Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к Учетной политике
Финансового управления
города Пензы
Порядок и график проведения инвентаризации активов и обязательств
Настоящий Порядок разработан в соответствии со следующими документами:
- Законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
- Федеральным стандартом "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденным приказом Минфина от РФ 31.12.2016 N 256н;
- Федеральным стандартом "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденным приказом Минфина от 30.12.2017 N 274н;
- указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами...";
- Методическими указаниями по первичным документам и регистрам, утвержденными приказом Минфина РФ от 30.03.2015 N 52н;
- Методическими указаниями по первичным документам и регистрам, утвержденными приказом Минфина РФ от 15.04.2021 N 61н.
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок устанавливает правила проведения инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств управления, в том числе на забалансовых счетах, сроки ее проведения, перечень активов и обязательств, проверяемых при проведении инвентаризации.
1.2. Инвентаризации подлежит все имущество Управления независимо от его местонахождения и все виды финансовых активов и обязательств Управления, в том числе на забалансовых счетах. Также инвентаризации подлежит имущество, находящееся на ответственном хранении учреждения.
Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и в разрезе ответственных (материально ответственных) лиц, далее - ответственные лица.
1.3. Управление проводит инвентаризацию:
- в случаях, установленных в пунктах 31 и 32 приложения N 1 к СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" - обязательная инвентаризация;
- ежегодно - в кассе;
- в других случаях по решению о проведении инвентаризации (ф. 0510439).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.5. Имущество, которое поступило во время инвентаризации, принимают ответственные лица в присутствии членов инвентаризационной комиссии и заносят его в отдельную инвентаризационную опись. В акт о результатах инвентаризации такое имущество не включается. Описи прилагают к акту о результатах инвентаризации.
1.6. Инвентаризация проводится методами осмотра, подсчета, взвешивания, обмера, (далее - методы осмотра). В случаях, когда применение методов осмотра для выявления фактического наличия объектов инвентаризации невозможно или не представляется возможным без существенных затрат, учреждение использует альтернативные способы (методы) инвентаризации (далее - методы подтверждения, выверки (интеграции)):
1) фиксация (актирование), в том числе:
- факта осуществления объектом соответствующей функции;
- поступления экономических выгод;
- использования полезного потенциала;
- подтверждение наличия (обоснованности владения) данными государственных (муниципальных) реестров (информационных ресурсов), содержащих информацию об объекте инвентаризации посредством запросов или средствами технологической интеграции информационных систем.
Замеры и установленные факты оформляются актами, которые вместе с расчетами прилагаются к документам, оформляющим результаты инвентаризации.
Инвентаризацию методом подтверждения, выверки (интеграции), а также методом расчетов допустимо проводить по решению начальника Управления на дату, предшествующую дате принятия решения о проведении инвентаризации.
2. Общий порядок и сроки проведения инвентаризации
2.1. Для проведения инвентаризации в Управлении создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
2.2. Инвентаризационная комиссия выполняет следующие функции:
- проверка фактического наличия имущества, как собственного, так и не принадлежащего управлению, но числящегося в бюджетном учете;
- проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации основных средств, использования нематериальных активов, а также правил и условий хранения материальных запасов, денежных средств;
- определение состояния имущества и его назначения;
- выявление признаков обесценения активов;
- сопоставление данных бюджетного учета с фактическим наличием имущества, с выписками из счетов, с данными актов сверок;
- проверка правильности расчета и обоснованности создания резервов, достоверности расходов будущих периодов;
- проверка документации на активы и обязательства;
- выявление дебиторской задолженности, безнадежной к взысканию и сомнительной, подготовка предложений о списании такой задолженности;
- выявление кредиторской задолженности, не востребованной кредиторами, подготовка предложений о списании такой задолженности;
- составление инвентаризационных описей, в которых указываются все объекты инвентаризации, их количество, статус и целевая функция;
- составление ведомости по расхождениям, если они обнаружены, а также выявление причин таких отклонений;
- оформление протоколов заседания инвентаризационной комиссии;
- подготовка предложений по изменению учета и устранению обстоятельств, которые повлекли неточности и ошибки.
Комиссия оценивает наличие:
а) обстоятельств, указывающих на необходимость принятия решения о списании имущества - при инвентаризации нефинансовых активов. В частности, оценивает физический или моральный износ, нарушения условий содержания или эксплуатации, влияние на состояние имущества аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, длительного неиспользования имущества или иных причин, которые привели к необходимости принятия решения о списании имущества. Одновременно комиссия рассматривает вопрос целесообразности дальнейшего использования имущества, возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов имущества;
б) оснований для возмещения недостачи или ущерба;
в) в отношении активов - фактов несоответствия актива критериям его признания в бюджетном учете;
г) обстоятельств, указывающих на правомерность признания просроченной дебиторской задолженности сомнительной или безнадежной к взысканию;
д) обязательств, не востребованных в течение срока исковой давности кредитором;
е) оснований для признания в учете выявленных излишков, для выбытия недостающих объектов с учета или корректировки бухгалтерских данных при пересортице. Основания для принятия к учету выявленных излишков выясняются в ходе проверки, целью которой является выявление причин излишков и их собственников;
ж) оснований для обесценения, изменения стоимости объектов.
Детальные правила работы комиссии, ее права, ответственность и полномочия устанавливаются в отдельном локальном акте - положении об инвентаризационной комиссии.
2.3. Инвентаризации подлежит имущество учреждения, вложения в него на счете 106.00 "Вложения в нефинансовые активы", а также следующие финансовые активы, обязательства и финансовые результаты:
- денежные средства - счет 1.201.00.000;
- расчеты по доходам - счет 1.205.00.000;
- расчеты по выданным авансам - счет 1.206.00.000;
- расчеты с подотчетными лицами - счет 1.208.00.000;
- расчеты по ущербу имуществу и иным доходам - счет 1.209.00.000;
- расчеты по принятым обязательствам - счет 1.302.00.000;
- расчеты по платежам в бюджеты - счет 1.303.00.000;
- прочие расчеты с кредиторами - счет 1.304.00.000;
- расчеты с кредиторами по долговым обязательствам - счет 1.301.00.000;
- расходы будущих периодов - счет 1.401.50.000;
- резервы предстоящих расходов - счет 1.401.60.000.
2.4. Сроки проведения плановых инвентаризаций установлены в Графике проведения инвентаризации.
Кроме плановых инвентаризаций, управление может проводить внеплановые сплошные и выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей. Внеплановые инвентаризации проводятся на основании Решения о проведении инвентаризации (ф. 0510439).
2.5. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств, не сданные и не учтенные отделом учета и отчетности на момент проведения инвентаризации.
Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "___" (дата). Это служит основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
2.6. Ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в отдел учета и отчетности или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход. Аналогичные расписки дают сотрудники, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
2.7. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем осмотра, подсчета, взвешивания, обмера. Вес и объем навалочных и наливных материальных ценностей проверяется путем обмеров, замеров и технических расчетов.
Инвентаризация материальных ценностей, которые хранятся в неповрежденной упаковке с информацией производителя о количестве товара внутри, проводится методом фиксации. Для этого вскрывается и пересчитывается содержимое части упаковок - 10 процентов от общего количества. Остальной подсчет ведется на основании данных производителя.
2.8. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии ответственных лиц.
2.9. Для оформления инвентаризации комиссия применяет формы, утвержденные приказами Минфина от 30.03.2015 N 52н и от 15.04.2021 N 61н:
- решение о проведении инвентаризации (ф. 0510439);
- изменение Решения о проведении инвентаризации (ф. 0510447);
- инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082);
- инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086);
- инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087).;
- инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0504088);
- инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089);
- ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092);
- акт о результатах инвентаризации (ф. 0510463);
- акт о результатах инвентаризации наличных денежных средств (ф. 0510836);
- инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам) (ф. 0504083).
Для результатов инвентаризации расходов будущих периодов применяется акт инвентаризации расходов будущих периодов N ИНВ-11 (ф. 0317012) (Приложение N 1).
При инвентаризации резервов предстоящих расходов, результаты инвентаризации комиссия отражает в акте инвентаризации резервов (Приложение N 2).
2.10. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, нематериальных активов, материальных запасов и другого имущества, денежных средств, финансовых активов и обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Также комиссия обеспечивает внесение в описи обнаруженных признаков обесценения актива.
2.11. Если инвентаризация проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
2.12. Если ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии.
Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.
3. Особенности инвентаризации отдельных видов имущества, финансовых активов, обязательств и финансовых результатов
3.1. Инвентаризация основных средств проводится один раз в год перед составлением годовой бюджетной отчетности. Инвентаризации подлежат основные средства на балансовых счетах 101.00 "Основные средства", а также имущество на забалансовых счетах 01 "Имущество, полученное в пользование", 02 "Материальные ценности на хранении", 21 "Основные средства в эксплуатации".
Основные средства, которые временно отсутствуют (находятся у подрядчика на ремонте, у сотрудников в командировке и т.д.), инвентаризируются по документам и регистрам до момента выбытия.
Перед инвентаризацией комиссия проверяет:
- есть ли инвентарные карточки, книги и описи на основные средства, как они заполнены;
- состояние техпаспортов и других технических документов;
- документы на основные средства, которые приняли или сдали на хранение и в аренду.
При отсутствии документов комиссия должна обеспечить их получение или оформление. При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бюджетного учета или технической документации следует внести соответствующие исправления и уточнения.
В ходе инвентаризации комиссия проверяет:
- фактическое наличие объектов основных средств, эксплуатируются ли они по назначению;
- физическое состояние объектов основных средств: рабочее, поломка, износ, порча и т.д.
Данные об эксплуатации и физическом состоянии комиссия указывает в инвентаризационной описи (ф. 0504087). Графы 8 и 9 инвентаризационной описи по НФА комиссия заполняет следующим образом.
В графе 8 "Статус объекта учета" указываются коды статусов:
11 - в эксплуатации;
12 - требуется ремонт;
13 - находится на консервации;
14 - требуется модернизация;
15 - требуется реконструкция;
16 - не соответствует требованиям эксплуатации;
17 - не введен в эксплуатацию.
В графе 9 "Целевая функция актива" указываются коды функции:
11 - продолжить эксплуатацию;
12 - ремонт;
13 - консервация;
14 - модернизация, дооснащение (дооборудование);
15 - реконструкция;
16 - списание;
17 - утилизация.
3.2. При инвентаризации нематериальных активов комиссия проверяет:
- есть ли свидетельства, патенты и лицензионные договоры, которые подтверждают исключительные права учреждения на активы;
- учтены ли активы на балансе и нет ли ошибок в учете.
Результаты инвентаризации заносятся в инвентаризационную опись (ф. 0504087).
Графы 8 и 9 инвентаризационной описи по НФА комиссия заполняет следующим образом.
В графе 8 "Статус объекта учета" указываются коды статусов:
11 - в эксплуатации;
14 - требуется модернизация;
16 - не соответствует требованиям эксплуатации;
17 - не введен в эксплуатацию.
В графе 9 "Целевая функция актива" указываются коды функции:
11 - продолжить эксплуатацию;
14 - модернизация, дооснащение (дооборудование);
16 - списание.
3.3. Материальные запасы комиссия проверяет по каждому ответственному лицу и по местам хранения. При инвентаризации материальных запасов, которых нет в учреждении (в пути, отгруженные, не оплачены в срок, на складах других организаций), проверяется обоснованность сумм на соответствующих счетах бухучета.
Отдельные инвентаризационные описи (ф. 0504087) составляются на материальные запасы, которые:
- находятся в Управлении и распределены по ответственным лицам;
- находятся в пути. По каждой отправке в описи указывается наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера учетных документов;
- отгружены и не оплачены вовремя покупателями. По каждой отгрузке в описи указывается наименование покупателя и материальных запасов, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.
Результаты инвентаризации комиссия отражает в инвентаризационной описи (ф. 0504087).
Графы 8 и 9 инвентаризационной описи по НФА комиссия заполняет следующим образом.
В графе 8 "Статус объекта учета" указываются коды статусов:
51 - в запасе для использования;
52 - в запасе для хранения;
53 - ненадлежащего качества;
54 - поврежден;
55 - истек срок хранения.
В графе 9 "Целевая функция актива" указываются коды функции:
51 - использовать;
52 - продолжить хранение;
53 - списать;
54 - отремонтировать.
3.4. При инвентаризации денежных средств на лицевых счетах комиссия сверяет остатки на счетах 304.05, 201.11 с выписками из лицевых счетов.
Результаты инвентаризации комиссия отражает в инвентаризационной описи (ф. 0504082).
3.5. Суммы наличных денег должны соответствовать данным книги кассира.
Инвентаризации подлежат:
- наличные деньги;
- бланки строгой отчетности;
- денежные документы.
Инвентаризация наличных денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности производится путем полного (полистного) пересчета. При проверке бланков строгой отчетности комиссия фиксирует начальные и конечные номера бланков.
В ходе инвентаризации кассы комиссия:
- проверяет кассовую книгу, отчеты кассира, приходные и расходные кассовые ордера, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, доверенности на получение денег, реестр депонированных сумм и другие документы кассовой дисциплины;
- сверяет суммы, оприходованные в кассу, с суммами, списанными с лицевого счета;
- проверяет соблюдение кассиром лимита остатка наличных денежных средств, своевременность депонирования невыплаченных сумм зарплаты.
Результаты инвентаризации наличных денежных средств комиссия отражает в инвентаризационной описи (ф. 0504088). Результаты инвентаризации денежных документов и бланков строгой отчетности - в инвентаризационной описи (ф. 0504086).
3.6. Инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами комиссия проводит методом подтверждения, выверки (интеграции) с учетом следующих особенностей:
- определяет сроки возникновения задолженности;
- выявляет суммы невыплаченной зарплаты (депонированные суммы), а также переплаты сотрудникам;
- сверяет данные бухучета с суммами в актах сверки с покупателями (заказчиками) и поставщиками (исполнителями, подрядчиками), а также с бюджетом и внебюджетными фондами - по налогам и взносам;
- проверяет обоснованность задолженности по недостачам, хищениям и ущербам;
- выявляет кредиторскую задолженность, не востребованную кредиторами, а также дебиторскую задолженность, безнадежную к взысканию и сомнительную в соответствии с положением о задолженности.
Результаты инвентаризации комиссия отражает в инвентаризационной описи (ф. 0504089).
3.7. При инвентаризации расходов будущих периодов комиссия проверяет:
- суммы расходов из документов, подтверждающих расходы будущих периодов, - счетов, актов, договоров, накладных;
- соответствие периода учета расходов периоду, который установлен в учетной политике;
- правильность сумм, списываемых на расходы текущего года.
Результаты инвентаризации комиссия отражает в акте инвентаризации расходов будущих периодов (ф. 0317012).
3.8. Инвентаризацию резервов и объектов в условных оценках комиссия проводит методом расчетов. При инвентаризации резервов предстоящих расходов комиссия проверяет правильность их расчета и обоснованность создания.
В части резерва на оплату отпусков проверяются:
- количество дней неиспользованного отпуска;
- среднедневная сумма расходов на оплату труда;
- сумма отчислений на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.
Результаты инвентаризации комиссия отражает в акте инвентаризации резервов, которого утверждена в учетной политике Управления.
4. Оформление результатов инвентаризации
4.1. Правильно оформленные инвентаризационной комиссией и подписанные всеми ее членами и ответственными лицами инвентаризационные описи (сличительные ведомости), акты о результатах инвентаризации передаются в отдел учета и отчетности для выверки данных фактического наличия имущественно-материальных и других ценностей, финансовых активов и обязательств с данными бюджетного учета.
4.2. Выявленные расхождения в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) обобщаются в ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). В этом случае она будет приложением к акту о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Акт подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии и утверждается руководителем управления.
4.3. После завершения инвентаризации выявленные расхождения (неучтенные объекты, недостачи) должны быть отражены в бюджетном учете, а при необходимости материалы направлены в судебные органы для предъявления гражданского иска.
4.4. Результаты инвентаризации отражаются в бюджетном учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.
4.5. На суммы выявленных излишков, недостач основных средств, нематериальных активов, материальных запасов инвентаризационная комиссия требует объяснение с ответственного лица по причинам расхождений с данными бюджетного учета. В случае недостачи или порчи имущества комиссия оценивает, в том числе на основе объяснений ответственного лица, имеются ли основания для возмещения недостачи или ущерба. Результат оценки указывается в решении комиссии. Основание: подпункт "б" пункта 24 приложения N 1 к СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки".
5. График проведения инвентаризации
Инвентаризация проводится со следующей периодичностью и в следующие сроки.
N п/п |
Наименование объектов инвентаризации |
Сроки проведения инвентаризации |
Период проведения инвентаризации |
1 |
Нефинансовые активы (основные средства, материальные запасы, нематериальные активы) |
Ежегодно на 1 декабря |
Год |
2 |
Финансовые активы (финансовые вложения, денежные средства на счетах, дебиторская задолженность) |
Ежегодно на 1 декабря |
Год |
3 |
Ревизия кассы, соблюдение порядка ведения кассовых операций Проверка наличия, выдачи и списания бланков строгой отчетности |
Ежегодно на 1 декабря |
Год |
4 |
Обязательства (кредиторская задолженность): |
|
|
- с организациями и учреждениями |
Ежегодно на 1 декабря |
Год |
|
5 |
Внезапные инвентаризации всех видов имущества |
- |
При необходимости в соответствии с приказом руководителя или учредителя |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.