Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Камчатского края "Социальное и экономическое развитие территории с особым статусом "Корякский округ"
1. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Корякского округа
1. В соответствии со статьей 5 Федерального конституционного закона от 12.07.2006 N 2-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа" в составе Камчатского края в границах территории Корякского автономного округа создана административно-территориальная единица с особым статусом - Корякский округ. При этом ее статус установлен федеральными законами, Уставом Камчатского края и законами Камчатского края.
Корякский округ включает в себя Карагинский, Олюторский, Пенжинский, Тигильский муниципальные районы и городской округ "поселок Палана", являющийся административным центром.
Одной из основных отраслей экономики в Корякском округе является рыболовство. На территории Корякского округа находятся крупные рыбоперерабатывающие предприятия, которые осуществляют переработку и экспорт рыбной продукции.
Корякский округ относится к наименее обжитым территориям Российской Федерации и характеризуется крайне низкой степенью хозяйственной освоенности. Препятствиями в хозяйственном освоении территории являются сложные природно-климатические условия, тяжелые условия навигации, ее ограниченные сроки, отсутствие развитой транспортной и социокультурной инфраструктуры, отсутствие социального комфорта.
Численность населения Корякского округа на 1 января 2023 года составила 15,4 тыс. человек (5,3 процента численности населения Камчатского края). Согласно официальным статистическим данным за период с 2007 года население Корякского округа сократилось на 30 процентов.
Численность представителей коренных народностей на 1 января 2023 года составляет 7,9 тыс. человек или 51,5 процента от общей численности населения Корякского округа. Большинство населенных пунктов Корякского округа являются национальными селами, в которых численность коренного населения в общей численности населения села составляет от 50 до 98 процентов.
Основная занятость населения Корякского округа обеспечивается предприятиями бюджетной сферы, обслуживающими организациями, в том числе жилищно-коммунального комплекса, а также предприятиями малого и среднего предпринимательства. Индивидуальные предприниматели заняты, в основном, торгово-закупочной деятельностью. Значительная часть населения занята на предприятиях рыбной отрасли, производственная деятельность которых носит сезонный характер.
Проблемы развития Корякского округа необходимо и возможно решать только комплексно с учетом всех факторов и участием всех органов государственной власти Камчатского края.
Государственная программа Камчатского края "Социальное и экономическое развитие территории с особым статусом "Корякский округ" (далее - Программа) реализуется с 2014 года и направлена на повышение благосостояния и уровня жизни населения Корякского округа на основе динамичного, устойчивого экономического роста, сопровождающегося прогрессивными структурными сдвигами.
Одними из наиболее значимых реализованных мероприятий в рамках Программы считаются: введение в период с 2014 по 2023 годы в эксплуатацию 15 жилых домов на 146 квартир, общей площадью 9 433,56 кв. м, в селах Тиличики, Тымлат, Каменское, Седанка, Ачайваям, Вывенка, Хаилино, Аянка, Ковран, Лесная, Манилы, Пахачи, Слаутное и поселке Оссора.
Для обеспечения расширения доступа населения Камчатского края к государственным услугам и государственным функциям в населенных пунктах Камчатского края, относящихся к труднодоступным и отдаленным местностям, осуществляется работа "выездных бригад". Ежегодно специалистами "выездной бригады" охватывается около 20 тыс. человек из 33 населенных пунктов и 13 оленеводческих звеньев.
На территории Камчатского края в рамках краевого конкурса "Решаем вместе" реализуются инициативные проекты, направленные на комплексное благоустройство муниципальных образований. Всего за 2021 и 2022 годы на территории Корякского округа реализовано 26 проектов благоустройства (2021 год - 19 объектов, 2022 год - 7 объектов).
Реализация мероприятий иных государственных программ Камчатского края на территории Корякского округа позволяет преодолеть социально-экономическое отставание по основным макроэкономическим показателям, активно проводить структурные преобразования в экономике и повысить ее конкурентоспособность, развивать социальную и инженерную инфраструктуру, жилищно-коммунальную сферу муниципальных образований, обеспечивающих улучшение качества и уровня жизни населения Корякского округа.
В 2014 году построена взлетно-посадочная полоса в п.г.т. Палана, в 2020 году в п. Оссора реконструирована взлетно-посадочная полоса и аэропортовый комплекс.
За весь период строительства автозимника Анавгай - Палана (с 2001 по 2021 год) введено 196,609 км автодороги и 751,290 погонных метров мостов. Общий объем затраченных финансовых средств составил 3 344,164 млн рублей, в том числе средств федерального бюджета 1 912,181 млн рублей.
В рамках региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Камчатского края" в период с 2019 года по 2022 год проводилось расселение аварийного жилищного фонда, признанного таковым с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года, что позволило в с. Тигиль расселить 602,17 кв. м аварийного жилья и в с. Седанка - 31,7 кв. м аварийного жилья.
В целях повышения экономической доступности товаров для населения отдаленных районов с 2022 года реализуется механизм субсидирования муниципальных образований в Камчатском крае, направленный на возмещение транспортных расходов хозяйствующим субъектам, осуществляющим завоз определенных видов продовольственных товаров. В 2022 году в Корякском округе оказана поддержка 12 хозяйствующим субъектам на доставку 192,3 тонн такой продукции. Снижение цен субсидируемых товаров в торговых объектах хозяйствующих субъектов Корякского округа составило до 23,8 процента. В 2023 году оказание поддержки продолжено, денежные средства в полном объеме перечислены муниципальным образованиям, в том числе всем муниципальным образованиям Корякского округа. По состоянию на 31 октября 2023 года оказана поддержка 11 хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на территории Корякского округа, на доставку 150,1 тонн субсидируемой продукции.
В рамках реализуемых в 2023 году мероприятий: производятся строительно-монтажные работы по объекту "Водовод с водозабором в с. Тигиль"; продолжаются строительно-монтажные работы по объекту "Корректировка проектно-сметной документации шифр 4641/2012 по объекту "Реконструкция водовода от водозабора до пгт Палана и внутриплощадочных сетей водовода территории совхоза пгт Палана Тигильского района Камчатского края"; в рамках мероприятий, направленных на ремонт ветхих и аварийных сетей финансируются заявки от поселений Корякского округа; предоставлены субсидии юридическим лицам - ресурсоснабжающим организациям, осуществляющим отпуск коммунальных ресурсов на территории Корякского округа, на возмещение недополученных доходов, связанных с тарифным регулированием коммунальных услуг; произведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах; оказывается амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь; проводятся профилактические медицинские осмотры и диспансеризация определенных групп взрослого населения; оказывается паллиативная помощь; организовано обеспечение лекарственными препаратами региональных льготников; продолжается капитальный ремонт Корякской окружной больницы в п.г.т. Палана; приобретены учебные пособия, оборудование, проведены ремонтные работы аудиторий для создания центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста"; реализованы мероприятия по улучшению учебно-материальной базы образовательных организаций; реализуется социально значимый проект "Омега-3 для детей (Растем здоровыми)"; произведен ремонт кровли МБОУ "Тигильская средняя общеобразовательная школа"; организовано содействие эффективной занятости населения Корякского округа, в том числе коренных малочисленных народов; оказываются услуги по профориентации граждан; предоставлены субсидии 11 родовым общинам, осуществляющим деятельность на территории Олюторского, Пенжинского, Тигильского муниципальных районов и п.г.т. Палана"; возмещены затраты за обучение в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования представителей коренных малочисленных народов; возмещены затраты по оплате проезда к месту учебы при поступлении в образовательные организации представителям коренных малочисленных народов; возмещены затраты по оплате проезда от места обучения к месту жительства и обратно к месту обучения учащимся - представителям коренных малочисленных народов КГПОБУ "Паланский колледж"; оказываются услуги по обеспечению зоны покрытия радиотелефонной (сотовой) связи в сельском поселении "село Каменское" Пенжинского муниципального района для организации широкополосного мобильного доступа к сети "Интернет"; производятся работы по созданию волоконно-оптической линии связи по маршруту "Анавгай - Усть-Хайрюзово - Тигиль - Палана - Оссора".
2. Приоритеты и цели региональной политики в сфере реализации Программы
2. Целью региональной политики в сфере развития территории с особым статусом "Корякский округ" является улучшение качества и уровня жизни населения в Корякском округе. Исходя из цели региональной политики сформулированы приоритеты Программы:
1) повышение транспортной доступности;
2) развитие минерально-сырьевого комплекса;
3) улучшение качества жилья и повышение качества и надежности представления жилищно-коммунальных услуг населению;
4) развитие здравоохранения;
5) развитие образования;
6) социальная защита населения;
7) развитие культуры и искусства;
8) развитие физической культуры и спорта;
9) реализация региональной политики в области содействия занятости населения, направленной на развитие трудовых ресурсов в Корякском округе;
10) повышение уровня обеспеченности населения продуктами питания местного производства, доступными по цене и безопасными по качеству;
11) повышение эффективности взаимодействия исполнительных органов Камчатского края и органов местного самоуправления муниципальных образований в Корякском округе;
12) создание условий для устойчивого развития коренных малочисленных народов на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов;
13) обеспечение условий для устойчивого исполнения расходных обязательств муниципальных образований в Корякском округе и повышение качества управления муниципальными финансами;
14) создание условий развития торговли для обеспечения доступности товаров, необходимых потребителям Корякского округа;
15) совершенствование условий для реализации механизма защиты прав потребителей при приобретении товаров (выполнении работ, оказании услуг).
3. Указанные составляющие формируют единую функциональную основу для реализации региональной политики в части развития территории с особым статусом "Корякский округ" по повышению качества и уровня жизни населения, обеспечивая достижение высокого уровня развития экономической и социальной сфер.
3. Задачи Программы
4. Для улучшения качества и уровня жизни населения в Корякском округе необходимо:
1) посредством реализации мероприятий, направленных на повышение транспортной доступности Корякского округа, обеспечить решение задач:
а) развития дорожной сети Корякского округа;
б) развития воздушного сообщения на территории Корякского округа;
2) посредством реализации мероприятий, направленных на воспроизводство минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых, обеспечить решение задачи расширения сырьевой базы для производства местных строительных материалов;
3) посредством реализации мероприятий по обеспечению доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Корякского округа обеспечить жильем специалистов социальной сферы, а также граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
4) посредством реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, реализации инвестиционных мероприятий в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, оказанию мер поддержки на реализацию органами местного самоуправления муниципальных образований полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, возмещению недополученных доходов в связи с тарифным регулированием в коммунальной сфере, капитальному ремонту многоквартирных домов обеспечить решение задачи повышения качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению;
5) посредством реализации мероприятий, направленных на профилактику, диагностику и лечение социально значимых заболеваний, повышение доступности медицинской помощи и эффективности медицинских услуг, укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения обеспечить решение задачи сохранения и развития сети медицинских организаций, создания условий для повышения качества предоставления услуг в сфере здравоохранения, укрепления кадрового потенциала системы здравоохранения;
6) посредством реализации мероприятий, направленных на создание условий для сохранения здоровья, реабилитации, отдыха и оздоровления детей обеспечить решение задачи обеспечения реабилитации, отдыха и оздоровления детей, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, которое характеризуется сохранением численности детей, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, направленных в организации отдыха детей и их оздоровления;
7) посредством реализации мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры образования для сохранения здоровья ребенка, обеспечить решение задачи обеспечения проведения текущего и капитального ремонта образовательных организаций;
8) посредством реализации мероприятий, направленных на модернизацию школьных систем образования, обеспечить решение задачи участия Камчатского края в федеральной программе на конкурсной основе;
9) посредством реализации мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры образования в Корякском округе обеспечить решение задачи увеличения количества мест для обучающихся образовательных организаций;
10) посредством реализации мероприятий, направленных на развитие образовательной сети, обеспечивающей равный доступ населения Камчатского края к дошкольному, общему образованию и дополнительному образованию детей, обеспечить решение задачи создания условий, соответствующих требованиям обновленных федеральных государственных образовательных стандартов в 100 процентах образовательных организаций к 2030 году, способствующих полноценному обучению, воспитанию и развитию каждого ребенка, осваивающего образовательные программы общего образования, которое в том числе характеризуется 100 процентным обеспечением обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях, бесплатным горячим питанием;
11) посредством реализации мероприятий, направленных на содействие развитию среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования в Камчатском крае, обеспечить решение задачи обеспечения реализации образовательных программ среднего профессионального образования, которое характеризуется увеличением доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям;
12) посредством реализации мероприятий, направленных на обеспечение государственной поддержки работников сферы образования, обеспечить решение задачи развития системы моральных и материальных стимулов поддержки педагогических работников, которое характеризуется проведением комплексных мероприятий, направленных на стимулирование и повышение качества подготовки педагогических кадров;
13) посредством реализации мероприятий, направленных на укрепление социального института семьи, пропаганду положительных семейных традиций и семейных ценностей и ответственного родительства, а также на развитие системы социальных услуг, оказание поддержки семьям с детьми, обеспечить решение задач:
а) пропаганды семейного образа жизни, формирования позитивной мотивации к сохранению семьи и благоприятного микроклимата в ней; формирования в обществе осознанной потребности в браке, семье, родительском воспитании;
б) содействия эффективной реабилитации семей и детей, обеспечения доступности получения консультативной и иной помощи, поддержки семей с детьми;
14) посредством реализации мероприятий, направленных на медицинскую социальную, психолого-педагогическую реабилитацию детей с особыми потребностями, использование новых методов и технологий в реабилитационном процессе, социализацию детей целевой группы, повышение их адаптивных возможностей обеспечить решение задачи развития инфраструктуры социальных служб, способствующих реабилитации, абилитации, социальной поддержке детей с особыми потребностями и их семей, содействия ресурсному обеспечению организаций и учреждений для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, применения эффективных технологий и специализированных методик в комплексной реабилитации таких детей, содействия в получении комплексной реабилитации;
15) посредством реализации мероприятий, направленных на предупреждение семейного и детского неблагополучия, правонарушений несовершеннолетних, суицидального поведения, жестокого обращения с детьми, проведение социальной реабилитации детей и семей, находящихся на различных стадиях неблагополучия, обеспечить решение задач:
а) содействия предупреждению правонарушений несовершеннолетних, проведения социальной реабилитации детей, совершивших правонарушения или преступивших закон, разработки и реализации эффективных методов профилактики и реабилитации;
б) проведения регулярной просветительской и рекламной деятельности по вопросам детской безнадзорности и правонарушений, наркомании и алкоголизма, жестокого обращения с детьми, пропаганды здорового образа жизни;
16) посредством реализации мероприятий, направленных на создание условий для развития исполнительского искусства, обеспечить решение задачи повышения доступности и качества исполнительских услуг;
17) посредством реализации мероприятий, направленных на создание условий для развития музейного дела, обеспечить решение задачи повышения доступности и качества музейных услуг;
18) посредством реализации мероприятий, направленных на развитие системы образования в сфере культуры и искусства, обеспечить решение задачи повышения доступности и качества образовательной деятельности в сфере культуры и искусства;
19) посредством реализации мероприятий, направленных на создание условий для развития разнообразных видов и форм традиционной народной культуры и творческих инициатив в области художественного самодеятельного творчества и обеспечение доступа граждан к участию в культурной жизни, обеспечить решение задачи обеспечения доступа граждан к участию в культурной жизни;
20) посредством реализации мероприятий, направленных на повышение интереса населения Камчатского края к занятиям физической культурой и спортом; модернизацию системы физического воспитания различных категорий и групп населения; обеспечение возможности занятий физической культурой и спортом, укрепление материально-технической базы для занятий спортом; улучшение кадрового обеспечения в сфере физической культуры и спорта в Корякском округе обеспечить решение задач:
а) развития материально-технической базы объектов физической культуры и спорта;
б) пропаганды здорового образа жизни;
21) посредством реализации мероприятий, направленных на оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями в Корякском округе новой техники, оборудования и специализированной техники для пищевой и перерабатывающей промышленности обеспечить решение задач:
а) обеспечения увеличения объемов производства продукции с одновременным повышением ее качественных показателей и конкурентоспособности на рынке;
б) стимулирования приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин и оборудования;
22) посредством реализации мероприятий, направленных на повышение кадрового потенциала коренных малочисленных народов с учетом их этнокультурных особенностей, обеспечить решение задачи повышения доступности образовательных услуг и услуг профессиональной подготовки, предоставляемых коренным малочисленным народам с учетом их этнокультурных особенностей в пределах Российской Федерации;
23) посредством реализации мероприятий, направленных на укрепление материально-технической базы традиционных видов хозяйственной деятельности, обеспечить решение задачи создания экономического базиса и условий для устойчивого развития экономики традиционных видов хозяйственной деятельности на основе технологического оснащения и совершенствования модернизации;
24) посредством реализации мероприятий, направленных на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов, обеспечить решение задачи сохранения национальной культуры и языков коренных малочисленных народов;
25) посредством реализации мероприятий по выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных образований, обеспечению сбалансированности местных бюджетов обеспечить решение задачи предоставления и распределения бюджетам муниципальных образований дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных, городских округов), дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, субвенций муниципальным районам в Камчатском крае для осуществления полномочий органов государственной власти Камчатского края по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений;
26) посредством реализации мероприятий по содействию в решении вопросов местного значения муниципальных образований в Камчатском крае обеспечить решение задачи предоставления и распределения бюджетам муниципальных образований субсидий на софинансирование расходов на оплату труда работников муниципальных учреждений, иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам;
27) посредством реализации мероприятий, направленных на стимулирование органов местного самоуправления по итогам оценки деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований, обеспечить решение задачи создания стимулов к улучшению качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях, поощрения муниципальных образований, достигших наилучших результатов;
28) посредством реализации мероприятий по контролю за соблюдением условий предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам обеспечить решение задачи осуществления контроля за соблюдением требований бюджетного законодательства органами местного самоуправления муниципальных образований;
29) посредством реализации мероприятий, направленных на создание условий для обеспечения региональной системы защиты прав потребителей Корякского округа при приобретении товаров (выполнении работ, оказании услуг), обеспечить решение задачи содействия в совершенствовании системы взаимодействия органов власти по вопросам защиты прав потребителей;
30) посредством реализации мероприятий, направленных на формирование современной инфраструктуры торговли и повышение уровня доступности товаров для потребителей в Корякском округе, обеспечить решение задач:
а) снабжения населения труднодоступных местностей продовольственными товарами;
б) содействия созданию и благоустройству объектов многоформатной торговли, в том числе ярмарочной торговли.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.