Налог на операции с ценными бумагами: новая форма отчетности
Объект налогообложения
Регистрация эмиссии и уплата налога
Порядок заполнения расчета (декларации)
До недавнего времени при выпуске ценных бумаг организации представляли в налоговую инспекцию расчет по налогу на операции с ценными бумагами в произвольной форме. С 21 сентября 2003 года ситуация изменилась. Теперь плательщики налога обязаны отчитываться по форме, утвержденной МНС России.
Форма расчета (декларации) по налогу на операции с ценными бумагами (далее - налог), а также порядок его заполнения утверждены приказом МНС России от 13.08.2003 N БГ-3-24/453 (далее - приказ N БГ-3-24/453). Напоминаем: обязанность представлять в налоговый орган расчет (декларацию) по налогу была установлена Федеральным законом от 30.05.2001 N 69-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на операции с ценными бумагами"". Он вступил в силу 2 июля 2001 года. На тот момент форма расчета (декларации) по налогу не была утверждена. Поэтому налогоплательщик мог подать его в произвольной форме, обязательно указав номинальную сумму выпуска ценных бумаг, в отношении которой подавался расчет (декларация). С 21 сентября - даты вступления в силу приказа N БГ-3-24/453 - представление налогоплательщиками расчета (декларации) по форме, утвержденной этим приказом, является обязательным.
Расчет (декларация) подается в течение трех рабочих дней со дня уплаты налога. Сумма налога уплачивается одновременно с представлением документов на государственную регистрацию эмиссии ценных бумаг. Итак, срок представления декларации, день уплаты налога и подача документов на регистрацию эмиссии взаимосвязаны. Давайте вспомним, когда возникает объект налогообложения и какие нужны документы для регистрации эмиссии.
Объект налогообложения
Плательщиками налога на операции с ценными бумагами являются юридические лица - эмитенты ценных бумаг. Сейчас налогом облагается сумма выпуска ценных бумаг любого юридического лица. За исключением сумм выпусков, указанных в статье 2 Закона РФ от 12.12.91 N 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами" (далее - Закон N 2023-1).
Имейте в виду: налогом облагаются только операции с эмиссионными ценными бумагами. Дело в том, что законодательство РФ предусматривает государственную регистрацию исключительно выпусков эмиссионных ценных бумаг.
Эмиссионной считается любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая:
- закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав;
- размещается выпусками;
- имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени ее приобретения.
Об этом говорится в статье 2 Закона РФ от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
Под выпуском ценных бумаг понимается совокупность всех ценных бумаг одного эмитента. Они должны предоставлять одинаковый объем прав их владельцам и иметь одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством РФ. Ценные бумаги одного выпуска должны также иметь одинаковые условия эмиссии (первичного размещения).
Выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается единый государственный регистрационный номер. Он относится ко всем ценным бумагам данного выпуска.
Таким образом, положения Закона N 2023-1 не распространяются на векселя, чеки, депозитный и сберегательный сертификаты, товарораспорядительные документы (коносамент, простое складское свидетельство, двойное складское свидетельство) и иные неэмиссионные ценные бумаги, которые гражданским законодательством отнесены к числу ценных бумаг.
Регистрация эмиссии и уплата налога
Эмитент ценных бумаг исчисляет сумму налога самостоятельно исходя из номинальной суммы выпуска и налоговой ставки 0,8%.
Сумма налога уплачивается одновременно с представлением документов на государственную регистрацию эмиссии соответствующего выпуска ценных бумаг. Поступления от налога на операции с ценными бумагами полностью зачисляются в федеральный бюджет. Налог на операции с ценными бумагами имеет код бюджетной классификации 1040400 (Федеральный закон от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации").
Возникает закономерный вопрос: какие документы и когда подавать на регистрацию эмиссии?
Документы на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг должны быть представлены не позднее трех месяцев со дня утверждения решения об их выпуске. При регистрации проспекта ценных бумаг - не позднее одного месяца со дня утверждения проспекта ценных бумаг.
Документы, которые нужно представить в регистрирующий орган для регистрации выпуска ценных бумаг, перечислены в постановлении ФКЦБ России от 18.06.2003 N 03-30/пс "О стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг".
Как правило, в пакете документов на государственную регистрацию выпуска эмитент представляет документ, подтверждающий уплату налога на операции с ценными бумагами. Это копия платежного поручения на перечисление соответствующей суммы налога в бюджет. На платежном поручении должна стоять отметка банка о принятии его к исполнению.
Вместе с основными подаются также дополнительные документы в зависимости от вида ценных бумаг. Например, при размещении облигаций с обязательным централизованным хранением в регистрирующий орган представляется копия договора, заключенного между эмитентом и организацией, принимающей на себя обязательство по такому хранению.
Решение о выпуске (дополнительном выпуске) и проспект ценных бумаг эмитент представляет в регистрирующий орган в трех экземплярах. Остальные необходимые для государственной регистрации документы - в двух.
При размещении ценных бумаг на предъявителя, а также при регистрации проспекта ко всем экземплярам решения о выпуске или проспекта ценных бумаг подшивается образец или описание сертификата ценной бумаги. Образец или описание сертификата должны соответствовать требованиям федеральных законов.
Документы для государственной регистрации выпуска ценных бумаг можно представлять в форме электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью. В этом случае их представление на бумажных и магнитных носителях не требуется.
Документы на бумажных носителях, насчитывающие более одного листа, должны быть пронумерованы, прошиты, скреплены печатью эмитента на прошивке и заверены подписью уполномоченного лица эмитента.
Особенности государственной регистрации выпусков ценных бумаг, эмитентами которых являются кредитные организации, установлены инструкцией Банка России от 22.07.2002 N 102-И "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации".
Кстати
Немного статистики
Согласно отчетности МНС России в 2002 году поступления в федеральный бюджет по налогу на операции с ценными бумагами составили 1441 млн.руб. Это более чем в полтора раза превышает показатель, запланированный Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", - 920 млн.руб.
Тенденция сохранилась и в нынешнем году. Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" предусмотрено поступление налога в размере 840 млн.руб. По состоянию же на 1 сентября 2003 года в федеральный бюджет уже поступило 1541 млн.руб. Для сравнения: за 8 месяцев 2002 года бюджет получил только 706 млн.руб.
Таким образом, темп роста поступлений за 8 месяцев 2003 года по сравнению с аналогичным периодом 2002 года составил 218%, а перевыполнение годового задания на 2003 год - 183,5%.
Порядок заполнения расчета (декларации)
Теперь перейдем непосредственно к заполнению расчета (декларации) по налогу. Он состоит из титульного листа на трех страницах и страницы 4, на которой представляется расчет суммы налога. Расчет (декларация) подается в одном экземпляре по сумме каждого выпуска ценных бумаг, заявленного эмитентом. Однако налогоплательщик вправе одновременно с расчетом (декларацией) представить и его копию. Оригинал остается в налоговом органе, а копия возвращается налогоплательщику с отметкой, подтверждающей получение расчета (декларации).
Заполняя расчет (декларацию), необходимо обратить внимание на следующие моменты.
Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) указывается в соответствии со Свидетельством о государственной регистрации юридического лица (форма N Р51001) или Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированным до 1 июля 2002 года (форма N Р57001). Эти формы утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению" (приложения 11 и 13 соответственно).
Код по ОКВЭД указывается по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. Он утвержден постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, вступившим в силу с 1 января 2003 года.
Достоверность и полнота сведений, указанных в расчете (декларации), подтверждаются подписями руководителя, главного бухгалтера организации или уполномоченного представителя. При этом указываются фамилия, имя, отчество полностью, а ИНН - при его наличии.
Подписи указанных лиц заверяются печатью организации, представляющей расчет (декларацию).
Страница 3 титульного листа расчета (декларации) заполняется организацией только в случае, если:
- не указан ИНН руководителя или главного бухгалтера организации;
- изменились их учетные данные в период, за который представляется расчет (декларация);
- достоверность и полноту сведений удостоверяет уполномоченный представитель.
На странице 4 расчета (декларации) в строке 010 указывается номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленного эмитентом к государственной регистрации.
В строке 020 - сумма налога на операции с ценными бумагами, которую налогоплательщик, представляющий декларацию, перечислил в федеральный бюджет.
Рассмотрим порядок заполнения страницы 4 расчета (декларации) на примере.
Пример
Организация осуществила эмиссию ценных бумаг на сумму 6 500 000 руб. Налоговая ставка по налогу на операции с ценными бумагами составляет 0,8%.
Сумма 6 500 000 руб. является налоговой базой для налога на операции с ценными бумагами и указывается в строке 010 страницы 4 расчета (декларации).
Налог составит 52 000 руб. (6 500 000 руб. х 0,8%). Эту сумму нужно отразить в строке 020 страницы 4 расчета (декларации) (см. таблицу).
В соответствии со статьей 4 Закона N 2023-1 налог на операции с ценными бумагами, осуществленные в иностранной валюте, исчисляется в рублях в пересчете по курсу, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации и действующему на дату регистрации эмиссии.
Поскольку представление документов на регистрацию эмиссии предшествует по времени самой регистрации эмиссии, следовательно, при уплате налога не представляется возможным исчислить сумму налога исходя из курса, устанавливаемого Банком России на дату регистрации эмиссии.
По факту регистрации эмиссии можно порекомендовать представить в налоговый орган уточненный расчет (декларацию) с учетом изменений курса.
Если отказали в регистрации эмиссии:
Регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в регистрации в течение 30 дней с момента получения документов и магнитных носителей.
Если в регистрирующий орган представлены не все документы или имеются иные основания для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, регистрирующий орган вправе предоставить эмитенту возможность исправить допущенные нарушения. Для этого регистрирующий орган направляет эмитенту уведомление с указанием этих нарушений. У себя он оставляет по одному экземпляру всех документов, представленных эмитентом. При последующем представлении эмитентом документов на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг с исправленными и/или дополненными документами документы, в которые не вносились изменения и/или дополнения, представляются в одном экземпляре. А решение о выпуске (дополнительном выпуске) и проспект ценных бумаг подаются в двух экземплярах.
Если принято решение о государственной регистрации выпуска ценных бумаг, регистрирующий орган обязан в течение трех дней с момента принятия соответствующего решения выдать (направить) эмитенту:
- уведомление регистрирующего органа о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
- два экземпляра решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг с отметкой о его регистрации и государственным регистрационным номером выпуска ценных бумаг;
- два экземпляра проспекта ценных бумаг с отметкой о его регистрации и государственным регистрационным номером выпуска ценных бумаг (в случае регистрации проспекта ценных бумаг).
Если принято решение об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг, регистрирующий орган обязан в течение трех дней с момента принятия соответствующего решения выдать (направить) эмитенту уведомление об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг, содержащее основания отказа.
Существуют общие и специальные (для отдельных видов ценных бумаг) основания для вынесения решения об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. К общим прежде всего относятся:
- нарушение эмитентом требований законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения ценных бумаг законодательству РФ и несоответствии условий выпуска ценных бумаг законодательству РФ о ценных бумагах;
- несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям Закона РФ от 22.04.96 N 39-ФЗ, постановления ФКЦБ России от 18.06.2003 N 03-30/пс и иным нормативным правовым актам ФКЦБ России;
- непредставление в течение 30 дней по запросу регистрирующего органа всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг;
- несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям;
- внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).
Решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг может быть обжаловано в судебном порядке.
При отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг документы, представленные для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, не возвращаются. Не возвращается и уплаченный в бюджет налог на операции с ценными бумагами (ст.3 Закона N 2023-1).
Д.В. Вольвач,
советник налоговой службы РФ II ранга
"Российский налоговый курьер", N 21, ноябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99