Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 28.12.2023 N 383
Государственная программа
Карачаево-Черкесской Республики "Развитие культуры Карачаево-Черкесской Республики" (далее - государственная программа)
1. Стратегические приоритеты государственной программы
1.1. Оценка текущего состояния сферы культуры Карачаево-Черкесской Республики
Государственная программа определяет цели и задачи развития культурного потенциала и архивного дела в Карачаево-Черкесской Республике на среднесрочную перспективу, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
Государственная культурная политика в рамках национального проекта "Культура" нацелена на реализацию стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности, укрепление единства российского общества и российской гражданской идентичности, увеличение количества граждан, вовлеченных в культурную деятельность, и повышение востребованности цифровых ресурсов в сфере культуры. Достижение указанных целей обеспечивается, в том числе, за счет модернизации инфраструктуры культуры, широкой поддержки творческих инициатив граждан и организаций, культурно-просветительских проектов, переподготовки специалистов сферы культуры, развития волонтерского движения и внедрения информационных технологий.
Включение культуры в состав национальных проектов оказало заметное влияние на изменение на всех уровнях управления отношения к вопросам государственной культурной политики и ее законодательному обеспечению.
Организацию досуга населения в городах и районах Карачаево-Черкесской Республики обеспечивают 314 учреждений культуры. Среди них 15 республиканских государственных учреждения культуры, 114 - учреждений культурно-досугового типа, 27 - детских музыкальных школ и школ искусств, Карачаево-Черкесский государственный колледж культуры и искусств им. А.А. Даурова, Учебно-методический центр по художественному образованию, Псыжская школа искусств, Республиканский центр народной культуры.
Население республики обслуживают 155 библиотек, из них детского читателя обслуживает 21 специализированная библиотека, 3 библиотеки - республиканского подчинения.
Также в республике функционируют:
Карачаево-Черкесский государственный историко-культурный и природный музей-заповедник и 8 его филиалов, 5 драматических театров, 2 концертные организации.
Министерство культуры Карачаево-Черкесской Республики осуществляет функции и полномочия учредителя 15 государственных учреждений культуры Карачаево-Черкесской Республики.
На территории республики с 2021 года реализуется программа "Пушкинская карта", направленная на социальную поддержку молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры.
Web-сайты библиотек ещё не стали реальной частью системы обслуживания пользователей, но это первые шаги в интеграции в библиотечное интернет-пространство, что позволит в будущем доводить до пользователя библиотечную информацию о ресурсах и мероприятиях, автоматизировать все библиотечные процессы от комплектования до книговыдачи.
Почти все библиотеки, включая библиотеки-филиалы, имеют свои аккаунты в социальных сетях, которые стали новой моделью взаимодействия с читателями, средой не только для продвижения книги, но и продвижения и развития самих библиотек.
Ежегодно Министерство культуры Российской Федерации формирует рейтинг информационной активности культурной жизни регионов - механизм оценки деятельности учреждений культуры Российской Федерации по информированию граждан о событиях культурной жизни субъектов Российской Федерации на платформе "PRO.Культура.РФ".
На рейтинг учреждений культуры влияет количество вновь созданных событий на платформе "PRO.Культура.РФ", подключенных активных счетчиков "Цифровая культура", визитов на ресурсы, трансляций и непосредственная активность учреждений (наличие подтвержденных событий за отчетный период).
Всего на портале "PRO.Культура.РФ" зарегистрированы 134 организации Карачаево-Черкесской Республики (государственные, муниципальные, частные, некоммерческие).
Одним из немаловажных критериев формирования рейтинга является количество счетчиков "Цифровая культура", созданных учреждениями на платформе "PRO.Культура.РФ", и количество визитов на ресурсы в сфере культуры по данным счетчиков.
Региональный проект "Цифровая культура" призван обеспечить широкое внедрение цифровых технологий в культурное пространство республики. В 2024 году в рамках проекта планируется создание виртуального концертного зала. В основе концертных программ будет лежать видеозапись или онлайн трансляция, которую обеспечивает Минкультуры России. Данный проект на новом техническом уровне позволит решить проблему гастролей творческих коллективов, обеспечив условия доступности к концертам классической музыки для жителей населенных пунктов, отдаленных районов.
В 2022 году в рамках федерального проекта "Придумано в России" на базе Карачаево-Черкесского колледжа культуры и искусств им. А.А. Даурова создана Школа креативных индустрий.
Школа креативных индустрий - новое направление в дополнительном образовании в России. Это площадка, где каждый одаренный ребенок от 12-17 лет может реализовать свой творческий потенциал в направлениях креативных индустрий. Студии оснащены современным оборудованием и новейшим специализированным программным обеспечением.
Вместе с тем, изменение социально-политических и экономических условий обусловило трансформацию роли и функций учреждений культуры в обществе. Значительно изменились культурные потребности населения, возможности культурно-досуговых учреждений, повысились требования к качеству предоставляемых населению услуг в области культуры.
Учреждения культуры являются основными очагами сохранения культуры и главными проводниками государственной культурной политики.
Вместе с тем, многие из проблем остаются нерешенными, в их числе: отсутствие в обществе представления о стратегической роли культуры и приоритетах государственной культурной политики;
неудовлетворительное состояние множества организаций культуры, находящихся в ведении муниципальных образований;
значительное сокращение сети культурно-досуговых учреждений и ухудшение качества предоставляемых услуг;
дефицит квалифицированных кадров в музеях, библиотеках, театрально-концертных учреждениях, культурно-досуговой сфере.
Многообразие направлений в отрасли культуры не позволяет решить стоящие перед ней проблемы изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов.
При отсутствии комплексного подхода к решению существующих в сфере культуры проблем повышается вероятность утраты накопленного культурного потенциала, замедляются темпы развития культуры как одного из ключевых институтов общественного сознания и системы ценностей, формирующей идентичность народов, единство общества.
Вместе с тем существуют факторы, сдерживающие развитие культуры в регионе:
недостаток современных экспозиционных площадей для реализации новых идей, проектов и площадей для фондохранилищ музейных предметов, и музейных коллекций;
недостаточное количество пространств для культурной деятельности и обеспечения полноценного функционирования учреждений, несоответствие многих культурных учреждений региона требованиям и предпочтениям молодежи;
недостаточный уровень модернизации технического оснащения учреждений, в том числе государственных, что не позволяет использовать в полной мере современные технологии культурного менеджмента, внедрять новые формы представления информации и коммуникации с посетителями;
недостаточный уровень продвижения культурного продукта региона на межрегиональном и федеральном уровнях;
неиспользование современных моделей и способов культурного менеджмента, отсутствие их информационной базы и практики применения;
отсутствие эффективных механизмов и низкая активность по привлечению частных инвестиций в развитие культурных учреждений;
низкая обеспеченность квалифицированными кадрами, относительно низкая престижность культурных учреждений как места работы.
В республиканских государственных учреждениях культуры темпы износа материальной базы также опережают темпы ее обновления. Недостаточно развитая инфраструктура сдерживает развитие деятельности учреждений, негативно сказывается на результативности работы, качестве, технологичности и ассортименте услуг.
Низкая экономическая эффективность многих учреждений культуры сегодня - следствие острого дефицита молодых управленческих и творческих кадров, обусловленного снижением уровня престижа творческой профессии. Государству необходимо предпринять шаги по целенаправленному формированию общественного спроса на талантливых и творческих людей.
Сегодня проблема сохранения и развития традиционной народной культуры, профессионального искусства, художественно-эстетического образования, историко-культурного наследия и архивного фонда без соответствующей государственной поддержки может привести к исчезновению преемственности традиций, утрате национальной самоидентификации, основных ценностных ориентиров народов, проживающих на территории республики.
Эффективное решение важнейших проблем возможно только при активной государственной поддержке.
Для дальнейшего повышения роли культуры и архивного дела в социально-экономическом развитии республики необходимо укрепление взаимодействия органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики и органов местного самоуправления, повышение эффективности использования бюджетных ресурсов, совершенствование программно-целевого управления в области развития культурного потенциала и архивного дела.
Динамика предстоящих процессов будет зависеть от создания новых условий и мощностей, необходимых для возвращения приоритетов духовности и культурной преемственности, сохранения самобытности, достижения качественно нового состояния культуры и архивного дела, обеспечивающих реальные возможности для нравственного и патриотического воспитания населения республики.
Результативность и эффективность прогнозируемого периода обеспечат комплексный подход и объединение усилий всех заинтересованных участников на основе рационального использования бюджетных средств.
Реализация включенных в государственную программу приоритетных направлений деятельности решит системные проблемы отрасли и повысит уровень востребованности и удовлетворенности населения республики качеством и доступностью предоставляемых услуг.
1.2. Приоритеты и цели государственной политики в развитии сферы культуры
Приоритеты государственной политики в сфере культуры установлены стратегическими документами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики, реализация которых позволила наметить пути решения многих проблем:
Законом Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утвержденным Верховным Советом Российской Федерации от 09.10.92 N 3612-1);
Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Национальные цели);
Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики";
Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р;
Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 N 1089-р;
Законом Карачаево-Черкесской Республики от 13.06.2023 N 20-РЗ "О нематериальном этнокультурном достоянии в Карачаево-Черкесской Республике";
Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 02.10.2023 N 275 "О стратегии социально экономического развития Карачаево-Черкесской Республики до 2035 года". Государственная культурная политика в Российской Федерации основывается на признании культуры согласно части 4 статьи 68 Конституции Российской Федерации уникальным наследием многонационального народа России, которая поддерживается и охраняется государством. При реализации государственной культурной политики в соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации обеспечиваются права и свободы человека и гражданина в сфере культуры, к которым относятся, в том числе, гарантия свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России определены в качестве национальных интересов Российской Федерации на современном этапе.
Согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р (далее - стратегия пространственного развития), для достижения цели пространственного развития Российской Федерации важной задачей, которую необходимо решить, является сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, а также снижение внутрирегиональных социально-экономических различий.
Основными целями государственной культурной политики согласно Основам государственной культурной политики, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808, являются формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития, а также:
укрепление гражданской идентичности; создание условий для воспитания граждан;
сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;
передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;
создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;
обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам.
В качестве одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года определена цель "Возможности для самореализации и развития талантов".
В связи с этим на современном этапе развития республики государственная культурная политика будет осуществляться в соответствии со следующими основными приоритетами:
продвижение статуса культуры как национального приоритета, укрепление позиций государства в сфере культуры;
сохранение единого культурного пространства на основе духовно-нравственных ценностей и исторических традиций народа России как фактора национальной безопасности и территориальной целостности России;
продвижение в культурном пространстве нравственных ценностей и образцов, способствующих культурному и гражданскому воспитанию личности;
обеспечение максимальной доступности для широких слоев населения лучших образцов культуры и искусства;
стимулирование повышения качества и разнообразия культурной жизни в малых, удаленных, сельских населенных пунктах, разработка и реализация программ поддержки их культурной инфраструктуры;
создание условий для творческой самореализации граждан, культурно-просветительской деятельности, организации внешкольного художественного образования и культурного досуга;
цифровая трансформация сферы культуры, обеспечение инновационного развития сферы культуры, выход на лидирующие позиции в области применения современных технологий в сфере культуры, усиление присутствия учреждений культуры в цифровой среде;
создание необходимых условий для активизации инвестиционной деятельности в сфере культуры;
разработка и реализация комплекса взаимосвязанных мер, направленных на сохранение нематериального культурного и исторического наследия, предотвращение противоправных посягательств на объекты культурного наследия;
развитие гастрольной деятельности учреждений культуры; содействие развитию творческих (креативных) индустрий, создание целеориентированной системы поддержки развития креативного сектора; модернизация материально-технической базы учреждений культуры; совершенствование системы подготовки кадров в сфере культуры; совершенствование системы художественного образования; обеспечение межведомственного, межуровневого и межрегионального взаимодействия в реализации государственной культурной политики;
обеспечение социально-экономического развития приграничных муниципальных образований (Карачаевского муниципального района) Карачаево-Черкесской Республики с учетом их стратегического значения, существующего уровня и потенциала социально-экономического развития;
сохранение, пополнение, использование документов архивного фонда Карачаево-Черкесской Республики в интересах граждан, общества и государства, а также эффективное управление системой;
сохранение, популяризация и учет объектов культурного наследия.
Реализация государственной программы предусмотрена на долгосрочный период.
Целью государственной программы, направленной на реализацию стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и государства, единства российского общества, является развитие культурного потенциала и архивного дела Карачаево-Черкесской Республики.
Формулировка цели определяется приоритетами государственной политики, ключевыми проблемами и современными вызовами в рассматриваемых сферах.
Достижение цели государственной программы предполагается посредством решения взаимосвязанных и взаимодополняющих задач, отражающих установленные полномочия государственных органов власти в сфере культуры, охраны культурного наследия и архивного дела.
Обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого и инновационного потенциала нации, создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры - ориентированы на реализацию прав граждан в области культуры, установленных в положениях статьи 44 Конституции Российской Федерации, что относится к стратегическим национальным приоритетам.
Достижение основной цели в конечном итоге должно выразиться в достижении показателя государственной программы - увеличение числа посещений культурных мероприятий по сравнению с показателем 2019 года (с учетом онлайн посещений).
1.3. Задачи государственной программы, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации
Для достижения целевого показателя "Увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года", установленного абзацем седьмым подпункта "б" пункта 2 национальных целей, реализуются задачи по повышению привлекательности (популярности) культурных мероприятий, использованию современных цифровых технологий и популяризации объектов культурного наследия в рамках следующих направлений:
развитие сети учреждений культуры, включая меры по укреплению материально-технической базы в учреждениях культуры, реставрацию и сохранение объектов культурного наследия, создание культурно-образовательных и музейных комплексов;
использование новых технологий для сохранения и развития культурного наследия, а также его адаптации к современным реалиям - создание виртуальных концертных залов;
кадровое обеспечение организаций культуры, в том числе путем создания условий для повышения квалификации в сфере культуры на базе создаваемых центров непрерывного образования и повышения квалификации.
Достижение целевого показателя "Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций", установленного абзацем пятым подпункта "б" пункта 2 национальных целей, обеспечивается посредством решения задач по сохранению исторических и национально-культурных традиций и организации на их основе процесса воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности по следующим направлениям:
сохранение исторических и национально-культурных традиций, включающее меры по поддержке творческих инициатив граждан, направленных на укрепление российской гражданской идентичности и сохранение духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации;
воспитание на основе исторических и национально-культурных традиций путем реализации гражданско-патриотических, военно-исторических и культурно-познавательных мероприятий, дополнительных возможностей для творческого развития, самореализации и продвижения талантливой молодежи и работников в сфере культуры.
На достижение целевого показателя "Увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций", установленного абзацем шестым подпункта "б" пункта 2 национальных целей, оказывает влияние решение задачи по поддержке развития добровольческой (волонтерской) деятельности, в том числе в сфере сохранения культурного наследия народов Российской Федерации, путем формирования и ведения базы данных "Волонтеры культуры", реализации образовательных программ для волонтеров по направлениям работы в сфере культуры, формирования социального института добровольчества.
1.4. Задачи обеспечения достижения показателей развития сферы культуры Карачаево-Черкесской Республики, входящей в состав приоритетных территорий, уровень которой должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации
Задачами государственного управления в сфере культуры являются:
1. Развитие деятельности организаций культуры:
обеспечение деятельности организаций культуры (библиотек, музеев, театров, концертных и других организаций исполнительских искусств, организаций в области традиционной народной культуры);
развитие гастрольной и выставочной деятельности ведущих региональных учреждений культуры в субъектах Российской Федерации;
поддержка деятельности региональных и муниципальных театров, учреждений культурно-досугового типа, организаций других видов искусств;
государственная поддержка лучших сельских учреждений культуры и лучших работников сельских учреждений культуры;
поддержка непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры для обеспечения организаций культуры высокопрофессиональными кадрами;
2. Повышение вовлеченности граждан в деятельность в сфере культуры (создание условий для реализации творческого потенциала, воспитания на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации):
продвижение талантливой молодежи в сфере искусства, в том числе путем проведения детских творческих фестивалей;
поддержка самодеятельного народного творчества посредством проведения фестивалей любительских творческих коллективов;
поддержка реализации проектов, направленных на возрождение духовных традиций и сохранение национального культурного наследия, содействие реализации талантливых и перспективных проектов в области культуры и искусства, воспитание, просвещение и поддержку молодого поколения;
поддержка творческих проектов в области культуры и искусства, в том числе всероссийских и международных проектов в области музыкального, театрального, изобразительного искусства;
поддержка реализации проектов, направленных на изучение и популяризацию военной истории России, сохранение военно-исторического культурного наследия, укрепление исторической и культурной связи поколений;
поддержка развития добровольческой (волонтерской) деятельности в сфере культуры;
содействие развитию творческих (креативных) индустрий, создание целеориентированной системы поддержки развития креативного сектора;
3. Развитие инфраструктуры в сфере культуры:
переоснащение муниципальных библиотек в соответствии с Концепцией модернизации муниципальных библиотек Российской Федерации на основе модельного стандарта деятельности общедоступных библиотек, утвержденной Министерством культуры Российской Федерации;
создание и модернизация учреждений культурно-досугового типа в сельской местности;
обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с численностью жителей до 50 тыс. человек;
модернизация и оснащение музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами образовательных учреждений в сфере культуры (детских школ искусств по видам искусств и училищ);
реализация проектов по строительству объектов региональных учреждений культуры.
Территория Карачаево-Черкесской Республики относится к геостратегическим территориям Российской Федерации и имеет приграничные муниципальные образования, в том числе приграничное муниципальное образование, при модернизации социально-экономической сферы которого в соответствии с положениями стратегии пространственного развития оказывается приоритетная государственная поддержка (Карачаевский муниципальный район Карачаево-Черкесской Республики).
В связи с этим, мероприятия, направленные на развитие сети учреждений культуры, включая меры по укреплению материально-технической базы в учреждениях культуры, реставрацию и сохранение объектов культурного наследия, создание культурно-образовательных и музейных комплексов при реализации государственной программы осуществляется с учетом приоритетности развития приграничного муниципального образования Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики.
2. Предоставление субсидий и иных межбюджетных трансфертов из бюджета Карачаево-Черкесской Республики бюджетам муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики и подведомственным учреждениям культуры
2.1. Правила предоставления субсидий на поддержку творческой деятельности муниципальных театров в населенных пунктах с численностью населения до 300 тыс. человек приведены в приложении 1 к государственной программе.
2.2. Правила предоставления субсидий на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тыс. человек приведены в приложении 2 к государственной программе.
2.3. Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета на поддержку отрасли культуры приведен в приложении 3 к государственной программе.
2.4. Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета на подготовку и проведение празднования памятных дат приведены в приложении 4 к государственной программе.
2.5. Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики на поддержку творческой деятельности и техническое оснащение детских и кукольных театров приведены в приложении 5 к государственной программе.
2.6. Правила предоставления субсидий на развитие сети учреждений культурно-досугового типа приведены в приложении 6 к государственной программе.
2.7. Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики бюджетам муниципальных образований на техническое оснащение муниципальных музеев приведены в приложении 7 к государственной программе.
2.8. Порядок предоставления субсидий из бюджета Карачаево-Черкесской Республики бюджетам муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики на создание модельных библиотек муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики приведен в приложении 8 к государственной программе.
2.9. Правила предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики на создание виртуальных концертных залов приведены в приложении 9 к государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.