Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов), описание текущего развития профилактической деятельности Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
1.1. В соответствии с пунктом 3.8 Положения о Комитете по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитет), утвержденного постановлением Правительства от 13.09.2005 N 1346 (далее - Положение), Комитет уполномочен на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - региональный государственный контроль), включающего в себя:
- региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий;
- региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
- региональный государственный контроль (надзор) за установлением и(или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения;
- региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике;
- региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
- региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - региональный государственный контроль) утверждено постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.09.2021 N 737.
Предметом регионального государственного контроля является, в том числе соблюдение следующих обязательных требований, установленных законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - обязательные требования):
соблюдение субъектами естественных монополий обязательных требований, установленных Федеральным законом N 147-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий, требований к установлению и(или) применению цен (тарифов), регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при государственном регулировании цен (тарифов), раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий;
соблюдение региональными операторами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области обращения с ТКО, к установлению и(или) применению тарифов в области обращения с ТКО, регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, раздельного учета расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов, соблюдения правильности применения регулируемых тарифов в области обращения с ТКО, соблюдения стандартов раскрытия соответствующей информации;
соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления деятельности в области газоснабжения обязательных требований, установленных Федеральным законом N 69-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области газоснабжения, к установлению и применению цен (тарифов) в области газоснабжения, регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) в области газоснабжения, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения, целевого использования финансовых средств, полученных в результате введения надбавок на транспортировку газа, соблюдение стандартов раскрытия соответствующей информации;
соблюдение субъектами электроэнергетики в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в электроэнергетике обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом N 35-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к установлению и(или) применению цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере электроэнергетики, к правильности применения указанными субъектами регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение и(или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, платы за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объектов по производству электрической энергии (мощности), к раздельному учету объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) и платы, а также требований к соблюдению стандартов раскрытия информации в сфере электроэнергетики;
соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом N 190-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, к установлению и(или) применению цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности,
экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, к раздельному учету доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, правильности применения регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов), соблюдения стандартов раскрытия соответствующей информации;
соблюдение организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и(или) водоотведение, обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом N 416-ФЗ, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, к установлению и(или) применению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, правильности применения регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов, соблюдения стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В предмет регионального государственного контроля (надзора) включается исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ).
Перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля, размещены на странице Комитета на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт Администрации Санкт-Петербурга) по адресу:
https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/energ_kom/knd/monopoly/profilakticheskie-meropriyatiya/.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" введен мораторий на проведение плановых КНМ (до 2030 года) и установлено, что внеплановые КНМ могут быть проведены в исключительных случаях, указанных в пункте 3 постановления.
В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) Федеральным законом от 14.07.2022 N 290-ФЗ внесены изменения, согласно которым дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 статьи 28 КоАП РФ поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения КНМ во взаимодействии с контролируемым лицом.
В связи с указанным выше Комитетом в 2023 году не проводились плановые и внеплановые КНМ, дела об административных правонарушениях не возбуждались.
Региональный государственный контроль осуществлялся Комитетом, в основном, посредством проведения профилактических мероприятий.
Динамика проведенных КНМ и профилактических мероприятий по региональному государственному контролю
N п.п. |
Данные по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов) |
Период |
||
2021 |
2022 |
по состоянию на 15.12.2023 |
||
1. |
Количество проведенных КНМ с взаимодействием, из них: |
6 |
0 |
0 |
|
плановых выездных проверок |
6 |
0 |
0 |
|
внеплановых выездных проверок |
0 |
2 |
0 |
2. |
Количество проведенных наблюдений за соблюдением обязательных требований |
4 |
4 |
4 |
3. |
Вынесено постановлений по делам об административных правонарушениях: |
|
|
|
|
по ст. 19.7.1 КоАП РФ |
6 |
0 |
0 |
|
по ст. 19.8.1 КоАП РФ |
22 |
0 |
0 |
|
по ст. 9.15 КоАП РФ |
6 |
0 |
0 |
4. |
Направлено предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований |
0 |
54 |
40 |
5. |
Проведено обязательных профилактических визитов |
- |
2 |
4 |
6. |
Проведено профилактических визитов по инициативе контролируемого лица |
0 |
6 |
В результате проведенного анализа текущего состояния подконтрольной среды и выявленных нарушений обязательных требований установлено, что частыми нарушениями являются нарушения стандартов раскрытия информации: несвоевременное раскрытие информации, нераскрытие информации, раскрытие недостоверной информации. Указанные нарушения могут привести к нарушению прав на получение информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроэнергетики.
Указанные нарушения обусловлены, в том числе недостаточным уровнем правовой грамотности контролируемых лиц.
Снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям может быть обеспечено за счет информированности об обязательных требованиях и мотивации к добросовестному поведению контролируемых лиц, а также предупреждением нарушений обязательных требований посредством направления предостережений о недопустимости их нарушения.
В процессе реализации Программы возможны риски, в том числе отсутствие вовлеченности контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц.
1.2. Описание текущего развития профилактической деятельности Комитета
В 2023 году реализована в полном объеме Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Санкт-Петербурга на 2023 год, утвержденная распоряжением Комитета от 08.12.2022 N 212-р.
В рамках ее реализации Комитетом осуществлены следующие мероприятия:
- Информирование по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения информации, предусмотренной статьей 46 Федерального закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон о контроле) на странице Комитета на сайте Администрации Санкт-Петербурга, в частности:
Проведена актуализация Перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, обращения с ТКО, в электроэнергетике, в области газоснабжения и в сферах естественных монополий (новые редакции утверждены 01.06.2023), которые размещены на странице Комитета на сайте Администрации Санкт-Петербурга;
17.08.2023 распоряжением Комитета N 43-р актуализированы формы проверочных листов, применяемых Комитетом при осуществлении регионального государственного контроля, которые также размещены на странице Комитета на сайте Администрации Санкт-Петербурга.
Также в целях доведения до контролируемых лиц изменений обязательных требований Комитетом на официальном сайте, на странице Комитета на сайте Администрации Санкт-Петербурга, на странице Комитета в социальной сети "Вконтакте" (vk.com/tarifspb), а также в телеграмм-канале Комитета (https://t.me/s/tarif_spb) размещаются информационные материалы.
В рамках разъяснительной работы с контролируемыми лицами Комитетом:
22.06.2023 года проведен семинар на тему: "Стандарты раскрытия информации для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности", информационные материалы указанного семинара также размещены в публичном доступе: https://tarifspb.ru/media/filebrowser/презентация_по_стандартам.pdf.
15.09.2023 проведена научно-практическая конференция "Эволюция тарифного регулирования", на которой обсуждались вопросы тарифного развития и регулирования, в том числе инвестиции в ЖКХ и поддержка ресурсоснабжающих организаций; контрольно-надзорная деятельность в сфере тарифного регулирования; требования к сетевым организациям и заявителям при подключении и другие аспекты тарифной деятельности: https://etrconf.ru/.
- В рамках обобщения правоприменительной практики распоряжением Комитета от 20.02.2022 N 5-р "Об утверждении докладов, содержащих результаты правоприменительной практики Комитета по тарифам Санкт-Петербурга за 2022 год" утвержден доклад, содержащий результаты правоприменительной практики Комитета при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых цен (тарифов) за 2022 год:
- Объявление предостережения контролируемым лицам. При осуществлении регионального государственного контроля в отчетном периоде направлено 40 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований с предложениями о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований стандартов раскрытия информации.
- Проведение обязательных профилактических визитов. Комитет обязан предложить проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности, которая является объектом регионального государственного контроля, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности: в 2023 году проведены 4 обязательных профилактических визита.
Федеральным законом от 04.08.2023 N 483-ФЗ в Закон о контроле внесены изменения, предусматривающие проведение профилактических визитов по инициативе
контролируемых лиц: в 2023 году Комитетом проведено 6 таких профилактических визитов.
- Консультирование контролируемых лиц осуществлялось по телефону, на личном приеме, в ходе проведения профилактических визитов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.