельского населения страны.
На протяжении нескольких лет основным инструментом финансовой государственной поддержки развития сельских территорий Карачаево-Черкесской Республики являются государственные программы. До 2019 года это была Подпрограмма 4 "Устойчивое развитие сельских территорий Карачаево-Черкесской Республики" (далее - подпрограмма "УРСТ") государственной программы "Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики" утвержденной Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 22 января 2019 г. N 13 "О государственной программе "Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики" (далее - государственная программа "Развитие сельского хозяйства", в рамках которой на территории республики строилось жилье для сельских жителей, объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.
За период с 2014 по 2019 год в сельской местности в рамках подпрограммы "УРСТ" государственной программы "Развитие сельского хозяйства":
введено (приобретено) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов, площадью 12 844 кв. м, 130 семей из всех муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики получили субсидии на улучшение жилищных условий;
осуществлено строительство 14 фельдшерско-акушерских пунктов на территории муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики;
введено в эксплуатацию сети водоснабжения общей протяженностью 133,52 км в десяти муниципальных районах Карачаево-Черкесской Республики;
введено в эксплуатацию сети газоснабжения общей протяженностью 133,52 км в десяти муниципальных районах Карачаево-Черкесской Республики;
введено в эксплуатацию 9,99 км автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, в муниципальных районах Карачаево-Черкесской Республики.
Благодаря реализации вышеуказанной государственной программы созданы определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала села, развития его экономики, повышения занятости и доходов сельского населения, улучшения его жилищных условий и социальной среды обитания.
С 2020 года реализация мероприятий на сельских территориях республики осуществлялось в рамках подпрограммы 13 "Комплексное развитие сельских территорий" (далее - подпрограмма "КРСТ"), государственной программы "Развитие сельского хозяйства". По-прежнему реализуются мероприятия по предоставлению гражданам социальных выплат на строительство или приобретение жилья, создаются объекты инженерной и транспортной инфраструктуры на сельских территориях, благоустраиваются общественные пространства.
Основным источником реализации на территории Карачаево-Черкесской Республики заявленных в государственной программе "Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики" мероприятий является финансирование из средств федерального бюджета.
Объем финансирования, направленный на реализацию мероприятий государственной программы "Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики" в 2020 - 2022 годах, составил 580 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 536,8 млн рублей (92,6 процента), средства республиканского бюджета - 17,4 млн рублей (3 процента), местных бюджетов - 1,2 млн рублей (0,2 процента), внебюджетные источники - 24,6 млн рублей (4,2 процента).
В структуре финансирования государственной программы "Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики" наибольшую долю занимают мероприятия по реализации ведомственного проекта "Современный облик сельских территорий". На его реализацию приходится 19 процентов финансирования в 2020 году, 78,6 процента - в 2021 году, 95,3 процента - в 2022 году. Наименьшую долю занимает финансирование мероприятий по улучшению жилищных условий граждан. Так, на данное направление в 2020 году от общего объема финансирования выделено 0,1 процентов, в 2021 году - 21,3 процентов, в 2022 году - 4,7 процентов.
За 2020 - 2022 годы социальные выплаты на строительство жилья общей площадью 2 959,71 кв. м. получили 26 семей, проживающих на сельских территориях, в общем количестве 112 человек (получатели и члены их семей).
Проведены работы по реконструкции 3 автомобильных дорог общей протяженностью 6,7 км.
В период с 2020 по 2022 год реализованы 8 проектов в рамках федерального проекта "Современный облик сельских территорий" в четырех муниципальных районах Карачаево-Черкесской Республики, были построены 8 объектов водоснабжения и произведен капитальный ремонт школы в а. Сары-Тюз Усть-Джегутинского муниципального района.
Вместе с тем в силу значительного отставания социально-экономического развития сельских территорий в предшествующие годы, реализация принятых мер оказалась недостаточной для полного и эффективного использования в интересах Карачаево-Черкесской Республики потенциала сельских территорий, улучшения уровня и качества жизни на селе.
В значительной части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств. Уровень газификации жилищного фонда в сельской местности Карачаево-Черкесской Республики сетевым газом в 2023 году составляет 67,4 процентов, уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой выполнен на 65,4 процента.
По состоянию на 1 января 2023 года в Карачаево-Черкесской Республике осуществляют первичную медико-санитарную помощь 84 фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, 24 врачебных амбулаторий.
В сельских населенных пунктах Карачаево-Черкесской Республики работают 112 учреждений культурно-досугового типа, 113 организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, которые посещают 14 594 ребенка.
Основными проблемами, ограничивающими развитие сельских территорий Карачаево-Черкесской Республики, являются:
1) низкие темпы инфраструктурного развития сельских территорий, особенно дорожной сети и современных средств связи, не позволяющие преодолеть существующий пространственный и коммуникационный разрыв между городом и селом;
2) развитие жизненно важной инфраструктуры здравоохранения и образования подчинено цели обеспечения экономической эффективности в ущерб доступу населения к этим важнейшим социальным услугам;
3) неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции; неразвитость транспортной инфраструктуры, энерго- и водоснабжения;
4) сложная демографическая ситуация в сельской местности. Жизнь в сельской местности не является привлекательной для молодежи, отток молодежи из сельской местности в города является ощутимым препятствием для формирования кадровой базы сельского развития.
Для решения существующих проблем требуется привлечение финансовых ресурсов, средств внутренних и внешних инвесторов, а также концентрация средств на наиболее приоритетных направлениях за счет объединенных усилий исполнительных органов Карачаево-Черкесской Республики, органов местного самоуправления муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики, инвесторов и сельскохозяйственных предприятий. Комплексный подход к решению проблем в сфере комплексного развития сельских территорий предполагает использование программно-целевого метода, обеспечивающего четкое распределение реализуемых мероприятий по исполнителям, срокам, ресурсам, а также эффективную организацию процесса управления и контроля.
Исходя из задач государственной аграрной политики на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере социального развития сельских территорий необходимо провести комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые предусматривается осуществлять в сельских населенных пунктах, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.
1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Государственной программы.
Приоритетами государственной политики в сфере реализации государственной программы Карачаево-Черкесской Республики "Комплексное развитие сельских территорий Карачаево-Черкесской Республики" (далее - государственная программа "КРСТ") являются создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения, создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях.
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы "КРСТ" определены на основе положений федеральных нормативных правовых актов:
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года N 151-p "Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года".
Реализация Государственной программы оказывает влияние на достижение следующих национальных целей и показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
1. Комфортная и безопасная среда для жизни:
улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. м в год;
2. Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство:
обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности;
обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции.
Основным инструментом Государственной программы, влияющими на достижение национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни", является предоставление субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики:
на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан (социальные выплаты на строительство (приобретение) жилых помещений (жилых домов));
на создание инженерной инфраструктуры (в рамках проектов комплексного развития сельских территорий);
на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий;
на развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях.
Создание социальной, жилищно-коммунальной и транспортной инфраструктуры на сельских территориях для достижения национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" в рамках государственной программы "Развитие сельского хозяйства" выступает вспомогательным фактором увеличения численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, темпов устойчивого роста доходов населения, как в отраслях агропромышленного комплекса, так и в других отраслях экономики.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы взаимосвязаны с приоритетами государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", которыми являются создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения, создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях, развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях.
Реализация Государственной программы оказывает влияние на достижение следующих целей и показателей государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий":
цели:
сохранение к 2031 году доли сельского населения в общей численность населения Российской Федерации на уровне 25,91 процента;
достижение к 2031 году соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств в размере 70 процентов;
повышение к 2031 году доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 54 процентов;
показатели:
доля сельского населения в общей численности населения Российской Федерации;
соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств;
доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах.
1.3. Задачи Государственной программы, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации.
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации и Стратегией пространственного развития установлены ключевые положения, предусматривающие обеспечение социально-экономического развития малых и средних городов, а также сельских территорий, создание комфортной среды для проживания граждан во всех населенных пунктах страны, развитие эффективной транспортной инфраструктуры и транспортной связанности страны.
Во исполнение вышеуказанных стратегических документов в перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р, включена инициатива социально-экономического развития "Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения", согласно которой ключевым стратегическим приоритетом развития сельских территорий станет опережающее развитие опорных населенных пунктов, на базе которых обеспечивается ускоренное развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию гарантий в сфере образования, доступность медицинской помощи, услуг в сфере культуры и реализацию иных потребностей населения территории одного или нескольких муниципальных образований.
В целях реализации инициативы социально-экономического развития "Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения" необходимо обеспечить:
единство подходов к определению потребности в размещении новых или модернизации существующих объектов социальной, инженерной, транспортной, логистической инфраструктуры не только исходя из отраслевых принципов их локации, но и с учетом текущего и перспективного уровня занятости населения, демографических прогнозов, потребности населения в соответствующих услугах, транспортной доступности объектов и сопутствующей инфраструктуры, а также инвестиционной активности территорий;
приоритетное рассмотрение и направление заявок муниципальных образований по мероприятиям, заявляемых к реализации на территориях опорных населенных пунктов и прилегающих территорий.
Обеспечение развития сельских территорий в системе пространственного развития страны требует проведения эффективной государственной политики регионального развития, разработки предложений по размещению производственных, перерабатывающих и логистических мощностей различных отраслей экономики, а также формирования обеспечивающей активное экономическое развитие системы расселения. Для решения обозначенных задач потребуется проведение полноценной оценки состояния сельских территорий, определение экономического потенциала их развития с учетом возможности формирования специализированных высокотехнологичных зон производства отдельных видов продукции, развития межрегионального обмена, применения более совершенного организационно-экономического механизма, что будет способствовать рациональному использованию производственного потенциала, повышению инновационной и инвестиционной привлекательности сельских территорий, их устойчивому развитию.
С целью создания условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения Государственной программой предусмотрено предоставление субсидий муниципальным образованиям Карачаево-Черкесской Республики на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан (социальные выплаты на строительство (приобретение) жилых помещений (жилых домов)).
С целью создания и развития инфраструктуры на сельских территориях Государственной программой предусмотрено предоставление субсидий муниципальным образованиям Карачаево-Черкесской Республики:
на создание инженерной инфраструктуры (в рамках проектов комплексного развития сельских территорий);
на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий;
на развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях. Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях предполагает предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Карачаево-Черкесской Республики на возмещение части затрат на реализацию мероприятий, направленных на обеспечение квалифицированными специалистами.
На динамику достижения целевых показателей государственной программы "Развитие сельского хозяйства" оказывают влияние объемы ее финансового обеспечения.
Участие в государственной программе "КРСТ" муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики, сельскохозяйственных товаропроизводителей носит заявительный характер.
1.4. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, входящей в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации, а также иные задачи в сфере реализации государственной программы.
По состоянию на 1 января 2023 года 1 из 10 муниципальных районов и 2 городских округов Карачаево-Черкесской Республики входит в состав приоритетных территорий.
По состоянию на 1 января 2021 года соотношение доли сельского населения в общей численности населения составляет 57,09 процентов.
С учетом положений Стратегии пространственного развития, демографического прогноза и балансов трудовых ресурсов потребуется совершенствование мероприятий по сохранению населения на сельских территориях, в том числе по развитию альтернативных форм занятости на сельских территориях, стимулированию внутренней и внешней миграции, повышению уровня доходов сельского населения.
По состоянию на 1 января 2021 года соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств превышает среднероссийский уровень (67,3 процента) и составляет 85,67 процентов.
Одной из главных стратегических целей развития Карачаево-Черкесской Республики на долгосрочный период является ликвидация бедности, в связи с чем меры по повышению занятости и доходов сельского населения, реализуемые различными федеральными ведомствами, должны стать более скоординированными, должна повыситься оперативность принятия решений, затрагивающих интересы сельского населения и сельских территорий.
По состоянию на 1 января 2021 года показатель доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах составляет 35,5 процентов.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития в Карачаево-Черкесской Республики до 2035 года, к приграничным муниципальным образованиям, для которых установлено приоритетной социально-экономическое развитие (в том числе за счет субсидирования из федерального бюджета) отнесен Карачаевский муниципальный район, которому будет оказываться приоритетная господдержка при модернизации социально-экономической сферы.
2. Предоставление субсидий из республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, бюджетам муниципальных районов и городских округов Карачаево-Черкесской Республики на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий и бюджетам муниципальных районов и городских округов Карачаево-Черкесской Республики в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при реализации проектов комплексного развития сельских территорий (сельских агломераций) в рамках настоящей государственной программы
2.1. Порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях Карачаево-Черкесской Республики, приведен в приложении 1 к государственной программе "Комплексное развитие сельских территорий Карачаево-Черкесской Республики".
2.2. Порядок предоставления и распределения субсидий на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий Карачаево-Черкесской Республики приведен в приложении 2 к государственной программе "Комплексное развитие сельских территорий Карачаево-Черкесской Республики".
2.3. Порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Карачаево-Черкесской Республики в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при реализации проектов комплексного развития сельских территорий (сельских агломераций) приведен в приложении 3 к государственной программе "Комплексное развитие сельских территорий Карачаево-Черкесской Республики".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.