Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Стратегические приоритеты государственной программы Камчатского края "Управление государственными финансами Камчатского края"
(далее - Программа)
1. Оценка текущего состояния в сфере реализации Программы
1. Устойчивая система управления государственными финансами Камчатского края является одним из важнейших факторов эффективного функционирования государственного управления и имеет ключевое значение для долгосрочного устойчивого развития региона, повышения качества жизни населения.
2. За последние годы в Камчатском крае осуществлен целый ряд мероприятий, направленных на совершенствование системы управления государственными финансами Камчатского края.
3. Так, проводимая в Камчатском крае бюджетная политика нацелена на сохранение социальной и экономической стабильности Камчатского края, безусловное исполнение в полном объеме приоритетных действующих расходных обязательств Камчатского края, приоритизацию расходов бюджета с учетом обеспечения реализации региональных проектов Камчатского края в целях выполнения задач, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
4. Ежегодно проводятся мероприятия по инвентаризации действующих расходных обязательств Камчатского края с целью выявления неэффективных расходов, ограничивается принятие новых расходных обязательств, формируются резервы на случай непредвиденных расходов для обеспечения прохождения стабильного бюджетного процесса в условиях нестабильной ситуации в экономике России.
5. В Камчатском крае реализуется программа развития инициативного бюджетирования, принят порядок проведения краевого конкурса "РЕШАЕМ ВМЕСТЕ" по отбору инициативных проектов, выдвигаемых для получения финансовой поддержки за счет средств субсидий из краевого бюджета на реализацию инициативных проектов в муниципальных образованиях Камчатского края. В настоящее время практикой инициативного бюджетирования охвачены практически все муниципальные образования Камчатского края.
6. В целях содействия сбалансированности и повышения самостоятельности местных бюджетов ежегодно из краевого бюджета предоставляется нецелевая финансовая помощь муниципальным образованиям Камчатского края. Предоставление целевых межбюджетных трансфертов осуществляется по единым стандартизованным порядкам, установлены предельные уровни софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, соглашения заключаются в соответствии с типовой формой.
7. В Камчатском крае ежегодно при формировании проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период при расчете дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований не допускается снижение значений критерия выравнивания финансовых возможностей поселений в Камчатском крае и значений критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных, городских округов) в Камчатском крае, по сравнению со значением критериев, установленных законом о краевом бюджете на предыдущий финансовый год и на плановый период, а также размера дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований по сравнению с размером дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, утвержденным соответственно на первый год планового периода и второй год планового периода в краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период.
8. В рамках повышения качества управления муниципальными финансами Министерством финансов Камчатского края осуществляется проведение ежегодного мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами, а также ежеквартальный мониторинг исполнения соглашений, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, в том числе соблюдение требований бюджетного законодательства Российской Федерации.
9. В Камчатском крае завершено полноценное внедрение программно-целевых методов управления в бюджетный процесс. Доля расходов краевого бюджета, формируемых в рамках государственных программ Камчатского края, составляет более 95 процентов.
10. Регулярно осуществляется информирование населения о состоянии и тенденциях развития в области общественных финансов, открытости деятельности органов власти по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, рассмотрению и утверждению законодательными органами бюджетных параметров и бюджетной отчетности исходя из целей государственной политики и результатов ее осуществления. В рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных, ежегодно составляемом Научно-исследовательским финансовым институтом (НИФИ) по заказу Министерства финансов Российской Федерации, по результатам мониторинга за 2022 год Камчатский край вошел в группу регионов с высоким уровнем открытости бюджетных данных.
11. Долговая политика Камчатского края является неотъемлемой частью финансовой политики региона. Управление государственным долгом осуществляется путем проведения мероприятий по регулированию его объема и структуры, определению условий и осуществлению новых заимствований, обслуживанию и погашению долга. По результатам оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, проведенной Министерством финансов Российской Федерации в 2022 году, Камчатский край отнесен к группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.
12. Рейтинг кредитоспособности Камчатского края в 2022 году подтвержден рейтинговым агентством "Эксперт РА" на умеренно высоком уровне "ruA+".
13. Минфином России ежегодно по итогам отчетного года проводится оценка качества управления региональными финансами как в целом, так и по отдельным направлениям, характеризующим аспекты управления региональными финансами в субъектах Российской Федерации. Камчатскому краю в течение ряда последних лет в целом присваивается 2 степень (надлежащее качество), при этом по отдельным направлениям (бюджетное планирование, финансовые взаимоотношения с муниципальными образованиями) оценка качества стабильно высокая.
14. Тем не менее в настоящее время в Камчатском крае в сфере государственных финансов сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:
1) высокая зависимость бюджета Камчатского края от финансовой помощи из федерального бюджета;
2) бюджетное планирование остается недостаточно увязанным со стратегическим планированием, структура и динамика расходов краевого бюджета не в полной мере учитывают цели социально-экономического развития региона;
3) сохранение условий для неоправданного увеличения бюджетных расходов при в целом низкой мотивации главных распорядителей бюджетных средств к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов;
4) значительная часть средств краевого бюджета распределяется без учета их эффективности и социально-экономической значимости;
5) низкая степень заинтересованности и вовлеченности граждан в осуществлении местного самоуправления;
6) распределение межбюджетных трансфертов осуществляется без должного учета конечных результатов, достигаемых органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае за счет средств, выделяемых из краевого бюджета;
7) поддержание высокого уровня долговой устойчивости в условиях воздействия внешних факторов;
8) недостаточный уровень финансовой грамотности потребителей финансовых услуг на фоне прогрессирующего развития и массового распространения современных средств коммуникации;
9) объективная необходимость замены общесистемного программного, программно-аппаратного и аппаратного обеспечения информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на импортонезависимое.
15. Для развития достигнутых результатов и повышения эффективности использования бюджетных средств и реформирования системы управления общественными финансами разработана Программа.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы
16. Приоритеты региональной политики в сфере реализации Программы определены в следующих документах стратегического характера:
1) Постановление Правительства Камчатского края от 30.10.2023 N 541-П "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2035 года";
2) долгосрочный прогноз социально-экономического развития Камчатского края до 2035 года;
3) Распоряжение Правительства Камчатского края от 25.01.2023 N 23-РП "Об утверждении Бюджетного прогноза Камчатского края на период до 2034 года";
4) основные направления бюджетной и налоговой политики Камчатского края на очередной финансовый год и плановый период.
17. К приоритетам региональной политики в сфере реализации Программы относятся:
1) обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы путем:
а) формирования краевого и местных бюджетов с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджетной системы Российской Федерации, основанных на реалистичных оценках;
б) обеспечения ассигнованиями социально значимых расходных обязательств (заработная плата и начисления на выплаты по оплате труда, оплата коммунальных услуг учреждениями, публично-нормативные обязательства, межбюджетные трансферты местным бюджетам) в полном объеме;
в) совершенствования межбюджетных отношений;
г) ограничения дефицита краевого бюджета;
д) соблюдения установленных бюджетных ограничений по объему государственного долга и объему расходов на его обслуживание (или проведение Камчатским краем ответственной долговой политики с целью сохранения высокого уровня долговой устойчивости и поддержания умеренной долговой нагрузки на краевой бюджет);
е) проведения ответственной инвестиционной политики;
ж) создания и поддержания необходимых резервов для финансового обеспечения непредвиденных расходов;
2) повышение результативности и эффективности расходов краевого бюджета, качества управления бюджетным процессом на региональном и местом уровнях, открытости и прозрачности бюджетного процесса в Камчатском крае.
18. В результате реализации указанных приоритетных направлений региональной политики в сфере управления государственными финансами Камчатского края к 2030 году будет достигнут качественно новый уровень состояния бюджетной сферы.
19. Реализация региональной политики в сфере управления государственными финансами Камчатского края будет способствовать достижению основной цели Программы. Основной целью Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости краевого бюджета и местных бюджетов.
20. Достижение цели Программы осуществляется посредством реализации ведомственного проекта "Создание условий для участия граждан в принятии бюджетных решений для решения городских (сельских) проблем" и комплексов процессных мероприятий "Оптимизация и повышение эффективности расходов краевого бюджета", "Повышение открытости и доступности информации о бюджетном процессе в Камчатском крае", "Управление государственным долгом", "Управление средствами резервных фондов и резервами ассигнований, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации и Камчатского края", "Реализация мероприятий по выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных образований, обеспечению сбалансированности местных бюджетов", "Реализация мероприятий по содействию в решении вопросов местного значения муниципальных образований в Камчатском крае", "Стимулирование органов местного самоуправления по итогам оценки деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований", "Реализация мероприятий по контролю за соблюдением условий предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам", "Обеспечение деятельности Министерства финансов Камчатского края и подведомственных учреждений".
3. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере реализации Программы
21. Основными задачами развития в сфере управления государственными финансами Камчатского края при реализации Программы являются:
1) совершенствование бюджетного процесса в Камчатском крае, повышение эффективности и качества управления региональными финансами;
2) повышение эффективности управления государственным долгом Камчатского края и средствами резервных фондов, и резервами ассигнований, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации и Камчатского края;
3) совершенствование системы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований в Камчатском крае и содействие обеспечению сбалансированности местных бюджетов при условии сохранения стимулов для экономического развития муниципальных образований;
4) создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами.
22. В целях решения вышеуказанных задач запланированы мероприятия по:
1) формированию расходной части краевого бюджета на основе государственных программ Камчатского края, синхронизированных по целям и ресурсам в долгосрочном бюджетном прогнозе Камчатского края;
2) оптимизации структуры государственного долга;
3) созданию и поддержанию необходимых финансовых резервов в целях своевременного финансового обеспечения непредвиденных расходов в соответствии с требованиями бюджетного законодательства;
4) реализации практик инициативного бюджетирования;
5) созданию стимулов к улучшению качества управления бюджетным процессом органов местного самоуправления и увеличению финансовой обеспеченности местных бюджетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.