Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Стратегические приоритеты государственной программы Камчатского края "Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края"
(далее - Программа)
1. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Камчатского края
1. Экономика Камчатского края лучше, чем ожидалось, пережила потрясения, вызванные санкциями, справившись с экономическими вызовами. Со стороны государства малому бизнесу оказывалась прямая финансовая поддержка - займы, поручительства и отсрочки, реализован широкий спектр мер налоговой и имущественной поддержки предпринимательства, реализованы мероприятия по снятию административных барьеров. Это во многом поддержало предприятия региона, особенно обеспечивающие производство и завоз продовольственных товаров, товаров первой необходимости. Ни одно предприятие на полуострове не закрылось под влиянием санкционного давления со стороны недружественных государств.
2. Стабилизация социально-экономического положения Камчатского края, развитие экономического потенциала региона в тех сферах, где у него есть реальные конкурентные преимущества на региональных и мировых рынках, развитие новых производств не возможны без участия государства, роль которого заключается в выстраивании открытой деловой системы, устранении излишних барьеров и препятствий, исключении дополнительных рисков ухудшения условий функционирования бизнеса.
3. Региональным вектором развития экономики становится увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в рост оборота организаций и валового продукта региона, рост занятости за счет развития действующих предприятий, расширение перечня производимых товаров и услуг, способствующие диверсификации производств и насыщению внутреннего и внешнего рынков, внедрение инновационного производства.
4. Состояние отраслей обрабатывающей промышленности отчасти характеризуется неоднородностью в развитии отдельных видов экономической деятельности. Промышленность Камчатского края развивается в рамках двухполюсной модели, при которой в одних отраслях промышленности доминируют крупные, масштабные производства, а в других развитие идет вокруг предприятий с небольшими объемами производства, ориентированных на региональные рынки сбыта, при этом средний класс промышленности, массовые, но конкурентоспособные производства, способные конкурировать на российском рынке наравне с импортерами, в большинстве отраслей отсутствуют.
5. Экспортная деятельность в регионе является фактически моноотраслевой. В структуре экспорта региона преобладает продукция из водных биологических ресурсов (до 96,5 процентов). Такая ситуация, несмотря на развитие других отраслей экономики Камчатки, будет сохраняться в среднесрочной перспективе под влиянием следующих ограничений:
1) недостаток конкурентоспособного продукта, ограниченность ассортимента товара, который может поставляться на экспорт;
2) изменение внешнеполитической ситуации, ввод санкций в отношении Российской Федерации;
3) логистические ограничения в доставке до потенциальных стран партнеров из-за территориальной удаленности;
4) высокая себестоимость поставляемого товара за счет дорогой логистики и высокой стоимости энергоресурсов.
6. Территория Камчатки характеризуется разобщенностью населенных пунктов. За пределами Авачинской агломерации муниципальные образования в отдельных случаях включают в себя поселения, отличающиеся значительной отдаленностью друг от друга, что формирует низкий уровень транспортной доступности. В связи с этим главным фактором, влияющим на ценообразование в крае, являются транспортные затраты на доставку товаров до торгового объекта. Доля транспортных расходов в торговой надбавке составляет от 10 до 80 процентов в зависимости от удаленности населенных пунктов от краевого центра.
Регулирование ценовой ситуации на отдаленных территориях обеспечивается путем возмещения транспортных расходов хозяйствующим субъектам при доставке потребительских товаров, необходимых для жизнеобеспечения населения в районах с ограниченными сроками завоза грузов.
7. Особенности развития экономики Камчатского края определяют основные задачи государственной политики в сфере реализации Программы:
1) формирование комфортного делового климата;
2) снижение уровня административных барьеров;
3) расширение спектра мер поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства, промышленным предприятиям, инвесторам.
8. За прошедший период реализация мероприятий Программы обеспечила достижение следующих результатов:
1) создана территория опережающего развития "Камчатка", резидентами которой с 2015 по 2022 годы реализовано инвестиционных проектов с объемом частных инвестиций в основной капитал 35,3 млрд рублей, создано 6 477 рабочих мест, перечислено налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации и страховых взносов 23,9 млрд рублей;
2) обеспечен рост объема инвестиций в основной капитал за период с 2016 по 2021 год в 1,5 раза. Общий объем инвестиций в основной капитал за последние пять лет превысил 250 млрд рублей. Пик инвестиционной активности пришелся на 2021 год, когда общий объем инвестиций в основной капитал составил 78,5 млрд рублей;
3) сформирована инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - открыт и функционирует центр "Мой бизнес", в состав которого входят:
а) АНО "Камчатский центр поддержки предпринимательства";
б) Микрокредитная компания Камчатский государственный фонд поддержки предпринимательства;
в) Гарантийный фонд развития предпринимательства Камчатского края;
г) Центр поддержки экспорта Камчатского края;
4) создан региональный фонд развития промышленности, оказывающий финансовую поддержку промышленным предприятиям путем предоставления займов под минимальный процент;
5) более 500 государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" доступны в 31 офисе многофункционального центра, которые расположены на территории всего Камчатского края;
6) уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в Камчатском крае в 2023 году достиг 98,64 процентов;
7) численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) по отношению к общему количеству занятых в экономике региона увеличилась с 25,8 процентов в 2021 году до 32,4 процентов к концу 2022 года. По итогам 2022 года численность занятых в сфере МСП составила 53,3 тыс. человек. Основной прирост занятых в сфере МСП приходится на микропредприятия и самозанятых граждан.
9. Реализация мероприятий Программы направлена на обеспечение роста уровня доходов населения через развитие и диверсификацию отраслей экономики, создание новых рабочих мест, стимулирование роста инвестиционной активности и содействие реализации инвестиционных проектов.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Программы
10. Основными стратегическими документами в сфере реализации Программы являются:
1) Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
2) Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
3) Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2020 N 2464-р;
4) государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328;
5) государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328;
6) Стратегия социально-экономического развития Камчатского края до 2035 года, утвержденная постановлением Правительства Камчатского края от 30.10.2023 N 541-П (далее - Стратегия Камчатка-2035).
11. Генеральной целью Камчатского края, обозначенной в Стратегии Камчатка - 2035, является повышение уровня благосостояния и качества жизни населения за счет рационального использования уникальных ресурсов территории, поддержки эффективной занятости, создания комфортной среды проживания на основе динамичного развития инфраструктуры и реального сектора экономики, привлечения инвестиций, поддержки импортозамещения, содействия развитию малого и среднего предпринимательства, обеспечения согласованной работы всех ветвей власти.
12. В целях достижения стратегических целей и задач социально-экономического развития Камчатского края в Программе определены новые цели, разработаны новая структура и система показателей.
13. Система целеполагания Программы включает в себя:
1) цель 1 "Повышение объема привлекаемых инвестиций в основной капитал Камчатского края", для достижения которой в структуру Программы включены следующие направления (подпрограммы) реализации:
а) направление (подпрограмма) "Стимулирование реализации инвестиционных проектов";
б) направление (подпрограмма) "Территория опережающего развития "Камчатка";
в) направление (подпрограмма) "Содействие развитию внешнеэкономической деятельности, экспорта, конкуренции";
2) цель 2 "Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан", для достижения которой в структуру Программы включены следующие направления (подпрограммы) реализации:
а) направление (подпрограмма) "Развитие малого и среднего предпринимательства";
б) направление (подпрограмма) "Совершенствование условий для развития торговли и обеспечения защиты прав потребителей в Камчатском крае";
3) цель 3 "Ускорение технологического развития и повышение производительности труда", для достижения которой в структуру Программы включены следующие направления (подпрограммы) реализации:
1) направление (подпрограмма) "Системные меры поддержки промышленности";
2) направление (подпрограмма) "Производительность труда".
14. Направление (подпрограмма) "Развитие государственного управления" оказывает непосредственное влияние на достижение целевых ориентиров Стратегии Камчатка-2035 в целом и целей Программы в частности. Современное государственное управление - обеспечение удовлетворенности граждан и субъектов экономической деятельности государственными и муниципальными услугами, услугами уполномоченных организаций, мерами поддержки и сервисами.
3. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере реализации Программы
15. Программа в соответствии с системой отраслевых приоритетов ориентирована на решение комплекса задач, определяемых отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации и Камчатского края. Реализация Программы будет также иметь значительный мультипликативный эффект для смежных отраслей экономики.
16. В целях обеспечения достижения поставленных целей определены следующие ключевые задачи:
1) реализация системных мер, направленных на улучшение условий осуществления инвестиционной деятельности, в том числе обеспечение инфраструктурой объектов резидентов территории опережающего развития "Камчатка";
2) комплексная поддержка предприятий-участников национального проекта "Производительность труда";
3) обеспечение благоприятных условий для создания и развития субъектами малого и среднего предпринимательства собственного дела, осуществления деятельности самозанятыми гражданами;
4) обеспечение высокого качества и доступности государственных (муниципальных) услуг, перевод их в электронный вид;
5) выработка единой системы по выходу экспортноориентированных предприятий региона на рынки зарубежных стран;
6) стимулирование развития и поддержка отраслей промышленности в Камчатском крае через содействие размещению новых производств, создание новых высокопроизводительных рабочих мест;
7) снабжение населения труднодоступных местностей продовольственными товарами, что позволит нивелировать влияние стоимости транспортных услуг по доставке грузов в труднодоступные районы не только на стоимость продукции, но и расширение ее ассортиментного ряда, что, в свою очередь, обеспечит наличие доступных по цене продовольственных товаров жизнеобеспечения в торговых объектах труднодоступных населенных пунктов;
8) формирование клиентоцентричной культуры, внедрение стандартов клиентоцентричности в органах публичной власти Камчатского края и уполномоченных организациях.
17. Успешное выполнение задач Программы необходимо для достижения долгосрочных целей устойчивого социально-экономического развития Камчатского края.
4. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями
18. Система целеполагания и задачи Программы сформированы с учетом национальных целей развития на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
19. Реализация мероприятий (результатов) Программы будет непосредственно направлена на достижение двух национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года - "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" и "Цифровая трансформация".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.